«Учись учиться!»

«Учись учиться!»

(6 голосов4.3 из 5)

«Батюшка, бла­го­сло­вите на хоро­шую учебу!» — посто­янно гово­рила одна малень­кая девочка при встрече с любым свя­щен­ни­ком. «Бог бла­го­сло­вит!» — улы­ба­ясь, ответ­ство­вал тот. Подоб­ные диа­логи зву­чали несколько лет.

Но одна­жды в ответ на обыч­ную просьбу девочки, один из незна­ко­мых ей свя­щен­ни­ков с абсо­лютно серьёз­ным выра­же­нием лица ска­зал: «Бла­го­слов­ляю: учись учиться!»

После этого слу­чая девочка заду­ма­лась. Пере­стала испра­ши­вать такие бла­го­сло­ве­ния и всё время вспо­ми­нала стран­ные слова этого свя­щен­ника. И лишь спу­стя два деся­ти­ле­тия ей стал поня­тен смысл глу­бо­кого урока, пре­по­дан­ного ей муд­рым пастырем.

Дей­стви­тельно в наши дни среди ост­рых про­блем вос­пи­та­ния стоит про­блема неже­ла­ния ребенка учиться. Каза­лось бы, вино­ваты в этом всё и вся на свете: и при­род­ная лень, и окру­жа­ю­щая среда, и СМИ, и гад­жеты… Но на самом деле за неже­ла­нием учиться зача­стую стоит баналь­ное неуме­ние учиться.

Прежде всего уме­ние учиться заклю­ча­ется в само­ор­га­ни­за­ции школь­ника, в гра­мот­ном и ответ­ствен­ном под­ходе к учебе. И закла­ды­ва­ется в дет­скую душу этот навык в ран­нем возрасте.

Пра­во­слав­ным роди­те­лям очень помо­жет в этом плане поня­тие «послу­ша­ние». Сле­дует с момента осо­зна­ния ребен­ком добра и зла вкла­ды­вать в его память мысль о том, что любое дело, кото­рое он совер­шает, явля­ется послу­ша­нием, кото­рое ему дал Сам Бог. Поэтому и учеба тоже явля­ется послу­ша­нием. А выпол­нять послу­ша­ние – это все­гда ответ­ствен­ность и радость. Ответ­ствен­ность, потому что отно­ше­ния у хри­сти­а­нина с Твор­цом все­гда «взрос­лые». Бог вос­при­ни­мает Свое тво­ре­ние как лич­ность, ува­жает право выбора, не хочет насильно ломать волю чело­века. Чело­век же не хочет огор­чать Созда­теля и поэтому ста­ра­ется выпол­нить любое дело как можно лучше. Радость – это осо­зна­ние малень­кого чуда любви, ведь тебе дове­ряет Сам Гос­подь! И ждёт, чтобы ты хорошо тру­дился в зем­ной жизни, а потом навсе­гда посе­лился с Ним в раю.

Настав­ляя ребенка, не сму­щай­тесь при­бе­гать к рас­ска­зам из житий свя­тых или из зем­ной жизни Божией Матери и Спа­си­теля. Мне очень часто вспо­ми­на­ется слу­чай, сви­де­тель­ству­ющий о том, насколько чётко дети вос­при­ни­мают в каче­стве жиз­нен­ного при­мера Божию Матерь, свя­тых. Одна­жды после вос­крес­ной литур­гии, бесе­дуя с матуш­кой моего духов­ника, я пожа­ло­ва­лась на свою силь­ную уста­лость. Нахо­див­ша­яся рядом шести­лет­няя дочка нашего батюшки тут же быстро отре­а­ги­ро­вала и ска­зала: «Бого­ро­дицу, как сдали в храм в три года, так Она всё время и тру­ди­лась. И даже выход­ных у неё не было, а у тебя выход­ные есть! Так что нечего тебе жаловаться!»

В первую оче­редь, с самого начала учеб­ных буд­ней в школе, поста­рай­тесь при­учить ребенка к одному про­стому пра­вилу: всё, что задано сего­дня, сле­дует выпол­нить именно сего­дня. Конечно, кому-то этот совет может пока­заться стран­ным и неудо­бо­ис­пол­нимым, но на самом деле он сра­ба­ты­вает без­от­казно. Рас­су­дите сами: проще выпол­нить зада­ние, пока ещё в памяти хра­нится объ­яс­не­ние прой­ден­ного мате­ри­ала, чем вспо­ми­нать через день-два, о чем же шла речь. Уже в этот момент про­ис­хо­дит эко­но­мия вре­мени. А вот нака­нуне сдачи домаш­ней работы нужно про­сто бегло повто­рить её. Вспом­нится при этом всё гораздо быст­рее, плюс на лицо вто­рич­ное повто­ре­ние мате­ри­ала. Сле­до­ва­тельно, ребё­нок лучше пой­мёт урок, кото­рый оста­нется в памяти на более дли­тель­ный срок и при необ­хо­ди­мо­сти быст­рее восстановится.

Един­ственно, здесь есть два малень­ких «минуса»:

1) непро­сто при­вык­нуть к такому пра­вилу (ведь сильно иску­ше­ние ска­зать: «А физика у нас будет послезавтра»);

2) в про­цессе сле­дует не допус­кать поблажку («один денёк пере­дох­нуть»), из-за кото­рой весь учеб­ный настрой собьётся.

Но столь напря­жён­ные труды стоят того и, несо­мненно, при­не­сут сто­крат­ный плод.

Во-вто­рых, роди­тели должны не под­да­ваться соблазну сде­лать домаш­нее зада­ние за ребёнка. Нужно ему помо­гать, объ­яс­нять, но не делать за него при­меры, не решать задачи, чтобы потом не удив­ляться: «Почему же сыночка все­гда ищет, на кого же пере­ло­жить ответ­ствен­ность за свои поступки?..»

В‑третьих, отно­си­тесь вме­сте с ребён­ком к оцен­кам пра­вильно. Ни в коем слу­чае не делайте из них само­цель, а ищите ту грань, когда, с одной сто­роны, дитя стре­мится к хоро­шей оценке, как к пока­за­телю того, что послу­ша­ние выпол­ня­ется хорошо, а с дру­гой сто­роны, твёрдо знает, что:

- оценка – субъ­ек­тив­ный показатель;

- часто при оце­ни­ва­нии исполь­зу­ется метод срав­не­ния уче­ни­ков между собой;

- бывает, когда на оценку вли­яет раз­ница во мне­нии учи­теля и уче­ника (напри­мер, в сочинениях).

И, в‑четвертых, помните, что вме­сте с тем, когда ребё­нок нач­нёт учиться, он дол­жен будет научиться этому и отлично пони­мать, что стрем­ле­ние к учёбе, к новым зна­ниям, кото­рыми в даль­ней­шем можно будет послу­жить Богу и людям, явля­ется оче­ред­ной сту­пень­кой на пути к веч­ной бла­жен­ной жизни.

Ирина Сан­чес (с)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Ирина, 25.05.2017

    Спа­сибо! Очень хоро­шая ста­тья! Ребе­нок пере­хо­дит во вто­рой класс и в сле­ду­ю­щем учеб­ном году эти муд­рые советы понадобятся!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки