Как приучить ребенка к труду?

Как приучить ребенка к труду?

(3 голоса5.0 из 5)

Как часто мы стал­ки­ва­емся с тем, что ребё­нок не хочет что-либо делать по дому, отго­ва­ри­ва­ясь тем, что дело скуч­ное. Что это – про­яв­ле­ние лени, тяга к празд­но­сти или «зво­но­чек» роди­те­лям о важ­ных душев­ных потреб­но­стях ребенка?

В своем видео-блоге на тему дет­ского труда и празд­но­сти, а также неоче­вид­ных для нас  внут­рен­них моти­вов ребенка раз­мыш­ляет свя­щен­ник Никита Забо­лот­нов – мно­го­дет­ный папа, спе­ци­а­лист в обла­сти вос­пи­та­ния и воз­раст­ной психологии.

«Часто мне задают вопрос: ребенку скучно что-либо делать – напри­мер, уби­раться дома. Что с этим делать? Для начала нам с вами нужно решить глав­ный вопрос: какой у ребенка воз­раст, потому что в раз­ном воз­расте ребенку может быть скучно что-либо делать совер­шенно по раз­ным причинам.

kids doing chores - Как приучить ребенка к труду?

Во-вто­рых, надо понять: а почему все-таки ребенку скучно. Давайте раз­бе­рем несколько воз­мож­ных при­чин и поду­маем, как сде­лать так, чтобы ребенку тру­диться было интересно.

Нач­нем с того, насколько сами роди­тели радостно умеют тру­диться. Когда мы что-либо делаем сами или вме­сте, много ли у нас радости? 

Мама моет посуду – что у нее на лице отоб­ра­жа­ется? Папа что-то помо­гает по дому, что его попро­сила мама еще месяц назад, вешает полочку: делает он это с улыб­кой или нет – мол, «отвя­жись, вот, ты хотела».

Если мы научимся сами тру­диться с радо­стью, это будет заме­ча­тель­ный при­мер и для наших детей. Вто­рой момент – это орга­ни­за­ция труда. Очень часто орга­ни­за­ция труда у нас стра­дает. То есть что это такое?

Мы начи­наем ребенка застав­лять, пону­кать, или, что еще хуже – кри­ти­ко­вать: то дела­ешь не так, это дела­ешь не так, делай так, как я тебе говорю, а я вот как делаю… Есте­ственно, с такой орга­ни­за­цией труда никому тру­диться не захочется. 

Ну, поду­майте: сами вы при­шли на работу, на про­из­вод­ство, и ваш началь­ник еже­се­кундно начи­нает вас кри­ти­ко­вать, что вы всё дела­ете не так. Хочется ска­зать: ну, делай уже сам, раз ты такой умный!

И, соб­ственно говоря, дети так и делают. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети тру­ди­лись, помо­гали нам, нам нужно научиться  не кри­ти­ко­вать, а пока­зы­вать, как это дела­ется пра­вильно, без того, чтобы ребе­нок чув­ство­вал себя каким-то ущерб­ным или неправильным.

Кроме того, про­ис­хо­дит нев­ро­ти­за­ция ситу­а­ции, когда само дело, сам труд начи­нает для ребенка ассо­ци­и­ро­ваться с кри­ти­кой от роди­те­лей, и, есте­ственно, он ничего делать после этого совер­шенно не захочет.

Ещё один важ­ный момент: как мы про­сим. Как мы про­сим наших детей помочь? 

Если мы это делаем в обя­за­тель­ной дирек­тив­ной форме – начи­наем дока­зы­вать ребенку, что он дол­жен и обя­зан нам, – то, конечно, реак­ция будет соответственная. 

Если же мы дого­ва­ри­ва­емся с ребен­ком, если мы учимся его пра­вильно моти­ви­ро­вать, то резуль­тат будет совер­шенно другой. 

И здесь мы пере­шли к сле­ду­ю­щей теме: это моти­ва­ция, как можно заин­те­ре­со­вать ребёнка на труд и вза­и­мо­по­мощь. На самом деле полез­ных моти­вов очень много, и если кто-то думает, что это может быть только некая моти­ва­ция «ты мне, я тебе» – то это совер­шенно неправильно.

Здесь моти­ва­ция начи­на­ется с того, что труд по дому – это некое сов­мест­ное дело, осо­бенно это каса­ется детей малень­ких. Трех‑, четырех‑, пяти­лет­ний ребе­нок  будет рад – сов­местно делать что-то с роди­те­лем для него сча­стье и огром­ное удовольствие.

Ребе­нок – млад­ший школь­ник тоже с радо­стью что-то будет делать вме­сте с роди­те­лем. Поэтому, если вы позо­вете ребенка сде­лать что-то вме­сте: пой­дем, вме­сте убе­рёмся, про­пы­ле­со­сим, я буду делать это, а ты это, или давай вме­сте помоем посуду, – и при этом вы не будете его кри­ти­ко­вать, то у нас будет лег­кость в отно­ше­ниях и в настро­е­нии, и ребе­нок навер­няка отклик­нется на вашу просьбу.

0zikyvl4z k - Как приучить ребенка к труду?

Для под­рост­ков моти­ва­ция может быть более кон­крет­ная и более прак­тич­ная: давай ты сей­час сде­ла­ешь это, я пока сде­лаю то, а потом мы вме­сте посмот­рим фильм. 

Или, в конце кон­цов, ребя­там постарше нужно объ­яс­нить, что у всех есть свои обя­зан­но­сти, нужно их нести и, соб­ственно говоря, твоя обя­зан­ность заклю­ча­ется в этом, в этом и в этом. Ты сде­ла­ешь – и свободен.

И пони­ма­ние того, что ребе­нок в чем-то помо­гает, и то, что он, сде­лав это, может быть потом сво­бо­ден, зани­маться сво­ими делами – будет помо­гать ребенку в том, чтобы кон­кретно что-либо делать.

Кроме того, мы можем раз­но­об­ра­зить наш труд. Можно вклю­чить музыку и делать это под музыку. Мы можем с малень­ким ребен­ком устро­ить какую-то игру, как будто мы гото­вимся к при­езду принца или еще кого-то, и в такой игро­вой форме вме­сте что-либо делать.

Но для нас очень важно (и именно с этого я начал), как мы сами вос­при­ни­маем труд и работу. Ведь далеко не все при­выкли тру­диться, и часто труд вос­при­ни­мают как какую-то страш­ную, тяже­лую необ­хо­ди­мость, от кото­рой нужно побыст­рее избавиться.

Если вы так вос­при­ни­ма­ете труд, то почему вы хотите, чтобы ваши дети вос­при­ни­мали его по-дру­гому? Поэтому начи­наем, как обычно, с себя. Пыта­емся, в первую оче­редь, для себя пре­вра­тить труд из нуд­ного меро­при­я­тия во что-то более пози­тив­ное, и учим этому детей.

Соб. инф.
Видео-вер­сия беседы 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки