Главная » Алфавитный раздел » Епископ
Распечатать

Библейские основы епископского служения

AAA

Игумен Арсений (Соколов)

 

Оглавление

 

Вступление^

Одна из задач административной реформы, проводимой священноначалием нашей Церкви – приблизить епископов к церковному народу, к вверенной им пастве. Именно этой цели служит разукрупнение епархий.

В ранней Церкви каждая церковная община управлялась епископом, а пресвитерат был лишь советом старейшин при нем. В средние века, и особенно с тех пор, как епископами стали избираться исключительно монахи, такой порядок стал невозможным: монашеское призвание есть далеко не у всех клириков. С другой стороны, уже в III-IV веках количественный рост общин в крупных городах привел к дроблению этих возглавляемых епископами общин на приходы. Приходы, напрямую подчиненные своему епископу, стали управляться делегируемыми последним пресвитерами. Пресвитеры стали совершать от имени своего епископа евхаристию и управлять приходами. Постепенно сами порученные им приходы стали общинами, а пресвитеры – в подлинном смысле слова пастырями этих общин. С веками епархии становились все бóльшими, а их правящие епископы должны были все больше внимания уделять управлению многочисленными клириками и контролировать их и вверенные им приходские общины. Именно в этом стала заключаться их основная функция, их ἐpiskopή. Епископы все больше становились «князьями церкви», а реальная повседневная пастырская работа стала осуществляться пресвитерами. Такое положение дел сохранилось до нашего времени.

Но епископ по своей харизме – прежде всего пастырь, а не администратор. В силу вышеозначенных причин сегодня невозможно осуществить древнецерковный идеал, невозможно поставить над каждой общиной епископа. Но реформа церковного управления с ее дроблением больших епархии на меньшие все же имеет своей целью именно это – приближение епископа к церковному народу, его реальное участие в приходской жизни и как можно более близкое знакомство с верными своей епархии. «Пастырь, — говорит Спаситель в Евангелии, — …зовет своих овец по имени» (Ин 10:2-3).

Многие из вас знакомы с приходской жизнью не понаслышке, имеют большой опыт настоятельского служения. И это очень ценный опыт, в наше время крайне полезный для успешного управления епархией. Тем, кто никогда не служил приходским настоятелем, нелегко будет избежать ошибок в архиерейском служении. Здесь, пожалуй, уместно сравнение с жизнью обычных пастухов. Трудно себе представить, чтобы главой большого животноводческого хозяйства или управляющим большой бригадой чабанов или оленеводов мог стать человек, не знакомый с пастушеством и никогда не бывший простым пастухом. И наоборот, умело управляющий малым стадом сможет справиться и с большим.

Обратим внимание на некоторые тексты Священного Писания, в которых используется образ пастуха, пастыря.

1. Образ пастыря в Ветхом Завете^

1.1. Бог – Пастырь Израиля^

Древние евреи самого Бога представляли пастырем, а себя – Его стадом. Образ Бога как верховного пастыря возник в те доисторические времена, когда евреи и их предки вели кочевой или полукочевой образ жизни. Позднее, когда евреи стали вести оседлую жизнь и у них появилась своя письменность, этот образ перекочевал в тексты пророков и псалмов.

Так, в книге пророка Иезекииля мы читаем обращение Бога к оказавшемуся в вавилонском плену Израилю:

Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей (Иез 34:31).

Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест… Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде (Иез 34:12,15-16).

Второ-Исайя, певец искупления израильского народа и возвращения его из вавилонского плена, говорит о Боге:

Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки, и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис 40:11).

А вот некоторые примеры из псалмов, в которых Бог поэтически воспевается в образе Пастыря:

Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя (Пс 79:2).

Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их вовеки (Пс 27:9).

Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы рукú Его (Пс 94:7).

Нельзя не вспомнить и 22 Псалом:

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня (Пс 22:1-4).

В Новом Завете, в хорошо известных всем нам текстах Луки и Иоанна таким добрым и заботливым пастырем изображается Мессия, воплощенный Сын Божий. К этим текстам мы еще обратимся, а пока – несколько цитат из пророческих книг, в которых в образе Пастыря изображается грядущий Мессия.

1.2. Мессия – Пастырь Израиля^

И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем (Иез 32:23).

В этом стихе говорится не об историческом Давиде, который жил за несколько веков до Иезекииля, а о грядущем, идеальном потомке Давида, с пришествием которого связывались все мессианско-эсхатологические чаяния Израиля в плену и после плена. Но формироваться этот образ грядущего Пастыря-Мессии начал еще до плена, на фоне разочарования в давидидах, правивших тогда Иудеей. Вот как выражает эту надежду Михей, современник Исайи и, возможно, первый письменный пророк южного, Иудейского царства:

И станет Он и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога  своего, и они будут жить безопасно (Мих 5:4).

О ком это говорится? О том, о ком чуть выше сказано:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).

Среди загадочных апокалиптических глав книги пророка Захарии (часто эти главы, с 9-й по 14-ю включительно, называют Второ-Захарией) встречаются следующие строки:

О меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! (Зах 13:7).

В Новом Завете этот стих, как и некоторые другие места из Второ-Захарии, интерпретируется как пророчество, исполнившееся в земной жизни Иисуса Христа и подтверждающее его мессианство (ср. Мф 26:31. Мк 14:27).

1.3. Из пастухов овец – в пастыри людей^

С самых первых страниц Священного Писания перед нами предстают положительные образы пастухов. Авель назван «пастырем овец» (Быт 4:2); патриархи Авраам, Исаак и Иаков описываются владельцами больших стад. Убежавший из Египта Моисей «пас овец у Иофора» – мадиамского шейха и своего тестя (Исх 3:1). Тяжелый пастушеский труд должен был подготовить его к великой миссии руководства выведенным из египетского рабства народом.

На заре израильской государственности Господь, отвергнув избранного народом Саула, Сам избирает царя «по сердцу Своему» (1Цар 13:14) – для того, чтобы «пасти народ» Божий (2Цар 5:2). У поздних пророков и в Новом Завете Давиду суждено было стать прообразом Мессии. Случайно ли то, что божественный выбор падает на простого, никому не известного пастушка? Нет, пастушеская профессия – лучшая подготовка к царскому служению: как Давид заботился о стадах отца своего Иессея, так должен будет заботиться о словесных овцах Божьих – израильском народе. Следует заметить, что это вполне в русле древней ближневосточной традиции, в памятниках которой нередко встречаются наименования монархов «пастырями».

В «историческом» 77-м псалме о Давиде звучат следующие возвышенные слова:

И избрал Давида, раба Своего, и взял Его от дворов овчих, и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их (Пс. 77:71-72).

Из пастухов был первый письменный пророк, Амос (Ам 1:1). Вот что сам пророк говорит о своем призвании:

Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю (Ам 7:14-15).

Представление о пророческом служении как о пастырстве, видимо, было довольно распространенным в монархический период израильской истории. Пророк Иеремия сетует перед Богом:

Я не спешил быть пастырем у Тебя (Иер 17:16).

Итак, цари и пророки нередко называются в Ветхом Завете пастырями. Кстати, таковыми не называются священники и левиты, хоть о последних и сказано, что они «учили народ» (Неем 8:9).

Управление народом вообще, и тем более народом Божьим – какое служение накладывает бóльшую ответственность, чем это? Далеко не всегда цари и пророки Израиля оказываются на высоте своего служения, часто в Священном Писании в их адрес звучит суровое обличение.

1.4. «Горе пастырям!»^

Инвективы в адрес царей, князей и пророков в Ветхом Завете звучат постоянно. Вот лишь некоторые примеры из книг поздних пророков (приводим только те из них, в которых используется термин «пастырь»):

Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! – говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих и разогнали их и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь (Иер 23:1-2).

Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и вóлною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораженной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью (Иез 34:2-4, и далее, вся глава).

Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо рассеяно (Иер 10:21).

Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнеет (Зах 11:17).

Рыдайте, пастыри и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния (Иер 25:34-35).

Также: Иер 2:8; 22:22. Зах 10:3 и др. Безответственность вождей Израиля, их нерадение о народе – Божьем стаде – вело к беззаконию, к социальной несправедливости, к коррупции правосудия, к идолопоклонству. И в конце концов – к долгому и мучительному вавилонскому плену. В этом плену рухнули все надежды народа Божия: Иерусалим разрушен, Храм Божий сожжен, помазанники Божьи истреблены, а сам народ вместе со своими «пастырями» – князьями и пророками – вырван из обетованной Земли и угнан в плен идолопоклонниками. Но в унижении вавилонского плена народ вместе со своими вождями пережил глубокое раскаяние – и в нем родилась новая надежда, эсхатологическая надежда на пришествие идеального пастыря, потомка Давида, который искупит свой народ, возглавит его и будет пасти на злачных и тучных пастбищах новой, очищенной от зла и идолов, земли. И царствованию которого уже не будет конца.

2. Образ пастыря в Новом Завете^

В христианстве пастырство, то есть руководство церковными общинами возложено на епископов. Именно епископам как преемникам апостолов вверено Христово словесное стадо – Его Церковь. Идеал пастырского служения – сам Христос. Ему как Пастыреначальнику (1Петр 5:4), все пастыри должны будут дать отчет.

2.1. Христос – Пастырь добрый^

В 10-й главе Евангелии от Иоанна сам Христос называет Себя Пастырем:

Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин 10:11).

Христос заботится о Своих последователях, эта забота ярко показана через образ крестьянина-пастуха, который защищает свое стадо от опасностей, чего бы это ему ни стоило. Не так, как наемник, думающий не о благе стада, а о собственном благе. Не будем пересказывать содержание этого хорошо всем известного евангельского отрывка. Отметим лишь, что под упоминаемыми в нем «наемниками» новозаветная экзегеза часто понимает книжников и фарисеев, а под «разбойниками» – зилотов[1]. Верующие не признают своими пастырями ни тех, ни других, они знают, что их Пастырь – Христос. В той же главе, чуть ниже читаем:

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей (Ин 10:27-28).

Удивительно трогательный образ пастырской заботы Христа о каждом пасомом, а особенно о тех, кто оказался в смертельной опасности, на краю гибели – в притче о добром пастыре, которую находим в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки (Мф 18:12-14. Лк 15:4-7). В Евангелии от Матфея Иисус иллюстрирует этой притчей свою спасительную миссию:

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11).

А в Евангелии от Луки – милосердие и сострадание Бога к грешнику. Ключевое слово здесь, как и во всей 15-й главе Луки – радость. Радость о потерянном и найденном человеке:

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15:7).

Добрый пастырь – один из самых дорогих для христиан образов Спасителя, имеющий очень древнюю и распространенную иконографию. А в облачении православного архиерея найденную и спасенную овцу символически обозначает омофор. Апостол Петр так писал малоазийским христианам:

Вы были как овцы, блуждающие, не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (1Петр 2:25).

И Пастырем, и Блюстителем (ἐpίskopoς) первоверховный апостол называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа.

В Откровении Иоанна о Пастыре Христе говорится в эсхатологической перспективе Страшного Суда:

Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр 7:17).

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Откр 12:5).

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным (Откр 19:15).

Вот как комментирует последний из этих стихов отечественный библеист протоиерей Геннадий Фаст: «Слово, исходящее из уст Христовых, будет как меч, судить и поражать в последний день»[2]. А железный жезл здесь – намек на строку мессианского 2-го псалма: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс 2:9).

У Матфея в описании эсхатологического суда также используется пастушеский образ:

И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф 25:32).

Пастырь Христос имеет полную власть над Своим стадом – над Церковью. Для избранных, для христиан Он – Добрый Пастырь; для внешних Он – грозный Судья, отделяющий Своим железным жезлом овец (Своих верных последователей) от козлищ (врагов).

Ну а пока – продолжается история Христовой Церкви, ожидающей Второго Пришествия своего Господа и конца истории, «чающей жизни будущего века»[3]. Сам Глава Церкви, Пастыреначальник Христос поставил способных к управлению рабов Своих пасти Его, Христово стадо. Стадо, за которое вам, преемникам апостолов, предстоит дать отчет его Хозяину – Христу.

2.2. Пастыри Христова стада^

Трижды воскресший Спаситель поручает Петру:

Паси агнцев Моих… паси овец Моих… паси овец Моих (Ин 21:15-17).

В свою очередь Петр увещевает глав малоазийских общин:

Пастырей (presbutέrouς) ваших умоляю я, сопастырь (sumpresbύteroς) и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая (piskoponteς) за ним не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1Петр 5:1-4).

Скорее всего, «пресвитерами» здесь названы епископы: в апостольский век еще не выработалась единая терминология, характерная для послеапостольского века, когда сформировался так называемый монархический епископат. Терминологическую неустойчивость мы наблюдаем и в пастырских посланиях, о которых – чуть далее. Пока только приведем небольшую цитату из «Истории Христианской Церкви» профессора Михаила Поснова: «Не только в новозаветных священных писаниях, даже и в позднейших творениях церковно-отеческой литературы нет еще строгого различия между иерархическими лицами… Весь христианский мир II и III веков состоял из общин, управлявшихся епископами, а не пресвитерами. Пресвитеры составляли при епископе совет или пресвитерий»[4].

Об этом поручении, возложенном на Петра и апостолов, а также на их преемников – пастырей и учителей, рассуждает апостол Павел. Апостол народов пишет христианам Ефеса, что Христос –

…поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями (poimέnaς) и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф 4:11-12).

Лука передает слова, которыми Павел обратился к ефесским пастырям при прощании с ними:

Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ἐpiskópouς), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте (Деян 20:28-31).

Эти епископы чуть выше названы пресвитерами, что опять же свидетельствует о неустоявшейся еще в апостольский век иерархической терминологии: епископы в то время могли называться пресвитерами. Эта терминологическая путаница исчезнет уже в начале II века. Так, в посланиях священномученика Игнатия Антиохийского († 107 г.) за каждой из иерархических степеней четко закреплено одно название.

2.3. Пастырские послания апостола Павла^

Обратимся теперь к новозаветным посланиям, которые в церковной традиции получили название «пастырских» (1Тим, 2 Тим, Тит). Их авторство и датировка дискутируются, но на этих проблемах мы не будем сейчас останавливаться. Послания вошли в корпус Нового Завета и издревле были единодушно приняты всеми поместными Церквами как части новозаветного канона.

В этих посланиях «епископ» и «пресвитер» – синонимы (ср., напр., Тит 1:5-7): как отмечалось выше, в ту пору еще не выкристаллизовалась четкая иерархическая терминология. Но и Тимофей, и Тит, и поставляемые ими «пресвитеры» – это епископы уже в нашем понимании этого термина, они – представители и преемники апостольской власти. Эта власть, переходившая к ним как к преемникам апостолов, в дальнейшем будет принадлежать председателю совета пресвитеров, ставшему епископом в нашем понимании этого слова.

На Крите у Тита широкие апостольские полномочия. Павел оставляет его там, чтобы он –

…довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит 1:5).

В 1 Тим и Тит подробно перечисляются те качества, которыми должен обладать человек, облеченный церковной властью: 1Тим 3:1-7. Тит 1:6-9. В обоих текстах настойчиво подчеркивается, что кандидат на епископское служение должен быть совершенно бескорыстен: корысть может погубить все пастырские таланты и дарования.

Имея пропитание и одежду, будем довольны тем – наставляет Павел Тимофея. – А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим 6:8. Ср. 3:3).

О том же самом – к Титу:

Епископ должен быть… не корыстолюбец (Тит 1:7).

Видимо, корыстолюбцем был упоминаемый во 2Тим Димас. Автор послания сетует о нем:

Димас оставил меня, возлюбив нынешний век (2Тим 4:10).

Но епископы как преемники апостолов поставлены не только управлять, но и учить. Об этой их функции немало говорится в пастырских посланиях. Например:

Епископ должен быть… учителен (1Тим 3:2).

Епископ должен быть… держащимся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать (Тит 1:7,9).

Трудящиеся в учительстве «пресвитеры» (опять же имеются ввиду епископы) заслуживают поощрения:

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим 5:17).

Также: 1Тим 4:7,13,16; 6:20-21. Тит 2:7-8. Ср. Деян 6:4.

Завершим этот небольшой обзор цитатой из Первого послания к Тимофею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они находятся на оборотной стороне священнического креста, возложенного на нас в день поставления во пресвитеры:

Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим 4:12).

Заключение^

Библейское учение о пастырстве глубоко осмысливалось и интерпретировалось в святоотеческой литературе. Назовем лишь некоторые творения святых отцов Церкви, в которых в той или иной мере содержится церковное учение о пастырстве:

Итак, наряду со священством, пастырство и учительство – необходимые составляющие епископского служения.

Позвольте закончить это выступление словами ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Илариона, произнесенными им в этих стенах два года назад: «Близость к народу не означает только возможность встречаться с людьми, общаться с духовенством. Это означает и совершенно особые учительные функции, которые возлагаются на архиереев. Это означает, что архиерея люди в его епархии должны воспринимать как пастыря и учителя, как отца. Мы должны были бы вернуться к раннехристианскому представлению об архиерее как человеке, который ведет за собой церковный корабль в каждом конкретном месте»[5].

***

1. Такое объяснение находим, например у известного библеиста-новозаветника XX века епископа Кассиана (Безобразова)
Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровью и духом Толкование на Евангелие от Иоанна Meudon, 1996 С. 121-123.
2. Фаст Геннадий, протоиерей. Толкование на Апокалипсис Красноярск,2004 С. 318.
3. Никео-Цареградский символ веры.
4. Поснов М. История Христианской Церкви Брюссель, 1964 С. 117.
5. См. на сайте ОВЦС: https//mospatru/ru/2011/l2/24/news55378/

***

Выступление на Курсах повышения квалификации
для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.
Москва, 25/X-2013 г.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Рейтинг@Mail.ru