Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология

(6 голосов4.5 из 5)

Оглавление
След. глава

См. также: Молитвы рус­ских поэтов. XX-XXI. Антология

Преподобный Митрополит Иларион

Ила­рион (сере­дина XI в.) – духов­ный писа­тель, про­по­вед­ник, пре­сви­тер кня­же­ской церкви Св. Апо­сто­лов в Бере­стове под Кие­вом; с 1051 по 1054 год – пер­вый русин по про­ис­хож­де­нию мит­ро­по­лит Киев­ский; в после­ду­ю­щие годы – чер­нец Киево-Печер­ской лавры. В «Житие Фео­до­сия Печер­ского», создан­ном лето­пис­цем Несто­ром, сохра­нился рас­сказ о том, как к Фео­до­сию, жив­шему в келье вме­сте с одним из пер­вых насель­ни­ков Никона, кото­рый и постриг его в монахи, при­хо­дил на испо­ведь чер­нец Ила­рион. Лето­пи­сец Нестор, упо­мя­нув об Ила­ри­оне, особо под­чер­ки­вает: «Бяше бо и кни­гам хитр псати по вся дни и нощи писаша книги в келии у бла­жен­ного отца нашего Фео­до­сия, оному же псал­тырь усты поющи тихо и руками пря­дуща волны (шерсть), или кое иное дело дела­ю­щее». Известно, что Никон Печер­ский вер­нулся в лавру из Тму­та­ра­кани, где осно­вал Бого­ро­дич­ный мона­стырь, в 1068 году. Фео­до­сий Печер­ский умер в 1074 году, уже при жизни про­сла­вив­шись «духов­ными сло­весы» – про­по­ве­дями и молит­вами. По всей веро­ят­но­сти, именно в эти годы (с 1068 по 1074 год) и соби­ра­лись три монаха, чтобы, как учил Фео­до­сий дру­гих чер­но­риз­цев, самим бодр­ствать для цер­ков­ного пения и чте­ния книж­ного, иметь на устах псалмы Давыдовы…

В 1108 году, через трид­цать лет после смерти, Фео­до­сия Печер­ского при­чис­лят к лику свя­тых. Никона Печер­ского (Вели­кого) тоже кано­ни­зи­руют как одного из осно­ва­те­лей Киево-Печер­ской лавры и как пред­ше­ствен­ника Нестора-лето­писца. С его име­нем свя­зана система погод­ной хро­но­ло­гии, став­шая осно­вой рус­ского лето­пи­са­ния. В даль­ней пещере Киево-Печер­ской лавры, вме­сте с нетлен­ными мощами пер­вых рус­ских свя­тых, поко­ятся мощи пре­по­доб­ного Ила­ри­она схимника.

Одним из основ­ных дока­за­тельств свя­то­сти при кано­ни­за­ции как в древ­но­сти, так и ныне явля­ется нетлен­ность мощей. Но у Ила­ри­она есть еще одно, столь же неопро­вер­жи­мое – «Слово о Законе и Бла­го­дати», ока­зав­ше­еся, как пока­зала почти тыся­че­лет­няя исто­рия, столь не нетлен­ным и вечным.

«Слово о Законе и Бла­го­дати» закан­чи­ва­ется при­пис­кой, в кото­рой Ила­рион сооб­щает самые важ­ные све­де­ния о себе: «Я мило­стью чело­ве­ко­лю­би­вого Бога, монах и пре­сви­тер Ила­рион, изво­ле­нием Его, из бла­го­че­сти­вых епи­ско­пов освя­щен был и насто­ло­ван в вели­ком и бого­хра­ни­мом граде Киеве, чтоб быть мне в нем мит­ро­по­ли­том, пас­ту­хом и учи­те­лем. Было же это в лето 1051 при вла­ды­че­стве бла­го­вер­ного кагана Яро­слава, сына Вла­ди­мира. Аминь».

Это пер­вое пас­тыр­ское СЛОВО пер­вого рус­ского мит­ро­по­лита, пред­ше­ство­вав­шее «Слову о полку Иго­реве», «Слову» Дани­ила Заточ­ника, «Слову о поги­бели Рус­ской земли» и всем дру­гим СЛОВАМ. Именно ему, монаху Ила­ри­ону, суж­дено было через пол­века после кре­ще­ния Руси выра­зить ту самую рус­скую идею, кото­рую Рос­сия вновь пыта­ется обре­сти через тыся­че­ле­тие, пройдя через самые тра­ги­че­ские испы­та­ния XX века.

Его «Слово» закан­чи­ва­ется молит­вой. Ила­рион обра­ща­ется к Богу «от всея земли наша»: «Про­стри милость Твою на людей Твоих… вла­ды­ками нашими при­грози сосе­дям, бояр умудри, города умножь. Цер­ковь Твою укрепи, досто­я­ние Свое убе­реги, муж­чин, жен­щин и мла­ден­цев спаси». Уже в наше время мит­ро­по­лит Иоанн (Сны­чев) ска­жет о молитве Ила­ри­она: «Это молит­вен­ное воз­зва­ние мит­ро­по­лита-русина, пред­сто­я­теля Рус­ской церкви, печаль­ника за вве­рен­ный ему Богом народ, – стало как бы пер­вым сло­вом той горя­чей, дет­ской молитвы, кото­рую вот уже тысячу лет сла­гает Рос­сия среди без­чис­лен­ных иску­ше­ний, соблаз­нов и гоне­ний, памя­туя слова Свя­щен­ного Писа­ния: «Чадо, аще при­сту­павши рабо­тати Гос­по­деви Богу, уго­тови душу твою во иску­ше­ние, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2:1-2).

Ила­рион впер­вые ввел и само это сло­во­со­че­та­ние «Рус­ский народ» наряду с обыч­ным «Рус­ская земля», под­чер­ки­вая тем самым не про­сто тер­ри­то­ри­аль­ную, а духов­ную общ­ность. «Откуда есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жити, и откуда Рус­ская земля стала есть», – так начи­на­ется лето­пи­са­ние в «Пове­сти вре­мен­ных лет». Мит­ро­по­лит Ила­рион ввел дру­гую точку отсчета: от закона, дан­ного через Мои­сея, – к бла­го­дати, обре­тен­ной с Хри­стом; от Вет­хого Завета – к Новому Завету. Таков путь народа рус­ского, при­няв­шего кре­ще­ние, – путь обнов­ле­ния и возрождения.

Но все это и ока­за­лось основ­ной при­чи­ной, почему в совет­ские вре­мена на «Слово о Законе и Бла­го­дати» было нало­жено неглас­ное идео­ло­ги­че­ское «табу».

Оно не вошло даже в пер­вый том самого извест­ного изда­ния «Памят­ники лите­ра­туры Древ­ней Руси», вышед­шего в 1984 году. Лишь через десять лет, когда вре­мена все-таки изме­ни­лись, стала воз­мож­ным его пуб­ли­ка­ция в при­ло­же­нии к послед­нему один­на­дца­тому тому. Пер­вый поэ­ти­че­ский пере­вод-рекон­струк­ция пол­ного тек­ста «Слова» и молитв появился в 1994 году, хотя сде­лан он был зна­чи­тельно раньше. Эту поэ­ти­че­скую рекон­струк­цию осу­ще­ствил извест­ный иссле­до­ва­тель древ­не­рус­ской лите­ра­туры Вик­тор Деря­гин, что было по тем вре­ме­нам под­лин­ным граж­дан­ским подви­гом уче­ного-пат­ри­ота. В 1998 году был опуб­ли­ко­ван поэ­ти­че­ский пере­вод «Слова», назван­ный его авто­ром поэтом Юрием Куз­не­цо­вым «сотво­ре­нием со ста­ро­сла­вян­ского». А уж в самом конце XX века в новом два­дца­ти­том­ном изда­нии «Биб­лио­теки лите­ра­туры Древ­ней Руси» «Слово о Законе и Бла­го­дати» нако­нец-то заняло то место, кото­рое оно должно зани­мать. Пер­вый том откры­ва­ется Ила­ри­о­ном, а затем уже идет «Повесть вре­мен­ных лет» и дру­гие выда­ю­щи­еся памят­ники. Но в начале было «Слово» мит­ро­по­лита Илариона…

В анто­ло­гии молитвы Ила­ри­она пуб­ли­ку­ются в пере­во­дах Вик­тора Дерягина.

Молитва

Тем же Ты, о Вла­дыка, Царь и Бог наш, высок и сла­вен. Чело­ве­ко­лю­бец! Воз­да­ю­щий по тру­дам и славу, и честь, и сопри­част­ни­ков творя сво­его цар­ства, помяни, бла­гий, и нас – нищих твоих, ибо имя Твое – Чело­ве­ко­лю­бец. Вот и доб­рых дел не имеем, но мно­го­мило­стью своей спаси нас, мы люди Твои, овцы пажити Твоей, стадо, кото­рое Ты только начал пасти, отторг­нув от пагубы идо­ло­слу­же­ния, пас­тырь доб­рый, поло­жив­ший душу за овец, не оставь нас, ведь мы еще блуж­даем, не отвергни нас!

Хоть еще и гре­шим мы пред Тобою, как ново­куп­лен­ные рабы, во всем не уго­жда­ю­щие гос­по­дину сво­ему, не возг­ну­шайся, хоть и мало стадо, но скажи нам: «Не бойся Меня, малое стадо, ведь бла­го­из­во­лил Отец ваш небес­ный дать вам цар­ствие». Богат мило­стью и благ щед­ро­тами, обе­щав­ший при­ни­мать каю­щихся и ожи­да­ю­щий обра­ще­ния греш­ных, не помяни мно­гих гре­хов наших, прими нас, обра­ща­ю­щихся к Тебе. Сотри руко­пи­са­ние соблаз­нов наших, укроти гнев, мы раз­гне­вали Тебя, Чело­ве­ко­лю­бец. Ибо Ты Гос­подь, Вла­дыка и Тво­рец, и в твоей вла­сти – жить нам или уме­реть! Смени гнев на милость, хоть и достойны мы его по делам нашим, отведи иску­ше­ние, ведь пыль мы и прах. И не твори суд рабам своим – мы люди Твои, у Тебя ищем, к Тебе при­па­даем, Тебе молимся. Согре­шили мы, злое сотво­рили, не соблюли, не соде­яли того, что запо­ве­дал Ты нам. Зем­ные мы, и к зем­ному мы пре­кло­ни­лись и слу­ка­вили пред лицом славы Твоей. Похоти плот­ской мы пре­да­лись, пора­бо­щен­ные гре­хами, печали житей­ские отда­лили нас от сво­его Вла­дыки, откло­ни­лись от доб­рых дел, ока­ян­ные, злого ради жития. Каемся, про­сим, молим, каемся в злых своих делах. Про­сим: да пошлешь страх в сердца наши! Молим: на Страш­ном суде да поми­лует нас! Спаси, яви щед­рость, при­зри нас, посети, уми­ло­сер­дись, поми­луй, ибо Твои мы, Твое созда­ние, Твоих рук дело. Ведь если без­за­кон­ное узришь, Гос­поди, Гос­поди, кто устоит? Если воз­дашь каж­дому по делам, кто спа­сется? Каково же от Тебя очи­ще­ние! Какова же Твоя милость и мно­го­из­бав­ле­ние! И души наши в руках Твоих, и дыха­ние наше в воле Твоей! С тех пор же, как бла­го­при­зре­ние Твое на нас, бла­го­ден­ствуем мы. А если в яро­сти гля­нешь, то исчез­нем, как утрен­няя роса, ибо не устоит прах про­тив бури, и мы – про­тив гнева Твоего.

Но как тварь от сотво­рив­шего нас мило­сти мы про­сим, поми­луй нас, Боже, по вели­кой мило­сти Твоей! Ибо все бла­гое от Тебя на нас, все же непра­вед­ное – от нас к Тебе. Ибо все мы укло­ни­лись, все вкупе мы недо­стойны. Нет из нас ни одного, кто б о небес­ном тщился и под­ви­зался, но все о зем­ном, все о печа­лях житей­ских. Сколь оску­дела пре­по­доб­ными земля! Не потому, что остав­ля­ешь и пре­зи­ра­ешь нас, но потому, что мы к Тебе не взыс­куем, а к види­мому при­ле­жим. Того же боимся, что, как с Иеру­са­ли­мом, сотво­ришь с нами, оста­вив­шими Тебя и не пошед­шими по пути Тво­ему. Но того, что сде­лал ему, не сотвори нам по делам нашим. Не по гре­хам нашим воз­дай нам, но пре­тер­пел Ты за нас, и еще долго терпи. Утишь гнев­ное Твое пламя, про­сти­ра­ю­ще­еся на нас, рабов Твоих, сам направ­ляя нас на истину Твою, научая нас тво­рить волю Твою. Ведь Ты Бог наш, и мы люди Твои, Твоя часть, Твое досто­я­ние. Не воз­де­ваем мы рук наших к богу чужому, не сле­дуем ника­кому лжи­вому про­року, ни уче­нья ере­ти­че­ского не дер­жимся, но к Тебе взы­ваем, истин­ный Бог, Тебе, живу­щему на небе­сах, очи наши воз­во­дим, к Тебе руки наши воз­де­ваем, молимся Тебе. Отпу­сти нам, как бла­гий Чело­ве­ко­лю­бец, поми­луй нас, при­зы­вая греш­ни­ков к пока­я­нию. И на Страш­ном Твоем суде от дес­ного сто­я­ния не отлучи нас, но бла­го­сло­ве­нием, как пра­вед­ных, при­ча­сти нас. И доколе же стоит мир, не наводи на нас напа­сти иску­ше­ния, не пре­дай нас в руки чуж­дых. Да не про­слы­вет град Твой пле­нен­ным, а стадо Твое – при­шель­цами в земле не своей, да не ска­жут дру­гие: «Где Бог их?». Не попу­сти на нас скорби и голода, и напрас­ных смер­тей – огня, потоп­ле­нья. Да не отпа­дут от веры нетвер­дые верой, мало накажи, а много поми­луй; мало порань, но мило­стиво исцели; немного опе­чаль, но вскоре раз­ве­сели; ведь не может наше есте­ство долго тер­петь гнева Тво­его, как пру­тья – огня. Так укро­тись, уми­ло­сер­дись, потому что Твое это – поми­ло­вать и спа­сти. Так про­стри милость Свою на людей своих, рат­ных про­го­няя, мир утверди, страны сосед­ние укроти, глад оберни изоби­льем. Вла­дык наших сде­лай гро­зой сосе­дям, бояр умудри; города рас­сели, цер­ковь свою воз­расти; досто­я­ние свое соблюди – мужей и жен, и мла­ден­цев спаси, нахо­дя­щихся в раб­стве, в плену, в зато­че­нии, в пути, в пла­ва­нии, в тем­ни­цах, алчу­щих, и жаж­ду­щих, и нагих – всех поми­луй, всех утешь, всех обра­дуй, радость творя им и телес­ную, и душев­ную. Молит­вами моле­нием Пре­чи­стой Матери и свя­тых небес­ных сил, и пред­течи Тво­его и Кре­сти­теля Иоанна, апо­сто­лов, про­ро­ков, муче­ни­ков, пре­по­доб­ных и всех свя­тых молит­вами уми­ло­сер­дись на нас и поми­луй нас! Мило­стью Твоею пасо­мые в еди­не­нии веры, вме­сте весело и радостно да сла­вим Тебя, Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, с Отцом, с Пре­свя­тым Духом – Тро­ицу нераз­дель­ную, еди­но­бо­же­ствен­ную, цар­ству­ю­щую на небе­сах и на земле, – анге­лам и людям, види­мой и неви­ди­мой твари, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Испо­ве­да­ние веры

Верую в еди­ного Бога, Отца Все­дер­жи­теля, Творца небу и земле, и види­мым и неви­ди­мым, и в еди­ного Гос­пода Иисуса Хри­ста, Сына Божи­его, еди­но­чад­ного, от Отца рож­ден­ного прежде всех веков, света от света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, а не сотво­рен­ного, еди­но­сущ­ного Отцу, Им же все стало ради нас, людей, и нашего спасения

сошед­шего с небес и вопло­тив­ше­гося от Духа Свя­того, и Марией Девой вочеловеченного;

рас­пя­того за нас при Пон­тии Пилате, стра­сти пре­тер­пев­шего и погре­бен­ного, вос­крес­шего в тре­тий день, по Писа­нию, вос­шед­шего на небеса и сидя­щего одес­ную Отца, и после гря­ду­щего со сла­вою судить живых и мерт­вых; Его же цар­ствию нет конца; и в Духа свя­того, Гос­пода живо­тво­ря­щего, исхо­дя­щего от Отца, что с Отцом и с Сыном сопо­кло­няем и сосла­вим, пред­ска­зан­ного про­ро­ками; в еди­ную Свя­тую собор­ную и апо­столь­скую цер­ковь. Испо­ве­даю еди­ное Кре­ще­ние во отпу­ще­ние гре­хов, чаю вос­кре­ше­ния мерт­вым и жизни буду­щего века. Аминь!

Верую в еди­ного Бога, что сла­вится в Тро­ице: в Отца нерож­ден­ного, без­на­чаль­ного, без­ко­неч­ного, в Сына же рож­ден­ного, собез­на­чаль­ного же и без­ко­неч­ного, в Духа Свя­того, исхо­дя­щего от Отца, и в Сыне явля­ю­ще­гося собез­на­чаль­ного также, и в рав­ного Отцу и Сыну; в Тро­ицу еди­но­сущ­ную, лицами же раз­де­ля­ю­щу­юся, Тро­ицу, име­ну­е­мую еди­ным Богом. Не сли­ваю раз­де­ле­ния, ни соеди­не­ния не раз­де­ляю. Сово­куп­ля­ются Они несметно и раз­де­ля­ются, оста­ва­ясь нераз­дель­ными. Ибо Отцом назы­ва­ется, будучи не рож­ден­ным, Сыном же по рож­де­нию, Духом же Свя­тым – по исходу, но не объ­еди­не­нию. Не бывает ведь Отец Сыном, ни Сын Отцом, ни Дух Свя­той Сыном,

но каж­дому свое без сме­ше­нья при­суще, кроме Боже­ствен­ного. Ибо едино Боже­ствен­ное в Тро­ице: еди­ная власть, еди­ное цар­ство, общее «Три­свя­тое» от херу­ви­мов, общее покло­не­ние от анге­лов и людей, еди­ное про­слав­ле­ние и бла­го­да­ре­ние от всего мира. Того еди­ного Бога познал и тому верую! Во имя Его и кре­стился – во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. И что вос­при­нял я из писа­ний Свя­тых Отцов, тому и научился. И верую, и испо­ве­даю, как сын, бла­го­во­ле­нием Отчим, и Свя­того Духа жела­нием, что сошел на землю спа­сти род чело­ве­че­ский. С небе­сами и Отцом Он не раз­лу­чился, а Свя­того Духа осе­не­нием все­лился в утробу Девы Марии, как, – Ему лишь самому ведомо. И родился без семени муж­ского, Мать Девою сохра­нив, как и подо­бает Богу – и в Рож­де­ство, и прежде Рож­де­ства, и по Рож­де­стве. Сынов­ства не лишился, ибо на небе­сах он без Матери,

на земле же без Отца. Вскорм­лен как чело­век и вос­пи­тан. И был чело­ве­ком истин­ным: не виде­нием, но истинно в нашей плоти, вполне Бог, вполне чело­век в двух есте­ствах и изъ­яв­ле­ниях воли. Того, что стало, не лишив­шись, и то чего не стало, взял Он.

Постра­дал пло­тью, как чело­век, ради меня, и Боже­ством без стра­да­ния, как Бог, пребывал,

умер без­смерт­ным. Да ожи­вит меня после смерти, сойдя в ад, да под­ни­мет и обо­жит пра­деда моего Адама, а дья­вола свя­жет. Вос­стал, как Бог, изыдя из мерт­вых, как побе­ди­тель, Хри­стос, царь мой, на тре­тий день. И явля­ясь мно­го­кратно уче­ни­кам своим,

взо­шел на небеса к Отцу, будто и не отлу­чался от Него, и сел одес­ную Его. Чаю же Его, вскоре при­ду­щего с небес, но не втайне, как прежде, но во славе Отчей, с небес­ным воин­ством. К Нему же мерт­вые, с гла­сом архан­гель­ским, навстречу вый­дут. И то будет суд живым и мерт­вым, и воз­дастся каж­дому по делам его. Верую же и в семь собо­ров пра­во­вер­ных Свя­тых Отцов! Кого они отвергли, и я не при­емлю, и кого же про­кляли, и я про­кли­наю, и что в писа­ниях оста­вили нам, при­ни­маю. Свя­тую и пре­слав­ную Деву Марию Бого­ро­ди­цею нари­цаю. Чту же и с верою покло­ня­юсь Ей, И на свя­той иконе – Ей,

Гос­пода моего, как мла­денца, на лоне Ее вижу и весе­люсь, рас­пя­того Его вижу, но раду­юсь, вос­крес­шим Его и на небеса иду­щим видя, воз­де­ваю руки и покло­ня­юсь Ему. Также и угод­ни­ков Его свя­тых иконы видя, славлю Спас­шего их, мощи их с любо­вью и верой целую, и чудеса их про­по­ве­даю, и исце­ле­ние от них при­емлю. К кафо­ли­че­ской и апо­столь­ской Церкви при­те­каю, с верой вхожу, с верой молюсь, с верой выхожу.Так верую, и не сты­жусь, и пред наро­дами испо­ве­даю. И испо­ве­да­ния ради душу свою положу. Слава же Богу во всем, сози­да­ю­щему во мне то, что выше силы моей! Молите со мной, чест­ные учи­теля, вла­дыки Рус­ской земли!

Аминь!

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки