Библейские основы епископского служения

игумен Арсе­ний (Соко­лов)

Оглав­ле­ние


Вступ­ле­ние

Одна из задач адми­ни­стра­тив­ной реформы, про­во­ди­мой свя­щен­но­на­ча­лием нашей Церкви – при­бли­зить епи­ско­пов к цер­ков­ному народу, к вве­рен­ной им пастве. Именно этой цели служит разу­круп­не­ние епар­хий.

В ранней Церкви каждая цер­ков­ная община управ­ля­лась епи­ско­пом, а пре­сви­те­рат был лишь сове­том ста­рей­шин при нем. В сред­ние века, и осо­бенно с тех пор, как епи­ско­пами стали изби­раться исклю­чи­тельно монахи, такой поря­док стал невоз­мож­ным: мона­ше­ское при­зва­ние есть далеко не у всех кли­ри­ков. С другой сто­роны, уже в IIIIV веках коли­че­ствен­ный рост общин в круп­ных горо­дах привел к дроб­ле­нию этих воз­глав­ля­е­мых епи­ско­пами общин на при­ходы. При­ходы, напря­мую под­чи­нен­ные своему епи­скопу, стали управ­ляться деле­ги­ру­е­мыми послед­ним пре­сви­те­рами. Пре­сви­теры стали совер­шать от имени своего епи­скопа евха­ри­стию и управ­лять при­хо­дами. Посте­пенно сами пору­чен­ные им при­ходы стали общи­нами, а пре­сви­теры – в под­лин­ном смысле слова пас­ты­рями этих общин. С веками епар­хии ста­но­ви­лись все бóль­шими, а их пра­вя­щие епи­скопы должны были все больше вни­ма­ния уде­лять управ­ле­нию мно­го­чис­лен­ными кли­ри­ками и кон­тро­ли­ро­вать их и вве­рен­ные им при­ход­ские общины. Именно в этом стала заклю­чаться их основ­ная функ­ция, их ἐpiskopή. Епи­скопы все больше ста­но­ви­лись «кня­зьями церкви», а реаль­ная повсе­днев­ная пас­тыр­ская работа стала осу­ществ­ляться пре­сви­те­рами. Такое поло­же­ние дел сохра­ни­лось до нашего вре­мени.

Но епи­скоп по своей харизме – прежде всего пас­тырь, а не адми­ни­стра­тор. В силу выше­озна­чен­ных причин сего­дня невоз­можно осу­ще­ствить древ­не­цер­ков­ный идеал, невоз­можно поста­вить над каждой общи­ной епи­скопа. Но реформа цер­ков­ного управ­ле­ния с ее дроб­ле­нием боль­ших епар­хии на мень­шие все же имеет своей целью именно это – при­бли­же­ние епи­скопа к цер­ков­ному народу, его реаль­ное уча­стие в при­ход­ской жизни и как можно более близ­кое зна­ком­ство с вер­ными своей епар­хии. «Пас­тырь, — гово­рит Спа­си­тель в Еван­ге­лии, — …зовет своих овец по имени» (Ин.10:2–3).

Многие из вас зна­комы с при­ход­ской жизнью не пона­слышке, имеют боль­шой опыт насто­я­тель­ского слу­же­ния. И это очень ценный опыт, в наше время крайне полез­ный для успеш­ного управ­ле­ния епар­хией. Тем, кто нико­гда не служил при­ход­ским насто­я­те­лем, нелегко будет избе­жать ошибок в архи­ерей­ском слу­же­нии. Здесь, пожа­луй, уместно срав­не­ние с жизнью обыч­ных пас­ту­хов. Трудно себе пред­ста­вить, чтобы главой боль­шого живот­но­вод­че­ского хозяй­ства или управ­ля­ю­щим боль­шой бри­га­дой чаба­нов или оле­не­во­дов мог стать чело­век, не зна­ко­мый с пас­ту­ше­ством и нико­гда не бывший про­стым пас­ту­хом. И наобо­рот, умело управ­ля­ю­щий малым стадом сможет спра­виться и с боль­шим.

Обра­тим вни­ма­ние на неко­то­рые тексты Свя­щен­ного Писа­ния, в кото­рых исполь­зу­ется образ пас­туха, пас­тыря.

1. Образ пас­тыря в Ветхом Завете

1.1. Бог – Пас­тырь Изра­иля

Древ­ние евреи самого Бога пред­став­ляли пас­ты­рем, а себя – Его стадом. Образ Бога как вер­хов­ного пас­тыря возник в те дои­сто­ри­че­ские вре­мена, когда евреи и их предки вели коче­вой или полу­ко­че­вой образ жизни. Позд­нее, когда евреи стали вести осед­лую жизнь и у них появи­лась своя пись­мен­ность, этот образ пере­ко­че­вал в тексты про­ро­ков и псал­мов.

Так, в книге про­рока Иезе­ки­иля мы читаем обра­ще­ние Бога к ока­зав­ше­муся в вави­лон­ском плену Изра­илю:

Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей (Иез.34:31).

Я пере­смотрю овец Моих и высво­божу их из всех мест… Я буду пасти овец Моих и Я буду поко­ить их, гово­рит Гос­подь Бог. Поте­ряв­шу­юся отыщу и угнан­ную воз­вращу, и пора­нен­ную пере­вяжу, и боль­ную укреплю, а раз­жи­рев­шую и буйную истреблю; буду пасти их по правде (Иез.34:12,15–16).

Второ-Исайя, певец искуп­ле­ния изра­иль­ского народа и воз­вра­ще­ния его из вави­лон­ского плена, гово­рит о Боге:

Как пас­тырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки, и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

А вот неко­то­рые при­меры из псал­мов, в кото­рых Бог поэ­ти­че­ски вос­пе­ва­ется в образе Пас­тыря:

Пас­тырь Изра­иля! внемли; водя­щий, как овец, Иосифа, вос­се­да­ю­щий на херу­ви­мах, яви Себя (Пс.79:2).

Спаси народ Твой и бла­го­слови насле­дие Твое; паси их и воз­вы­шай их вовеки (Пс.27:9).

Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы рукú Его (Пс.94:7).

Нельзя не вспом­нить и 22 Псалом:

Гос­подь – Пас­тырь мой; я ни в чем не буду нуж­даться: Он покоит меня на злач­ных пажи­тях и водит меня к водам тихим, под­креп­ляет душу мою, направ­ляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и доли­ною смерт­ной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успо­ка­и­вают меня (Пс.22:1–4).

В Новом Завете, в хорошо извест­ных всем нам текстах Луки и Иоанна таким добрым и забот­ли­вым пас­ты­рем изоб­ра­жа­ется Мессия, вопло­щен­ный Сын Божий. К этим тек­стам мы еще обра­тимся, а пока – несколько цитат из про­ро­че­ских книг, в кото­рых в образе Пас­тыря изоб­ра­жа­ется гря­ду­щий Мессия.

1.2. Мессия – Пас­тырь Изра­иля

И поставлю над ними одного пас­тыря, кото­рый будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пас­ты­рем (Иез.32:23).

В этом стихе гово­рится не об исто­ри­че­ском Давиде, кото­рый жил за несколько веков до Иезе­ки­иля, а о гря­ду­щем, иде­аль­ном потомке Давида, с при­ше­ствием кото­рого свя­зы­ва­лись все мес­си­ан­ско-эсха­то­ло­ги­че­ские чаяния Изра­иля в плену и после плена. Но фор­ми­ро­ваться этот образ гря­ду­щего Пас­тыря-Мессии начал еще до плена, на фоне разо­ча­ро­ва­ния в дави­ди­дах, пра­вив­ших тогда Иудеей. Вот как выра­жает эту надежду Михей, совре­мен­ник Исайи и, воз­можно, первый пись­мен­ный пророк южного, Иудей­ского цар­ства:

И станет Он и будет пасти в силе Гос­под­ней, в вели­чии имени Гос­пода Бога  своего, и они будут жить без­опасно (Мих.5:4).

О ком это гово­рится? О том, о ком чуть выше ска­зано:

И ты, Виф­леем-Ефрафа, мал ли ты между тыся­чами Иуди­ными? из тебя про­изой­дет Мне Тот, Кото­рый должен быть вла­ды­кою в Изра­иле и Кото­рого про­ис­хож­де­ние из начала, от дней вечных (Мих.5:2).

Среди зага­доч­ных апо­ка­лип­ти­че­ских глав книги про­рока Заха­рии (часто эти главы, с 9‑й по 14‑ю вклю­чи­тельно, назы­вают Второ-Заха­рией) встре­ча­ются сле­ду­ю­щие строки:

О меч! под­ни­мись на пас­тыря Моего и на ближ­него Моего, гово­рит Гос­подь Саваоф: порази пас­тыря, и рас­се­ются овцы! (Зах.13:7).

В Новом Завете этот стих, как и неко­то­рые другие места из Второ-Заха­рии, интер­пре­ти­ру­ется как про­ро­че­ство, испол­нив­ше­еся в земной жизни Иисуса Христа и под­твер­жда­ю­щее его мес­си­ан­ство (ср. Мф.26:31. Мк.14:27).

1.3. Из пас­ту­хов овец – в пас­тыри людей

С самых первых стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния перед нами пред­стают поло­жи­тель­ные образы пас­ту­хов. Авель назван «пас­ты­рем овец» (Быт.4:2); пат­ри­архи Авраам, Исаак и Иаков опи­сы­ва­ются вла­дель­цами боль­ших стад. Убе­жав­ший из Египта Моисей «пас овец у Иофора» – мади­ам­ского шейха и своего тестя (Исх.3:1). Тяже­лый пас­ту­ше­ский труд должен был под­го­то­вить его к вели­кой миссии руко­вод­ства выве­ден­ным из еги­пет­ского раб­ства наро­дом.

На заре изра­иль­ской госу­дар­ствен­но­сти Гос­подь, отверг­нув избран­ного наро­дом Саула, Сам изби­рает царя «по сердцу Своему» (1Цар.13:14) – для того, чтобы «пасти народ» Божий (2Цар.5:2). У позд­них про­ро­ков и в Новом Завете Давиду суж­дено было стать про­об­ра­зом Мессии. Слу­чайно ли то, что боже­ствен­ный выбор падает на про­стого, никому не извест­ного пас­тушка? Нет, пас­ту­ше­ская про­фес­сия – лучшая под­го­товка к цар­скому слу­же­нию: как Давид забо­тился о стадах отца своего Иессея, так должен будет забо­титься о сло­вес­ных овцах Божьих – изра­иль­ском народе. Сле­дует заме­тить, что это вполне в русле древ­ней ближ­не­во­сточ­ной тра­ди­ции, в памят­ни­ках кото­рой нередко встре­ча­ются наиме­но­ва­ния монар­хов «пас­ты­рями».

В «исто­ри­че­ском» 77‑м псалме о Давиде звучат сле­ду­ю­щие воз­вы­шен­ные слова:

И избрал Давида, раба Своего, и взял Его от дворов овчих, и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и насле­дие Свое, Изра­иля. И он пас их в чистоте сердца своего, и руками муд­рыми водил их (Пс.77:71–72).

Из пас­ту­хов был первый пись­мен­ный пророк, Амос (Ам.1:1). Вот что сам пророк гово­рит о своем при­зва­нии:

Я не пророк и не сын про­рока; я был пастух и соби­рал сико­моры. Но Гос­подь взял меня от овец и сказал мне Гос­подь: «Иди, про­ро­че­ствуй к народу Моему Изра­илю (Ам.7:14–15).

Пред­став­ле­ние о про­ро­че­ском слу­же­нии как о пас­тыр­стве, видимо, было довольно рас­про­стра­нен­ным в монар­хи­че­ский период изра­иль­ской исто­рии. Пророк Иере­мия сетует перед Богом:

Я не спешил быть пас­ты­рем у Тебя (Иер.17:16).

Итак, цари и про­роки нередко назы­ва­ются в Ветхом Завете пас­ты­рями. Кстати, тако­выми не назы­ва­ются свя­щен­ники и левиты, хоть о послед­них и ска­зано, что они «учили народ» (Неем.8:9).

Управ­ле­ние наро­дом вообще, и тем более наро­дом Божьим – какое слу­же­ние накла­ды­вает бóль­шую ответ­ствен­ность, чем это? Далеко не всегда цари и про­роки Изра­иля ока­зы­ва­ются на высоте своего слу­же­ния, часто в Свя­щен­ном Писа­нии в их адрес звучит суро­вое обли­че­ние.

1.4. «Горе пас­ты­рям!»

Инвек­тивы в адрес царей, князей и про­ро­ков в Ветхом Завете звучат посто­янно. Вот лишь неко­то­рые при­меры из книг позд­них про­ро­ков (при­во­дим только те из них, в кото­рых исполь­зу­ется термин «пас­тырь»):

Горе пас­ты­рям, кото­рые губят и раз­го­няют овец паствы Моей! – гово­рит Гос­подь. Посему так гово­рит Гос­подь, Бог Изра­и­лев, к пас­ты­рям, пасу­щим народ Мой: вы рас­се­яли овец Моих и разо­гнали их и не смот­рели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, гово­рит Гос­подь (Иер.23:1–2).

Горе пас­ты­рям Изра­и­ле­вым, кото­рые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пас­тыри? Вы ели тук и вóлною оде­ва­лись, откорм­лен­ных овец зака­лали, а стада не пасли. Слабых не укреп­ляли, и боль­ной овцы не вра­че­вали, и пора­жен­ной не пере­вя­зы­вали, и угнан­ной не воз­вра­щали, и поте­рян­ной не искали, а пра­вили ими с наси­лием и жесто­ко­стью (Иез.34:2–4, и далее, вся глава).

Пас­тыри сде­ла­лись бес­смыс­лен­ными и не искали Гос­пода, а потому они и посту­пали без­рас­судно, и все стадо рас­се­яно (Иер.10:21).

Горе негод­ному пас­туху, остав­ля­ю­щему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совер­шенно иссох­нет, и правый глаз его совер­шенно потуск­неет (Зах.11:17).

Рыдайте, пас­тыри и сте­найте, и посы­пайте себя прахом, вожди стада, ибо испол­ни­лись дни ваши для закла­ния и рас­се­я­ния (Иер.25:34–35).

Также: Иер.2:8; 22:22. Зах.10:3 и др. Без­от­вет­ствен­ность вождей Изра­иля, их нера­де­ние о народе – Божьем стаде – вело к без­за­ко­нию, к соци­аль­ной неспра­вед­ли­во­сти, к кор­руп­ции пра­во­су­дия, к идо­ло­по­клон­ству. И в конце концов – к дол­гому и мучи­тель­ному вави­лон­скому плену. В этом плену рух­нули все надежды народа Божия: Иеру­са­лим раз­ру­шен, Храм Божий сожжен, пома­зан­ники Божьи истреб­лены, а сам народ вместе со своими «пас­ты­рями» – кня­зьями и про­ро­ками – вырван из обе­то­ван­ной Земли и угнан в плен идо­ло­по­клон­ни­ками. Но в уни­же­нии вави­лон­ского плена народ вместе со своими вождями пере­жил глу­бо­кое рас­ка­я­ние – и в нем роди­лась новая надежда, эсха­то­ло­ги­че­ская надежда на при­ше­ствие иде­аль­ного пас­тыря, потомка Давида, кото­рый иску­пит свой народ, воз­гла­вит его и будет пасти на злач­ных и тучных паст­би­щах новой, очи­щен­ной от зла и идолов, земли. И цар­ство­ва­нию кото­рого уже не будет конца.

2. Образ пас­тыря в Новом Завете

В хри­сти­ан­стве пас­тыр­ство, то есть руко­вод­ство цер­ков­ными общи­нами воз­ло­жено на епи­ско­пов. Именно епи­ско­пам как пре­ем­ни­кам апо­сто­лов вве­рено Хри­стово сло­вес­ное стадо – Его Цер­ковь. Идеал пас­тыр­ского слу­же­ния – сам Хри­стос. Ему как Пас­ты­ре­на­чаль­нику (1Петр.5:4), все пас­тыри должны будут дать отчет.

2.1. Хри­стос – Пас­тырь добрый

В 10‑й главе Еван­ге­лии от Иоанна сам Хри­стос назы­вает Себя Пас­ты­рем:

Я есмь Пас­тырь добрый: пас­тырь добрый пола­гает жизнь свою за овец (Ин.10:11).

Хри­стос забо­тится о Своих после­до­ва­те­лях, эта забота ярко пока­зана через образ кре­стья­нина-пас­туха, кото­рый защи­щает свое стадо от опас­но­стей, чего бы это ему ни стоило. Не так, как наем­ник, дума­ю­щий не о благе стада, а о соб­ствен­ном благе. Не будем пере­ска­зы­вать содер­жа­ние этого хорошо всем извест­ного еван­гель­ского отрывка. Отме­тим лишь, что под упо­ми­на­е­мыми в нем «наем­ни­ками» ново­за­вет­ная экзе­геза часто пони­мает книж­ни­ков и фари­сеев, а под «раз­бой­ни­ками» – зило­тов1. Веру­ю­щие не при­знают своими пас­ты­рями ни тех, ни других, они знают, что их Пас­тырь – Хри­стос. В той же главе, чуть ниже читаем:

Овцы Мои слу­ша­ются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погиб­нут вовек, и никто не похи­тит их из руки Моей (Ин.10:27–28).

Уди­ви­тельно тро­га­тель­ный образ пас­тыр­ской заботы Христа о каждом пасо­мом, а осо­бенно о тех, кто ока­зался в смер­тель­ной опас­но­сти, на краю гибели – в притче о добром пас­тыре, кото­рую нахо­дим в Еван­ге­лии от Матфея и Еван­ге­лии от Луки (Мф.18:12–14. Лк.15:4–7). В Еван­ге­лии от Матфея Иисус иллю­стри­рует этой прит­чей свою спа­си­тель­ную миссию:

Сын Чело­ве­че­ский пришел взыс­кать и спасти погиб­шее (Мф.18:11).

А в Еван­ге­лии от Луки – мило­сер­дие и состра­да­ние Бога к греш­нику. Клю­че­вое слово здесь, как и во всей 15‑й главе Луки – радость. Радость о поте­рян­ном и най­ден­ном чело­веке:

Ска­зы­ваю вам, что так на небе­сах более радо­сти будет об одном греш­нике каю­щемся, нежели о девя­но­ста девяти пра­вед­ни­ках, не име­ю­щих нужды в пока­я­нии (Лк.15:7).

Добрый пас­тырь – один из самых доро­гих для хри­стиан обра­зов Спа­си­теля, име­ю­щий очень древ­нюю и рас­про­стра­нен­ную ико­но­гра­фию. А в обла­че­нии пра­во­слав­ного архи­ерея най­ден­ную и спа­сен­ную овцу сим­во­ли­че­ски обо­зна­чает омофор. Апо­стол Петр так писал мало­азий­ским хри­сти­а­нам:

Вы были как овцы, блуж­да­ю­щие, не имея пас­тыря, но воз­вра­ти­лись ныне к Пас­тырю и Блю­сти­телю душ ваших (1Петр.2:25).

И Пас­ты­рем, и Блю­сти­те­лем (ἐpίskopoς) пер­во­вер­хов­ный апо­стол назы­вает здесь самого Гос­пода нашего Иисуса Христа.

В Откро­ве­нии Иоанна о Пас­тыре Христе гово­рится в эсха­то­ло­ги­че­ской пер­спек­тиве Страш­ного Суда:

Агнец, Кото­рый среди пре­стола, будет пасти их и водить их на живые источ­ники вод (Откр.7:17).

И родила она мла­денца муже­ского пола, кото­рому над­ле­жит пасти все народы жезлом желез­ным (Откр.12:5).

Из уст же Его исхо­дит острый меч, чтобы им пора­жать народы. Он пасет их жезлом желез­ным (Откр.19:15).

Вот как ком­мен­ти­рует послед­ний из этих стихов оте­че­ствен­ный биб­ле­ист про­то­и­е­рей Ген­на­дий Фаст: «Слово, исхо­дя­щее из уст Хри­сто­вых, будет как меч, судить и пора­жать в послед­ний день»2. А желез­ный жезл здесь – намек на строку мес­си­ан­ского 2‑го псалма: «Ты пора­зишь их жезлом желез­ным; сокру­шишь их, как сосуд гор­шеч­ника» (Пс.2:9).

У Матфея в опи­са­нии эсха­то­ло­ги­че­ского суда также исполь­зу­ется пас­ту­ше­ский образ:

И собе­рутся пред Ним все народы; и отде­лит одних от других, как пас­тырь отде­ляет овец от козлов (Мф. 25:32).

Пас­тырь Хри­стос имеет полную власть над Своим стадом – над Цер­ко­вью. Для избран­ных, для хри­стиан Он – Добрый Пас­тырь; для внеш­них Он – гроз­ный Судья, отде­ля­ю­щий Своим желез­ным жезлом овец (Своих верных после­до­ва­те­лей) от козлищ (врагов).

Ну а пока – про­дол­жа­ется исто­рия Хри­сто­вой Церкви, ожи­да­ю­щей Вто­рого При­ше­ствия своего Гос­пода и конца исто­рии, «чающей жизни буду­щего века»3. Сам Глава Церкви, Пас­ты­ре­на­чаль­ник Хри­стос поста­вил спо­соб­ных к управ­ле­нию рабов Своих пасти Его, Хри­стово стадо. Стадо, за кото­рое вам, пре­ем­ни­кам апо­сто­лов, пред­стоит дать отчет его Хозя­ину – Христу.

2.2. Пас­тыри Хри­стова стада

Трижды вос­крес­ший Спа­си­тель пору­чает Петру:

Паси агнцев Моих… паси овец Моих… паси овец Моих (Ин.21:15–17).

В свою оче­редь Петр уве­ще­вает глав мало­азий­ских общин:

Пас­ты­рей (presbutέrouς) ваших умоляю я, сопас­тырь (sumpresbύteroς) и сви­де­тель стра­да­ний Хри­сто­вых и соучаст­ник в славе, кото­рая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, над­зи­рая (piskoponteς) за ним не при­нуж­денно, но охотно, не для гнус­ной коры­сти, но из усер­дия, и не гос­под­ствуя над насле­дием Божиим, но пода­вая пример стаду, — и когда явится Пас­ты­ре­на­чаль­ник, вы полу­чите неувя­да­ю­щий венец славы (1Петр.5:1–4).

Скорее всего, «пре­сви­те­рами» здесь названы епи­скопы: в апо­столь­ский век еще не выра­бо­та­лась единая тер­ми­но­ло­гия, харак­тер­ная для послеа­по­столь­ского века, когда сфор­ми­ро­вался так назы­ва­е­мый монар­хи­че­ский епи­ско­пат. Тер­ми­но­ло­ги­че­скую неустой­чи­вость мы наблю­даем и в пас­тыр­ских посла­ниях, о кото­рых – чуть далее. Пока только при­ве­дем неболь­шую цитату из «Исто­рии Хри­сти­ан­ской Церкви» про­фес­сора Миха­ила Поснова: «Не только в ново­за­вет­ных свя­щен­ных писа­ниях, даже и в позд­ней­ших тво­ре­ниях цер­ковно-оте­че­ской лите­ра­туры нет еще стро­гого раз­ли­чия между иерар­хи­че­скими лицами… Весь хри­сти­ан­ский мир II и III веков состоял из общин, управ­ляв­шихся епи­ско­пами, а не пре­сви­те­рами. Пре­сви­теры состав­ляли при епи­скопе совет или пре­сви­те­рий»4.

Об этом пору­че­нии, воз­ло­жен­ном на Петра и апо­сто­лов, а также на их пре­ем­ни­ков – пас­ты­рей и учи­те­лей, рас­суж­дает апо­стол Павел. Апо­стол наро­дов пишет хри­сти­а­нам Ефеса, что Хри­стос – …поста­вил одних апо­сто­лами, других про­ро­ками, иных еван­ге­ли­стами, иных пас­ты­рями (poimέnaς) и учи­те­лями, к совер­ше­нию святых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния Тела Хри­стова (Еф.4:11–12).

Лука пере­дает слова, кото­рыми Павел обра­тился к ефес­ским пас­ты­рям при про­ща­нии с ними:

Вни­майте себе и всему стаду, в кото­ром Дух Святый поста­вил вас блю­сти­те­лями (ἐpiskópouς), пасти Цер­ковь Гос­пода и Бога, кото­рую Он при­об­рел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отше­ствии моем войдут к вам лютые волки, не щадя­щие стада; и из вас самих вос­ста­нут люди, кото­рые будут гово­рить пре­вратно, дабы увлечь уче­ни­ков за собою. Посему бодр­ствуйте (Деян.20:28–31).

Эти епи­скопы чуть выше названы пре­сви­те­рами, что опять же сви­де­тель­ствует о неусто­яв­шейся еще в апо­столь­ский век иерар­хи­че­ской тер­ми­но­ло­гии: епи­скопы в то время могли назы­ваться пре­сви­те­рами. Эта тер­ми­но­ло­ги­че­ская пута­ница исчез­нет уже в начале II века. Так, в посла­ниях свя­щен­но­му­че­ника Игна­тия Антио­хий­ского († 107 г.) за каждой из иерар­хи­че­ских сте­пе­ней четко закреп­лено одно назва­ние.

2.3. Пас­тыр­ские посла­ния апо­стола Павла

Обра­тимся теперь к ново­за­вет­ным посла­ниям, кото­рые в цер­ков­ной тра­ди­ции полу­чили назва­ние «пас­тыр­ских» (1Тим., 2Тим., Тит.). Их автор­ство и дати­ровка дис­ку­ти­ру­ются, но на этих про­бле­мах мы не будем сейчас оста­нав­ли­ваться. Посла­ния вошли в корпус Нового Завета и издревле были еди­но­душно при­няты всеми помест­ными Церк­вами как части ново­за­вет­ного канона.

В этих посла­ниях «епи­скоп» и «пре­сви­тер» – сино­нимы (ср., напр., Тит.1:5–7): как отме­ча­лось выше, в ту пору еще не выкри­стал­ли­зо­ва­лась четкая иерар­хи­че­ская тер­ми­но­ло­гия. Но и Тимо­фей, и Тит, и постав­ля­е­мые ими «пре­сви­теры» – это епи­скопы уже в нашем пони­ма­нии этого тер­мина, они – пред­ста­ви­тели и пре­ем­ники апо­столь­ской власти. Эта власть, пере­хо­див­шая к ним как к пре­ем­ни­кам апо­сто­лов, в даль­ней­шем будет при­над­ле­жать пред­се­да­телю совета пре­сви­те­ров, став­шему епи­ско­пом в нашем пони­ма­нии этого слова.

На Крите у Тита широ­кие апо­столь­ские пол­но­мо­чия. Павел остав­ляет его там, чтобы он –

…довер­шил недо­кон­чен­ное и поста­вил по всем горо­дам пре­сви­те­ров (Тит.1:5).

В 1Тим. и Тит. подробно пере­чис­ля­ются те каче­ства, кото­рыми должен обла­дать чело­век, обле­чен­ный цер­ков­ной вла­стью: 1Тим.3:1–7. Тит.1:6–9. В обоих текстах настой­чиво под­чер­ки­ва­ется, что кан­ди­дат на епи­скоп­ское слу­же­ние должен быть совер­шенно бес­ко­ры­стен: корысть может погу­бить все пас­тыр­ские таланты и даро­ва­ния.

Имея про­пи­та­ние и одежду, будем довольны тем – настав­ляет Павел Тимо­фея. – А жела­ю­щие обо­га­щаться впа­дают в иску­ше­ние и в сеть и во многие без­рас­суд­ные и вред­ные похоти, кото­рые погру­жают людей в бед­ствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть среб­ро­лю­бие, кото­рому пре­дав­шись, неко­то­рые укло­ни­лись от веры и сами себя под­вергли многим скор­бям (1Тим. 6:8. Ср. 3:3).

О том же самом – к Титу:

Епи­скоп должен быть… не коры­сто­лю­бец (Тит.1:7).

Видимо, коры­сто­люб­цем был упо­ми­на­е­мый во 2Тим. Димас. Автор посла­ния сетует о нем:

Димас оста­вил меня, воз­лю­бив нынеш­ний век (2Тим.4:10).

Но епи­скопы как пре­ем­ники апо­сто­лов постав­лены не только управ­лять, но и учить. Об этой их функ­ции немало гово­рится в пас­тыр­ских посла­ниях. Напри­мер:

Епи­скоп должен быть… учи­те­лен (1Тим.3:2).

Епи­скоп должен быть… дер­жа­щимся истин­ного слова, соглас­ного с уче­нием, чтоб он был силен и настав­лять в здра­вом учении, и про­ти­вя­щихся обли­чать (Тит. 1:7,9).

Тру­дя­щи­еся в учи­тель­стве «пре­сви­теры» (опять же име­ются ввиду епи­скопы) заслу­жи­вают поощ­ре­ния:

Достойно началь­ству­ю­щим пре­сви­те­рам должно ока­зы­вать сугу­бую честь, осо­бенно тем, кото­рые тру­дятся в слове и учении (1Тим.5:17).

Также: 1Тим. 4:7,13,16; 6:20–21. Тит.2:7–8. Ср. Деян.6:4.

Завер­шим этот неболь­шой обзор цита­той из Пер­вого посла­ния к Тимо­фею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они нахо­дятся на обо­рот­ной сто­роне свя­щен­ни­че­ского креста, воз­ло­жен­ного на нас в день постав­ле­ния во пре­сви­теры:

Будь образ­цом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим.4:12).

Заклю­че­ние

Биб­лей­ское учение о пас­тыр­стве глу­боко осмыс­ли­ва­лось и интер­пре­ти­ро­ва­лось в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре. Назо­вем лишь неко­то­рые тво­ре­ния святых отцов Церкви, в кото­рых в той или иной мере содер­жится цер­ков­ное учение о пас­тыр­стве:

Итак, наряду со свя­щен­ством, пас­тыр­ство и учи­тель­ство – необ­хо­ди­мые состав­ля­ю­щие епи­скоп­ского слу­же­ния.

Поз­вольте закон­чить это выступ­ле­ние сло­вами рек­тора Обще­цер­ков­ной аспи­ран­туры и док­то­ран­туры мит­ро­по­лита Ила­ри­она, про­из­не­сен­ными им в этих стенах два года назад: «Бли­зость к народу не озна­чает только воз­мож­ность встре­чаться с людьми, общаться с духо­вен­ством. Это озна­чает и совер­шенно особые учи­тель­ные функ­ции, кото­рые воз­ла­га­ются на архи­ереев. Это озна­чает, что архи­ерея люди в его епар­хии должны вос­при­ни­мать как пас­тыря и учи­теля, как отца. Мы должны были бы вер­нуться к ран­не­хри­сти­ан­скому пред­став­ле­нию об архи­ерее как чело­веке, кото­рый ведет за собой цер­ков­ный корабль в каждом кон­крет­ном месте»5.


При­ме­ча­ния:

1 Такое объ­яс­не­ние нахо­дим, напри­мер у извест­ного биб­ле­и­ста-ново­за­вет­ника XX века епи­скопа Кас­си­ана (Без­об­ра­зова)Кас­сиан (Без­об­ра­зов), епи­скоп. Водою и кровью и духом Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Иоанна Meudon, 1996 С. 121–123.

2 Фаст Ген­на­дий, про­то­и­е­рей. Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис Крас­но­ярск, 2004 С. 318.

3 Никео-Царе­град­ский символ веры.

4 Поснов М. Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви Брюс­сель, 1964 С. 117.

5 См. на сайте ОВЦС: https//mospatru/ru/2011/l2/24/news55378/

Выступ­ле­ние на Курсах повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции для ново­по­став­лен­ных архи­ереев Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Москва, 25/X-2013 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки