«Вверх»: меняться никогда не поздно

«Вверх»: меняться никогда не поздно

(1 голос5.0 из 5)

Пер­вые дети, кото­рые посмот­рели ани­ма­ци­он­ный фильм «Вверх», уже выросли. Этот кра­си­вый, упо­и­тель­ный, немного сен­ти­мен­таль­ный мульт­фильм был пред­став­лен миру в мае 2009 года, но и за девять послед­них лет не уста­рел. Можно ли смот­реть его  с поль­зой  для души, и если да, то в чем его хри­сти­ан­ские смыслы?

А что в копилке?

Нет, мы не ста­нем кри­ти­ко­вать  запад­ную  кино- и мульт-про­дук­цию – пра­во­слав­ные сайты  и так в этом пре­успели, раз­гро­мив небла­го­об­раз­ную «мон­стро­вид­ную» семью «Шрека» и его «гол­ли­вуд­ские цен­но­сти», хотя именно они-то и есть объ­ект осо­бой иро­нии муль­ти­пли­ка­то­ров. Но оста­вим Шрека за кадром.

И при­знаем факт, что рус­ская копилка хоро­ших, доб­рых  и нрав­ствен­ных мульт­филь­мов начи­ная с пост­со­вет­ского вре­мени не намного попол­ни­лась. Бога­тыр­ская серия пре­красна, выучена детьми наизусть, но после пер­вых несколь­ких вер­сий нача­лось  неиз­беж­ное сни­же­ние каче­ства послед­них вари­а­ций на тему бога­ты­рей,  а вслед за этим и паде­ние зри­тель­ского инте­реса. Ярких пре­мьер нрав­ствен­ных и доб­рых мульт­филь­мов в про­кате  почти нет.

Так что бы нам посмот­реть на семей­ном вечере, чтобы про­смотр был и увле­ка­тель­ным, и весе­лым, и поучи­тель­ным, и душевно-содер­жа­тель­ным для всего семей­ства? А давайте посмот­рим «Вверх» – исто­рию о том, как любовь к ближ­ним тво­рит чудеса в повсе­днев­но­сти и как невоз­мож­ные мечты ста­но­вятся реальностью.

О  каче­стве мульт­фильма как скром­ного, но все же про­из­ве­де­ния кино­ис­кус­ства  гово­рят его награды и оценки – два «Оскара» за луч­ший ани­ма­ци­он­ный фильм и музыку к нему, «Золо­той гло­бус», две про­чих  кино-пре­мии и спе­ци­аль­ное упо­ми­на­ние на Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­вале, два­жды номи­на­ция на «Оскар» и «Гремми» в после­ду­ю­щие годы.  Но вот о душевно-духов­ном содер­жа­нии  муль­тика судить нам, его зрителям.

Ани­ма­ци­он­ный фильм «Вверх» – не о супер-героях со сверх­спо­соб­но­стями, кото­рые давно «пере­плю­нули» всех и совсем не нуж­да­ются в при­сут­ствии Бога (за что, в общем,  вполне разумно кри­ти­куют мно­гие аме­ри­кан­ские мультфильмы).

Ско­рее, наобо­рот, этот муль­тик – о про­стом и обыч­ном чело­веке со всеми его сла­бо­стями и недо­стат­ками, кото­рый, несмотря на пре­клон­ный воз­раст, не исчер­пал внут­рен­ние ресурсы и душев­ные воз­мож­но­сти к пере­ме­нам – к исправ­ле­нию себя и своей жизни.

К Райскому водопаду

Что нужно, чтобы всё испра­вить, когда, кажется, уже совсем поздно и непо­пра­вимо? Навер­ное, некий зов свыше, а также спо­соб­ность его свое­вре­менно рас­слы­шать и живо отклик­нуться «всем разу­ме­нием и всем серд­цем своим».

Глав­ный герой  мульт­фильма по имени Карл пой­мал свой «ветер пере­мен». Он гово­рит с нами род­ным голо­сом Джи­гар­ха­няна, чем поко­ряет с пер­вых слов. Но не меньше рас­по­ла­гает к себе и уди­ви­тель­ная, и вме­сте с тем такая обы­ден­ная исто­рия его жизни и любви.

За пер­вые минуты фильма (пожа­луй, самый удач­ный фраг­мент муль­тика, кото­рый про­дол­жа­ется без слов, потому что не нуж­да­ется в них – и так каж­дому поня­тен) перед нами про­мельк­нут луч­шие годы героя.

Малень­кий Карл – застен­чи­вый маль­чик, забрав­шийся в пустой дом и встре­тив­ший там свою пол­ную про­ти­во­по­лож­ность, необы­чай­ную девочку Элли – вызы­вает у зри­теля боль­шую сим­па­тию и уми­ле­ние. Родом из дет­ства ­– не только дружба, но и насто­я­щая вза­им­ная любовь и мечты о при­клю­че­ниях у Рай­ского водопада.

multfilmy up devochka malchik ochki shle 1218286 - «Вверх»: меняться никогда не поздноОтсылка героев и их меч­та­ний к раю глу­боко не слу­чайна – памя­тью о его золо­том веке про­ни­зана вся чело­ве­че­ская куль­тура с древ­ней­ших вре­мен и до наших дней. Как Адам и Ева, Карл и Элли пре­данно любят друг друга и тос­куют по утра­чен­ному пра­ро­ди­те­лями и недо­сти­жи­мому на земле рай­скому состоянию.

“Ну, ты со мной? Тогда кре­сти сердце!” – вос­кли­цает Элли. И Карл еще не знает, что одна­жды  в ста­ро­сти эта фраза еще кос­нется  сердца и изме­нит его сознание.

Вскоре они пони­мают: видимо, любовь друг к другу еще  не гаран­ти­рует пол­ного бла­жен­ства «в мире лука­вом, скорби испол­нен­ном» – вме­сте супруги пере­жи­вают труд­но­сти, болезни, без­дет­ность и без­де­не­жье.  Рай­ский водо­пад как место на карте, запе­чат­лен­ное на фото в дет­ской вырезке из газеты, так напо­ми­нает им истин­ный Рай и потому настолько для них близко и при­тя­га­тельно. Но так недостижимо!

Раз­ме­рен­ность быта, ход собы­тий  всё дальше ото­дви­гают жела­е­мое – путе­ше­ствия откла­ды­ва­ются до послед­него, и вот «послед­нее» насту­пает  – Элли забо­ле­вает и поки­дает этот мир, а Карл пре­вра­ща­ется в угрю­мого нелю­ди­мого  и разо­ча­ро­ван­ного ста­рика, затво­рив­ше­гося в глу­бо­кой печали.

Если очень поверить

Герой душевно застыл в пере­жи­ва­нии своей потери и  нере­а­ли­зо­ван­ной мечты. В таком состо­я­нии Рай­ский водо­пад (да и соб­ственно рай) кажется неле­пой дет­ской фан­та­зией. Жиз­нен­ная пер­спек­тива сужа­ется  до иголь­ного ушка: оста­лось разве что отпра­виться дожи­вать в дом пре­ста­ре­лых, а затем поки­нуть этот мир…

Но и в этом, каза­лось бы, без­на­деж­ном разо­ча­ро­ван­ном состо­я­нии   чело­века нахо­дит Бог.  Он застав­ляет Карла встрях­нуться, поста­вив его в край­ние обсто­я­тель­ства. Малень­кий, но доро­гой его сердцу домик в камен­ных джун­глях мега­по­лиса, в кото­ром каж­дый уго­лок и каж­дая вещь свя­заны с Элли и их счаст­ли­вым про­шлым, теперь под­ле­жит сносу, со дня на день его отсу­дят… Защи­щая свою честь и право на жизнь, раз­дра­жен­ный нерв­ный ста­рик дает отпор обид­чи­кам – и сам ока­зы­ва­ется на ска­мье под­су­ди­мых. Теперь, кажется,  финал исто­рии пред­ска­зу­емо-неиз­бе­жен – его ждет уны­лая жизнь в соци­аль­ном учреждении.

Как нам рас­статься с тем, что бес­ко­нечно дорого? Как сми­риться с невос­пол­ни­мой утра­той? Можно ли забрать с собой хотя бы толику тепла и любви, когда вот-вот попро­ща­ешься с жиз­нью? Вот такие, и не только, фило­соф­ские вопросы ста­вит перед нами этот муль­тик. И ответ на них дается неза­мед­ли­тельно – по зако­нам сказки, а этот закон – чудо.

Если очень-очень пове­рить, а потом долго наду­вать воз­душ­ные шарики и при­вя­зы­вать их к крыше сво­его дома – он может ото­рваться от зам­ше­лого фун­да­мента и при­под­няться над заско­руз­лой дей­стви­тель­но­стью. И даже высоко взле­теть! «Вверх»,– гово­рят нам ани­ма­торы и вслед за Кар­лом взмы­вают над землей.

Значок любви

И вот, летим – на про­плы­ва­ю­щие внизу мно­го­этажки от шаров ложатся радуж­ные блики, от кото­рых лица заску­чав­ших дома детей рас­плы­ва­ются в улыб­ках. Невоз­мож­ная мечта стре­ми­тельно при­бли­жа­ется. Но, ока­зы­ва­ется, есть вещи, ради кото­рых необ­хо­димо отка­заться от мечты всей жизни, даже когда до нее остался один шаг.

62d63190dce6a99d4a983b53abd70900088e8534 660 - «Вверх»: меняться никогда не поздноВот тут и воз­ни­кает глав­ный внут­рен­ний кон­фликт этой ленты – глу­боко хри­сти­ан­ский пара­докс. Ока­зы­ва­ется, не пожерт­во­вав самым цен­ным ради дру­гого, невоз­можно добраться к Рай­скому водо­паду – но, даже если допол­зешь до обе­то­ван­ной земли, то без тво­ри­мого тобой во имя любви обре­тен­ный Рай не при­не­сет радости.

Маль­чик Рас­сел неслу­чайно ока­зы­ва­ется в летя­щем доме. Именно он помо­гает ста­рику почув­ство­вать себя живым – понять, что он спо­со­бен  чем-то посту­питься, что-то отдать, то самое, ради чего на ста­ро­сти лет поле­тел по небу. При­чем любить не только в про­шлом, но и здесь, и сей­час. Что он еще спо­со­бен на доб­рые и искрен­ние чело­ве­че­ские чув­ства и может про­ни­каться чужой болью, напри­мер, исто­рией ребенка,  к кото­рому дав­ным-давно не при­хо­дит папа. Ради встречи с ним на вру­че­нии дол­го­ждан­ного сле­до­пыт­ского значка малыш готов на любые подвиги, но беда в том, что его ожи­да­ние безответно.

Нет, гово­рят авторы фильма: насто­я­щая любовь должна быть ответ­ной – и  по зако­нам ска­зоч­ного жанра в конце обя­за­тельно  появится кто-то, кто при­ко­лет к груди  жду­щего маль­чика  хоть малень­кий знак этой любви – про­стень­кий жестя­ной зна­чок. И Карл при­хо­дит, под­ни­ма­ется на школь­ную сцену, чтобы совер­шить этот  важ­ный  и высо­кий душев­ный подвиг. А затем впи­сать  его в их общую с Элли книгу при­клю­че­ний, кото­рая для исто­рии этой любви имеет  цен­ность почти что семей­ной Книги Бытия…

Фабула муль­тика  оди­на­ково про­зрачна и для малень­кого, и для взрос­лого зри­теля: Гос­подь как любя­щий Отец тоже готов прийти к каж­дому, порой  в самое непод­хо­дя­щее и неожи­дан­ное время. Устро­ить нам любые неве­ро­ят­ные испы­та­ния и при­клю­че­ния, чтобы и мы, нако­нец, очну­лись для насто­я­щей жизни и само­от­вер­жен­ной любви, для откры­той нам воз­мож­но­сти спасения.

Муль­тик ука­зы­вает  пра­виль­ную тра­ек­то­рию внут­рен­него дви­же­ния. И, сле­дуя выбран­ному направ­ле­нию, мы можем почув­ство­вать – Бог есть и Он рядом.  Стоит только обра­тить свой внут­рен­ний взор вверх.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки