Молись за умерших

Молись за умерших

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Бла­го­че­сти­вый обы­чай молиться за умер­ших ведет свое начало из глу­бо­кой древ­но­сти. Уже в литур­гии апо­стола Иакова, брата Гос­подня, была вне­сена молитва за умерших.

Св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит в книге “О цер­ков­ной иерар­хии” пишет: “Свя­щен­ник со сми­ре­нием дол­жен молить бла­го­дать Божию, да отпу­стит Гос­подь усоп­шему грехи, про­ис­шед­шие от чело­ве­че­ской немощи, и да все­лит его в стране живых, в нед­рах Авра­ама, Иса­ака и Иакова”.

Тер­тул­лиан в книге “О венце воина” гово­рит: “Мы тво­рим при­но­ше­ние за умер­ших каж­до­годно в тот день, в кото­рый они скончались”.

Св. Киприан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, в пятом поуче­нии, в кото­ром изъ­яс­няет литур­гию, гово­рит: “Мы тво­рим память прежде почив­ших: во-пер­вых, пат­ри­ар­хов, про­ро­ков, апо­сто­лов, муче­ни­ков, дабы их молит­вами и моле­ни­ями Бог при­нял наши молитвы; потом молимся о умер­ших св. отцах и епи­ско­пах и, нако­нец, о всех между нами скон­чав­шихся, крепко веря, что сие при­но­сит вели­кую пользу душам, за кото­рых при­но­сится молитва свя­той и страш­ной жертвы, на алтаре предложенной”.

Ори­ген, в тол­ко­ва­нии на книгу Иова, гово­рит: “Мы тво­рим память свя­тых и роди­те­лей наших или чтим бла­го­честно память дру­зей, в вере умер­ших, как раду­ясь их про­хладе, так прося и себе бла­го­че­сти­вого в вере скончатия”.

Св. Васи­лий Вели­кий, по освя­ще­нии св. Даров, в молитве, поме­щен­ной в его литур­гии, обра­ща­ется к Гос­поду с сло­вами: “Помяни, Гос­поди, всех прежде усоп­ших в надежде вос­кре­се­ния веч­ныя жизни”.

Св. Иоанн Зла­то­уст в одном из своих поуче­ний настав­ляет, что умер­шему не сле­зами мы можем помо­гать, а молит­вами, мило­сты­нею и приношениями.

Бла­жен­ный Авгу­стин гово­рит: “Внем­лите, бра­тие: не бед­ным одним должно являть милость во время жизни нашей, но поста­ра­емся ока­зы­вать оную и умер­шим…, моли­тесь за умер­ших, чтобы и они, когда будут в бла­жен­ной жизни, моли­лись о тебе”.

Кроме помя­ну­тых св. отцев и учи­те­лей церкви, о спа­си­тель­ной пользе молитв, при­но­си­мых за умер­ших, сви­де­тель­ствуют: Афа­на­сий Вели­кий, Кирилл, архи­епи­скоп Иеру­са­лим­ский, Гри­го­рий Двое­слов и мно­гие другие.

Из св. угод­ни­ков Божиих и архи­пас­ты­рей нашей пра­во­слав­ной церкви нази­дают, про­сят и наста­и­вают молиться за умер­ших: св. Димит­рий Ростов­ский, Тихон Задон­ский, Фила­рет, мит­ро­по­лит мос­ков­ский, Инно­кен­тий, архи­епи­скоп хер­сон­ский и др.

Св. Димит­рий Ростов­ский гово­рит: “Молитва цер­ков­ная и при­но­ше­ние бес­кров­ной жертвы хода­тай­ствуют и умо­ляют Пре­бла­гого Бога об усоп­ших” (Ч. V, стр. 110).

* * *

Что побуж­дает нас молиться за умер­ших? По слову Хри­ста, мы должны любить ближ­них, как самих себя, и в молит­вен­ной памяти о покой­ни­ках про­яв­ля­ется наша любовь как совер­шенно бес­ко­рыст­ная и сокро­вен­ная, самая вели­чай­шая. И как эта любовь дорога покой­ни­кам, при­нося им, бес­по­мощ­ным, помощь! И, наобо­рот, как мы без­жа­лостны бываем, когда забы­ваем о покойниках!

Правда, мно­гие по смерти близ­ких им – дру­зей ли то, род­ных своих, или зна­ко­мых, желая сохра­нить о них память, хра­нят неко­то­рые вещи их, осо­бенно люби­мые ими, сохра­няют их изоб­ра­же­ния (порт­реты, фото­гра­фи­че­ские кар­точки), устро­яют доро­гие памят­ники, обса­жи­вая могилы их цве­тами или дере­вьями. Но это ли им нужно? Эта ли дорога им память? Ведь это вполне похоже на то, как если бы уми­ра­ю­щему от голода вме­сто хлеба кто-либо под­нес цве­ток с при­ят­ным запахом.

Покой­ники нуж­да­ются един­ственно в нашей молитве, в бла­го­тво­ре­нии за их души. Мы же, изъ­яв­ляя раз­ные знаки нашей памяти к ним, самое глав­ное забы­ваем – молиться о них.

Ставя доро­гие памят­ники и укра­шая их, как только может под­ска­зать изоб­ре­та­тель­ный ум, затра­чи­вая на них сотни и тысячи руб­лей, в то же время жалеем подать нищему на фунт хлеба или при­крыть наготу голому ради души покойника.

Ужели в самом деле не тро­ну­лось бы наше сердце состра­да­тель­но­стью, если бы мы уви­дали, как ребе­нок, завязши в грязи, тонул в ней, и не вынули бы его? У ребенка не хва­тает сил самому вылезти из грязи, и вот мы подаем ему руку помощи.

Точно так же покой­ники, нахо­дясь в гре­хов­ной тьме, на месте муче­ния, лишены сами по себе воз­мож­но­сти очи­ститься от гре­хов, осво­бо­диться от горь­кой уча­сти, так как после смерти нет пока­я­ния. Кто же им может помочь, как не живые? А между тем живые, часто близ­кие, даже род­ные, забы­вают о них, забы­вают дети своих роди­те­лей, роди­тели детей, бра­тья сестер, сестры бра­тьев. У всех боль­шей частью одна забота о внеш­но­сти и о показ­ной сто­роне, о том, что могут видеть дру­гие, а душа их, тяж­кая участь – это в стороне.

Мы должны верить, что, молясь о покой­ни­ках, молимся в то же время о самих себе, потому что за нашу милость к умер­шим Гос­подь нам посы­лает Свою милость, за нашу молит­вен­ную память о них Гос­подь и о нас пом­нит, по Сво­ему мило­сер­дию. Мы должны верить, что ника­кое добро не забы­ва­ется, не про­па­дает даром. Осо­бенно, когда мы молимся за души усо­шпих, поми­ная их в нашей домаш­ней или в цер­ков­ной молитве, сопро­вож­дая эту память мило­сты­нею за них – это добро наше бывает осо­бенно при­ятно Все­ми­ло­сти­вому Богу, и Он, по Своей пре­муд­рой и все­мо­гу­щей бла­го­сти, устро­яет так: кто молится о покой­ни­ках, за того и после смерти непре­менно тоже будут молиться.

Если бы даже у кого из нас после смерти не оста­лось ни души из род­ных или дру­зей, то все-таки най­дутся, по бла­го­сти Божией, молит­вен­ники, кото­рые будут тво­рить, поми­но­ве­ние за него. И наобо­рот: если кто не молится за покой­ни­ков, забы­вает их, не думает о загроб­ной уча­сти их, того самого забу­дут все после его смерти, не будут молиться и о нем, и он будет для всех чужд, он будет сто­нать и вопи­ять, и никто из мира живых не помо­жет ему, все его забу­дут, даже дети его забу­дут; такой уж необъ­яс­ни­мый, неиз­мен­ный миро­вой поря­док: все взве­шено, сочтено и изме­рено - в нюже меру мерите, воз­ме­рится вам (Мк. 4:24.).

* * *

Вот несколько при­ме­ров, из кото­рых видно какую неза­ме­ни­мую пользу полу­чают умер­шие, когда о них молятся.

Сказания древние и новые

Вечные муки верховного жреца

Одна­жды вели­кий подвиж­ник св. Мака­рий Еги­пет­ский, идя в пустыне, уви­дел чело­ве­че­ский череп на дороге. “Когда я, – гово­рит он, – дотро­нулся до черепа паль­мо­вою пал­кою, то он что-то ска­зал мне. Я спро­сил его:

– Кто ты?

Череп ото­звался:

– Я был началь­ни­ком язы­че­ских жрецов.

– Каково вам, языч­ни­кам, на том свете? – спро­сил св. Макарий.

– Мы в огне, – отве­чал череп, – пламя охва­ты­вает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы начи­наем видеть несколько один дру­гого, и это достав­ляет нам отраду” (Хр. Чт., ч. 2‑ая, 1821 г.).

О монахе, избежавшем посмертного наказания

Св. Гри­го­рий Двое­слов рас­ска­зы­вает такой слу­чай. Один брат, быв­ший в его мона­стыре, за нару­ше­ние обета нес­тя­жа­ния, на страх дру­гим, лишен был по смерти цер­ков­ного погре­бе­ния и молитвы в про­дол­же­ние 30 дней, а потом, из состра­да­ния к его душе, 30 дней при­но­сима была за него бес­кров­ная жертва с молит­вою. В послед­ний из сих дней усоп­ший явился в виде­нии остав­ше­муся в живых род­ному брату сво­ему и ска­зал: “Доселе я жестоко стра­дал, теперь же мне хорошо, и я нахо­жусь во свете, ибо сего­дня всту­пил в обще­ние”. Таким обра­зом, чрез спа­си­тель­ную бес­кров­ную жертву усоп­ший брат избег нака­за­ния (“Беседы Гри­го­рия Двое­слова”, кн. IV, гл. 55).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

3 комментария

  • Свет­лана Биричевская, 20.09.2019

    В книге, в исто­рии “Бла­го­дар­ность отца” напи­сано о молитве сына за умер­шего отца. Одна­жды я точно так же моли­лась на бого­слу­же­нии о про­ще­нии гре­хов жите­лей города. Вече­ром умер зна­ко­мый пен­си­о­нер. Он при­шёл в мою новую квар­тиру и мыс­ленно бла­го­да­рил, был очень счаст­ли­вый. Про­сил рас­ска­зы­вать всем о бого­слу­же­нии и молитве, о церкви и хри­сти­ан­ской вере.

    Ответить »
  • Елена, 11.09.2019

    Заме­ча­тель­ная книга! В главе “Бла­го­дар­ность отца” опи­сана молитва скор­бя­щего сына за умер­шего отца во время освя­ще­ния Свя­тых Даров, при пении Евха­ри­сти­че­ского Канона. Но и за живых в это же самое время полезно молиться, им тоже отпус­ка­ются их согре­ше­ния. И чем боль­шее число людей будут молить о своих ближ­них во время литур­гии, тем легче будет спа­се­ние для тех и других. 

    Ответить »
  • Фоти­ния, 08.06.2014

    Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Как дите малое Ты меня вра­зум­ля­ешь — мягко, лас­ково, с любовью.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки