Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860 года, Таганрог, Россия – 2 (15) июля 1904 года, Баденквайлер, Германия) – русский писатель, прозаик, драматург, публицист. Один из прославивших Россию классиков мировой литературы, автор более 500 произведений, был по профессии врачом, занимался общественной деятельностью в сфере благотворительности.
Антон Чехов был третьим ребенком в религиозной купеческой семье. Дети воспитывались в строгом патриархальном духе. Они в обязательном порядке посещали церковные службы, пели в церковном хоре, помогали отцу в лавке. При большой занятости от них требовалась успешная учеба в гимназии. Мать воспитывала в детях сострадание, учила уважать и поддерживать слабых, отзываться на их нужды.
Литературные способности Антона Чехова прявились еще во время учебы в таганрогской гимназии: мальчик писал короткие рассказы, пытался издавать юмористический журнал. В 19 лет он стал студентом медицинского факультета Московского университета. С этих пор Чехов начал печататься в журналах «Стрекоза», «Осколки», «Зритель», «Будильник», газетах «Новое время», «Русские ведомости» и др. под псевдонимом Антон Чехонте.
С 1887 года в творчестве Чехова появляются более серьезные темы и жанры. Переломным произведением стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник», вдохновленная путешествием по Приазовью. Через год чеховский сборник рассказов «В сумерках» был отмечен Пушкинской премией Академии наук.
В 1890 году Чехов предпринял поездку на Сахалин с целью изучить быт местных тюрем. Это путешествие, подорвавшее здоровье писателя, было вызвано горячим стремлением облегчить бедственное положение ссыльных и заключенных. За несколько месяцев Чехов провел полную перепись населения острова и собрал богатый материал для книги «Остров Сахалин», вызвавшую немалый общественный резонанс.
В 1892 – 1899 годы Антон Павлович поселился в имении Мелихово под Москвой. Из-за обострения туберкулеза ему пришлось переехать под Ялту, одкуда он изредка приезжал в Москву к жене О.Л. Книппер, артистке труппы Московского художественного театра. В 1904 году писатель выехал на курорт в Германию и скончался там из-за обострения болезни. А.П.Чехов был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Чехов всегда уклонялся от попыток найти у него какое-либо конкретное мировоззрение. Еще в дореволюционное время за писателем закрепилась репутация если не атеистически инастроенного, то безразличного к вопросам веры человека. По мнению Н.О.Лосского, «Чехов, бывший в детстве религиозным мальчиком, утратил религию и заменил её наивной верою в прогресс». Другой русский философ, Н.А.Бердяев, заметил следующее: «Соединение муки о Боге с мукою о человеке делает русскую литературу христианской, даже тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от христианской веры. Оно и Чехова делает писателем религиозной серьёзности, несмотря на опустошённость его сознания и вульгарность его сознательных взглядов».
Богослов и литературовед М. М. Дунаев отмечает, что стереотипное представление о холодной беспристрастности и безрелигиозности Чехова могло сложиться из-за того, что в поведении и высказываниях писатель был чрезмерно сдержан и самые сокровенные переживания тщательно оберегал от посторонних. Чехов, по свидетельству И. А. Бунина, «всех неизменно держал на известном расстоянии от себя». В творчестве писателя эта сдержанность проявила себя через скупость выразительных средств, обыденность, житейский реализм героев и ситуаций.
Существовавшие в то время в интеллигентской среде религиозные искания вызывали у Чехова неприятие. «Нужно веровать в Бога, — писал он издателю В.С. Миролюбову в декабре 1901 года, — а если веры нет, то не занимать её места шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своей совестью…» По свидетельству писателя А.С. Лазарева-Грузинского, «Чехов был одним из самых отзывчивых людей, которых я встречал в своей жизни. Для него не существовало мудрого присловья «моя хата с краю, я ничего не знаю», которым практические люди освобождаются от излишних хлопот. Услышав о чьём-либо горе, о чьей-либо неудаче, Чехов первым долгом считал нужным спросить: — А нельзя ли помочь чем-нибудь?»
Чехов писал, что протест против лжи – это и есть его «направление». Ясно выразил смысл чеховского творчества писатель Иван Шмелев: «Его творчество, как вся большая литература, захватывая содержанием, пленяя образностью и мастерством, почти всегда глубоко и целомудренно серьёзно, даже строго. Основное в нём, — или как лейтмотив, — глубокие вопросы: «вечные загадки», универсальные: о Боге, о смысле жизни, о бытии, о Зле, как грехе, о счастье. Эти вопросы близки русской душе. (…) Русская литература — не любование «красотой», не развлекание, не услужение забаве, а именно служение, как бы религиозное служение.»