Воспитание детей в современном мире. О наших ошибках

Воспитание детей в современном мире. О наших ошибках

(4 голоса5.0 из 5)

На вопросы теле­зри­те­лей отве­чает свя­щен­ник Димит­рий Беже­нарь, ответ­ствен­ный по Мис­си­о­нер­ской работе Сер­ги­ево-Посад­ского благочиния.

- Здрав­ствуйте, ува­жа­е­мые теле­зри­тели, в сту­дии Алек­сандр Сер­ги­енко. Сего­дня у нас в гостях ответ­ствен­ный по мис­си­о­нер­ской работе Сер­ги­ево-Посад­ского бла­го­чи­ния, кли­рик Ахтыр­ской церкви села Ахтырка, кан­ди­дат бого­сло­вия, свя­щен­ник Дмит­рий Беже­нарь. Здрав­ствуйте, батюшка.

- Доб­рый вечер, Александр.

- Бла­го­сло­вите наших телезрителей.

- Доро­гие бра­тья и сестры, Бог да бла­го­сло­вит вас на все доб­рое! С празд­ни­ками Казан­ской Иконы Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Пре­свя­той Бого­ро­дицы «Всех скор­бя­щих радость»!

- Наша сего­дняш­няя тема — вос­пи­та­ние детей в совре­мен­ном мире, и о неко­то­рых ошиб­ках, кото­рые мы совер­шаем.

- Доро­гие дру­зья, среди про­блем, с кото­рыми стал­ки­ва­ются каж­дый совре­мен­ный хри­сти­а­нин, и, в первую оче­редь, каж­дая пра­во­слав­ная семья, — одна из глав­ных про­блем, глав­ных задач — это вос­пи­та­ние детей, вос­пи­та­ние нрав­ствен­ной лич­но­сти в совре­мен­ном, очень непро­стом мире. И прежде, чем мы непо­сред­ственно перей­дем к теме нашей сего­дняш­ней беседы и при­гла­шаем вас, доро­гие дру­зья, к актив­ному уча­стию в беседе с нами, хочется рас­ска­зать один инте­рес­ный слу­чай, один инте­рес­ный диа­лог, сви­де­те­лем кото­рого я был совсем недавно.

Один почтен­ный гос­по­дин — весьма почтен­ного воз­раста — из тех, кто воцер­ко­вился в конце 80‑х начале 90‑х годов, есте­ственно, читал много цер­ков­ной пра­во­слав­ной лите­ра­туры – читал, есте­ственно, без системы, поэтому у него, мягко ска­зать, такой сум­бур в голове — обви­нял Пра­во­слав­ную Цер­ковь в том, что сей­час в Церкви одна из глав­ных про­блем — это чрез­мер­ное бла­го­че­стие. Обви­нял он, в первую оче­редь, духо­вен­ство. Что духо­вен­ство людей при­зы­вает людей поститься — но не объ­яс­няет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зре­ния этого гос­по­дина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не пони­мают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от бла­го­че­сти­вой жизни у них воз­вы­ша­ется гор­дыня, чув­ство высо­кого мне­ния о себе, теря­ется душев­ная нищета, сми­ре­ние и так далее. И когда его собе­сед­ник спро­сил: а как вы можете опре­де­лить, что именно вот это явля­ется дей­стви­тельно серьез­ной про­бле­мой совре­мен­ного цер­ков­ного обще­ства, он, как и сле­до­вало ожи­дать, ника­кого здра­вого, чле­но­раз­дель­ного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, доро­гие дру­зья, хочется ваше вни­ма­ние вот на что обра­тить. Те про­блемы, кото­рые суще­ствуют в совре­мен­ном обще­стве, и на кото­рые свя­тая Цер­ковь все­гда реа­ги­рует голо­сом свя­щен­но­на­ча­лия — среди этих про­блем про­блемы чрез­мер­ного бла­го­че­стия не суще­ствует. Если мы смот­рим, отсле­жи­ваем вни­ма­тельно, слу­шаем еже­год­ное обра­ще­ние Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла к кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим города Москвы, в каж­дом еже­год­ном обра­ще­нии под­во­дятся итоги преды­ду­щего года, планы и пер­спек­тивы на буду­щее. Посмот­рите на доку­менты и реше­ния Архи­ерей­ских Собо­ров, кото­рые в послед­ние годы были; на работу Меж­со­бор­ного при­сут­ствия, на пра­во­слав­ные сайты – напри­мер, pravoslavie.ru, где какие-то про­блемы, в том числе и свет­ского обще­ства, обсуж­да­ются, даются раз­ные точки зре­ния, — везде мы видим, что среди про­блем, кото­рые стоят перед обще­ствен­но­стью, есть какие про­блемы? Рели­ги­оз­ная без­гра­мот­ность — это реаль­ная про­блема, рели­ги­оз­ное неве­же­ство. Почему свя­щен­но­на­ча­лие и упо­треб­ляет столько уси­лий на то, чтобы повы­шать гра­мот­ность пра­во­слав­ных хри­стиан. Почему это очень обя­за­тель­ное и очень умест­ное свое­вре­мен­ное бла­го­сло­ве­ние свя­щен­но­на­ча­лия, чтобы каж­дого при­сту­па­ю­щего к Кре­ще­нию необ­хо­димо сна­чала огла­шать — если это взрос­лый чело­век. И вот эта рели­ги­оз­ная без­гра­мот­ность — не надо далеко ходить за при­ме­ром. Дмит­ров­ская роди­тель­ская суб­бота была поза­вчера, и мно­гие люди подают в храм записки с такими сло­вами: пере­дай в храм записку, пусть они там помо­лятся. Бук­валь­ная фраза «пусть они там помо­лятся»- чтобы моему близ­кому род­ствен­нику там, в буду­щей загроб­ной жизни, было хорошо. А когда чело­века спра­ши­ва­ешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне неко­гда, у меня дела, заботы, про­блемы, пусть «они» — духо­вен­ство, они там пусть молятся, а моя задача — напи­сать запи­сочку и отдать. Эта форма обря­до­ве­рия — тоже один из видов его рели­ги­оз­ной безграмотности.

Такие про­блемы дей­стви­тельно есть в совре­мен­ной жизни. А про­блемы чрез­мер­ного бла­го­че­стия — такой про­блемы нет, и слава Богу, что нет, и диа­лог этого пожи­лого гос­по­дина с его собе­сед­ни­ком оста­вил очень инте­рес­ное впе­чат­ле­ние. Есть хорошо всем извест­ный лите­ра­тур­ный пер­со­наж Дон Кихот Ламанч­ский — это пожи­лой сеньор, кото­рый обла­чился в доспехи, уже про­ржа­вев­шие от вре­мени, возо­мнил себя доб­лест­ным рыца­рем, сел на коня, взял копье, и устре­мился искать про­тив­ни­ков. А так как рыца­рей, достой­ных ему, уже не было — вре­мена про­шли, — он уви­дел мель­ницу, устре­мился на мель­ницу — на вымыш­лен­ного врага. Мель­ница пока­за­лась ему вели­ка­ном. Точно также беседа с этим гос­по­ди­ном оста­вила — по край­ней мере, у меня, как сви­де­теля этого диа­лога, очень груст­ное впе­чат­ле­ние в срав­не­нии именно с Дон Кихо­том, кото­рый борется с вет­ря­ными мель­ни­цами. Потому что если бы среди про­блем совре­мен­ной цер­ков­ной жизни была бы про­блема чрез­мер­ного бла­го­че­стия, тогда бы мы видели что? Насту­пает мно­го­днев­ный пост, и машины «ско­рой помощи» не успе­вали бы уво­зить в отде­ле­ния пере­по­стив­шихся при­хо­жа­нок, кото­рые падают в изне­мо­же­нии; или люди попа­дали бы в пси­хи­ат­ри­че­ские боль­ницы, потому что пере­мо­ли­лись, и таким обра­зом сошли с ума; или люди вериги на себя накла­ды­вали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвиж­ники. Поэтому про­блемы чрез­мер­ного бла­го­че­стия нет. И эти выпады отдель­ных граж­дан лишь сви­де­тель­ствуют, что они мечты сердца сво­его, т. е. плод сво­его страст­ного вооб­ра­же­ния выдают за реаль­ность. К сожа­ле­нию, с такими людьми при­хо­дится общаться, и осо­бенно по мис­си­о­нер­ской работе, пытаться отве­чать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реаль­ных про­блем совре­мен­ной цер­ков­ной жизни, несо­мненно, одна из глав­ней­ших — это как нам научиться вос­пи­тать нрав­ствен­ную лич­ность, как наших детей, под­рост­ков кото­рые в силу воз­раста, в силу пере­оценки цен­но­стей, как они, обща­ясь с окру­жа­ю­щими людьми, вос­при­ни­мают на себя дей­ствие совре­мен­ной мас­со­вой куль­туры — порой агрес­сив­ной, тле­твор­ной, раз­вра­ща­ю­щей; как им усто­ять, как при­вить детям духов­ный имму­ни­тет, чтобы они через эти непро­стые годы пере­ход­ного воз­раста про­шли — не побо­юсь этого слова — не запач­кав­шись нрав­ственно, — или, по край­ней мере, с мини­маль­ными поте­рями для своей души. Вот это про­блема, кото­рая стоит перед каж­дым из нас.

- И конечно же, самое опас­ное, что может про­изойти со сто­роны самих роди­те­лей — это неко­то­рые ошибки или неточ­но­сти, или совер­шенно непра­виль­ное пове­де­ние по отно­ше­нию к своим детям. Если какие-то основ­ные категории?

- Да, дей­стви­тельно, Алек­сандр, можно условно све­сти к двум общим основ­ным ошиб­кам, кото­рые совер­шают вообще все роди­тели — нельзя ска­зать, что только веру­ю­щие, цер­ков­ные роди­тели, — а вообще все роди­тели. Муд­рые люди, педа­гоги, пас­тыри с боль­шим опы­том обра­щают все­гда вни­ма­ние своих пасо­мых при­хо­жан, духов­ных чад на эти две ошибки.

Пер­вая — это чрез­мер­ная ласка, кото­рая оши­бочно назы­ва­ется любо­вью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потвор­ство, пота­ка­ние стра­стям ребенка, когда ребе­нок мнит себя неко­ро­но­ван­ным коро­лем в семье. Худ­ший вари­ант, если ребе­нок только один — пока он один, есте­ственно, все вни­ма­ние к нему, и он, дей­стви­тельно, вырас­тает эго­и­стом. Но даже если несколько детей в семье, то послед­ний, как пра­вило, кото­рому больше всего вни­ма­ния — и роди­те­лей, и стар­ших детей, тоже может вырасти с этими эго­и­стич­ными наклон­но­стями. И эта чрез­мер­ная ласка, пота­ка­ние стра­стям, когда ребе­нок вырас­тает и чув­ствует себя цен­тром вни­ма­ния. Он убеж­ден – это, может, помимо созна­ния про­хо­дит, но он убеж­ден, что весь мир и роди­тели созданы только для него, чтобы удо­вле­тво­рять все его похоти. И такой эго­ист, перед кото­рым совер­ша­ется пре­кло­не­ние как перед язы­че­ским идо­лом, как пра­вило, в жизни стал­ки­ва­ется с очень боль­шими про­бле­мами, и это совер­шенно оче­видно, что окру­жа­ю­щий мир не будет ведь к нему отно­ситься так же; он обя­за­тельно столк­нется с отно­ше­нием к себе более достой­ным его, на самом деле, но будет это вос­при­ни­мать с оби­дой, с огор­че­нием, будет нена­ви­деть весь мир, на всех оби­жаться, думать, что ничто­же­ства и недо­стой­ные люди стали выше меня, меня недо­оце­нили и т.д. И роди­тели, кото­рые чрез­мерно пота­кают ребенку, пре­вра­щают в его в идола — одна из глав­ных оши­бок, — они обре­кают его на то, что он будет оди­нок в жизни, у него не будет насто­я­щих дру­зей, насто­я­щей под­держки. И он будет в состо­я­нии мыс­лен­ной пер­ма­нент­ной войны с окру­жа­ю­щим миром посто­янно находиться.

- Зна­чит, пер­вое — это чрез­мер­ная ласка, а второе?

- Вто­рая ошибка, кото­рую иной раз делают роди­тели, и тоже нередко — это чрез­мер­ная стро­гость. Это дру­гая край­ность. Как очень мудро гово­рит ста­рец Паи­сий: все край­но­сти от врага. Чрез­мер­ное пота­ка­ние — это одна край­ность, дру­гая край­ность — когда ребе­нок рас­тет обез­ли­чен­ным, рас­тет как бы в усло­виях поли­цей­ского участка, где каж­дый его шаг, каж­дая его мысль, жестко кон­тро­ли­ру­ется роди­те­лями, и при­чем роди­тели могут искренно счи­тать, что это они делают для блага ребенка. Ребе­нок, как пра­вило, в такой семье вырас­тает сла­бо­воль­ным, заби­тым безы­ни­ци­а­тив­ным, запу­ган­ным. Вот это внут­рен­няя подав­лен­ность — не побо­юсь такого рез­кого срав­не­ния, — «тюрем­ное дет­ство» такого ребенка впо­след­ствии может вылиться в два направ­ле­ния. Или агрес­сия в адрес всех осталь­ных необъ­яс­ни­мая — сам под­ро­сток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрес­сия ко всем — на него кто-то не так посмот­рел, что-то не так ска­зал. Или выра­жа­ется в том, что чело­век всю жизнь так и оста­нется сла­бо­воль­ным, безы­ни­ци­а­тив­ным, подав­лен­ным. Он как бы ищет людей с более силь­ной волей, кото­рые бы им управ­ляли. Он везде боится про­явить какую-то ини­ци­а­тиву, боится окрика, и это также несчаст­ные люди, кото­рые недо­по­лу­чили любви.

Поэтому в отно­ше­ниях с детьми надо пом­нить муд­рый при­мер любого опыт­ного садо­вода: когда садо­вод сажает малень­кое деревце, он его под­вя­зы­вает, чтобы оно росло ровно, и дол­жен поза­бо­титься, чтобы его поли­вать вовремя — не пере­лить, потому что и избы­ток влаги, и отсут­ствие влаги оди­на­ково вре­дит деревцу. Также и избы­ток любви – точ­нее, не любви, а пота­ка­ния, и чрез­мер­ная стро­гость также вре­дит лич­но­сти ребенка.

- Вопрос из Мос­ков­ской обла­сти. В Прит­чах Соло­мона есть слова «аще кто любит сво­его ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на сво­егó» (Пр.13:25). Т.е. вос­пи­та­ние ребенка допус­кает нака­за­ние. И еще вопрос: когда дети ухо­дят в алтарь, зача­стую ребе­нок, обла­чен­ный в сти­харь, выхо­дит, как бы пока­заться, что он такой хорошенький.

- Спаси Гос­поди, очень хоро­ший вопрос. Цитата пре­муд­рого Соло­мона про­дол­жа­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: «а кто любит, тот с дет­ства нака­зы­вает его». Я еще раз напомню эти­мо­ло­гию сла­вян­ского слова «нака­за­ние»: это не месть, это не кара, это не про­яв­ле­ние безум­ной вла­сти и жесто­ко­сти, не жела­ние как бы насла­диться от стра­да­ния бес­по­мощ­ного суще­ства, а нака­за­ние — это науче­ние, вра­зум­ле­ние. Поэтому кто любит сво­его сына или дочь, то есте­ственно, дол­жен их нака­зы­вать – читай: вра­зум­лять и воспитывать.

А вто­рая часть вашего вопроса каса­ется тоже очень акту­аль­ной темы именно сугубо цер­ков­ных, наверно, семей, потому что, как гово­рил архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин, все будет в свое время для тех, кто умеет ждать. Я могу поде­литься при­ме­ром, кото­рый мне рас­ска­зал один свя­щен­ник. Он сам из семьи свя­щен­ника и сей­час слу­жит в Мос­ков­ской епар­хии. Он рас­ска­зы­вал, что в дет­стве он пом­нит, что его отец, несмотря на то, что был насто­я­те­лем храма, тем не менее, своих детей бла­го­слов­лял им про­сто сто­ять среди моля­щихся людей, на общих осно­ва­ниях. Все встали на колени — и они должны стать, все делают поклоны — и они должны. Т. е. сто­ять на общих осно­ва­ниях среди про­стых веру­ю­щих людей. Несмотря на то, что у него уже с дет­ства про­яви­лись хоро­шие слу­хо­вые дан­ные, голос, и он в прин­ципе уже бы мог петь на кли­росе, отец этого буду­щего свя­щен­ника — пожи­лой муд­рый про­то­и­е­рей гово­рил: сынок, ты стой в храме и научись молиться, как про­стые веру­ю­щие люди. Научись чув­ство­вать себя в доме Божием, ты здесь не хозяин, а ты, дей­стви­тельно, при­шел в Дом Божий. Поэтому можно только такое посо­ве­то­вать – нико­гда не надо спе­шить ни в алтарь сразу ребенка, кото­рый еще не до конца пони­мает, что это за место и как себя надо вести; ни на кли­рос. В свое время он все успеет: и петь, и помо­гать в алтаре, и может быть, ипо­ди­а­ко­ном быть, и любую дру­гую цер­ков­ную работу делать. Но глав­ное, чтобы у него был фун­да­мент, чтобы он научился чув­ство­вать себя со стра­хом Божиим и с благоговением.

- Вопрос из Ниже­го­род­ской обла­сти. У моей умер­шей пять лет назад сестры остался трех­лет­ний сын, и я с его отцом вос­пи­ты­ваем его. Два года назад отец купил ребенку ком­пью­тер. Ребе­нок уже не может жить без ком­пью­тера, он для него — все. Когда ком­пью­тер, нако­нец, сло­мался — я обра­до­ва­лась, а ребе­нок на меня сер­дится. Что мне делать?

- Спаси Гос­поди, доста­точно широко рас­про­стра­нен­ная про­блема в совре­мен­ной жизни, потому что ком­пью­тер стал неотъ­ем­ле­мой частью жизни совре­мен­ных людей, и я не думаю что в про­грамме ТК «Союз» вы услы­шали фразу, что ком­пью­тер — это отрава. Сам ком­пью­тер не может быть отра­вой, потому что это тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских, чело­ве­че­ского ума и таланта. Все зави­сит от того, как его исполь­зо­вать. Сколько пра­во­слав­ной лите­ра­туры на ком­пью­тере наби­ра­ется, сколько сай­тов инте­рес­ных позна­ва­тель­ных, обо­га­ща­ю­щих с нрав­ствен­ной точки зре­ния! Все зави­сит от того, в чьих руках это ору­дие. И само собой разу­ме­ется, что для ребенка, кото­рый еще не умеет рас­пре­де­лять свои силы и время, кото­рый еще сла­бо­во­лен, нуж­да­ется в опеке роди­те­лей, дол­гое сиде­ние у ком­пью­тера для него опасно во всех отно­ше­ниях — как в физи­че­ском — посто­ян­ное облу­че­ние от этого экрана и пора­же­ние опре­де­лен­ных частей голов­ного мозга, об этом спе­ци­а­ли­сты уже много гово­рили, в т. ч. из Цен­тра реа­би­ли­та­ции постра­дав­ших от нар­ко­ма­нии, лудо­ма­нии имени св. пра­вед­ника Иоанна Крон­штадт­ского на Кру­тиц­ком подво­рье — Изя­с­лав Алек­сан­дро­вич Адли­ван­кин, отец Ана­то­лий Бере­стов, много ста­тей на эту тему напи­сано. Вы можете почи­тать и озна­ко­миться с тем, насколько вре­ден не столько ком­пью­тер, а нера­зум­ное исполь­зо­ва­ние его, осо­бенно когда дети, под­ростки тра­тят уйму вре­мени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый луч­ший вари­ант, кото­рый можно посо­ве­то­вать, раз уж вы обра­ти­лись именно ко мне — если бы ребе­нок вообще до опре­де­лен­ного воз­раста не знал, что суще­ствует интер­нет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова ока­жутся очень кате­го­рич­ными. И лучше, чтобы ребе­нок до опре­де­лен­ного воз­раста не знал, что суще­ствует теле­ви­де­ние. Это не каса­ется теле­ка­нала «Союз», а именно свет­ского теле­ви­де­ния. Чтобы он не знал, как при­со­еди­ня­ется к теле­ви­зору антенна. Сей­час много пра­во­слав­ных дис­ков, мульт­филь­мов, ста­рых совет­ских филь­мов, кото­рые хоть с каким-то смыс­лом. Вот, смотри DVD — это луч­ший вари­ант, когда роди­тели дози­ро­ванно дают инфор­ма­цию и забо­тятся, чтобы этой инфор­ма­цией ребенка не пере­гру­зить. Поэтому дай вам Бог муд­ро­сти и тер­пе­ния, чтобы в этой ситу­а­ции найти слова и объ­яс­нить ребенку о вре­до­нос­но­сти чрез­мер­ного дол­гого сиде­ния у компьютера.

 Рас­шиф­ровка пере­дачи теле­ка­нала “Союз”

Эфир 5 ноября 2012 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки