- От автора
- 1. В поисках смысла
- 2. Глас хлада тонка
- 3. Паек или благодать?
- 4. Битвы за чужую святость
- 5. С двух сторон аналоя
- 6. Парадоксы нашего поста
- 7. Пост в купальный сезон
- 8. Вопросы не о богослужебном языке
- 9. Возвышенность языка
- 10. Фунт чухонского масла
- 11. КПСС и РПЦ
- 12. Свое суждение иметь
- 13. Наука ли богословие?
- 14. Фундаментализм: выход или вызов?
- 15. Лингвисты об эволюции
- 16. Первая тувинская Библия
- 17. Миссия для мусульман: разговор не о том
- 18. Не наша миссия?
- 19. Православие с чистого листа?
- 20. Зачем мы молодежи?
- 21. Текст как пространство Встречи
- 22. Любить себя?
- 23. Безотцовщина
- 24. Праведный гнев – это страшная сила
- 25. Киники и циники
- 26. Уроки снобизма
- 27. Чему учишься за рулем
- 28. Вдоль по разделительной
- 29. Про «попробовать»
- 30. Убложество
- 31. Христианская свобода и либеральные ценности
- 32. Большой Брат по последней моде
- 33. Битва за внимание
- 34. Модернизация по прадедовским заветам?
- 35. Общество потребления детей
- 36. Бесплатное или бесцельное?
- 37. И снова о ЕГЭ
- 38. На переднем крае научной бюрократии
- 39. Хотим ли мы жить в правовом государстве?
- 40. Право на смерть?
- 41. О спорт, ты…
- 42. С Уильямса хватит?
- 43. Век праздности и уныния в одном флаконе
- 44. Два языка в одной Латвии
- 45. Война, которую учитель проиграл?
- 45. Другие мальчишки
- 46. Нет власти не от Бога!
- 48. Чего мы искали на болоте
- 49. Народ как подросток
- 50. Россия с Путиным
- 51. Услышьте нас!
- 52. Кощунство в светском государстве?
- 53. Единственная Гражданская?
- 54. Фальшивое средневековье
- 55. МакДак на Малой Бронной, Старбакс на Моховой
- 56. Книга и Личность
- 57. Храмовое благочестие
- 58. Три библейских трапезы
- 59. Учитель Израилев
- 60. Златоустый Святитель
- 61. Святые филологи
- 62. Христианские утопии и государственное строительство
- 63. Кто избирает парламент?
- 64. Уроки черногорского
- 65. Уроки нашего евроремонта
- 66. Про(то)колы модернистских мудрецов
- 67. Десятилетие потерянных
- 68. И что же такое сергианство?
- 69. Жара в эпоху раскола
- 70. Так было ли возрождение?
31. Христианская свобода и либеральные ценности
Недавно мы с сыном посмотрели фильм «Орел девятого легиона». В нем рассказывается история двух молодых мужчин, живших в Британии времен Римской империи. Один был римлянином, другой был бритом, и сложилось так, что каждый из них побывал рабом у другого, претерпел унижение и побои. Но они сумели стать друзьями, освободиться в прямом и переносном смысле друг от друга… и от самих себя. Ведь прежде каждый из них следовал какой-то заранее заложенной программе: отстаивать честь своего народа, мстить врагам за убитого отца, и этой цели он приносил в жертву буквально всё, что у него только было. В конце фильма, отдав пресловутого золотого орла тем, кому он был так нужен, двое свободных людей выходят на залитую солнечным светом городскую площадь. «А дальше как?» – спрашивает один из них. «А как сам решишь!» – отвечает другой.
Человек не должен быть рабом или иметь рабов, он не должен слепо подчиняться стереотипам и условностям, он вправе сам решать свою судьбу и несет за свои решения ответственность, но он не может при этом ущемлять такие же права другого человека. Я не уверен, что этому так стремились жители Британии римских времен, но нынешний западный мир – и британцы в первых рядах! – именно в этих принципах видит основу общественного устройства. Именно их и называют либеральными ценностями.
А как все это соотносится с христианством, которое тоже много говорит о свободе? На первый взгляд – да вообще никак. Оба героя этого фильма – язычники, как и подавляющее большинство людей того времени. Их, в общем, и невозможно представить себе христианами: если бы они верили в Евангелие, это была бы совсем другая история, не золотого орла они бы искали. Но вот если бы местом действия для фильма была избрана, скажем, средневековая Британия, то можно быть уверенным: бороться героям пришлось бы за свободу от стереотипов христианских. От них бы требовалось регулярно ходить в храм, соблюдать обычаи и ритуалы, а то и присутствовать при сожжении ведьм и еретиков.
Европейский либерализм, собственно, и начался с борьбы за освобождение от таких правил, борьбы в том числе и с традиционным христианством всех конфессий. Оно лишало человека свободы повседневного выбора: в воскресенье иди на службу, а не на прогулку и не в пивную, до венчания не смей даже целоваться с любимой девушкой. А если не хочешь исполнять все эти правила, общество и без инквизиции найдет способ тебя строго наказать!
Либералам XIX века все это было не по душе, но они боролись на самом деле не с христианством, а с традиционным обществом, которое в любом случае живет такими правилами. Они действуют сейчас во многих исламских странах, и эмигранты уносят их с собой на Запад, воспитывают своих детей в тех же традициях. Строгие правила поведения были и в советском атеистическом обществе, и в языческом римском, и в любом другом. Даже самое примитивное первобытное племя требует от своих членов неукоснительно отмечать все праздничные и скорбные дни, наносить правильную татуировку и кидать бумеранг строго определенным образом. Слова о личной свободе прозвучали бы для такого племени полным абсурдом: да что это такое? Мы – единое племя, а кто уйдет от нашего костра в джунгли, тот неминуемо погибнет.
Кто же принес в мир представление о том, что человек сам по себе свободен, что его поведение не определяется только наставлениями предков и обычаями современников? Об этом говорили мудрецы разных стран и народов, но убедительнее всего сказали об этом христиане. Конечно, и в Ветхом Завете мы читаем, например, историю Руфи, которая оставила свой народ и своих богов, чтобы стать частью Божьего народа. Но и в этом случае она просто перешла из одного традиционного общества в другое.
А христиане вдруг заявили, что для них «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Колосянам 3:11). Как это вообще может быть, когда эллины так сильно отличаются от скифов, а рабы – от свободных? Да и как звучали эти слова в обществе, где рабство было самой основой общественного устройства? Все великие философы античности просто принимали его как факт, а некоторые вполне оправдывали: дескать, варвары по природе своей рабы, должны служить просвещенным эллинам, так установлено с начала, так должно быть всегда.
Лучшим ответом, пожалуй, послужит краткое Послание Павла к Филимону. Жил на свете рабовладелец Филимон, который после проповеди апостола Павла принял христианство. После этого от него бежал раб по имени Онисим, и случилось так, что он встретил Павла и тоже обратился ко Христу. По законам Римской империи раб оставался собственностью своего господина, который имел право наказать его за побег как угодно, в том числе смертью (распятие на кресте – это как раз римское наказание для мятежных рабов). И что же делает в этой ситуации Павел? Начинает борьбу за немедленное равноправие? Будь он либералом XIX века, он бы так и поступил. Но в те времена его бы просто никто не понял.
И Павел отправляет Онисима к хозяину, как и следовало поступить по закону, но посылает с ним и свое письмо. В нем он убеждает Филимона принять Онисима как брата, а не раба, обещает возместить весь возможный ущерб и… просит его послать Онисима обратно к Павлу, потому что он ему нужен для служения. Полностью оставаясь в рамках общественных норм и законов того времени, Павел призывает христиан выстраивать совершенно иные отношения меж собой. Рабы и рабовладельцы остаются тем, кем они и были прежде, как и скифы не меняются местами с эллинами, но все они при этом оказываются братьями, все призваны поступать друг с другом по закону любви.
Всегда ли, все ли из христиан исполняли этот призыв? Конечно же, нет. Мы знаем, как часто именно от лица Церкви людей лишали свободы и даже жизни: дескать, это угодно Богу… Только в Евангелии было ясно сказано: нет, неугодно. А что именно крест выбирался в качестве знамени для подобных деяний, это, в общем-то, вопрос культурных традиций: в другие времена и в других странах это мог быть римский орел, или исламский полумесяц, или идол индейского божества.
Но христианская проповедь братства и свободы постепенно приносила свои плоды, и к тому самому XIX веку, времени расцвета либерализма, люди стали приходить к мысли о несовместимости самого института рабства с христианством. Первой запретила его та самая Британия, за ней последовали и другие страны – именно христианские страны, а затем и остальные, под их влиянием. Пользоваться рабским трудом вдруг стало неприлично – отчего же? Сама идея, что человек рождается свободным, что он обладает определенными правами уже в силу того, что он человек – библейская по своему происхождению. Только Библия из всех главных религиозных книг человечества учит, что человек создан по Божьему образу и подобию, только она говорит о том, что и сам Бог стал человеком и умер ради спасения людей: и скифов, и эллинов, и рабов, и свободных.
Именно на этих основах строится подлинный либерализм, и он прекрасно совместим с христианством. Конечно, встречается понимание христианства как общеобязательной системы внешних запретов и правил, но наши предки отвечали на такое поговоркой «невольник – не богомольник». Распространяется в наши дни и такой либерализм, который забыл о своих библейских и христианских корнях и считает любую веру, любые нравственные нормы досадной помехой на пути ко всеобщему освобождению, и он с христианством несовместим. Но либерализм ли это? Если проповедуется безусловное право женщины совершать аборт, это звучит, конечно, очень либерально… но ведь так отрицается безусловное право на жизнь зачатого младенца, каким когда-то был каждый из нас! Это не столько либерализм, сколько его искажение, как и костры инквизиции – искажение христианства.
На самом деле, либеральные ценности и христианские идеалы просто применимы к разным сферам. Одни относятся к политической свободе и праве на выбор своей судьбы, другие же говорят о свободе от рабства греху и о том, как человеку распорядится данным ему выбором, чтобы обрести жизнь вечную.
Комментировать