Горький Алексей Максимович

Максим ГорькийМаксим Горький (1868–1936). Прозаик и драматург, основоположник социалистического реализма, номинант Нобелевской премии по литературе родился 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра. Его настоящее имя – Алексей Пешков. Когда Горькому исполнилось три года, он заболел холерой и заразил отца. Мальчик выздоровел, но Максим Пешков умер. Мать вторично вышла замуж, а сына оставила на попечении своего отца, который держал красильную мастерскую, но вскоре разорился. С тех пор для маленького Алеши началась взрослая жизнь и суровая борьба с нуждой. Чтобы помочь родным, мальчик занимался ветошничеством – искал на улицах города вещи и продавал их.

Подобный промысл сказался на положении Горького в училище. По его собственным воспоминаниям, «ученики высмеивали» его, заявляли, что от него «пахнет помойной ямой». Невзирая на то, что учился Горький отлично, курса «по бедности» он кончить не смог. Недостаток образования будущий писатель компенсировал усердным чтением: среди его любимых авторов были Стендаль, Ницше, Шопенгауэр, что не могло не сказаться на взглядах мыслителя.

В 16 лет Горький отправился в Казань для поступления в университет. Но притязаниям на высшее образование не суждено было сбыться: за неимением аттестата о среднем образовании будущий писатель не был допущен до экзаменов. Тогда же судьба свела юношу с народовольцами, он стал зачитываться сочинениями русских революционеров, вскоре вступил в подпольный марксистский кружок.

1887 год принес свои скорби молодому Горькому. Умерла бабушка, участились конфликты на работе. К этому же времени относится попытка самоубийства, из-за которой будущий писатель был отлучен от Церкви на семь лет. Отлучение не расстроило Горького. Личное неверие в Бога и отказ от Церкви определили его мировоззрение и дальнейшие философские поиски, приведшие в итоге к философской идее богостроительства – новой пролетарской «религии без Бога», которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса.

К 1892 году относится знакомство Горького с революционером Александром Калюжным, который сыграл особую роль в становлении будущего литератора. Калюжин отнес рассказ Горького «Макар Чудра» в редакцию одной из газет. Произведение было опубликовано под псевдонимом Максим Горький.

В следующие годы Горький работает журналистом в Нижнем Новгороде и Самаре. В 1899 году вышла повесть «Фома Гордеев», которая прославила писателя. В то же время во МХТ начали готовить постановку первой пьесы Горького «Мещане». Постановка не имела успеха, зато следующая – «На дне» прошла на ура.

Первую русскую революцию 1905 года Горький встретил восторженно, в собственноручно написанной прокламации призывал к борьбе с самодержавием за что был заточен в Петропавловскую крепость. Из-за давления общества был выпущен на свободу. Далее последовал эмигрантский период творчества писателя. За рубежом Горький создал роман «Мать», пьесы «Васса Железнова», «Враги», последнюю из которых цензура в печать не пропустила. На протяжении эмигрантских лет Горький был членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), сотрудничал с Лениным.

Как следствие, у писателя было совершенно особое отношение к Богу. Вера, по словам Горького, отвлекала человека от истинных противоречий жизни, от борьбы за лучшее будущее. Церковь, считал писатель, своим «суровым и безотрадным учением» подавляла личность человека напоминанием о его ничтожестве, запугивала мрачными суевериями, подрывала «веру в себя», угнетала волю, проповедью смирения мешала росту интеллектуальных сил.

Под влиянием этих идей Горький пишет свою «Исповедь» – своеобразный ответ на «Исповедь» Льва Толстого. Носителем истинной веры в обеих «Исповедях» провозглашен народ, только у Толстого он – «живый в духе и правде Божией», а у Горького является «богом» сам, причем не «тёмные» его представители, а пролетариат. При этом главная идея в горьковской «Исповеди» – отказ от Православной Церкви и христианской религии, ибо Христос – это «символ» и «миф» о справедливости, который создало человечество.

В 1913 году писателю разрешено было вернуться на Родину. Живя в Петербурге под надзором полиции, он продолжал писать критические статьи о власти и общаться с революционерами. Несмотря на такие настроения, февральскую революцию 1917 года Горький воспринял тревожно. Это, однако, не помешало ему после отъезда в 1921 году в Германию переписываться Лениным и жить на деньги РКП (б).

В 1924 году Горький уехал в Италию, на остров Капри, где начал свою знаменитую хронику «Жизнь Клима Самгина», над которой работал до конца жизни. С 1925 года к Горькому приезжают представители советского правительства, которые просят его вернуться.

Однако лишь к 1928 году по просьбам Иосифа Сталина шестидесятилетнего Горького удалось уговорить вернуться в СССР, где его радостно встретили. Ему предоставили для проживания особняк купца Рябушинского в центре Москвы, подмосковную дачу в Горках и дачу в Крыму.

В начале 1930-х по инициативе Горького создали журналы «Литературная учеба» и «Наши достижения», издали книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», открыли Литературный институт. В августе 1934 года в Москве состоялся Первый съезд советских писателей, на котором был принят устав нового органа – Союза писателей СССР. Горький стал его первым руководителем.

В мае 1936 года по возвращении из Крыма писатель простудился, после чего умер 18 июня 1936 года. Характерно мнение литературоведа Е. Лебедевой: Горький «никогда не переставал быть богоборцем».

nonlogged
В людях

В людях

Горький Алексей Максимович
В книге рассказывается история осиротевшего подростка, вынуждённого зарабатывать на жизнь тяжёлым трудом. Алёша служит в обувном магазине и иконописной мастерской, на пароходе и на стройке.
Дед Архип и Лёнька

Дед Архип и Лёнька

Горький Алексей Максимович
Автор знакомит с одиннадцатилетним мальчиком Лёнькой и его дедушкой Архипом. Герои идут на берег реки Кубани и ждут паром. Они добираются в станицу, чтобы просить милостыню.
  • 1