Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца

Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца

(1 голос5.0 из 5)

 

Число детей, родив­шихся бла­го­даря совре­мен­ным тех­но­ло­гиям ЭКО и от сур­ро­гат­ных мате­рей, рас­тет.  И если первую прак­тику Цер­ковь при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий при­ем­лет, то вто­рую  кате­го­ри­че­ски осуж­дает. Но ребе­нок не выби­рает, как появиться на свет, он может стать чле­ном Церкви и вос­пи­ты­ваться в православии. 

Что  в таком слу­чае необ­хо­димо  для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния – читайте в нашей статье.

Крестить можно

Осо­бен­ных деток, зача­тых в про­бирке или выно­шен­ных юри­ди­че­ски «посто­рон­ней» мамой, все больше. Больше и вопро­сов, свя­зан­ных с их вос­пи­та­нием и воцер­ко­в­ле­нием. Именно поэтому в Рус­ской Пра­во­слав­ной  Церкви  посчи­тали необ­хо­ди­мым напом­нить об усло­виях кре­ще­ния детей, рож­ден­ных от ЭКО и «сур­ро­гат­ного материнства».

И на самый глав­ный вопрос: может ли быть такой ребе­нок кре­щен, Цер­ковь дает одно­знач­ный ответ – да, конечно. Но – соблю­дая неко­то­рые  важ­ные условия.

486415645456454 300x227 - Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца

По сло­вам руко­во­ди­теля Сино­даль­ного отдела по вза­и­мо­от­но­ше­ниям Церкви с обще­ством и СМИ Вла­ди­мира Легойды, «…в доку­мен­тах нашей Церкви ска­зано, что по вере роди­те­лей-вос­при­ем­ни­ков кре­стить можно любого мла­денца, в том числе рож­ден­ного в резуль­тате «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства». Об этом совер­шенно недву­смыс­ленно напи­сано в доку­менте, посвя­щен­ному этому вопросу и при­ня­том Сино­дом Рус­ской Церкви в конце 2013 года».

В опасности – крестить всегда

В. Легойда отме­тил, что един­ствен­ное усло­вие для совер­ше­ния Таин­ства  – цер­ков­ное пока­я­ние роди­те­лей, кото­рые реши­лись вопреки цер­ков­ному осуж­де­нию прак­тики сур­ро­гат­ного мате­рин­ства при­бег­нуть к этому спо­собу рож­де­ния ребенка.

Жела­ние окре­стить ново­рож­ден­ного обычно гово­рит о жела­нии роди­те­лей его воцер­ков­лять, вос­пи­ты­вать в пра­во­слав­ной вере, и потому было бы логично им самим

«…сле­до­вать уче­нию Церкви или рас­ка­яться в его игно­ри­ро­ва­нии», – под­черк­нул он.

Очень важно, что говоря об этой акту­аль­ной про­блеме, глава Сино­даль­ного отдела свя­зы­вает при­ня­тие Таин­ства Кре­ще­ния с вос­пи­та­нием – под­чер­ки­вая пози­цию Церкви, счи­та­ю­щей фун­да­мен­том для пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния ребенка его кре­ще­ние.

Под­черк­нем и дру­гой важ­ный момент – то, что в состо­я­нии опас­но­сти ребенка можно кре­стить в любом слу­чае, не дожи­да­ясь цер­ков­ного пока­я­ния его родителей.

Где это написано?

Итак, если  вы, мама и папа, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, дей­стви­тель­ные, а не номи­наль­ные члены Церкви, при­шли дого­ва­ри­ваться о совер­ше­нии таин­ства и в вашем храме вам по какой-то при­чине отка­зали в кре­ще­нии мла­денца –  пусть даже осо­бенно зача­того, выно­шен­ного и рож­ден­ного  ребенка, то вы можете спо­койно и аргу­мен­ти­ро­вано воз­ра­зить – и опи­раться при этом на утвер­жден­ную  Сино­дом цер­ков­ную позицию.

Или, если вы не правы, при­нять отказ и вре­менно с ним согла­ситься – ради соблю­де­ния вами, роди­те­лями, разум­ных цер­ков­ных требований.

Понять, в какой ситу­а­ции вы правы, а в какой – нет, помо­жет Доку­мент «О кре­ще­нии мла­ден­цев, родив­шихся при помощи «сур­ро­гат­ной матери», кото­рый был при­нят на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 25–26 декабря 2013 года (жур­нал № 158).

В част­но­сти, в нём ска­зано: «В насто­я­щее время все более широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чает репро­дук­тив­ная био­ме­ди­цин­ская тех­но­ло­гия, полу­чив­шая назва­ние «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства». Хотя эта прак­тика в несколь­ких стра­нах раз­ре­шена зако­но­да­тель­ством, она про­дол­жает вызы­вать в обще­стве ост­рые дискуссии…

Целый ряд вопро­сов, каса­ю­щихся пас­тыр­ского отно­ше­ния к послед­ствиям «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства», про­дол­жает оста­ваться дис­кус­си­он­ным. Насто­я­щим доку­мен­том Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь дает цер­ковно-прак­ти­че­ские ука­за­ния, каса­ю­щи­еся кре­ще­ния детей, родив­шихся при помощи «сур­ро­гат­ной матери».

О браке и материнстве

Итак, почему Цер­ковь высту­пает за тра­ди­ци­он­ный брач­ный союз и есте­ствен­ное рож­де­ние детей в нем? Читаем в доку­менте: «Цер­ковь пони­мает брак как изна­чаль­ное уста­нов­ле­ние Божие, уко­ре­нен­ное в бого­з­дан­ном чело­ве­че­ском есте­стве. В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии брак явля­ется духовно-телес­ным сою­зом муж­чины и жен­щины, кото­рый поз­во­ляет им в пол­ноте реа­ли­зо­вать свою чело­ве­че­скую природу.

Цер­ковь освя­щает брак, упо­доб­ляя его духов­ному союзу Хри­ста и Его Церкви (Еф. 5:22–33). Пло­дом супру­же­ской любви ста­но­вятся дети, «рож­де­ние и вос­пи­та­ние кото­рых, по пра­во­слав­ному уче­нию, явля­ется одной из важ­ней­ших целей брака» (ОСК Х.4).

Рож­де­ние ребенка – это не только есте­ствен­ное след­ствие брач­ных отно­ше­ний, но и вели­кое собы­тие при­ше­ствия в мир нового чело­века, несу­щего в себе образ и подо­бие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена при­ни­мают на себя сугу­бую ответ­ствен­ность, поскольку они при­званы про­яв­лять мак­си­маль­ную заботу одно­вре­менно об их физи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье – от пери­ода внут­ри­утроб­ного раз­ви­тия и пер­вых дней жизни до наступ­ле­ния совершеннолетия.

Осо­бая роль в рож­де­нии и вос­пи­та­нии детей при­над­ле­жит матери, кото­рая тесно свя­зана со своим ребен­ком телес­ными, душев­ными и духов­ными узами. Вели­кий при­мер мате­рин­ства Цер­ковь видит в Пре­свя­той Бого­ро­дице, чей образ рас­кры­вает высо­чай­шее досто­ин­ство жен­щины, уни­каль­ность ее мате­рин­ского призвания.

ЭКО допустимо, если…

А вот что в цер­ков­ном доку­менте ска­зано про ЭКО:

«Серьез­ной про­бле­мой, с кото­рой нередко стал­ки­ва­ются семьи, явля­ется бес­пло­дие одного или обоих супру­гов. Цер­ковь сочув­ствует без­дет­ным супру­гам, бла­го­слов­ляя им молиться о даро­ва­нии потом­ства, обра­щаться к вра­чам для лече­ния бес­пло­дия, а также усы­нов­лять (удо­че­рять) детей.

Допу­сти­мым сред­ством меди­цин­ской помощи без­дет­ным супру­гам Цер­ковь счи­тает искус­ствен­ное опло­до­тво­ре­ние поло­выми клет­ками мужа, если это не сопро­вож­да­ется уни­что­же­нием опло­до­тво­рен­ных яйце­кле­ток, «поскольку оно не нару­шает целост­но­сти брач­ного союза, не отли­ча­ется прин­ци­пи­аль­ным обра­зом от есте­ствен­ного зача­тия и про­ис­хо­дит в кон­тек­сте супру­же­ских отно­ше­ний» (ОСК XII.4).

«Суррогат»  материнского долга

«Что же каса­ется прак­тики так назы­ва­е­мого «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства», то она одно­значно осуж­да­ется Цер­ко­вью: «“Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство”, то есть вына­ши­ва­ние опло­до­тво­рен­ной яйце­клетки жен­щи­ной, кото­рая после родов воз­вра­щает ребенка “заказ­чи­кам”, про­ти­во­есте­ственно и морально недо­пу­стимо даже в тех слу­чаях, когда осу­ществ­ля­ется на неком­мер­че­ской основе» (ОСК XII.4).

Сам тер­мин «сур­ро­гат­ное мате­рин­ство» ука­зы­вает на иска­же­ние высо­кого пони­ма­ния мате­рин­ского долга и при­зва­ния. Соот­вет­ству­ю­щая прак­тика явля­ется уни­же­нием чело­ве­че­ского досто­ин­ства жен­щины, тело кото­рой в дан­ном слу­чае рас­смат­ри­ва­ется как сво­его рода инкубатор.

Кроме того, прак­тика «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства» раз­ру­шает пол­но­цен­ные есте­ствен­ные отно­ше­ния между мате­рью и ребен­ком и имеет отри­ца­тель­ные послед­ствия для всех вовле­чен­ных в эту прак­тику сто­рон: для «био­ло­ги­че­ской матери», предо­ста­вив­шей свои поло­вые клетки, но лишен­ной под­лин­ного мате­рин­ства, свя­зан­ного с вына­ши­ва­нием и рож­де­нием этого ребенка;

для «сур­ро­гат­ной матери», выно­сив­шей и родив­шей ребенка, но вынуж­ден­ной с ним рас­статься, как только он отде­лился от мате­рин­ской утробы; для самого ребенка, кото­рый вме­сто пол­но­цен­ной матери либо имеет двух непол­но­цен­ных мате­рей, либо не имеет ни одной (как в слу­чае с оди­но­ким муж­чи­ной, поже­лав­шим иметь «био­ло­ги­че­ское потомство»);

нако­нец, для обще­ства, в кото­ром утра­чи­ва­ется пони­ма­ние семьи, пред­по­ла­га­ю­щее осо­бые отно­ше­ния между роди­те­лями и детьми, а также не менее важ­ные отно­ше­ния через поко­ле­ние  – между дедушками/бабушками и внуками».

Общественно опасно?

«Обще­ствен­ная опас­ность прак­тики «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства» свя­зана с ради­каль­ным изме­не­нием самого пред­став­ле­ния о при­роде человека.

В дан­ном слу­чае пони­ма­ние чело­века как уни­каль­ной лич­но­сти под­ме­ня­ется обра­зом чело­века как био­ло­ги­че­ской особи, кото­рую можно про­из­вольно кон­стру­и­ро­вать, мани­пу­ли­руя эле­мен­тами «гене­ти­че­ского мате­ри­ала». «В мире посте­пенно выра­ба­ты­ва­ется отно­ше­ние к чело­ве­че­ской жизни как к про­дукту, кото­рый можно выби­рать согласно соб­ствен­ным склон­но­стям и кото­рым можно рас­по­ря­жаться наравне с мате­ри­аль­ными цен­но­стями» (ОСК XII.4).

Исполь­зо­ва­ние репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий с целью «обес­пе­че­ния детьми» бес­плод­ных пар, оди­но­ких муж­чин или жен­щин посте­пенно пре­вра­ща­ется в доход­ный биз­нес, предо­став­ля­ю­щий спо­соб зара­ботка для доно­ров поло­вых кле­ток и «сур­ро­гат­ных мате­рей». В резуль­тате таин­ство рож­де­ния чело­века ста­но­вится пред­ме­том тор­гово-денеж­ных отношений.

На смену бого­за­по­ве­дан­ному супру­же­ству, осно­ван­ному на любви и вер­но­сти, при­хо­дит «рынок репро­дук­тив­ных услуг», гото­вый удо­вле­тво­рить любой запрос потре­би­теля на искус­ствен­ное рож­де­ние ребенка в соот­вет­ствии с задан­ными параметрами».

Крещение – для всех

«Цер­ковь открыта для всех людей, стре­мя­щихся к спа­се­нию. Кре­ще­ние явля­ется таин­ством вступ­ле­ния в Цер­ковь и пред­по­ла­гает согла­сие при­няв­ших Кре­ще­ние с ее верой и уче­нием, а также их даль­ней­шее уча­стие в цер­ков­ной жизни.

Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ется в Пра­во­слав­ной Церкви как над взрос­лыми, так и над мла­ден­цами. Взрос­лые допус­ка­ются к Таин­ству после соот­вет­ству­ю­щей под­го­товки, то есть огла­ше­ния — настав­ле­ния в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии и хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. В таких слу­чаях реше­ние о вре­мени при­ня­тия Кре­ще­ния при­ни­ма­ется при­ход­ским свя­щен­ни­ком, про­во­дя­щим оглашение.

В слу­чае кре­ще­ния мла­денца согла­сие за него дают взрос­лые – роди­тели и вос­при­ем­ники. Усло­вием кре­ще­ния мла­денца при этом ста­вится его вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ской вере и согласно нор­мам хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, что пред­по­ла­гает регу­ляр­ное уча­стие и роди­те­лей, и ребенка, и вос­при­ем­ни­ков в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях и Таинствах».

Ребенок не виноват

«Что же каса­ется вопроса о воз­мож­но­сти кре­ще­ния мла­ден­цев, рож­ден­ных «сур­ро­гат­ной мате­рью», то при ответе на него необ­хо­димо учи­ты­вать сле­ду­ю­щие факторы.

С одной сто­роны, любой рож­ден­ный мла­де­нец может быть кре­щен  по вере тех, кто наме­ре­ва­ется его кре­стить. Ребе­нок не может отве­чать за поступки своих роди­те­лей и не вино­ват в том, что его появ­ле­ние на свет свя­зано с репро­дук­тив­ной тех­но­ло­гией, осуж­да­е­мой Церковью.

С дру­гой сто­роны, ответ­ствен­ность за хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние мла­денца несут на себе роди­тели и вос­при­ем­ники. Если роди­тели не при­но­сят явного пока­я­ния в соде­ян­ном, а вос­при­ем­ники фак­ти­че­ски выра­жают согла­сие с совер­шив­шимся гре­хов­ным дея­нием, то о хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии речь идти не может.

Отказ в кре­ще­нии мла­ден­цев в подоб­ном слу­чае будет соот­вет­ство­вать пра­во­слав­ной тра­ди­ции, пред­по­ла­га­ю­щей согла­сие кре­ща­е­мого, а в слу­чае кре­ще­ния мла­денца – его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков с уче­нием Церкви. Такой отказ будет иметь также и пас­тыр­ское зна­че­ние, так как тем самым обще­ство полу­чит от Церкви ясный сиг­нал о том, что прак­тика «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства» явля­ется с хри­сти­ан­ской точки зре­ния неприемлемой.

Ребе­нок, рож­ден­ный при помощи «сур­ро­гат­ного мате­рин­ства», может быть кре­щен по жела­нию вос­пи­ты­ва­ю­щих его лиц, если тако­выми явля­ются либо его «био­ло­ги­че­ские роди­тели», либо «сур­ро­гат­ная мать», только после того, как они осо­знают, что с хри­сти­ан­ской точки зре­ния подоб­ная репро­дук­тив­ная тех­но­ло­гия явля­ется нрав­ственно предо­су­ди­тель­ной, и при­не­сут цер­ков­ное пока­я­ние – вне зави­си­мо­сти от того, осо­знанно или неосо­знанно они про­игно­ри­ро­вали пози­цию Церкви. 

Только в этом слу­чае Цер­ковь смо­жет ожи­дать, что кре­ще­ный ребе­нок будет вос­пи­ты­ваться в пра­во­слав­ной вере и ему будут при­ви­вать хри­сти­ан­ские нрав­ствен­ные пред­став­ле­ния. Если же такого осо­зна­ния не про­ис­хо­дит, то реше­ние вопроса о кре­ще­нии откла­ды­ва­ется до вре­мени созна­тель­ного лич­ного выбора ребенка.

В послед­нем слу­чае факт «сур­ро­гат­ного рож­де­ния» сам по себе не явля­ется пре­пят­ствием для кре­ще­ния чело­века, ибо он не несет ответ­ствен­ность за пове­де­ние своих родителей.

По указанию архиерея

В слу­чае, когда в Цер­ковь при­но­сят мла­денца, рож­ден­ного «сур­ро­гат­ной мате­рью», вопрос о его кре­ще­нии может быть решен в соот­вет­ствии с ука­за­нием епар­хи­аль­ного архи­ерея, кото­рый обя­зан руко­вод­ство­ваться в каж­дом кон­крет­ном слу­чае нор­мами, содер­жа­щи­мися в насто­я­щем документе.

Совер­ше­ние свя­щен­ни­ком Таин­ства Кре­ще­ния в подоб­ном слу­чае без бла­го­сло­ве­ния архи­ерея слу­жит осно­ва­нием для при­ме­не­ния к этому свя­щен­нику кано­ни­че­ских прещений.

В смер­тель­ной опас­но­сти бла­го­слов­ля­ется кре­ще­ние мла­ден­цев вне зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств их рождения.

Изло­жен­ная пози­ция осно­вана на уче­нии Церкви о недо­пу­сти­мо­сти кре­ще­ния мла­ден­цев в семьях, члены кото­рых явно и созна­тельно пре­не­бре­гают цер­ков­ной тра­ди­цией и не раз­де­ляют хри­сти­ан­ское уче­ние о браке и семье, что прак­ти­че­ски исклю­чает воз­мож­ность хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния ребенка. Это каса­ется не только вопроса о «сур­ро­гат­ном мате­рин­стве», но любого созна­тельно выра­жен­ного неже­ла­ния жить по-христиански».

В ста­тье исполь­зо­ваны мате­ри­алы пресс-службы Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки