Православное пение как средство воспитания духовности

Православное пение как средство воспитания духовности

(7 голосов5.0 из 5)

Одним из наи­важ­ней­ших фак­то­ров в духовно-нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии ребенка явля­ется искус­ство, в част­но­сти хоро­вое пение.

Сей­час, как нико­гда, важен вопрос раз­ви­тия духов­но­сти среди детей. Духов­ность – един­ствен­ный маяк в бушу­ю­щем море нашей совре­мен­ной жизни. Ведь только через обра­ще­ние к выс­шим иде­а­лам и цен­но­стям, через стрем­ле­ние ко всему доб­рому и веч­ному воз­можно воз­рас­та­ние чело­века до той меры, к кото­рой при­звал его Творец.

Одним из наи­важ­ней­ших фак­то­ров в духовно-нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии ребенка явля­ется искус­ство, в част­но­сти хоро­вое пение. С меди­цин­ской точки зре­ния, пение поло­жи­тельно вли­яет на весь чело­ве­че­ский орга­низм. Голо­со­выми виб­ра­ци­ями, затра­ги­ва­ю­щими внут­рен­ние органы пою­щего, могут изле­чи­ваться как физи­че­ские (брон­хи­аль­ная астма, голов­ная боль и т.д.), так и пси­хи­че­ские (нев­роз, фобия, депрес­сия) расстройства.

Со сто­роны духов­ной жизни хоро­вое пение явля­ется одним из основ­ных состав­ля­ю­щих цер­ков­ного рели­ги­оз­ного обряда. При этом ни одно бого­слу­же­ние, ни обще­ствен­ное, ни част­ное не обхо­дится без пения, даже цер­ков­ное чте­ние пред­став­ляет собой речь на рас­пев, про­из­но­ся­щу­юся на опре­де­лен­ной высоте в опре­де­лен­ной тональности.

По своей содер­жа­тель­ной части бого­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния отоб­ра­жают суть празд­ну­е­мого собы­тия, помо­гая людям глубже осо­знать про­ис­хо­дя­щее на бого­слу­же­нии и соеди­ниться духом с Цер­ко­вью. Упо­ми­ная об этом, невоз­можно не при­ве­сти заме­ча­тель­ное изре­че­ние свт. Васи­лия Вели­кого: «изоб­ре­тены для нас строй­ные пес­но­пе­ния псал­мов, чтобы и дети воз­рас­том или вообще не воз­му­жав­шие  нра­вами, по-види­мому, только пели их, а в дей­стви­тель­но­сти обу­чали свои души».

На Руси испо­кон веков цер­ков­ное пение было весьма зна­чимо и неот­де­лимо от вос­пи­та­ния юных поко­ле­ний. При этом пра­во­слав­ный педа­го­ги­че­ский под­ход к вопросу вос­пи­та­ния ори­ен­ти­ро­вался на при­об­ще­ние чело­века к Богу. Вме­сте с тем, для Руси был харак­те­рен путь Боже­ствен­ного позна­ния через еди­не­ние с Твор­цом самим обра­зом быто­вой жизни.

Тео­рия музыки во вре­мена Древ­ней Руси раз­ви­ва­лась очень мед­ленно, но именно в древ­не­рус­ской пев­че­ской тра­ди­ции гла­вен­ству­ю­щее место зани­мала ее внут­рен­няя, т.е. нрав­ствен­ная сто­рона. «Педа­го­гика, пони­ма­е­мая на Руси как «душев­ное стро­е­ние», была при­звана помочь чело­веку овла­деть хри­сти­ан­скими доб­ро­де­те­лями, стать нрав­ствен­ным в своих поступ­ках, что явля­лось при­зна­ком истин­ной муд­ро­сти, иду­щей от сердца, в отли­чие от муд­ро­сти чисто позна­ва­тель­ной», — писал один из педа­го­гов по музыке.

Непо­сред­ственно к пению в церкви издревле отно­си­лись очень вни­ма­тельно и серьезно. Зва­ние цер­ков­ного пев­чего обя­зы­вало чело­века духовно соот­вет­ство­вать выс­шим нрав­ствен­ным кри­те­риям. Именно поэтому в период XVIII-XIX веков цер­ков­ное хоро­вое пение зна­чи­лось среди основ­ных пред­ме­тов школь­ных программ.

В наши дни воз­рож­да­ется стрем­ле­ние к при­об­ще­нию под­рас­та­ю­щего поко­ле­ния к изу­че­нию цер­ков­ного пения. Тем не менее, необ­хо­димо отме­тить, что далеко не каж­дый ребе­нок, меч­та­ю­щий стать реген­том, т.е. руко­во­ди­те­лем цер­ков­ного хора, или про­сто пев­чим, обя­зан полу­чить спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное обра­зо­ва­ние в духов­ной семинарии.

На прак­тике бытуют слу­чаи, когда ребе­нок, имея за пле­чами только музы­каль­ную школу и очень силь­ное жела­ние слу­жить своим пением Богу, осва­и­вает свет­скую про­фес­сию и одно­вре­менно с этим сна­чала стоит в цер­ков­ном хоре в каче­стве уче­ника, затем берет допол­ни­тель­ные част­ные уроки по дири­жи­ро­ва­нию, зани­ма­ется в Вос­крес­ной школе, и ста­но­вится регентом.

К сожа­ле­нию, среди роди­те­лей все больше и больше про­сле­жи­ва­ется стрем­ле­ние отдать детей на обу­че­ние в кружки эст­рад­ного вокала. И дет­ских кол­лек­ти­вов, зани­ма­ю­щихся по про­грамме, ска­жем так, «нечест­ного обу­че­ния» сей­час очень много. В чем же заклю­ча­ется их нечестность?

Во-пер­вых, в воз­расте обу­ча­е­мых детей. Вокаль­ное пение явля­ется осмыс­лен­ным про­цес­сом, постро­ен­ным на ассо­ци­а­циях физи­че­ских ощу­ще­ний и зву­ча­ния голоса. Поэтому ребе­нок дошколь­ного воз­раста, а порой и до 10–11 лет, чисто по сво­ему раз­ви­тию не может каче­ственно зани­маться. К тому же необ­хо­димо учи­ты­вать такую осо­бен­ность чело­ве­че­ского орга­низма, как мута­ция голоса. Она свя­зана с физио­ло­ги­че­ским созре­ва­нием ребенка и начи­на­ется в воз­расте 12–14 лет. При этом во время мута­ции маль­чи­кам неже­ла­тельно петь вообще, либо допу­стимо петь дози­ро­вано и под­кон­трольно пре­по­да­ва­телю, а девоч­кам так же сле­дует быть осто­рож­ными. После ломки голоса заня­тия вока­лом должны быть уже более серьез­ными, наце­лен­ными на ста­нов­ле­ние взрос­лого «пожиз­нен­ного» голоса, при­чем маль­чи­кам при­хо­дится начи­нать обу­че­ния «с нуля» в связи с кар­ди­наль­ным изме­не­нием голо­со­вого тембра.

Во-вто­рых, так назы­ва­е­мый «вокал» в подоб­ных кол­лек­ти­вах явля­ется на самом деле «хоро­вым пением», потому что вокал – это сугубо инди­ви­ду­аль­ное занятие.

В‑третьих, с музы­каль­ной точки зре­ния, на таких заня­тиях про­ис­хо­дит поста­новка невер­ного зву­ко­из­вле­че­ния, направ­лен­ного не на оформ­ле­ние кра­си­вого пол­но­звуч­ного голоса, а на еле слыш­ное выго­ва­ри­ва­ние слов в шипя­щей манере.

В‑четвертых, само созда­ние сце­ни­че­ского образа, при­ни­ма­ю­щего вид певца раз­вязно рас­ха­жи­ва­ю­щего по сцене и любу­ю­ще­гося собой, вре­дит неокреп­шей дет­ской душе, закла­ды­вая в нее закваску гордыни.

Более каче­ствен­ными по уровню заня­тий, конечно же, явля­ются музы­каль­ные школы. Но и здесь роди­тели должны быть бла­го­ра­зумны и не пытаться поско­рее отпра­вить четы­рех­лет­нее дитя в группу ран­него раз­ви­тия при той же музы­каль­ной школе. Не дает полез­ных навы­ков это «раз­ви­тие» по самой про­стой при­чине, уже опи­сан­ной выше: не готов еще умствен­ный уро­вень ребенка спра­виться с пред­ла­га­е­мой информацией.

В свете дан­ного поло­же­ния вещей может воз­ник­нуть совер­шенно спра­вед­ли­вый вопрос: «Чтобы при­об­щить ребенка к цер­ков­ному пению сле­дует напря­мую обра­щаться к регенту при­ход­ского храма? Но ведь реаль­ность пока­зы­вает, что зача­стую регенты не имеют ни воз­мож­но­сти, ни жела­ния зани­маться с детьми, и к кому же тогда идти?» Здесь на помощь при­хо­дят цер­ковно-при­ход­ские, т.е. Вос­крес­ные школы.

Прак­ти­че­ски во всех Вос­крес­ных шко­лах изу­ча­ются его основ­ные поня­тия, а в неко­то­рых хра­мах дети участ­вуют в бого­слу­же­нии в каче­стве пев­чих. Есть при­ходы, где дан­ному вопросу посвя­щено очень много внимания.

Напри­мер, в Санкт-Петер­бург­ской епар­хии на про­тя­же­нии 16 лет изу­че­нием тра­ди­ций визан­тий­ской и древ­не­рус­ской духовно-пев­че­ской куль­туры зани­ма­ется дет­ско-юно­ше­ский хор при Соборе Вла­ди­мир­ской иконы Божией Матери.

Дру­гим при­ме­ром обу­че­ния прак­ти­че­скому бого­слу­жеб­ному пению явля­ется Вос­крес­ная школа преп. Сер­гия Радо­неж­ского при Свято-Тро­иц­ком соборе г. Кол­пино. Вос­пи­тан­ники школы имеют уни­каль­ную воз­мож­ность еже­не­дельно участ­во­вать в «дет­ской литур­гии», во время кото­рой девочки поют всю службу, а маль­чики помо­гают свя­щен­нику в алтаре. На заня­тиях все ребята также зна­ко­мятся с осо­бен­но­стями цер­ков­ного Устава, по кото­рому совер­ша­ются бого­слу­же­ния, раз­би­рают дог­ма­ти­че­ские вопросы пра­во­слав­ного веро­уче­ния, совер­шают палом­ни­че­ские поездки.

Поэтому всем жела­ю­щим вос­пи­ты­вать своих детей в духе нрав­ствен­но­сти и видеть их слу­жа­щими  Гос­поду своим пением хочется посо­ве­то­вать только одно: обра­щай­тесь в Вос­крес­ные школы. И хочется верить, что со вре­ме­нем из уче­ни­ков Вос­крес­ных школ вырас­тут либо истин­ные пев­чие, бла­го­го­вейно отно­ся­щи­еся к бого­слу­же­нию, либо высо­ко­нрав­ствен­ные при­хо­жане, живу­щие в гар­мо­нии со своей душой.

Ирина Сан­чес (с)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки