Святитель Николай Сербский о счастье без обмана

Святитель Николай Сербский о счастье без обмана

(9 голосов5.0 из 5)

О насто­я­щем сча­стье, не име­ю­щем сро­ков год­но­сти, тос­куют все: и взрос­лые, и дети. В минуты тягост­ных сомне­ний, может быть, послу­жит уте­ше­нием неболь­шая содер­жа­тель­ная цитата из книги слов «Ты нужен Богу». 

Это отры­вок из пере­писки свя­того. Свя­ти­тель Нико­лай пишет сироте, отве­чая на её вопрос, почему сча­стья на земле так мало, а порой кажется, и вовсе нет.

Машина счастья

Обман­ным сча­стьем сего­дня никого не уди­вишь. Как только ни мани­пу­ли­руют им те, кто желает рас­про­дать зава­ля­щий товар, при­влечь кли­ен­тов  или повы­сить свою попу­ляр­ность в рейтинге.

Сча­стье пред­ла­гают так щедро, как будто давно изоб­рели машину по его про­из­вод­ству и уже нала­дили его мас­со­вый выпуск. 

Такое чув­ство, что где-то рядом идет кон­вейер, сча­стье раз­ли­вают по буты­лоч­кам или при­кру­чи­вают гай­ками, соби­рая по частям. Поток бес­ко­не­чен. Но отчего-то гото­вый про­дукт несбы­точно дорог и про­дол­жает оста­ваться в дефиците.

Стоит посмот­реть несколько реклам­ных роли­ков, чтобы понять: здесь про­дают не шам­пунь или авто­мо­биль, а воз­мож­ность быть счаст­ли­вым. Не вос­поль­зо­ва­лись воз­мож­но­стью? Ну, зна­чит, сами виноваты.

Но на поверку той же рекла­мой сча­стье не желает кор­ре­ли­ро­ваться ни с коли­че­ством машин, ни с каче­ством шам­пу­ней, и, как на грех, всё время ускользает.

И ведь точно так же было в преды­ду­щих сто­ле­тиях. Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский пони­мает, почему это про­ис­хо­дит: потому что то, не насти­га­е­мое, сча­стье – не то. Фаль­ши­вое, подменное.

И всё ж, мы не устаем к сча­стью стре­миться. Для чего это стрем­ле­ние вло­жено в чело­ве­че­скую душу и где искать то, без чего жизнь отча­янно мелеет и теряет краски?

Обра­тимся к свя­то­оте­че­скому взгляду на  веч­ную про­блему. Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский отве­чает юной собе­сед­нице на неудоб­ный духов­ный вопрос: почему в Свя­щен­ном Писа­нии о сча­стье почти ничего не сказано.

6c4cc518bee68959917e2cf7f5cb5a7d - Святитель Николай Сербский о счастье без обмана

Книга счастья

«Как же, душенька, не гово­рится? О чем же в Еван­ге­лии гово­рится больше, чем о сча­стье людей?!

Мне кажется, что Еван­ге­лие можно назвать Кни­гой сча­стья, а науку Хри­стову – нау­кой о счастье. 

Тебя несколько сму­тило, что в Еван­ге­лии не пишется именно слово «сча­стье». Но вме­сто этого слова там при­во­дятся дру­гие слова, напри­мер: бла­жен­ство, радость, весе­лье, рай, спа­се­ние, веч­ная жизнь. Слово «бла­жен­ство» озна­чает наи­выс­шее счастье.

Теперь, когда это зна­ешь, пере­чи­тай про­по­ведь Гос­подню о бла­жен­ных в Еван­ге­лии от Матфея.

Пер­вая наука, объ­яв­лен­ная Хри­стом людям, была наука о сча­стье.

Эту науку Пра­во­слав­ная Цер­ковь все­гда повто­ряет людям в начале Литур­гии пением «Бла­женны…»

По науке Хри­сто­вой бла­женны, или счаст­ливы, те, кото­рые «сокру­ша­ются духом пред Гос­по­дом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное»; «сле­зами омы­вают молитвы свои, ибо они уте­шатся непре­хо­дя­щим уте­ше­нием»; «кротки и незло­бивы как агнцы, ибо они насле­дуют землю живых»;

«алчу­щие и жаж­ду­щие правды Божией, ибо они насы­тятся небес­ной прав­дой»; «мило­сти­вые серд­цем и рукой, ибо их поми­лует рука Гос­подня»; «чистые серд­цем, ибо они уви­дят Царя и Отца сво­его Небес­ного»; «гони­мые за правду демо­нами и людьми, ибо их будет Цар­ство веч­ной правды»; «опо­зо­рен­ные и окле­ве­тан­ные ради Хри­ста, ибо они будут радо­ваться и весе­литься в оте­че­стве ангелов».

А вме­сте с ними будут счаст­ливы и те, что «веруют в Спа­си­теля сво­его, ибо будут спа­сены»; «горят любо­вью к Творцу и тво­ре­ниям Его, ибо будут увен­чаны сла­вой небес­ной»; «жерт­вуют жиз­нью зем­ной, ибо полу­чат жизнь вечную».

Таково истин­ное сча­стье, сча­стье без обмана, кото­рое Гос­подь наш открыл и объ­явил роду людскому. 

За такое сча­стье цари отда­вали свои короны, богачи – свое богат­ство, муче­ники – свои жизни, при­чем так легко, как дере­вья осе­нью отдают свои листья. 

Отечество блаженных

Однако тот, кто не вку­сил хоть малую толику этого сча­стья, вряд ли пожерт­вует ради него даже вос­ко­вую свечку.

А ты, сиро­ти­нушка Божия, не отча­и­вайся из-за сво­его сча­стья. Оста­лась ты одна, без род­ных и дру­зей. «Врата зем­ного сча­стья затво­рены для тебя».

Так пишешь ты, больше сле­зами, чем чер­ни­лами. Но разве ты не заду­мы­ва­ешься, что все это Про­мыс­лом Отца тво­его Небес­ного, чтобы ты обо­ро­ти­лась к вра­там веч­ного счастья.

Гос­подь часто, именно часто, затво­ряет перед людьми врата обман­чи­вого сча­стья, но врата истин­ного сча­стья Он дер­жит все­гда откры­тыми перед всеми и для всех, кто сам поже­лает войти. 

Войди и ты, дщерь Хри­стова. Стоит тебе лишь загля­нуть через те врата, заме­тишь Цар­ство счаст­ли­вых, оте­че­ство блаженных.

Ты уви­дишь небеса, пол­ные угод­ни­ков и пра­вед­ни­ков Божиих, кото­рые на земле вку­сили сча­стья Хри­ста, а на небе­сах про­дол­жили пить пре­пол­ной чашей.

Когда ты все это почув­ству­ешь и духом всмот­ришься, больше ни на минуту не оста­нешься оди­нока, ибо обре­тешь бес­чис­лен­ную семью Божию на небе­сах и смо­жешь назвать их сво­ими бра­тьями, сест­рами, род­ными и друзьями.

Радуйся и весе­лись от Гос­пода!», — пишет свя­ти­тель Нико­лай своей подопечной.

Мы ничего не знаем о судьбе адре­сата этого доб­рого, духовно муд­рого и уте­ши­тель­ного письма, но отчего-то верится, что эта сирота, зна­ко­мая отца Нико­лая, обрела свое истин­ное сча­стье – то, кото­рое прочно, надежно и без­вре­менно. Сча­стье есть – и, вопреки баналь­ной и нехит­рой народ­ной муд­ро­сти, есть к нему пути.

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки