- От автора
- 1. В поисках смысла
- 2. Глас хлада тонка
- 3. Паек или благодать?
- 4. Битвы за чужую святость
- 5. С двух сторон аналоя
- 6. Парадоксы нашего поста
- 7. Пост в купальный сезон
- 8. Вопросы не о богослужебном языке
- 9. Возвышенность языка
- 10. Фунт чухонского масла
- 11. КПСС и РПЦ
- 12. Свое суждение иметь
- 13. Наука ли богословие?
- 14. Фундаментализм: выход или вызов?
- 15. Лингвисты об эволюции
- 16. Первая тувинская Библия
- 17. Миссия для мусульман: разговор не о том
- 18. Не наша миссия?
- 19. Православие с чистого листа?
- 20. Зачем мы молодежи?
- 21. Текст как пространство Встречи
- 22. Любить себя?
- 23. Безотцовщина
- 24. Праведный гнев – это страшная сила
- 25. Киники и циники
- 26. Уроки снобизма
- 27. Чему учишься за рулем
- 28. Вдоль по разделительной
- 29. Про «попробовать»
- 30. Убложество
- 31. Христианская свобода и либеральные ценности
- 32. Большой Брат по последней моде
- 33. Битва за внимание
- 34. Модернизация по прадедовским заветам?
- 35. Общество потребления детей
- 36. Бесплатное или бесцельное?
- 37. И снова о ЕГЭ
- 38. На переднем крае научной бюрократии
- 39. Хотим ли мы жить в правовом государстве?
- 40. Право на смерть?
- 41. О спорт, ты…
- 42. С Уильямса хватит?
- 43. Век праздности и уныния в одном флаконе
- 44. Два языка в одной Латвии
- 45. Война, которую учитель проиграл?
- 45. Другие мальчишки
- 46. Нет власти не от Бога!
- 48. Чего мы искали на болоте
- 49. Народ как подросток
- 50. Россия с Путиным
- 51. Услышьте нас!
- 52. Кощунство в светском государстве?
- 53. Единственная Гражданская?
- 54. Фальшивое средневековье
- 55. МакДак на Малой Бронной, Старбакс на Моховой
- 56. Книга и Личность
- 57. Храмовое благочестие
- 58. Три библейских трапезы
- 59. Учитель Израилев
- 60. Златоустый Святитель
- 61. Святые филологи
- 62. Христианские утопии и государственное строительство
- 63. Кто избирает парламент?
- 64. Уроки черногорского
- 65. Уроки нашего евроремонта
- 66. Про(то)колы модернистских мудрецов
- 67. Десятилетие потерянных
- 68. И что же такое сергианство?
- 69. Жара в эпоху раскола
- 70. Так было ли возрождение?
35. Общество потребления детей
Однажды меня обвинили в педофилии. Это было, когда я вывесил в интернете фотографию своего шестилетнего сына – он был изображен на пляже в одних трусиках, и смотрелся действительно очень симпатично. Я решил было, что нарвался на отзыв маньяка, но… потом я наткнулся на такое же обвинение в адрес замечательного писателя Вл. Крапивина, причем прозвучало оно на православном форуме. Дескать, он описывал купающихся детей (опять-таки в трусиках), и получились они у него слишком привлекательными.
Я задумался тогда: что тогда вообще останется от мировой культуры, если подвергнуть ее строгой антипедофильской цензуре? Все эти скульптуры мальчиков, вынимающих занозу, или фрески с херувимами – на них ведь даже трусиков нет. А, к примеру, стихи Саши Черного
про компанию чижа, зайца и карася, обсуждающих необычное для них строение человеческого тела? Они ведь смотрят, как «голые детишки с визгом плещутся водой» – так они что, тоже все педофилы, вместе с поэтом?
Почему вообще сыплются все эти обвинения и подозрения в педофилии по малейшему поводу? Речь, разумеется, не идет о тех реальных (и, к сожалению, куда более частых, чем мы привыкли думать) случаях совращения детей, которые действительно должны приводить к суду и реальным срокам заключения, не о настоящей порнографии с участием детей. Все это должно пресекаться, и теперь, слава Богу, наши правоохранительные органы об этом действительно вспомнили, с большим, надо сказать, опозданием. Но откуда такое пристальное внимание к самой проблеме, почему на борьбу с ней, как в свое время с троцкизмом, поднимается к месту и не к месту ретивая общественность?
Современное западное общество, к которому и мы, по сути, принадлежим, хоть и с немалыми оговорками, вдруг осознало простую вещь: главный его двигатель – потребление, а главный стимул для потребления – секс. Девушки и парни с роскошными формами и призывными взорами рекламируют все, что угодно. Престижное авто уже неотделимо от блондинки в купальнике, ноги от ушей, туфли на шпильках – но и не только авто, приглядитесь сами к плакатам. Сексуальный подтекст в современной рекламе – это как острые приправы в азиатской кухне: непривычному человеку и в рот взять нельзя, а ценители уже без них обойтись просто не могут, пресно им покажется. И они добавляют и добавляют перца, так, что аж рот горит… вкусно! Ах, как вкусно!
А чем расплачиваться за все эти блага потребителю? Тоже потреблением. Ты должен быть молодым, успешным, сексуальным – тогда тебя будут потреблять клиенты, работодатели и партнеры. Задорого потреблять тебя, яппи и – внимание! – метросексуала. А ты сможешь пустить заработанные деньги на собственное потребление, делая его все более изысканным и престижным. Новые машины, новые гаджеты, новые подружки… новые игрушки. Старые еще не сломались, они просто прискучили и вышли из моды, потому что все пацаны уже давно обзавелись вот этой последней моделью, только у тебя ее нет.
Все это очень по-детски, правда? И вдруг западный потребитель с каким-то неожиданным удивлением обнаружил, что в эту карусель вовлечены не только инфантильные взрослые, но и настоящие дети. Несовершеннолетние. И оказалось, что их тоже потребляют – их нежность, невинность, красоту. Платят за это большие, очень большие деньги, создают специальные элитные клубы с закрытым членством. Занимаются с этими детьми самым настоящим сексом, снимают это на фото и видеокамеры и обмениваются материалами. Причем, как оказалось в некоторых случаях, делают это не только работорговцы из экзотических нищих стран, а родители из вполне приличной «старой Европы». А что, они приучают своих детей к нормам того общества, в котором им предстоит жить. Обеспечивают им будущее.
Общество ужаснулось. Мы же на самом деле не такие чудовища, – сказали люди, – у нас есть нечто светлое и чистое, руки прочь от детства! И общество повело борьбу, как и водится в таких случаях, с внешними признаками. Например, со степенью обнаженности – возможно, скоро будут объявлены нелегальными домашние фотоальбомы с розовыми голенькими младенцами первого года жизни, и любые пляжные фотографии до 18 лет. И можно не сомневаться, что всякие контролирующие органы, по крайней мере, в нашей стране, проявят в поиске таких фотоальбомов принципиальность и порой даже неподкупность. Это ведь так просто: зайти, обыскать, привлечь!
Но общество потребления как-то не захотело или побоялось заметить, что подобные вещи – оборотная сторона медали, гордо повешенной этим самым обществом на грудь. Вот в просвещенной Голландии, где так суровы к педофилам, проходит конкурс детской песни. Симпатичный мальчишка лет десяти, вполне одетый, поет песенку о том, что у него два папы и это очень круто. То есть паренек пропагандирует гомосексуальные «семьи»… Детская чистота и непосредственность используются для того, чтобы оправдать сексуальные пристрастия вполне взрослых людей – разве это не порнография? А вот у нас, в России, проходит набор в детскую школу моделей, опять-таки, все одеты… только объясняют там детям очень простую вещь: твое тело – это товар, который хорошо продается, и чем свежее, тем дороже – надо только правильно его упаковать и подать. Это разве не порнография?
Да и вообще, вся современная потребительская культура основана на телесных ощущениях (съесть, выпить, поцеловать) и ориентирована по преимуществу на… детей. Да, детей. Не случайно сегодня самыми кассовыми становятся детские фильмы, подростковый образ жизни объявляется идеальным, и от вполне взрослых женщин-моделей ожидаются совершенно детские, неестественные для зрелого организма объемы. Детство, по сути – второй после секса фетиш этого общества потребления. Оставайся в самом беззаботном, самом приятном возрасте как можно дольше – так ты сможешь продлить всевозможные наслаждения! Причем с 18 лет (возраст может варьироваться в разных странах) к прочим наслаждениям непременно должны добавиться и сексуальные, так что готовиться к этому надо заранее, овладевая даже не техникой секса, сколько самим подобным отношением к нему как к еще одному способу получить удовольствие, причем самому крутому и модному. И не надо себя ни в чем, кроме возраста, ограничивать. А если так, то не слишком ли условны возрастные ограничения?
Общество потребления, общество не повзрослевших, но вполне половозрелых детей с ужасом обнаружило, что оно начинает потреблять детей в самом грубом смысле этого слова. Оно попробовало эту ситуацию изменить… но чтобы изменить ее по-настоящему, потребуется некоторая радикальная переоценка ценностей. Нужно научиться глядеть на человеческое тело и вообще на человеческую жизнь несколько иными глазами, чтобы другой человек перестал быть для тебя всего лишь возбудителем.
Дети сами очень хорошо чувствуют такие вещи. Однажды две маленькие девочки рассматривали альбом с репродукциями картин мастеров Возрождения, и одна из них хихикнула: «они же все голые!» Другая рассудительно ответила ей: «это ты будешь голой, если разденешься, а они обнаженные». То есть не степень наготы создает неприличную ситуацию, а… как бы это точнее сформулировать? Отношение к телу, которое вызывает у нас это изображение. Если мы, глядя на картину, готовы восхищаться красотой человеческого тела, это искусство. А если мы проникаемся желанием это тело потребить, то, вне зависимости от наличия одежды (которая может скорее подчеркивать и намекать, нежели скрывать), это уже порнография, в том числе и детская. Да, конечно, такое определение очень субъективно, его не внесешь в законодательные акты, не положишь в основу правоохранительных инструкций.
Но если мы не научимся различать эти вещи хотя бы сами для себя, если не попробуем объяснить это различие тем, кто находится вокруг нас – боюсь, никуда нам не деться от укоров собственной совести, и, что еще хуже, от насилия над детьми, иногда физического, иногда только психологического, но ведь и оно остается насилием.
Кстати, слово «педофилия» в переводе с греческого обозначает «любовь к детям». Людям, да и высшим животным свойственно своих детенышей кормить, оберегать, любоваться ими и с ними играть. Именно это можно называть словом «любовь», если не получается назвать им что-то более высокое. А вот если мы начали называть этим словом мерзкий разврат, значит, проблема не в том, что любовь сама по себе плоха – а в том, что мы так и не научились любить по-настоящему, ни детей, ни взрослых.
Комментировать