Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах

Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах

(7 голосов4.4 из 5)

Перед каж­дым воз­рас­том Гос­подь ста­вит свою задачу, поэтому обу­че­ние пред­ме­там духовно-нрав­ствен­ного направ­ле­ния школь­ни­ков раз­ных воз­рас­тов не может быть одинаковым. 

Подроб­нее о воз­раст­ных осо­бен­но­стях вос­при­я­тия – в этой статье.

Младшие классы

Школь­ный воз­раст делится на три этапа. Для ребят млад­шего школь­ного воз­раста веду­щей дея­тель­но­стью явля­ется учеба. Ребе­нок дол­жен набрать необ­хо­ди­мое коли­че­ство знаний.

Про­цесс обу­че­ния состоит в объ­яс­не­нии или про­чи­ты­ва­нии мате­ри­ала, и его повто­ре­нии. Осо­бенно глу­бо­кого осмыс­ле­ния мате­ри­ала на этом этапе не тре­бу­ется, поэтому учи­теля про­ве­ряют, насколько дети запом­нили мате­риал и выстав­ляют соот­вет­ству­ю­щие отметки.

599f3fcd221e9 1503608781 e1571847584200 - Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах

Всё легко и про­сто – все довольны. Можно смело утвер­ждать, что в этом воз­расте такое обу­че­ние вполне соот­вет­ствует воз­раст­ной потребности.

Поэтому в млад­шем школь­ном воз­расте дети легко посе­щают вос­крес­ную школу, полу­чают новые зна­ния, кото­рых не дают в школе. И если заня­тия про­во­дятся не скучно, сильно не роп­щут на то, что их застав­ляют учиться по воскресеньям.

Но ошибка состоит в том, что дан­ную мето­дику пыта­ются исполь­зо­вать в сред­них и стар­ших классах.

Вдох­нов­лен­ные сво­ими успе­хами в млад­ших груп­пах пре­по­да­ва­тели вос­крес­ной школы про­дол­жают идти ста­рым кур­сом. В резуль­тате мы можем полу­чить паде­ние инте­реса к изу­ча­е­мым пред­ме­там вообще. 

«Этот год я дохожу в вос­крес­ную школу, а в сле­ду­ю­щем ходить не буду», – так недавно заявил мне один из уче­ни­ков вос­крес­ной школы. Почему так происходит?

Средние классы

Оста­но­вимся подроб­нее на сред­них клас­сах. Задача под­рост­ко­вого воз­раста, соот­вет­ству­ю­щего сред­ним клас­сам, то есть от 10–13 лет, – поиск смысла жизни. В этом воз­расте ребе­нок откры­вает огром­ный мир внутри себя, он осо­знает себя как личность.

Кто я? Зачем я живу? Что такое сча­стье? В чем смысл моей жизни? Если не отве­тить на эти важ­ные вопросы к 14 годам, то нач­нется кри­зис, кото­рый обычно мы назы­ваем кри­зи­сом пере­ход­ного возраста. 

В жизни чело­века есть несколько пере­ход­ных воз­рас­тов – и в 3 года, и в 7 лет, – почему же кри­зис именно 14 лет нам печально изве­стен как самый опас­ный? Дело в том, что сего­дня потреб­но­сти этого пери­ода жизни не удо­вле­тво­ря­ются и ребе­нок часто не выпол­няет задачу, кото­рую поста­вил перед этим воз­рас­том Господь.

Одна из задач вос­крес­ной школы – дать им зна­ния о Боге и цер­ков­ной жизни, дру­гая задача – воцер­ко­в­ле­ние ребят (ведь не у всех роди­тели ходят в храм), но глав­ная – это вырас­тить духов­ную лич­ность. И именно лич­ность ребенка, а не его зна­ния, должна быть важна для нас. 

Чтобы начался лич­ност­ный рост ребенка, он дол­жен разо­браться в своем внут­рен­нем мире, в своем пред­на­зна­че­нии. Поиск смысла жизни про­ис­хо­дит, как пра­вило, в виде диа­лога со взрос­лыми, кото­рые уже опре­де­лили цель своей жизни, в диа­логе со сво­ими сверст­ни­ками, кото­рые тоже ищут ответ на этот же вопрос.

В воз­расте 10–13 лет мы стал­ки­ва­емся с реаль­ной про­бле­мой – дети не могут разо­браться со своим внут­рен­ним миром и целью жизни, в резуль­тате чего лич­ност­ный рост ребенка замедляется.

Насколько важен диа­лог с ребен­ком для его лич­ност­ного роста, отме­чает заме­ча­тель­ный пра­во­слав­ный пси­хо­лог, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук Тамара Алек­сан­дровна Фло­рен­ская, посвя­тив­шая этой про­блеме один из своих глав­ных тру­дов «Диа­лог в прак­ти­че­ской психологии».

Несколько слов необ­хо­димо ска­зать о поня­тии диа­лога, кото­рое ввела Тамара Алек­сан­дровна. Диа­лог – это не про­сто эффек­тив­ный спо­соб пре­по­да­ва­ния и усво­е­ния нового мате­ри­ала. Диа­лог, с одной сто­роны, необ­хо­ди­мое усло­вие для лич­ност­ного роста, с дру­гой, един­ствен­ный спо­соб ока­зать вли­я­ние на дру­гого человека.

Суще­ствует два диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ных отно­ше­ния людей друг к другу – это мани­пу­ли­ро­ва­ние и диалог. 

При мани­пу­ли­ро­ва­нии (или моно­логе) одного дру­гой чело­век – это объ­ект для воз­дей­ствия, он без­душ­ный мате­риал, кото­рый надо обработать. 

При диа­логе педа­гог или пси­хо­лог нико­гда не ста­вит себя выше дру­гого, не обра­ба­ты­вает его, но пыта­ется услы­шать дру­гого и его про­блему для того, чтобы помочь ему всту­пить в диа­лог с собой.

«Я не могу испра­вить тебя или решить твои про­блемы, но можем вме­сте попро­бо­вать услы­шать ответ, кото­рый уже есть внутри тебя», – при­мерно такой должна быть пози­ция педа­гога или психолога.

Одна из после­до­ва­тель­ниц Т.А. Фло­рен­ской так опи­сы­вала задачу пра­во­слав­ной пси­хо­те­ра­пии. Одна­жды они читали в группе детей дошколь­ного воз­раста сказку «Зай­кина избушка». Всем эта сказка известна: «У зай­чика были избушка лубя­ная, а у лисы ледяная…»

После этого про­ис­хо­дит раз­го­вор с одной девоч­кой. «Как ты дума­ешь, в этой сказке лисичка хорошо посту­пает или плохо?» – «Плохо, лисичка хит­рая, поэтому обма­нула зай­чика, а это плохо».

Ска­зав так, девочка про­сто повто­ряет ту уста­новку, кото­рую полу­чила от взрос­лых на уровне созна­ния. Итак, на уровне созна­ния девочка пони­мает, что хит­рость – это плохо.

Раз­го­вор про­дол­жа­ется. Через неко­то­рое время начи­на­ется более дове­ри­тель­ная беседа.

«А кто из зве­ру­шек тебе больше всего нра­вится? Вот, на кого ты хочешь быть похожа?» – «Мне нра­вится лисичка». – «А почему?» – «Ну, она хит­рая, лов­кая, кра­си­вая». – «А хит­рой быть хорошо?» – «Ну, ино­гда хорошо». – «А тебе хит­рость когда-нибудь помо­гала?» – «Да, недавно я съела без спросу кон­феты, а, когда папа заме­тил, я ска­зала, что это брат съел, ему три года. И меня не наказали».

Видим, что в более откро­вен­ном раз­го­воре мы узнаем, что где-то под­со­зна­тельно девочка сопе­ре­жи­вала лисичке, что хит­рость, как свой­ство души, ею высоко цени­лась. Итак, на уровне под­со­зна­ния девочке хочется быть хит­рой и ловкой.

Но под­со­зна­ние – не послед­ний пласт в нашей душе. Раз­го­вор про­дол­жа­ется. «А как нака­зали брата?» – «Его поста­вили в угол, и он не мог смот­реть теле­ви­зор». – «А ты что при этом делала?» – «Я смот­рела теле­ви­зор, а потом играла». – «А что было по теле­ви­зору?» – «Не помню». – «Ну, а тебе было весело?» – «Нет, было грустно, и в игрушки не хоте­лось играть». – «А почему?» – «Брата было жалко».

В глу­бине души есть еще сердце, кото­рое не все­гда сразу слы­шишь. И сердце под­ска­зы­вало девочке, что она так и не изба­ви­лась от нака­за­ния, что хит­рость при­несла ей дру­гое стра­да­ние – муку сове­сти о непра­виль­ном поступке.

Эта жен­щина-пси­хо­те­ра­певт сле­ду­ю­щим обра­зом сфор­му­ли­ро­вала свою задачу по работе с детьми, и, навер­ное, задачу любого педагога.

Надо научить ребенка слу­шать свое сердце. Самое глав­ное не то, что ребе­нок вызуб­рил и, не заду­мы­ва­ясь, повто­рил, а то, чтобы он внутри себя имел очень вер­ного совет­чика – свое сердце. Т.А. Фло­рен­ская назы­вала этого совет­чика «духовное‑Я», кото­рое при­сут­ствует в каж­дом человеке.

Мы, роди­тели и учи­теля, при­выкли мани­пу­ли­ро­вать учащимися.

Классно-уроч­ная система почти не пред­по­ла­гает инди­ви­ду­аль­ного под­хода к ребенку в обыч­ной школе, осо­бенно когда классы по 25–30 чело­век. Но в вос­крес­ной школе это реально, так как группы состоят из 8–12 чело­век (в нашей школе даже меньше).

Нужно поста­раться стать для ребят собе­сед­ни­ком, а не мани­пу­ля­то­ром. Вот что гово­рит об этом Тамара Алек­сан­дровна Фло­рен­ская: «Даже если педа­гог под­хо­дит к уче­нику с самыми бла­гими наме­ре­ни­ями, но видит в уче­нике объ­ект своих педа­го­ги­че­ских воз­дей­ствий; он обща­ется неиз­менно моно­ло­ги­че­ски: пыта­ется вос­пи­ты­вать с пози­ции своих уста­но­вок, взгля­дов, идей…»

(Т. А. Фло­рен­ская. Мир дома тво­его. Чело­век в реше­нии жиз­нен­ных про­блем. – М.: Рус­ский Хро­но­графъ, 2004).

Фло­рен­ская обос­но­вала, раз­ра­бо­тала, отсто­яла роль диа­лога в педа­го­гике и пси­хо­ло­гии, в кото­ром цен­траль­ным поня­тием явля­ется «доми­нанта на собеседнике». 

Сфор­ми­ро­вать эту доми­нанту – дело непро­стое, но для веру­ю­щих людей вполне выполнимое.

Самое печаль­ное, что совре­мен­ным под­рост­кам не уда­ется в этом воз­расте уста­но­вить диа­лог со взрос­лыми. В школе их про­дол­жают спра­ши­вать по-ста­рому, – что тебе задали, то и повто­ряй, а свои мысли можешь оста­вить при себе.

Если каж­дый из 25 уче­ни­ков нач­нёт делиться сво­ими раз­мыш­ле­ни­ями и сомне­ни­ями, от учеб­ного про­цесса ничего не оста­нется. Дома роди­тели, как пра­вило, тоже не пере­стра­и­вают своих отно­ше­ний с ребен­ком, пока ему 10–11 лет.

«Вот будет ему 14, тогда, конечно же, надо будет учи­ты­вать его мне­ние. А пока ему 10 лет, он ничего не знает и ничего не пони­мает, о чем с ним гово­рить?» – При­мерно так рас­суж­дает боль­шин­ство совре­мен­ных родителей.

На самом деле ока­зы­ва­ется ребе­нок уже осо­знал, что внутри него огром­ный мир, а этим миром никто не инте­ре­су­ется. Роди­тели спо­хва­ты­ва­ются лет в 14, но тогда ребе­нок разо­ча­ро­вался в мире взрос­лых и кон­такт уже потерян.

И вот при­мер из нашей прак­тики. Я веду в стар­шей группе (сред­ний школь­ный воз­раст) пред­мет «Аске­тика» (основ­ные поня­тия духов­ной жизни – о грехе, стра­стях и т.п.). Мой стар­ший сын в 11 лет стал все больше про­яв­лять неже­ла­ние ходить в вос­крес­ную школу.

При­мерно в то же время я про­вел в свет­ских шко­лах несколько дис­пу­тов на семей­ную тему, и решил про­ве­сти несколько заня­тий по аске­тике в вос­крес­ной школе в форме диспута.

Я поста­вил себе задачу, чтобы 60% вре­мени гово­рили дети, а не я. Я сосре­до­то­чился на под­го­товке вопро­сов для ребят. Какие у нас были вопросы? Напри­мер, сми­ре­ние – это самоуничижение?

Что зна­чит сми­ре­ние для талант­ли­вого худож­ника или режис­сера? Явля­ется ли про­яв­ле­нием истин­ной дружбы давать спи­сы­вать или под­ска­зы­вать на уроке? Пьян­ство – это болезнь или грех? И полу­ча­лось, что больше поло­вины урока гово­рили сами ребята.

Сна­чала я думал, что при­ме­няю метод сокра­ти­че­ского диа­лога, кото­рый поз­во­ляет детям лучше усва­и­вать мате­риал. Но резуль­таты диа­лога с под­рост­ками пре­взо­шли мои ожи­да­ния. У них появи­лась воз­мож­ность выска­зать свое мне­ние перед взрос­лыми, более того – их вызы­вали на разговор.

И тут совер­ши­лось чудо: когда насту­пило время идти в вос­крес­ную школу, сын без вся­ких уго­во­ров стал ходить на заня­тия ради этой воз­мож­но­сти быть выслу­шан­ным. Я уви­дел, с каким инте­ре­сом дети начи­нали делиться своим мне­нием, вклю­ча­лись в разговор.

Я понял, что неже­ла­ние моего сына ходить в вос­крес­ную школу было вызвано исклю­чи­тельно взрослыми. 

Ведь в школе (обще­об­ра­зо­ва­тель­ной и вос­крес­ной) его мне­ние никому не было важно, дома – мы тоже посто­янно заты­кали ему рот (он очень любит все комментировать). 

В резуль­тате нега­тив­ного опыта обще­ния со взрос­лыми дети замы­ка­ются на обще­нии только среди сверст­ни­ков, но это не может их пол­но­стью удовлетворить.

Сле­ду­ю­щим нашим экс­пе­ри­мен­том были уроки-беседы о своих люби­мых пес­нях. Ребята зара­нее должны были выбрать самую люби­мую песню в мобиль­ном теле­фоне и сде­лать пре­зен­та­цию этой песни – рас­ска­зать, почему нра­вится эта песня, о чем в ней говорится.

Дети с нетер­пе­нием ждали этого урока, что было для меня уди­ви­тельно. Я был уве­рен, что дети скры­вают от взрос­лых свой внут­рен­ний мир в силу кон­фликта между поколениями.

Вот насту­пило время дол­го­ждан­ного пер­вого заня­тия. Одна девочка (13 лет) как самая стар­шая реши­лась пер­вой рас­ска­зать о своей песни. Она вклю­чила песню, и тут я испы­тал шок и пожа­лел, что затеял эти уроки. В этой песни пелось о любви к… ведьме!

Девочка из веру­ю­щей семьи, уже два года с огром­ным инте­ре­сом ходит в вос­крес­ную школу, – и тут такая песня. «Ну и что ты по этому поводу дума­ешь?» – всё, что я смог выда­вить из себя.

Тут я испы­тал вто­рой шок: вдруг эта девочка стала объ­яс­нять, что эта песня – о непра­виль­ной любви, что нельзя заста­вить любить с помо­щью кол­дов­ства и заго­вора и т.п. Ока­за­лось, она совер­шенно по-пра­во­слав­ному вос­при­няла эту песню.

На дру­гом подоб­ном заня­тии мы пред­ло­жили ребя­там рас­ска­зать о своих люби­мых кни­гах. Необ­хо­ди­мость про­ве­сти такой урок воз­никла после того, как одна из стар­ших дево­чек при­несла довольно стран­ную книгу.

Книга о жизни вам­пи­ров была в жанре комик­сов в стиле япон­ских аниме. Чита­лась она снизу вверх и справа налево, то есть наобо­рот, что видимо было одним из при­е­мов сло­мать тра­ди­ци­он­ную систему вос­при­я­тия материала.

Я даже не знал о суще­ство­ва­нии такого жанра под­рост­ко­вых книг. Пер­вое жела­ние было запре­тить при­но­сить эту книгу на уроки в вос­крес­ную школу. Но воз­никло ощу­ще­ние, что это не решит проблему.

Девочка полу­чила зада­ние высту­пить в каче­стве лите­ра­тур­ного кри­тика и сде­лать доклад о про­чи­тан­ной книге. На уроке обсуж­да­лось несколько книг. Урок ока­зался позна­ва­тель­ным для нас (взрос­лых) и инте­рес­ным для детей. Они полу­чили опыт не меха­ни­че­ского погло­ще­ния инфор­ма­ции, но ее осмысления.

Для этого надо было сфор­ми­ро­вать свою лич­ную пози­цию по тому или иному вопросу, выска­зать её и попы­таться отсто­ять – вот это все и есть малень­кие шаги в деле духов­ного роста ребенка.

После таких уро­ков я понял три вещи. Во-пер­вых, я мало что знаю о внут­рен­нем мире детей, даже своих соб­ствен­ных. Когда они гото­ви­лись к этому уроку и сове­то­ва­лись, какую песню поста­вить и что рас­ска­зать о ней, я впер­вые услы­шал то, что у них запи­сано на телефонах.

Во-вто­рых, ребята хотят и готовы делиться своим внут­рен­ним миром со взрос­лыми. Как только они уви­дели, что их миром инте­ре­су­ются, они с радо­стью открыли свои души для общения.

Думаю, един­ствен­ная при­чина, почему дети закры­вают свои души от взрос­лых, это то, они боятся, что нач­нется оче­ред­ная попытка вторг­нуться в этот мир со сво­ими мани­пу­ля­ци­ями, а не с жела­нием услышать. 

В‑третьих, без диа­лога их внут­рен­ний мир не пой­мешь, его невоз­можно под­гля­деть – только сам ребе­нок может вве­сти тебя в тай­ники своей души. Если бы я взял сото­вый теле­фон сво­его сына и про­слу­шал все запи­сан­ные там песни, то ничего бы не понял.

А какая из них самая люби­мая, а какая про­сто так – дру­зья зака­чали, а сте­реть лень? Я ничего не пойму, пока он сам не рас­ска­жет мне. И это будет рас­сказ о его соб­ствен­ном мире, о его мыс­лях, пере­жи­ва­ниях и чувствах.

Старшие классы

Что каса­ется ребят стар­шего школь­ного воз­раста, то перед ними встает новая задача – они уже начи­нают искать свое место в жизни и пыта­ются реа­ли­зо­вать себя в кон­крет­ных делах.

К сожа­ле­нию, совре­мен­ное свет­ское обра­зо­ва­ние очень «затео­ре­ти­зи­ро­вано». Уча­щимся про­дол­жают загру­жать инфор­ма­цию, тре­буя обя­за­тель­ного запо­ми­на­ния, но не тре­буя осмыс­ле­ния, прак­ти­че­ского исполь­зо­ва­ния своих знаний. 

Попро­буй им дать кон­крет­ную задачу – они с ней не спра­вятся. Но именно в этом воз­расте 100–200 лет назад моло­дые люди уже начи­нали свою тру­до­вую дея­тель­ность. Можно кон­ста­ти­ро­вать, что мы имеем про­блему отста­ва­ния в нрав­ствен­ном росте детей.

Раньше, согласно цер­ков­ным зако­нам, в брак можно было всту­пать в 14 и 16 лет для деву­шек и пар­ней соот­вет­ственно. Так про­ис­хо­дило потому, что уже в этом воз­расте у моло­дых людей была сфор­ми­ро­вана спо­соб­ность отве­чать за других.

Девушка в 14 лет могла всту­пать в брак и рожать детей, она была готова стать мате­рью, то есть посвя­тить всё своё время рож­ден­ному мла­денцу, пол­но­стью отве­чать за его жизнь и здо­ро­вье. А юноши в 16 лет готовы были быть пол­ными хозя­е­вами в своем доме и отве­чать за все, что про­ис­хо­дило в семье.

Сей­час такое взрос­ле­ние насту­пает у деву­шек годам к 20–22, а у пар­ней – к 24–26. Отста­ва­ние в нрав­ствен­ном раз­ви­тии состав­ляет около 8 лет.

Я могу ска­зать, что для моего лич­ного внут­рен­него роста важ­ным эта­пом яви­лось одно собы­тие в воз­расте 15 лет: мама мне пору­чила постро­ить туа­лет на даче. Это было мое пер­вое пол­но­стью само­сто­я­тель­ное дело, и я его запом­нил на всю жизнь. Мне надо было впер­вые самому поста­вить себе задачу и решить ее.

У меня в голове было 33 вари­анта, как сде­лать этот туа­лет, но ока­зы­ва­ется, что даже выбор между этими вари­ан­тами – уже нелег­кая задача. С точки зре­ния гео­мет­рии туа­лет не пред­став­лял ника­кой слож­ной задачи, но тем не менее именно это стро­и­тель­ство было про­ры­вом в как в три­го­но­мет­рии, так и обла­сти прак­ти­че­ских навыков.

Каж­дая ошибка, а их было мно­же­ство, уве­ли­чи­вала жиз­нен­ный опыт. Напри­мер, чер­теж был уже готов, вся гео­мет­рия учтена, начи­на­ешь стро­ить, и вдруг ока­зы­ва­ется, что не учтены раз­меры листов металла на крышу, в резуль­тате при­дется его резать так, что буду одни обрезки. Ока­зы­ва­ется, в школе нас не учили, что не только эко­но­мика, но и гео­мет­рия должна быть экономной.

В школе не ста­вят прак­ти­че­ских задач перед ребя­тами. И они ко вре­мени окон­ча­ния школы совсем не готовы к само­сто­я­тель­ной жизни. Вос­крес­ная школа как раз может помочь в этом старшеклассникам. 

Кон­крет­ных раз­ра­бо­ток на учеб­ный год мы не имеем, поскольку у нас сей­час нет ребят стар­шего воз­раста. Для работы со стар­шими клас­сами у нас есть опыт пала­точ­ного лагеря. Напри­мер, наш лагерь каж­дый год отстра­и­ва­ется заново. Это полу­ча­ется не спе­ци­ально, т.к. еже­годно нам «помо­гает» мест­ное насе­ле­ние – к лету на тер­ри­то­рии лагеря оста­ются только кар­касы основ­ных построек (тра­пез­ной, кухни…).

Таким обра­зом, парни науча­ются стро­ить, пилить, рубить дрова, а девушки – гото­вить в экс­тре­маль­ных усло­виях. Для стар­ше­класс­ни­ков две недели жизни в лагере могут дать больше, чем год заня­тий в вос­крес­ной школе.

Мы часто ругаем моло­дежь, что она без­дель­ни­чает, но я уве­рен, что в воз­расте 14–18 лет никто не хочет сидеть без дела. И только не найдя спо­соб своей реа­ли­за­ции, под­ростки могут реа­ли­зо­вы­вать себя негативно. 

Неда­ром, когда гово­ришь с моло­де­жью, можно часто услы­шать от них: «дайте нам какое-нибудь дело». Могу при­ве­сти при­мер. Одна­жды в лагере мы сотруд­ни­чали со сту­ден­че­ской эко­ло­ги­че­ской орга­ни­за­цией – помо­гали рас­чи­щать запо­вед­ные озера, обу­стра­и­вали род­ники. Разъ­е­хав­шись после лагеря, под­ростки в ско­ром вре­мени создали моло­деж­ную эко­ло­ги­че­скую орга­ни­за­цию «Пустельга».

Около двух лет эта орга­ни­за­ция суще­ство­вала, в том числе при­ни­мала уча­стие в туше­нии пожа­ров на тор­фя­ни­ках, и пре­кра­тило свое суще­ство­ва­ние только потому, что боль­шин­ство зачин­щи­ков дви­же­ния закон­чили школу и посту­пили в инсти­туты, поки­нув род­ной город.

Это дви­же­ние было пол­но­стью в руках самой моло­дежи, ника­кой взрос­лый не под­тал­ки­вал и не учил их. Были слу­чаи, когда нам зво­нили роди­тели и спра­ши­вали, куда уехали их дети, думая, что это какое-то меро­при­я­тие в рам­ках вос­крес­ной школы, но мы тоже ничего не знали, – дети мно­гое делали абсо­лютно самостоятельно.

Про­сто они уви­дели, как это делают дру­гие моло­дые люди (сту­денты био­фака МГУ) и сде­лали то же самое.

Лич­ност­ный рост стар­ше­класс­ни­ков в основ­ном совер­ша­ется через опыт прак­ти­че­ской (в том числе само­сто­я­тель­ной) дея­тель­но­сти, через опыт пол­ного про­хож­де­ния пути от замысла до конеч­ного вопло­ще­ния своей идеи.

Только такой опыт дает воз­мож­ность под­ростку по праву занять свое место среди взрос­лых. Кроме лаге­рей воз­можны и дру­гие формы работы, помо­га­ю­щие стар­ше­класс­ни­кам стать само­сто­я­тель­ными лич­но­стями: изда­тель­ский кру­жок, волон­тер­ская орга­ни­за­ция, моло­деж­ный хор и т.д.

Думаю, в вопросе тео­ре­ти­че­ского обос­но­ва­ния важ­но­сти прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти в про­цессе обу­че­ния в вос­крес­ных шко­лах стар­ше­класс­ни­ков сле­дует изу­чить более вни­ма­тельно одну из работ док­тора пси­хо­ло­ги­че­ских наук Бад­ма­ева Бориса Цире­но­вича «Пси­хо­ло­гия и мето­дика уско­рен­ного обучения».

Основ­ная мысль этого труда – зна­ния фор­ми­ру­ются в про­цессе при­ме­не­ния их на прак­тике. Бад­маев раз­ра­бо­тал несколько мето­дик для пре­по­да­ва­ния спец­пред­ме­тов в ПТУ и раз­лич­ных вузах (в т.ч. и воен­ных). В резуль­тате ско­рость обу­че­ния и каче­ство зна­ний сту­ден­тов воз­росло в несколько раз.

Зна­ния, кото­рые сей­час пред­ла­га­ются в вос­крес­ной школе, сильно ото­рваны от прак­тики, то есть обыч­ной быто­вой жизни ребенка. Под­ро­сток может пре­красно знать, что Цер­ковь гово­рит о том или ином пред­мете, но это может не сов­па­дать с его лич­ным мне­нием и не исполь­зу­ется в его прак­ти­че­ской жизни.

Только когда в вос­крес­ной школе юноши и девушки смо­гут участ­во­вать в реаль­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, их зна­ния смо­гут стать убеж­де­ни­ями, а в даль­ней­шем и руко­вод­ством для действий.

Итак, под­водя итоги, ска­жем сле­ду­ю­щее. Чтобы вос­крес­ная школа помо­гала под­рост­кам в их лич­ност­ном росте, необ­хо­димо учи­ты­вать воз­раст­ные потреб­но­сти под­рас­та­ю­щего поколения.

Для вос­пи­тан­ни­ков вос­крес­ной школы «про­блем­ного воз­раста» очень важен диа­лог с ними, а для более стар­шего воз­раста необ­хо­дима помощь в их само­ре­а­ли­за­ции: важно научить ребят поль­зо­ваться сво­ими зна­ни­ями в жизни, в чем да помо­жет нам Господь!

Свящ. Илия Шугаев
Обра­зо­ва­тель­ный пор­тал «Слово»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки