Правда и фантазии “Кода да Винчи” — протодиакон Андрей Кураев

Правда и фантазии “Кода да Винчи” — протодиакон Андрей Кураев

(13 голосов4.9 из 5)

— Итак, о. Андрей, Вы про­чи­тали “Код да Винчи”. Вы часто сме­я­лись при чте­нии романа?

fantazii_i_pravda_koda_da_vinchi_mitra— Да. Впер­вые я захо­хо­тал на 39‑й стра­нице. Там епи­скоп Ману­эль Арин­га­роса “пред­по­чел не при­вле­кать вни­ма­ния к сво­ему высо­кому рангу”. Он оделся скромно — и “лишь очень наме­тан­ный взгляд смог бы оце­нить… митру с аппли­ка­цией руч­ной работы” (с. 39)[1]. Митра — это высо­кий бого­слу­жеб­ный (а отнюдь не дорож­ный) голов­ной убор епи­скопа. У пра­во­слав­ных епи­ско­пов он ско­рее шаро­об­раз­ный, у като­ли­че­ских — готи­че­ски-заост­рен­ный с двумя вер­ши­нами. Так что это вер­ный спо­соб замас­ки­ро­ваться в само­лете! Но поскольку като­ли­че­скую митру трудно счесть “жен­ским сим­во­лом”, то про­стим Бра­уну его неком­пе­тент­ность. Он не по этой части.

Пора­до­вал меня и такой пас­саж: “Биб­лия явля­ется глав­ным путе­во­ди­те­лем в жизни мил­ли­о­нов людей. Точно так же, как Коран, Тора и Пали явля­ются путе­вод­ными звез­дами для людей дру­гих веро­ва­ний” (с. 411). Опять же про­стим Бра­уну рас­про­стра­нен­ную диле­тант­скую ошибку (про­ти­во­по­став­ле­ние Биб­лии и Торы). Но что это за свя­щен­ная книга Пали? Пали — это язык, на кото­ром напи­саны неко­то­рые буд­дий­ские тек­сты. Браун, наверно, слы­шал о суще­ство­ва­нии “палий­ского канона” — собра­ния настав­ле­ний Будды на палий­ском языке. Но если бы он запом­нил назва­ние этой группы “тхе­ра­ва­ди­че­ских” тек­стов, то ска­зал бы: “Типи­така”.

— А Ваше самое боль­шое удив­ле­ние при чте­нии романа?

— То, что там нигде не рас­ска­зана байка про якобы быв­ший в древ­но­сти цер­ков­ный собор, кото­рый на пол­ном серьезе обсуж­дал вопрос, счи­тать ли жен­щину чело­ве­ком или нет, и лишь боль­шин­ством в один голос отцы все же при­знали нали­чие души “и у баб”. Люби­мая сказка анти­кле­ри­ка­лов. Странно, что Браун ее не обыг­рал. Наверно, эру­ди­ции не хва­тило. Или бере­жет этот козырь для сле­ду­ю­щего романа.

Отдель­ное спа­сибо Бра­уну за то, что, вос­пев гомо­сек­су­а­лизм Лео­нардо да Винчи, он все же “соче­тал” Хри­ста с жен­щи­ной, а не с…

Ну, и еще я был удив­лен тем, что шифры какие-то дет­ские. Я по ходу чте­ния само­сто­я­тельно нахо­дил ответ четы­ре­жды (а Лэн­г­дон еще маялся в догад­ках). Правда, в конце кон­цов мне почу­ди­лось, что в книге остав­лено еще одно зашиф­ро­ван­ное посла­ние, но остав­лен­ное не Сонье­ром, а самим Бра­у­ном и не рас­кры­тое им.

Воз­можно, я в корне неправ, обли­чая неве­же­ство Бра­уна. Похоже, он созна­тельно под­став­ля­ется, демон­стри­руя откро­вен­ные ляпы. Тем самым Браун (может быть) рас­кла­ды­вает серию ребу­сов, кото­рые в итоге воз­вра­щают успеш­ного поис­ко­вика в… его дет­скую ком­нату. С при­выч­ной ико­ной над кро­ват­кой. Вот и чита­тель, поз­во­лив­ший себе увлечься постро­е­ни­ями бра­у­нов­ских пер­со­на­жей, с вос­тор­гом откры­вает для себя мир “истин­ного хри­сти­ан­ства”. Но если он уме­рит ско­рость про­гла­ты­ва­ния стра­ниц и нач­нет вду­мы­ваться в чтиво, возь­мет в руки науч­ные спра­воч­ники и пуб­ли­ка­ции пер­во­ис­точ­ни­ков, то вскоре пой­мет, что ему врут. Дальше чита­тель обра­тит вни­ма­ние на то, кто же именно вещает ему эти фальшивки.

Глав­ный идео­лог “эзо­те­ри­ков” (Лео­нардо да Винчи в вер­сии Бра­уна) — гомо­сек­су­а­лист, лжец, ради спо­кой­ствия испол­ня­ю­щий заказы пре­зи­ра­е­мой им Церкви, а для души масте­ря­щий ору­дия пыток. “Шут­ник и про­каз­ник” (с. 60).

Тот пер­со­наж, кото­рый наи­бо­лее “убе­ди­тельно” изла­гает “эзо­те­ри­че­скую” вер­сию жизни Хри­ста,— Тибинг — в конце кон­цов ока­зы­ва­ется глав­ным мер­зав­цем и заказ­чи­ком всех убийств.

В фильме (не в книге) утвер­жда­ется, что кре­сто­вый поход, при­вед­ший к захвату Иеру­са­лима (“самый мас­со­вый”), “был инспи­ри­ро­ван “При­о­ра­том Сиона”” — с целью захвата “Гра­аля”.

Да и сами масоны (в деви­че­стве — там­пли­еры), согласно Бра­уну, и в самом деле акку­ратно испол­няют все то, в чем обви­няла их Цер­ковь: тут и груп­по­вой секс, и гомо­сек­су­а­лизм, и магия, и покло­не­ние идолу Бафо­мета с коз­ли­ными рогами (см. с. 382). Свое мол­ча­ние они охотно про­дают за деньги и вообще много веков зани­ма­ются баналь­ным шан­та­жом Ватикана.

Сам Браун так опи­сы­вает реак­цию обыч­ного нере­ли­ги­оз­ного чело­века на книги “аль­тер­на­тив­ных” уче­ных, лиде­ром кото­рых явля­ется Тибинг: “Зна­ме­ни­тый нью-йорк­ский редак­тор Джо­нас Фаук­ман нервно зате­ре­бил коз­ли­ную бородку. На про­тя­же­нии всей своей бли­ста­тель­ной карьеры ему, несо­мненно, дово­ди­лось пови­дать немало книг с самыми дикими иде­ями, но ни с чем подоб­ным стал­ки­ваться не дово­ди­лось. <….. > на лице его появи­лось выра­же­ние, какое бывает у чело­века, вдруг узнав­шего, что Земля на самом деле плос­кая” (с. 198–199). Ну вот — сколь аргу­мен­ти­ро­вана мысль о том, что Земля плос­кая, столь же аргу­мен­ти­ро­ваны и доводы Тибинга-Лэнгдона.

Воз­можно, Браун сде­лал именно то, что, в его опи­са­нии, сде­лал да Винчи,— испол­нил поли­ти­че­ский заказ с тай­ной издев­кой над самим заказ­чи­ком. Тогда его книга ока­зы­ва­ется крип­то­ав­то­био­графи-чес­кой. Как Лео­нардо писал хри­сти­ан­ские полотна с анти­хри­сти­ан­ским под­тек­стом, так и Браун напи­сал рекламно-эзо­те­ри­че­скую книгу с анти­эзо­те­ри­че­ской подкладкой.

Чита­тель, заме­тив, на какой фальши заме­шаны тео­рии “духов­ного хри­сти­ан­ства”, может отшат­нуться от него — к Хри­сту нор­маль­ной традиции.

Так что я готов пред­по­ло­жить, что Браун и его книга умнее, чем кажутся. Быть может, это про­во­ка­ция, как раз при­зван­ная высме­ять масон­скую идео­ло­гию иувле­чен­ных ею диле­тан­тов. Смот­рите, мол, из каких гни­лых ниток соткана совре­мен­ная идео­ло­ги­че­ская мода, вос­пе­ва­ю­щая “язы­че­ский феми­низм” и “духов­ное христианство”.

Послед­ние слова крип­то­гра­фи­че­ского детек­тива откро­венно инфер­нальны: “Голос муд­ро­сти… шеп­тал из без­дны, из самых глу­бин земли” (с. 542). А капи­тан Фаш, в конце романа ока­зав­шийся все-таки поло­жи­тель­ным пер­со­на­жем, четко гово­рит о пира­мидке, кото­рую пре­зи­дент Ф. Мит­те­ран навя­зал Лувру (а именно под ее 666 стек­лян­ными пане­лями и поко­ится бра­у­нов­ский “Гра­аль”): это “шрам на лице Парижа” (с. 31).

Таким обра­зом “ува­жа­е­мые чита­тели”, кото­рые умуд­ря­ются влю­биться в масон­скую идео­ло­гию, изло­жен­ную Бра­у­ном через Тибинга, пред­стают в довольно дурац­ком виде! “О мина зла!” (с. 57).

— Апо­ло­геты “Кода да Винчи” в послед­нее время ото­всюду, в том числе и с дорожки Канн­ского кино­фе­сти­валя, пыта­ются заве­рить всех в том, что содер­жи­мое книги явля­ется про­стой фан­та­сти­кой лег­кого жанра.

— Если бы книга оста­ва­лась в жанре фан­та­стики — пожа­луй­ста, каж­дый волен фан­та­зи­ро­вать как хочет. В таком слу­чае это была бы гипо­теза в жанре “аль­тер­на­тив­ной исто­рии”: “А пред­по­ло­жим, что Напо­леон выиг­рал битву при Ватер­лоо”, “допу­стим, что в рас­по­ря­же­нии Алек­сандра Маке­дон­ского была тан­ко­вая диви­зия”, “а что было бы, если бы Ста­лин в 41‑м постригся в монахи.…”

Но “Код да Винчи” с пер­вых стра­ниц реко­мен­дует себя как книгу науч­ную. Уже в самом начале утвер­жда­ется, что “в книге пред­став­лены точ­ные опи­са­ния про­из­ве­де­ний искус­ства, архи­тек­туры, доку­мен­тов…” (с. 7).

Тем, кто гово­рит, что не стоит спо­рить с фан­та­сти­че­ской книж­кой, я пред­ла­гаю самим сфор­му­ли­ро­вать ряд тези­сов, кото­рые в романе Бра­уна фан­та­стичны. Боюсь, что эти ряды ока­жутся очень раз­ными у меня и у либе­раль­ных журналистов.

Апо­ло­геты ска­жут, что фан­та­зией явля­ется упо­ми­на­ние Бра­у­ном о суще­ство­ва­нии масон­ских лож (прежде всего “При­о­рата Сиона”). Я же, ско­рее, скло­нен именно это счи­тать самой прав­ди­вой чер­той бра­у­нов­ского повествования.

Стр. 1 из 19 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки