Оглавление
Детство Пресвятой Богородицы
Детские и отроческие годы Христа
Вера, Надежда, Любовь
Дети Небесного Града
Святые благоверные князья Борис и Глеб
Благоверный царевич Димитрий Угличский
Детство преподобного Сергия
Детство преподобного Серафима
Воспоминания о преподобном Серафиме
Детство святого Иоанна Кронштадтского
Воспоминания адмирала
Царственные мученики
Семь отроков из Ефеса
Детство блаженной Матроны Московской
Родионовна
Благословленный Христом
Юные герои Севастополя
Гришина милостыня
У царя
Детская молитва
Наследство
Почитающий отца, очистит грехи
Помогите, дети!
Волшебные очки
Незабудка
Великодушная
Девочка-мученица
В Римском цирке
Сорная трава
Бабушкины часы
Тайна
Завет преподобного Серафима детям
Образ
Слепая корзинщица
Патриарший сад
Причащение в темнице
Ваня и Таня
Сиротские деньги
Отец и дети
Серёжа
Юноша Роман Сладкопевец
Юность юродивого Андрея
Из отроческих лет святители Ионы
Судьба блаженного отрока Иоанна
Дети и вечность
Покойник на льдине
Младенец-мученик
Христос пленил его сердце
Неведомые миру
Деревянное сердце
Страдания отрока Варула
Иосаф, царевич индийский
Отречение от мира юного боярина
Инок-учитель отрока Иоанна
Юный узник
Победитель народов
Юный Святитель
Детство преподобного Даниила Столпника
Чадо, отверзи уста твои
Тайны духовной жизни
Вифлеемские младенцы
Лютый зверь
Любовь медведицы
«Мама!»
Овечки
Детство Пресвятой Богородицы
Недалеко от Иерусалима находится маленький городок Назарет. Там в большом доме жили Иоаким и Анна — богатые, уважаемые люди.
Однако тяжелое горе омрачало их жизнь. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды на то, что в их семье родится Мессия.
В один из праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в иерусалимский храм для жертвоприношения. Там он встретил одного человека, который не очень любил его — и человек этот не преминул напомнить Иоакиму о его бездетности:
— Зачем ты пришел сюда? Всякому истинно верующему человеку Бог посылает детей, а у тебя их нет. Отчего, интересно? Видно, не особенно-то нужна Боту твоя жертва.
«И в самом деле, — подумал Иоаким. — Пойду-ка я домой, чтобы не портить людям праздник».
В глубокой скорби он вышел из храма. Чтобы как-то утешиться, он решил, что если найдет хоть одного бездетного, но благочестивого человека, то и у него будет надежда. Иоаким отправился осматривать родословные таблицы двенадцати колен.
Но таблицы показали ему, что все благочестивые люди имели потомство и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким до того опечалился, что не вернулся домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы.
Его сердце было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился исполнить закон? За что же такая судьба и такое поношение? Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израиля не посетит его. Он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.
Вскоре об этом узнала его жена, Анна. Она тосковала еще больше мужа, винила во всем себя и горячо молилась в надежде избавиться от своего бесплодия.
Прогуливаясь по саду, она увидела гнездо с птенцами.
«Вся природа прославляет Творца своими плодами, одна я как бесплодная пустыня, — подумала она. — Господи, Ты даровал Сарре сына в старости. Может, даруешь и мне?»
Всю душу вложила Анна в эту молитву. И, едва окончила ее, как перед ней появился ангел:
— Твоя молитва услышана, — сказал он. — Молитва твоя прошла через облака, слезы твои упали перед престолом Господа.
Анна, смутившись, промолчала.
— Ты родишь Дочь благословенную, высшую из всех земных дочерей, — добавил ангел. — Ради Нее благословятся все роды земные. И через Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией.
Когда ангел исчез, и Анна убедилась, что не спит, она тут же дала обещание: если у нее будет ребенок, то она отдаст его на служение Богу. И прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в иерусалимский храм, чтобы поблагодарить Бога и повторить там свой обет.
Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:
— Бог услышал твою молитву. У твоей жены Анны родится Дочь и станет вашей общей радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим.
Иоаким не знал, что сказать: раньше ему не доводилось говорить с ангелами.
— Жене твоей я уже сказал, — добавил ангел.
Супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела (Анне он явился в розовых одеяниях, а Иоакиму в голубых) и вместе принесли в храме жертву. В тот же день, девятого декабря, Анна зачала от Иоакима Богородицу.
Когда Марии исполнилось полгода, Анна решила посмотреть, сможет ли та удержаться на ногах. Мария сделала семь шагов, испугалась и вернулась к матери. Анна решила, что Дочь ее не сможет ходить по земле, пока не будет введена в храм.
Когда Марии исполнился год, отец устроил пир, на который собрал священников, старейшин и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же прославляла Бога, что Он избавил ее от бесплодия и дал понять всем в городе, что они с Иоакимом нормальные благочестивые иудеи.
Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Богу, но Анна боялась, что в храме дитя соскучится по дому, и, желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить посвящение на один год.
В трехлетием возрасте Пресвятая Дева была введена в иерусалимский храм. При храме в то время жили мужчины и женщины, которые вели чистый, благочестивый образ жизни. Это был прообраз будущих христианских иноков.
Торжественно приближалась Анна с малюткой к храму. В руках девочек, сопровождавших Марию, горели свечи.
Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением священники во главе с первосвященником. Анна поставила Марию на первую ступень крыльца храма, которое имело всего пятнадцать высоких ступеней. И совершилось великое знамение. Никем не поддерживаемая, Дева сама легко взошла на вершину крыльца.
Все были изумлены. А первосвященник повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых». Туда не позволялось входить не только женщинам, но даже священникам. И лишь первосвященник раз в год входил туда, неся с собой жертвенную кровь.
«Святое Святых» стало местом постоянных молитв Марии. И хотя здесь уже давно не было Ковчега завета, другие девушки не имели права и приблизиться к святилищу.
Принеся благодарственную жертву, Иоаким и Анна вернулись домой. Жизнь их, хотя и одинокая, не была уже больше омрачена упреками за бесплодие. Мария же росла в Иеусалиме, в обществе сверстниц, тоже живших при храме. За детьми следили пожилые воспитательницы, они учили своих питомиц рукоделию и Священному Писанию. Здесь Мария научилась вышивать, вязать и плести узоры. Закончив работу, Она уходила молиться в Святая Святых.
Оставить комментарий