Оглавление
- Полный текст
- От автора
- Часть I. Корень благочестия
- Детские годы
- Русь Святая была свободная!
- Два столпника — две встречи
- Духовник Симонова монастыря
- Педагог, монах, архипастырь, мученик…
- Клирос — на всю жизнь
- Ученики старцев
- Маленький канонарх
- «Народный батюшка» архимандрит Серафим (Климков)
- Начало борьбы власти с Церковью
- Даниловские исповедники
- Святой праведный Алексий (Мечёв). Чудо на погребении
- Кончина Патриарха Тихона
- Святитель Петр (Полянский)
- Явление Феодосия Черниговского
- Благоверный князь Даниил
- Чудеса князя Даниила
- Митрополит Серафим (Чичагов)
- Часть II. Церковь потаенная
- Закрытие святой обители
- Исцеление инокини Екатерины
- Даниловское дело
- Бутырка
- Освобождение
- Пути небесные
- Предсказание старца Захарии
- Иван и Клавдия
- Под кровом святителя Николая
- Незримая обитель
- Даниловцы уходят в небо
- Я стараюсь забыть отца Поликарпа…
- «Накажу, но помилую…»
- В трех котлах войны
- Ветер надежды
- Часть III. У стен Донской обители
- Утешительное видение
- Братья по духу
- Исповедь сердца
- «Нас с тобой хотят выгнать»
- Святитель под спудом
- Слово о митрополите Николае
- Проводы отца
- Дорога в вечность: Даниил и Ольга
- Часть IV. Солнечный батюшка
- 1983
- Даниловцы в Донском
- Батюшка Даниил
- Открытие мощей святителя Тихона
- Община
- Благословение князя Даниила
- Церковная награда
- «Несть иудей, ни еллин»
- На благо обители
- Старец для мирян
- «Все новомученики молятся о вас»
- Царство Небесное
- «Мы все с вами встретимся»
- Примечания
«Мы все с вами встретимся…»
Жизнеописание исповедника веры, духовника Донского монастыря архимандрита Даниила (Сарычева)
Автор и издательство благодарят за помощь в составлении книги митрополита Тихона (Шевкунова), епископа Парамона (Голубку), иеросхимонаха Валентина (Гуревича), иеромонаха Дионисия (Локтаева), иеромонаха Косму (Афанасьева), протоиерея Димитрия Шпанько, доктора мед. наук профессора З.С. Вайнберга, Т. Столярову, Е. Клюшкину, Н. Южакову, С. Антимонова и всех, предоставивших материалы и воспоминания об архимандрите Данииле.
От автора
Кроткий и величественный лик старца сохранился в моей памяти. Мне посчастливилось видеть отца Даниила лишь раз в жизни, когда 1993 году в Донском монастыре меня, семнадцатилетнюю студентку, подвели к нему под благословение. Помню вдумчивый внимательный взор, молитвенный порыв — едва ощутимый, подобный легкому дуновению, и тихие слова благословения. Я не могла оценить тогда ни высокой духовности батюшки, ни его прозорливости.
«Послушник Патриарха Тихона», «Старейший насельник Донской обители», «Известный московский старец», «Чудеса батюшки Даниила», — запестрят в СМИ заголовки статей об архимандрите Данииле в начале двухтысячных. «Это был великий молитвенник за Россию», — в 2006 году напишет братия Донской обители в некрологе.
А мне судил Господь ближе узнать батюшку лишь после его кончины, через знакомство с его духовными дочерьми.
Так и хочется назвать этих пожилых по возрасту, но молодых сердцем женщин «мироносицами отца Даниила». И это — чистая правда. Они были с батюшкой многие годы, он окормлял их, опекал в любое время дня и ночи в течение многих и многих лет. А «мироносицы» слушали его проповеди и наставления, с женским вниманием заботились о его здоровье… Прошло уже более десяти лет со дня кончины батюшки, а духовные чада столь же дружны, как и в годы его жизни. Их объединяет память об отце Данииле, постоянные совместные молитвы о нем и своих близких.
Отец Даниил с духовными чадами.
Вспомнились слова молитвы великого повечерия: «Се аз и дети, я́же ми даде́ Бог, яко с нами Бог». Мне захотелось приобщиться к этому светлому обществу «мироносиц отца Даниила», узнать больше о пастыре, который хранит свое «малое стадо Христовых овец» даже после ухода в мир иной. Так началась работа над этой книгой…
Часть I. Корень благочестия
В девяностые годы прошлого столетия в Троице-Сергиевой лавре произошла встреча двух монахов-аскетов, двух исповедников веры: архимандритов Кирилла (Павлова) и Даниила (Сарычева). «Корень…» — произнес отец Кирилл, обхватив ладонями руки батюшки Даниила…
Да, действительно, корень — корень благочестия один у двух российских старцев. Оба они — рязанские Иваны[1], чьи деревни расположены в нескольких верстах друг от друга. Из корня благочестия русского крестьянства выросли два прекрасных полных золотистых колоса, а их спелые зерна, упав в землю, дали новые всходы по всей Земле Русской.
Свидетельства людей и воспоминания самого батюшки Даниила позволяют лучше узнать его биографию. Сохранились видео- и аудиозаписи проповедей, бесед, в которых он рассказывает о своей жизни, уникальной по временному охвату и насыщенности: ведь старец прожил почти полностью двадцатый век и был очевидцем важнейших событий. Он претерпел ссылку и гонения за Христа, милостью Божией остался жив и до конца своих дней исповедовал Православие. Архимандрит Даниил — священноисповедник двадцатого столетия.
В начале нашего повествования читатель найдет не так много материала о самом отце Данииле, больше о монастырском быте Данилова монастыря и его подвижниках, — словом, о той среде, в которой совершилось формирование батюшки. Мы оставляем без сокращения вдохновенные рассказы отца Даниила о церковном пении тех лет, — ведь этим традициям он старался следовать всю жизнь, бережно храня их в памяти.
Детские годы
«Я родился в 1912 году в Рязанской губернии, в двадцати пяти километрах от города, в селе Зверево. Семья моя была благочестивая, как и все люди в деревне: народ молился, соблюдал все посты, вера была крепкая, посещали храм, старались жить по заповедям Божиим».
Так рассказывал батюшка о своем детстве. Родители отца Даниила, Сергей Васильевич и Анна Валериановна Сарычевы, были крестьянами. Всего детей в семье было шестеро, но двоих Господь забрал в Свои обители еще в младенчестве. Мать Анна была особенно набожна, часто посещала богослужение, приобщалась Святых Христовых Таин. Однажды с ней случилось знаменательно событие, о котором также рассказывал отец Даниил.
«Когда я был у мамы во чреве, (в храме) запели “Отче наш”, и все стоящие около моей мамы услышали крик. К ней подошли и говорят: “Анна, ты смотри, у тебя младенец кричит!”
Я не хочу сказать, что я какой-то избранник, но вот только моя жизнь сложилась вся при храме. Еще в детстве я собирал мальчишек: накануне праздника я колокольчик подвешивал и изображал священника».
Ребенок появился на свет 14 (1 по старому стилю) января, поэтому родители по святцам нарекли его Иоанном — в честь святого пророка и Предтечи Иоанна, чей собор празднует Церковь 20 (7) января. Батюшка вспоминал:
«Мама рассказывала, что родился я в рубашке и в шапочке. Соседи наперебой хотели быть крестными. Местный блаженный Алешенька произнес: “Счастливым будет этот ребенок!”»
Ольга Ивановна Сарычева, дочь Ивана Сергеевича, сохранившая воспоминания родственников, говорила, что с самого детства Ваня отличался особым благочестием и большой любовью к богослужениям.
Русь Святая была свободная!
Однажды накануне Светлого Христова Воскресения Иван весь день помогал матери готовиться к празднику, а перед сном попросил ее: «Мама, ты меня разбуди к светлой утрене». Анна Валериановна обещающе кивнула, но разбудить сына ночью так и не решилась, — пожалела.
«Пасха была поздняя, это в 1923 году примерно. И погода была чудесная. Утром меня мама будит, говорит: “Вставай, разговляться”, — вспоминал отец Даниил. — Я говорю: “Как разговляться, а в храм? “И — плакать. Она: “Вставай скорее, посмотри, как солнце играет, не плачь”. Когда я вышел на улицу, я увидел в наше окно, как раз был восход, громадный шар солнца, которое как бы купалось, и разных цветов отражение было на стенах, на столе. А весь народ, разодетый, в платьицах пасхальных, — все стоят на меже, на возвышенности. Все смотрят, как солнце играет, и все поют: “Христос воскресе из мертвых!” А дети уже катают яйца. Это непередаваемо! Святая Русь была свободная!»
Два столпника — две встречи
Надвратный храм прп. Симеона Столпника Данилова монастыря. 1900‑е гг.
Как-то ранним утром Иван с друзьями отправился в лес по грибы и ягоды. Мальчики помолились на опушке, поклонились на четыре стороны по обычаю и разошлись кто куда. Потом, уже с полными лукошками, сошлись снова и отправились домой. И вот в поле они увидели, будто на меже два священника-монаха в епитрахилях совершают каждение.
«Храм-то наш недалеко был, — рассказывал отец Даниил. — Первый, кто увидел их, это был я. На меня напал страшок, и я бросился бежать… А через несколько лет, когда мы с мамой уже переехали в Москву, я увидел этих монахов над воротами Данилова монастыря на фреске. Это были Симеон и Даниил Столпники».
Преподобный Даниил Столпник — небесный покровитель святого благоверного князя Даниила Московского, прославлять и почитать которого Иван Сергеевич будет всю жизнь. А в честь преподобного Симеона Столпника освящен надвратный храм Данилова монастыря. Эти два подвижника древности совершали один из самых тяжелых подвигов: столпничество, то есть длительное время стояли на высоком столпе в ограниченном пространстве, вознося деннонощные молитвы.
Вот как описывает храм Симеона Столпника в своих дневниках выпускник Даниловской начальной школы звонарь Михаил Макаров.
«На первой неделе Великого поста мы ходили в уединенный монастырский храм во имя Симеона Столпника. Храм этот находился над главными воротами монастыря, под колокольней. Со стороны монастырского двора, над воротами, на стене была написана большая картина: преподобный Симеон Столпник, стоящий на столпе, и толпящийся у столпа народ, пришедший к преподобному. Выходящие из монастыря богомольцы, приближаясь к воротам, видели эту картину и вспоминали о великом угоднике Божием. Слева от картины, внизу, в левой части ворот был вход на лестницу, ведущую в храм».
К сожалению, настенная роспись храма до наших дней не сохранилась.
Духовник Симонова монастыря
В начале двадцатых годов семью Сарычевых постигло горе: умер кормилец Сергей Васильевич. Овдовевшая супруга, чтобы прокормить детей в голодные годы, отправилась с ними в Москву к родственникам, которые жили на Малой Тульской улице в Даниловой слободе. Батюшка Даниил с любовью вспоминал:
«Мама у меня была очень аккуратная, всегда опрятно одетая, чистюля, красивая. Умела очень хорошо готовить, и ее всегда приглашали помогать на свадьбы и другие торжества… Но много пришлось ей претерпеть в жизни».
Благолепие московских храмов поразило селян. В поиске духовного совета и молитв об устроении жизни благочестивая мать обходила столичные обители и храмы. Господь хранит пришельцы, си́ра и вдову́ приимет (Пс. 145:9), — говоритсяв Священном Писании. Подал Он Свою помощь и Анне Валериановне через прозорливого старца Старо-Симонова монастыря схиигумена Севастиана.
«Первый визит мой был в Симонов монастырь. А потом, по благословению схиигумена Севастиана, великого старца, который обладал даром духовного зрения, я пришел с мамой в Данилов монастырь», — вспоминал батюшка.
Московский Симонов монастырь.
О насельнике и духовнике Симонова монастыря схиигумене Севастиане известно немного. Его имя всплывает в биографии замечательного подвижника, архипастыря и богослова епископа Вениамина (Милова), в период принятия им важного духовного решения и переворота в жизни владыки.
В начале двадцатых годов прошлого столетия епископ Вениамин был назначен наместником Покровского монастыря, братия которого была почти полностью подвержена влиянию обновленцев. Владыка Вениамин противостал братии и почти год находился «между молотом и наковальней», с одной стороны, ожидая гонений от властей, а с другой, — запрета в служении от Святейшего Патриарха Тихона, как не справившийся с должностью. Это состояние сказалось на его здоровье.
[1] В Крещении оба старца были наречены одним именем — Иоанн.
Комментировать