Оглавление
- Предисловие от редакции к русскому изданию книги
- Предисловие к греческому изданию
- Часть первая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
- Икона Божией Матери «Вратарница»
- Икона Божией Матери «Парамифия»
- Икона Божией Матери «Двадцатифиниковая»
- Икона Божией Матери «Лифинская»
- Икона Божией Матери «Ниамонитисса»
- Икона Божией Матери «Кассиопея»
- «Лимнийская» икона Божией Матери
- Икона Пресвятой Богородицы «Миртидиотисса»
- Икона Пресвятой Богородицы «Хрисафитисса»
- Икона Благовещения Пресвятой Богородицы «Геликонская»
- Икона Пресвятой Богородицы «Фанеромени»
- Икона Пресвятой Богородицы «Златоисточник»
- «Тиносская» икона Божией Матери
- Плач Богородицы
- Турецкая «Мерием»
- Кровь Богородицы
- «Скрипская» икона Божией Матери
- Икона Пресвятой Богородицы «Пещерная»
- Икона Пресвятой Богородицы «Прусская»
- Икона Пресвятой Богородицы «Малеви»
- Часть вторая. Бескорыстная Целительница
- Преподобный Иоанн Дамаскин
- Нарыв схолархиса
- Монах Иларион
- Слепой и парализованный
- Монахиня Эрмнония
- Учительница
- Воскрешение мертвого
- Богохульник
- Часть третья. Благодатные видения
- Святая Екатерина
- Святой Кирилл Александрийский
- Преподобный Роман Сладкопевец
- Два богословских трактата Нестория
- Патриция, исповедовавшая ересь
- Преподобный Иоанн Кукузель
- Покров Пресвятой Богородицы
- Преподобный Серафим Саровский
- Ответ на все сомнения
- Видение исихаста
- Отец Иоаким Спецерис
- Белый хлеб
- Старец Геласий
- Рыбак-богохульник
- Предотвращенный аборт
- Бараньи горошины колдуньи
- Божественные утешения
- Удел Пресвятой Богородицы
- Нечаянное благословение
- Актер - богохульник
- Богородица и пекарь
- Зографскне преподобномученики
- Часть четвертая. Заступница и Помощница
- Война 1940 года
- Письмо из Моровы
- Бубесское чудо
- Богохульный прапорщик
- Спасение от голодной смерти
- Спасение корабля
- Трактор
- Олень Божией Матери
- Кефаллонийские змеи
- Чудо под микроскопом
- Основные источники
- Примечания
- Полный текст
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
Предисловие от редакции к русскому изданию книги
Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, составлена из многочисленных источников, написанных рядом современных греческих авторов. Ее тема в самом широком смысле — чудесные явления Пресвятой Богородицы православным грекам, начиная от глубокой древности и вплоть до конца XX века. Книга представляет собой собрание свидетельств, пронизанных благоговейным чувством благодарности Божией Матери. Эти короткие истории — словно с любовью выписанные миниатюры; или же их можно уподобить клеймам иконы, окружающим Божественный лик Пресвятой Девы. Сборник вполне современен: немало рассказов в нем описывают чудеса, случившиеся во время Второй мировой войны, когда Богоматерь, вмешиваясь в ход истории, заступалась за почитающих Ее православных греческих воинов; в книге есть и документальные сюжеты из 1980‑х годов. Но при этом книга как бы продолжает традицию древней греческой письменности — традицию патериков, Пролога, Лавсаика, житий святых…
Мы знаем пока не слишком много о православной Греции, стране великих христианских святынь; лишь единицам удается посетить эту прекрасную землю. Читая книгу, словно воочию видишь перед собой величественную, а на взгляд человека севера — даже экзотическую природу, созерцаешь непривычные для русского архитектурные формы храмов и монастырей, слышишь странно звучащие имена… Русский человек непременно отметит особую жизнерадостность греческого народа; в самом деле, для нас странно, что можно петь веселые песни и даже танцевать в честь Божией Матери, как это делают греки… Но с другой стороны, знакомясь с почитанием Богородицы на греческой земле, постоянно ощущаешь глубочайшую духовную близость Греческой и Русской православных Церквей. Речь идет даже не о Церквах-сестрах, но о едином Вселенском Православии: греческое благочестие, духом которого пронизана книга, целиком созвучно настрою русской православной души. И, быть может, именно в любви к Богородице, в почитании Ее, русский и грек даже и без слов поймут друг друга.
Современная Греция — одна из немногих стран мира, где Православие является государственной религией, где Церковь не «отделена от государства», И так было всегда на протяжении истории христианской Эллады. Благодаря этому, несмотря на все резонные «но», христианский дух там проникает в самые разные области народной жизни: ведь икона, висящая на стене любой классной комнаты в греческих школах, навсегда запечатлеется — если не в сознание, то уж в подсознание-то наверняка, — каждого маленького гражданина Греции. Православные греки, которых мы встречаем на страницах сборника — не просто люди вне пространства и времени, но подданные и граждане своей страны — моряки, земледельцы, рыбаки… Особое внимание привлекает благочестие и глубокая вера греческих воинов: воистину «христолюбивое воинство» противостояло как исконным врагам греков — туркам, так и немецким и итальянским фашистам. Не в этой ли «прохристованности», воцерковленности греческой нации — причина как военных побед, так и всех ее достижений в мирное время?.. Во всяком случае, у греков есть многое, чему русским не грех поучиться.
Предлагаемая русскому читателю книга и ставит перед собой эту цель — помочь сближению двух великих христианских народов, двух древних православных Церквей — Греческой и Российской.
Издатели благодарят архимандрита Тимофея, игумена монастыря «Параклиту», обладающего авторским правом на книгу, за разрешение перевода и издания ее в России. Монастырь «Параклиту» известен своими давними связями с Русской Православной Церковью, и неоднократно оказывал ей помощь своими печатными изданиями. Сам отец Тимофей, который хорошо знает русский, перевел и издал в Греции множество книг, являющихся памятниками русской духовности. Также благодаря его усилиям в Греции узнали о многих русских святых. Он, например, открыл для Греции преподобного Серафима Саровского, который стал одним из самых любимых святых современных греков.
Предисловие к греческому изданию
Пресвятая Дева Мария, превысшая всех святых, была «предуказана пророками» и «избрана от всех родов» для соучастия в таинстве воплощения Бога Слова.
Имя «Мария», данное Богородице по Промыслу и воле Божией, означает «Госпожа». Святой Никодим Святогорец дает этому имени троякое толкование: «госпожа», «озарение» и «море», что, соответственно, выражает силу, мудрость и благость Богоматери. От Бога Отца Она приняла силу, дабы, как Мать, на земле творить то, что Бог, как Отец, творит на небе. От Бога Сына, как Его земная Мать, Приснодева приняла мудрость, дабы примирить человека с Богом. Наконец, от Духа Святого, как Его Невеста, Дева Мария приняла благость, чтобы преподавать духовные дары всякой твари.
От самого рождения святая жизнь Богородицы была исполнена чудесными событиями и исключительными благословениями. Из всех жен Она единственная, кто родился по обетованию, то есть после ангельского предсказания.
По прошествии трех лет, Божественною волею Преблагая Дева была препровождена во Святая Святых как «трехлетняя юница», где, по слову святого Иоанна Дамаскина, «вскормленная и Духом растворенная, якоже маслина плодовитая, всякой добродетели приятелищем стала». Здесь Пресвятая Дева пребывала на протяжении целых двенадцати лет и сверхъестественным образом была вскармливаема небесной пищей. Так Бог готовил Ее для высокой участи в домостроительстве воплощения, дабы сделать Ее «благодатною», то есть украшенною всеми дарами Святого Духа.
С наступлением полноты времени к Деве Марии посылается Ангел Господень, который благовествует Ей о зачатии Сына Божия. Приснодева со смирением и покорностью принимает эту высочайшую честь и, «исполнившись Духа Святого», отвечает: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей».
Никакой другой добродетелью Богородица не стяжала столько благоволения Божиего, как Своим смирением.
Смиривший Себя до крестной смерти нуждался именно в такой смиренной Матери. Это необычайное смирение, согласно святому Никодиму, не только было укоренено в глубине Ее сердца, но изливалось оттуда, било ключом и растекалось по Ее непорочному телу. Оно выражалось в Ее движениях, одеянии, действиях и словах.
С великим смирением Богородицы может сравниться лишь Ее чистота. Святой Григорий Палама говорит, что в Своей чистоте Богородица превзошла даже Ангелов. Многие святые отцы утверждают, что Пресвятая Дева была абсолютно чуждой греху. Стих из книги Песни песней «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» вполне характеризует чистоту Девы. При Благовещении, благодаря наитию Святого Духа, Богородица удостоилась чести быть жилищем Божиим и сослужить в сверхъестественном тайнстве вочеловечения Бога Слова. Это таинство совершилось таким образом, что чистота Девы Марии осталась неизменной, потому что Богородица зачала, носила и родила Господа бессеменно и безбренно. Таким образом, Ее девственность была сохранена до, при и после рождения Господа, и Она осталась Приснодевой.
Вся жизнь Пресвятой Богородицы было непрерывным Божественным славословием, а Ее блаженная смерть — достойный венец такой жизни. Через три дня после погребения святыми апостолами «Она отошла к жизни», то есть Ее богоприимное тело перенеслось на небо, где уже находилась Ее святая душа и где сейчас Она вкушает эсхатологическую нетленность вечности. Святой Марк Эфесский воспевает это необыкновенное событие следующими словами: «умерщвление приемлет Матерь Жизни и во гроб полагается; по третьем дне во славе восстает; во веки с Сыном соцарствует и молится об оставлении грехов наших».
Златоречивый Иоанн, изумленный величием Пресвятой Богородицы, обращается к верным со следующими словами: «Нет никого из живущих, кто уподобился бы Богородице Марии. Вдумайся, о человече, и посмотри, что может быть равным или большим, чем Пресвятая Богородица Дева? Обойди всю землю, осмотри море, познай силы ветра, прикоснись мыслию к небесам, помысли обо всех силах невидимых и увиждь, существует ли подобное чудо во всем создании!»
После божественного перехода в вечную жизнь Богородица соцарствует на небесах со Своим Сыном, всячески помогая человеческому роду. Согласно святому Никодиму Святогорцу, у Пресвятой Матери «возможность совпадает с желанием», потому что Она одолжила свою плоть «всехитрецу Слову», являющемуся теперь Ее вечным должником. Имея такую силу, Богородица «доставляет» всем Божественные дары, заступается Своим спасительным заступничеством за людей и воздействует на волю Своего Сына.
Ее чудодейственная благодать, отличающаяся от ангельской благодати особенной силой и крепостью, проявляется различными способами. Так, Богородица является «взбранной воеводой» во время войн, «бескорыстной целительницей» в болезнях, «скорым покровом и помощью» во всякой нужде.
Благодарность, вера и любовь верующего народа к Пресвятой Деве отражаются в гимнографии, фольклоре, искусстве и богослужении; Бесчисленное количество церквей и монастырей носит имя Пресвятой Богородицы Марии. В Ее честь написано множество священных икон. Преблагой Богоматери посвящено неизмеримое количество гимнов, тропарей и служб. Осуществляются священные паломничества во все концы света, во все места, где Приснодева благоволила сотворить какое-либо чудо. В народных преданиях и сказаниях имя Богородицы произносится с исключительным благоговением.
К основным посвященным Божией Матери праздникам Церковь и народное благоговение присовокупили множество других праздников, имеющих отношение к чудодействиям Богоматери или явлениям Ее чудотворных икон. В России количество посвященных чудотворным иконам Богородицы праздников достигает двухсот.
Множество приношений и пожертвований иконам Божией Матери служит еще одним доказательством всенародного благоговения и благодарности Приснодеве. Многие селения имеют свои чудотворные иконы Богородицы.
Богородица получила множество различных имен, выразительных, а порой даже странных, эпитетов которые соответствуют тем или иным Ее свойствам, иконам, праздникам и т. д. Так, Она называется, например, Одигитрией, Скоропослушницей, Вратарницей, Живоносным Источником и т. д.
Комментировать