Подвижные игры для детей

Подвижные игры для детей

(1 голос5.0 из 5)

Пра­вильно ходить, быстро бегать, смело пры­гать, ловко лазать и бро­сать мяч ребе­нок проще всего научится в подвиж­ной игре, когда он неза­метно для себя, без при­нуж­де­ния выпол­няет ваши тре­бо­ва­ния и совер­шен­ству­ется как в дви­га­тель­ном раз­ви­тии, так и в уме­нии пра­вильно вести себя в коллективе.

Подвиж­ные игры для детей носят тема­ти­че­ский характер.

Вна­чале подвиж­ные игры очень про­сты, их содер­жа­ние, поня­тия и опре­де­ле­ния взяты из дет­ского мира: дети, зве­рушки, про­стые пред­меты и дей­ствия с ними.

Пра­вильно ходить ребе­нок быст­рее научится по черте, про­ве­ден­ной на земле, по лавочке или невы­со­кой ограде; играют в зве­ру­шек, иду­щих друг за дру­гом; в сол­дат, мар­ши­ру­ю­щих в колонне; в детей, пере­хо­дя­щих мостик над водой; в поезд, иду­щий по рель­сам, и т. п. Когда будет осво­ена ходьба по пря­мой, можно доба­вить ходьбу зиг­за­гом между пре­пят­стви­ями (куби­ками).

 Быстро бегать сле­дует учить также постепенно.

Сна­чала пред­ло­жите ребенку бегать на корот­ких отрез­ках (напри­мер, в парке от лавочки к лавочке, от дерева к дереву). Позд­нее ребе­нок сам будет сво­бодно бегать, а вы сле­дите, чтобы он не бегал слиш­ком долго без пере­рыва; после крат­ко­вре­мен­ного отдыха ребе­нок быстро вос­ста­нав­ли­вает силы и может про­дол­жить бег. Учите его бегать между рас­став­лен­ными пред­ме­тами, обе­гать мебель, людей, игрушки.

Подвиж­ная игра Тучи и ветер.

Ребе­нок изоб­ра­жает кру­го­об­раз­ными дви­же­ни­ями рук над голо­вой и дви­же­ни­ями всего тела боль­шие и малень­кие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, кото­рые гонит по небу ветер.

Подвиж­ная игра Автомобиль.

Ребе­нок изоб­ра­жает дви­же­ние авто­мо­биля (поезда, авто­буса, само­лета), выпол­няя руками соот­вет­ству­ю­щие движения.

Подвиж­ная игра Салки.

Играйте в салки на кор­точ­ках, на одно ноге, в «дере­вян­ные», «желез­ные» и т. п. (дети спа­са­ются от «салки», при­са­жи­ва­ясь на кор­точки, вста­вая на одну ногу, дотра­ги­ва­ясь до дере­вян­ного или желез­ного пред­мета). Роль «салки» пооче­редно испол­няют взрос­лый и ребе­нок, при­чем доставьте ребенку радость оса­лить вас. После про­дол­жи­тель­ного бега про­де­лайте дыха­тель­ные упраж­не­ния с интен­сив­ным выдохом.

Подвиж­ная игра Пчелки

Вме­сте с ребен­ком изоб­ра­жайте пче­лок, сле­та­ю­щихся к улью, кото­рый можно обо­зна­чить линией на земле, огра­ни­чить белье­вой верев­кой и т. п. Сле­дите за тем, чтобы ребе­нок бежал легко, руки сво­бодно двигались.

Подвиж­ная игра Дождик

Убе­гайте вме­сте с ребен­ком, чтобы как можно ско­рее спря­таться дома «под крышу».

Подвиж­ная игра Лужи

Нари­суйте на земле раз­лич­ные чер­точки и кружки. Затем возь­мите ребенка за руку и в беге пере­пры­ги­вайте с ним через нари­со­ван­ные пре­пят­ствия. Цель — научить ребенка не оста­нав­ли­ваться перед чер­той, не пре­ры­вать бег.

Подвиж­ная игра Кукла пры­гает

Взрос­лый дер­жит ребенка за обе руки лицом к себе и вме­сте с ним пры­гает с ноги на ногу или одно­вре­менно на обеих ногах. Позже выпол­няйте упраж­не­ние не дер­жась за руки.

Подвиж­ная игра Воро­бьи

Ребе­нок пры­гает на месте на обеих ногах и с места впе­ред и назад. Взрос­лый вна­чале дер­жит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот спо­соб, дер­жите ребенка только за одну руку и пры­гайте вме­сте с ним.

Лаза­нье сле­дует активно исполь­зо­вать в своих заня­тиях и подвиж­ных играх, так как оно бла­го­творно воз­дей­ствует на подвиж­ность позво­ноч­ника, укреп­ляет мышцы рук, ног и туло­вища, сти­му­ли­рует дея­тель­ность внут­рен­них орга­нов. Дети любят лазать, осо­бенно вверх, поскольку именно таким путем они удо­вле­тво­ряют свою потреб­ность в дви­же­нии. Роди­тели должны стре­миться к тому, чтобы ребе­нок вме­сто пол­за­ния на колен­ках, кото­рое чрез­мерно отя­го­щает чув­стви­тель­ные колен­ные суставы, быст­рее начал пол­зать на чет­ве­рень­ках, опи­ра­ясь на кисти и ступни.

Подвиж­ная игра Кошечка крадется

Ребе­нок пол­зает на чет­ве­рень­ках. Потом он оста­нав­ли­ва­ется и пово­ра­чи­вает голову (кошечка огля­ды­ва­ется), затем накло­няет голову к земле (кошечка пьет). Упраж­не­ние выпол­ня­ется только на гиги­е­ни­че­ской подстилке.

Подвиж­ная игра Змея ползет

Взрос­лый укреп­ляет веревку в гори­зон­таль­ном поло­же­нии низко над зем­лей и побуж­дает ребенка про­ползти под ней на животе.

Дорожка пре­пят­ствий. Как уже гово­ри­лось, дома легко можно обо­ру­до­вать дорожку пре­пят­ствий — из несколь­ких поло­жен­ных на пол сту­льев, стола, гла­диль­ной доски и белье­вой веревки (ее сле­дует закре­пить низко над полом). Ребе­нок под руко­вод­ством взрос­лого пре­одо­ле­вает раз­но­об­раз­ные пре­пят­ствия, пооче­редно под­ле­зая под них, пере­ша­ги­вая и взби­ра­ясь на них, и соска­ки­вает на ковер (соскок допу­стим только с высоты на уровне пояса ребенка). На откры­том воз­духе обо­ру­дуйте дорожку пре­пят­ствий при помощи вере­вочки, пру­ти­ков, досок, бре­вен, кусти­ков и т. д. Пре­одо­ле­ние дорожки повто­ряйте с ребен­ком не менее 4 раз; на неко­то­рых участ­ках поз­во­ляйте ему лазать само­сто­я­тельно, в опас­ных местах вни­ма­тельно помо­гайте ему и страхуйте его, чтобы исклю­чить воз­мож­ность какой-либо травмы. Игра раз­ви­вает в ребенке самостоятельность.

Подвиж­ная игра Тоннель

Ребе­нок изоб­ра­жает поезд, кото­рый про­ез­жает через тон­нель, состав­лен­ный из пере­вер­ну­тых сту­льев, натя­ну­тых вере­вок и т. п. Ребе­нок бежит и про­ле­зает под пре­пят­стви­ями, не каса­ясь их.

Подвиж­ная игра Мишка

Ребе­нок лезет (со стра­хов­кой) по наклон­ной лест­нице, наклон­ной доске, по лавочке и т. п. Взрос­лый при этом при­го­ва­ри­вает: «Лезет, лезет мишка со сту­пеньки на сту­пеньку. Лезет, лезет мишка — вот и влез высоко».

Мета­нию ребе­нок смо­жет легко научиться в игре. Цель — обу­чить детей сразу же метать пра­вильно — впе­ред-вверх, чтобы потом не при­шлось отучать их от при­вычки метать пред­мет снизу или сбоку. Сна­чала научите ребенка метать лег­кие пред­меты доста­точно высоко. Чтобы помочь ребенку, натя­ните над его голо­вой веревку и попро­сите пере­бро­сить мячик через нее. Пока­жите ребенку несколько раз пра­виль­ный замах для броска. Пой­мать мяч с лёта для ребенка в воз­расте до 3 лет — слиш­ком слож­ная задача. Поэтому доста­точно того, что ребе­нок научится пра­виль­ным зама­хом метать пред­мет и катать его в задан­ном направлении.

Подвиж­ная игра Состя­за­ния голубей

Для отра­ботки броска впе­ред-вверх отлично помо­гут бумаж­ные «голуби». Взрос­лый и ребе­нок, сорев­ну­ясь, метают их на дальность.

Подвиж­ная игра Кегли

Это пре­крас­ная игра для тре­ни­ровки мет­ко­сти и навы­ков ката­ния. Пласт­мас­со­вые кегли, гиги­е­нич­ные и деше­вые, могут быть одним из пер­вых ново­год­них подар­ков ребенку.

Подвиж­ная игра Пере­ка­ты­ва­ние мяча

Хоро­шим под­го­то­ви­тель­ным упраж­не­нием для мета­ния и ловли мяча явля­ется также пере­ка­ты­ва­ние мяча друг другу. Взрос­лый и ребе­нок сидят на земле (ноги врозь, напро­тив друг друга) и пере­ка­ты­вают мяч друг другу. Позже можно пере­ка­ты­вать два мяча сразу (обра­щайте вни­ма­ние на то, чтобы мячи не стал­ки­ва­лись друг с дру­гом). Ребе­нок, выпол­няя так упраж­не­ние, учится сосре­до­то­чи­вать и раз­ви­вает уме­ние ловить катя­щий мяч и точно направ­лять его взрослому.

Упраж­не­ния с исполь­зо­ва­нием раз­лич­ных пред­ме­тов в спе­ци­аль­ной обстановке

Пре­бы­ва­ние на све­жем воз­духе для ребенка млад­шего воз­раста явля­ется насущ­ной потреб­но­стью. Поэтому сле­дует найти такое заня­тие на улице, кото­рое бы нра­ви­лось ему и спо­соб­ство­вало все­сто­рон­нему раз­ви­тию. В совре­мен­ных квар­ти­рах воз­мож­но­сти для игры у ребенка очень огра­ни­чены, поэтому роди­тели должны по воз­мож­но­сти чаще ходить с детьми в парки, на спор­тив­ные пло­щадки, в купальни, в лес, стре­мясь к тому, чтобы ребе­нок еже­дневно как можно дольше нахо­дился на све­жем воз­духе в любое время года. Со сме­ной вре­мен года меня­ется и харак­тер дви­га­тель­ной дея­тель­но­сти ребенка на откры­том воз­духе. Однако он дол­жен иметь посто­ян­ную воз­мож­ность во что-то играть, чего-то доби­ваться, чтобы пре­бы­ва­ние на воз­духе сти­му­ли­ро­вало даль­ней­шее дви­га­тель­ное раз­ви­тие, спо­соб­ство­вало укреп­ле­нию здоровья.

Лест­ницу ребе­нок пре­одо­ле­вает сна­чала со стра­хов­кой, потом само­сто­я­тельно, при­дер­жи­ва­ясь за какую-либо опору или без нее, но все­гда при­став­ным шагом. Цель — научить ребенка сту­пать на каж­дую сту­пеньку дру­гой ногой. Это упраж­не­ние на рав­но­ве­сие, на высо­кой лест­нице — на сме­лость; кроме того, оно укреп­ляет мышцы живота.

Горки найти в городе сложно, поэтому вы отправ­ля­е­тесь на них с детьми, как пра­вило, во время вос­крес­ных про­гу­лок. На неболь­шой горке с поло­гим скло­ном побуж­дайте ребенка взбе­жать в гору и мед­ленно сбе­жать вниз, прямо в ваши руки. Поскольку при сбе­га­нии со склона уве­ли­чи­ва­ется ско­рость, учите ребенка наме­ренно тор­мо­зить бег, чтобы не упасть.

Зимой такой склон пре­красно под­хо­дит для тре­ни­ровки съез­жа­ния на сан­ках — сна­чала с роди­те­лями, позже (на без­опас­ном склоне) само­сто­я­тельно. Ребе­нок учится на горке пра­вильно направ­лять санки и пре­одо­ле­вать страх при быст­ром их движении.

Лавочки, бревна, доски можно исполь­зо­вать для ходьбы на наклон­ной плос­ко­сти, лаза­нья на чет­ве­рень­ках, вле­за­ния и сле­за­ния со страховкой.

Качели — пре­крас­ное сред­ство, помо­га­ю­щее ребенку пре­одо­леть страх высоты. Поза­боть­тесь, однако, о без­опас­но­сти: чтобы ребе­нок не упал, доска должна быть хорошо закреп­лена в сере­дине, оба конца ее должны быть снаб­жены ручками.

По ветке, скло­нен­ной низко над зем­лей, можно лазать и висеть на ней. Вис на руках детям млад­шего воз­раста не реко­мен­ду­ется, допус­ка­ется только вис с опо­рой на ноги (стоя на земле, на ветке, рас­по­ло­жен­ной ниже, и т. п.) .

Резинка, длин­ная веревка, тон­кий канат — под­хо­дя­щие сна­ряды для под­ле­за­ния, пере­ша­ги­ва­ния, пере­пры­ги­ва­ния как с места, так и с раз­бега. Сле­дите за тем, чтобы дети спры­ги­вали обя­за­тельно на мяг­кую подстилку.

Съез­жа­ние с наклон­ной поверх­но­сти — пре­крас­ное упраж­не­ние на сме­лость и рав­но­ве­сие. Сле­дите за без­опас­но­стью ребенка при завер­ше­нии спуска!

Поза­боть­тесь о том, чтобы ребе­нок твердо запом­нил: слож­ные упраж­не­ния он может выпол­нять только в при­сут­ствии кого-то из роди­те­лей, но ни в коем слу­чае не один. Это сле­дует вну­шить ребенку, и при необ­хо­ди­мо­сти даже при­гро­зить, что, если он не послу­ша­ется, вы нико­гда не будете выпол­нять с ним подоб­ные упражнения.

Очень полезны упраж­не­ния с раз­но­об­раз­ными пред­ме­тами, кото­рые все­гда най­дутся дома для заня­тий с ребенком.

Это могут быть раз­лич­ные игрушки, а также бумаж­ные шары, кружки из пру­ти­ков, кегли, кар­тон­ные диски, бумаж­ные ленты, белье­вая веревка, корот­кая ска­калка, мячи раз­ной вели­чины и т. п. Упраж­не­ния с этими пред­ме­тами спо­соб­ствуют раз­ви­тию у ребенка уме­ния выпол­нять прак­ти­че­ские дей­ствия и тем самым раз­ви­вают у него лов­кость, сно­ровку, учат тер­пе­нию и сосре­до­то­чен­но­сти (напри­мер, мета­ние бумаж­ных шаров в кор­зину, пере­носка игру­шек в опре­де­лен­ное место) . Упраж­не­ния с пред­ме­тами раз­ви­вают мел­кие мышцы рук и таким обра­зом под­го­тав­ли­вают ребенка к более слож­ным дей­ствиям (рисо­ва­нию, письму, шитью), содей­ствуют реше­нию задач тру­до­вого воспитания.

Выбор средств для укреп­ле­ния здо­ро­вья и физи­че­ского раз­ви­тия малыша зави­сит от вре­мени года. Напри­мер, летом — вод­ные про­це­дуры и подвиж­ные игры; зимой — ката­ние на сан­ках, сколь­же­ние по ледя­ной дорожке. Ребе­нок с боль­шим инте­ре­сом играет на улице, если у него есть кон­крет­ная про­грамма дей­ствий. В связи с этим раз­ре­шайте ему взять с собой игрушки, напри­мер ведерко, мяч, коляску, санки, чтобы, увле­ченно играя, он как можно дольше побыл на све­жем воз­духе. Для раз­ви­тия дви­га­тель­ных навы­ков у ребенка пре­бы­ва­ние в парке или на спор­тив­ной пло­щадке более целе­со­об­разно, чем дол­гие про­гулки по городу. Дли­тель­ная ходьба (одно­об­раз­ное дви­же­ние) утом­ляет ребенка, а сво­бод­ное дви­же­ние в игре идет ему на пользу. Для этого роди­те­лям сле­дует так пла­ни­ро­вать сво­бод­ное время, чтобы пооче­редно гулять с ребенком.

Музы­кально-рит­ми­че­ские упражнения

Боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия ребенка имеют игры, сопро­вож­да­е­мые рит­мом или мело­дией, песен­кой, сти­хами; они поло­жи­тельно вли­яют на эмо­ци­о­наль­ную и воле­вую сто­роны лич­но­сти. успо­ка­и­вают детей, удо­вле­тво­ряют их потреб­ность в дви­же­нии, при­но­сят радость. С помо­щью про­стых игр с пением и сти­хами дети посте­пенно при­вы­кают к ритму и мело­дии, учатся слу­шать музыку и пони­мать ее. Хотя бы один из роди­те­лей дол­жен про­явить ини­ци­а­тиву: почаще петь с ребен­ком (лучше — соеди­няя пение с про­стыми дви­же­ни­ями) или же декла­ми­ро­вать стихи в ритме движений.

Источ­ник: сайт “Спорт и семья”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки