Разновозрастные группы в детских садах

Разновозрастные группы в детских садах

(1 голос5.0 из 5)

Из млад­шей группы в сред­нюю, оттуда – в стар­шую, потом в под­го­то­ви­тель­ную. Такой путь дошколь­ника нам при­вы­чен и поня­тен. Но может быть и по-дру­гому, когда сего­дня вос­пи­тан­ник дет­ского сада в группе твор­цов, зав­тра – в группе иссле­до­ва­те­лей, а после­зав­тра он про­сто читает книгу и не хочет быть ни в какой группе.

О луч­ших тех­но­ло­гиях и  мето­ди­ках работы в раз­но­воз­раст­ной группе рас­ска­зы­вает Татьяна Вол­кова. Татьяна более 15 лет рабо­тала в системе дошколь­ного и школь­ного обра­зо­ва­ния педа­го­гом-прак­ти­ком, в том числе вос­пи­та­те­лем и мето­ди­стом в дет­ском саду. Автор прак­ти­че­ских и мето­ди­че­ских посо­бий по вопро­сам дошколь­ной педа­го­гики, транс­ли­рует оте­че­ствен­ный опыт за рубе­жом,  зна­ко­мится с зару­беж­ными прак­ти­ками и зна­ко­мит с ними рос­сий­ских коллег.

Привычная российская практика

В боль­шин­стве рос­сий­ских дет­ских садов деле­ние детей на группы в зави­си­мо­сти от воз­раста – нор­маль­ная и давно всем при­выч­ная прак­тика. Путь детей от млад­шей группы до под­го­то­ви­тель­ной  – это тра­ди­ци­он­ный путь в системе рос­сий­ского дошколь­ного образования.

Но из любого пра­вила есть исклю­че­ния. Напри­мер, в сель­ских мало­ком­плект­ных дет­ских садах, в сади­ках, рабо­та­ю­щих по валь­дорф­ской мето­дике, в груп­пах крат­ко­вре­мен­ного пре­бы­ва­ния, в спе­ци­аль­ных, кор­рек­ци­он­ных, инклю­зив­ных груп­пах, а также в домаш­них и семей­ных дет­ских садах норма – как раз раз­но­воз­раст­ный состав.

Сей­час прак­тика орга­ни­за­ции и работы в раз­но­воз­раст­ной группе актив­нее всего раз­ви­ва­ется в семей­ных дет­ских садах. За 10 лет раз­ви­тия дан­ной формы обра­зо­ва­ния накоп­лен боль­шой опыт по работе с детьми в раз­но­воз­раст­ной группе.

Поскольку основ­ная мето­ди­че­ская лите­ра­тура по дошколь­ному вос­пи­та­нию рас­счи­тана на учре­жде­ния с одно­воз­раст­ным соста­вом группы, вос­пи­та­те­лям, рабо­та­ю­щим в раз­но­воз­раст­ной группе, довольно непро­сто дости­гать доста­точ­ного уровня зна­ний и уме­ний детей в рам­ках феде­раль­ного госу­дар­ствен­ного обра­зо­ва­тель­ного стан­дарта (ФГОС).

Работа педа­гога в  раз­но­воз­раст­ной группе имеет свои осо­бен­но­сти и предъ­яв­ляет опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния. Напри­мер, педа­гог должен

  •  знать про­граммы всех воз­раст­ных групп;
  • уметь соче­тать про­грамм­ные тре­бо­ва­ния с воз­раст­ными и инди­ви­ду­аль­ными осо­бен­но­стями детей;
  • пра­вильно рас­пре­де­лять вни­ма­ние, пони­мать и видеть каж­дого ребенка и всю группу в целом;
  • обес­пе­чи­вать раз­ви­тие детей в соот­вет­ствии с их возможностями.

Самая глав­ная осо­бен­ность орга­ни­за­ции работы в раз­но­воз­раст­ной группе — это при­о­ри­тет­ная важ­ность инди­ви­ду­аль­ного под­хода к каж­дому ребенку.

Орга­ни­зуя сов­мест­ную дея­тель­ность детей раз­ного воз­раста, вос­пи­та­тель решает мно­же­ство сопут­ству­ю­щих педа­го­ги­че­скому про­цессу задач: научить стар­ших забо­тится о млад­ших, не пере­би­вать, дать сна­чала выска­заться млад­шим, нена­вяз­чиво помочь, если они затруд­ня­ются с выпол­не­нием зада­ния. Однако, эти слож­но­сти и состав­ляют пре­иму­ще­ства сов­мест­ного вос­пи­та­ния детей раз­ного воз­раста: малыши обу­ча­ются гораздо быст­рее, под­ра­жая во всем стар­шим детям, а стар­шие дети ста­но­вятся мягче и тер­пи­мее к младшим.

Подоб­ная атмо­сфера может быть создана только в неболь­шой группе, в кото­рой инди­ви­ду­аль­ный под­ход дей­стви­тельно возможен.

В раз­но­воз­раст­ной группе вос­пи­та­тель дол­жен варьи­ро­вать фор­мат заня­тий с детьми: инди­ви­ду­ально, с раз­бив­кой на под­группы или одно­вре­менно со всеми. Инди­ви­ду­аль­ные заня­тия, равно как и объ­еди­не­ние в под­группы, не все­гда при­ем­лемы, поскольку, напри­мер, дети в мно­го­дет­ной семье, как пра­вило, очень дружны, и если они что-то делают, то только все вме­сте.  Соот­вет­ственно, оста­ётся только про­ве­де­ние заня­тий одно­вре­менно со всей группой.

При про­ве­де­нии таких заня­тий взрос­лому необ­хо­димо дер­жать в поле зре­ния всех детей, уде­лить каж­дому вни­ма­ние, а также уло­вить настро­е­ние каж­дого ребенка и его заин­те­ре­со­ван­ность в дан­ном кон­крет­ном заня­тии, обес­пе­чи­вая раз­ви­тие детей в соот­вет­ствии с их воз­раст­ными и инди­ви­ду­аль­ными возможностями.

Практика Западной Европы

Там в боль­шин­стве дошколь­ных учре­жде­ний вос­пи­та­тельно-обра­зо­ва­тель­ный про­цесс орга­ни­зу­ется именно с уче­том раз­но­воз­раст­ного состава детей, а не посред­ством раз­де­ле­ния их на воз­раст­ные группы. И как пока­зы­вает прак­тика, такой под­ход более эффек­ти­вен,  он поз­во­ляет детям более активно вза­и­мо­дей­ство­вать не только с ровес­ни­ками, но и со стар­шими и млад­шими вос­пи­тан­ни­ками, учиться выстра­и­вать раз­ные отно­ше­ния,  осва­и­вать раз­ные виды коммуникаций.

Напри­мер, в Гер­ма­нии,  если группы раз­но­воз­раст­ные, а в дет­ском саду не очень много вос­пи­тан­ни­ков, то дети сво­бодно пере­дви­га­ются по его помещениям.

Обычно весь раз­но­воз­раст­ной состав детей (пре­иму­ще­ственно от 3 до 7 лет) не делится на отдель­ные группы или под­группы, вос­пи­тан­ники могут по сво­ему усмот­ре­нию объ­еди­няться для выбран­ных ими дел или делать что-либо отдельно от дру­гих. Вос­пи­та­тели закреп­ля­ются, таким обра­зом, не за груп­пой детей, как свой­ственно тра­ди­ци­он­ным дет­ским садам в Рос­сии, а за поме­ще­нием, в кото­ром в тече­ние дня бывают дети всех воз­рас­тов, напри­мер, лабо­ра­то­рией, биб­лио­те­кой, твор­че­ской мастер­ской или спор­тив­ным залом. Основ­ной акцент в дея­тель­но­сти вос­пи­та­те­лей ста­вится на выстра­и­ва­нии про­стран­ства, в кото­ром ребе­нок полу­чает раз­но­об­раз­ный опыт.

Если же про­ект­ная мощ­ность дет­ского сада доста­точно велика, то и рамки пере­дви­же­ния по учре­жде­нию строже, и группы детей чаще одно­воз­раст­ные,  в целях реа­ли­за­ции более опти­маль­ной и раци­о­наль­ной обра­зо­ва­тельно – вос­пи­та­тель­ной работы.

Поме­ще­ния осна­щены по прин­ципу «избы­точ­ной доста­точ­но­сти» и доступ­но­сти, то есть так, чтобы каж­дый ребе­нок мог само­сто­я­тельно найти нуж­ный мате­риал или оборудование.

В боль­шин­стве дошколь­ных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­циях Гер­ма­нии суще­ствует не про­грамма, а  «кон­цеп­ция обра­зо­ва­ния». В тео­рии выра­ба­ты­ва­ются, а в прак­тике при­ни­ма­ются только основ­ные кон­цеп­ту­аль­ные основы орга­ни­за­ции дошколь­ного обра­зо­ва­ния, и уже в каж­дом кон­крет­ном дет­ском саду педа­гоги само­сто­я­тельно при­ни­мают реше­ние, что и как они будут делать, чтобы им соот­вет­ство­вать. В дет­ском саду может быть от 30 до 300 вос­пи­тан­ни­ков, в зави­си­мо­сти от вме­сти­мо­сти и ресурс­ного осна­ще­ния кон­крет­ного дет­ского сада. В группе обычно рабо­тают 2 вос­пи­та­теля и один помощ­ник (асси­стент). По норме на одного вос­пи­та­теля при этом при­хо­дится от 9 до 15 детей. В сред­нем, если сад круп­ный,  в группе нахо­дятся 24 ребенка. Коли­че­ство рабо­чих часов вос­пи­та­теля регу­ли­ру­ется его дого­во­ром с учреждением.

В соот­вет­ствии с зако­ном 1990 года целью дет­ских дошколь­ных учре­жде­ний явля­ется раз­ви­тие ребенка в само­сто­я­тель­ную и соци­ально-ори­ен­ти­ро­ван­ную лич­ность посред­ством ухода за ребен­ком, его вос­пи­та­ния и образования.

Педа­гоги так строят работу с детьми, чтобы каж­дый ребе­нок раз­вил ком­му­ни­ка­тив­ные навыки (рече­вое раз­ви­тие, вза­и­мо­дей­ствие с людьми, уме­ние дей­ство­вать само­сто­я­тельно или в группе детей). Боль­шое  вни­ма­ние уде­ля­ется фор­ми­ро­ва­нию  системы  мораль­ных цен­но­стей. Даются основы мате­ма­ти­че­ских зна­ний, при­роды, тех­ники (в том числе и инфор­ма­ци­он­ной), музы­каль­ной куль­туры. Важ­ное место в работе педа­го­гов зани­мает раз­ви­тие физи­че­ских спо­соб­но­стей, лов­ко­сти, коор­ди­на­ции детей, их пред­став­ле­ний о здо­ро­вом образе жизни.   Все это реа­ли­зу­ется через игро­вую дея­тель­ность раз­но­воз­раст­ных объ­еди­не­ний, в кото­рые дети соби­ра­ются по сво­ему жела­нию и на про­из­воль­ный про­ме­жу­ток времени.

От редак­ции: Воз­раст не важен — такова кон­цеп­ция спе­ци­а­ли­стов, рату­ю­щих за раз­но­воз­раст­ные группы в дет­ских садах. Но, как пока­зы­вает прак­тика, внед­ря­е­мая вот уже несколько лет в наших дет­са­дах, этот под­ход не всем по душе. При­гла­шаем вас, ува­жа­е­мые роди­тели, к обсуж­де­нию этой темы и порас­суж­дать над вопро­сом — надо ли, чтобы раз­но­воз­раст­ные дет­сады стали нор­мой в стране?

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки