<span class="bg_bpub_book_author">Анастасия Миронова</span><br>Раннее развитие приводит к отставанию?

Анастасия Миронова
Раннее развитие приводит к отставанию?

(6 голосов4.3 из 5)

На этот вопрос есть ответ. Да, вполне воз­можно, ран­нее раз­ви­тие не так полезно, и даже вредно для наших детей. И этому есть объ­яс­не­ния. Так почему в круж­ках для мла­ден­цев вме­сто гениев вос­пи­ты­вают солдат?

О вреде ран­него раз­ви­тия детей, всех этих бес­ко­неч­ных круж­ков по лепке, повы­ше­нию интел­лекта и осво­е­нию язы­ков с шести меся­цев нако­нец-то стали громко гово­рить. Однако чаще всего спе­ци­а­ли­сты ведут раз­го­вор в мяг­ких тональ­но­стях: ребё­нок не доиг­рает с роди­те­лями и утра­тит с ними связь, он будет уста­вать, поте­ряет моти­ва­цию и навыки само­сто­я­тель­но­сти. Меж тем про­блема пере­за­ня­то­сти детей раз­но­об­раз­ными кур­сами куда серьёз­нее. И чрез­мер­ное увле­че­ние ими может быть не только вредно, но и опасно. Раз­ницу чув­ству­ете? Есть на ночь пирож­ные вредно, а есть незна­ко­мые грибы — опасно. Так и с ран­ним развитием.

На мой взгляд, пер­вая и глав­ная опас­ность заня­тий для малы­шей заклю­ча­ется в их пре­крас­ном мас­ки­ро­воч­ном эффекте. При­веду при­мер из жизни. Я знаю семью, у кото­рой ребё­нок в пол­тора года выучил назва­ния мно­гих экзо­ти­че­ских живот­ных: он знает жирафа, беге­мота, каша­лота, знает марки машин и даже делает попытки разо­браться в видах дино­зав­ров. Всему этому его учат с шести меся­цев по спе­ци­аль­ной про­грамме. Сво­бод­ное время роди­тели зани­ма­ются с ним по кар­точ­кам, водят на кружки. Однако выяс­ни­лось, что у ребёнка тяжё­лые нару­ше­ния в работе мозга. Дело в том, что он узна­вал живот­ных только на кон­крет­ных кар­точ­ках. Когда же ему пода­рили несколько книг с автор­скими иллю­стра­ци­ями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребё­нок думал, что «жираф», «беге­мот» и «каша­лот» это назва­ния кар­то­чек. На поверку ока­за­лось, что у ребёнка труд­но­сти с абстракт­ным мыш­ле­нием и воображением.

Этот при­мер иллю­стри­рует довольно частую про­блему: роди­тели счи­тают, что залог успеш­ного раз­ви­тия лежит в посто­ян­ной заня­то­сти. С ребён­ком всё время зани­ма­ются, ребё­нок демон­стри­рует чудес­ную память. На этом осно­ва­нии роди­тели делают вывод, что вос­пи­ты­вают гения. На самом же деле их ребё­нок отстаёт в развитии.

Вы заме­чали, что эру­ди­тов на поря­док больше, чем интел­лек­ту­а­лов? И что хоро­шая память при скром­ном уме встре­ча­ется гораздо чаще, чем она же при уме бле­стя­щем? Всё потому, что запом­нить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 суще­стви­тель­ных легче, чем научиться исполь­зо­вать один глагол

А осво­ить гла­голы дей­ствия «идти», «сто­ять», «сидеть» легче, чем такие выра­жа­ю­щие лич­ные потреб­но­сти слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё слож­нее запом­нить «нет». И уже совсем сложно — «да». Бла­го­даря круж­кам раз­ви­тия у нас появ­ля­ются двух­лет­ние дети, зна­ю­щие наизусть весь атлас живот­ного мира, но не спо­соб­ные попро­сить пить или ска­зать «нет».

Более того, я встре­чала детей, кото­рые в два года не умели нюхать, дуть на горя­чее. Видимо, им не давали аро­мат­ную кра­юшку хлеба или кра­си­вый цве­ток, при­го­ва­ри­вая «поню­хай, как вкусно пах­нет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встре­чала детей, кото­рые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо». И ладно бы речь шла только о запу­щен­ных слу­чаях, где семьи детьми не зани­ма­ются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого посто­янно водят раз­ви­ваться. Среди трех­ле­ток име­ются такие, кто знает несколько десят­ков и даже сотен ино­стран­ных слов, но не умеет оде­ваться, застё­ги­вать липучки, вешать одежду на крю­чок и само­сто­я­тельно чистить зубы.

Играть дей­стви­тельно нужно

Люди не верят, когда им гово­рят, что ребё­нок учится через игру. И учится от близ­ких. Не верят, что для ребёнка в пол­тора года важ­нее «Школы семи гно­мов» явля­ется воз­мож­ность потро­гать кошку, соби­рать два часа пылинки с пола, изма­заться в грязи и сле­пить свой пер­вый сне­жок. Не верят, потому что им про­сто и доступно никто не объ­яс­няет, а дове­рять апри­ор­ным утвер­жде­ниям наш чело­век не при­вык. В 2013 году ООН была вынуж­дена закре­пить право на игру в Декла­ра­ции прав ребёнка. Основ­ная задача поправки — борьба с ком­мер­ци­а­ли­за­цией дет­ства, сверх­за­ня­то­стью ребёнка и неком­пе­тент­но­стью родителей.

Воз­можно, роди­те­лям, кото­рые не остав­ляют ребёнку сво­бод­ного от заня­тий вре­мени, стоит почи­тать немного о работе зоо­ло­гов, это­ло­гов. Тех, кто изу­чают фун­да­мен­таль­ные пове­ден­че­ские законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпу­стить на волю хищ­ни­ков, кото­рые с мла­ден­че­ства росли одни и не имели парт­нё­ров для игры. Извест­ный зоо­лог Ясон Бад­ридзе в ходе работы по вос­пи­та­нию в неволе гото­вых к само­сто­я­тель­ной лес­ной жизни вол­ков выяс­нил, что волки не смо­гут охо­титься, если они не играют друг с дру­гом в дет­стве. Более того, для игры им нужен мак­си­мально слож­ный ланд­шафт. Вол­чата, кото­рые вос­пи­ты­ва­лись у Бад­ридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они эле­мен­тарно не умели преду­га­ды­вать, по какой тра­ек­то­рии побе­жит олень, на какой ско­ро­сти нужно его пере­хва­ты­вать. Они не могли орга­ни­зо­вать кол­лек­тив­ную охоту, потому что ни один не научился рас­счи­ты­вать свои силы. Зато вол­чата, кото­рые играли друг с дру­гом в дого­нялки посреди раз­ва­лов кам­ней, коряг, ими­та­ции леса, выросли в пол­но­цен­ных вол­ков и сумели осво­ить охоту. Чем интел­лек­ту­аль­ней живот­ное, тем важ­нее для него игра в детстве.

У нас, к сожа­ле­нию, при­нято льстить себе утвер­жде­нием, будто мы далеко ушли от живот­ных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хоте­лось бы

И нам в дет­стве страшно нужна игра. Нужна воз­мож­ность не про­сто играть, но и наиг­ры­ваться вдо­воль. До уста­ло­сти, до удо­вле­тво­ре­ния. Осо­бенно это важно для детей с твор­че­ским потенциалом.

И вме­сто худож­ника полу­ча­ется солдат…

Вто­рой опас­ный эффект круж­ков ран­него раз­ви­тия в их режиме. Крайне удру­чают все­воз­мож­ные «твор­че­ские» заня­тия, кружки лепки для годо­ва­лых, уроки рисо­ва­ния паль­цами для полу­то­ра­лет­них. В таком воз­расте эта дея­тель­ность должна быть сво­бод­ной. Недавно в одном попу­ляр­ном интер­нет-сооб­ще­стве, посвя­щён­ном ран­нему раз­ви­тию, роди­тели обсуж­дали про­блему: как заста­вить ребёнка закан­чи­вать заня­тия леп­кой или рисо­ва­нием по часам, как сде­лать так, чтобы он потом не бегал по дому с мас­сой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-пол­тора, а из них уже делают сол­дат с режи­мом. Но дело в том, что твор­че­ства по часам не бывает. Это пони­мала даже совет­ская власть. Она не могла загнать писа­те­лей, поэтов, музы­кан­тов, худож­ни­ков, скуль­пто­ров и дру­гих на работу от звонка до звонка. Но и оста­вить их пуб­лично нера­бо­та­ю­щими тоже не реша­лась — это стало бы уда­ром для всей совет­ской тру­до­вой идео­ло­гии. Поэтому в стране при­ду­мали раз­но­об­раз­ные твор­че­ские союзы. Они были созданы не только для кон­троля интел­ли­ген­ции, но и с целью мас­ки­ровки их неза­ня­то­сти. Даже Ста­лин пони­мал, что худож­ник не будет рабо­тать по часам. А наши моло­дые мамы не понимают.

Сего­дня твор­че­ские про­фес­сии при­об­рели огром­ный пре­стиж, потому что впер­вые, пожа­луй, в исто­рии чело­ве­че­ства сво­бод­ный труд, воз­мож­ность не иметь началь­ства, право самому рас­по­ря­жаться соб­ствен­ным вре­ме­нем были открыто объ­яв­лены цен­но­стью. Людям сво­бод­ных про­фес­сий обще­ство все­гда зави­до­вало, но только сей­час стало делать это открыто. Рос­сий­ские роди­тели делятся на три рав­ные группы: одни хотят сде­лать из детей чинов­ни­ков, дру­гие — успеш­ных учё­ных, а тре­тьи — твор­че­скую элиту.

Знайте же, мамы и папы: боль­шого учё­ного не вырас­тет без про­си­жи­ва­ния за кни­гами до глу­бо­кой ночи. Писа­теля не полу­чится из того, кто в дет­стве не сидел за сво­ими сти­хами и пер­выми рас­ска­зами до утра. И не ста­нет худож­ни­ком ребё­нок, кото­рому выдают краски строго по часам

Хотите раз­вить в ребёнке твор­че­ские спо­соб­но­сти? Не огра­ни­чи­вайте его в порыве рисо­ва­ния. И в любом дру­гом порыве. Вопреки обы­ва­тель­скому мне­нию, худож­ни­ками ста­но­вятся не те, с кем с пелё­нок регу­лярно зани­ма­ются, но те, кто имел воз­мож­ность по пол­дня скла­ды­вать в коро­бочку собран­ные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упо­енно ловил в траве куз­не­чи­ков. Потому что у этих детей раз­вита мото­рика, рабо­тает вооб­ра­же­ние и им зна­комо чув­ство увле­чён­ного нетерпения.

Детям, кото­рые вме­сто сво­бод­ной про­гулки рисуют по команде в ком­па­нии слу­чай­ных людей кляксы, не зна­комо ничего из этого.

Вашим ребён­ком зай­мутся выпуск­ницы ПТУ

Тре­тья опас­ность, с кото­рой стал­ки­ва­ется отве­дён­ный в школу ран­него раз­ви­тия ребё­нок, заклю­ча­ется в низ­кой ком­пе­тен­ции пре­по­да­ва­те­лей. Как пра­вило, рабо­тают в луч­шем слу­чае моло­дые выпуск­ники педа­го­ги­че­ских или пси­хо­ло­ги­че­ских вузов. Много пре­по­да­ва­те­лей со сред­ним про­фес­си­о­наль­ным обра­зо­ва­нием. Или вовсе без про­филь­ного обра­зо­ва­ния. Правда такова: если у вас выс­шее обра­зо­ва­ние, если ваша карьера поз­во­ляет вам тра­тить тысячи, а то и десятки тысяч руб­лей в месяц на заня­тия с ребён­ком и раз­ви­ва­ю­щие игрушки, веро­ятно, вы более раз­виты, чем под­ра­ба­ты­ва­ю­щая в сту­дии для малы­шей сту­дентка пед­кол­ле­джа. И, стало быть, обще­ние с вами при­не­сет ребёнку больше пользы. Я наблю­дала за заня­ти­ями в несколь­ких круж­ках. И про­смот­рела много люби­тель­ского видео из таких сту­дий по всей Рос­сии: увы, но часто пре­по­да­ва­тели гово­рят с чудо­вищ­ными ошиб­ками, про­сто­ре­чи­ями, при­дер­жи­ва­ются уста­рев­ших мето­дик. Более того, в круж­ках и игро­вых ком­на­тах чаще встре­ча­ются дешё­вые одно­об­раз­ные игрушки и дешё­вый раз­да­точ­ный мате­риал: пла­стик, яркие краски. Встре­ча­ются игрушки, кото­рые Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­цией игры названы угне­та­ю­щими: все­воз­мож­ные гово­ря­щие звери, пою­щие мик­ро­фоны, мали­но­вые жирафы и розо­вые львы. С такими пре­по­да­ва­те­лями и с такими игруш­ками ребё­нок только деградирует.

Фруст­ри­ру­ю­щее обучение

Хуже заня­тий на пла­сти­ко­вых кала­баш­ках с 20-лет­ней сту­дент­кой для ребёнка может быть разве что раз­ви­ва­ю­щее телевидение.

Надо ска­зать, что запад­ный мир уже пере­жил бум попу­ляр­но­сти раз­ви­ва­ю­щих видео для самых малень­ких. Так, Аме­ри­кан­ская ака­де­мия педи­ат­рии с 1999 года реко­мен­дует детям до двух лет не пока­зы­вать ника­ких филь­мов. Войну раз­ви­ва­ю­щему видео давно объ­явили Канада, Вели­ко­бри­та­ния, где объем рынка этих това­ров к концу 2000‑х годов оце­ни­вался в мил­ли­арды дол­ла­ров. Ролики для детей 0+ стро­ятся по кли­по­вому типу: яркие кар­тинки быстро сме­няют друг друга, пери­о­ди­че­ски идут гром­кие звуки. Это застав­ляет мла­денца заво­ро­женно сле­дить за про­ис­хо­дя­щим на экране. Любо­пыт­ный ана­лиз такого фильма пуб­ли­кует Центр пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ской экс­пер­тизы игр и игру­шек МГППУ М. В. Соко­лова. Взята одна серия филь­мов для детей «Я все могу», осно­ван­ной якобы на мето­дике «Вооб­рази-Сооб­рази-Пре­об­рази». Ока­за­лось, что в 20-минут­ном фильме вме­ща­ются 160–170 эпи­зо­дов на 70 сюже­тов по каж­дой выбран­ной тема­тике. При этом в новост­ной про­грамме, напри­мер, за 30 минут пред­ла­гают 70–90 сюже­тов и пять-семь тем.

Бри­тан­ская ассо­ци­а­ция педи­ат­ров назвала видео для мла­ден­цев глу­боко опас­ным: оно фруст­ри­рует ребёнка, нега­тивно вли­яет на раз­ви­тие мозга, пор­тит зре­ние, а, глав­ное, лишает ребёнка полез­ного обще­ния со взрос­лыми. Раз­ви­ва­ю­щие видео­фильмы для детей угне­тают его пси­хику, фан­та­зию и спо­соб­ность кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние. Если вы сажа­ете ребёнка перед теле­ви­зо­ром, польза от этого только одна — вы полу­ча­ете свое соб­ствен­ное сво­бод­ное время. Ребё­нок же недо­по­лу­чает игры, обще­ния с роди­те­лями и с самим собой.

Право на одиночество

Да-да, ребё­нок пер­вых лет жизни дол­жен иметь воз­мож­ность вдо­воль играть и вдо­воль общаться с самим собой. Оди­но­че­ство для ребёнка чрез­вы­чайно важно. Потому что именно в оди­но­че­стве у него начи­нает рабо­тать фан­та­зия, вооб­ра­же­ние. Ребё­нок, кото­рый все время занят, все время на виду у роди­те­лей, сверст­ни­ков, педа­го­гов, не имеет воз­мож­но­сти поду­мать. Детей, кото­рые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не пове­рите, но они хуже гово­рят, мед­лен­нее сооб­ра­жают, меньше выдумывают.

Один из глав­ных вра­гов ребёнка — миф о необ­хо­ди­мо­сти социализации

О том, что он дол­жен как можно раньше начи­нать общаться с чужими людьми. В итоге роди­тели счи­тают, что их ребёнку будет мало обще­ния с трид­ца­тью слу­чайно подо­бран­ными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начи­нают с полу­года водить ребёнка на курсы якобы для уста­новки навы­ков обще­ния. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полу­тора лет его вме­сто яслей обя­за­тельно пове­дут на кружки. Чтобы учился и социализировался.

Ска­жите честно, у кого из вас есть потреб­ность по восемь часов в день нахо­диться в кол­лек­тиве из 30 чело­век? С дру­зьями каж­дый день по столько часов у всех есть жела­ние общаться? То-то же!

Чем меньше ребё­нок, тем меньше у него потреб­но­стей в обще­нии и тем важ­нее для него воз­мож­ность быть одному и в при­выч­ной обстановке.

Те, кто лишает сво­его ребёнка права увлечься игрой в оди­но­че­стве, рискуют вырас­тить ребёнка не про­сто посред­ствен­ного, но и отста­ю­щего в раз­ви­тии. Что у такого ребёнка не будет воли, само­сто­я­тель­но­сти и инте­реса к жизни, это ещё пол­про­блемы. Куда страш­нее, что пере­гру­жен­ность обще­нием, режим и стро­гие заня­тия могут ска­заться на спо­соб­но­сти ребёнка думать, раз­мыш­лять, вооб­ра­жать. Он будет знать по кар­тин­кам все флаги мира и всех живот­ных саванны, но не сооб­ра­зит, что делать, когда поте­ря­ется в магазине.

Если вы хотите вырас­тить ребёнка умного и твор­че­ского, дайте ему время для сво­боды. Для лени. Для ниче­го­не­де­ла­ния. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен испол­ни­тель­ный сол­дат с наби­той инфор­ма­цией, словно опил­ками, голо­вой, самое время запи­саться в кружки развития.

Ана­ста­сия Миронова

mel.fm

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки