<span class=bg_bpub_book_author>свящ. Василий Румянцев</span> <br>Из воспоминаний

свящ. Василий Румянцев
Из воспоминаний

(12 голосов4.8 из 5)

Оглавление

Священник Василий Румянцев (1876/77 — 1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье.

В 1884 — 1887 гг. учился в Чудцовской начальной школе Буйского уезда. Это было единственное учебное заведение, в котором он учился. Отец, Вавила Васильевич, умер 54‑х лет, когда сыну было не более 13 лет, но отец успел научить Василия всем крестьянским работам. После смерти отца Василий нанимался вместе с братьями, с которыми он жил, к лесопромышленникам рубить и вывозить лес (работал 2 зимних сезона погонщиком лошадей), помогал братьям в плетении лаптей на продажу. С 1891 г. он — писарь и счетовод местного сельского старосты. В 1893 — 1909 гг. — учитель Чудцовской церковно-приходской школы и Дьяконовской школы грамоты (в 1896 г. сдал испытания на звание учителя начальной школы). За труды по народному образованию в 1902 г. был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте.

В 1909 г. Василий Румянцев принял сан диакона и вплоть до 1913 г. служил диаконом в Ильинской церкви села Тутки Солигаличского уезда. В 1913 г. о. Василий был рукоположен в священника и с этого времени по 1937 год служил священником Георгиевской церкви села Каликина Чухломского уезда (ныне территория Парфеньевского района), впоследствии закрытой и разрушенной.

В 1934 г. о. Василий перешёл в обновленческий раскол, став в это время благочинным. В 1937 г. ушёл в заштат. В 1943 г. в связи с упразднением обновленчества возвратился в Русскую Православную Церковь. После 1937 г. недолго служил в Воскресенском храме села Парфеньева, в 1947 г. — в храме св. Василия Великого в Галиче. Умер 85-ти лет в Каликине, похоронен возле Георгиевского храма, в котором прослужил около 25 лет.

Воспоминания написаны им в начале 50‑х гг., публикуются в сокращении.

При публикации сохранены особенности авторского написания слов: буква ё под ударением («бревёнчатый», «тёмно») и в безударном положении («морё»), «и» в положении между мягкими согласными («болизни») и некоторых слов: «фамиль», «дедушко», «конфекты» и т.д.; написание с заглавной буквы названий месяцев года, учебных предметов в школе и в др. случаях («Государство» — не в начале предложения; «Его» — при рассказе о погибшем в Отечественую войну сыне — тоже не в начале предложения — и пр.); приставки на «з» перед глухими согласными; у прилагательных и числительных окончание «-ия» вместо «-ие» в им. п. мн. ч. и «-яго» вместо «-его» в род. п. ед. ч. муж. и ср. р.

Некоторые сокращённые слова для удобства чтения даны полностью; другие, имеющие авторский характер сокращения, печатаются в общепринятом виде. Пропущенные слова даны в квадратных скобках, подчёркнутые автором слова выделены жирным шрифтом. Даты записей в «Дневнике Отечественной войны» выделены курсивом.

В подавляющем большинстве случаев сохраняется авторская пунктуация. Редакторская правка отсутствует.

Моё детство

12 февраля 1952 г.

Я не помню, когда родился. Это невозможно. О времени своего рождения я узнал в школе в 3‑м классе, когда учился третий год. В то время мне было 11-ть лет. Я родился 22 декаб. по ст. ст. 1876 г. в дер. Дьяконове Дьяконовского с/с Буйскаго р‑на Костр. обл.[1] от небогатых родителей — крестьян-хлебопашцев. Отца звали Вавило Васильевич, а мать – Пелагия Тимофеевна. Они были малограмотными, фамили не имели.

Для меня кажется невероятным, но на самом деле это было в моей еще младенческой жизни, когда мне было не более одного года от рождения. В один из дней я увидел себя у грудей своей матери, питающей меня, а потом понял, что она кладет меня в люльку против моего желания и начинает качать с пением колыбельных слов. Я видел в это время, что за столом сидел седой старик в домотканой в клеточку синей рубашке. Это был мой дедушко по отцу, как я узнал после. Его звали Василием. И это событие каким-то образом [запечатлелось] в мозгах моей головы и осталось в памяти навсегда по сие время, когда мне уже 75 лет. Еще запечатлелось в тот момент внутренний вид дома и постановка в нем, а именно: белая печка, пиленый тесовый пол, брёвенчатый и нетёсаный потолок, лавка около стен, стол в красном углу и наверху в углу иконы.

Я помню, что мне не хотелось в этот раз быть в люльке и я очень плакал. А потом, по-видимому, я уснул под пение матери. И больше не возобновлялись мои подобные ощущения себя и действий моей матери и моих родных до времени моего понимания, свойственного всем детям.

Когда я стал уже порядочно взрослым, понимающим и способным разговаривать с матерью и спрашивать ее и ей передавать свои детские впечатления – мне вспомнилось сказанное выше событие. Я рассказал ей всё это. Она на это ответила, что действительно всё так и было во время моего младенческого возраста, когда мне было не больше одного года от рождения. При этом она сообщила, что виденный мною седой старик был мой дедушко Василий 80 лет, который потребовал при крещении моем дать мне имя тоже Василий. При этом он пророчески сказал, что я родился на смену ему, буду таким же, как и он. При крещении меня на дому он был за псаломщика и читал Символ веры, вместо отца крестного. Также мать сообщила при этом, что дедушко носил синия в клеточку рубашки. Она сообщила, что действительно правильно описаны мною внутренние виды дома. Дедушко Василий недолго жил после моего рождения, вскоре умер. Мать сообщила мне о нем одно хорошее и примерное для нас в жизни, оставшихся жить с родителями. Он был совершенно трезвым, трудолюбивым, миролюбивым со всеми, не любившим ссор и сквернословия, вел свое хозяйство правильно-толково, каждое дело по хозяйству отправлял своевременно и без опущений. У меня было два брата и две сестры старше меня. Их теперь нет: они умерли.

До школьного возраста я был несколько раз, почти всё время, больным. По-видимому, я перенёс все детския болезни: натуральную оспу, т.к. в то время не было противооспенных прививок, и от оспы умерли троё моих товарищей по детским играм. Я перенёс корь и коклюш, перенёс и скарлатин с осложнениями, была большая опухоль под бородком, в виде большого вала, потом прорвавшегося и образовавшего раны. При этой болезни мать возила меня в Ферапонтовский храм для молитвы над могилою Преп. Ферапонта. После этого я стал выздоравливать и моё здоровьё окрепло. Мать мне сообщила, что при всех своих болезнях я несколько раз умирал, был очень слаб и лежал под Святыми иконами на лавке, приговоренный к смерти. В это время некоторые из соседей приходили к нам смотреть на меня умирающего. Это и я помню и теперь их представляю своим воображением и называю их имена. Но я ожил и выздоровел. Исполнилось пророчество моего дедушка Василия. Я сменил его и теперь живу. Напрасны были страхи моих родных и всех приходящих. Мои родители, мои братья и сестры радовались этому и меня баловали своими гостинцами, покупали конфекты.

Мое первое образование

24 Февр. 1952 г.

Когда мне исполнилось 8 лет, меня отдали учиться в Чудцовскую начальную школу, в которой я учился три года. Учителем в школе был трезвый и во всём хорошем примерный человек. Его звали Николай Аниподистович Сибилев. Он был сам выдержанным и строгим к себе и старался и нас воспитать и сделать такими же выдержанными и примерными для правильной жизни: не позволял ссориться и произносить нехорошие — нелитературные — мужицкие слова, не позволял курить табак и ходить по вечерам в беседы парней и девушек, чтобы не перенять у них нехорошее, например сквернословие, и чтобы не потерять время, необходимое для усвоения уроков, заданных на дом или на квартиру. За выполнением всего этого он строго следил. И мы слушались его и в то же время боялись его обидеть непослушанием, потому что мы его любили. Кроме этого, им было указано ходить нам в церковь в каждый праздник, куда приходил и сам он неупустительно за пять километров, подавая пример нам в этом и — в то же время — проверяя нашу исполнительность.

Основными предметами для преподавания были: Закон Божий, Русский язык, Арифметика, Церковно-славянский язык и Чистописание. Пособиями по Закону Божию были истории – книги авторов: Соколова, Чемцова и епископа Агафодора. По Русскому языку пособиями были учебники: «Родное слово» — первый год, для младшего отделения, «Хрестоматия» Баранова — для второго и третьяго отделений; книга Водовозова и «Детский мир» Ушинского – для третьяго отделения. По арифметике были задачники Евтушевского и Гольденберга. В состав Русского языка входило: толковое механическое чтение с объяснением непонятных слов и пересказыванием своими словами прочитанного, а иногда с письменным изложением; заучивание наизусть стихотворений и басен, знание главных событий из отдела Русской истории; знание частей света, океанов, морей, рек и озёр и городов нашего отечества – из отдела по географии, с подразделением по краям и указанием, где чем занимается население; знакомились с царством животных, растений и ископаемых минералов — из отдела Естественной истории.

На правописание и знание грамматических знаний обращалось большое внимание учителя. При этом часто делался разбор слов по частям речи и предложений. При письменных работах обращалось тоже большое внимание на чистописание.

По Арифметике требовалось знание четырёх арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) простых чисел и составных-именованных с раздроблениями и превращениями разных мер, решением примеров и очень сложных задач, по Гольденбергу и Евтушевскому задачнику, с простыми и именованными числами. Также решали примеры и задачи на квадратные и кубическия меры и на вычисление времени. Знакомились с простыми дробями и десятичными.

По всем этим предметам я имел большой успех и был первым учеником из своих товарищей по классу.

По церковно-славянскому языку требовалось быстрое и правильное чтение на ударениях слов и перевод церковно-славянского языка на русский. Это производилось при чтении по порядку Св. Евангелия. По Закону Божию требовалось знание начальных молитв, Символа Веры и 10-ти заповедей Закона Божия — с объяснением, знание истории ветхого и нового завета с тропарями великих праздников, знание церковных Богослужений суточных и годичных, церковный устав при Богослужении и о степенях священства и о одеждах, присвоенных их сану. Знакомились с некоторыми событиями и из Церковной истории.


[1] Правильно: Буйского уезда Костромской губернии. (Прим. ред.)

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Елена, 05.01.2020

    Огромное спасибо! Замечательная книга моего земляка. Прочитала на одном дыхании. Очень интересно читать о людях живших когда-то на моей родной земле, их нравах, судьбах. В какое трудное время выпал жребий им жить.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки