• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Св. Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира Рубрика: Литературная критика

Св. Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира

(7 голосов: 5 из 5)

Московское издательство «Локид-Пресс» в 2004-2008гг. пятью тиражами издавало книгу «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», приписав авторство святому праведному Иоанну Кронштадтскому . Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно три раза.

Отзыв о книге «Св. Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира»

Московское издательство «Локид-Пресс» в 2004-2008гг. пятью тиражами издавало книгу «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», приписав авторство святому праведному Иоанну Кронштадтскому . Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно три раза. Сам же отец Иоанн в дневниковой записи от 1905 г. писал: «Согрешил я пред Тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения «Начало и конец видимого мира», что он, светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто!». Отметим, что и в 1914 годы книга переиздаётся без указания автора.

РГБ и РНБ дают сведения о следующих изданиях:
1. СПб : Лештуков. паровая скоропеч. П.О. Яблонского, 1900-1901.
2. СПб : Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1904  (второе изд.).
3. СПб : И.Л. Тузов, 1914  (третье изд.).

Православная энциклопедия под ред. патриарха Кирилла в число трудов св. прав. Иоанна Кронштадтского этот труд также не включает (ссылка).

Кто же создал этот труд? Часто пишут, что создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон (Успенский), достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Однако иеромонах Пантелеимон (Успенский) родился в 1886 г., а первое издание обсуждаемой книги было в 1901 г., очевидно, что в 14 лет он такое произведение написать ещё не мог. Кроме того, иеромонах Пантелеимон (Успенский) никогда не был насельником Оптиной пустыни. Ещё обратим внимание, что отец Иоанн именует автора «светским человеком».

Откуда же возникло авторство иером. Пантелеймона? В издании 1960 г. Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, указано: «Собр., перепеч. и доп. ил. архим. Пантелеимон» (собрал, перепечатал и дополнил иллюстрациями архимандрит Пантелеймон). Речь идёт об основателе монастыря архимандрите Пантелеимоне (Нижнике) (4.01.1895–13.01.1985). Именно его некоторые издатели ошибочно и приняли за автора книги.
Редакция интернет-портала «Азбука веры»
Оставить комментарий » 1 Комментарий
  • Азбука веры, 04.08.2017

    В ответ на Ваш запрос об установлении автора издания «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» сообщаем, что нами проведено библиографическое разыскание, в ходе которого удалось выяснить следующее: 

    — В изданиях 1900-1901, 1904, 1914 гг., просмотренных de visu, какие-либо указания на авторство Иоанна Кронштадского отсутствуют. «Предисловия» к ним даны без фамилии автора. 

    — В издании 1904 г. имеется вклейка рекламного характера между Первой и Второй частями сочинения: «В книжном магазине И.Л. Тузова между прочим продаются следующие книги…». В приведенном списке сочинение «Начало и конец нашего земного мира…» представлено под заглавием, без автора. 

    — Информация о выходе сочинения (издания 1-2)  приведена в библиографических указателях: 

    1. Список изданий, вышедших в России, в 1900 году. – Санкт-Петербург, 1901. 

    (Список изданий, вышедших с разрешения Санкт-Петербургского Духовного Цензурного комитета в 1900 г. – с. 7); 

    2. То же… в 1901 году. – Санкт-Петербург, 1902. 

    (Список изданий, вышедших с разрешения Санкт-Петербургского Духовного Цензурного комитета в 1901 г. – с. 6); 

    3. То же… в 1903 году. – Санкт-Петербург, 1904. (№ 6259) 

    4. То же… в 1904 году. – Санкт-Петербург, 1905. (№ 1451) 

     
    Издания описаны на заглавие (см. ксерокс). 

    — Примечания Иоанна Кронштадского к сочинению также отсутствуют в просмотренных дореволюционных изданиях.  

    — Издательская группа «Скит» выпустила в 1995 г. сочинение без указания автора. 

    — Издательство «Локид-Пресс» не только представило Иоанна Кронштадского автором сочинения, но и поместило его портрет на обложках книг. Какие-либо комментарии, введение, предисловие, примечания с обоснованием авторства И. Кронштадского в них отсутствуют. 

    — Иоанн Кронштадский не обозначен как автор «Начала…» в следующих ресурсах: 

    1. Электронный сводный каталог русской книги XIX века;                                                              2. Генеральный алфавитный каталог (ГАК) – (Библия.Новый Завет. Апокалипсис; Начало и конец…). 

    Проведенный библиографический поиск подтверждает анонимность книги «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса».  

    ____________________________________ 

    Далее, среди специалистов до настоящего времени ведётся обширная дискуссия об авторстве издания. Наиболее подробное изложение ситуации приведено в отзыве редакции интернет-портала «Азбука веры» на выход издания (электронный адрес: https://azbyka.ru/fiction/sv-ioann-kronshtadtskij-nachalo-i-konec-nashego-zemnogo-mira/): 

    «Московское издательство «Локид-Пресс» в 2004-2008гг. пятью тиражами издавало книгу «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», приписав авторство святому праведному Иоанну Кронштадтскому . Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно три раза. Сам же отец Иоанн в дневниковой записи от 1905 г. писал: «Согрешил я пред Тобою, Господи, испытующий сердца и утробы, позавидовал автору сочинения «Начало и конец видимого мира», что он, светский человек, более меня, академика и священника, сведущ в богословии и составил свое сочинение премудро, глубокомысленно, просто!». Отметим, что и в 1914 году книга переиздаётся без указания автора. 

    «Православная энциклопедия» под ред. патриарха Кирилла в число трудов св. прав. Иоанна Кронштадтского этот труд также не включает. 

    Кто же создал этот труд? Часто пишут, что создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон (Успенский), достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Однако иеромонах Пантелеимон (Успенский) родился в 1886 г., а первое издание обсуждаемой книги было в 1901 г., очевидно, что в 14 лет он такое произведение написать ещё не мог. Кроме того, иеромонах Пантелеимон (Успенский) никогда не был насельником Оптиной пустыни. Ещё обратим внимание, что отец Иоанн именует автора «светским человеком». 

    Откуда же возникло авторство иером. Пантелеймона? В издании 1960 г. Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле указано: «Собр., перепеч. и доп. ил. архим. Пантелеимон» (собрал, перепечатал и дополнил иллюстрациями архимандрит Пантелеймон). Речь идёт об основателе монастыря архимандрите Пантелеимоне (Нижнике) (4.01.1895–13.01.1985). Именно его некоторые издатели ошибочно и приняли за автора книги». 

    Дальнейшая работа по  установлению авторства этого сочинения относится к разряду книговедческих, источниковедческих изысканий и исследований в области истории книги. 

     

               И.О. Зав. Сектором СБО                                                  Е.Л. Найдина 

               Гл. библиограф                                                                 М.Б. Ваганова 

               Зам. Зав. НИО библиографии                                          Н.С. Масловская  

    Ответить »
Авторы
Самое популярное (читателей)
Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес: