<span class=bg_bpub_book_author>Ольга Соколова</span><br>Мы все с вами встретимся...

Ольга Соколова
Мы все с вами встретимся...

(11 голосов4.3 из 5)

Оглавление

«Мы все с вами встретимся…»

Жиз­не­опи­са­ние испо­вед­ника веры, духов­ника Дон­ского мона­стыря архи­манд­рита Дани­ила (Сары­чева)

Автор и изда­тель­ство бла­го­да­рят за помощь в состав­ле­нии книги мит­ро­по­лита Тихона (Шев­ку­нова), епи­скопа Пара­мона (Голубку), иерос­хи­мо­наха Вален­тина (Гуре­вича), иеро­мо­наха Дио­ни­сия (Лок­та­ева), иеро­мо­наха Косму (Афа­на­сьева), про­то­и­е­рея Димит­рия Шпанько, док­тора мед. наук про­фес­сора З.С. Вайн­берга, Т. Сто­ля­рову, Е. Клюш­кину, Н. Южа­кову, С. Анти­мо­нова и всех, предо­ста­вив­ших мате­ри­алы и вос­по­ми­на­ния об архи­манд­рите Данииле.

От автора

Крот­кий и вели­че­ствен­ный лик старца сохра­нился в моей памяти. Мне посчаст­ли­ви­лось видеть отца Дани­ила лишь раз в жизни, когда 1993 году в Дон­ском мона­стыре меня, сем­на­дца­ти­лет­нюю сту­дентку, под­вели к нему под бла­го­сло­ве­ние. Помню вдум­чи­вый вни­ма­тель­ный взор, молит­вен­ный порыв — едва ощу­ти­мый, подоб­ный лег­кому дуно­ве­нию, и тихие слова бла­го­сло­ве­ния. Я не могла оце­нить тогда ни высо­кой духов­но­сти батюшки, ни его прозорливости.

«Послуш­ник Пат­ри­арха Тихона», «Ста­рей­ший насель­ник Дон­ской оби­тели», «Извест­ный мос­ков­ский ста­рец», «Чудеса батюшки Дани­ила», — запест­рят в СМИ заго­ловки ста­тей об архи­манд­рите Дани­иле в начале двух­ты­сяч­ных. «Это был вели­кий молит­вен­ник за Рос­сию», — в 2006 году напи­шет бра­тия Дон­ской оби­тели в некрологе.

А мне судил Гос­подь ближе узнать батюшку лишь после его кон­чины, через зна­ком­ство с его духов­ными дочерьми.

Так и хочется назвать этих пожи­лых по воз­расту, но моло­дых серд­цем жен­щин «миро­но­си­цами отца Дани­ила». И это — чистая правда. Они были с батюш­кой мно­гие годы, он окорм­лял их, опе­кал в любое время дня и ночи в тече­ние мно­гих и мно­гих лет. А «миро­но­сицы» слу­шали его про­по­веди и настав­ле­ния, с жен­ским вни­ма­нием забо­ти­лись о его здо­ро­вье… Про­шло уже более десяти лет со дня кон­чины батюшки, а духов­ные чада столь же дружны, как и в годы его жизни. Их объ­еди­няет память об отце Дани­иле, посто­ян­ные сов­мест­ные молитвы о нем и своих близких.

Отец Даниил с духовными чадами.

Отец Даниил с духов­ными чадами.

Вспом­ни­лись слова молитвы вели­кого пове­че­рия: «Се аз и дети, я́же ми даде́ Бог, яко с нами Бог». Мне захо­те­лось при­об­щиться к этому свет­лому обще­ству «миро­но­сиц отца Дани­ила», узнать больше о пас­тыре, кото­рый хра­нит свое «малое стадо Хри­сто­вых овец» даже после ухода в мир иной. Так нача­лась работа над этой книгой…

Часть I. Корень благочестия

В девя­но­стые годы про­шлого сто­ле­тия в Тро­ице-Сер­ги­е­вой лавре про­изо­шла встреча двух мона­хов-аске­тов, двух испо­вед­ни­ков веры: архи­манд­ри­тов Кирилла (Пав­лова) и Дани­ила (Сары­чева). «Корень…» — про­из­нес отец Кирилл, обхва­тив ладо­нями руки батюшки Даниила…

Да, дей­стви­тельно, корень — корень бла­го­че­стия один у двух рос­сий­ских стар­цев. Оба они — рязан­ские Иваны[1], чьи деревни рас­по­ло­жены в несколь­ких вер­стах друг от друга. Из корня бла­го­че­стия рус­ского кре­стьян­ства выросли два пре­крас­ных пол­ных золо­ти­стых колоса, а их спе­лые зерна, упав в землю, дали новые всходы по всей Земле Русской.

Сви­де­тель­ства людей и вос­по­ми­на­ния самого батюшки Дани­ила поз­во­ляют лучше узнать его био­гра­фию. Сохра­ни­лись видео- и ауди­о­за­писи про­по­ве­дей, бесед, в кото­рых он рас­ска­зы­вает о своей жизни, уни­каль­ной по вре­мен­ному охвату и насы­щен­но­сти: ведь ста­рец про­жил почти пол­но­стью два­дца­тый век и был оче­вид­цем важ­ней­ших собы­тий. Он пре­тер­пел ссылку и гоне­ния за Хри­ста, мило­стью Божией остался жив и до конца своих дней испо­ве­до­вал Пра­во­сла­вие. Архи­манд­рит Даниил — свя­щен­но­ис­по­вед­ник два­дца­того столетия.

В начале нашего повест­во­ва­ния чита­тель най­дет не так много мате­ри­ала о самом отце Дани­иле, больше о мона­стыр­ском быте Дани­лова мона­стыря и его подвиж­ни­ках, — сло­вом, о той среде, в кото­рой совер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние батюшки. Мы остав­ляем без сокра­ще­ния вдох­но­вен­ные рас­сказы отца Дани­ила о цер­ков­ном пении тех лет, — ведь этим тра­ди­циям он ста­рался сле­до­вать всю жизнь, бережно храня их в памяти.

Детские годы

«Я родился в 1912 году в Рязан­ской губер­нии, в два­дцати пяти кило­мет­рах от города, в селе Зве­рево. Семья моя была бла­го­че­сти­вая, как и все люди в деревне: народ молился, соблю­дал все посты, вера была креп­кая, посе­щали храм, ста­ра­лись жить по запо­ве­дям Божиим».

Так рас­ска­зы­вал батюшка о своем дет­стве. Роди­тели отца Дани­ила, Сер­гей Васи­лье­вич и Анна Вале­ри­а­новна Сары­чевы, были кре­стья­нами. Всего детей в семье было шестеро, но двоих Гос­подь забрал в Свои оби­тели еще в мла­ден­че­стве. Мать Анна была осо­бенно набожна, часто посе­щала бого­слу­же­ние, при­об­ща­лась Свя­тых Хри­сто­вых Таин. Одна­жды с ней слу­чи­лось зна­ме­на­тельно собы­тие, о кото­ром также рас­ска­зы­вал отец Даниил.

«Когда я был у мамы во чреве, (в храме) запели “Отче наш”, и все сто­я­щие около моей мамы услы­шали крик. К ней подо­шли и гово­рят: “Анна, ты смотри, у тебя мла­де­нец кричит!”

Я не хочу ска­зать, что я какой-то избран­ник, но вот только моя жизнь сло­жи­лась вся при храме. Еще в дет­стве я соби­рал маль­чи­шек: нака­нуне празд­ника я коло­коль­чик под­ве­ши­вал и изоб­ра­жал священника».

Ребе­нок появился на свет 14 (1 по ста­рому стилю) января, поэтому роди­тели по свят­цам нарекли его Иоан­ном — в честь свя­того про­рока и Пред­течи Иоанна, чей собор празд­нует Цер­ковь 20 (7) января. Батюшка вспоминал:

«Мама рас­ска­зы­вала, что родился я в рубашке и в шапочке. Соседи напе­ре­бой хотели быть крест­ными. Мест­ный бла­жен­ный Але­шенька про­из­нес: “Счаст­ли­вым будет этот ребенок!”»

Ольга Ива­новна Сары­чева, дочь Ивана Сер­ге­е­вича, сохра­нив­шая вос­по­ми­на­ния род­ствен­ни­ков, гово­рила, что с самого дет­ства Ваня отли­чался осо­бым бла­го­че­стием и боль­шой любо­вью к богослужениям.

Русь Святая была свободная!

Одна­жды нака­нуне Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния Иван весь день помо­гал матери гото­виться к празд­нику, а перед сном попро­сил ее: «Мама, ты меня раз­буди к свет­лой утрене». Анна Вале­ри­а­новна обе­ща­юще кив­нула, но раз­бу­дить сына ночью так и не реши­лась, — пожалела.

«Пасха была позд­няя, это в 1923 году при­мерно. И погода была чудес­ная. Утром меня мама будит, гово­рит: “Вста­вай, раз­гов­ляться”, — вспо­ми­нал отец Даниил. — Я говорю: “Как раз­гов­ляться, а в храм? “И — пла­кать. Она: “Вста­вай ско­рее, посмотри, как солнце играет, не плачь”. Когда я вышел на улицу, я уви­дел в наше окно, как раз был вос­ход, гро­мад­ный шар солнца, кото­рое как бы купа­лось, и раз­ных цве­тов отра­же­ние было на сте­нах, на столе. А весь народ, разо­де­тый, в пла­тьи­цах пас­халь­ных, — все стоят на меже, на воз­вы­шен­но­сти. Все смот­рят, как солнце играет, и все поют: “Хри­стос вос­кресе из мерт­вых!” А дети уже катают яйца. Это непе­ре­да­ва­емо! Свя­тая Русь была свободная!»

Два столпника — две встречи

Надвратный храм прп. Симеона Столпника Данилова монастыря. 1900-е гг.

Надврат­ный храм прп. Симеона Столп­ника Дани­лова мона­стыря. 1900‑е гг.

Как-то ран­ним утром Иван с дру­зьями отпра­вился в лес по грибы и ягоды. Маль­чики помо­ли­лись на опушке, покло­ни­лись на четыре сто­роны по обы­чаю и разо­шлись кто куда. Потом, уже с пол­ными лукош­ками, сошлись снова и отпра­ви­лись домой. И вот в поле они уви­дели, будто на меже два свя­щен­ника-монаха в епи­тра­хи­лях совер­шают каждение.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки