• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Исповедаю грех, батюшка — прот. Алексий Мороз Автор: Псевдоправославие

Исповедаю грех, батюшка — прот. Алексий Мороз

(57 голосов: 3.63 из 5)

Среди православной литературы, издающейся в наши дни, можно без труда найти серьезную догматическую и богословскую литературу, замечательные творения святых отцов, трогающие сердце своей глубиной и чистотой.
На потребу времени появилось множество книг для новоначальных, которые простым и доступным языком рассказывают о богослужении, раскрывают смысл Таинств…

Отзыв о книге «Исповедаю грех, батюшка»

Когда православная книга бывает во вред

О книге о. Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка»

Среди православной литературы, издающейся в наши дни, можно без труда найти серьезную догматическую и богословскую литературу, замечательные творения святых отцов, трогающие сердце своей глубиной и чистотой.

На потребу времени появилось множество книг для новоначальных, которые простым и доступным языком рассказывают о богослужении, раскрывают смысл Таинств, объясняют важнейшие понятия христианской жизни. Особой популярностью пользуются издания, рассказывающие о Таинстве Исповеди и о подготовке к нему.

Необходимость подобных книг для многих очевидна: они помогают новоначальному христианину взглянуть на свою жизнь под другим углом, отойти от принятых в современном обществе стереотипов (жизнь в блуде — гражданский брак; гомосексуальные отношения — свободная любовь; убийство ребенка во чреве — прерывание беременности и тому подобное); дают ответ на многочисленные вопросы — ведь многие приходят в храм из невоцерковленных и даже неверующих семей, что называется «с улицы».

Эти книги (назовем их условно «пособия для готовящихся к исповеди») имеют приблизительно одинаковую структуру: в вводных главах рассказывается о том, что есть грех, о покаянии, о смысле и значении Таинства Исповеди, о подготовке к нему; о том, как Таинство Исповеди проходит, — да и вообще обо всем, что необходимо знать новоначальному христианину, пришедшему в храм с желанием исповедать свои грехи.

Следом, после вводной части, читатель знакомится со способами построения исповеди. Чаще всего это испытание совести по десяти заповедям Закона Божьего: сначала приводится сама заповедь, затем — перечень возможных грехов против нее (иногда в форме вопросов читателю) с авторскими пояснениями. Выглядеть это может таким образом:

«Первая заповедь.
Первая заповедь из десяти, данных Богом, гласит: «Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Кайся, христианин, в чем согрешаешь ты против этой заповеди:

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение Святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?» («Полная исповедь». Прот. Василий Михайловский).

Помимо испытания совести по десяти заповедям, существует испытание совести по заповедям блаженства. Некоторые авторы предпочитают разделять перечень грехов на: 1. грехи против Бога; 2. грехи против ближнего; 3. грехи против самого себя.

Каким бы ни был принцип построения исповеди, цель всегда одна — показать человеку его грех. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые «исповедники», прочтя десять заповедей списком, подходят ко священнику со словами: «я никого не убивал, ничего не крал, жене/мужу не изменял — я безгрешен!» Глубокое осмысление каждой заповеди, подробный рассказ о грехах против нее — единственный способ разубедить человека в его «безгрешности» и создать твердую почву для подготовки к исповеди частной.

Прекрасный пример этому находим в книге «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

  • «Блаженны миротворцы — говорит нам Слово Божие. А мы ссорим людей, передаем всякие дурные слова, сказанные другими в раздражении, вместо того, чтобы промолчать ради мира».
  • ««Резали», как говорят, «правду в глаза», когда этого не требовалось, когда это приносило только обиду, оскорбление, вред делу. Господи, прости нас, неразумных «правдолюбцев»!»

Помня о пользе чтения подобных книг, все же не стоит забывать и об оборотной стороне медали.

Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина
«В любых таковых перечнях (грехов — прим. И.С.), — пишет автор книги «Как подготовиться к исповеди и причастию» священник Михаил Шполянский, — таится большая опасность — формализация понятия греха: раз написано — значит грех. Однако в действительности все намного сложнее… Необходимо понимать, что греховный поступок — понятие не абсолютное, а относительное».

К сожалению, не все авторы так называемых пособий для готовящихся к исповеди это понимают. Как результат — среди действительно серьезных и глубоких книг попадаются отдельные издания, чтение которых не только не поможет человеку прийти к православному осознанию греха и покаянию, но и, напротив, затмит грех настоящий массой формальных, притом не всегда разумных запретов, не имеющих никакого отношения к православному пониманию греха и к современным жизненным реалиям.

Одна из причин этого явления заключается вот в чем.

Современные авторы и издатели довольно часто переиздают дореволюционные книги, не особо задумываясь над содержанием и забывая о том, что живем мы совсем в другое историческое время и в другой стране. За вековой промежуток времени изменилась степень воцерковленности людей, изменилось отношение к Церкви в обществе. Более того, изменилась и позиция Церкви по некоторым вопросам.

Безусловно, большая часть сказанного в то время по-прежнему актуальна сейчас. Однако придирчивый редакторский взгляд просто необходим в определенных случаях, ведь такие грехи как «ношения погон» или «вызов на дуэль» звучат более чем нелепо и невольно заставляют читателя сомневаться в правильности и актуальности остальных высказываний.

К счастью, ситуацию в этом случае можно легко исправить, указав читателю на год, в котором книга была впервые издана, и попросив его делать на это скидку. Это снимет многочисленные недоумения по поводу прочитанного.

Однако существует другая категория книг, авторами которых являются люди вполне современные. Но и в этих изданиях, то ли в угоду традиции, то ли благодаря особой авторской позиции, продолжают встречаться довольно экзотичные «грехи». Предлагаю Вам обратиться к книге «Православная исповедь. Перечень грехов. В помощь кающемуся» (Владимир Губанов, издательство «Развитие духовности, культуры и науки», 2005):

  • Украшение (лица, одежды, жилища), острижение волос (женщинами), выщипывание бровей.
  • совокуплением с бесами (плотским сожительством с бесами, когда бес является в образе умершего человека или живого, супругу или супруге).
  • ношение неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, короткой, узкой, обтягивающей тело, одежды с надписями, модной, пышной, яркой.
  • ношение перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений;
  • слушание радио; слушание музыки;
  • участие в викторинах;
  • лечение у безбожников;
  • жестикулирование;
  • держание в доме собаки;
  • употребление гематогена;
  • пересадка органов;
  • обнажение тела (у врача);
  • мытье в бане с иудеями.
  • езда на велосипеде или на мотоцикле;
  • питье чая, читая духовную книгу;
  • неприличное сморкание.

Книга «Лекарство от греха» (Фонд «Благовест», М., 1999) поможет православному христианину несколько разнообразить свои представления о грехах:

Список «грехов»:

  • «Говорила: «Это случайно…ну и день плохой сегодня, бестолковый какой-то»» (с. 15),
  • «Печалилась, когда разбивалась или терялась вещь…» (с. 15),
  • «В церкви ставила и клала вещи на подоконник» (с. 19),
  • «Нарушала чужой сон…по неосторожности»,
  • «Читала детям нотации: не запачкай, не потеряй и т.п.» (с. 28),
  • «Обгоняла людей старше себя и не поджидала отставших. Не ожидала их, если они встречали знакомых» (с. 29),
  • «Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32),
  • «Садилась на чужую кровать без разрешения» (с. 33),
  • «Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)»,
  • «Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их».

Боюсь, что после прочтения этой книги, вместо обещанного «лекарства от греха» новоначальный христианин рискует получить паранойю…

(Как в своем докладе на открытии I Всеукраинского Миссионерского съезда (27 мая 2003 года, г. Киев) говорил председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, «Содержащие суеверные или превратно понятые представления, книжонки сродни печально известной «Лекарство от греха» выполняют функцию отталкивания от Церкви здравомыслящих людей».)

Однако самое сильное и ни с чем не сравнимое впечатление на меня произвела книга отца Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка» («Смирение», 2005).

В отличие от большинства пособий по подготовке к исповеди, это не тоненькая книжечка или брошюрка. Прекрасно изданный фолиант в 576 страниц внушает доверие одним своим видом. Да и автор — священник, кандидат педагогических наук, член союза писателей России, автор нескольких книг…

Более того, 16 января 2005 года отцу Алексию за это издание была присуждена 1-я Всероссийская православная литературная премия имени св. благ. князя Александра Невского в области популярной богословской литературы.

Я не буду рассказывать о впечатлении, которое произвело знакомство с этой книгой. Приведу лишь отдельные цитаты, предоставив читателю возможность сформировать свое мнение о книге:

«Скверноядение. Оно состоит: в принятии пищи и питья, которые запрещены в Законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей (Лев. 11). Конечно, в России часть пищи, перечисленная в Левите, традиционно употребляется в пищу и вряд ли может считаться нечистой и приводить к осквернению. Это, например, заяц, кролик, свинья, угорь (Интересный выборочный подход — прим. И.С.). Осквернение также состоит в принятии пищи и питья из одной посуды с собаками и кошками; из невымытых и оскверненных сосудов. Принятие муки, соли или воды в колодце, которые осквернились прикосновением к ним нечистого животного. В этом случае сосуды, хлеб, и сами люди скверноядшие должны быть освящены по чиноположению церковному».

«Приходя в квартиру, где находится собака, многие испытывают чувство дискомфорта и даже страха, ибо не привыкли к общению с подобными животными. В любом случае, христианину, живущему в городе, не подобает держать собаку в своей квартире как по гигиеническим, так и религиозно-нравственным мотивам (в Ветхом Завете, например, собака называется нечистым животным)».

«Многосмотрение телевизора — телемания, порочная страсть разлагающая душу человека. Основные телевизионные передачи посвящены человеческим страстям, похоти, убийству, сребролюбию, гордости (суперменству) и тому подобному. Кто постоянно смотрит телевизор, тот незаметно для себя начинает жить жизнью выдуманных телегероев: блудить, убивать и пьянствовать вместе с ними».

«У мужчины (от дружбы с противоположным полом — прим. И.С.) может наблюдаться потеря духовной крепости, расслабление характера (а не смягчение его, которое может возникать при редком общении со слабым полом). Также наблюдается расслабление души скверными помыслами, развитие утонченного сладострастия, когда мужчина, даже не отдавая себе отчета, беседуя зачастую на благочестивые темы, соуслаждается самой энергией беседы, «флюидами» тесного общения с женщиной. В женском существе преобладают кровь и чувства, женщина еще более расположена к пристрастному отношению. Общаясь с мужчиной, она часто подсознательно реагирует на него как на будущего партнера или мужа. Так она называет друга-мужчину своим братом, если они близки по возрасту, отцом — если намного старше ее, сыном — если моложе. Но в любом случае, она как бы сродняется, связывается с ним. Женщина начинает усматривать и расхваливать в своем друге-мужчине такие совершенства, каких он никогда и не имел. Таким образом, женщина превращает своего друга мужчину в идола, а затем и сама стремится стать идолом для него. Даже если у них есть общие духовные и религиозные интересы и на этом основана их дружба, то она, по искушению от диавола, еще скорее приводит к опасности падения».

«…у матери, которая хочет объедаться, кричать, бездельничать, ребенок будет все это делать, даже если мать внешне не позволяет этого себе в своем поведении».

«…алкоголик будет склонять к выпивке, жадный — к накопительству и тому подобное. Часто такой человек в качестве своей профессиональной деятельности выбирает ту, которая косвенно удовлетворяет его страсть в результате занятия предметом страсти или общением с подобострастными людьми. Так, тщеславный скорее выберет профессию актера, жадный — бухгалтера, страждущий чревоугодием — повара, блудливый — профессию венеролога».

В списке грехов, как и в предыдущих случаях, встречаются довольно интересные:

  • Беспричинные и частые посещения знакомых.
  • Излишнее пристрастие к своим родственникам.
  • Оставление отцовского друга.
  • Ложная независимость.
  • Греховная выдержка (которая заключается «в попытке скрыть свое, чаще всего негативное (греховное), отношение к окружающему» — прим. И.С.).
  • Лишение себя невинности.
  • Неблагообразный смех.
  • Пристрастие к сверстникам (товарищам) или, напротив, пренебрежение ими.и т.д.

Но самое отвратительное впечатление произвело чтение раздела, посвященного грехам против седьмой заповеди — «Не прелюбодействуй». Именно благодаря этому разделу книга получила название «православной камасутры» и широкое цитирование на всевозможных порно-ресурсах.

Автор, давая комментарий к тому или иному греху, в красочных подробностях описывает разнообразные стороны интимных отношений, забывая о том, что читателями его книги могут быть не только люди зрелые во всех отношения, но и дети, и подростки. А также просто люди целомудренные и одинокие, для которых чтение о половых извращениях и об отношениях между полами (или внутри пола в гомосексуальных отношениях) в столь откровенных подробностях вряд ли будет полезно:

«Малакия (рукоблудие, онанизм). «Блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18). Грех этот заключается в удовлетворении собственной похоти при помощи рук. Тайность и доступность этого греха приводит к падению в него большинства юных и молодых людей. Страдают этим грехом не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, и не только вкусившие блуд, но даже еще не испытавшие полового совокупления. Особенная сладострастная чувствительность, которой сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что даже женитьбой или замужеством он не всегда излечивается. Этот порок часто совершенно порабощает волю человека, он и желает его оставить и не может. Удовольствие, которое испытано телом сегодня, завтра опять требуется плотью, на третий день повторяется еще с большей силой… и так без конца. Какой же это ужасный порок! Рукоблудник теряет жизненную энергию, тупеет памятью, становится раздражительным, истеричным. Через мечтательность и похотливые фантазии онанист часто становится послушным орудием в руках блудного беса. Покаяние на исповеди, пост, воздержание ума, сердца и чувств от недолжных мечтаний, зрелищ и чтения помогает ослабить воздействие вредной привычки. Причастие святых Таин Христовых, старание больше быть на людях, прогулки, посещение церкви, молитва к Божией Матери, Иоанну Предтече, о даровании целомудрия и чистоты помогает отстать от этой вредной привычки. Церковь назначает согрешившему эпитимию, помогающую ему справиться с этим греховным пороком. Например, сухоядение и по 100 поклонов на протяжении 40 дней (По правилу Иоанна Постника)».

Подробное описание и перечисления грехов (не подкрепленные разве что иллюстрациями) может произвести совсем не тот эффект (осмысление собственной греховности и покаяние), на который рассчитывает автор. Напротив, это может спровоцировать интерес, любопытство, разбудить нецеломудренные мысли — причем намного лучше любого бульварного романа.

(Подобные последствия с иронией изложены в совсем не православной книге Константина Плешакова «Безнравственные письма к Луциллию»:

«В свое время та же Марина, ужаснувшись моему безнравствию, прислала курьерской почтой некую православную брошюрку, весьма скрупулезно трактующую грехи. Как ты понимаешь, первым делом я кинулся проверять грехи плотские — и что бы ты думал? Я обнаружил целый грех, которым натурально не занимался! Грех называется «скоктание», а то, что Даль определяет это как щекотание, так это ничего не значит: со времен Даля сексуальная техника (надо надеяться) шагнула далеко вперед. Брошюрка имела шумный успех. Мои друзья горестно говорили, что вся жизнь, видимо, прошла даром, приятельницы несдержанно стенали и просили позвонить в Патриархию и узнать подробно, что такое скоктание и как именно им не надо заниматься…»).

Впрочем, вернемся к творению отца Алексия Мороза. В разделе, посвященном грехам против седьмой заповеди, содержится масса сомнительных утверждений даже в большей степени, чем в предыдущих:

  • «Пропаганда орального секса в Европе началась с Зигмунда Фрейда, который за свою развращенность был наказан Богом (раком горла и языка, того, чем грешил) и умер в жутких страданиях».
  • «Поставляется в вину сонное искушение, когда оно происходит от чревоугодия, пьянства и многопития (часто от переполнения желудка жидкостью)».

Отдельным грехом, по мнению автора, является внебрачная беременность.

  • «Беременность для девицы или женщины, не имеющей мужа, является наказанием Божиим за грех».
  • «Подпадение чьему-либо насилию по причине собственной неосторожности и вольности в поведении».

Бывают обстоятельства, которые делают виновным в изнасиловании не только насильника, но и пострадавшее лицо. Например, вольное обращение с мужчинами, употребление вина в мужских компаниях, посещение мест, где возможно остаться наедине с мужчиной , вызывающая одежда, короткие юбки, кокетство, заигрывание. Все это может послужить побудительным мотивом для сексуального нападения. Другие при физическом девстве или вдовьем целомудрии растлили себя чтением любовной литературы, смотрением эротических фильмов, слушанием любовных песен и рассказов о любовных утехах и «победах» подруг. Для таковых насилием бывают только первые порывы со стороны насилующего или одна неожиданность греха; они не борются до конца с насилующим или же прямо поддаются страсти, для увлечения которой достаточно двух-трех минут».

«Брак при большой разнице в возрасте. Это является крайне неразумным и даже греховным действием. От такого брака, когда, например, муж старше жены на 20 лет, или не бывает детей, или они рождаются болезненными, хилыми и не живут долго. В этом браке явно наблюдается психическая и духовная патология. Мужчина по своим годам в таком браке бывает старше отца своей супруги, то есть девушка по годам выходит замуж за своего «папочку». Мужчина, как правило, уже повидавший виды развратной жизни, прельщается на молоденькую девочку, желая полнее удовлетворять свое сладострастие. Женщины же решаются на такой неравный брак из-за денег, положения в общества и тому подобному, по мотивам, совершенно чуждым христианскому духу и греховным по своей сути. Естественно, что такой брак Богом благословляться не может и, кроме горечи и волнений, ничего не принесет согрешающим».

Впрочем, стоит ли удивляться таким высказываниям, если автор утверждает:
«Мерзко пред Богом любое половое действо, не ведущее к продолжению рода», а супружеские отношения называет «похотным удовольствием»…

Ко грехам против седьмой заповеди («Не прелюбодействуй») автор также относит слушание современной и рок-музыки, а также ношение женщинами коротких стрижек, («Все эти короткие стрижки «под мальчишку», имеют одно назначение: вызвать большее внимание и пробудить половой интерес мужчин»), а также брак гражданский, т.е. зарегистрированный государством, о котором в Социальной концепции РПЦ говорится:
«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Печально, но подобного рода литература не сходит с прилавков православных книжных магазинов, ее с пристрастием цитируют и рекомендуют, стараются по ней жить… И ни автора, ни издателя, ни продавцов не волнует, что подобное чтение в лучшем случае приведет человека не утвержденного в Православии к определенным заблуждениям, в худшем — надолго отвратит его и от Таинства Исповеди, и от Церкви вообще…

Невозможно не согласиться с протоиереем Алексием Уминским, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, который во время заседания круглого стола «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» (27 декабря 2006 года) высказал следующую точку зрения:

«У нас существуют … какие-то странные книги, в том числе и об исповеди, которые я бы просто запретил продавать. Вот выходит книга под названием «Исповедую грех, батюшка…» питерского священника Алексея Мороза. Там перечисление грехов занимает полкниги — только содержание».

Автор: Ирина Стрижова

Источник:  www.anti-raskol.ru

Оставить комментарий » 32 комментария
  • Кирилл, 11.06.2014

    Верно писал преподобный Макарий Оптинский:
    «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего. Бог видит сердце ваше, скорбящее о сем. Если же стыд не допускает и сего сказать, то прибегните к смирению и помните, что здешний малый стыд пред одним человеком освобождает от будущего вечного стыда».

    См. подробнее: О заблуждениях о. Алексия Мороза

    Ответить »
  • Антон, 15.07.2014

    Нахожу должным написать несколько слов о книге отца Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка» («Смирение», 2005).
    Думаю, представленная в отзыве оценка вызвана неверным пониманием назначения данного издания. Попытаюсь описать своё субъективное видение ситуации.
    Как справедливо отмечает Ирина Стрижова, цитируя протоиерея Алексия Уминского, половину книги занимает перечисление грехов, что невольно наводит на мысль: перед нами справочник, а не литературное произведение.
    Едва ли человек, читающий орфографический словарь, будет вдохновлён прочитанным и станет восторгаться красотою русского языка.
    Здесь, та же ситуация.
    Орфографический справочник помогает человеку, находить ошибки в правописании. Книга Алексея Мороза способствует отысканию ошибок в себе (своих поступках, поведении, привычках).
    Никто не читает справочники, что называется, «от корки до корки». В них заглядывают по необходимости.
    А тот факт, что кто-то в духовном справочнике (позвольте мне так называть книгу Алексея Мороза) находит грехи, которых ещё не вкусил, так в этом нет ничего удивительного. Неправильно применяя духовный справочник, можно нанести вред душе. Равно как при неправильном применении медицинских справочников можно причинить вред телу (например, изготавливать, а затем применять яды, наркотические средства). Однако, никто не называет медицинские справочники вредными.
    Насколько известно, «Исповедаю грех, батюшка» — результат десятилетнего труда Алексея Мороза. Эта книга никак не тянет на брошюру для подготовки к исповеди. Это основательный труд, способный помочь человеку, ведущему духовную борьбу, разглядеть те свои грехи, к которым привык настолько, что не замечает их вовсе (но от этого они не перестают быть душепагубными).
    Для более полного понимания назначения книги «Исповедаю грех, батюшка», может быть полезным обратиться к беседам Алексия Мороза, в частности, «Покаяние, его сущность. Основные грехи современности». Их без труда можно найти в интернете. На мой взгляд, они являются необходимым приложением к книге.

    Ответить »
  • АННА, 30.09.2014

    ЛИЧНО МНЕ ЭТА КНИГА ОЧЕНЬ ПОМОГЛА В СВОЕ ВРЕМЯ.
    БЛАГОДАРЯ ОБЪЯСНЕНИЮ ГРЕХОВ- Я ИСПОВЕДАЛА ТРИ ОГРОМНЫХ СПИСКА ГРЕХОВ И КАК БУДТО КАМЕНЬ С ДУШИ УПАЛ. ЕЩЕ ПОТОМ Я РАЗА 2 ШТУДИРОВАЛА ЭТУ КНИГУ, НО УЖЕ МАЛО ЧТО НАШЛА ИЗ ЭТИХ ГРЕХОВ.
    Я НЕ ЧИТАЛА ПРО ТО, ЧТО МНЕ НЕ НАДО, ЗНАЯ ЧТО У СВЯТЫХ НАПИСАНО «НЕ ВДАВАТЬСЯ В ПОДРОБНОСТИ ПЛОТСКИХ ГРЕХОВ».
    ХОРОШИЙ СПРАВОЧНИК ПО ГРЕХАМ.
    НУ, А ВО ЗЛО УПОТРЕБИТЬ МОЖНО ВСЕ ЧТО УГОДНО.
    СПАСИ, ГОСПОДИ.

    Ответить »
  • Алла, 07.03.2015

    Я пользуюсь этой книгой регулярно. Один раз прочитала ее полностью, а теперь перед исповедью просматриваю список грехов, чтобы записать то, что не вспомнила. если нужны отдельные пояснения по перечисленным в списке грехам — смотрю во внутрь. мне кажется, на исповеди духовный отец может сориентировать, что есть грех, а что нет. во всяком случае книга дает задуматься и обратить внимание на себя.

    Ответить »
  • Михаил Егоров, 13.03.2015

    «Малакой» с греческого переводится как педерастия.Никакого отношения к рукоблудию не имеет.

    Ответить »
    • Константин, 02.06.2015

      Малакас с греческого — онанист.

      Ответить »
  • Владимир, 20.03.2015

    Читал ее, как и книгу про старца Антония, и многие другие книги с категоричным уклоном…. Людям со сложной психикой перед прочтением рекомендуется пройти консультацию у психотерапевта. Перфекционистам и людям, склонным к перфекционизму лучше даже не пытаться читать такую книгу во избежание тяжелых психических расстройств. Превращает картину мира в сложный и безумный список правил, лишает шанса научитсья мыслить самостоятельно.

    Ответить »
    • Владимир, 14.09.2015

      Если и пройти консультацию, то только у православного психотерапвета. Разница огромна. Бояться не надо. Книга даст трезвый взгляд на жизнь. Не нужно бояться осуждения самого себя, оно ведь на пользу. Мне показалось, что выполнить все невозможно, но направление духовного развития я уловил. Как бумага, на котоорй рисовали, ластиком очищается, но все равно следы остается. И очищать надо постоянно. Я понял это так.

      Ответить »
    • Татьяна, 15.09.2015

      Совершенно и единственно правильный отзыв, прочитав эту книгу можно сойти с ума, впасть в депрессию, покончить собой и т.д. и ни какой любви Божией не чувствуется, а только презрение к нам людям, каждый шаг, взгляд, мысль, слово — это всё грех и мы люди никчемные, ничтожные……..зря купила эту книгу, плохо от нее стало на душе…..зачем же таких плохих нас Бог создал, что бы потом вот так втаптывать в грязь….

      Ответить »
      • Кирилл, 15.09.2015

        Справедливости ради нужно отметить, что Бог нас создал не плохими, это мы отпали от Него. Не Бог, а мы виноваты в своих бесчисленных грехах.

        Ответить »
      • Павел, 15.03.2018

        Прочитайте Лествицу. Увидите как нужно каятся, и депрессия пройдёт. А такие книги нужны, без них сластолюбивая душа всегда найдет как изменять Христу

        Ответить »
  • Антон, 23.03.2015

    Батюшка Алексий делает все правильно, обсуждая эти темы. Их и без этой книги хватает по ТВ, в интернете, и уж точно за такими знаниями не полезут в его книги.
    С другой стороны, вскрывая такие темы, он дает людям с соответствующими грехами обсуждать их открыто, и как следствие решать….

    Ответить »
  • Владимир, 14.09.2015

    Я прочитал только часть этой книги. О нарушении 7 заповеди. Книга отрезвляет, встряхивает от состояния прелести. Тебе кажется, что ты уже нашел все свои грехи, а книга говорит, что есть еще к чему стремиться. А борьба с помыслами будет идти до конца жизни. Поэтому, как я понял, очиститься до конца нельзя. Можно стремиться к абсолютной чистоте, но всегда немного до нее не дотягивать. И надеяться на милость Божию, что Он простит.

    Ответить »
  • Людмила, 06.12.2015

    Очень странная автор этой статьи! И очень странные умозаключения…То есть, то , что отцу Алексию была присуждена 1-я Всероссийская православная литературная премия имени св. благ. князя Александра Невского в области популярной богословской литературы,это ничего не значит? Сидят такие глупые люди и просто думают: давайте ка мы премию дадим.Это по меньшей мере смешно…Книга замечательная и соглашусь с высказыванием : «Тебе кажется, что ты уже нашел все свои грехи, а книга говорит, что есть еще к чему стремиться.»

    Ответить »
  • людмила, 07.12.2015

    Эту книгу в свое время купил мой муж.Когда начала читать ,чувство было тяжелое,описываются грехи о которых ты не подозреваешь,но легче от этого не становится,а наоборот.Абсолютно согласна с Владимиром,что перфекционистам и людям со сложной психикой такие книги не подойдут,а я именно таким человеком и являюсь.А мой муж готовился по этой книге к исповеди и все нормально.

    Ответить »
  • Елена, 31.03.2016

    » Посмотрите попристальнее! Пред исповедью между благими помыслами вы имели помысл мелкой расчетливости, хотели на исповеди сказать все, хотели расплатиться со Христом, хотели уже не быть должными Ему! И вышли, неся в себе не удовлетворительное чувство, а лукавый помысл, подучавший к мелкой расчетливости, начал смущать, говоря: «Ты не все сказала на исповеди». Поверьте! Говорим на исповеди, что видим в себе, но несравненно большее число грехов не видим, почему множество ведомых и неведомых грехов наших повергаем в море щедрот Христовых и после таинства исповеди ощущаем удовлетворяющее нас чувство спокойствия не по причине дел наших, но по причине Христовых щедрот и пребываем Ему должными долгом неоплатным.» Письма Свят.Игнатия Брянчанинова.Письмо 86

    Как каяться мирянину. Письмо 184.
    «Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Нужно это черное покрывало для иноков, чтоб закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца; нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. Так некогда носил покрывало на сияющем лице своем Боговидец Моисей…… не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех. »

    Ответить »
    • Елена, 21.02.2017

      Полностью с Вами согласна, Елена, и, конечно, с автором статьи Ириной

      Ответить »
      • Лидия, 20.11.2017

        И я согласна, спаси нас Господи!

        Ответить »
  • Денис, 16.04.2016

    И известный подвижник 20 века игумен Никон (Воробьев) вторит Святителю Игнатию, что не полезно чересчур копаться в своих грехах, т.к. мы все равно глубоко не знаем самих себя, а знает только Господь.

    Ответить »
  • Александр, 21.04.2016

    «Приходя в квартиру, где находится собака, многие испытывают чувство дискомфорта и даже страха, ибо не привыкли к общению с подобными животными. В любом случае, христианину, живущему в городе, не подобает держать собаку в своей квартире как по гигиеническим, так и религиозно-нравственным мотивам (в Ветхом Завете, например, собака называется нечистым животным)».

    А что не так написано? Да, в квартире держать собаку плохо хотя бы по гигиеническим соображениям: глисты обеспечены у всех членов семьи, обдёртая мебель и стены, трата времени не на молитву и чтение духовной литературы а на гуляние с собакой по три раза в день, трата денег на содержание этой собаки вместо того чтобы их отдать в виде милостыне погибающим от нужды людям ит.д.

    «Многосмотрение телевизора — телемания, порочная страсть разлагающая душу человека. Основные телевизионные передачи посвящены человеческим страстям, похоти, убийству, сребролюбию, гордости (суперменству) и тому подобному. Кто постоянно смотрит телевизор, тот незаметно для себя начинает жить жизнью выдуманных телегероев: блудить, убивать и пьянствовать вместе с ними».

    А что опять не так написано? Всё верно — телевизор — это икона зверя и всё это там происходит и люди, смотрящие телевизор, начинают всему тому подражать! Автор, в чём суть вашей претензии к Алексию Морозу насчёт смотрения телевизора?

    «У мужчины (от дружбы с противоположным полом — прим. И.С.) может наблюдаться потеря духовной крепости, расслабление характера (а не смягчение его, которое может возникать при редком общении со слабым полом). Также наблюдается расслабление души скверными помыслами, развитие утонченного сладострастия, когда мужчина, даже не отдавая себе отчета, беседуя зачастую на благочестивые темы, соуслаждается самой энергией беседы, «флюидами» тесного общения с женщиной. В женском существе преобладают кровь и чувства, женщина еще более расположена к пристрастному отношению. Общаясь с мужчиной, она часто подсознательно реагирует на него как на будущего партнера или мужа. Так она называет друга-мужчину своим братом, если они близки по возрасту, отцом — если намного старше ее, сыном — если моложе. Но в любом случае, она как бы сродняется, связывается с ним. Женщина начинает усматривать и расхваливать в своем друге-мужчине такие совершенства, каких он никогда и не имел. Таким образом, женщина превращает своего друга мужчину в идола, а затем и сама стремится стать идолом для него. Даже если у них есть общие духовные и религиозные интересы и на этом основана их дружба, то она, по искушению от диавола, еще скорее приводит к опасности падения».

    А что опять не так? Допустим, ранее я не замечал того что здесь написано при общении с сотрудницами а теперь увидел в себе это тонкое обольщение и сладострастие, возникающее при общении с женским полом. И что плохого, скажите, мне в том что Алексий Мороз показал мне и многим другим эту тонкую страсть на конкретных жизненных примерах и понятиях?

    Ответить »
    • Александр, 02.10.2016

      На счет телевизора… теле — передача на расстояние, визо — изображения. В моем понимании это «инструмент» которым можно пользоваться ко благу, а можно и ко вреду… А вот насчет «телемании» (мания — страсть, влечение…) вполне согласен. Причем со всеми теле… и не только.

      Ответить »
    • Светлана, 23.02.2017

      Целиком и полностью согласна с Вами, Александр в том, что книга о.Алексия более чем полезна. Эта книга открывает глаза на грехи, поясняет то, что ты сам на то что не понимаешь — увидеть в себе не можешь. Книга эта полностью соответствует канонам Православной Церкви и очень необходима для нас. Особенно сейчас, когда священники, пришедшие в 90-е, увлекаясь свободой, начинают отвергать то, что им кажется устаревшим, ненужным. Священники говорят прихожанам, что курение — не грех; что занятия оральным сексом между супругами не являются грехом, и т.д., и т.п. Развивается мнение, что если ты «другим жизнь не портишь», то значит, уже и не грешишь, все остальные грехи — против себя и твое личное дело. Эта позиция, отстаиваемая многими священниками просто ужасает. И книги, подобные книге о.Алексия Мороза — глоток свежего воздуха всреди этого всеобщего удушья.

      Ответить »
  • Наталья, 01.03.2017

    Светлана, где вы таких священников видели? Сколько священников знаю, подобную чушь даже представить себе не могла. Не могут священники такое говорить!!! Может вы общались с священникам в запрете? Священники говорят прихожанам….. Наглая ложь!!!!!! Сейчас можно много услышать придуманной грязи на священников, особенно от сектантов, еретиков и т.д.

    Ответить »
    • Светлана, 08.03.2017

      Наталья, это выдержки из ответов священников на вопросы, задаваемые на православных сайтов. Священники вполне реальные, служат, печатают статьи. В подобных ответах говорят, что это их личное мнение, но почему-то умалчивают о каноническом мнении Церкви по этим вопросам.

      Ответить »
  • Лейла, 21.03.2017

    Книга Алексия Мороза — это не десятилетний труд, а копипаста Евгения Попова «Нравственное богословие для мирян в порядке десяти Заповедей Божиих», которая написана ещё в конце 19-го века. Книга Алексия Мороза полна лжи и ереси, хотя бы в адрес брачного ложе. Она не отвечает мнению Церкви или Основам Социальной Концепции РПЦ. Это глоток свежего воздуха для тех, кто предпочитает жить законнической жизнью, что есть по сути греховно. 

    Ответить »
    • Светлана, 02.04.2017

      Лейла, на чем основано Ваше убеждение, что эта книга » не отвечает мнению Церкви или Основам Социальной Концепции РПЦ. » Откуда Вам так хорошо известно «мнение Церкви»? Вы обвиняете священника во лжи и ереси?! Так извольте пояснить, в чем Вы увидели ложь и ересь! Вся книга основана на выдержках из Церковных Канонов, из Апостольских Правил и постановлений святых Соборов! И если Вы не желаете выполнять эти постановления, которые, кстати, никто не отменял, и не желаете в этом каяться, то это Ваше решение, но не повод обвинять священника, предупредившего Вас о греховности Вашей жизни.

      Ответить »
  • Елена, 12.06.2017

    Книга которая вводит в уныние и убивает духовную жизнь, вместо глубокого и слезного покаяния начинаешь заниматься тем, что ловишь себя на новых нарушения.

    Нет, не на грехах, не на покаянии, а на строчках  листика для исповеди.  В общем, если сказать проще, живое духовное деланье превращается в  мертвую букву.

    Отчитался на исповеди батюшке по учебнику Морозова и чист))

    Ответить »
  • Елена, 12.06.2017

    Вот еще ссылка на работы Морозова:

    https://vk.com/topic-5551851_23680796

    Ответить »
  • Александр, 31.07.2017

    Прекрасная книга отца Алексея! А то, что одно лекарство одному помогает, а другому вредит — это истина! Девочкам 14 лет нечего читать (без благословения духовника!) книгу грехов,  предназначенную для семейных людей! Зато как она помогает семейным парам, которые и не задумывались о многих допускаемых грехах 7 заповеди! Эта книга не исповедь, а помощь для подготовки к исповеди, а дальше уже нужна и собственная работа над собой, и  работа духовника! У Игнатия Брянчанинова, например, нет греха аборта и многих других грехов 7 заповеди, а у отца Алексея Мороза всё есть и это сильно помогает исповедаемому, а духовник не может спрашивать грехи 7 заповеди во всех подробностях, описываемых отцом Алексеем, чтобы не навредить!

    Ответить »
  • Елена Анатольевна, 19.01.2018

    Те, кто утверждают, что эта книга повергает в уныние,  либо невнимательно её читали, либо не хотят признать, что страдают грехом, описанным в книге так: «Неверие в бесконечную Любовь Божию и Его нелицеприятие — сомнение в том, что Бог нас всех постоянно и одинаково любит. Бог хочет, чтобы всякий человек спасся и пришёл в понимание истины. Но обладая свободой воли, человек может или принять эту любовь или отвергнуть. За что он и даёт ответ в день своего частного и всеобщего Страшного Суда».

    Признать свой грех — это всё равно что найти причину своей болезни, чтобы  попытаться от неё вылечится, даже если болезнь сильно запущена. Эта книга — добросовестный труд. в котором указаны болезни, симптомы, причины, способы лечения. А кому-то она поможет болезнь предупредить.

    Отдельное спасибо  автору Алексею Морозу за слово о том, как православный христианин должен относиться к животным, о необходимости  сохранения редких и исчезающих видов.

    Ответить »
  • Максим, 26.08.2018

    Книгу «Исповедаю грех, Батюшка» я прочитал более десяти лет назад, когда искал ответы на многие волновавшие тогда меня вопросы. По сути, эта книга стала моим проводником к причастию и борьбе с грехами, многие из которых я либо неосознавал, либо не понимал их истоков. Эта книга стала для меня открытием, эдакой таблицей Менделеева в мире духовном, которая отвечала мне на вопросы прошлой жизни, и рисовала последствия греховных действий в будущем. Никогда не забуду, как после исповеди, которую я долго и осознано составлял с помощью этой книги, за мной после службы буквально бегом бежал Батюшка, которому я исповедовался. Он подарил мне иконку со словами, что такой исповеди он никогда не слышал в своей жизни. А это была одна из первых исповедей в моей жизни. Это было в Киеве, где в то время я работал… Я не сохранил эту книгу, к сожалению, так как давал ее прочесть множеству людей и никто не остался к ней равнодушным. Многие по началу говорили, что получается — вся их жизнь сплошной грех. Но по прошествии времени принимали это гениальное творение и видели жизнь сквозь призму праведного разложения греха, понимая его истоки и способы борьбы с ним. Трудно согласиться с тем, что то, что ты делаешь долго и с удовольствием — грех. Соприкоснуться подросткам с грехом лучше в печатном виде, чем в виде жизненного опыта. Особенно если это грехи против 7-й заповеди. Грех касается всех, независимо от возраста и знать врага в лицо лучше с юных лет.  А сюда я забрёл случайно — искал электронную версию книги. Хотел перечитать…

    Ответить »
  • Александр, 11.12.2018

    Была и в нашей семье такая книга. Мы решили от неё избавиться, так как ревность не по разуму у этого автора. Особенно когда он вторгается в сферу интимных законных супружеский отношений. Готовимся к исповеди по книге отца Иоанна Крестьянина.

    Ответить »
Авторы
Самое популярное (читателей)
Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес: