Архип Куинджи. Отблески нетварного света 

Архип Куинджи. Отблески нетварного света 

(1 голос5.0 из 5)

Счи­тан­ные дни – и осен­ние кани­кулы, а с ними веч­ный вопрос: куда пойти с детьми? Побы­вав на выставке поло­тен Архипа Куин­джи в Тре­тья­ков­ской гале­рее,  не сомне­ва­емся: зна­ком­ство с его живо­пи­сью, про­ни­зан­ной живым рели­ги­оз­ным чув­ством – любо­вью ко всему пре­крас­ному и бла­го­го­ве­нием к Творцу – пой­дет на пользу ребятне всех воз­рас­тов. Выставка нача­лась в октябре и про­длится до сере­дины февраля.

Мультик, гид и квест

Дей­стви­тельно, малень­ких и юных посе­ти­те­лей в выход­ной день в выста­воч­ном зале Тре­тья­ковки в Лавру­шин­ском пере­улке не счесть. Что и понятно: три  выста­воч­ных этажа, мно­же­ство работ, собран­ных из раз­ных угол­ков Рос­сии и музеев, необыч­ная смыс­ло­вая кон­цеп­ция выставки и столь люби­мый детьми раз­но­об­раз­ный интерактив.

Малень­кие эстеты раз­гля­ды­вают экс­по­зи­цию в боль­ших науш­ни­ках: это вещают им о талант­ли­вом мастере спе­ци­аль­ные дет­ские аудио­гиды. При­ят­ное допол­не­ние к  такому гиду – при­ду­ман­ный орга­ни­за­то­рами для детей игро­вой квест по выставке.

mlarge 135ee218 300x181 - Архип Куинджи. Отблески нетварного света  

Спе­ци­ально к про­екту «Архип Куин­джи» в музее создали рисо­ван­ный муль­ти­пли­ка­ци­он­ный фильм, пол­нее рас­кры­ва­ю­щий внут­рен­ний мир уди­ви­тель­ного худож­ника – его можно неспешно  посмот­реть в неболь­шом зри­тель­ном  зале, где он транс­ли­ру­ется непрерывно.

Бла­го­даря талант­ли­вому реше­нию муль­ти­пли­ка­то­ров за несколько минут мы можем в пря­мом смысле слова уви­деть автора  поло­тен. Ани­ма­торы удачно вос­про­из­вели его зна­ко­мый нам по порт­ре­там Крам­ского и Вас­не­цова и фото­гра­фиям коло­рит­ный  вели­че­ствен­ный облик мари­у­поль­ского грека, поры­ви­стого, искрен­него, горя­чего, одно­вре­менно похо­жего на антич­ного героя Ахил­леса и  на вет­хо­за­вет­ных  пра­вед­ни­ков и пра­от­цев  – не тер­пи­мого к любой неправде и тро­га­тельно-береж­ного ко всему живому.

Осо­бенно тро­гают кадры, где худож­ник, кото­рого совре­мен­ники звали в шутку не иначе как «пти­чий избран­ник», стоит, рас­ки­нув кре­сто­об­разно руки, на крыше петер­бург­ского дома, и к нему со всех сто­рон сле­та­ются вороны.  И он щедро кор­мит птиц доро­гими фран­цуз­скими бул­ками, лечит лапы и поло­ман­ные кры­лья пер­на­тых. Невольно при­хо­дят на ум при­меры свя­тых, к кото­рым ласти­лись все живые суще­ства… Сло­вом, крат­кая био­гра­фия, рас­кры­тая ани­ма­ци­он­ным язы­ком, завораживает.

Кроме того, в зале  уста­нов­лены инфор­ма­ци­он­ные мони­торы, где юные и взрос­лые зри­тели могут детально рас­смот­реть фраг­менты поло­тен и  соста­вить впе­чат­ле­ние о тех­нике живо­писца, узнав, как он пишет раз­ные фак­туры и планы, напри­мер: «Иллю­зия лег­кой ряби на поверх­но­сти воды, посе­реб­рен­ной лун­ным све­том, созда­ется про­ца­ра­пы­ва­ю­щими дви­же­ни­ями жест­кой кисти по еще не про­сох­шему кра­соч­ному слою». Для уче­ни­ков худо­же­ствен­ных школ, кол­ле­джей и вузов  эти све­де­ния – не только любо­пыт­ные, но и прак­ти­че­ски ценные.

Детям навер­няка понра­вятся и дру­гие ожив­шие образы Тре­тья­ковки – совре­мен­ные «вит­ражи» – све­то­вые короба с репро­дук­ци­ями извест­ных кар­тин Куинджи.

Контрасты и парадоксы

Экс­по­зи­ция раз­ме­щена по раз­де­лам с зага­доч­ными и гово­ря­щими назва­ни­ями –«При­тя­же­ние земли», «Тайна ночи», «В про­сто­рах веч­но­сти», «Опе­ре­жая время».

Дей­стви­тельно, иллю­зии и эффекты света и цвета в твор­че­ских опы­тах мастера во мно­гом опе­ре­дили его время и вызы­вали оше­лом­ле­ние у современников.

russkoe graficheskoe iskusstvo 1917jpg page39 300x181 - Архип Куинджи. Отблески нетварного света  Арка­дий Рылов так писал о его осо­бом коло­рите: «Краски соч­ные, души­стые, будто про­пи­таны бере­зо­вым соком… Реальна эта радость, свер­ка­ю­щая под души­стыми березами».

Все  работы так или иначе снова обра­щают  нас к само­быт­ной и во мно­гом пара­док­саль­ной  лич­но­сти пей­за­жи­ста-фило­софа,  щедро и раз­но­сто­ронне ода­рен­ного Богом.  Обя­за­тельно рас­ска­жите детям о необы­чай­ной жизни Куин­джи. Как и мно­гие его работы, в ней все постро­ено на кон­трастах, иллю­зиях и парадоксах.

Вышед­ший из бед­ноты несклад­ный плохо оде­тый маль­чик был готов рисо­вать на любом клочке бумаги, между тем боль­шие худож­ники дове­ряли ему покра­сить разве что заборы. Уже тогда умница и оче­вид­ный для всех талан­тище, он два­жды зава­ли­вал экза­мены в Импе­ра­тор­скую Ака­де­мию худо­жеств, с тре­тьего раза посту­пив в нее воль­но­слу­ша­те­лем.  А вскоре при­нял на себя шквал попу­ляр­но­сти и при­зна­ния успеха, но жил по-сту­ден­че­ски про­сто и аске­тично в уеди­не­нии с люби­мой женой, вкла­ды­вая сред­ства в бла­го­тво­ри­тель­ность. Скеп­ти­че­ски отка­зал про­ез­жему офи­церу  в про­даже своей кар­тины… и про­дал ее ему за тысячи руб­лей, ведь офи­цер ока­зался ни много ни мало… вели­ким кня­зем. Рас­ска­зы­вать о  жизни мастера можно долго и увле­ка­тельно  – идя с ребен­ком на выставку, пере­чи­тайте био­гра­фию, и будете воз­на­граж­дены   за рас­сказ непод­дель­ным дет­ским интересом.

img261 300x197 - Архип Куинджи. Отблески нетварного света  

И пусть чадо­лю­би­вых мам и пап не испу­гает, что на выставке пред­став­лено много работ, про­ни­зан­ных тре­вож­ным и даже отча­ян­ным настро­е­нием. Это и вала­ам­ские виды, где дра­ма­тич­ные оттенки  неба и зад­него плана делают еще более выра­зи­тель­ным пер­вый план с выкор­че­ван­ными нежи­выми ство­лами берез. И цикл «После дождя», где небо и после ливня не очи­сти­лось и не про­яс­ни­лось – нависло над зри­те­лем  как ошту­ка­ту­рен­ная глу­хая стена и по-насто­я­щему сильно воз­дей­ствует на него,  эмо­ци­о­нально давит .

В неко­то­рые твор­че­ские пери­оды именно таким и было небо Куин­джи – камен­ным,  мол­ча­ли­вым, жесто­ким, словно древ­не­гре­че­ский  рок. На его фоне мел­ким и незна­чи­тель­ным кажется все зем­ное бытие – и гли­но­бит­ные домики вда­леке как ред­кие ост­ровки чело­ве­че­ского  тепла, и жал­кие  постройки непо­нят­ного пред­на­зна­че­ния посреди степи. В этом – глу­бо­кий  сим­во­лизм Куин­джи, отра­зив­шего  свое миро­воз­зре­ние  – шат­кость быта, вре­мен­ность и нена­деж­ность крат­кой чело­ве­че­ской жизни перед лицом вечности.

Но худож­ник нахо­дит в себе душев­ные ресурсы пре­одо­леть при­тя­же­ние земли. И если эта про­сту­па­ю­щая веч­ность в ряде работ пугает и оше­лом­ляет своим мас­шта­бом, то дальше, по мере про­дви­же­ния зри­теля по  экс­по­зи­ции, сквозь гро­маду неба Куин­джи начи­нает про­сту­пать совсем дру­гое – не судьба, а Про­мысл – боже­ствен­ная чистота и синева, про­зрач­ность  и воз­дух красок.

i 021 300x227 - Архип Куинджи. Отблески нетварного света  Орга­ни­за­торы  экс­по­зи­ции созна­тельно ведут зри­теля снизу вверх по эта­жам музея от мрач­ных и тем­ных работ к более ярким и свет­лым – к  пред­по­след­нему залу, где внут­рен­нее напря­же­ние худож­ника нахо­дит свет­лый выход.

Огром­ные живые облака, вели­че­ствен­ные, словно Гос­подь Саваоф, выво­дя­щий Своих избран­ных из плена Египта, крым­ские про­сторы, зали­тые солн­цем, белые от света степи и мор­ские берега  по-рай­ски смот­рят из его полотен.

Вме­сте с Архи­пом Куин­джи выйдя из мрака на свет, вни­ма­тель­ный  и вдум­чи­вый посе­ти­тель выставки, воз­можно, испы­тает катар­сис (и  снова – важ­ное поня­тие, о кото­ром было бы неплохо рас­ска­зать  детям  в музее или дома).

Фаворский свет

Совре­мен­ники посто­янно награж­дали живо­писца  кра­си­выми эпи­те­тами: «худож­ник света», «певец широ­ких гори­зон­тов». Впро­чем, эти и дру­гие  высо­кие слова ему соответствовали.

Слово «куин­джи», ока­зы­ва­ется,  пере­во­дится как «золо­тых дел мастер».

Всей жиз­нью и нова­тор­ским  твор­че­ством худож­ника  это слово, став­шее ему фами­лией (а в мире искус­ства – извест­ным  име­нем), обре­тает новое зву­ча­ние.  Мастер золо­тых дел сде­лал своим ремеслом поиск света – и пре­успел в нём. Но все его  голо­во­кру­жи­тель­ные экс­пе­ри­менты, все наброски и этюды, все кар­тины и выставки – не только  сво­бод­ное  твор­че­ское само­вы­ра­же­ние. Всё это – еще и  под­го­товка к одной, самой  глав­ной работе жизни, кото­рую Куин­джи в тайне ото всех пишет в тече­ние 20 лет.

Всё в его твор­че­стве неот­ступно ведет  к полотну  «Хри­стос в Геф­си­ма­нии». На нем – самый дра­ма­тич­ный еван­гель­ский момент, где Гос­подь пре­бы­вает в состо­я­нии понят­ной нам чело­ве­че­ской пред­смерт­ной тоски, бого­остав­лен­но­сти, страха до холод­ного пота.

Хри­стос – един­ствен­ный источ­ник света и с пер­вого взгляда един­ствен­ный, Кто изоб­ра­жен на кар­тине. Не с пер­вого зри­тель­ского про­чте­ния  мы уви­дим и дру­гих пер­со­на­жей. Всмат­ри­ва­ясь, в буром мареве при­чуд­ли­вых теней и вет­вей ноч­ного сада на пер­вом плане  начи­наем раз­ли­чать  смут­ные силу­эты и фигуры  – это  страж­ники и апо­столы, пря­чу­щи­еся за дере­вьями. Они не смеют нару­шить уеди­не­ние Бого­че­ло­века и выйти на свет, тре­вожно ожи­дая раз­вязки. Вот здесь и откры­ва­ется истин­ное смыс­ло­вое сия­ние – сквозь всё понят­ное и чело­ве­че­ское све­тит нам  неизъ­яс­ни­мая Боже­ствен­ная сущ­ность Хри­стова.

1630251 raduga kuindzhi 300x201 - Архип Куинджи. Отблески нетварного света  В тес­ной связи со всем твор­че­ством Куин­джи в его упор­ном поиске при­е­мов пере­дачи зем­ного и  незем­ного света, конечно же, вспо­ми­на­ется свя­ти­тель Гри­го­рий Палама и его уче­ние о нетвар­ном свете: «Име­ю­щий тот свет неиз­ре­ченно и видя­щий не по пред­став­ле­нию больше, но виде­нием истин­ным и нахо­дя­щимся пре­выше всех тва­рей, знает и имеет внутри себя Бога, ибо нико­гда не отде­ля­ется от веч­ной славы», и: «… нетвар­ный свет ныне дается достой­ным как залог, а в нескон­ча­е­мом веке он будет осе­нять их нескончаемо».

Уви­деть  в Тре­тья­ковке «Хри­ста в Геф­си­ма­нии» – духовно важ­ную  для всего твор­че­ского насле­дия  автора работу –  посе­ти­те­лям выставки очень повезло: кар­тина посто­янно нахо­дится в Крыму в Алуп­кин­ском двор­цово-пар­ко­вом музее-запо­вед­нике, она давно не реста­ври­ро­ва­лась, ее состо­я­ние остав­ляет желать луч­шего, а репро­дук­ции, конечно, не пере­дают богат­ство коло­рита оригинала.

Встреча с отблес­ками нетвар­ного света на полот­нах Куин­джи, воз­можно, вдох­но­вит вас заго­во­рить с детьми  и на дру­гие важ­ные темы – напри­мер, о глу­бин­ной связи искус­ства и пра­во­слав­ной веры, об эсте­тике в цер­ков­ном бого­слу­же­нии, отча­сти повли­яв­шей на выбор веро­ис­по­ве­да­ния свя­тым кня­зем Вла­ди­ми­ром, о празд­нике Пре­об­ра­же­ния Господня.

И, какую бы тему вы не выбрали, знайте, что день  в музее про­шел не даром – встреча  ребенка с пре­крас­ным так или иначе  адре­сует его чут­кую душу  к  Тому, Кто это пре­крас­ное про­дол­жает  тво­рить – к Самому Созда­телю.   Вы хотели бы пона­блю­дать вме­сте с ребят­ней, как совер­ша­ется еже­час­ное тво­ре­ние?  Посмот­рите  вме­сте в небо на измен­чи­вый рису­нок обла­ков.  Почти таких, как  на полот­нах  Архипа Куинджи.

Мария Солунь

Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Мария, 25.10.2018

    Уди­ви­тель­ная ста­тья! Обя­за­тельно поедем, несмотря на то, что надо 2 часа тря­стись в поезде и сто­ять в оче­реди на холоде. Оно того стоит!

     

    Ответить »
    • Valentina, 20.11.2018

      Мария, навер­ное, Вы уже побы­вали на выставке? Каковы впе­чат­ле­ния? Детям понравилось?

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки