сайт для родителей

Архип Куинджи. Отблески нетварного света  

Print This Post

129


Архип Куинджи. Отблески нетварного света  
(1 голос: 5 из 5)

Считанные дни – и осенние каникулы, а с ними вечный вопрос: куда пойти с детьми? Побывав на выставке полотен Архипа Куинджи в Третьяковской галерее,  не сомневаемся: знакомство с его живописью, пронизанной живым религиозным чувством – любовью ко всему прекрасному и благоговением к Творцу – пойдет на пользу ребятне всех возрастов. Выставка началась в октябре и продлится до середины февраля.

Мультик, гид и квест

Действительно, маленьких и юных посетителей в выходной день в выставочном зале Третьяковки в Лаврушинском переулке не счесть. Что и понятно: три  выставочных этажа, множество работ, собранных из разных уголков России и музеев, необычная смысловая концепция выставки и столь любимый детьми разнообразный интерактив.

Маленькие эстеты разглядывают экспозицию в больших наушниках: это вещают им о талантливом мастере специальные детские аудиогиды. Приятное дополнение к  такому гиду – придуманный организаторами для детей игровой квест по выставке.

Специально к проекту «Архип Куинджи» в музее создали рисованный мультипликационный фильм, полнее раскрывающий внутренний мир удивительного художника – его можно неспешно  посмотреть в небольшом зрительном  зале, где он транслируется непрерывно.

Благодаря талантливому решению мультипликаторов за несколько минут мы можем в прямом смысле слова увидеть автора  полотен. Аниматоры удачно воспроизвели его знакомый нам по портретам Крамского и Васнецова и фотографиям колоритный  величественный облик мариупольского грека, порывистого, искреннего, горячего, одновременно похожего на античного героя Ахиллеса и  на ветхозаветных  праведников и праотцев  – не терпимого к любой неправде и трогательно-бережного ко всему живому.

Особенно трогают кадры, где художник, которого современники звали в шутку не иначе как «птичий избранник», стоит, раскинув крестообразно руки, на крыше петербургского дома, и к нему со всех сторон слетаются вороны.  И он щедро кормит птиц дорогими французскими булками, лечит лапы и поломанные крылья пернатых. Невольно приходят на ум примеры святых, к которым ластились все живые существа… Словом, краткая биография, раскрытая анимационным языком, завораживает.

Кроме того, в зале  установлены информационные мониторы, где юные и взрослые зрители могут детально рассмотреть фрагменты полотен и  составить впечатление о технике живописца, узнав, как он пишет разные фактуры и планы, например: «Иллюзия легкой ряби на поверхности воды, посеребренной лунным светом, создается процарапывающими движениями жесткой кисти по еще не просохшему красочному слою». Для учеников художественных школ, колледжей и вузов  эти сведения – не только любопытные, но и практически ценные.

Детям наверняка понравятся и другие ожившие образы Третьяковки – современные «витражи» – световые короба с репродукциями известных картин Куинджи.

Контрасты и парадоксы

Экспозиция размещена по разделам с загадочными и говорящими названиями –«Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности», «Опережая время».

Действительно, иллюзии и эффекты света и цвета в творческих опытах мастера во многом опередили его время и вызывали ошеломление у современников.

Аркадий Рылов так писал о его особом колорите: «Краски сочные, душистые, будто пропитаны березовым соком… Реальна эта радость, сверкающая под душистыми березами».

Все  работы так или иначе снова обращают  нас к самобытной и во многом парадоксальной  личности пейзажиста-философа,  щедро и разносторонне одаренного Богом.  Обязательно расскажите детям о необычайной жизни Куинджи. Как и многие его работы, в ней все построено на контрастах, иллюзиях и парадоксах.

Вышедший из бедноты нескладный плохо одетый мальчик был готов рисовать на любом клочке бумаги, между тем большие художники доверяли ему покрасить разве что заборы. Уже тогда умница и очевидный для всех талантище, он дважды заваливал экзамены в Императорскую Академию художеств, с третьего раза поступив в нее вольнослушателем.  А вскоре принял на себя шквал популярности и признания успеха, но жил по-студенчески просто и аскетично в уединении с любимой женой, вкладывая средства в благотворительность. Скептически отказал проезжему офицеру  в продаже своей картины… и продал ее ему за тысячи рублей, ведь офицер оказался ни много ни мало… великим князем. Рассказывать о  жизни мастера можно долго и увлекательно  – идя с ребенком на выставку, перечитайте биографию, и будете вознаграждены   за рассказ неподдельным детским интересом.

И пусть чадолюбивых мам и пап не испугает, что на выставке представлено много работ, пронизанных тревожным и даже отчаянным настроением. Это и валаамские виды, где драматичные оттенки  неба и заднего плана делают еще более выразительным первый план с выкорчеванными неживыми стволами берез. И цикл «После дождя», где небо и после ливня не очистилось и не прояснилось – нависло над зрителем  как оштукатуренная глухая стена и по-настоящему сильно воздействует на него,  эмоционально давит .

В некоторые творческие периоды именно таким и было небо Куинджи – каменным,  молчаливым, жестоким, словно древнегреческий  рок. На его фоне мелким и незначительным кажется все земное бытие – и глинобитные домики вдалеке как редкие островки человеческого  тепла, и жалкие  постройки непонятного предназначения посреди степи. В этом – глубокий  символизм Куинджи, отразившего  свое мировоззрение  – шаткость быта, временность и ненадежность краткой человеческой жизни перед лицом вечности.

Но художник находит в себе душевные ресурсы преодолеть притяжение земли. И если эта проступающая вечность в ряде работ пугает и ошеломляет своим масштабом, то дальше, по мере продвижения зрителя по  экспозиции, сквозь громаду неба Куинджи начинает проступать совсем другое – не судьба, а Промысл – божественная чистота и синева, прозрачность  и воздух красок.

Организаторы  экспозиции сознательно ведут зрителя снизу вверх по этажам музея от мрачных и темных работ к более ярким и светлым – к  предпоследнему залу, где внутреннее напряжение художника находит светлый выход.

Огромные живые облака, величественные, словно Господь Саваоф, выводящий Своих избранных из плена Египта, крымские просторы, залитые солнцем, белые от света степи и морские берега  по-райски смотрят из его полотен.

Вместе с Архипом Куинджи выйдя из мрака на свет, внимательный  и вдумчивый посетитель выставки, возможно, испытает катарсис (и  снова – важное понятие, о котором было бы неплохо рассказать  детям  в музее или дома).

Фаворский свет

Современники постоянно награждали живописца  красивыми эпитетами: «художник света», «певец широких горизонтов». Впрочем, эти и другие  высокие слова ему соответствовали.

Слово «куинджи», оказывается,  переводится как «золотых дел мастер».

Всей жизнью и новаторским  творчеством художника  это слово, ставшее ему фамилией (а в мире искусства – известным  именем), обретает новое звучание.  Мастер золотых дел сделал своим ремеслом поиск света – и преуспел в нём. Но все его  головокружительные эксперименты, все наброски и этюды, все картины и выставки – не только  свободное  творческое самовыражение. Всё это – еще и  подготовка к одной, самой  главной работе жизни, которую Куинджи в тайне ото всех пишет в течение 20 лет.

Всё в его творчестве неотступно ведет  к полотну  «Христос в Гефсимании». На нем – самый драматичный евангельский момент, где Господь пребывает в состоянии понятной нам человеческой предсмертной тоски, богооставленности, страха до холодного пота.

Христос – единственный источник света и с первого взгляда единственный, Кто изображен на картине. Не с первого зрительского прочтения  мы увидим и других персонажей. Всматриваясь, в буром мареве причудливых теней и ветвей ночного сада на первом плане  начинаем различать  смутные силуэты и фигуры  – это  стражники и апостолы, прячущиеся за деревьями. Они не смеют нарушить уединение Богочеловека и выйти на свет, тревожно ожидая развязки. Вот здесь и открывается истинное смысловое сияние – сквозь всё понятное и человеческое светит нам  неизъяснимая Божественная сущность Христова.

В тесной связи со всем творчеством Куинджи в его упорном поиске приемов передачи земного и  неземного света, конечно же, вспоминается святитель Григорий Палама и его учение о нетварном свете: «Имеющий тот свет неизреченно и видящий не по представлению больше, но видением истинным и находящимся превыше всех тварей, знает и имеет внутри себя Бога, ибо никогда не отделяется от вечной славы», и: «… нетварный свет ныне дается достойным как залог, а в нескончаемом веке он будет осенять их нескончаемо».

Увидеть  в Третьяковке «Христа в Гефсимании» – духовно важную  для всего творческого наследия  автора работу –  посетителям выставки очень повезло: картина постоянно находится в Крыму в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике, она давно не реставрировалась, ее состояние оставляет желать лучшего, а репродукции, конечно, не передают богатство колорита оригинала.

Встреча с отблесками нетварного света на полотнах Куинджи, возможно, вдохновит вас заговорить с детьми  и на другие важные темы – например, о глубинной связи искусства и православной веры, об эстетике в церковном богослужении, отчасти повлиявшей на выбор вероисповедания святым князем Владимиром, о празднике Преображения Господня.

И, какую бы тему вы не выбрали, знайте, что день  в музее прошел не даром – встреча  ребенка с прекрасным так или иначе  адресует его чуткую душу  к  Тому, Кто это прекрасное продолжает  творить – к Самому Создателю.   Вы хотели бы понаблюдать вместе с ребятней, как совершается ежечасное творение?  Посмотрите  вместе в небо на изменчивый рисунок облаков.  Почти таких, как  на полотнах  Архипа Куинджи.

Мария Солунь

Фото из открытых источников

Комментарии:

Удивительная статья! Обязательно поедем, несмотря на то, что надо 2 часа трястись в поезде и стоять в очереди на холоде. Оно того стоит!

 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus