Епископ: служение или «функция»?

про­то­и­е­рей Максим Козлов, насто­я­тель храма св. мц. Тати­аны

Явля­ется ли епи­скоп­ство особым бого­уста­нов­лен­ным слу­же­нием в «цар­ствен­ном свя­щен­стве» всех хри­стиан или оно есть слу­жеб­ная функ­ция хри­сти­ан­ского обще­ства, кото­рое сохра­няет апо­столь­ское учение? За отве­том обра­ща­емся к тво­ре­ниям св. Отцов…

Вопрос о епи­ско­пате и епи­скопе как носи­теле управ­ле­ния, учи­тель­ства и свя­щен­но­дей­ствия в Церкви явля­ется одним из важ­ней­ших. Отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к постав­ле­нию епи­ско­пов, есте­ственно свя­зано с пози­цией Пра­во­сла­вия в более общем вопросе: явля­ется ли епи­скоп­ство особым бого­уста­нов­лен­ным слу­же­нием в «цар­ствен­ном свя­щен­стве» всех хри­стиан (1Петр.2:9), полу­ча­ю­щим свое право и свое бытие только через пре­ем­ствен­ное руко­по­ло­же­ние от апо­сто­лов или оно есть слу­жеб­ная функ­ция хри­сти­ан­ского обще­ства, кото­рое сохра­няет апо­столь­ское учение.

Для про­яс­не­ния вопроса логично будет обра­титься к Свя­щен­ному Писа­нию, Пре­да­нию и тек­стам Святых Отцов.

Книга Деяний Апо­столь­ских

Книга Деяний дает для реше­ния этого вопроса фор­мально весьма немно­гое, так как пре­сви­теры, упо­ми­на­е­мые в ней1, не могут в пре­де­лах ее текста быть точно иден­ти­фи­ци­ро­ваны с епи­ско­пами или свя­щен­ни­ками. Однако та же книга Деяний с несо­мнен­но­стью пока­зы­вает, что одним из важ­ней­ших, осно­во­по­ла­га­ю­щих при­зна­ков Церкви явля­ется пре­ем­ствен­ность жизни в ней. Как апо­столы пре­по­дают под­лин­ное учение Хри­стово, так и их пре­ем­ники ока­зы­ва­ются своего рода гаран­тами той же истины в после­ду­ю­щее время. Каждый епи­скоп не только «пре­ем­ник» апо­сто­лов, но и «сви­де­тель» всей пол­ноты цер­ков­ного учения, того, как сохра­ня­ется оно в Церкви, и потому для нас осо­бенно важны сви­де­тель­ства древ­ней­ших отцов, живших непо­сред­ственно в послеа­по­столь­ское время о зна­че­нии руко­по­ло­же­ния, пре­ем­ственно иду­щего от апо­сто­лов, для епи­скоп­ства, о бого­уста­нов­лен­но­сти этого слу­же­ния в Церкви.

Св. Отцы I–III веков

При­ве­дем неко­то­рые выска­зы­ва­ния св. Отцов I–III веков:

Св. Кли­мент Рим­ский: «Апо­столы были посланы про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие нам от Гос­пода Иисуса Христа, Иисус Хри­стос от Бога… Про­по­ве­дуя по раз­лич­ный стра­нам и горо­дам, они пер­вен­цев из веру­ю­щих, по духов­ном испы­та­нии, постав­ляли во епи­скопы и диа­коны для буду­щих веру­ю­щих»2.

Он же: «И апо­столы наши знали чрез Гос­пода Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епи­скоп­ском досто­ин­стве. По этой самой при­чине они, полу­чивши совер­шен­ное пред­ви­де­ние, поста­вили выше­озна­чен­ных слу­жи­те­лей, и потом при­со­во­ку­пили закон, чтобы когда они почиют, другие испы­тан­ные мужи при­ни­мали на себя их слу­же­ние. Итак, почи­таем неспра­вед­ли­вым лишить слу­же­ния тех, кото­рые постав­лены самими апо­сто­лами или после них дру­гими досто­ува­жа­е­мыми мужьями, с согла­сия всей Церкви… И нема­лый будет на нас грех, если неуко­риз­ненно и свято при­но­ся­щих дары будем лишать епи­скоп­ства»3.

Итак, по св.Клименту, апо­столы сами ста­вили епи­ско­пов и уста­но­вили «закон» пре­ем­ства в этих достав­ле­ниях на буду­щее.

Cв. Игна­тий Бого­но­сец в своих посла­ниях пишет о епи­скоп­ском слу­же­нии как уста­нов­лен­ном Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и, отсюда, о вели­чии этого слу­же­ния. Обра­ща­ясь к церкви Фила­дель­фий­ской, он, напри­мер, пишет: «При­вет­ствую её кровию Иисуса Христа, кото­рая есть вечная и непре­ста­ю­щая радость для веру­ю­щих, осо­бенно если они нахо­дятся в еди­не­нии с епи­ско­пом и его пре­сви­те­рами и диа­ко­нами, постав­лен­ными изво­ле­нием Иисуса Христа, кото­рых по бла­го­во­ле­нию Своему Он непо­ко­ле­бимо утвер­дил Святым Духом Своим»4.

У св. Иринея Лион­ского мы узнаем, что апо­столы поста­вили, напри­мер, пер­вого епи­скопа Рим­ского Лина, и далее он после­до­ва­тельно пере­чис­ляет его пре­ем­ни­ков до своего вре­мени вклю­чи­тельно: «… ныне на две­на­дца­том месте от апо­сто­лов жребий епи­скоп­ства имеет Элев­фер. В таком порядке и в таком пре­ем­стве цер­ков­ное пре­да­ние от апо­сто­лов и про­по­ведь истины дошли до нас. И это служит самым полным дока­за­тель­ством, что одна и та же живо­твор­ная вера сохра­ни­лась в Церкви от апо­сто­лов доныне и пре­дана в истин­ном виде»

Св. Ириней даже пишет: «Все, жела­ю­щие видеть истину могут во всякой церкви узнать пре­да­ние апо­сто­лов, откры­тое во всем мире; и мы можем пере­чис­лить епи­ско­пов, постав­лен­ных апо­сто­лами в церк­вах, и пре­ем­ни­ков их до нас…»5.

Св. Ириней, поль­зу­ясь еще апо­столь­ской тер­ми­но­ло­гией, не делает иногда раз­ли­чия между поня­ти­ями «пре­сви­тер» и «епи­скоп», однако в то же время очень четко выска­зы­ва­ется о нали­чии посто­ян­ной апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти в Церкви. Так он при­зы­вает: «Поэтому над­ле­жит сле­до­вать пре­сви­те­рам в Церкви, тем, кото­рые, как я пока­зал, имеют пре­ем­ство от апо­сто­лов и вместе с пре­ем­ством епи­скоп­ства по бла­го­во­ле­нию Отца полу­чили извест­ное даро­ва­ние истины, прочих же, кото­рые укло­ня­ются от пер­во­на­чаль­ного пре­ем­ства и где бы то ни было соби­ра­ются, иметь в подо­зре­нии, или как ере­ти­ков и лже­учи­те­лей, или как рас­коль­ни­ков…»6.

Иными сло­вами «апо­столь­ское пре­ем­ство» есть пре­ем­ство самой жизни Церкви, но так как един­ство жизни осу­ществ­ля­ется в види­мом един­стве людей, то Цер­ковь имеет и види­мый при­знак или форму: пре­ем­ство епи­ско­пов от апо­сто­лов через достав­ле­ние.

Очень важным пред­став­ля­ется сле­ду­ю­щее сви­де­тель­ство Кли­мента Алек­сан­дрий­ского. Рас­ска­зы­вая о послед­них годах жизни апо­стола Иоанна Бого­слова, Кли­мент пишет: «Когда по смерти тирана он воз­вра­тился с ост­рова Патмос в Ефес, пред­при­нял он путе­ше­ствие по сосед­ним мест­но­стям для при­вле­че­ния (ко Христу) языч­ни­ков, постав­лена епи­ско­пов, вве­де­ния порядка в церк­вах, постав­ле­ния в клир одного или несколь­ких, назна­ме­но­ван­ных Духом Святым»7. Как спра­вед­ливо заме­чает В. Экзем­пляр­ский, «из этого места несо­мненно, что по воз­зре­ниям Кли­мента во вре­мена апо­столь­ские не при­зна­ва­лось права за самими обще­ствами веру­ю­щих постав­лять себе членов клира»8. Тако­вое право при­над­ле­жало только апо­сто­лам и, как сви­де­тель­ствуют другие отцы, непо­сред­ственно постав­лен­ным ими и их пре­ем­ни­ками епи­ско­пам (пре­сви­те­рам).

Из древ­ней­шего пери­ода Церкви можно при­ве­сти еще несколько оте­че­ских сви­де­тельств, под­твер­жда­ю­щих данную мысль.

Св. Иппо­лит Рим­ский: «Во епи­скопа да постав­ля­ется избран­ный всем наро­дом, и когда он будет назван и понра­вится всем, пусть народ собе­рется вместе с пре­сви­те­рами и при­сут­ству­ю­щими епи­ско­пами в вос­крес­ный день. По согла­сию всех, да воз­ло­жат они руки на него, а пре­сви­теры пусть стоят в мол­ча­нии. Пусть сохра­няют мол­ча­ние все, молясь в сердце, вслед­ствие нис­хож­де­ния Духа. Один из при­сут­ству­ю­щих епи­ско­пов, по просьбе всех, воз­ла­гая руку на того, кото­рый посвя­ща­ется во епи­скопа, пусть молятся, говоря так»9.

Св. Киприан Кар­фа­ген­ский: «Надобно тща­тельно хра­нить и соблю­дать то, что по Боже­ствен­ному пре­да­нию и апо­столь­скому при­меру и соблю­да­ется у нас почти во всех стра­нах: для пра­виль­ного достав­ле­ния все бли­жай­шие епи­скопы должны соби­раться в ту паству, для кото­рой постав­ля­ется пред­сто­я­тель, и избрать епи­скопа в при­сут­ствии народа… «10 и т.д.

Пред­став­ля­ется важным и сле­ду­ю­щее заме­ча­ние св. Кипри­ана, что напри­мер, в Риме Кор­не­лий «постав­лен во епи­скопа мно­гими нашими това­ри­щами»11, точнее, «шест­на­дца­тью сое­писко­пами»12.

Еще более четко мысль об апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти руко­по­ло­же­ний выра­жена у совре­мен­ника и еди­но­мыш­лен­ника св. Кипри­ана епи­скопа Фир­ми­ли­ана: «… власть отпус­кать грехи даро­вана апо­сто­лам…, а затем епи­ско­пам, кото­рые насле­до­вали их по пре­ем­ству посвя­ще­ния»13.

Пра­вила святых апо­сто­лов

Авто­ри­тет­ным голо­сом древ­не­цер­ков­ного учения явля­ются т.н. Пра­вила святых апо­сто­лов, в кото­рых по дан­ному вопросу нахо­дим сле­ду­ю­щее ука­за­ние: «Епи­скопа да постав­ляют два или три епи­скопа» (пра­вило I). «Пре­сви­тера и диа­кона и прочих при­чет­ни­ков да постав­ляет один епи­скоп» (пра­вило 2).

Вывод из сово­куп­ного голоса отцов Церкви первых трех сто­ле­тий

Вывод этот вполне оче­ви­ден:

а) Епи­скоп­ское слу­же­ние есть слу­же­ние высшее в Церкви, и оно не людьми уста­нов­лено, но исхо­дит от Бога Отца и Гос­пода Иисуса Христа и совер­ша­ется через особое дей­ствие Духа Свя­того.

б) Епи­скоп (пред­сто­я­тель мест­ной Церкви) полу­чает бла­го­дать и власть в Церкви по пря­мому пре­ем­ству руко­по­ло­же­ний, идущих непо­сред­ственно от самих апо­сто­лов. Таково «Боже­ствен­ное пре­да­ние» и «закон» посвя­ще­ний в древ­ней Церкви эпохи первых трех веков.


При­ме­ча­ния:

1 Деян.11,30; 14,23; 15,46; 16,4; 20,17.
2 Св. Кли­мент Рим­ский. Первое посла­ние к Корин­фя­нам, 42.
3 Св. Кли­мент Рим­ский, Первое посла­ние к Корин­фя­нам, 44.
4 Св. Игна­тий Антио­хий­ский, Обра­ще­ние и гл.1.
5 Кн. З, гл. З, §1.
6 Св. Ириней Лион­ский. Пять книг обли­че­ния и опро­вер­же­ния лже­имен­ного знания. Книга 3, гл.3, §1.
7 Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. Кто из бога­тых спа­сется, § 42.
8 В. Экзем­пляр­ский. Биб­лей­ское и свя­то­оте­че­ское учение о сущ­но­сти свя­щен­ства, Киев,1904, с. 80.
9 Апо­столь­ское пре­да­ние св. Иппо­лита Рим­ского, гл.2.
10 Св. Киприан Кар­фа­ген­ский. Тво­ре­ния. Письмо к клиру и народу испан­скому, Киев, 4.1, 1891, с. 317
11 Там же, письмо к Анто­ни­ану…, с. 222.
12 Там же, с. 235.
13 Там же, Письмо к Кипри­ану, т.2, с. 333.

Татья­нин День

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки