Церковное воспитание детей

Церковное воспитание детей

(2 голоса5.0 из 5)

«Рели­ги­оз­ная жизнь у детей непо­сред­ствен­нее, проще и гар­мо­нич­нее. Она опи­ра­ется на чув­ства и инту­и­цию и только впо­след­ствии “нани­зы­вает” на этот эмо­ци­о­нально-мисти­че­ский стер­жень все интел­лек­ту­аль­ные све­де­ния и пока­за­ния повсе­днев­ного опыта жизни», — пишет педа­гог и писа­тель А. Рогозянский.

Скажу, что это дей­стви­тельно так.

Малень­кие дети (трех-четы­рех лет) очень реально вос­при­ни­мают Бога.

Это самый бла­го­дат­ный для рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния период.

Если роди­тели молятся, гово­рят, что есть Бог, у малень­кого чело­века нет в этом сомне­ний, это дан­ность. Как то, что есть папа и мама.

Одна­жды я по делам посе­щал дет­ский садик и спус­кался по лест­нице в рясе.

Какой-то кара­пуз пока­зал на меня паль­чи­ком и ска­зал своим дру­зьям: «Боженька идет!»

Самые при­ят­ные впе­чат­ле­ния от освя­ще­ния дет­сада. Детки очень серьезно вос­при­няли это собы­тие, посильно при­ни­мали в нем уча­стие, неумело кре­сти­лись, моли­лись. Когда меня при­гла­сили уже в дру­гой дет­ский сад и попро­сили освя­тить его без детей, когда они уйдут домой, ссы­ла­ясь на то, что не все роди­тели могут это пра­вильно истол­ко­вать, я отка­зался. Ведь мы это делаем именно для детей, им там жить, им это нужно. Но заве­ду­ю­щая меня не поняла.

Очень хорошо видно, как малые дети вос­при­ни­мают Бога, через дет­ские рели­ги­оз­ные рисунки. У малень­ких детей чище образы, они тре­петны, наивны.

У стар­ших — больше заим­ство­ва­ния, ино­гда не луч­шего. Нужно спе­шить при­вить ребенку веру, чем раньше, тем лучше. Молитва, посе­ще­ние храма, при­ча­стие должны быть вещами совер­шенно есте­ствен­ными в жизни ребенка. Понятно, что сораз­мерно с его силами. И пра­вило малень­кое, но регу­ляр­ное, и служба не вся пол­но­стью. Ребе­нок не дол­жен в храме маяться и утом­лять дру­гих прихожан.

Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Ост­ров­ский, трое сыно­вей кото­рого учатся в семинарии,

а чет­вер­тый в Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии, пишет: «Однако при­ве­сти в храм детей еще пол­дела: нелепо при­во­дить ребенка в храм, бро­сать его там, а самим молиться где-то в углу или даже ухо­дить куда-то. Вот это дей­стви­тельно детей раз­ла­гает, и видишь: малень­кий маль­чик в два года стоит как вко­пан­ный всю службу, не ото­рвешь, и в три года стоит, а потом, став постарше, убегает.

Когда я с детьми ходил в цер­ковь, то сам с ними стоял обычно всю литур­гию, а вече­ром мы очень редко ходили. Я реши­тельно про­хо­дил с детьми впе­ред, к самому амвону, и там мы все­гда сто­яли. Дети были малень­кие, им, конечно, было тяжело, и то сде­ла­ешь поклон­чик с ними вме­сте, то свечку дашь поста­вить, то на батюшку пока­жешь, что-то пояс­нишь шепотом».

Ребенку часто нужны яркие впе­чат­ле­ния. На все­нощ­ную мы водим детей, чтобы они застали поли­е­лей, так там инте­ресно: каж­де­ние, пома­за­ние, к иконе прикладываются.

Память — инте­рес­ная штука: какие-то эпи­зоды дет­ства напрочь забыты, а неко­то­рые моменты запе­чат­ле­лись так, будто это было вчера. Помню: ран­няя весна, снег уже сошел, тепло. Мы идем с роди­те­лями после службы в Про­ще­ное вос­кре­се­нье. Попро­сили друг у друга и у совсем незна­ко­мых людей про­ще­ния, очи­сти­лись, и вся при­рода тоже, кажется, очи­сти­лась, ски­нула с себя холод­ный ледя­ной покров. И какое-то уди­ви­тель­ное чув­ство радо­сти и тихой гру­сти, даже слезы наво­ра­чи­ва­ются на глаза. Такие вос­по­ми­на­ния дет­ства, как ноч­ная пас­халь­ная служба, поездка в мона­стырь, купа­ние в свя­том источ­нике, не забу­дутся нико­гда, они будут с нами всю жизнь.

Нужно ли малень­ких детей при­вле­кать к послу­ша­ниям в алтаре? Я счи­таю, что не нужно. На при­мере моих зна­ко­мых детей-алтар­ни­ков можно видеть, что это вызы­вает не бла­го­го­ве­ние к алтарю и вообще к храму, а создает обы­ден­ность и при­вычку. К сожа­ле­нию, сами свя­щен­но­слу­жи­тели и стар­шие поно­мари не все­гда бла­го­го­вейно ведут себя, раз­го­ва­ри­вают и могут подать пло­хой при­мер. Вво­дить ребят в алтарь можно в более позд­нем воз­расте, под­рост­ков, и то не всегда.

Но об этом речь впереди.

Тот же отец Кон­стан­тин заме­чает: устрой­ство наших хра­мов таково, что чело­век дол­жен молиться в храме, видеть ико­но­стас, выходы свя­щен­ни­ков. На кли­росе или в алтаре чело­веку ино­гда неко­гда молиться, он занят чте­нием, пением и алтар­ной рабо­той. А у ребенка дол­жен выра­бо­таться навык молитвы.

Но бывают и исклю­че­ния из пра­вил. Детей нужно при­вле­кать к уча­стию в домаш­ней молитве. Они могут читать «Отче наш» перед едой или дру­гие зна­ко­мые молитвы во время правила.

Когда я служу моле­бен дома, то все­гда даю стар­шему ребенку воз­мож­ность попеть зна­ко­мые пес­но­пе­ния, подер­жать кадило и т.д. Очень хорошо дать понять, что молитва — это реаль­ность, раз­го­вор с Богом, что мы можем молиться и сво­ими сло­вами в труд­но­стях, во время болезни, неудачи, перед каким-то делом, молиться за роди­те­лей, крест­ных, болящих.

В этой связи нужно ска­зать, что вто­рым очень важ­ным делом после духов­ного вос­пи­та­ния явля­ется вос­пи­та­ние любви, жало­сти к людям. Не нужно бояться, что маль­чик вырас­тет хлю­пи­ком. При­об­ре­сти черст­вость он все­гда успеет, а вот быть состра­да­тель­ным трудно. Это можно делать на хоро­ших при­ме­рах из лите­ра­туры, житий свя­тых и на кон­крет­ных при­ме­рах из жизни. Состра­дать сла­бым, немощ­ным, пода­вать мило­стыню нищим, жалеть живот­ных. Тут опять нужен лич­ный при­мер. Если обра­титься к агио­гра­фии (к житиям свя­тых), то мы уви­дим, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство свя­тых имели бла­го­че­сти­вых роди­те­лей. Веру в ребенке фор­ми­рует семья.

Вели­ким вос­пи­та­тель­ным сред­ством явля­ется пост, и не правы те роди­тели, кото­рые вся­че­ски ограж­дают детей от поста. Пост есть вос­пи­та­ние воли, воз­дер­жан­но­сти. Когда при­учать чад к посту и какова мера дет­ского поста, нужно решать инди­ви­ду­ально с духовником.

Из книги свя­щен­ника Павла Гуме­рова «Малая Церковь»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки