Исповедаю грех, батюшка — прот. Алексий Мороз

Исповедаю грех, батюшка — прот. Алексий Мороз

(68 голосов3.6 из 5)

Отзыв о книге “Исповедаю грех, батюшка”

Когда православная книга бывает во вред

О книге о. Алексия Мороза “Исповедаю грех, батюшка”

Среди пра­во­слав­ной лите­ра­туры, изда­ю­щейся в наши дни, можно без труда найти серьез­ную дог­ма­ти­че­скую и бого­слов­скую лите­ра­туру, заме­ча­тель­ные тво­ре­ния свя­тых отцов, тро­га­ю­щие сердце своей глу­би­ной и чистотой.

На потребу вре­мени появи­лось мно­же­ство книг для ново­на­чаль­ных, кото­рые про­стым и доступ­ным язы­ком рас­ска­зы­вают о бого­слу­же­нии, рас­кры­вают смысл Таинств, объ­яс­няют важ­ней­шие поня­тия хри­сти­ан­ской жизни. Осо­бой попу­ляр­но­стью поль­зу­ются изда­ния, рас­ска­зы­ва­ю­щие о Таин­стве Испо­веди и о под­го­товке к нему.

Необ­хо­ди­мость подоб­ных книг для мно­гих оче­видна: они помо­гают ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину взгля­нуть на свою жизнь под дру­гим углом, отойти от при­ня­тых в совре­мен­ном обще­стве сте­рео­ти­пов (жизнь в блуде — граж­дан­ский брак; гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния — сво­бод­ная любовь; убий­ство ребенка во чреве — пре­ры­ва­ние бере­мен­но­сти и тому подоб­ное); дают ответ на мно­го­чис­лен­ные вопросы — ведь мно­гие при­хо­дят в храм из нево­цер­ко­в­лен­ных и даже неве­ру­ю­щих семей, что назы­ва­ется «с улицы».

Эти книги (назо­вем их условно «посо­бия для гото­вя­щихся к испо­веди») имеют при­бли­зи­тельно оди­на­ко­вую струк­туру: в ввод­ных гла­вах рас­ска­зы­ва­ется о том, что есть грех, о пока­я­нии, о смысле и зна­че­нии Таин­ства Испо­веди, о под­го­товке к нему; о том, как Таин­ство Испо­веди про­хо­дит, — да и вообще обо всем, что необ­хо­димо знать ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину, при­шед­шему в храм с жела­нием испо­ве­дать свои грехи.

Сле­дом, после ввод­ной части, чита­тель зна­ко­мится со спо­со­бами постро­е­ния испо­веди. Чаще всего это испы­та­ние сове­сти по десяти запо­ве­дям Закона Божьего: сна­чала при­во­дится сама запо­ведь, затем — пере­чень воз­мож­ных гре­хов про­тив нее (ино­гда в форме вопро­сов чита­телю) с автор­скими пояс­не­ни­ями. Выгля­деть это может таким образом:

«Пер­вая заповедь.

Пер­вая запо­ведь из десяти, дан­ных Богом, гла­сит: «Я — Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя дру­гих богов, кроме Меня». Кайся, хри­сти­а­нин, в чем согре­ша­ешь ты про­тив этой заповеди:

1. Име­ешь ли ты твер­дую веру в Слово Божие и уче­ние Свя­той Церкви и не име­ешь ли каких-либо сомне­ний в истин­но­сти свя­той веры, изло­жен­ной в Свя­щен­ном Писании?

2. Не допус­ка­ешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загроб­ной жизни?» («Пол­ная испо­ведь». Прот. Васи­лий Михай­лов­ский).

Помимо испы­та­ния сове­сти по десяти запо­ве­дям, суще­ствует испы­та­ние сове­сти по запо­ве­дям бла­жен­ства. Неко­то­рые авторы пред­по­чи­тают раз­де­лять пере­чень гре­хов на: 1. грехи про­тив Бога; 2. грехи про­тив ближ­него; 3. грехи про­тив самого себя.

Каким бы ни был прин­цип постро­е­ния испо­веди, цель все­гда одна — пока­зать чело­веку его грех. Ведь ни для кого не сек­рет, что неко­то­рые «испо­вед­ники», про­чтя десять запо­ве­дей спис­ком, под­хо­дят ко свя­щен­нику со сло­вами: «я никого не уби­вал, ничего не крал, жене/мужу не изме­нял — я без­гре­шен!» Глу­бо­кое осмыс­ле­ние каж­дой запо­веди, подроб­ный рас­сказ о гре­хах про­тив нее — един­ствен­ный спо­соб раз­убе­дить чело­века в его «без­греш­но­сти» и создать твер­дую почву для под­го­товки к испо­веди частной.

Пре­крас­ный при­мер этому нахо­дим в книге «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина):

  • «Бла­женны миро­творцы — гово­рит нам Слово Божие. А мы ссо­рим людей, пере­даем вся­кие дур­ные слова, ска­зан­ные дру­гими в раз­дра­же­нии, вме­сто того, чтобы про­мол­чать ради мира».
  • ««Резали», как гово­рят, «правду в глаза», когда этого не тре­бо­ва­лось, когда это при­но­сило только обиду, оскорб­ле­ние, вред делу. Гос­поди, про­сти нас, нера­зум­ных «прав­до­люб­цев»!»

Помня о пользе чте­ния подоб­ных книг, все же не стоит забы­вать и об обо­рот­ной сто­роне медали.

Как при­го­то­виться к испо­веди и при­ча­стию. Прак­ти­че­ское посо­бие для пра­во­слав­ного христианина
«В любых тако­вых переч­нях (гре­хов — прим. И.С.), — пишет автор книги «Как под­го­то­виться к испо­веди и при­ча­стию» свя­щен­ник Михаил Шпо­лян­ский, — таится боль­шая опас­ность — фор­ма­ли­за­ция поня­тия греха: раз напи­сано — зна­чит грех. Однако в дей­стви­тель­но­сти все намного слож­нее… Необ­хо­димо пони­мать, что гре­хов­ный посту­пок — поня­тие не абсо­лют­ное, а относительное».

К сожа­ле­нию, не все авторы так назы­ва­е­мых посо­бий для гото­вя­щихся к испо­веди это пони­мают. Как резуль­тат — среди дей­стви­тельно серьез­ных и глу­бо­ких книг попа­да­ются отдель­ные изда­ния, чте­ние кото­рых не только не помо­жет чело­веку прийти к пра­во­слав­ному осо­зна­нию греха и пока­я­нию, но и, напро­тив, затмит грех насто­я­щий мас­сой фор­маль­ных, при­том не все­гда разум­ных запре­тов, не име­ю­щих ника­кого отно­ше­ния к пра­во­слав­ному пони­ма­нию греха и к совре­мен­ным жиз­нен­ным реалиям.

Одна из при­чин этого явле­ния заклю­ча­ется вот в чем.

Совре­мен­ные авторы и изда­тели довольно часто пере­из­дают доре­во­лю­ци­он­ные книги, не особо заду­мы­ва­ясь над содер­жа­нием и забы­вая о том, что живем мы совсем в дру­гое исто­ри­че­ское время и в дру­гой стране. За веко­вой про­ме­жу­ток вре­мени изме­ни­лась сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти людей, изме­ни­лось отно­ше­ние к Церкви в обще­стве. Более того, изме­ни­лась и пози­ция Церкви по неко­то­рым вопросам.

Без­условно, боль­шая часть ска­зан­ного в то время по-преж­нему акту­альна сей­час. Однако при­дир­чи­вый редак­тор­ский взгляд про­сто необ­хо­дим в опре­де­лен­ных слу­чаях, ведь такие грехи как «ноше­ния погон» или «вызов на дуэль» зву­чат более чем нелепо и невольно застав­ляют чита­теля сомне­ваться в пра­виль­но­сти и акту­аль­но­сти осталь­ных высказываний.

К сча­стью, ситу­а­цию в этом слу­чае можно легко испра­вить, ука­зав чита­телю на год, в кото­ром книга была впер­вые издана, и попро­сив его делать на это скидку. Это сни­мет мно­го­чис­лен­ные недо­уме­ния по поводу прочитанного.

Однако суще­ствует дру­гая кате­го­рия книг, авто­рами кото­рых явля­ются люди вполне совре­мен­ные. Но и в этих изда­ниях, то ли в угоду тра­ди­ции, то ли бла­го­даря осо­бой автор­ской пози­ции, про­дол­жают встре­чаться довольно экзо­тич­ные «грехи». Пред­ла­гаю Вам обра­титься к книге «Пра­во­слав­ная испо­ведь. Пере­чень гре­хов. В помощь каю­ще­муся» (Вла­ди­мир Губа­нов, изда­тель­ство “Раз­ви­тие духов­но­сти, куль­туры и науки”, 2005):

  • Укра­ше­ние (лица, одежды, жилища), остри­же­ние волос (жен­щи­нами), выщи­пы­ва­ние бровей.
  • сово­куп­ле­нием с бесами (плот­ским сожи­тель­ством с бесами, когда бес явля­ется в образе умер­шего чело­века или живого, супругу или супруге).
  • ноше­ние непри­лич­ной одежды, спор­тив­ной, обна­жа­ю­щей тело, корот­кой, узкой, обтя­ги­ва­ю­щей тело, одежды с над­пи­сями, мод­ной, пыш­ной, яркой.
  • ноше­ние перст­ней, колец, серег, бус, оже­ре­лий, гал­сту­ков, пого­нов и про­чих украшений;
  • слу­ша­ние радио; слу­ша­ние музыки;
  • уча­стие в викторинах;
  • лече­ние у безбожников;
  • жести­ку­ли­ро­ва­ние;
  • дер­жа­ние в доме собаки;
  • упо­треб­ле­ние гематогена;
  • пере­садка органов;
  • обна­же­ние тела (у врача);
  • мытье в бане с иудеями.
  • езда на вело­си­педе или на мотоцикле;
  • питье чая, читая духов­ную книгу;
  • непри­лич­ное сморкание.

Книга «Лекар­ство от греха» (Фонд «Бла­го­вест», М., 1999) помо­жет пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину несколько раз­но­об­ра­зить свои пред­став­ле­ния о грехах:

Спи­сок «гре­хов»:

  • «Гово­рила: “Это случайно…ну и день пло­хой сего­дня, бес­тол­ко­вый какой-то”» (с. 15),
  • «Печа­ли­лась, когда раз­би­ва­лась или теря­лась вещь…» (с. 15),
  • «В церкви ста­вила и клала вещи на под­окон­ник» (с. 19),
  • «Нару­шала чужой сон…по неосторожности»,
  • «Читала детям нота­ции: не запач­кай, не поте­ряй и т.п.» (с. 28),
  • «Обго­няла людей старше себя и не под­жи­дала отстав­ших. Не ожи­дала их, если они встре­чали зна­ко­мых» (с. 29),
  • «Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32),
  • «Сади­лась на чужую кро­вать без раз­ре­ше­ния» (с. 33),
  • «Ела мацу и гема­то­ген, рыбу без чешуи» (с. 41)»,
  • «Напо­каз носила очки в золо­той оправе, золо­тые коронки, часто откры­вала рот, чтобы пока­зать их».

Боюсь, что после про­чте­ния этой книги, вме­сто обе­щан­ного «лекар­ства от греха» ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует полу­чить паранойю…

Стр. 1 из 3 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

34 комментария

  • Иоанн, 31.03.2020

    Ком­мен­та­рий какой-то жен­щины, при­чем про­тив опыт­ного испо­вед­ника про­то­и­е­рея.… Не понра­ви­лась ей видите ли кон­кре­тика… Такая книга именно в наше время и нужна! Поскольку мно­гие не осо­знают своих гре­хов счи­тая их нор­маль­ным пове­де­нием. Алек­сий Мороз давно изве­стен как рев­ни­тель Пра­во­сла­вия и на него все­гда много раз­лич­ных напа­дала око­ло­пра­во­слав­ных лич­но­стей ничего не пони­ма­ю­щих в вопро­сах веры а часто и про­тив­ни­ков. Книга на самом деле весьма полез­ная и нуж­ная! И лично мне помогла осо­знать часть гре­хов именно про­тив 7й запо­веди кото­рые я про­сто не счи­тал грехом. 

    Ответить »
    • Кирилл, 01.04.2020

      “По пло­дам узна­ете их”. Судьба автора книги неза­видна, он сна­чала был отправ­лен за штат, а потом ушёл из Церкви в рас­кол (в РПЦЗ(ВВФ)). Можете сами сде­лать вывод: https://www.ridus.ru/news/218644 и ещё мате­риал.

      Ответить »
  • Александр, 11.12.2018

    Была и в нашей семье такая книга. Мы решили от неё изба­виться, так как рев­ность не по разуму у этого автора. Осо­бенно когда он втор­га­ется в сферу интим­ных закон­ных супру­же­ский отно­ше­ний. Гото­вимся к испо­веди по книге отца Иоанна Крестьянина.

    Ответить »
  • Максим, 26.08.2018

    Книгу «Испо­ве­даю грех, Батюшка» я про­чи­тал более десяти лет назад, когда искал ответы на мно­гие вол­но­вав­шие тогда меня вопросы. По сути, эта книга стала моим про­вод­ни­ком к при­ча­стию и борьбе с гре­хами, мно­гие из кото­рых я либо неосо­зна­вал, либо не пони­мал их исто­ков. Эта книга стала для меня откры­тием, эда­кой таб­ли­цей Мен­де­ле­ева в мире духов­ном, кото­рая отве­чала мне на вопросы про­шлой жизни, и рисо­вала послед­ствия гре­хов­ных дей­ствий в буду­щем. Нико­гда не забуду, как после испо­веди, кото­рую я долго и осо­знано состав­лял с помо­щью этой книги, за мной после службы бук­вально бегом бежал Батюшка, кото­рому я испо­ве­до­вался. Он пода­рил мне иконку со сло­вами, что такой испо­веди он нико­гда не слы­шал в своей жизни. А это была одна из пер­вых испо­ве­дей в моей жизни. Это было в Киеве, где в то время я рабо­тал… Я не сохра­нил эту книгу, к сожа­ле­нию, так как давал ее про­честь мно­же­ству людей и никто не остался к ней рав­но­душ­ным. Мно­гие по началу гово­рили, что полу­ча­ется — вся их жизнь сплош­ной грех. Но по про­ше­ствии вре­мени при­ни­мали это гени­аль­ное тво­ре­ние и видели жизнь сквозь призму пра­вед­ного раз­ло­же­ния греха, пони­мая его истоки и спо­собы борьбы с ним. Трудно согла­ситься с тем, что то, что ты дела­ешь долго и с удо­воль­ствием — грех. Сопри­кос­нуться под­рост­кам с гре­хом лучше в печат­ном виде, чем в виде жиз­нен­ного опыта. Осо­бенно если это грехи про­тив 7‑й запо­веди. Грех каса­ется всех, неза­ви­симо от воз­раста и знать врага в лицо лучше с юных лет.  А сюда я забрёл слу­чайно — искал элек­трон­ную вер­сию книги. Хотел перечитать…

    Ответить »
  • Елена Анатольевна, 19.01.2018

    Те, кто утвер­ждают, что эта книга повер­гает в уны­ние,  либо невни­ма­тельно её читали, либо не хотят при­знать, что стра­дают гре­хом, опи­сан­ным в книге так: “Неве­рие в бес­ко­неч­ную Любовь Божию и Его нели­це­при­я­тие — сомне­ние в том, что Бог нас всех посто­янно и оди­на­ково любит. Бог хочет, чтобы вся­кий чело­век спасся и при­шёл в пони­ма­ние истины. Но обла­дая сво­бо­дой воли, чело­век может или при­нять эту любовь или отверг­нуть. За что он и даёт ответ в день сво­его част­ного и все­об­щего Страш­ного Суда”.

    При­знать свой грех — это всё равно что найти при­чину своей болезни, чтобы  попы­таться от неё выле­чится, даже если болезнь сильно запу­щена. Эта книга — доб­ро­со­вест­ный труд. в кото­ром ука­заны болезни, симп­томы, при­чины, спо­собы лече­ния. А кому-то она помо­жет болезнь предупредить.

    Отдель­ное спа­сибо  автору Алек­сею Морозу за слово о том, как пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин дол­жен отно­ситься к живот­ным, о необ­хо­ди­мо­сти  сохра­не­ния ред­ких и исче­за­ю­щих видов.

    Ответить »
  • Александр, 31.07.2017

    Пре­крас­ная книга отца Алек­сея! А то, что одно лекар­ство одному помо­гает, а дру­гому вре­дит — это истина! Девоч­кам 14 лет нечего читать (без бла­го­сло­ве­ния духов­ника!) книгу гре­хов,  пред­на­зна­чен­ную для семей­ных людей! Зато как она помо­гает семей­ным парам, кото­рые и не заду­мы­ва­лись о мно­гих допус­ка­е­мых гре­хах 7 запо­веди! Эта книга не испо­ведь, а помощь для под­го­товки к испо­веди, а дальше уже нужна и соб­ствен­ная работа над собой, и  работа духов­ника! У Игна­тия Брян­ча­ни­нова, напри­мер, нет греха аборта и мно­гих дру­гих гре­хов 7 запо­веди, а у отца Алек­сея Мороза всё есть и это сильно помо­гает испо­ве­да­е­мому, а духов­ник не может спра­ши­вать грехи 7 запо­веди во всех подроб­но­стях, опи­сы­ва­е­мых отцом Алек­сеем, чтобы не навредить!

    Ответить »
  • Елена, 12.06.2017

    Вот еще ссылка на работы Морозова:

    https://vk.com/topic-5551851_23680796

    Ответить »
  • Елена, 12.06.2017

    Книга кото­рая вво­дит в уны­ние и уби­вает духов­ную жизнь, вме­сто глу­бо­кого и слез­ного пока­я­ния начи­на­ешь зани­маться тем, что ловишь себя на новых нарушения.

    Нет, не на гре­хах, не на пока­я­нии, а на строч­ках  листика для испо­веди.  В общем, если ска­зать проще, живое духов­ное дела­нье пре­вра­ща­ется в  мерт­вую букву.

    Отчи­тался на испо­веди батюшке по учеб­нику Моро­зова и чист))

    Ответить »
  • Лейла, 21.03.2017

    Книга Алек­сия Мороза — это не деся­ти­лет­ний труд, а копи­па­ста Евге­ния Попова “Нрав­ствен­ное бого­сло­вие для мирян в порядке десяти Запо­ве­дей Божиих”, кото­рая напи­сана ещё в конце 19-го века. Книга Алек­сия Мороза полна лжи и ереси, хотя бы в адрес брач­ного ложе. Она не отве­чает мне­нию Церкви или Осно­вам Соци­аль­ной Кон­цеп­ции РПЦ. Это гло­ток све­жего воз­духа для тех, кто пред­по­чи­тает жить закон­ни­че­ской жиз­нью, что есть по сути греховно. 

    Ответить »
    • Светлана, 02.04.2017

      Лейла, на чем осно­вано Ваше убеж­де­ние, что эта книга ” не отве­чает мне­нию Церкви или Осно­вам Соци­аль­ной Кон­цеп­ции РПЦ. ” Откуда Вам так хорошо известно “мне­ние Церкви”? Вы обви­ня­ете свя­щен­ника во лжи и ереси?! Так извольте пояс­нить, в чем Вы уви­дели ложь и ересь! Вся книга осно­вана на выдерж­ках из Цер­ков­ных Кано­нов, из Апо­столь­ских Пра­вил и поста­нов­ле­ний свя­тых Собо­ров! И если Вы не жела­ете выпол­нять эти поста­нов­ле­ния, кото­рые, кстати, никто не отме­нял, и не жела­ете в этом каяться, то это Ваше реше­ние, но не повод обви­нять свя­щен­ника, пре­ду­пре­див­шего Вас о гре­хов­но­сти Вашей жизни.

      Ответить »
  • Наталья, 01.03.2017

    Свет­лана, где вы таких свя­щен­ни­ков видели? Сколько свя­щен­ни­ков знаю, подоб­ную чушь даже пред­ста­вить себе не могла. Не могут свя­щен­ники такое гово­рить!!! Может вы обща­лись с свя­щен­ни­кам в запрете? Свя­щен­ники гово­рят при­хо­жа­нам.…. Наг­лая ложь!!!!!! Сей­час можно много услы­шать при­ду­ман­ной грязи на свя­щен­ни­ков, осо­бенно от сек­тан­тов, ере­ти­ков и т.д.

    Ответить »
    • Светлана, 08.03.2017

      Ната­лья, это выдержки из отве­тов свя­щен­ни­ков на вопросы, зада­ва­е­мые на пра­во­слав­ных сай­тов. Свя­щен­ники вполне реаль­ные, слу­жат, печа­тают ста­тьи. В подоб­ных отве­тах гово­рят, что это их лич­ное мне­ние, но почему-то умал­чи­вают о кано­ни­че­ском мне­нии Церкви по этим вопросам.

      Ответить »
  • Александр, 21.04.2016

    «При­ходя в квар­тиру, где нахо­дится собака, мно­гие испы­ты­вают чув­ство дис­ком­форта и даже страха, ибо не при­выкли к обще­нию с подоб­ными живот­ными. В любом слу­чае, хри­сти­а­нину, живу­щему в городе, не подо­бает дер­жать собаку в своей квар­тире как по гиги­е­ни­че­ским, так и рели­ги­озно-нрав­ствен­ным моти­вам (в Вет­хом Завете, напри­мер, собака назы­ва­ется нечи­стым животным)».

    А что не так напи­сано? Да, в квар­тире дер­жать собаку плохо хотя бы по гиги­е­ни­че­ским сооб­ра­же­ниям: гли­сты обес­пе­чены у всех чле­нов семьи, обдёр­тая мебель и стены, трата вре­мени не на молитву и чте­ние духов­ной лите­ра­туры а на гуля­ние с соба­кой по три раза в день, трата денег на содер­жа­ние этой собаки вме­сто того чтобы их отдать в виде мило­стыне поги­ба­ю­щим от нужды людям ит.д.

    «Мно­госмот­ре­ние теле­ви­зора — теле­ма­ния, пороч­ная страсть раз­ла­га­ю­щая душу чело­века. Основ­ные теле­ви­зи­он­ные пере­дачи посвя­щены чело­ве­че­ским стра­стям, похоти, убий­ству, среб­ро­лю­бию, гор­до­сти (супер­мен­ству) и тому подоб­ному. Кто посто­янно смот­рит теле­ви­зор, тот неза­метно для себя начи­нает жить жиз­нью выду­ман­ных теле­ге­роев: блу­дить, уби­вать и пьян­ство­вать вме­сте с ними».

    А что опять не так напи­сано? Всё верно — теле­ви­зор — это икона зверя и всё это там про­ис­хо­дит и люди, смот­ря­щие теле­ви­зор, начи­нают всему тому под­ра­жать! Автор, в чём суть вашей пре­тен­зии к Алек­сию Морозу насчёт смот­ре­ния телевизора?

    «У муж­чины (от дружбы с про­ти­во­по­лож­ным полом — прим. И.С.) может наблю­даться потеря духов­ной кре­по­сти, рас­слаб­ле­ние харак­тера (а не смяг­че­ние его, кото­рое может воз­ни­кать при ред­ком обще­нии со сла­бым полом). Также наблю­да­ется рас­слаб­ле­ние души сквер­ными помыс­лами, раз­ви­тие утон­чен­ного сла­до­стра­стия, когда муж­чина, даже не отда­вая себе отчета, бесе­дуя зача­стую на бла­го­че­сти­вые темы, соуслаж­да­ется самой энер­гией беседы, «флю­и­дами» тес­ного обще­ния с жен­щи­ной. В жен­ском суще­стве пре­об­ла­дают кровь и чув­ства, жен­щина еще более рас­по­ло­жена к при­страст­ному отно­ше­нию. Обща­ясь с муж­чи­ной, она часто под­со­зна­тельно реа­ги­рует на него как на буду­щего парт­нера или мужа. Так она назы­вает друга-муж­чину своим бра­том, если они близки по воз­расту, отцом — если намного старше ее, сыном — если моложе. Но в любом слу­чае, она как бы срод­ня­ется, свя­зы­ва­ется с ним. Жен­щина начи­нает усмат­ри­вать и рас­хва­ли­вать в своем друге-муж­чине такие совер­шен­ства, каких он нико­гда и не имел. Таким обра­зом, жен­щина пре­вра­щает сво­его друга муж­чину в идола, а затем и сама стре­мится стать идо­лом для него. Даже если у них есть общие духов­ные и рели­ги­оз­ные инте­ресы и на этом осно­вана их дружба, то она, по иску­ше­нию от диа­вола, еще ско­рее при­во­дит к опас­но­сти падения».

    А что опять не так? Допу­стим, ранее я не заме­чал того что здесь напи­сано при обще­нии с сотруд­ни­цами а теперь уви­дел в себе это тон­кое обо­льще­ние и сла­до­стра­стие, воз­ни­ка­ю­щее при обще­нии с жен­ским полом. И что пло­хого, ска­жите, мне в том что Алек­сий Мороз пока­зал мне и мно­гим дру­гим эту тон­кую страсть на кон­крет­ных жиз­нен­ных при­ме­рах и понятиях?

    Ответить »
    • Александр, 02.10.2016

      На счет теле­ви­зора… теле — пере­дача на рас­сто­я­ние, визо — изоб­ра­же­ния. В моем пони­ма­нии это “инстру­мент” кото­рым можно поль­зо­ваться ко благу, а можно и ко вреду… А вот насчет “теле­ма­нии” (мания — страсть, вле­че­ние…) вполне согла­сен. При­чем со всеми теле… и не только.

      Ответить »
    • Светлана, 23.02.2017

      Цели­ком и пол­но­стью согласна с Вами, Алек­сандр в том, что книга о.Алексия более чем полезна. Эта книга откры­вает глаза на грехи, пояс­няет то, что ты сам на то что не пони­ма­ешь — уви­деть в себе не можешь. Книга эта пол­но­стью соот­вет­ствует кано­нам Пра­во­слав­ной Церкви и очень необ­хо­дима для нас. Осо­бенно сей­час, когда свя­щен­ники, при­шед­шие в 90‑е, увле­ка­ясь сво­бо­дой, начи­нают отвер­гать то, что им кажется уста­рев­шим, ненуж­ным. Свя­щен­ники гово­рят при­хо­жа­нам, что куре­ние — не грех; что заня­тия ораль­ным сек­сом между супру­гами не явля­ются гре­хом, и т.д., и т.п. Раз­ви­ва­ется мне­ние, что если ты “дру­гим жизнь не пор­тишь”, то зна­чит, уже и не гре­шишь, все осталь­ные грехи — про­тив себя и твое лич­ное дело. Эта пози­ция, отста­и­ва­е­мая мно­гими свя­щен­ни­ками про­сто ужа­сает. И книги, подоб­ные книге о.Алексия Мороза — гло­ток све­жего воз­духа всреди этого все­об­щего удушья.

      Ответить »
  • Денис, 16.04.2016

    И извест­ный подвиж­ник 20 века игу­мен Никон (Воро­бьев) вто­рит Свя­ти­телю Игна­тию, что не полезно черес­чур копаться в своих гре­хах, т.к. мы все равно глу­боко не знаем самих себя, а знает только Господь.

    Ответить »
  • Елена, 31.03.2016

    ” Посмот­рите попри­сталь­нее! Пред испо­ве­дью между бла­гими помыс­лами вы имели помысл мел­кой рас­чет­ли­во­сти, хотели на испо­веди ска­зать все, хотели рас­пла­титься со Хри­стом, хотели уже не быть долж­ными Ему! И вышли, неся в себе не удо­вле­тво­ри­тель­ное чув­ство, а лука­вый помысл, под­учав­ший к мел­кой рас­чет­ли­во­сти, начал сму­щать, говоря: «Ты не все ска­зала на испо­веди». Поверьте! Гово­рим на испо­веди, что видим в себе, но несрав­ненно боль­шее число гре­хов не видим, почему мно­же­ство ведо­мых и неве­до­мых гре­хов наших повер­гаем в море щед­рот Хри­сто­вых и после таин­ства испо­веди ощу­щаем удо­вле­тво­ря­ю­щее нас чув­ство спо­кой­ствия не по при­чине дел наших, но по при­чине Хри­сто­вых щед­рот и пре­бы­ваем Ему долж­ными дол­гом неоплат­ным.” Письма Свят.Игнатия Брянчанинова.Письмо 86

    Как каяться миря­нину. Письмо 184.
    “Не сове­то­вал бы я вам вхо­дить в подроб­ное и тон­кое раз­би­ра­тель­ство гре­хов и гре­хов­ных качеств ваших. Собе­рите их все в один сосуд пока­я­ния и вверг­ните в без­дну мило­сер­дия Божия. Тон­кое раз­би­ра­тель­ство гре­хов своих ней­дет чело­веку, веду­щему свет­скую жизнь: оно будет только ввер­гать его в уны­ние, недо­уме­ние, сму­ще­ние. Бог знает наши грехи, и если мы будем посто­янно при­бе­гать к Нему в пока­я­нии, то Он посте­пенно исце­лит самую гре­хов­ность нашу, то есть, гре­хов­ные навыки, каче­ства сердца. Грехи, соде­лан­ные сло­вом, делом, сло­же­нием помыш­ле­ний, должно ска­зать на испо­веди отцу духов­ному; а в тон­кое раз­би­ра­тель­ство духов­ных качеств, повто­ряю, не должно свет­скому чело­веку пус­каться: это ловушка, ста­ви­мая лови­те­лем душ наших. Позна­ется же она по про­из­во­ди­мому в нас сму­ще­нию и уны­нию, хотя по наруж­но­сти и обле­чена в бла­го­вид­ность добра. Нужно это чер­ное покры­вало для ино­ков, чтоб закры­вать ими лучи бла­го­дати, сия­ю­щие из ума их и сердца; нужно это чер­ное покры­вало для ино­ков уже пре­успев­ших, кото­рых зре­ние гре­хов­но­сти своей не может при­ве­сти в без­на­де­жие, при­во­дит только в сми­ре­ние. Так неко­гда носил покры­вало на сия­ю­щем лице своем Бого­ви­дец Мои­сей.….. не должно пус­каться в тон­кое раз­би­ра­тель­ство гре­хов, но про­во­дить жизнь в посто­ян­ном пока­я­нии, при­зна­вая себя греш­ным во всех отно­ше­ниях и веруя, что мило­сер­дый Гос­подь вся­каго, лишь при­знав­шаго гре­хов­ность свою, при­ем­лет в объ­я­тия Сво­его мило­сер­дия, в недро спа­се­ния. Это разу­ме­ется не о гре­хах смерт­ных, пока­я­ние в кото­рых при­ни­ма­ется Богом только тогда, когда чело­век оста­вит смерт­ный грех. ”

    Ответить »
    • Елена, 21.02.2017

      Пол­но­стью с Вами согласна, Елена, и, конечно, с авто­ром ста­тьи Ири­ной

      Ответить »
      • Лидия, 20.11.2017

        И я согласна, спаси нас Господи!

        Ответить »
  • людмила, 07.12.2015

    Эту книгу в свое время купил мой муж.Когда начала читать ‚чув­ство было тяжелое,описываются грехи о кото­рых ты не подозреваешь,но легче от этого не становится,а наоборот.Абсолютно согласна с Владимиром,что пер­фек­ци­о­ни­стам и людям со слож­ной пси­хи­кой такие книги не подойдут,а я именно таким чело­ве­ком и являюсь.А мой муж гото­вился по этой книге к испо­веди и все нормально.

    Ответить »
  • Людмила, 06.12.2015

    Очень стран­ная автор этой ста­тьи! И очень стран­ные умозаключения…То есть, то , что отцу Алек­сию была при­суж­дена 1‑я Все­рос­сий­ская пра­во­слав­ная лите­ра­тур­ная пре­мия имени св. благ. князя Алек­сандра Нев­ского в обла­сти попу­ляр­ной бого­слов­ской литературы,это ничего не зна­чит? Сидят такие глу­пые люди и про­сто думают: давайте ка мы пре­мию дадим.Это по мень­шей мере смешно…Книга заме­ча­тель­ная и согла­шусь с выска­зы­ва­нием : “Тебе кажется, что ты уже нашел все свои грехи, а книга гово­рит, что есть еще к чему стремиться.”

    Ответить »
  • Владимир, 14.09.2015

    Я про­чи­тал только часть этой книги. О нару­ше­нии 7 запо­веди. Книга отрезв­ляет, встря­хи­вает от состо­я­ния пре­ле­сти. Тебе кажется, что ты уже нашел все свои грехи, а книга гово­рит, что есть еще к чему стре­миться. А борьба с помыс­лами будет идти до конца жизни. Поэтому, как я понял, очи­ститься до конца нельзя. Можно стре­миться к абсо­лют­ной чистоте, но все­гда немного до нее не дотя­ги­вать. И наде­яться на милость Божию, что Он простит.

    Ответить »
  • Антон, 23.03.2015

    Батюшка Алек­сий делает все пра­вильно, обсуж­дая эти темы. Их и без этой книги хва­тает по ТВ, в интер­нете, и уж точно за такими зна­ни­ями не поле­зут в его книги.
    С дру­гой сто­роны, вскры­вая такие темы, он дает людям с соот­вет­ству­ю­щими гре­хами обсуж­дать их открыто, и как след­ствие решать.…

    Ответить »
  • Владимир, 20.03.2015

    Читал ее, как и книгу про старца Анто­ния, и мно­гие дру­гие книги с кате­го­рич­ным укло­ном.… Людям со слож­ной пси­хи­кой перед про­чте­нием реко­мен­ду­ется пройти кон­суль­та­цию у пси­хо­те­ра­певта. Пер­фек­ци­о­ни­стам и людям, склон­ным к пер­фек­ци­о­низму лучше даже не пытаться читать такую книгу во избе­жа­ние тяже­лых пси­хи­че­ских рас­стройств. Пре­вра­щает кар­тину мира в слож­ный и безум­ный спи­сок пра­вил, лишает шанса научит­сья мыс­лить самостоятельно.

    Ответить »
    • Владимир, 14.09.2015

      Если и пройти кон­суль­та­цию, то только у пра­во­слав­ного пси­хо­те­рап­вета. Раз­ница огромна. Бояться не надо. Книга даст трез­вый взгляд на жизнь. Не нужно бояться осуж­де­ния самого себя, оно ведь на пользу. Мне пока­за­лось, что выпол­нить все невоз­можно, но направ­ле­ние духов­ного раз­ви­тия я уло­вил. Как бумага, на кото­орй рисо­вали, ласти­ком очи­ща­ется, но все равно следы оста­ется. И очи­щать надо посто­янно. Я понял это так.

      Ответить »
    • Татьяна, 15.09.2015

      Совер­шенно и един­ственно пра­виль­ный отзыв, про­чи­тав эту книгу можно сойти с ума, впасть в депрес­сию, покон­чить собой и т.д. и ни какой любви Божией не чув­ству­ется, а только пре­зре­ние к нам людям, каж­дый шаг, взгляд, мысль, слово — это всё грех и мы люди ник­чем­ные, ничтожные.….…зря купила эту книгу, плохо от нее стало на душе.….зачем же таких пло­хих нас Бог создал, что бы потом вот так втап­ты­вать в грязь.…

      Ответить »
      • Кирилл, 15.09.2015

        Спра­вед­ли­во­сти ради нужно отме­тить, что Бог нас создал не пло­хими, это мы отпали от Него. Не Бог, а мы вино­ваты в своих бес­чис­лен­ных грехах.

        Ответить »
      • Павел, 15.03.2018

        Про­чи­тайте Лествицу. Уви­дите как нужно каятся, и депрес­сия прой­дёт. А такие книги нужны, без них сла­сто­лю­би­вая душа все­гда най­дет как изме­нять Христу

        Ответить »
  • Михаил Егоров, 13.03.2015

    “Мала­кой” с гре­че­ского пере­во­дится как педерастия.Никакого отно­ше­ния к руко­блу­дию не имеет.

    Ответить »
    • Константин, 02.06.2015

      Мала­кас с гре­че­ского — онанист.

      Ответить »
  • Алла, 07.03.2015

    Я поль­зу­юсь этой кни­гой регу­лярно. Один раз про­чи­тала ее пол­но­стью, а теперь перед испо­ве­дью про­смат­ри­ваю спи­сок гре­хов, чтобы запи­сать то, что не вспом­нила. если нужны отдель­ные пояс­не­ния по пере­чис­лен­ным в списке гре­хам — смотрю во внутрь. мне кажется, на испо­веди духов­ный отец может сори­ен­ти­ро­вать, что есть грех, а что нет. во вся­ком слу­чае книга дает заду­маться и обра­тить вни­ма­ние на себя.

    Ответить »
  • АННА, 30.09.2014

    ЛИЧНО МНЕ ЭТА КНИГА ОЧЕНЬ ПОМОГЛА В СВОЕ ВРЕМЯ.
    БЛАГОДАРЯ ОБЪЯСНЕНИЮ ГРЕХОВ- Я ИСПОВЕДАЛА ТРИ ОГРОМНЫХ СПИСКА ГРЕХОВ И КАК БУДТО КАМЕНЬ С ДУШИ УПАЛ. ЕЩЕ ПОТОМ Я РАЗА 2 ШТУДИРОВАЛА ЭТУ КНИГУ, НО УЖЕ МАЛО ЧТО НАШЛА ИЗ ЭТИХ ГРЕХОВ.
    Я НЕ ЧИТАЛА ПРО ТО, ЧТО МНЕ НЕ НАДО, ЗНАЯ ЧТО У СВЯТЫХ НАПИСАНО “НЕ ВДАВАТЬСЯ В ПОДРОБНОСТИ ПЛОТСКИХ ГРЕХОВ”.
    ХОРОШИЙ СПРАВОЧНИК ПО ГРЕХАМ.
    НУ, А ВО ЗЛО УПОТРЕБИТЬ МОЖНО ВСЕ ЧТО УГОДНО.
    СПАСИ, ГОСПОДИ.

    Ответить »
  • Антон, 15.07.2014

    Нахожу долж­ным напи­сать несколько слов о книге отца Алек­сия Мороза «Испо­ве­даю грех, батюшка» («Сми­ре­ние», 2005).
    Думаю, пред­став­лен­ная в отзыве оценка вызвана невер­ным пони­ма­нием назна­че­ния дан­ного изда­ния. Попы­та­юсь опи­сать своё субъ­ек­тив­ное виде­ние ситуации.
    Как спра­вед­ливо отме­чает Ирина Стри­жова, цити­руя про­то­и­е­рея Алек­сия Умин­ского, поло­вину книги зани­мает пере­чис­ле­ние гре­хов, что невольно наво­дит на мысль: перед нами спра­воч­ник, а не лите­ра­тур­ное произведение.
    Едва ли чело­век, чита­ю­щий орфо­гра­фи­че­ский сло­варь, будет вдох­нов­лён про­чи­тан­ным и ста­нет вос­тор­гаться кра­со­тою рус­ского языка.
    Здесь, та же ситуация.
    Орфо­гра­фи­че­ский спра­воч­ник помо­гает чело­веку, нахо­дить ошибки в пра­во­пи­са­нии. Книга Алек­сея Мороза спо­соб­ствует отыс­ка­нию оши­бок в себе (своих поступ­ках, пове­де­нии, привычках).
    Никто не читает спра­воч­ники, что назы­ва­ется, “от корки до корки”. В них загля­ды­вают по необходимости.
    А тот факт, что кто-то в духов­ном спра­воч­нике (поз­вольте мне так назы­вать книгу Алек­сея Мороза) нахо­дит грехи, кото­рых ещё не вку­сил, так в этом нет ничего уди­ви­тель­ного. Непра­вильно при­ме­няя духов­ный спра­воч­ник, можно нане­сти вред душе. Равно как при непра­виль­ном при­ме­не­нии меди­цин­ских спра­воч­ни­ков можно при­чи­нить вред телу (напри­мер, изго­тав­ли­вать, а затем при­ме­нять яды, нар­ко­ти­че­ские сред­ства). Однако, никто не назы­вает меди­цин­ские спра­воч­ники вредными.
    Насколько известно, «Испо­ве­даю грех, батюшка» — резуль­тат деся­ти­лет­него труда Алек­сея Мороза. Эта книга никак не тянет на бро­шюру для под­го­товки к испо­веди. Это осно­ва­тель­ный труд, спо­соб­ный помочь чело­веку, веду­щему духов­ную борьбу, раз­гля­деть те свои грехи, к кото­рым при­вык настолько, что не заме­чает их вовсе (но от этого они не пере­стают быть душепагубными).
    Для более пол­ного пони­ма­ния назна­че­ния книги «Испо­ве­даю грех, батюшка», может быть полез­ным обра­титься к бесе­дам Алек­сия Мороза, в част­но­сти, “Пока­я­ние, его сущ­ность. Основ­ные грехи совре­мен­но­сти”. Их без труда можно найти в интер­нете. На мой взгляд, они явля­ются необ­хо­ди­мым при­ло­же­нием к книге.

    Ответить »
  • Кирилл, 11.06.2014

    Верно писал пре­по­доб­ный Мака­рий Оптинский:
    «Каса­тельно же того, что вы затруд­ня­е­тесь ска­зать духов­нику о неко­то­рых пред­ме­тах, скажу вам: мыс­лен­ные при­ра­же­ния страст­ных плот­ских помыс­лов не изъ­яс­няйте подробно, а про­сто гово­рите: “побеж­да­юсь плот­скими помыс­лами”; довольно и сего. Бог видит сердце ваше, скор­бя­щее о сем. Если же стыд не допус­кает и сего ска­зать, то при­бег­ните к сми­ре­нию и помните, что здеш­ний малый стыд пред одним чело­ве­ком осво­бож­дает от буду­щего веч­ного стыда».

    См. подроб­нее: О заблуж­де­ниях о. Алек­сия Мороза

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки