Оглавление
- Полный текст
- От редакции
- От автора
- Жизнь, отданная за церковь
- Жизнь и смерть священника Илии Попова
- 1. Биографическая справка
- 2. Почему и как написана эта книга
- 3. Родительская семья и предки И. В. Попова
- 4. Семья
- 5. Годы службы до революции
- 6. Революция, гражданская война и первые годы советской власти: 1916-1928
- 7.Лишение избирательных прав, конфискация дома и имущества: 1929-1934
- 8.Закрытие Флоро-Лаврской церкви; «совершение нелегальных религиозных обрядов, как-то крестины, похороны, молебствия и т. д.»; арест и расстрел: 1935-1937
- 9. Послесловие
- Приложение. Скромный юбилей
- Источники
- Примечания
По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
От редакции
Представляемая читателю книга — произведение глубоко личное. Оно посвящено деду автора — протоиерею Илие Попову, донскому священнослужителю, расстрелянному в 1937 году. В книге прослеживается жизнь династии донских церковно- и священнослужителей, на протяжении более полутора веков. На примере жизни и деятельности отца Илии в 1930‑е годы выпукло и в то же время с множеством мельчайших исторических деталей показана история гонения властей на церковь и борьбы прихожан за веру.
Автор, Алексей Григорьевич Сухарев, — доктор физико-математических наук, профессор. В 1971–1994 годах работал в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Имеет более 100 научных работ, в том числе 10 монографий и учебников, многие из которых опубликованы в различных странах мира. В 1990 году основал компанию, специализирующуюся в области информационных технологий и работающую в основном на рынке США. С 1994 года живёт в США. А. Г. Сухарев — автор многочисленных российских и зарубежных публикаций по бизнесу в области высоких технологий. Ему посвящены многие статьи в ведущих российских и зарубежных изданиях, а в 2004 году газета «Нью-Йорк таймс» назвала его «крёстным отцом российского аутсорсинга». Данная книга — первый опыт А. Г. Сухарева в историко-публицистическом жанре.
Предисловие написано профессором А. В. Венковым — видным историком, специалистом по истории казачества, истории Гражданской войны в России и военной истории, автором многих работ по истории и художественных произведений.
От автора
Эта книга о моём деде, священнике И. В. Попове. Все его прямые предки по мужской линии, по крайней мере в пяти поколениях, были донскими священно- и церковнослужителями, прапрапрадед — священником XVIII века.
Особое внимание в книге уделяется последнему периоду жизни отца Илии — 30‑м годам ХХ века, а также последней церкви, где он служил, многострадальному храму во имя святых великомучеников Флора и Лавра в станице Пролетарской Ростовской области, и его прихожанам, верующим 1930‑х.
Жизнь, отданная за церковь
Перед нами книга Алексея Сухарева «Жизнь и смерть священника Илии Попова».
Книга о жизни и мученической смерти российского священника — явление в нашей литературе отнюдь не частое. Долгое время Русская православная церковь была гонима в нашей стране, и подобное произведение было просто немыслимо. Теперь же, когда времена довольно сильно изменились, государство сохраняет светский характер, и всё, что пишется о церкви, о её истории, о вере, в большинстве своём является творением рук служителей церкви. Отечественная наука, конечно же, изучает церковную историю, но тем не менее у нас в настоящее время параллельно существуют две литературы, освещающие церковную жизнь, — светская и духовная. Священнослужители участвуют в научных мероприятиях, посвящённых светской жизни, проблемам отечественной истории, но деятельное вмешательство светских учёных в мероприятия, проводимые Церковью, если и встречается, то редко, и опыт автора этих строк показывает, что в таких случаях учёные по приглашению священнослужителей выполняют функции экспертов.
И вот перед нами книга, выходящая из сложившегося ряда. Автор, ныне здравствующий, успешный учёный, живущий за границей, написал историю собственного деда — священника, расстрелянного «за контрреволюцию» в страшный период репрессий 1937–1938 годов.
Трудно ждать объективности, когда родственник пишет о родственниках, особенно о родственниках пострадавших, репрессированных. Трудно восстанавливать по крупицам жизнь дорогого тебе человека и сохранять при этом полную беспристрастность. Но представленная книга всё же, насколько это возможно, объективна.
Написана она строго по документам, без каких-либо домыслов. Базовая профессия автора — математик — наложила своеобразный отпечаток на всё исследование. Только факты, факты подтвержденные, проверенные, отразившиеся в документах, — вот основа книги об отце Илии Попове. А чтобы жизнь во всем её многообразии не утонула в обилии справок, выписок, цитат, в работу включено большое количество иллюстраций. И опять же — иллюстраций не отвлечённых, а относящихся строго к рассматриваемым событиям. Уцелевшие фотографии донесли до нас одухотворённые образы людей с честными и ясными глазами, с чувством достоинства, с внутренней строгостью.
Казалось бы, в наш прагматичный, торопливый век, раздираемый страстями и искушениями, кому может быть интересна книга о рядовом священнике, погибшем, но не покорившемся? Да и насколько велик тираж, какую аудиторию он охватит? Книга важна для потомков о. Ильи Попова, она вызовет интерес у нынешних священников, у людей верующих, которых всё-таки, в сравнении с прошедшими временами, не так много. Таковы реалии. Но эта книга, безусловно, внесёт свой вклад в сохранение духовности нашего народа, в сохранение самого дорогого, что у нас есть.
И ещё одно: книга имеет научное значение. Она даёт нам большой и разносторонний материал о жизни и ценностях такого социального слоя, как сельские священники, а ведь именно они, наряду с сельскими учителями (даже больше и раньше учителей), формировали духовность подавляющего большинства населения нашей страны, которая до середины ХХ века фактически была крестьянской. В книге показано, как складывались священнические династии, как жили, с кем роднились, к чему стремились. Показана та самая «повседневность», на которую сейчас обращает особое внимание наша отечественная историческая наука. Показана жизнь и служба священников в станицах трёх округов — 1‑го Донского, Ростовского и Сальского. Показано и то, как искали и определяли свой жизненный путь после революции и гражданской войны потомки разгромленных священнических династий. Таким образом, описывая жизнь семьи сельского священника, казака по происхождению, автор приподнимает завесу над рядом сложных и важных проблем нашей региональной истории, да и не только региональной.
Наиболее важный и интересный, на мой взгляд, раздел книги — история послереволюционной жизни и мученической гибели о. Илии Попова. Эта часть книги написана по материалам местных и центральных органов власти и материалам ФСБ. В них отражены последние годы и дни о. Илии. Лейтмотив этого периода в жизни священника — верность. Стойкость и верность. Гонимый служитель терзаемой церкви, лишённый властью средств к существованию, оставался верен своей пастве и сохранил её доверие. На Дону, где в годы гражданской войны было выбито практически всё взрослое мужское казачье население, женщины-казачки открыто поддерживали требования восстановить храмы — вот что явствует из материалов ФСБ, приводимых в книге. И отец Илия боролся как мог вместе с этими женщинами.
Конец священника трагичен и символичен. Его обвинили в протестном движении, в «контрреволюционной пораженческой агитации» и, как врага существующей власти, казнили в день Великого Праздника, в день Покрова Святой Богородицы. Ныне этот день считается на Дону Войсковым Праздником.
Зная предыдущую жизнь о. Илии, мы можем предположить, что эта дата, когда он встретил смерть за веру и церковь, была воспринята им как знак, как награда Небес за все его земные труды и службу на духовном поприще…
А. В. Венков
Жизнь и смерть священника Илии Попова
1. Биографическая справка
Попов Илья Викторович
Дата и место рождения
Родился 20 июля 1871 г. в станице Кочетовской Первого Донского округа Области Войска Донского[1],[2].
Дата рождения дана по метрической книге. Та же дата указана и в других доступных клировых ведомостях Успенской церкви станицы Кочетовской[3], где служил отец И. В. Попова. В[2] и во всех других доступных клировых ведомостях церквей, где служил И. В. Попов, а также в его уголовном деле (по всей видимости, и в паспорте) указана дата 19 июля 1871 г. Дата крещения, согласно метрической книге[1], — 20 июля 1871 г.
Таким образом, в соответствии с метрической книгой, дата рождения И. В. Попова по григорианскому календарю — 1 августа 1871 г.; в соответствии с клировыми ведомостями церквей, где служил И. В. Попов, и его уголовным делом дата рождения — 31 июля 1871 г.
Всюду далее даты до февраля 1918 г. даются по юлианскому календарю, с февраля 1918 г. — по григорианскому календарю.
Происхождение, семья
Казачьего происхождения; сын, внук, правнук, праправнук и прапраправнук донских священно- и церковнослужителей; прапрадед — пономарь с 1801 г., священник с 1817 г.; прапрапрадед — священник конца XVIII — начала XIX веков.
Отец и предки отца
Отец, Попов Виктор Михайлович, родился 11 ноября 1845 г.; диакон, уроженец станицы Нижне-Кундрюческой, казачьего происхождения, из семьи церковнослужителя (пономарский сын)[3]. Имел 9 братьев и сестёр[4],[5],[6],[7],[8],[9]. Сестра, Евдокия Михайловна Фёдорова, приблизительно 1868 года рождения, жила в его семье в 1904 г.[10]
Здесь и всюду далее «приблизительно», когда речь идёт о годе рождения, означает — с точностью до одного года (в соответствии с записью в какой-либо из клировых ведомостей). В клировых ведомостях часто не указывалась дата рождения, но указывался возраст. Так, в ведомости[10] за 1904 г. сказано, что Евдокии Михайловне Фёдоровой 35 лет, но в ведомостях [8, 9] за 1884 и 1885 годы — 16 и 17 лет соответственно. Следует иметь в виду, что зачастую, особенно в начале XIX века, составители клировых ведомостей возраст указывали неточно, не сверяясь даже с ими же сделанными прошлогодними записями. В некоторых случаях разница составляет более двух лет.
С 17 сентября 1860 г., после увольнения из высшего класса Новочеркасского духовного училища, — дьячок Николаевской церкви станицы Усть-Быстрянской; с 6 сентября 1865 г. по 1908 г. (год последней доступной клировой ведомости) — пономарь, затем — диакон Успенской церкви станицы Кочетовской[3]. Продолжал служить в той же церкви и в 1910 году (см. Приложение). Отличался «очень хорошим чтением, пением», «кротким характером», был «по службе очень исправен»[11]. Преподавал в Кочетовской церковноприходской школе и в Кочетовском женском приходском училище. За труды по народному образованию в мае 1896 г. награждён грамотой Священного Синода[3].
[1] Метрическая книга, данная из Донской Духовной Консистории в Успенскую церковь Кочетовской станицы для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1871 год // Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 803. Оп. 1. Д. 595. Л. 107, 129 об. — 130.
[2] Ведомость о Церкви Троицкой, состоящей в Ростовском- на-Дону округе Донской епархии, в станице Гниловской за 1910‑й год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 11752. Т. 2. Л. 148148 об., 149–149 об., 150–150 об., 151.
[3] Ведомость о Церкви Успенской, Кочетовской станицы, Константиновского Благочиния, Донской Епархии Первого Донского округа, за 1908 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11586. Л. 33, 36 об., 37–37 об.
[2] Ведомость о Церкви Троицкой, состоящей в Ростовском- на-Дону округе Донской епархии, в станице Гниловской за 1910‑й год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 11752. Т. 2. Л. 148148 об., 149–149 об., 150–150 об., 151.
[1] Метрическая книга, данная из Донской Духовной Консистории в Успенскую церковь Кочетовской станицы для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1871 год // Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 803. Оп. 1. Д. 595. Л. 107, 129 об. — 130.
[3] Ведомость о Церкви Успенской, Кочетовской станицы, Константиновского Благочиния, Донской Епархии Первого Донского округа, за 1908 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11586. Л. 33, 36 об., 37–37 об.
[4] Ведомость о церкви Христорождественской Донской Епархии Войска Донского Первого Донского округа Нижне-Кундрюческой станицы за 1847 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3713.
[5] Ведомость о церкви Христорождественской Донской Епархии Войска Донского Первого Донского округа Нижне-Кундрюческой станицы за 1848 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3792.
[6] Ведомость о церкви Христорождественской Донской Епархии Войска Донского Первого Донского округа Нижне-Кундрюческой станицы за 1852 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 4282.
[7] Ведомость о церкви Христорождественской Донской Епархии Войска Донского Первого Донского округа Нижне-Кундрюческой станицы за 1876 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 6984.
[8] Ведомость о Христорождественской церкви Нижне-Кундрюческой станицы Области Войска Донского, 1‑го Донского округа, Константиновского благочиния, Донской Епархии за 1884 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 8235.
[9] Ведомость о Христорождественской церкви Нижне-Кундрюческой станицы Области Войска Донского, 1‑го Донского округа, Константиновского благочиния, Донской Епархии за 1885 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 8502.
[10] Ведомость о Церкви Успенской, Кочетовской станицы, Константиновского Благочиния, Донской Епархии, 1‑го Донского округа на 1904 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11093. Л. 41,44 об. — 45.
[10] Ведомость о Церкви Успенской, Кочетовской станицы, Константиновского Благочиния, Донской Епархии, 1‑го Донского округа на 1904 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11093. Л. 41,44 об. — 45.
[3] Ведомость о Церкви Успенской, Кочетовской станицы, Константиновского Благочиния, Донской Епархии Первого Донского округа, за 1908 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11586. Л. 33, 36 об., 37–37 об.
[11] Ведомость о Успенской церкви, Кочетовской станицы, 1‑го Донского округа области Войска Донского за 1876й год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 6984. Л. 25, 27 об. — 28, 28 об.
[3] Ведомость о Церкви Успенской, Кочетовской станицы, Константиновского Благочиния, Донской Епархии Первого Донского округа, за 1908 год // ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11586. Л. 33, 36 об., 37–37 об.
Комментировать