Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

(3 голоса5.0 из 5)

Ребята и зве­рята – одна весе­лая ком­па­ния: любовь к малым сим пре­об­ра­жает дет­ство. Но ста­нет ли для наших детей хоро­шим уро­ком доб­роты  оче­ред­ной поход в зоо­парк, где можно посмот­реть на уны­лых зве­рей в неволе? Есть идея: отпра­вимся на про­гулку в музей икон, где в доб­ром сосед­стве  со свя­тыми водятся кра­си­вые и пре­об­ра­жен­ные живот­ные. Рас­смат­ри­вая их, можно пого­во­рить с малы­шами не только о зоо­ло­гии, но и о хри­сти­ан­стве в его про­стых и чита­е­мых символах.

Совре­мен­ные ико­но­писцы в своём кругу лас­ково назы­вают  ико­но­пис­ных зве­рей «зве­рики», и  этим не только выра­жают  лич­ное  к ним тепло, но и по-бого­слов­ски точно осмыс­ляют их место  и роль в икон­ном пространстве.

golii 02 - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеЕсли чело­век на иконе изоб­ра­жен  свя­тым, обо­же­ным и пре­об­ра­жен­ным, то и живот­ные при­под­няты над своим звер­ским состо­я­нием до сво­его рай­ского про­шлого –  то есть немного оче­ло­ве­чены и оду­хо­тво­рены. Их милые мор­дочки – никак не лики, но это уже не и не морды, ско­рее, что-то близ­кое к лицам. И их закон­ное место – рядом с человеком.

Как жирафы стали жирафами

Звери, зем­но­вод­ные и птицы  жили до гре­хо­па­де­ния в Раю, «как в Раю» – то есть в совер­шен­ном мире, пони­ма­нии и согла­сии, «пита­ясь про­из­расте­ни­ями» (Быт. 1:30).

raj - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеВ Книге Бытия живот­ные появ­ля­ются в про­цессе тво­ре­ния раньше чело­века,  но  всю бытий­ную пол­ноту при­об­ре­тают  только после встречи с ним. Почему?

Иерей Олег Мумри­ков, бого­слов, био­лог, счи­тает, что наре­че­ние зве­рей  (Быт. 2:20) не было нужно ни для обще­ния чело­века и Бога, ни для самого чело­века. Что это было сде­лано именно для живот­ных, ведь «есть еще один важ­ный аспект назы­ва­ния в биб­лей­ской тра­ди­ции: «Вещь окон­ча­тельно обре­тает своё бытие лишь тогда, когда ей дается насто­я­щее имя… Мало создать вещь: нужно ещё обес­пе­чить воз­мож­ность её бытия в насто­я­щем и буду­щем в связи с дру­гими окру­жа­ю­щими её живыми существами».

Поэтому име­но­ва­ние Ада­мом живот­ных – это не только «инфор­ма­ци­он­ный» труд, но и его чело­ве­че­ский вклад в про­мыс­ли­тель­ное дей­ствие Божие.

«Поиме­ную – зна­чит, полюблю», – ска­зал один совре­мен­ный поэт. Выбрав имена, пер­вый чело­век сде­лал зве­рей  сво­ими не только по закону вла­ды­че­ства над ними, но и по любви.  Полю­бив «малых сих» (именно  в момент наре­че­ния имен живот­ным) Адам почув­ство­вал, что каж­дой твари по паре, а он один, и ему про­сто необ­хо­дим дру­гой чело­век – «подоб­ный ему» помощ­ник. И вскоре появи­лась Ева…

Уподобясь «скотам полевым»

Нет, звери в Раю не были веч­ными, как люди, но, как пред­по­ла­гает  о. Олег Мумри­ков, их уход в небы­тие не был болез­нен­ным, как сей­час. Бла­жен­ный Авгу­стин так гово­рит об изна­чаль­ной смерт­но­сти среди живот­ных: «Богу угодно было отне­сти это бла­го­сло­ве­ние (Быт 1:22) к про­из­во­ди­тель­но­сти, кото­рая обна­ру­жи­ва­ется в пре­ем­стве потом­ства, так что, будучи сотво­рены сла­быми и смерт­ными, [живот­ные] сохра­няют свой род путем рож­де­ния в силу именно этого благословения».

Что про­изо­шло, когда пер­вые люди отпали от Бога?

Сопо­став­ляя гены чело­века и обе­зьяны, наука счи­тает их род­ствен­ными. Не отри­цая этого факта,  хри­сти­ан­ство  рас­став­ляет свои акценты. О. Олег Мумри­ков кон­ста­ти­рует: «…чело­век не БЫЛ, но СТАЛ похож на обе­зьяну после изгна­ния из Рая». Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит (XIV в.) утвер­ждает, что люди «соде­ла­лись из разум­ных скот­скими и из боже­ствен­ных звер­скими». «Тело его было вполне под­чи­нено зако­нам доб­ро­вольно избран­ной скот­ской жизни», – гово­рит  прп. Мак­сим Испо­вед­ник об Адаме. Чело­век стал подо­бием «ско­там полевым».

Изме­ни­лась не только био­ло­ги­че­ская при­рода изгнан­ного Адама, но и всё вокруг.

«Были ли тлен­ными живот­ные, рас­те­ния во все­лен­ной до гре­хо­па­де­ния чело­века? Обра­ща­ясь к Свя­щен­ному Пре­да­нию, мы можем найти раз­но­об­раз­ные свя­то­оте­че­ские мне­ния», – гово­рит автор и при­во­дит  выска­зы­ва­ния духов­ных авто­ри­те­тов. Вот раз­мыш­ле­ния свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника: «Все­дер­жи­тель понуж­ден был поста­вить ее [тварь] в сие состо­я­ние [тлен­но­сти] паде­нием главы ее – человека».

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов пишет: «Затем и все твари, когда уви­дели, что Адам изгнан из рая, не хотели более пови­но­ваться ему, пре­ступ­нику <…> Но Бог <…> сдер­жал все эти твари силою Своею, и по бла­го­у­тро­бию и бла­го­сти Своей не дал им тот­час устре­миться про­тив чело­века, и пове­лел, чтобы тварь оста­ва­лась в под­чи­не­нии ему, и сде­лав­шись тлен­ною, слу­жила тлен­ному чело­веку, для кото­рого создана, с тем, чтобы когда чело­век опять обно­вится и сде­ла­ется духов­ным, нетлен­ным и бес­смерт­ным, и вся тварь, под­чи­нен­ная Богом чело­веку в работу ему, осво­бо­ди­лась от сей работы».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит об этом так: «Живот­ные утра­тили пови­но­ве­ние и любовь к чело­веку, утра­тив­шему пови­но­ве­ние и любовь к Богу. Оста­вив пищу, сна­чала для них пред­на­зна­чен­ную, ощу­тив изме­не­ния в есте­стве своем, кото­рое при­об­щи­лось к про­кля­тию, пора­зив­шему землю, они вос­стали друг на друга, начали пожи­рать друг друга».

Так что, если у ваших детей уже воз­ник резон­ный  вопрос, почему  в муль­ти­ках и книж­ках волк гоня­ется за зай­цем, а кот за мышон­ком, ответьте им веско – с хри­сти­ан­ской точки зрения.

Живые  символы  Христовы

IHTIS - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

Среди ико­но­пис­ных «зве­ри­ков» осо­бое место зани­мают те, кото­рые изоб­ра­жают Самого Хри­ста. Часто встре­ча­е­мый в ката­комб­ной сим­во­лике зна­чок «рыба»  изоб­ра­жался одной чер­той. Знак  рыбы – это Сам Хри­стос, ведь слово «рыба» (ихтис) на гре­че­ском – это аббре­ви­а­тура  «Иисус Хри­стос, Сын Божий, Спа­си­тель». Также изоб­ра­жа­лись и духовно  род­ствен­ные Хри­сту веру­ю­щие – хри­сти­ане, «малые рыбы».

Тер­тул­лиан счи­тает образ очень удач­ным и легко чита­е­мым: водами кре­ще­ния люди вхо­дят в новую сти­хию и плы­вут ко спа­се­нию вслед за «рыбой-Спа­си­те­лем». В этом же смыс­ло­вом ряду – и свя­тые апо­столы, по роду заня­тий мно­гие из кото­рых были рыба­ками, и три еван­гель­ских чуда, свя­зан­ные с рыбой и хле­бом (когда два­жды Гос­подь накор­мил толпу и когда по Вос­кре­се­нии явился уче­ни­кам на берегу – дал им доб­рый улов и при­го­то­вил трапезу).

Iona kit 1 - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеВ этом смысле очень инте­ре­сен кит, погло­тив­ший Иону. На ико­нах он не вполне рыба и не вполне зверь, стран­ное, но все-таки не злое суще­ство, испол­ня­ю­щее волю Божию о свя­том.  И все-таки, его дво­я­кая при­рода ближе к рыбе, а его роль в биб­лей­ской исто­рии – бла­гая и про­мыс­ли­тель­ная, что отсы­лает нас снова к ихтису – сим­волу Христову.

Ягне­нок,  или агнец – еще более чита­е­мый сим­вол Хри­ста – «Вот Агнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).  Этим тро­га­тель­ным и доро­гим дет­скому сердцу «ягняче-ове­чим»  обра­зом про­ни­зан весь  Вет­хий Завет.

Навер­няка Вы смот­рели вме­сте с детьми муль­тик «Исто­рии Вет­хого Завета в 35 сериях»? Если да, то вспом­ните кро­шеч­ную фигурку овечки, кото­рая  явля­ется немым участ­ни­ком или наблю­да­те­лем  всех собы­тий и неиз­менно появ­ля­ется в каж­дой серии.

Agnec - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

Вот так и в Свя­щен­ном Писа­нии образ агнца посто­янно при­сут­ствует  – начи­ная  от  гибели пра­отца  Авеля, затем  к Авра­аму, гото­вому отдать Богу  самое ред­кое, луч­шее и един­ствен­ное – сына, а затем и к Рож­де­ству Хри­стову и Рас­пя­тию, когда Бог-Отец жерт­вует Сыном.

Один из Все­лен­ских собо­ров запре­тил изоб­ра­жать Спа­си­теля на ико­нах в виде агнца. Но образ никуда не исчез: он часто встре­ча­ется в ико­но­гра­фии Иоанна Кре­сти­теля как малень­кая овечка на его руках.

pelikan - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеПетух и  пели­кан в созна­нии ран­них хри­стиан также прочно ассо­ци­и­ро­ва­лись со Хри­стом, обо­зна­чая и жертву, и Евха­ри­стию. Моза­ики и фрески вре­мен пер­вых веков и Визан­тии сохра­нили этот дра­ма­тич­ный сюжет. Спа­са­ю­щий птен­цов от уку­сов змеи пели­кан дает им свою кровь как про­ти­во­ядие, для  чего само­от­вер­женно раз­ры­вает себе грудь. Подоб­ная  жертва  в пред­став­ле­ниях пер­вых хри­стиан очень точно сим­во­ли­зи­рует жертву Христову.

Петух ещё тес­нее свя­зан со Хри­стом и обра­зом, и смыс­лом – он будит нас от житей­ского забы­тья  во грехе к пока­я­нию и веч­ной жизни, а еще про­буж­дает  мир от язы­че­ства  к хри­сти­ан­ству  и воз­ве­щает нам Вто­рое при­ше­ствие. Есть и дру­гая важ­ная смыс­ло­вая ниточка, кото­рая их род­нит: петух в нашем пред­став­ле­нии – самая «сол­неч­ная» птица, а Спас в цер­ков­ной  тра­ди­ции часто упо­ми­на­ется как Солнце Правды.

cock - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеГлядя на нари­со­ван­ного или напи­сан­ного петушка, вме­сте с детьми мы можем наглядно пред­ста­вить себе того кочета, кото­рый  горько уяз­вил сердце Петра, отрек­ше­гося от сво­его Спа­си­теля. Правда, на иконе мы вряд ли его встре­тим – ско­рее, в про­из­ве­де­ниях народ­ных про­мыс­лов, по тех­нике близко сто­я­щих к ико­но­писи и зача­стую повто­ря­ю­щих её образы  – в Палехе, Хох­ломе, Мстёре.

Также тесно свя­заны со Хри­стом голубь, телец и лев. Голубь, как и агнец, тоже про­ни­зы­вает всё Свя­щен­ное Писа­ние как устой­чи­вый сим­вол Духа Свя­того – от повест­во­ва­ния о Ное­вом ков­чеге до собы­тий Бого­яв­ле­ния. Телец с вет­хо­за­вет­ных вре­мен прочно ассо­ци­и­ро­вался с жерт­вой Богу.

Но самый яркий и огне­нос­ный сим­вол Хри­стов во Славе Его – конечно, цар­ствен­ный лев. Не только ико­но­писцы, но и мно­гие цер­ков­ные и свет­ские авторы исполь­зо­вали этот образ в своих тру­дах и про­из­ве­де­ниях.  Нам с детьми он осо­бенно памя­тен по «Хро­ни­кам Нар­нии» К. Лью­иса и тому моменту сказки, где при­но­сит себя в жертву ради сына Адама сол­неч­но­гри­вый  лев Аслан.

Lev aslan - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

«С ними золотой орел небесный…»

Свя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров, насель­ник Сре­тен­ского мона­стыря пишет: «Свя­тым апо­сто­лам-еван­ге­ли­стам со II века усво­ены сим­волы: ангел, лев, телец (бык), орел. Вос­хо­дят они к про­ро­че­ским виде­ниям четы­рех живот­ных. Про­року Иезе­ки­илю было явлено: «Подо­бие лиц их – лице чело­века и лице льва с пра­вой сто­роны у всех их четы­рех; а с левой сто­роны лице тельца у всех четы­рех и лице орла у всех четы­рех» (Иез.1:10). Виде­ние таин­ствен­ных живот­ных было и  апо­столу Иоанну Бого­слову: «…Пер­вое живот­ное было подобно льву, и вто­рое живот­ное подобно тельцу, и тре­тье живот­ное имело лице, как чело­век, и чет­вер­тое живот­ное подобно орлу летя­щему» (Откр. 4: 6–7).

nik aragua Pod nebom golubym odnoglazye ljudi 2873317 - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеВ свя­то­оте­че­ском тол­ко­ва­нии эти живот­ные сим­во­ли­зи­руют четы­рех еван­ге­ли­стов. Каж­дый из них, согласно пере­да­вая глав­ные собы­тия Свя­щен­ной ново­за­вет­ной исто­рии, вме­сте с тем, допол­няют друг друга, более полно уде­ляя вни­ма­ние какой-либо сто­роне Лич­но­сти Спа­си­теля. Мат­фей пока­зы­вает Его как совер­шен­ного, без­греш­ного Чело­века (поэтому усвоен в каче­стве сим­вола ангел), Марк изоб­ра­жает Хри­ста как Царя (цар­ствен­ное живот­ное – лев), Лука – как вопло­тив­ше­гося Бога, при­нес­шего Себя в жертву за грехи людей (жерт­вен­ное живот­ное – телец), Иоанн – как побе­див­шего смерть и воз­нес­ше­гося к Богу-Отцу (орел)».

Апо­сто­лов изоб­ра­жали в виде живот­ных с ран­них веков хри­сти­ан­ства. Пер­вые дошед­шие до нас  арте­факты  – это моза­ика начала 5 века в Риме и после­ду­ю­щие фрески и изображения.

“Эволюция” змея

В ико­но­гра­фии все гады зем­ные – и змей-иску­си­тель в Раю,  и дра­кон  из чуда Геор­гия о змие – реп­ти­лии одного смыс­ло­вого  ряда. Змея в икон­ном про­стран­стве  – одно­значно чита­е­мый сим­вол зла, гре­хо­па­де­ния и смерти, и изоб­ра­жа­ется она соот­вет­ственно, то есть непри­вле­ка­тельно. При­чем вари­анты таких изоб­ра­же­ний очень при­чуд­ливы и раз­но­об­разны  – вот где могла в пол­ной мере разыг­раться фан­та­зия ико­но­писца, при­учен­ного к копи­ро­ва­нию образ­цов и неот­ступ­ному сле­до­ва­нию кано­нам. В отно­ше­нии змия кано­нов не сло­жи­лось  – вот и пишут его, кто как горазд, под­чер­ки­вая  в образе скольз­кое, лжи­вое и отталкивающее.

monstr - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеЕсли вме­сте с детьми вы зай­дете в сто­лич­ный Музей Рус­ской иконы в Гон­чар­ном пере­улке напро­тив рус­ского подво­рья одного афон­ского мона­стыря, чтобы рас­смот­реть его луч­шие образцы,  и заин­те­ре­су­е­тесь именно обра­зом змия, то можете сде­лать очень инте­рес­ный вывод. Иконы рас­по­ло­жены  в экс­по­зи­ции от ран­них к позд­ним, и чем дальше под­ни­ма­ешься с пер­вого этажа и ХIV века наверх, в сто­рону века ХХI,  тем  более заме­ча­ешь – с «ходом веков» икон­ные змеи сильно видо­из­ме­ня­ются, при­чем не в луч­шую сто­рону, при­об­ре­тая  все боль­шее сход­ство с неиз­вест­ными науке дино­зав­рами и вир­ту­аль­ными монстрами.

Нет, лучше и не задер­жи­вай­тесь вме­сте с малы­шами на верх­нем этаже у позд­них и совре­мен­ных обра­зов свя­того Геор­гия и змия, в них при­сут­ствует некая адо­пис­ность – по-зве­ри­ному оска­лен­ные  морды, ост­рые зубы и когти, чешуй­ча­тые хво­сты.

Лучше задер­жи­тесь вме­сте с малень­кими зри­те­лями  у древ­них обра­зов Zmej chudo - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныедорас­коль­ного ико­но­пис­ного пери­ода, а затем у более позд­них – ростов­ских южных и нов­го­род­ских и псков­ских север­ных икон, на кото­рых дра­коны и змии – вовсе не исча­дья ада, а малень­кие и без­за­щит­ные  ред­кост­ные звери с испу­ган­ными и нестраш­ными мордочками. 

Веро­ятно, в вос­при­я­тии наших пред­ков из Сред­не­ве­ко­вья зло  именно такое – не пуга­ю­щее, а, ско­рее, вырож­да­ю­ще­еся как вид, скорб­ное, оттал­ки­ва­ю­щее и жал­кое, как неиз­вест­ная при­роде рептилия.

«Житийные» звери и птицы

Рай­ский язык иконы вня­тен взрос­лым и детям.  Оче­видно, что он может  научить наших малы­шей  новому  духов­ному и душев­ному опыту  и напи­тать их пре­крас­ным. Успо­ко­ить гипе­р­ак­тив­ных и уми­ро­тво­рить немир­ных. Вос­пи­тать не очень вос­пи­тан­ных. Заин­те­ре­со­вать и увлечь  рас­се­ян­ных и равнодушных.

Соб­ственно, и мы, взрос­лые, при сопри­кос­но­ве­нии с миром иконы полу­чим нема­лую пользу. Только всмот­ри­тесь: в икон­ном про­стран­стве люди и звери легко собе­се­дуют безо вся­кого язы­ко­вого барьера, потому что этот все­об­щий  язык души и сердца испол­нен любо­вью.

jefiopskaja ikona rozhdestva - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

Осо­бенно он читаем на ико­нах хри­сти­ан­ской Африки, «колы­бели чело­ве­че­ства», где связь чело­века с живот­ными гораздо тес­нее в при­роде, чем на нашем кон­ти­ненте. Наив­ный стиль этих экзо­тич­ных ико­но­пис­ных изоб­ра­же­ний очень внятно пере­дает пони­ма­ние и любовь между людьми и зве­рями, взять хотя бы копт­ские и эфи­оп­ские образы  Рож­де­ства Христова.

Ilja i voron - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеНо и на при­выч­ных нам рус­ских  ико­нах дей­ствует тот же закон – мед­веди и львы не охо­тятся на свя­тых, а по-доб­рому жмутся к ним, ищут тепла и ласки, покорно слу­жат в ожи­да­нии буду­щего века, когда  их участь тоже изменится.

«Исаак Сирин назы­вает свя­тых «мило­сти­вые сердца, кото­рые пла­ме­неют любо­вью ко всему твар­ному миру… к пти­цам, к зве­рям, ко всей твари». И дикие живот­ные мирно живут около свя­тых, как в то время, когда Адам давал им имена» (В. Лос­ский).

Ико­но­пис­ный мир густо насе­лен оду­хо­тво­рен­ной и пре­об­ра­жен­ной живностью.

Птицы небес­ные встре­ча­ются нам в обра­зах празд­ни­ков  Пре­свя­той Бого­ро­дицы. При­ле­тают они  на ико­нах к свя­тому  Сер­гию Радо­неж­скому  как  про­об­раз его духов­ных детей.

prp Serafim - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченныеМед­веди  пре­по­доб­ных Сера­фима и Сер­гия при­ту­ли­лись рядыш­ком с ними, и ради этого сосед­ства готовы питаться одним хлебом.

Свя­той Гера­сим Иор­дан­ский и выле­чен­ный им лев на иконе при­вет­ливо улы­ба­ются и бес­ко­нечно рады друг другу.

Люби­мый в народе свя­той Вла­сий на своих обра­зах  повсюду изоб­ра­жён  с домаш­ней ско­ти­ной, кото­рой нежно сочув­ствует и покровительствует.

Сокол  свя­того Три­фона не хочет уле­тать с руки.

Флор и Лавр пишутся с пре­крас­ней­шими былин­ными конями, и с дру­гих обра­зов словно кивают им крот­кие  и мило­вид­ные лошадки Бориса и Глеба, кото­рыми так уми­ленно вос­хи­ща­ется  поэт  Б. Чичи­ба­бин в соимен­ном им сти­хо­тво­ре­нии (вот его отрывки):

 

«Ночью чер­ни­гов­ской с гор араратских,

шерст­кой ушей доста­вая до неба,

чад упа­сая от мило­стынь братских,

ска­чут лошадки Бориса и Глеба…

Пусть же вер­шится весе­лое чудо,

слу­жится крас­ками звон­кая треба,

в рай­ские кущи от здеш­него худа

ска­чут лошадки Бориса и Глеба…

Ныне и присно по кру­чам Синая,

по полю рус­скому в рус­ское небо,

ни колоска под собой не сминая,

ска­чут лошадки Бориса и Глеба…»

boris i gleb - Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные

Вгля­ди­тесь в эти образы вме­сте с детьми. Посмот­рите, как эти тро­га­тель­ные и оду­хо­тво­рен­ные живот­ные на ико­нах с надеж­дой загля­ды­вают нам в глаза. Они ждут от нас, что своим пока­я­нием и  готов­но­стью созна­тельно жить в Боге одна­жды мы изме­ним их при­роду в бла­гую сторону.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки