Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца

Владимир Легойда о «суррогатных» и ЭКО-детях: крестить и воспитывать в христианстве можно любого младенца

(2 голоса5.0 из 5)

Число детей, родившихся благодаря современным технологиям ЭКО и от суррогатных матерей, растет.  И если первую практику Церковь при соблюдении некоторых условий приемлет, то вторую  категорически осуждает. Но ребенок не выбирает, как появиться на свет, он может стать членом Церкви и воспитываться в православии.

Что  в таком случае необходимо  для совершения Таинства Крещения – читайте в нашей статье.

Крестить можно

Особенных деток, зачатых в пробирке или выношенных юридически «посторонней» мамой, все больше. Больше и вопросов, связанных с их воспитанием и воцерковлением. Именно поэтому в Русской Православной  Церкви  посчитали необходимым напомнить об условиях крещения детей, рожденных от ЭКО и «суррогатного материнства».

И на самый главный вопрос: может ли быть такой ребенок крещен, Церковь дает однозначный ответ – да, конечно. Но – соблюдая некоторые  важные условия.

Крещение

По словам руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, «…в документах нашей Церкви сказано, что по вере родителей-восприемников крестить можно любого младенца, в том числе рожденного в результате «суррогатного материнства». Об этом совершенно недвусмысленно написано в документе, посвященному этому вопросу и принятом Синодом Русской Церкви в конце 2013 года».

В опасности – крестить всегда

В. Легойда отметил, что единственное условие для совершения Таинства  – церковное покаяние родителей, которые решились вопреки церковному осуждению практики суррогатного материнства прибегнуть к этому способу рождения ребенка.

Желание окрестить новорожденного обычно говорит о желании родителей его воцерковлять, воспитывать в православной вере, и потому было бы логично им самим

«…следовать учению Церкви или раскаяться в его игнорировании», – подчеркнул он.

Очень важно, что говоря об этой актуальной проблеме, глава Синодального отдела связывает принятие Таинства Крещения с воспитанием – подчеркивая позицию Церкви, считающей фундаментом для православного воспитания ребенка его крещение.

Подчеркнем и другой важный момент – то, что в состоянии опасности ребенка можно крестить в любом случае, не дожидаясь церковного покаяния его родителей.

Где это написано?

Итак, если  вы, мама и папа, православные христиане, действительные, а не номинальные члены Церкви, пришли договариваться о совершении таинства и в вашем храме вам по какой-то причине отказали в крещении младенца –  пусть даже особенно зачатого, выношенного и рожденного  ребенка, то вы можете спокойно и аргументировано возразить – и опираться при этом на утвержденную  Синодом церковную позицию.

Или, если вы не правы, принять отказ и временно с ним согласиться – ради соблюдения вами, родителями, разумных церковных требований.

Понять, в какой ситуации вы правы, а в какой – нет, поможет Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», который был принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года (журнал № 158).

В частности, в нём сказано: «В настоящее время все более широкое распространение получает репродуктивная биомедицинская технология, получившая название «суррогатного материнства». Хотя эта практика в нескольких странах разрешена законодательством, она продолжает вызывать в обществе острые дискуссии…

Целый ряд вопросов, касающихся пастырского отношения к последствиям «суррогатного материнства», продолжает оставаться дискуссионным. Настоящим документом Русская Православная Церковь дает церковно-практические указания, касающиеся крещения детей, родившихся при помощи «суррогатной матери».

О браке и материнстве

Итак, почему Церковь выступает за традиционный брачный союз и естественное рождение детей в нем? Читаем в документе: «Церковь понимает брак как изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве. В христианском понимании брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу.

Церковь освящает брак, уподобляя его духовному союзу Христа и Его Церкви (Еф. 5:22-33). Плодом супружеской любви становятся дети, «рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака» (ОСК Х.4).

Рождение ребенка – это не только естественное следствие брачных отношений, но и великое событие пришествия в мир нового человека, несущего в себе образ и подобие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена принимают на себя сугубую ответственность, поскольку они призваны проявлять максимальную заботу одновременно об их физическом и духовном здоровье – от периода внутриутробного развития и первых дней жизни до наступления совершеннолетия.

Особая роль в рождении и воспитании детей принадлежит матери, которая тесно связана со своим ребенком телесными, душевными и духовными узами. Великий пример материнства Церковь видит в Пресвятой Богородице, чей образ раскрывает высочайшее достоинство женщины, уникальность ее материнского призвания.

ЭКО допустимо, если…

А вот что в церковном документе сказано про ЭКО:

«Серьезной проблемой, с которой нередко сталкиваются семьи, является бесплодие одного или обоих супругов. Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя им молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей.

Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (ОСК XII.4).

«Суррогат»  материнского долга

«Что же касается практики так называемого «суррогатного материнства», то она однозначно осуждается Церковью: «“Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» (ОСК XII.4).

Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор.

Кроме того, практика «суррогатного материнства» разрушает полноценные естественные отношения между матерью и ребенком и имеет отрицательные последствия для всех вовлеченных в эту практику сторон: для «биологической матери», предоставившей свои половые клетки, но лишенной подлинного материнства, связанного с вынашиванием и рождением этого ребенка;

для «суррогатной матери», выносившей и родившей ребенка, но вынужденной с ним расстаться, как только он отделился от материнской утробы; для самого ребенка, который вместо полноценной матери либо имеет двух неполноценных матерей, либо не имеет ни одной (как в случае с одиноким мужчиной, пожелавшим иметь «биологическое потомство»);

наконец, для общества, в котором утрачивается понимание семьи, предполагающее особые отношения между родителями и детьми, а также не менее важные отношения через поколение  – между дедушками/бабушками и внуками».

Общественно опасно?

«Общественная опасность практики «суррогатного материнства» связана с радикальным изменением самого представления о природе человека.

В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала». «В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями» (ОСК XII.4).

Использование репродуктивных технологий с целью «обеспечения детьми» бесплодных пар, одиноких мужчин или женщин постепенно превращается в доходный бизнес, предоставляющий способ заработка для доноров половых клеток и «суррогатных матерей». В результате таинство рождения человека становится предметом торгово-денежных отношений.

На смену богозаповеданному супружеству, основанному на любви и верности, приходит «рынок репродуктивных услуг», готовый удовлетворить любой запрос потребителя на искусственное рождение ребенка в соответствии с заданными параметрами».

Крещение – для всех

«Церковь открыта для всех людей, стремящихся к спасению. Крещение является таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни.

Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. Взрослые допускаются к Таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения — наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В таких случаях решение о времени принятия Крещения принимается приходским священником, проводящим оглашение.

В случае крещения младенца согласие за него дают взрослые – родители и восприемники. Условием крещения младенца при этом ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах».

Ребенок не виноват

«Что же касается вопроса о возможности крещения младенцев, рожденных «суррогатной матерью», то при ответе на него необходимо учитывать следующие факторы.

С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен  по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью.

С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может.

Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца – его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.

Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние – вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. 

Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка.

В последнем случае факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.

По указанию архиерея

В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея, который обязан руководствоваться в каждом конкретном случае нормами, содержащимися в настоящем документе.

Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений.

В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения.

Изложенная позиция основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка. Это касается не только вопроса о «суррогатном материнстве», но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански».

В статье использованы материалы пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Комментировать