Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) принадлежит к плеяде великих писателей XX столетия. Первый русский нобелевский лауреат в области литературы даже на фоне богатого на дарования Серебряного века выделяется своим недюжинным талантом.
Будущий литератор родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в старинной дворянской семье. Раннее детство Бунина прошло в фамильном имении в Орловской губернии, именно там мальчик познакомился с фольклором и чарующей русской природой.
Спустя 10 лет семья Буниных переехала в Озерки – «большую и довольно зажиточную деревню с тремя помещичьими усадьбами, потонувшими в садах, с несколькими прудами и просторными выгонами». Еще в младые годы Бунин ощутил особую поэзию в православном богослужении и потом с благодарностью воспел её в стихах:
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями,
Перед молящейся толпой,
Любил я Всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах…
В 1881 году Ваня Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. После живописных поместий город показался ему прозаичным и безрадостным.
В гимназии Бунин проучился чуть больше 4-х лет: зимой 1886 года, после каникул, он не вернулся к занятиям. К тому же времени относятся первые пробы в литературе.
В 1889 году Бунин переехал в Орёл и устроился корректором в редакцию губернской газеты «Орловский вестник». В Орле же вышел в свет первый писательский сборник стихов.
В 1905 году разразилась первая русская революция, которую Бунин не поддержал. После «февраля» литератор написал свои произведения, в которые трагически обозначены темные и светлые стороны русской души. Среди них – повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».
В апреле-мае 1907 года Бунин с супругой посетил Палестину, Сирию и Египет. Для писателя это путешествие стало прикосновением к церковному Преданию. Бунинские путевые впечатления были отображены в цикле «Тень птицы» (1907– 1911 гг.) и дневниках «Воды многие» (1910–1911).
1909 год был ознаменован присуждением Пушкинской премии. Вскоре после этого литератор получил звание почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году стал почетным членом Общества любителей русской словесности.
Октябрьскую революцию и последующие события Бунин воспринял как русскую катастрофу. Впечатления от новой реальности были выражены в книге воспоминаний «Окаянные дни».
«Испив чашу несказанных душевных страданий», в начале 1920 года Бунин покинул Россию. За рубежом писатель издавал свои дореволюционные произведения, которые встретили радушный прием у критики.
В 1933 году Бунин закончил самое значительное произведение эмигрантского периода – роман «Жизнь Арсеньева», за который в этом же году писателю присудили Нобелевскую премию по литературе. Несмотря на то, что имя автора стало всемирно известным, радость от успеха омрачалась тем, что на Родине произведения Бунина не печатали. Полученные средства не сделали Бунина обеспеченным. Значительную часть премии он раздал нуждающимся. Когда началась Вторая мировая война, Бунины уже жили впроголодь. Однако писатель не оставлял трудов. В 1944 году он закончил сборник «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов.
Война примирила Бунина с ненавистным большевистским режимом, всё личное ушло на второй план, волновала только судьба Родины. В мае 1945 года Бунины встретили день победы над фашистской Германией в Париже. Здесь же в 1946 году они узнали о своем восстановлении в гражданстве СССР и даже хотели вернуться. Но после Постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, в котором Центральный комитет СССР раскритиковал творчество Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, литератор передумал возвращаться.
Иван Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года. Незадолго до своей смерти он рассуждал в рассказе «Бернар» (1952): «Бог всякому из нас даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, направленное к тому, чтобы всё в этом мире “было хорошо”». Своим высоким творчеством Бунин стремился оправдать «Божье намерение» и оставил после себя десятки произведений с подлинно христианским смыслом.