Царь Давид — Люкимсон П.Е.

Царь Давид — Люкимсон П.Е.

(26 голосов4.5 из 5)

Оглав­ле­ние

Пре­ди­сло­вие
Часть пер­вая. Арфа и меч
Глава пер­вая. Изгой
Глава вто­рая. Певец
Глава тре­тья. Поединок
Глава чет­вер­тая. Герой
Глава пятая. Беглец
Глава шестая. Юродивый
Глава седь­мая. Гон
Глава вось­мая. Авигея
Глава девя­тая. Князь Секелага
Глава деся­тая. “Как пали сильные!”
Часть вто­рая. Меч и корона
Глава пер­вая. Смута
Глава вто­рая. Игра
Глава тре­тья. “Царь умер. Да здрав­ствует царь!”
Глава чет­вер­тая. Битва за Иерусалим
Глава пятая. В Долине исполинов
Глава шестая. Один из народа
Глава седь­мая. Госу­дарь император
Глава вось­мая. Пер­вые победы
Часть тре­тья. Корона и арфа
Глава пер­вая. Ветер войны
Глава вто­рая. Вирсавия
Глава тре­тья. Семей­ные тайны
Глава чет­вер­тая. Голодомор
Глава пятая. Мятеж
Глава шестая. “По шатрам своим, Израиль!”
Глава седь­мая. Дорога к Храму
Глава вось­мая. Закат
Глава девя­тая. Смерть
Глава деся­тая. Бессмертие
При­ло­же­ния
При­ло­же­ние 1. Загадка “звезды Давида”
При­ло­же­ние 2. Биб­лия и фольк­лор: от царя Давида до Иванушки-дурачка
При­ло­же­ние 3. Основ­ные собы­тия жизни Давида, нашед­шие отра­же­ние в его псалмах[103]
Основ­ные даты жизни и дея­тель­но­сти царя Давида[104]
Лите­ра­тура
Свя­щен­ные тек­сты и ком­мен­та­рии к ним
Науч­ная и научно-попу­ляр­ная литература
При­ме­ча­ния

Предисловие

Как ни странно это про­зву­чит, но нет ничего проще, чем напи­сать исто­ри­че­ский (или псев­до­и­сто­ри­че­ский) роман о царе Давиде. Да, худо­же­ствен­ный уро­вень этого романа будет зави­сеть от сте­пени таланта автора, но все сюжет­ные пери­пе­тии и харак­теры героев вполне пред­ска­зу­емы. Даже если писа­тель захо­чет про­де­мон­стри­ро­вать силу сво­его вооб­ра­же­ния и решит при­бег­нуть к жанру фэн­тези, все равно вольно или невольно он оста­нется при­вя­зан­ным к Биб­лии — Книге Книг, вле­ку­щей всё новых чита­те­лей, неза­ви­симо от того, верят они в Бога или нет.

В сущ­но­сти, рас­ска­зы­ва­е­мая Биб­лией исто­рия жизни царя Давида и пред­став­ляет собой такой роман, при­чем напи­сан­ный рукой гени­аль­ного мастера или группы соав­то­ров. Если бы это было иначе, если бы Биб­лия несла в себе только рели­ги­озно-фило­соф­ские идеи и некие исто­ри­че­ские све­де­ния, не захва­ты­вая при этом сер­дец чита­те­лей, она нико­гда не сыг­рала бы такой огром­ной роли в исто­рии человечества.

Так что с рома­ном о царе Давиде все более или менее ясно…

Совсем иное дело попы­таться создать хотя бы отча­сти науч­ную био­гра­фию царя Давида — вели­кого воина и госу­дар­ствен­ного дея­теля, а также, вне сомне­ния, самого попу­ляр­ного поэта всех вре­мен и наро­дов, ибо трудно найти язык, на кото­рый не были бы пере­ве­дены напи­сан­ные им псалмы[1].

Прежде всего, автор такой био­гра­фии неми­ну­емо стал­ки­ва­ется с науч­ной шко­лой, утвер­жда­ю­щей, что, подобно Авра­аму, Иса­аку, Иакову, Мои­сею и Иисусу Навину, пер­вые цари Изра­иля Саул, Давид и Соло­мон «роди­лись на стра­ни­цах Биб­лии», то есть явля­ются вымыш­лен­ными, ска­зоч­ными персонажами.

Надо ска­зать, что исто­ри­ков, при­дер­жи­ва­ю­щихся вер­сии, что этих царей нико­гда не суще­ство­вало, сего­дня немного. Куда меньше, чем, ска­жем, тех, кто выска­зы­вает подоб­ную точку зре­ния по отно­ше­нию к еврей­ским пра­от­цам и про­року Мои­сею. Но они есть, в их суж­де­ниях име­ется своя логика, и нельзя взять и про­сто про­игно­ри­ро­вать их аргументы.

Глав­ным дово­дом в пользу своей точки зре­ния сто­рон­ники этой школы дол­гое время при­во­дили тот факт, что, кроме самой Биб­лии, ника­ких дру­гих пись­мен­ных источ­ни­ков и архео­ло­ги­че­ских памят­ни­ков, под­твер­жда­ю­щих реаль­ность суще­ство­ва­ния царей Саула, Давида и Соло­мона, нет. В 1994 году пер­вый такой памят­ник вроде бы появился — это стела из Тель-Дана, на кото­рой высе­чено утвер­жде­ние ара­мей­ского пра­ви­теля, что он «…уни­что­жил семь­де­сят царей, кото­рые сна­ря­дили про­тив него тысячи колес­ниц и тысячи всад­ни­ков. И… убил царя Изра­иля Иорама, сына Ахавы, и царя из дома Дави­дова Ахи­зи­яху, сына Иорамы».

На этом, как отме­чает аме­ри­кан­ский иссле­до­ва­тель Эрик Кляйн, все и закан­чи­ва­ется. Больше ника­ких запи­сей и сви­де­тельств с упо­ми­на­ни­ями о Давиде или Соло­моне нет. Все сохра­нив­ши­еся постройки, свя­зан­ные, по мне­нию архео­ло­гов, с царем Дави­дом, дати­ру­ются не X веком до н. э., а IX или даже VIII. Про­фес­сор Кляйн по этому поводу отме­чает, что мно­гие архео­логи, рабо­та­ю­щие сего­дня в Изра­иле, нередко дати­руют свои находки, све­ря­ясь с отрыв­ками из Биб­лии, в чем глу­боко не правы. Ведь цель биб­лей­ской архео­ло­гии, спра­вед­ливо пишет он далее, не в том, чтобы дока­зы­вать или опро­вер­гать содер­жа­ние Биб­лии, а в изу­че­нии под­лин­ной куль­туры Свя­той земли и ее реаль­ной исто­рии[2].

Но в том-то и дело, что ника­ких арте­фак­тов, ста­вя­щих под сомне­ние исто­ри­че­скую досто­вер­ность основ­ных собы­тий, опи­сы­ва­е­мых в Биб­лии, тоже до сих пор не най­дено. Зато всё новые и новые находки под­твер­ждают аутен­тич­ность ее тек­стов и прав­ди­вость изло­жен­ных в ней собы­тий. Как чита­тель уви­дит далее, эти же находки под­твер­ждают и исто­ри­че­скую реаль­ность фигуры царя Давида. А что каса­ется эпохи, в кото­рую он жил, то это, как гово­рится, отдель­ный вопрос, в кото­ром нам еще пред­стоит разобраться.

Ну и, без­условно, довод, что, если нет веще­ствен­ных дока­за­тельств, то Биб­лии дове­рять нельзя, демон­стри­рует лишь пред­взя­тость тех, кто его выдви­гает. Так можно дорас­суж­даться и до того, что если у нас на руках нет ника­ких арте­фак­тов, под­твер­жда­ю­щих те или иные собы­тия, изло­жен­ные в сред­не­ве­ко­вых хро­ни­ках или рус­ских лето­пи­сях, то этих собы­тий нико­гда и не было и все они от начала до конца при­ду­маны. А если зав­тра такие арте­факты най­дутся, то ста­нем заяв­лять, что они ничего не зна­чат, так как ранее было убе­ди­тельно дока­зано, что этих собы­тий не было. Дви­га­ясь в таком направ­ле­нии, мы очень быстро ока­жемся в числе при­вер­жен­цев псев­до­уче­ных вроде Фоменко и Носов­ского. Но, повто­рим, иссле­до­ва­тели, отри­ца­ю­щие исто­рич­ность фигуры царя Давида, уже давно нахо­дятся в «подав­ля­ю­щем меньшинстве».

С начала XX века трудно найти серьез­ный учеб­ник или моно­гра­фию по исто­рии древ­него Ближ­него Востока, не содер­жа­щих хотя бы одной неболь­шой главы, рас­ска­зы­ва­ю­щей о царях Давиде и Сауле и как ими созда­ва­лось пер­вое Еврей­ское госу­дар­ство. Обычно в этих тру­дах при­зна­ется роль Давида как царя, объ­еди­нив­шего раз­роз­нен­ные еврей­ские пле­мена, заво­е­вав­шего Иеру­са­лим и пре­вра­тив­шего его в поли­ти­че­скую и рели­ги­оз­ную сто­лицу госу­дар­ства, а также рас­ши­рив­шего раз­меры своей пона­чалу очень неболь­шой дер­жавы за счет заво­е­ва­тель­ных войн про­тив сосед­них народов.

Но ведь этим зна­че­ние лич­но­сти и насле­дия Давида, его вли­я­ния на судьбу сво­его народа и всего чело­ве­че­ства не исчер­пы­ва­ется! Не только его воен­ные победы и госу­дар­ствен­ная муд­рость и даже не только напи­сан­ные им гени­аль­ные поэ­ти­че­ские гимны, но и част­ная жизнь царя Давида давно стала досто­я­нием исто­рии. И жизнь эта так богата собы­ти­ями, так насы­щенна, что, без­условно, заслу­жи­вает отдель­ного рас­сказа и при­сталь­ного изучения.

Более того, жиз­нен­ный путь царя Давида пред­стает намного более слож­ным и дра­ма­тич­ным при зна­ком­стве с мид­ра­шами (уст­ными еврей­скими пре­да­ни­ями, при­зван­ными уточ­нить и допол­нить те или иные стра­ницы Книги Книг), с ком­мен­та­ри­ями Свя­щен­ного Писа­ния, дан­ными раз­лич­ными авто­рами, и тру­дами исто­ри­ков и тео­ло­гов, посвя­щен­ными царю Давиду.

Стр. 1 из 106 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Администратор, 20.03.2017

    Спа­сибо. Исправили.

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки