сайт для родителей

Василий Блаженный: монетки в гору самоцветов

Print This Post

240


Василий Блаженный: монетки в гору самоцветов
(0 голосов: 0 из 5)

13-минутный мультипликационный фильм о житии Василия Блаженного из цикла «Гора самоцветов» рассказывает, как на Красной площади в Москве появился один из главных духовных символов столицы – Покровский собор.

История  русской православной анимации для детей совсем короткая – а началась она всего-то пару десятилетий  назад. Но и за эти годы она явила скромные победы и маленькие шедевры.  И история Василия Блаженного – одна из таких побед.

Анимационная лента художника-постановщика Натальи Березовой, презентованная в 2008 году, сразу, с премьеры  была замечена на кино-горизонте. Уже через год она получила гран-при в номинации «Анимация» на 13-м фестивале визуальных искусств в «Орленке», затем  стала первой «За оригинальное решение житийной темы» на Международном фестивале «Радонеж» и была удостоена второго места  на Международном благотворительном фестивале «Лучезарный ангел», уже через год став победителем Международного фестиваля православного кино «Покров».

В одном из интервью режиссер-мультипликатор  Н. Березовая так рассуждает о современной российской мульт-реальности: «Зрители, с которыми я разговаривала, отличают советскую мультипликацию от другой, даже от нынешней российской. Ведь мультфильмы делали для детей, они были добрые, поучительные. Даже если не были напрямую поучительные, то там обязательно присутствовала мораль, особая интонация, которая способствовала росту маленькой человеческой души.

Критики же считают, что вся российская мультипликация сейчас ударилась в детство, что нет какого-то новаторства, нет поиска. Когда мы приезжаем на европейские фестивали, на нас все смотрят как на мамонтов, потому что у нас в фильмах есть история, они сделаны в традиционной технике. Это и отличает их от современной европейской анимации… Чтобы картинка вызвала какие-то чувства, нужно… переживать и радоваться со своим героем. Этому надо очень долго учиться».

Вокруг Натальи Березовой собрались интересные  творческие люди: молодые рисовальщики-аниматоры, работавшие над кадрами, и композитор Сима Пронькина, сочинившая для фильма изящно ограненную музыку в стиле фолк.

Рисованный мультик  показывает нам совсем другую реальность: старинную Москву с трескучим морозцем,  густо залепленную снегом, сквозь который, как через пелену времени, проступает  и оживает прошлое. И это прошлое – не былинное и эпическое, а простое и настоящее, в котором сквозь повседневность просвечивает вечное.

Создатели фильма прекрасно уловили и передали красоту редкостного дара и духовного подвига – юродства, в котором бесхитростность граничит с мудростью, а простота со святостью, и все пронизано добрым юмором и озарено детской улыбкой.

И как не улыбнуться, наблюдая, как Василий Блаженный ходит по закоченелой столице в одной рубашонке, «рот до ушей» —  легко и непринужденно, без назидания, пресекает грех и неправду, радуется людям, собирает милостыньку и кидает монетки через правое плечо, а они, словно дрессированные, сами себя откладывают на благое дело? Не обходится и без ангелов, сторожащих «святую» неприкосновенную копеечку, и без детишек, ни на шаг не отстающих от святого. Такое вот сказочное юродство.

И даже уход  в мир иной святого Василия не окрашен печалью – он прост и естественен, как сама его жизнь. Его уход и в действии остается незаметным. Наверное, поэтому его забавная фигурка  и после его успения продолжает являться москвичам среди главок Покровского собора, вскоре   возведенного царем на собранные святым «дрессированные» денежки.

И – еще немного о художественной составляющей. Начало всех мультфильмов серии «Гора самоцветов» – пластилиновый короткометражный историко-просветительский мультик с прославлением родной столицы – отличается по настроению и колориту от житийной истории Василия Блаженного.

Но эта история стоит этаким старинным отдельным особнячком. С первых кадров ее акварельный прозрачный воздух и свет погружает зрителя в атмосферу размеренной повседневности, если не озаренной, то подсвеченной чудом, в которой и начинается неспешный рассказ. Лаконизм линий и простота форм придают фильму особую житийную глубину, а красота каждого кадра – лучший  наглядный урок эстетического воспитания для маленького зрителя.

Наверное, именно таким языком кино – искренним, простым и проникновенным – и надо говорить детям о святости.

Смотрите мультик о Василии Блаженном из серии «Гора самоцветов» на нашем сайте.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus