Прот. Алексий Лисняк – «Земляничные луга»

Прот. Алексий Лисняк – «Земляничные луга»

(1 голос5.0 из 5)

 

Пред­ла­гая книги для семей­ного чте­ния, мы не забы­ваем и о роди­те­лях, и об их взрос­лых чадах – уча­щихся стар­ших клас­сов и сту­ден­тах. Книга про­то­и­е­рея Алек­сия Лис­няка «Зем­ля­нич­ные луга» – сбор­ник доб­рых исто­рий о вере, в кото­рых при­сут­ствует свет хри­сти­ан­ской радо­сти, любовь ко всему живому и доб­рый юмор.

Детей-сту­ден­тов вряд ли удастся уса­дить рядом с собой на диване и как в дет­стве читать им книжки с кар­тин­ками с выра­же­нием и по ролям. Но мы и не пред­ла­гаем. И всё-таки, как хорошо бывает детям и роди­те­лям про­честь одну и ту же книжку и одна­жды за семей­ным чаем обме­няться мне­ни­ями о прочитанном!

В такой беседе будет всё – и семей­ное тепло,  и дове­ри­тель­ный диа­лог раз­ных поко­ле­ний, и удо­воль­ствие от обще­ния с близ­кими людьми, и нена­вяз­чи­вый вос­пи­та­тель­ный момент при обсуж­де­нии героев и их историй.

Книга про­то­и­е­рея Алек­сия Лис­няка «Зем­ля­нич­ные луга» – лег­кая, нена­вяз­чи­вая «вкус­ная» проза – как раз подой­дёт для таких целей. Поскольку на книжке зна­чится воз­раст­ное огра­ни­че­ние 18+, млад­шим детям мы её не реко­мен­дуем. Над кни­гой рабо­тало изда­тель­ство «Воль­ный Стран­ник» Свято-Успен­ского Псково-Печер­ского монастыря.

Изда­ние допу­щено к рас­про­стра­не­нию Изда­тель­ским Сове­том Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Живые и коло­рит­ные герои рас­ска­зов отца Алек­сия – обыч­ные люди со сво­ими повсе­днев­ными про­бле­мами, тяго­тами и радо­стями. Они очень раз­ные, но есть и то, что их род­нит и объ­еди­няет – это мысли о вере и поиск Бога, к Кото­рому нет ни одного похо­жего пути или тро­пинки.  И, воз­можно, поэтому этих оча­ро­ва­тель­ных про­сте­цов невоз­можно не полю­бить и не запомнить.

4 300x201 - Прот. Алексий Лисняк – «Земляничные луга»

Неко­то­рые из рас­ска­зов  можно было про­честь в преды­ду­щей книге о.А. Лис­няка «Сашина фило­со­фия», поэтому на стра­ни­цах новинки  вы смо­жете встре­тить хорошо зна­ко­мых вам персонажей.

Жанр  так назы­ва­е­мой «иерей­ской прозы» – доста­точно новое явле­ние в род­ной лите­ра­туре. Дей­стви­тельно, в наши дни батюшки пишут много, со вку­сом и с инте­ре­сом к делу, и, хотя неко­то­рые про­фес­си­о­наль­ные кри­тики зача­стую поз­во­ляют себе иро­ни­зи­ро­вать на этот счёт, жанр при­жи­ва­ется и поль­зу­ется народ­ной любовью.

Что и объ­яс­нимо, ведь когда встреча чита­теля и автора по-насто­я­щему про­ис­хо­дит? Навер­ное, тогда, когда чита­тель без­раз­дельно дове­ряет писа­телю.

Проза, с душев­ной чисто­той и доб­ро­той напи­сан­ная рус­ским батюш­кой, и не выду­ман­ная, а почерп­ну­тая из доб­рого источ­ника – его пас­тыр­ского опыта – апри­ори вызы­вает дове­рие и бла­го­склон­ность у люби­те­лей худо­же­ствен­ного слова.

Исто­рии, собран­ные на «Зем­ля­нич­ных лугах» отцом Алек­сием, словно отсы­лают нас в Рай – туда, где было воз­можно непо­сред­ствен­ное обще­ние чело­века с Богом, где сердце раду­ется все­гда, не при­ла­гая к тому осо­бых усилий.

Но и в этом зелено-пест­ром мире не все так гладко и пре­красно: среди исто­рий много тра­гич­ных и печаль­ных, а всё потому, что храм в деревне есть, но мест­ные жители не очень-то спе­шат на бого­слу­же­ния – а  про­тап­ты­вают дорожку к церкви именно тогда, когда при­хо­дит болезнь или горе.

original 300x231 - Прот. Алексий Лисняк – «Земляничные луга»

Рас­сказы  хра­нят дере­вен­ские све­жие аро­маты, но, без­условно, хороши не только этим. Они  вдох­нов­ляют тех, кто  устал или пал духом, помо­гают укре­питься в вере и не рас­те­рять надежду. Читая такие книжки, отды­ха­ешь душой и при этом заду­мы­ва­ешься над важ­ными бытий­ными вопро­сами, в том числе, о том,  какое место мы отдаем Богу в нашем сердце, в нашей  повсе­днев­ной жизни?

В пре­ди­сло­вии к книге народ­ный артист Рос­сии Алек­сандр Пан­кра­тов-Чёр­ный делится впе­чат­ле­ни­ями от про­чи­тан­ных исто­рий автора: «Он чув­ствует небеса, цвет яблонь, запах цве­тов на Земле. Земля-то пре­красна! …Эти рас­сказы дают чело­веку надежду и веру в то, что не всё ещё поте­ряно. Когда веришь, жить легче. Вот эту-то веру – веру в Бога и вну­шает проза отца Алексия».

Раду­ю­щая глаз дере­вен­ская кра­сота и пест­рота прозы кро­ется за коло­рит­ными назва­ни­ями исто­рий отца Алек­сия –  «Пас­то­раль», «Слон забрался в ого­род», «Коля из деревни Зуево», «Ман­гал», «Празд­ник жизни (рож­де­ствен­ский рас­сказ)», «Попов­ская жур­на­ли­стика», «Рож­де­нье вели­кого чув­ства», «Нефор­мал Женя и его мать», «Испо­ведь табаш­ника», «Свет­лый кот», «Покров­ские летуны», «Древо бла­го­сен­но­лист­вен­ное», «Корот­кая сирень» и мно­гими дру­гими. Одну из них – «Батюшка и овечки» – мы пред­ла­гаем вашему вниманию.

s1200 300x194 - Прот. Алексий Лисняк – «Земляничные луга»

Батюшка и овечки. Рассказ

Отец Геор­гий из села Горя­нина, как известно, очень любит жизнь. Осо­бенно Жизнь веч­ную. Батюшка часто о ней меч­тает, и вся­кий раз при мысли о Веч­но­сти его ста­ре­ю­щий взгляд просветляется.

А недавно отец Геор­гий видел сон. Будто он на лугу. Радуга в пол­неба, фиалки щурятся свету, коло­коль­чики мали­ново трез­вят – ах! – даже слов нет. «Утро доб­рое!» – душа поет, а вокруг отца Геор­гия овечки. Батюшка их лелеет, запус­кает пальцы в белые куд­ряшки: «Овечки мои, пасетесь?».

И ове­чек-то всех-всех батюшка знает. Будто это его при­хо­жане. Вон та, голу­бо­гла­зая, – это бабка Маруська, а вон та, розо­во­но­сая, – это Луки­чева Танька, сосед­ская внучка-под­ро­сток. А вон тот бело­зу­бый креп­кий моло­дец – сов­хоз­ный зоо­тех­ник Николай.

Ух, какая она, ока­зы­ва­ется, Веч­ная жизнь! Бабочки пор­хают, а вме­сте с ними пор­хает батюш­кина душа. Про­пи­саться бы на этом лугу и цве­сти алым маком!

Но тут под окном заорал петух.

Весь день отец Геор­гий пре­бы­вал в бла­жен­стве, ходил сам свет. А вече­ром, чтоб не забыть сво­его пре­свет­лого виде­ния решил все запи­сать, что сни­лось. Заперся в ком­нате, вклю­чил ком­пью­тер. Поду­мал-поду­мал и при­нялся тыкать кла­виши ука­за­тель­ным паль­цем. Сна­чала не кле­и­лось: то нуж­ные буквы пря­та­лись, то мысли раз­бе­га­лись. Но ближе к ночи на батюшку нахлы­нуло ярост­ное вдохновение.

Полу­чался насто­я­щий пол­но­цен­ный рас­сказ. Автор само­заб­венно под­пус­кал в него много всего такого, нуж­ного. Рай­ский уго­лок укра­шали все новые детали: «пла­чу­щих анге­лов» сме­няли «рук воз­де­я­ния», к месту при­стро­и­лись «коле­но­пре­кло­нен­ные молитвы о пастве своей» и «слезы умиления».

Когда за окном заорал вче­раш­ний петух, отец Геор­гий оза­гла­вил про­из­ве­де­ние «Батюшка и овечки» и поста­вил под про­из­ве­де­нием точку.

Супруге отца Геор­гия духов­ный рас­сказ понра­вился, как только она просну­лась. Далее рас­сказ настиг под­няв­шу­юся дочь и ско­ро­по­стижно понра­вился и ей. А когда мимо батюш­ки­ного окна про­хо­дила учи­тель­ница Анна Ива­новна, рас­сказ оза­да­чил и ее. Она посо­ве­то­вала отцу Геор­гию раз­ме­стить «Батюшку и ове­чек» кое-где в сети, даже сама помогла это сде­лать и пока­зала отцу Геор­гию, где смот­реть чита­тель­ские ком­мен­та­рии и как отвечать…

Сол­нышко сияло сквозь утрен­ний туман. Отец Геор­гий сидел перед ком­пью­те­ром, ждал отзы­вов и вол­но­вался. Нако­нец дзыньк­нуло, и на экране высве­ти­лось: «Елена про­ком­мен­ти­ро­вала вашу запись». Батюшка затре­пе­тал, навел кур­сор и про­чел: «Спаси Гос­поди за такой теп­лый рассказ».

Свя­щен­ник улыб­нулся и отве­тил: «Во славу Божию». И снова дзыньк­нуло: «Мария про­ком­мен­ти­ро­вала вашу заметку». Батюшка, вол­ну­ясь, схва­тил мышь и уви­дел: «Спаси Гос­поди, отец Геор­гий». Вскоре ком­пью­тер еще раз батюшку побла­го­да­рил. А потом еще несколько раз.

Похоже, отцу Геор­гию уда­лось пере­дать свое высо­кое настро­е­ние от того див­ного сна. Пас­тырь, овечки, духов­ная идил­лия! Автор потя­нулся на стуле, почув­ство­вал, как зудят за спи­ной кры­лья, про­сят полета. И снова «дзынь». Ком­пью­тер сооб­щал, что «его заметку» про­ком­мен­ти­ро­вал некий Недовзоров.

Пас­тырь открыл ком­мен­та­рий и остол­бе­нел: «Попья дурья башка! Молится он, видите ли! Поди уже ста­рый, а все не допер – в этой жизни все, ну абсо­лютно все зави­сит только от чело­века. От чело­века, а не от бога. Хоть башку об пол раз­бей, а гвоздь сам не вко­ло­тится и кар­тошка сама не посадится».

Сюр­приз…

Кры­лья повисли. Ото­ро­пе­лый автор «Батюшки и ове­чек» пере­чи­тал ком­мен­та­рий несколько раз. Тут бы пари­ро­вать, а ука­за­тель­ный палец никак не оты­щет нуж­ную букву. И то правда: ну как на это ответить?

Отец Геор­гий из села Горя­нина и без Недо­взо­рова знает, что гвозди сами не вко­ла­чи­ва­ются, а кар­тошка не анге­лами сажа­ется. Так и не при­ду­мал свя­щен­ник, что отве­тить и только лишь разо­злился на себя.

Ночью на отца Геор­гия нахлы­нула бес­сон­ница. Свя­щен­ник встал, пошел выпить чаю, при­ту­лился к печке и задре­мал. И снова при­гре­зился рай­ский лужок! Только теперь лужок далеко, за реч­кой. И там, далеко, в луго­вых аро­ма­тах бла­жен­ствует – сама куд­ряшка – бабка Маруська. Там и Танька Луки­чева, и зоо­тех­ник Николай.

И все-то там! И лишь отец Геор­гий не сними. Как туда добраться ему невдо­мек: нет ни моста, ни лодки. А тут его ка-ак толк­нет ниже спины: «Бэ‑э!» Обер­нулся батюшка, а это баран. «Но как же, бараш­кам быть на лугу пола­га­ется, вон там!» Да и сам отец Геор­гий хочет туда, за реку, а этот все носится кру­гами: «Бэ‑э!» От отча­я­ния батюшка во сне даже рас­пла­кался. И вдруг будто голос архи­ерей­ский с того берега:

– Эй, пре­по­до­бие, чего сто­ишь? Хва­тай барана и дуй сюда!

У батюшки даже коленки затряслись.

– Да как же нам! Тут и самому-то через речку никак, а этот еще и носится. Бэ‑э, ему, видите ли.

– А ты кто тут на земле!? Пас­тух или раз­мазня!? Зачем тебе Бог стадо дове­рил, а? Хво­ро­стину у воды срежь и гони его сюда вплавь, пока волки не сожрали! Овечки ждут, им пас­туха надо, а ты все с одним этим мало­холь­ным хоро­во­дишься! Шевелись!

Тут пас­туха опять бод­нуло, он и проснулся.

Огля­делся. Видит, Киса трется о ноги, глаза голод­ные: «Мя‑а!» Батюшка поло­жил ей в миску тво­рожку, а она опять тара­щится и – «Мя‑а!».

– Глу­пая, сту­пай, вон у тебя в миске лежит!

А она в глаза смот­рит и все только «мя» да «мя».

– Ты этак с голоду помрешь при све­жих хар­чах! Иди, говорю! Вон там!

Не пони­мает Киса, смот­рит голодно. Отец Геор­гий разозлился:

– Что тебя, носом надо? – взял за шкирку и мор­дой – в тво­рог. Тут кошка и давай наво­ра­чи­вать. Батюшка про­бор­мо­тал: – Коли жале­ешь Божью тварь, так и носом ино­гда при­хо­дится. Во как… А этого, от кото­рого «все в жизни зави­сит», не жалко, что ли? Тоже ведь тварь Божия, какая-ника­кая… Отмах­нись от него, так ведь и про­па­дет. Ох…

Отец Геор­гий вздох­нул и побрел к ком­пью­теру свой послед­ний сон опи­сы­вать. «Надо, чтоб из этого сна насто­я­щая про­по­ведь полу­чи­лась. Чтоб Недо­взо­ров про­чел и уве­ро­вал, чтоб про­никся, чтоб прямо носом – во благое».

Вече­ром эпи­че­ское лите­ра­тур­ное полотно «Батюшка и баран» уже соби­рало в сети свои пер­вые комментарии.

(Рас­сказ из книги про­то­и­е­рея Алек­сия Лис­няка «Зем­ля­нич­ные луга»)

Немного об авторе

180077.p 237x300 - Прот. Алексий Лисняк – «Земляничные луга»Про­то­и­е­рей Алек­сий Лис­няк – член двух круп­ных твор­че­ских сою­зов – Союза писа­те­лей и Союза жур­на­ли­стов Рос­сии, состоит в сек­ции писа­те­лей «ПРОФИ» (про­фес­си­о­налы про­тив профанации).

Отец Алек­сий родился в 1975 году в Воро­неж­ской обла­сти.  После школы посту­пил в Воро­неж­скую духов­ную семи­на­рию, затем слу­жил в армии. В 1993 году руко­по­ло­жен во диа­коны, затем во иереи. Слу­жил в Кур­ской обла­сти. С 1999 года и  по насто­я­щее время батюшка явля­ется насто­я­те­лем Бого­яв­лен­ского храма под Воронежем.

Чита­тели узнали и полю­били о. Алек­сия Лис­няка  как про­за­ика  сразу же после выхода в 2014 году сбор­ника его рас­ска­зов «Сашина фило­со­фия и дру­гие рас­сказы» – книги из «Зеле­ной серии надежды», над кото­рой тру­ди­лись в Изда­тель­стве Сре­тен­ского монастыря.

Про­то­и­е­рей Алек­сий Лис­няк – один из  изда­ва­е­мых рос­сий­ских авто­ров, его  чита­тели знают, что в раз­ные годы у него вышли  книги «Празд­ник жизни», «Через речку быст­рую», «Бананы на берёзе». Прозу отца Алек­сия также можно встре­тить в жур­на­лах «Наш совре­мен­ник», «Фома», «Подъём», «Рус­ский дом», «Москва», «Бель­ские про­сторы» и в дру­гих изданиях.

Вме­сте с вами с кни­гой зна­ко­ми­лась Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки