Проблемы современной семьи

Проблемы современной семьи

(2 голоса5.0 из 5)

В послед­ние сто лет семей­ные цен­но­сти пре­тер­пели зна­чи­тель­ные изме­не­ния, при­чем, в боль­шин­стве слу­чаев, изме­не­ния не совсем пози­тив­ные. Это не зна­чит, что раньше супруги не испы­ты­вали про­блем в семей­ной жизни, но бла­го­по­лу­чие семьи во мно­гом под­дер­жи­ва­лось тра­ди­ци­ями, цер­ко­вью и зако­ном. Совре­мен­ные супруги нахо­дится в более неза­щи­щен­ном поло­же­нии, поэтому мно­гие семьи сей­час можно опре­де­лить, как «труд­ные».

Про­блемы мате­ри­аль­ной неустроенности…

Будь бла­го­ра­зу­мен, а вме­сте с тем вспо­ми­най и о том вечере, в кото­ром отец, при­звав тебя, отдал тебе дочь свою, как бы неко­то­рый залог, и, отлу­чив её от всего: от матери, от себя самого и от дома, — вру­чил все попе­че­ния о ней твоей деснице.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин) вра­зум­ляет одного из супру­гов, кото­рый своим неже­ла­нием и неуме­нием обес­пе­чить семью дово­дит дело до ее раз­ру­ше­ния. Он пишет, что если чело­век взял на себя обет и бремя быть гла­вою семьи, а за время семей­ной жизни не поста­рался зара­бо­тать на жизнь не только семьи, но и свою, то даль­ней­шее суще­ство­ва­ние такой семьи ста­вит под угрозу и физи­че­скую, и духов­ную жизнь той, кото­рая ее содер­жит. Он под­чер­ки­вает, что хри­сти­ан­ская идея, выра­жен­ная лишь в сло­вах и отри­ца­е­мая жиз­нью, пере­стает быть жиз­нен­ной, и добав­ляет: “Я думаю, что надо очень оби­деть чело­века, даже больше, чем оби­деть, чтобы он с двумя детьми решился на жизнь без опоры в супруге” [7: 211]. Отец Иоанн (Кре­стьян­кин) гово­рит, что такими сво­ими дей­стви­ями муж дает жене право на раз­вод и перед людьми и перед Богом, и надо очень изме­ниться, чтобы сохра­нить семью.

Непра­виль­ное пони­ма­ние супру­гами духов­ного подвига

Если мы бодр­ственны, то ни брак, ни вос­пи­та­ние детей, ни дру­гое что не может вос­пре­пят­ство­вать нам в уго­жде­нии Богу.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Отец Иоанн (Кре­стьян­кин) в пись­мах семей­ным людям посто­янно напо­ми­нает о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния обе­тов друг перед дру­гом. Он при­зы­вает к трез­вому вос­при­я­тию жизни и чув­ству ответ­ствен­но­сти за семью. Вера — это сози­да­ние жизни со мно­гим и мно­гим тер­пе­нием и любо­вью. Муж и жена — плоть едина и нельзя отсечь свою поло­вину из-за того, что один из супру­гов при­шел к вере, а дру­гой нет. “Когда вера ста­но­вится при­чи­ной разо­ре­ния, то тут уж явно что-то не то и ско­рее свое­во­лие, когда помощь Божия отсту­пает” [8: 200]. В одном из писем отец Иоанн прямо ука­зы­вает супруге на излиш­нее рве­ние, кото­рым она отвра­тила сво­его мужа от Церкви и от веры, и запре­щает ей думать о скит­ском житель­стве, так как оно окон­ча­тельно раз­ру­шит семью [8: 197]. Батюшка сове­тует ей под­чи­ниться прежде всего выпол­не­нию обе­тов семей­ного чело­века, ведь спа­се­ние наше зави­сит от выпол­не­ния воли Божией, а не от своеволия.

В дру­гом письме веру­ю­щей жен­щине он с уко­ром пишет: “А теперь, когда через Вас в Вашу семью вхо­дит Гос­подь, Вы, кото­рая при­звана сохра­нять семью, устрем­ля­е­тесь на её разо­ре­ние. Вен­ча­ние ведь — это Божие бла­го­сло­ве­ние и на Ваших детях, уже рож­ден­ных. Вас сму­щает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отве­чать пред Богом будете Вы, и не замо­лить Вам будет этой вины. Потру­ди­тесь в семье своей, выма­ли­вая своих близ­ких. Надо много тер­пе­ния в этом деле бла­гом” [8: 30]

Жизнь — это искус­ство. И нет общего рецепта на все случаи.

Сте­пень воцер­ко­в­ле­ния у мно­гих супру­гов бывает раз­ной и на этой почве воз­ни­кают раз­но­гла­сия и кон­фликты. Батюшка Иоанн (Кре­стьян­кин) в таких слу­чаях сове­тует тер­пе­ливо ждать, “чтобы и у супруга появи­лись начатки рели­ги­оз­ных поня­тий. А пока их нет, надо усту­пать ему” [8: 195]. Любовь, сочув­ствие и пони­ма­ние вер­нут рас­по­ло­же­ние мужа и поз­во­лят сохра­нить семью.

Отец Иоанн (Кре­стьян­кин) напо­ми­нает духов­ной дочери о вре­мени начала созда­ния семьи, об их с мужем еди­но­душ­ном неве­де­нии Бога: “не беги далеко впе­ред от супруга — он не в состо­я­нии пока понять, ради кого и чего такие изме­не­ния в его жене” [8: 198]. Глав­ней­шая задача — сохра­нить семью. Батюшка про­сит и внеш­нее не спе­шить менять, а вот во внут­рен­нем дол­жен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в цер­ковь вен­чаться, что тоже было нелегко.

“Когда вы созда­вали семью, вы оба были неве­ру­ю­щими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог — это любовь в первую оче­редь”,- пишет архи­манд­рит Иоанн чело­веку, через смерть брата познав­шему Бога и тщет­ность житей­ских устремлений.“Через тебя в твой дом дол­жен войти Гос­подь, уже кос­нув­шийся твоей души. Ты (по Еван­ге­лию) обрел дра­го­цен­ную жем­чу­жину, сокрыл ее и хочешь один раз­бо­га­теть, не думая о любви по Богу к своим близ­ким” [7: 227].

“Жена не хочет жить с тобой — дру­гим, стран­ным, ей неве­до­мым. Она мир­ской чело­век, но ведь и ты не духов­ный еще, а только паришь духом, в меч­тах заби­ра­ясь на небо вме­сто того, чтобы научиться на земле жить по-хри­сти­ан­ски”. И отец Иоанн про­сит супруга помо­литься и при­ло­жить все силы, чтобы раз­вода не было. Необ­хо­димо “начать жить не мона­хом в семье, а семей­ным чело­ве­ком, до поры раз­де­ляя ее немощ­ные жела­ния” [7: 227].

Про­блема семей­ных отно­ше­ний в бра­ках с иноверными 

Если веру­ю­щая жена, живу­щая с неве­ру­ю­щим мужем, не доб­ро­де­тельна, то обык­но­венно про­ис­хо­дит хула на Бога; если же она укра­шена доб­ро­де­те­лью, то про­по­ведь при­об­ре­тает славу от нее и доб­рых дел ее. Если ты и не при­об­ре­тешь ника­кой дру­гой пользы, если и не при­вле­чешь мужа к обще­нию в пра­вых дог­ма­тах, то, по край­ней мере, загра­дишь ему уста и не допу­стишь хулить христианство.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

На вопрос о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния состо­я­щим в закон­ном браке с неве­ру­ю­щим, отец Иоанн (Кре­стьян­кин) при­во­дит в при­мер мать Гри­го­рия Бого­слова, имев­шую дол­гое время мужа-языч­ника. Св. Нонна жила в Боге и при­ча­ща­лась, соеди­ня­ясь с Ним в Таин­ствах. При­ча­ще­ние необ­хо­димо для полу­че­ния Боже­ствен­ной силы на молитву за супруга и детей, чтобы и они полу­чили дар веры. “Не уста­вайте молиться, не отча­и­вай­тесь, и батюшке сво­ему ска­жите, что нельзя отго­нять от Бога тех, к кому Гос­подь вошел в жизнь” [7: 224].

Духов­ной дочери, вышед­шей замуж за ино­верца, схи­и­гу­мен Иоанн (Алек­сеев) пишет жиз­нен­ное напут­ствие в семей­ной жизни: “Сво­ему мужу ста­райся быть вер­ной, не изме­няй ему и слу­шайся его во всем. Конечно, исклю­чая пра­во­слав­ных тре­бо­ва­ний” [6: 74]. На рели­ги­оз­ные темы сове­тует не бесе­до­вать ни с ним, ни с его близ­кими, а учить супруга своей доб­ро­де­тель­ной хри­сти­ан­ской жиз­нью. Не при­нуж­дать его ходить в цер­ковь и радо­ваться, что муж не пре­пят­ствует ее молитве в храме. Хорошо и веж­ливо отно­ситься к све­крови и все без­ро­потно тер­петь. В дру­гом письме он пишет: “О своем муже молись, но не доку­чай и не говори ему быть пра­во­слав­ным: сво­ими сове­тами можешь оскор­бить и оттолк­нуть его от пра­во­сла­вия, молись и рас­по­ло­жись на волю Божию и все про­чее предо­ставь Божию мило­сер­дию” [6: 77].

Сожа­лея об изме­нив­шихся обсто­я­тель­ствах в отно­ше­нии мужа к вере, схи­и­гу­мен Иоанн пишет своей духов­ной дочери: “Когда вы при­е­хали в Нью-Йорк, твой муж искал цер­ковь пра­во­слав­ную, даже всю службу пас­халь­ную про­стоял; а теперь очень изме­нился, даже не хочет, чтобы сына сво­его водила в цер­ковь. К несча­стью нашему можно ждать, что не поже­лает, чтобы и ты ходила в цер­ковь. Хоть он и хоро­ший чело­век, как ты пишешь, но под вли­я­нием своих род­ных уже и изме­нился. А пла­мен­ная любовь без рели­гии очень нена­дежна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впро­чем, не уны­вай и не мало­ду­ше­ствуй, молись и надейся на Божию помощь и царицы небес­ной. О рели­гии не говори с ним” [6: 106].

У свя­ти­теля Нико­лая Серб­ского мы встре­чаем письмо, в кото­ром он предо­сте­ре­гает духов­ную дочь от раз­рыва с мужем из-за укло­не­ния его в сек­тант­ство. Из-за того, что муж стал сек­тан­том, в доме нача­лись ссоры и раз­но­гла­сия и ни в одном вопросе супруги не могут найти общего языка. Это ясно пока­зы­вает, как глу­боко вера про­ни­зы­вает всю нашу жизнь, и испо­кон веков взгляды пра­во­слав­ных отли­ча­лись от взгля­дов ере­ти­ков. Свя­ти­тель сове­тует ей не отре­каться от сво­его мужа, не осуж­дать, не гово­рить о нем ничего худого, потому что этим она его не испра­вит. В уте­ше­ние он при­во­дит ей при­мер отца свя­того Гри­го­рия Бого­слова, кото­рый впал в ересь и за молитвы своей бла­го­че­сти­вой жены со вре­ме­нем оста­вил ее. Из этого при­мера, по сло­вам пас­тыря, видно, как жена может повли­ять на веру мужа в доб­ром [16: 388].

Алко­го­лизм

Уко­ризна чело­веку упи­ваться вином; видев мно­гих, никого не нашел я подоб­ных упивающемуся.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

Одним из тяже­лых соци­аль­ных неду­гов, при­во­дя­щих ко мно­же­ству внут­ри­се­мей­ных про­блем, явля­ется пьян­ство. В пись­мах игу­мена Никона (Воро­бьева) мы видим любовь и тер­пе­ние пас­тыря, его стрем­ле­ние помочь семье — пока­зать жене, каким дол­жен быть ее духов­ный подвиг в этих обсто­я­тель­ствах, под­дер­жать стра­да­ю­щего алко­го­лиз­мом мужа, чтобы жизнь обоих направ­ля­лась ко спасению.

Он пишет: “Со всем убеж­де­нием, со всей силой души моей, с любо­вью умо­ляю тебя: сми­рись пред мужем, сочти себя винов­ной пред ним (хотя бы ты была и в чем-либо права), попроси про­ще­ния за все про­шлое; затем дай обет Богу все делать ради мира и спа­се­ния обоих”. Он гово­рит об их обо­юд­ной вине и непра­виль­ном пове­де­нии в пре­одо­ле­нии этой болезни. Игу­мен Никон объ­яс­няет, если муж пьет, надо его пожа­леть, потому что он раб своей стра­сти и один, своей силой, изба­виться не может. “Ты же вме­сто помощи только осуж­да­ешь его, тре­бу­ешь от него того, что он пока дать не может”. Про­сит жену поне­сти немощь мужа, и исправ­лять его духом кро­то­сти, а не руга­нью, упре­ками, ссо­рой. Таким пове­де­нием, по его сло­вам, она губит себя, так как от этого может постра­дать муж, и тогда “ты отве­тишь и за его душу”. Духов­ник ука­зы­вает ей, что спа­се­ние их зави­сит друг от друга и поги­бель одного будет гибе­лью и дру­гого: “Вам надо спа­саться вме­сте, или вме­сте погибнуть”.

Муж и жена состав­ляют одного чело­века, и боль­ную часть надо лечить. Любить друг друга — зна­чит пола­гать душу свою за другого.

Игу­мен Никон обра­щает вни­ма­ние духов­ной дочери на ее состо­я­ние: если она искренне видит свои грехи, то не должна осуж­дать чужие.

“Ты не должна тре­бо­вать от него здо­ро­вья, когда он болен, а должна ока­зы­вать снис­хож­де­ние его немощи”. Не нужно ругать мужа, когда он пьян, а мол­чать, чтобы не вызвать на что-либо худ­шее. И в трез­вом состо­я­нии не надо “пилить” его, а сов­местно обсу­дить, как общими уси­ли­ями побе­дить эту сла­бость. По сло­вам батюшки, ника­кие молитвы, труды, мило­стыни не будут угодны Богу, если чело­век будет только осуж­дать, а не при­ла­гать уси­лий спа­сти ближ­него или “решиться самой погиб­нуть ради его спа­се­ния”. Объ­яс­няя, почему напи­сал так, игу­мен Никон заклю­чает: “Не поду­май, что я напи­сал это тебе потому, дескать, что… наго­во­рил мне и я под­дался. Нет. Еще с весны и даже раньше я почув­ство­вал неправду тво­его устро­е­ния” [15: 263].

В пись­мах к боль­ному алко­го­лиз­мом он пока­зы­вает весь ужас этой стра­сти. Если с ней не бороться, чело­век попа­дает под пол­ную власть бесов. Они будут воз­буж­дать пить все больше и больше, рас­стра­и­вать нерв­ную систему. Чело­век дела­ется раз­дра­жи­тель­ным, гнев­ли­вым. Лег­кие ссоры будут все более гру­бые и дли­тель­ные. Денег не будет хва­тать, про­го­нят со службы — надо будет про­да­вать вещи, выпра­ши­вать в долг уни­зи­тель­ным обра­зом, может быть, даже воро­вать. Гнев уси­лится до бесов­ской злобы, до жела­ния убить. Бесы, дей­ство­вав­шие втайне, ста­нут являться в виде раз­бой­ни­ков, диких зве­рей, змей. Потом могут явиться и в своем без­об­раз­ном гнус­ном виде. Если и тут чело­век не обра­зу­мится, то заста­вят его совер­шить какое-либо тяж­кое пре­ступ­ле­ние, напри­мер, под­жог, убий­ство, а затем при­ве­дут в пол­ное отча­я­ние и заста­вят покон­чить с собой. Игу­мен Никон объ­яс­няет, что если бы со смер­тью чело­век совсем исчез, так можно было бы радо­ваться: кон­чи­лись муче­ния, но ведь нет уни­что­же­ния. “Пья­ница, само­убийца из малых и вре­мен­ных стра­да­ний перей­дут окон­ча­тельно и навеки во власть бесов в ужас­ней­шую муку, кото­рой не будет конца”.

Он при­зы­вает опом­ниться: “если не можешь бро­сить пить, хоть так сознай, что ты дела­ешь нехо­рошо, что губишь себя, оби­жа­ешь близ­ких тебе, оскорб­ля­ешь Гос­пода. Сознай это и при­пади к Гос­поду хоть один раз в день и скажи Ему: “Гос­поди, я поги­баю, спаси меня, не допу­сти до окон­ча­тель­ной гибели. Гос­поди, будь мило­стив ко мне, греш­ному””. Предо­сте­ре­гает от отча­я­ния и обна­де­жи­вает, что, если чело­век будет так посту­пать, то Гос­подь про­стит грехи и спа­сет от погибели.

Про­тив бесов пишет: “Не ножами или иным веще­ствен­ным ору­жием обо­ро­няйся. Они не боятся этого, а борись име­нем Божиим”.

Батюшка при­зы­вает к ответ­ствен­но­сти перед женой и про­сит про­сить у нее про­ще­ния, если оби­дит чем. При­гла­шает при­е­хать испо­ве­даться, при­ча­ститься, похо­дить в цер­ковь. “Лучше нигде не рабо­тай, — сове­тует он, — но не пей и не губи себя. Пока… тебя про­кор­мит, а когда несколько укре­пишься и овла­де­ешь собой, то Гос­подь устроит тебе не вред­ную работу” [15: 265].

В дру­гом письме Игу­мен Никон снова напо­ми­нает о той опас­но­сти, в кото­рой нахо­дится чело­век: “Ты совсем попал в сети вра­жии. Неужели ты этого не видишь? Неужели тебе не ясно, что враги хотят тебя погу­бить? Жить тебе оста­лось немного”. Пока­зы­вая Божие мило­сер­дие, пишет, что Гос­подь дал время: про­длил чело­веку жизнь, осво­бо­дил от работы, обес­пе­чил всем, дал и для пока­я­ния помощь в лице о. Павла и его соб­ствен­ной жены. Потом упре­кает, что тот чуть ли не в пья­ном угаре при­ча­ща­ется. Гос­подь ждет пока­я­ния от людей греш­ных, потому и долго тер­пит. Бог жалеет их, вра­зум­ляет и доб­ром, и скор­бями, и болез­нями, ожи­дая исправ­ле­ния. И если не каются, то остав­ляет их в зем­ной жизни на их волю, чтобы воз­дать долж­ное после смерти.

Если чело­век не может бро­сить пить, то духов­ник сове­тует по край­ней мере пить дома, не оскорб­лять жену и молиться: “Гос­поди, я не могу сам удер­жаться от водки, сей­час буду пить, напьюсь, может быть, буду сквер­но­сло­вить и ругать жену. Гос­поди, если можно, удержи меня или про­сти, что я опять напьюсь”. “Когда помо­лишься так, тогда пей, ста­ра­ясь выпить поменьше. А когда про­трез­вишься, пер­вым делом спроси, не оскор­бил ли ты…, не ругался ли скверно и пр., поми­рись с ней и помо­лись, проси про­ще­ния от Гос­пода” [15: 277]. Предо­сте­ре­гает от оправ­да­ния обсто­я­тель­ствами, и от осуж­де­ния дру­гих, потому что в этом погибель.

Алко­голь все­гда льстит и обма­ны­вает, начи­нает чело­век пить для весе­лья, а в резуль­тате полу­чает душев­ный недуг, том­ле­ние и телес­ные болезни.

Схи­и­гу­мен Иоанн (Алек­сеев) сове­тует для пре­одо­ле­ния недуга покрепче поло­жить начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помо­литься Богу о помощи, потому что Гос­подь слы­шит каж­дого чело­века [6: 58].

Автор: Иеро­мо­нах Иоанн (Луди­щев)

Источ­ник: сайт Пра­во­сла­вие.Ru

Биб­лио­гра­фия

1. Биб­лия: Книги Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Завета в рус­ском пере­воде с парал­лель­ными местами. — М.: Рос­сий­ское Биб­лей­ское Обще­ство, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);

2. Анто­ний Сурож­ский, митр. Труды. М.: Прак­тика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;

3. Афа­на­сий (Саха­ров), свт. Собра­ние писем. — М.: Пра­вило веры, 2001. — 752 с.;

4. Вени­а­мин (Милов), еп. Днев­ник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;

5. Душе милу­ю­щей. Как спа­стись в совре­мен­ном мире. Духов­ные настав­ле­ния подвиж­ни­ков бла­го­че­стия нашего вре­мени. — М.: пана­гия; Ков­чег, 2002. — 400 с.;

6. Иоанн (Алек­сеев), схи­и­гу­мен. Письма. — М.: Сре­тен­ский мона­стырь, 2002. — 192 с.;

7. Иоанн (Кре­стьян­кин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успен­ский Псково-Печер­ский мона­стырь, 2000 — 312 с.;

8. Иоанн (Кре­стьян­кин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успен­ский Псково-Печер­ский мона­стырь, 2002, — 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествич­ник, преп. Лествица или скри­жали духов­ные в рус­ском пере­воде с алфа­вит­ным ука­за­те­лем. — М.: Сре­тен­ский мона­стырь; Тро­иц­кое слово, 1999. — 416 с.;

10. Иоанн (Мас­лов), схи­ар­хим. Избран­ные письма и про­по­веди. — М.: Сам­шит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Мас­лов), схи­ар­хим. Слово перед испо­ве­дью. — М.: Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 2001. — 112 с.;

12. Иоанн (Сны­чев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духов­ным чадам. — СПб.: Цар­ское дело, 1997. — 350 с.;

13. Иоанн Сан-Фран­цис­ский (Шахов­ской). О тайне чело­ве­че­ской жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атин­ский и Казах­стан­ский. Свет радо­сти в мире печали. М.: Палом­ник, 2004. — 688 с.

15. Никон (Воро­бьев), игу­мен. Нам остав­лено пока­я­ние. — 2‑е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;

16. Нико­лай Серб­ский, свт. Мис­си­о­нер­ские письма. — М.: Изда­тель­ство Мос­ков­ского подво­рья Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, 2003. — 488 с.;

17. О жизни схи­ар­хи­манд­рита Вита­лия. Вос­по­ми­на­ния духов­ных чад. Письма. Поуче­ния. — М.: Новоспас­ский мона­стырь, 2002. — 208 с.;

18. Отец Все­во­лод Шпил­лер. Стра­ницы жизни в сохра­нив­шихся пись­мах. / сост. и ком­мент. Ивана Все­во­ло­до­вича Шпил­лера. — Крас­но­ярск: Ени­сей­ский бла­го­вест, 2002. — 592 с., ил;

19. Повед­ский Вале­рий, про­то­и­е­рей. Тал­лин­ский пас­тырь. Письма Про­по­веди. Вос­по­ми­на­ния — Б. м.: Пра­во­слав­ное изда­тель­ское обще­ство свя­щен­но­му­че­ника Иси­дора Юрьев­ского; Тал­лин­ская Николь­ская Цер­ковь, 2001. — 288;

20. Савва, схи­и­гу­мен. Бисер духов­ный. Вос­по­ми­на­ния духов­ных чад. Собра­ние духов­ных тво­ре­ний. Про­по­веди и настав­ле­ния Молитвы на вся­кую потребу. — М.: Три­фо­нов Печер­ский мона­стырь; Ков­чег, 2004. — 928 с.;

21. Сера­фим (Роуз), иером. При­но­ше­ние пра­во­слав­ного аме­ри­канца. — 4‑е изд. — М.: Кали­фор­ния: Рос­сий­ское Отде­ле­ние Вала­ам­ского Обще­аства Аме­рики; Брат­ство пре­по­доб­ного Гер­мана Аляс­кин­ского Пла­тина, 2003. — 700 с., фотогр.;

22. Смир­нова М. Вели­ко­враж­ский ста­рец про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дол­бу­нов: Житие. Чудеса. Поуче­ния. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пас­тырь доб­рый Жизнь и труды Мос­ков­ского старца Про­то­и­е­рея Алек­сея Мечева. — 2‑е изд., испр. и доп.— М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;

24. У пещер Богом здан­ных. Псково-Печер­ские подвиж­ники бла­го­че­стия XX века / Соста­ви­тели Ю. Г. Мал­ков и П. Ю. Мал­ков. — М.: Пра­вило веры, 2003. — 560 с., фотогр..

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки