Радоница с ребенком

Радоница с ребенком

(9 голосов3.2 из 5)

Моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься (Иак. 5:16). В этот день мы вспо­ми­наем усоп­ших род­ных и близких.

День, когда нам надо поста­раться отвлечься от зем­ной суеты и объ­яс­нить детям, что раз­лука с доро­гими людьми, пере­шед­шими в мир иной – вре­мен­ная. И что все, кого при­звал Гос­подь, очень нуж­да­ются в нашей молитве за них.

Мой трех­лет­ний сын часто спра­ши­вает, почему Бог забрал дедулю? Я ста­ра­юсь по-про­стому ему объ­яс­нять, что Бог заби­рает чело­века тогда, когда посчи­тает нуж­ным, когда при­шло время, потому что на все Его свя­тая воля. Мне кажется, сыну трудно это понять…

Под­рос­ший ребе­нок и вовсе может спро­сить, в Раю ли его дедушка или бабушка. Стоит ли гово­рить детям о том, что участь наших род­ных нам пока неиз­вестна? Что Бог после смерти судит людей по делам? Думаю, что в этот день глав­ное – объ­яс­нить детям, что Бог есть любовь и мило­сер­дие и спра­вед­ли­вость. Что Бог опре­де­ляет место пре­бы­ва­ния души чело­века по совер­шен­ным им при жизни поступ­кам, наме­ре­ниям, по состо­я­нию его души.

Мы верим в то, что встре­тимся с нашими близ­кими, что боль утраты непре­менно сме­нится радо­стью встречи. Радо­ница напо­ми­нает нам о том, что и усоп­шие не лишены радо­сти Пасхи. Конечно, все мы ждем Вос­кре­се­ния Спа­си­теля, но также мы ждем и вос­со­еди­не­ния с люби­мыми. Можно рас­ска­зать детям о силе молитвы за усоп­ших, о кото­рой пишут свя­тые отцы.

Свя­той Иоанн Зла­то­уст: «Не напрасно уза­ко­нено апо­сто­лами тво­рить перед Страш­ными Тай­нами поми­но­ве­ние усоп­ших: они знали, что вели­кая бывает от сего польза для усоп­ших, вели­кое благодеяние»

Св. Иоанн Крон­штадт­ский: «Неко­то­рые гово­рят: к чему поми­но­ве­ние имен усоп­ших или живых при молитве за них? Бог, как все­ве­ду­щий, и сам знает эти имена, знает и нужды каж­дого. Но так гово­ря­щие забы­вают или не знают важ­но­сти молитвы, не знают, как важно от сердца ска­зан­ное слово, — забы­вают, что пра­во­су­дие Божие и милость Божия пре­кло­ня­ются нашею сер­деч­ною молит­вою, кото­рую Гос­подь, по бла­го­сти Своей, вме­няет как бы самим умер­шим или живым в заслугу, как чле­нам еди­ного тела Церкви. — Такие не знают, что и Цер­ковь пер­во­род­ных, на небе­сех напи­сан­ных [Евр. 12, 23], по любви своей посто­янно молится за нас Богу, — и именно упо­ми­нает пред Богом осо­бенно о име­нах тех людей, кото­рые молятся им, — рав­ное за рав­ное. Мы поми­нали их, они — нас. А кто не поми­нает по любви своей ближ­них своих в молитве, тот сам не будет помя­нут и сам не удо­сто­ится поми­но­ве­ния. — Много зна­чит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва пра­вед­ного [Иак. 5, 16

Бла­жен­ный Авгу­стин: «Не должно сомне­ваться, что молитвы Свя­той Церкви, Спа­си­тель­ная Жертва и мило­стыни, совер­ша­е­мые за души умер­ших, вспо­мо­ще­ствуют им к тому, чтобы Гос­подь был к ним мило­сти­вее, нежели, сколько заслу­жили они по гре­хам своим. Ибо вся Цер­ковь соблю­дает это, как пере­дан­ное от отцов, чтобы о скон­чав­шихся в обще­нии Тела и Крови Хри­сто­вой молиться, когда вос­по­ми­на­ются они в свое время при самом Жерт­во­при­но­ше­нии, и выра­жать то, что Жертва при­но­сится за них. Кто также усо­мнится, что и дела мило­сер­дия, совер­ша­е­мые для уми­ло­стив­ле­ния за них, при­но­сят пользу тем, о кото­рых не всуе (не напрасно) вос­сы­ла­ются Богу молитвы?»

Клад­бище — место не для смерти, а для воскресения

Взрос­лые зака­зы­вают пани­хиды, ста­ра­ются быть в храме, ездят на клад­бища. Полезно брать с собой и детей, учить их молитве за усопших.

Я в своем ате­и­сти­че­ском дет­стве не любила похо­роны. До сих пор запах ело­вых вен­ков у меня вызы­вает те непри­ят­ные ассо­ци­а­ции: похо­рон­ная про­цес­сия по всей улице, люди пла­чут, потом на клад­бище взрос­лые пьют и едят, в гроб я вообще боя­лась смот­реть. Никто, конечно, ника­ких молитв не читал, и эта ужас­ная атмо­сфера погре­бе­ния пере­стала на меня вли­ять только когда я при­шла к вере. Раньше я вос­при­ни­мала клад­бище, как ужас­ное место, отно­ше­ние под­со­зна­тель­ное было «пусть мерт­вые погре­бают своих мерт­ве­цов», избе­гала семей­ных поез­док на клад­бище. Навер­ное, потому что не пони­мала бес­смыс­лен­ного рас­пи­тия спирт­ных напит­ков на моги­лах. А что с душой чело­века – никто и не заду­мы­вался и детям не объ­яс­нял. Хотя дет­ская душа про­ти­ви­лась при­ня­тию того факта, что вот клад­бище — это конец.

Вера же в вос­кре­се­ние Хри­ста, во Вто­рое при­ше­ствие, во Все­об­щее вос­кре­се­ние не только не отво­ра­чи­вает от клад­бища, но и выво­дит из тупика веч­ной смерти. Если не полу­ча­ется по каким-то при­чи­нам взять ребенка с собой в храм и на клад­бище, вспом­нить род­ных можно и дома. Не только в молитве мы думаем об усоп­ших. Раз­да­вая мило­стыню, делая доб­рые дела, помо­гая нуж­да­ю­щимся. Зача­стую для ребенка это может быть трудно испол­нимо в силу воз­раста. С совсем малень­кими детьми можно сде­лать аль­бом памяти: рас­пе­ча­тать фото­гра­фии род­ствен­ни­ков с крат­кой био­гра­фией и молит­вой. С детьми постарше можно нари­со­вать гене­а­ло­ги­че­ское дерево, рас­ска­зы­вая о жизни близ­ких людей, их судь­бах, о том, как они при­шли к Богу, или не пришли…Можно сде­лать газету памяти, если ушед­шие род­ствен­ники писали стихи, или были напе­ча­таны в каком-то изда­нии, или про­сто газету «вос­по­ми­на­ний», если ребе­нок что-то пом­нит об усоп­шем. До под­рост­ков слож­нее досту­чаться, они в своем эго­цен­трич­ном мире, в пери­оде поиска себя и жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров, и мно­гие сомне­ва­ются в истин­но­сти того пути, по кото­рому идут роди­тели, пред­по­чи­тают сами искать правды и Бога. Нра­во­уче­ния и взы­ва­ния к сове­сти, цити­ро­ва­ния свя­тых отцов могут ока­заться без­дей­ствен­ными. Оста­ется молиться, и тер­пе­ливо ждать, когда они сами нач­нут зада­вать вопросы о род­ствен­ни­ках, их судь­бах, место­рас­по­ло­же­нии могилы…

Связь поко­ле­ний не должна обры­ваться на клад­бище. Связь — в молитве. Что будет, если мы пере­ста­нем вспо­ми­нать и молиться, и наши дети не будут знать, о ком молиться? Это чре­вато тем, что вырас­тет поко­ле­ние «ива­нов», не пом­ня­щих род­ства, забыв­ших оте­че­ские гробы, разо­рвав­ших духов­ную связь поко­ле­ний. Радо­ница – это руко­по­жа­тие. Мы про­тя­ги­ваем руки к небе­сам в вере и надежде вос­кре­се­ния мерт­вых. И малень­кие дет­ские ладо­шки как про­вод­ник между про­шлым и буду­щим должны участ­во­вать в этом рукопожатии.

«Непо­сти­жи­мым про­мыс­лом ко благу веч­ному мир уго­тов­ляяй, чело­ве­ком вре­мена и образ кон­чины опре­де­ли­вый, остави, Гос­поди, от века умер­шим вся согре­ше­ния их, при­ими я во оби­тели света и радо­ва­ния, объ­я­тия Отчи отвер­сти им пот­щися и услыши ны, память их совер­ша­ю­щия и пою­щия: Гос­поди, Любы Неиз­ре­чен­ная, помяни усоп­шия рабы Твоя»…

А. Любар

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки