Индуизм

Литература по теме

Индуи́зм – это одна из индийских религий, которую часто определяют как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Историческое название индуизма на санскрите – сана́тана-дха́рма, что переводится как «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

photo 2024 06 10 13 37 27 – Индуизм

У индуизма не было основателя, и в нём нет единой системы верований или общей доктрины. Он представляет собой совокупность разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

К числу характерных для индуизма религиозных положений можно отнести такие понятия, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

В индуизме существует множество священных писаний, которые можно разделить на две основные категории: шрути и смрити. Шрути представляют собой канон священных текстов индуизма, который включает в себя ведийские писания – «богооткровенные тексты». Смрити – это вторая категория священных текстов в индуизме, которая обычно используется для обозначения писаний, дополняющих шрути. Важными текстами индуизма являются Веды, Упанишады, Пураны, эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», а также «Бхагавадгита», которая является частью «Махабхараты». Кроме того, стоит упомянуть Агамы.

Индуизм занимает 3-е место по числу приверженцев в мире, уступая лишь христианству и исламу. Его исповедуют более 1 миллиарда человек.

Индуисты составляют большинство населения Индии и Непала. Кроме того, значительное количество последователей индуизма можно найти в таких странах, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Во второй половине XX века индуизм начал выходить за пределы Индии и приобрёл последователей по всему миру. В лексиконе западных обществ появились термины из индуизма, такие как карма и чакры. Также стали популярными индуистские религиозные практики, включая йогу и вегетарианство. Наибольшую популярность в западных странах, особенно в США, получили неоиндуистские синкретические религиозные учения, включающие в себя элементы западной религии и культуры.

Направления индуизма

В индуизме нет единой доктрины, которая была бы авторитетной для всех индуистских традиций. Многие индуисты даже не считают себя принадлежащими к какой-либо конкретной традиции. Однако исследователи выделяют четыре основных направления в современном индуизме:

  • Вишнуизм (вайшнавизм)
  • Шиваизм
  • Шактизм
  • Смартизм

Основное различие между этими направлениями индуизма заключается в том, какой форме бога поклоняются как Всевышнему, а также в традициях, связанных с этим поклонением.

Последователи монотеистической традиции вайшнавизма почитают Вишну и его основные аватары, такие как Кришна и Рама, как бога в различных его проявлениях.

Шиваиты, с другой стороны, отдают дань уважения Шиве, а шакты – Шакти, которая в их представлении воплощена в женском божестве или богине-матери Дэви.

Смарты же верят в единство 5-ти божеств Шанмата, которые олицетворяют Всевышнего.

Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют большого количества последователей и не так широко распространены.

Существуют также движения, которые сложно отнести к одной из вышеперечисленных категорий. Например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, который акцентирует внимание на Ведах и ведийских огненных жертвоприношениях.

Некоторые последователи индуизма убеждены, что их традиция превосходит остальные. Однако большинство индуистов принимают другие направления своей религии как достойные альтернативы. В индуизме нет понятия ереси.

Хотя невозможно дать точное определение индуизму или описать его общую доктрину, можно выделить несколько ключевых практик и верований, которые характерны для всех направлений этой религии.

  • Дхарма – это морально-нравственный долг, этические обязательства, которые должен выполнять каждый последователь индуизма.
  • Сансара – это вечный круговорот рождения и смерти, в котором душа после смерти воплощается в новых телах: животных, людей или даже богов.
  • Карма – вера в то, что порядок перерождений определяется поступками и их последствиями, которые совершает человек в текущей жизни.
  • Мокша – это освобождение от бесконечного цикла перерождений, или сансары.
  • Йога – религиозная практика, имеющая множество направлений.

Бог в индуизме

В индуизме существует множество представлений о природе божества, основанных на различных религиозно-философских концепциях, таких как монотеизм, политеизм, пантеизм и монизм.

Для обозначения Бога в его личностном аспекте в индуизме обычно используются такие санскритские термины, как «Ишвара» и «Бхагаван». Большинство последователей этой религии верят, что Ишвара – это единый личностный Бог, который не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, известных как «дэвы».

Согласно Ведам, общее число дэвов составляет 330 миллионов (по другой интерпретации – 33 миллиона). Термин «дэва» можно перевести с санскрита как «бог», «божество» или «божественное существо». В индуизме дэвы представляют собой небесные существа, ангелов или определенный класс богов.

Бхагаван (Бхагават) в индуизме – это имя-эпитет, который переводится с санскрита как «господин», «владыка» или «благословенный». Обычно так называют высших божеств, особенно Вишну и его аватар (Кришна и другие), реже Шиву и других.

В индуистской философской школе веданта также присутствует понятие Брахмана – верховного космического духа. Его описывают как безграничное, вездесущее и всемогущее бестелесное существо, трансцендентную и имманентную реальность, божественную основу всего мироздания. Считается, что Брахмана невозможно описать словами. В некотором смысле его можно охарактеризовать как сатчитананду – бесконечную истину, сознание и блаженство.

В истории индуизма также существовали философские школы, которые придерживались атеистических взглядов.

В одних традициях индуизма Бог представляется в безличной форме. Другие же направления индуизма представляют Бога как существо, имеющее как мужскую, так и женскую ипостаси. Более того, женская форма Бога рассматривается как источник мужской.

Согласно древнеиндийской философской школе санкхья, космическое творение является результатом взаимодействия двух энергий – мужской и женской. Материя, или пракрити, олицетворяет женское начало, а духовная энергия, пуруша, представляет собой мужской дух. Обе эти энергии вечны и существуют до возникновения материального космоса.

В большинстве традиций вишнуизма Вишну почитается как всевышний Бог и олицетворяет мужское начало, одновременно выходя за рамки гендерных различий.

В философии адвайта, все существующие божества – как женские, так и мужские – рассматриваются как различные проявления безличного Абсолюта Брахмана. Этот Абсолют считается нейтральным и не поддаётся описанию или определению.

В традиции шактизма Богу поклоняются как божественному женскому началу, как изначальной богине-матери Шакти, которая проявляется в различных формах и ипостасях.

Реинкарнация, карма и сансара

В индуизме считается, что душа человека (атман, джива, пуруша) неправильно отождествляет себя с телом – его желаниями и переживаниями, что приводит к страданиям. Поэтому для каждого индуиста важно стремление посредством разного рода духовных практик освободиться от этих страданий.

Переселение душ (реинкарнация) является одним из основных понятий индуизма. Индуисты верят, что после смерти тела душа перерождается в новом теле в соответствии с законом кармы. Этот закон гласит, что деяния человека в одном рождении определяют его существование в следующем. Цепь перерождений (сансара) в индуизме обычно рассматривается как череда страданий (духкха). Поэтому конечной целью индуиста является прекращение страданий, выход из колеса перерождений и достижение освобождения.

Высшая (конечная) цель духовной практики в индуизме описывается такими терминами, как «мокша», «нирвана» или «самадхи». Эти понятия могут иметь различные интерпретации в зависимости от направления в индуизме:

  • Осознание своего единства с богом
  • Осознание своих вечных взаимоотношений с богом и возвращение в Его обитель
  • Достижения чистой любви к Богу
  • Осознание единства всего бытия
  • Осознание своего истинного «я»
  • Достижение совершенного умиротворения
  • Полная свобода от материальных желаний

Индуисты верят в то, что, достигая конечной цели своего существования, человек освобождается из сансары, прерывая цикл перевоплощений.

В различных философских школах индуизма понятие «мокша» (освобождение от круговорота рождений и смертей) понимается по-разному. екоторые учения утверждают, что после достижения мокши атман (индивидуальная душа) прекращает свое существование и сливается с безличным Брахманом. Последователи других направлений видят себя как частички Брахмана, обладающие вечной индивидуальностью. Достигнув мокши, они ожидают оказаться на одной из духовных планет (лок) и остаться там навсегда, наслаждаясь вечными отношениями с богом (Ишварой) в одной из его ипостасей.

В индуизме нирвана представляет собой высшую цель и самую глубокую «реализацию» для всех живых существ, особенно для людей. Существует множество определений нирваны, но обычно её связывают с состоянием освобождения от беспокойства, которое характерно для бытия в сансаре.

Индуисты верят, что нирвана является следующей ступенью после мокши, и достигается она с помощью медитации.

Самадхи – это особый термин, который в индуистской медитативной практике обозначает наивысшую степень сосредоточенности. Для индуистов самадхи – это открытие «высшей истины» индуизма, который достигается в процессе медитации и «преображает» всю жизнь человека.

Йога в индуизме

Йога представляет собой комплекс религиозных и психофизических практик (аскетических упражнений). Она является неотъемлемой частью различных направлений индуизма и используется индуистами для достижения «высшего духовного состояния».

Индуисты с помощью йоги стремятся достичь гармонии с миром и, как они считают, с самим собой, раскрыть свою «божественную» сущность. Физические упражнения, которые используются в йоге, по сути, представляют собой религиозные обряды. Существует множество методов йоги, которые, как считается, могут помочь индуисту в достижении конечной цели его бытия.

К основополагающим текстам, описывающим различные виды йоги, относятся «Бхагавадгита», «Йога-сутры», «Хатха-йога-прадипика» и Упанишады. Эти тексты предлагают разнообразные пути, ведущие к мокше или самадхи – высшему духовному состоянию.

Среди основных видов йоги, которые, как верят индуисты, позволяют достичь этого состояния, можно выделить следующие:

  • Бхакти-йога – путь любви и преданности
  • Карма-йога – путь правильных действий
  • Раджа-йога – путь медитации
  • Джнана-йога – путь знания или мудрости

Индуист может выбрать один из этих «путей» или сочетать их в зависимости от своих предпочтений и понимания. Бхакти-традиции учат, что для большинства людей бхакти – это единственный практический способ достичь духовного совершенства в нынешнюю эпоху.

Практика одного вида йоги не исключает возможности практиковать и другие. Например, индуисты считают, что джнана-йога непременно ведёт к «чистой любви» к Богу, что является главной целью бхакти-йоги. И наоборот. Те, кто практикует глубокую медитацию, такую как раджа-йога, должны прямо или косвенно следовать основным принципам карма-йоги, джнана-йоги и бхакти-йоги.

Понятия рая и ада у индуистов

Понятия ада и рая нашли своё отражение в пуранической литературе – древнеиндийских индуистских текстах на санскрите. В них описываются райские и адские планеты или планы бытия. На этих планетах души умерших получают награду или наказание в зависимости от того, какие благие или греховные поступки они совершили в своей жизни.

Если душа попадает в адские тонкие сферы бытия, её можно спасти с помощью жертвоприношений пищи и воды, которые должны совершать её дети и внуки, родившиеся во время последнего ее воплощения. После определённого времени, проведённого на райских или адских планетах, душа проходит через различные материальные элементы, такие как земля, вода, воздух, огонь, эфир и другие более тонкие субстанции. В конце концов, она возрождается в одном из 8 400 000 типов тел, наполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь «самоосознания».

Религиозные практики индуизма

В индуизме религиозные практики направлены на осознание бога и, в некоторых случаях, на получение благословений от дэвов. Поэтому в этой религии существует множество обрядов, которые направлены на то, чтобы люди думали о боге в повседневной жизни.

Например, индуисты регулярно проводят пуджу – один из главных обрядов поклонения и почитания. Пуджа посвящена богу, но индуисты также считают, что божественные качества могут быть присущи разным объектам, поэтому пуджу можно посвятить живым людям – духовному учителю, родственникам, а также животным и даже неодушевлённым предметам. Пуджу можно проводить как в храме, так и дома.

Большинство индуистов ежедневно участвуют в религиозных обрядах.

В индуизме поклонение осуществляется перед мурти – статуи или изображения божеств, представляющих собой определённые формы бога, дэвы или «святого». Индуистские семьи обычно имеют свой алтарь, на котором установлены мурти.

Для индуистов мурти – это не просто объект или изображение, выполненное из какого-либо материала. Это непосредственное воплощение божества, которое стремится облегчить людям процесс поклонения, проявляя себя через мурти.

Однако стоит отметить, что некоторые течения в индуизме, такие как «Арья-самадж», не поддерживают поклонение мурти.

Каждый индуистский храм, как правило, посвящён какому-либо божеству или божествам, которые представлены в виде мурти на главном алтаре.

Посещение храмов не является обязательным. Многие индуисты приходят в храм лишь во время религиозных праздников.

К регулярно исполняемым индуистами практикам относятся киртан и бхаджан – ритуалы, в ходе которых воспеваются молитвы, мантры и религиозные песни. Кроме того, индуисты уделяют время медитациям.

Мантра – это «священный» набор звуков, отдельных фонем, слов или их сочетаний, которые, по мнению практикующих, обладают духовным воздействием. Мантра может использоваться как формула почитания божества.

Религиозные ритуалы в индуизме предполагают, что человек, их совершающий, в какой-то степени нечист. Он должен очиститься перед началом обряда или во время него. Обычно очищение осуществляется с помощью воды и является неотъемлемой частью большинства религиозных практик.

Индуистское общество

В индуизме общество традиционно делится на четыре сословия (касты), называемые варнами. В переводе с санскрита это слово означает «цвет, форма, внешность».

  • Брахманы (Белый) – это учителя и священники
  • Кшатрии (Красный) – воины, правители и дворяне
  • Вайшьи (Желтый) – земледельцы, торговцы и предприниматели
  • Шудры (Черный) – слуги и рабочие

В индуистском обществе, помимо традиционных четырёх варн, существуют также низшие вневарновые касты, известные как «неприкасаемые». Эти люди считаются способными осквернять представителей более высоких каст.
«Неприкасаемые» всегда жили в обособленных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст. Они не имели своей земли и зачастую были зависимыми работниками в чужих хозяйствах. Формально «неприкасаемые» считаются индуистами, но им запрещается входить в индуистские храмы и участвовать в индуистских ритуалах. В связи с этим у них появились свои боги, свои жрецы и свои ритуалы.
«Неприкасаемые» подразделяются на категории в зависимости от их традиционных занятий и места проживания. Наиболее распространёнными категориями являются чамары (кожевники) и дхоби (прачки).

Система варн в Индии представляет собой жёсткую кастовую структуру, в которой принадлежность к одной из варн передаётся по наследству. Представители высших каст не позволяют людям из низших каст «подняться».

На протяжении многих лет многие индийские общественные деятели и социальные реформаторы, такие как Махатма Ганди, критиковали кастовую дискриминацию. В настоящее время высказываются мнения, что в современном индуистском обществе система варн демонстрирует значительную гибкость.

Индуисты стараются следовать принципу ахимсы (ненасилия). Они верят, что все живые существа по своей сути духовны и являются частицами или искрами Бога. В связи с этим в индуизме особое значение придается вегетарианству. Вегетарианство рассматривается как один из путей к чистому и гармоничному образу жизни.
Большинство индуистов, которые едят мясо, не употребляют в пищу говядину. В индийском обществе корова всегда считалась священным животным. Забой коров запрещен или ограничен законом во всех штатах Индии, за исключением Кералы и Западной Бенгалии.

Обращение в индуизм

Кастовая система в Индии затрудняла принятие индуизма. Веками считалось, что стать индуистом можно только родившись в определённой касте. Хотя система допускала ассимиляцию мигрирующих групп в индуизм, но только спустя несколько поколений.

Современный взгляд на обращение в индуизм сформировался в результате упадка кастовой системы. Некоторые индуисты до сих пор считают, что индуистом можно только родиться. Однако другие утверждают, что любой, кто следует индуистским верованиям и практикам, уже является индуистом.

Индуисты, живущие за пределами Индии, обычно беспрепятственно принимают тех, кто хочет обратиться в их веру. В самой Индии переход в индуизм также становится всё более распространённым явлением. Это связано с активизацией индуистских реформаторских движений, которые способствуют этому процессу.

Во многих традициях индуизма существует ритуал «дикша» – духовное посвящение или инициация, знаменующий начало «духовной» жизни для новообращённого. Также есть ритуал «шуддхи» – очищение, который проводится для тех, кто возвращается в индуизм из другой религии.

Большинство течений в индуизме не занимаются активной проповеднической деятельностью и не стремятся обратить кого-либо в свою веру. Они верят, что достичь совершенства можно практикуя любую религию, если эта практика осуществляется искренне.

Неоиндуизм

Неоиндуизм – это общее название для ряда реформаторских движений, которые возникали внутри индуизма с начала XIX века.

Особенностью неоиндуизма является его стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий, таких как христианство, ислам и буддизм.

Особое внимание в неоиндуистских учениях уделяется йоге, которая рассматривается как «универсальный способ бытия» и «средство разрешения всех жизненных конфликтов».

В неоиндуизме «внутренние» аспекты духовной практики, такие как молитва, медитация и этическое самосовершенствование, считаются более важными, чем «внешние» – жертвоприношения, паломничества и другие ритуалы. Неоиндуизм стремится отойти от мифологического мышления и привнести в религиозные установки «разумные начала».

Основателем неоиндуизма принято считать брахмана Рам Мохана Роя, который в 1828 году основал религиозное общество Брахмо-самадж. Среди более поздних представителей этого течения можно выделить Дебендранатха Тагора, Кешабчондро Сена, Даянанду Сарасвати, создателя движения Арья-самадж, и Рамакришну Парамахамсу.

В ранний период, с начала XIX века до середины 1880-х годов, неоиндуизм стремился к «очищению» индуизма от поздних наслоений.

Неоиндуисты подвергали критике такие традиции индуизма, как самосожжение вдов после смерти супруга, запрет на повторное замужество для вдов, а также общее низкое положение женщины в обществе, детские браки и систему кастовых перегородок. Они выступали за широкое народное просвещение и были против идолопоклонства, традиционного жречества и священных книг индуизма как авторитета.

Неоиндуисты первого периода сосредоточивались на Абсолюте, не уделяя особого внимания множеству индийских богов, которые, согласно их учению, находятся ниже Абсолюта. Главенствующее место занимали «внутренние» практики, такие как медитации, молитвы и нравственное совершенствование.

На начальном этапе неоиндуизм не представлял собой единую идеологию, внутри него существовало множество разногласий. Однако к концу первого периода все эти противоречия были преодолены благодаря учению известного индийского проповедника Рамакришны, который утверждал, что различные традиции являются лишь различными ступенями на пути к Абсолюту.

Наиболее значимыми представителями неоиндуизма во второй период его развития (середина 1880-х – 1960-е годы), были индийские религиозные и общественные деятели, такие как Свами Вивекананда и Шри Ауробиндо.

На данном этапе важной целью неоиндуизма стало осмысление роли религии в современном обществе. В отличие от неоиндуистов первого периода, которые часто сотрудничали с английскими властями, неоидуисты второй волны уделяли большое внимание борьбе за независимость Индии, патриотизму и дальнейшему ускорению развития страны по образцу западных стран.

Обряды стали играть ещё меньшую роль, и взаимодействие с западными обществами возросло. Чтобы улучшить понимание неоиндуизма на Западе, в него были введены «западные» понятия. Например, йога стала рассматриваться как «экспериментальная наука».

Идеальным неоиндуистом считался саньясин – человек, отказавшийся от материальной жизни и сосредоточившийся на духовном, действующий только в интересах сообщества, не преследуя личных мирских интересов.

Неоиндуизм второго этапа утверждает, что индуизм является универсальной религией и может включать в себя все остальные верования и учения. Кроме того, неоиндуизм акцентирует внимание на «духовном» главенстве Индии над другими странами и выдвигает претензии в адрес западного мира и христианства, обвиняя их в эгоизме и материализме.

Третья волна неоиндуизма берёт своё начало в 1950-х и 1960-х годах, когда неоиндуисты начали активно распространять свои идеи на Западе, особенно в США.

Неоиндуизм этой волны также позиционируется как «общечеловеческая религия», которая совместима с другими религиями, включая ислам и христианство. Кроме того, неоиндуизм преподносится как «истинное знание» и эффективный инструмент для «решения актуальных глобальных проблем».

Этот период связан с такими течениями и сектами, как Международное общество сознания Кришны, движение Раджниша, движение Чинмоя, Сахаджа-йога, Ананда Марга и многими другими.

Стремительному росту популярности неоиндуизма на Западе способствовало западное течение контркультуры.

Йога в неоиндуизме

Основатели неоиндуистских движений часто создают свои версии йоги. Они упрощают и смешивают элементы традиционных йогических систем с западными методами психотерапии. В последние десятилетия эти практики активно адаптируются для европейских и американских потребителей.

Многие современные последователи неоиндуизма представляют йогу как внерелигиозную или универсальную систему упражнений, которая помогает улучшить здоровье, самосовершенствоваться и достичь абстрактного «просветления». Однако на самом деле йога – это аскетическая практика с глубокими религиозными корнями, ориентированная не на физическое здоровье, а на «духовное» развитие.

Оздоровительный эффект йоги вызывает сомнения, так как выводы исследований о влиянии занятий на организм человека часто противоречат друг другу. Некоторые исследования подтверждают, что йога может быть опасна.

Практикуя йогу «для здоровья», многие люди попадают под влияние неоиндуистских течений и сект.

Христианская оценка индуизма

Индуизм является языческой религией. Индуисты верят в существование множества богов и поклоняются им. Для христиан ключевым убеждением вера в то, что существует только один Бог: Пресвятая Троица. Любое учение о существование множества богов рассматривается в христианстве как ложное. Поклонение языческим богам трактуется, как служение, угодное демонам: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1Кор.10:20).

Первая заповедь закона Божия гласит: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх.20:2–3). В отличие от христианства, в индуизме нет понимания того, что наш мир был создан с благой целью. Индуисты верят, что Вселенная появилась из божественной игры. Божество создало мир, «забавляясь» своей силой.

Также в индуизме отсутствует представление о бесконечной святости, справедливости Бога и о нашей ответственности перед Ним за нашу жизнь.

Конечная цель бытия индуиста связана с представлением о реинкарнации – цикле перерождений души. Индуисты стремятся освободиться от этого цикла, чтобы достичь спасения. Они убеждены, что сделать это можно самостоятельно. Нужно лишь совершать добрые поступки, медитировать и так далее.

Христианство свидетельствует о том, что учение о реинкарнации ложное. Спасение возможно только во Христе. Добрые дела и поступки сами по себе не спасут человека, спасение зависит не только от его усилий.

С самого начала существования Церкви учение о переселении душ отвергалось. Оно противоречит христианскому учению о человеке (в том числе о душе, теле), о его посмертном существовании. Согласно Божественному откровению, после смерти человека его душа подлежит Частному суду, а в будущем произойдет всеобщее воскресение мертвых и Страшный суд.

Центральной идеей христианского учения о посмертном бытии человека является догмат о телесном воскресении и вечной жизни в обновленных телах. Это исключает возможность перевоплощений души.

Индуизм не предполагает искупления за грехи человечества. Согласно же христианскому вероучению, Бог Сын вочеловечился, умер на Кресте, принеся Себя в жертву, даровав людям возможность (через приобщение) к Церкви исцеления от греховности и наследования Царства Небесного, Царства Славы.

Некоторые индуистские учения утверждают, что после достижения освобождения из круговорота рождений и смертей индивидуальная душа человека прекращает свое существование и сливается с безличным божеством. Сообразно богооткровенному христианскому вероучению, душа человека за чертой земной жизни не исчезает, но продолжает жить сознательной жизнью.

Современные неоиндуистские учения пропагандируют идею религиозного плюрализма. Они считают, что божественное может проявляться в бесчисленных формах, и поэтому различные религии и способы поклонения являются равноценными проявлениями «вечной истины».

Неоиндуизм учит своих западных последователей, что христианский Бог – это то же самое, что и Брахман в индуизме. Некоторые неоиндуисты считают Господа Иисуса Христа реинкарнацией бога Кришны.

Однако при более детальном рассмотрении, если учитывать не только общие утверждения, но и истинные представления о природе реальности в Библии и индуизме, становится ясной абсолютная ложность такого подхода.

Понимание Бога, Его творения и цели бытия в христианстве абсолютно несовместимо с индуизмом или неоиндуизмом – эти представления кардинально различаются.

Христианство устанавливает чёткие догматические границы, тогда как неоиндуизм смешивает всё и в любых пропорциях.

Неоиндуистские интерпретации языческих богов как проявлений Абсолюта и христианское учение имеют разные мировоззренческие основы, что делает их несовместимыми.

Цитаты об индуизме

«Христиане иногда впадают в прелесть, а йоги в ней изначально находятся».
протоиерей Владимир Цветков

«Индуизм – это не столько интеллектуальный поиск, сколько практическая система, и эта практика в прямом смысле слова – черная магия. Гуру предлагает ученику проверить философию на своем собственном опыте, и тот видит, что ритуалы индуизма и вправду действуют (по щедрому покровительству этому учению духов лжи), ученик может получить силы (сиддхи) – это такие способности, как чтение мыслей, силы исцелять или убивать, материализовать предметы, предсказывать будущее и т.д. – полный набор смертельно опасных психических трюков, и он непременно впадает в состояние прелести, в котором принимает наваждение за реальность, переживает «духовные опыты», полные безграничного «блаженства» и покоя, его посещают видения «божества» и «света». При этом ученик очень редко спрашивает гуру: откуда происходят его переживания и кто отпускает ему их в кредит – в виде «сил» и «прекрасных состояний», он не знает главного, что ему придется расплачиваться за все это ценой своей бессмертной души».
архимандрит Лазарь (Абашидзе)

«Не существует у индийцев понятия веры. Не существует ни понятия греха, ни покаяния, ни Царства Небесного, ни единого Бога как Отца, ни любви к Богу, ни искупления, ни конца, а равно и начала мира, ни воскресения мертвых, ни всеобщего Суда Божия, ни справедливого воздаяния в вечном Царстве Божием. Итак, этих основных десяти понятий, как и других, им подобных, вообще нет в Индии, то есть тех понятий, которые Господь Иисус как Свое Евангелие, как Свою Радостную Весть возвестил миру. Эти понятия – все десять – новы для Индии. И ничто так не отвращает от индийских «знаний», как эти десять понятий».
свт. Николай Сербский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka