Саду Сундар Синг
Проповеди

Оглав­ле­ние

Пре­ди­сло­вие к про­по­ве­дям Сундар Сингха

Для тех, кто ничего не читал и не слышал о Саду Сундар Синге, его приезд в Европу ничего не гово­рил. Многие не пошли на его про­по­ведь и не думали, что он пред­став­ляет собой что-нибудь осо­бен­ное.

“Мы пола­гали, что это просто один из многих про­по­вед­ни­ков”, – при­хо­ди­лось слы­шать потом от людей, кото­рые вообще не ходят слу­шать про­по­вед­ни­ков, доволь­ству­ясь тем, что они «хри­сти­ане», но кото­рым именно полезно было бы услы­шать правду из уст Сундар Синга. Те же, кото­рые пошли на одно или на все собра­ния, где гово­рил Саду, были пора­жены именно тем, до чего он не похо­дил на других людей и даже на про­по­вед­ни­ков вообще.

Раз, увидав его, нельзя забыть того ореола спо­кой­ствия и свя­то­сти, кото­рый как бы исхо­дил от него. В нем ясно чув­ство­вался чело­век не от мира сего – ученик Христа, апо­стол. О нем можно ска­зать: “Вот чело­век, в кото­ром ни на волос нет ни рисовки, ни лож­ного пафоса, ни личных гор­де­ли­вых мыслей”.

Еще срав­ни­тельно моло­дой, он за свое шест­на­дца­ти­лет­нее слу­же­ние Христу, научился под­ни­маться над обыч­ными чело­ве­че­скими мыс­лями. Пока он стоит и молчит, – это само спо­кой­ствие и скром­ность. Когда же начи­нает гово­рить, – это огонь, про­жи­га­ю­щий души и выжи­га­ю­щий из них все боль­ные и гре­хов­ные места. Его голос – звуч­ный, его жесты – искрен­ние и прав­ди­вые, его слова – силь­ные и убе­ди­тель­ные. Все в нем пока­зы­вает чело­века, обла­да­ю­щего осо­бен­ной духов­ной силой, – “власть име­ю­щего”. А по окон­ча­нии слова, когда он, застен­чиво улы­ба­ясь, подает руку под­хо­дя­щим людям – это сама кро­тость и лучи­стая доб­рота.

Не безын­те­ресно при­ве­сти стра­ничку из его био­гра­фии, чтобы лучше понять, как стал он таким, столь редким по духов­ной кра­соте. Нет ника­кого сомне­ния, что этот избран­ник Божий черпал свою огром­ную силу в обще­нии со Хри­стом. Но до шест­на­дцати лет, пока он не знал Христа, гро­мад­ную роль в его жизни сыг­рала его заме­ча­тель­ная мать. Жен­щина бога­тая, из ари­сто­кра­ти­че­ского рода, она обла­дала в то же время пре­вос­ход­ным харак­те­ром. Свою кро­тость, искрен­ность и доб­роту она пере­дала и сыну. Она брала всюду с собой своего малень­кого семи­лет­него Сун­дара: и когда она шла в храм делать при­но­ше­ния фрук­тов, сла­стей и цветов, и когда вела рели­ги­оз­ные беседы с индус­скими муд­ре­цами, и когда шла в пустыню к свя­тому «Саду» искать у него уте­ше­ния и душев­ного мира.

“Не будь, Сундар, как твои стар­шие братья, свет­ским и пустым ! Ищи, прежде всего, мира душев­ного и насто­я­щего бла­го­че­стия. О, если бы ты когда-нибудь сде­лался святым – Саду!” Эти слова матери навсе­гда оста­лись в его сердце.

Необык­но­венно ода­рен­ный маль­чик, он пре­красно учился, и уже с семи лет наизусть знал «свя­щен­ные» книги на сан­скрит­ском языке. Четыр­на­дцати лет он поте­рял свою горячо люби­мую мать и ужасно стра­дал от этой утраты.

Как индус-фана­тик, пре­дан­ный своей рели­гии, он нена­ви­дел хри­сти­ан­ство. В хри­сти­ан­ской школе, на уроках Библии он зани­мался пре­ни­ями, зада­вал самые лука­вые вопросы мис­си­о­не­рам, высме­и­вая их, и раз при всём классе разо­рвал Еван­ге­лие и бросил его в огонь.

А ночью, когда все в доме спали, он срав­ни­вал индус­ские свя­щен­ные книги с Еван­ге­лием, оста­нав­ли­вался над сло­вами Христа и, устре­мив свой взор вдаль, заду­мы­вался над лич­но­стью Христа и Его необык­но­вен­ной жизнью.

И вот, по воле Божией, из юного гони­теля полу­чился рев­ност­ный апо­стол Индии, кото­рый несколько раз обошел весь Тибет, Гима­лаи, Индию, босой, без всяких средств. Он побы­вал так же в Аме­рике, Австра­лии, Пале­стине, нако­нец, в Швей­ца­рии, Англии и осталь­ной Европе, не имея ни одного дня отдыха, всю душу отда­вая Христу, горячо при­зы­вая ко Христу всех рав­но­душ­ных и неве­ру­ю­щих. Гово­рят, он соби­ра­ется в Фин­лян­дию и Россию. Да помо­жет ему Хри­стос совер­шить это вели­кий дело ! Его приезд в Россию мог бы ока­зать огром­ное вли­я­ние на бедные, изму­чен­ные души.

Слова его просты, про­по­ведь его не из книги, а из самой жизни, и потому она глу­боко запа­дает в душу. Саду гово­рит, что его посто­ян­ное живое обще­ние со Хри­стом есть резуль­тат молитвы, и что это есть тайна, кото­рую каждый должен постиг­нуть своим личным опытом. Саду посто­янно жил среди при­роды, и она для него живой книгой; поэтому его язык очень образ­ный.

Один раз кто-то его спро­сил: “Почему мы должны посто­янно молиться, раз мы уже хри­сти­ане?” Он отве­тил срав­не­нием: “Когда мне при­шлось плыть на паро­ходе, я видел, как рыбы время от вре­мени выска­ки­вали из воды на воздух, чтобы вдох­нуть полнее све­жего воз­духа, хотя они могут дышать и в воде. Так и чело­веку необ­хо­димо, каза­лось бы, может жить и в суете, но время от вре­мени ему необ­хо­димо наби­рать в молитве, в другой сфере, све­жего, чистого воз­духа для души.

По поводу земных благ Саду привёл сле­ду­ю­щее срав­не­ние. “Одна­жды в Индии, когда я лежал на лугу среди дивных цветов и загля­делся на них, ко мне подо­шёл чело­век и сказал: “Лучше уйдите отсюда; здесь уже многие погибли, любу­ясь этими цве­тами”. “Разве они ядо­виты?” – спро­сил я. “Нет, но они так чару­юще кра­сивы, что люди из-за них забы­вают голод и жажду, и обес­си­лен­ные засы­пают среди них, ста­но­вясь без­воль­ными, и больше не про­сы­па­ются”.

Разве не то же бывает и с зем­ными бла­гами? Конечно, они сами по себе не ядо­виты. Но как многие из-за их кра­соты забы­вают и голод, и жажду духов­ную и ста­но­вятся без­воль­ными и поги­бают! Если же душа обнов­ля­ется Духом Божьим и бодр­ствует в молитве, земные блага не могут при­чи­нить ей ника­кого вреда, и ника­кой пода­рок не сде­ла­ется для нас дороже Того, Кто нам его дарит”.

По поводу сомне­ний и неве­рия Сундар Синг привёл такой пример: “Чело­век, кото­рый изны­вает от своих сомне­ний и мучится от неве­рия, напо­ми­нает мне одного индуса, кото­рого мы с моим другом встре­тили один раз на пути. У бед­ного индуса была сло­мана рука, и он кричал: “Избавьте меня от этих страш­ных стра­да­ний ” Мой друг, кото­рый был док­то­ром, сказал ему, что сна­чала надо сло­ман­ные кости поста­вить на место, а потом и стра­да­ния прой­дут. Так и с сомне­ни­ями и неве­рием, – чело­веку надо раньше прийти к Богу и найти живое обще­ние с Ним, и тогда сомне­ния рас­се­ются”.

“Мне стоило боль­шого труда объ­яс­нить индусу-южа­нину, что на севере, в Тибете вода замер­зает так, что по ней можно ходить. Он слушал, но никак не мог пове­рить. Так и люди, кото­рые сами не испы­тали в сердце мира и радо­сти Христа, не верят только потому, что они этого еще не пере­жили”.

Один раз Сундар Синг рас­ска­зы­вал, как ему пред­став­ля­ются наши молитвы, дохо­дя­щие до Бога. “Когда я плыл по океану, от силь­ной жары под­ня­лись испа­ре­ния, обра­зо­вался туман, потом облака, и полил дождь. Я под­ста­вил руки и попро­бо­вал капли на вкус, – они были прес­ными. Сол­неч­ное тепло не взяло мор­ских солей, но испа­рило только чистую воду. Этот пример мне уяснил, как Бог при­ни­мает наши молитвы, очищая и осво­бож­дая их от всей земной пыли, от всех мир­ских пустя­ков, кото­рые в них впле­та­ются».

Во время миро­вой войны (Первой Миро­вой), когда раз­го­вор зашёл о тяжком испы­та­нии веры, Саду заду­мав­шись, сказал: “Ещё более труд­ные вре­мена прой­дут над Евро­пой. Бог любит людей, но люди, когда им хорошо живется, забы­вают о Боге и о молитве, а это для них духов­ная смерть. Ново­рож­ден­ных детей опус­кают в воду, их шле­пают, чтобы они начали пла­кать и научи­лись дышать. Богу же при­хо­дится учить людей молитве через земное горе».

Один друг Сун­дара Синга спро­сил его, неужели у него не появ­ля­ется гор­дость оттого, что десятки тысяч людей сте­ка­ются слу­шать его. Синг отве­тил: “Когда Хри­стос входил в Иеру­са­лим, люди пости­лали свои одежды и паль­мо­вые ветви на Его пути. Иисус сидел на осле, и ноги Его не каса­лись цветов, рас­сы­пан­ных в честь Него. По ним ступал осел. Но было бы смешно, если бы осел вооб­ра­зил, что это в честь его так укра­шен путь. Так же глупо было бы гор­диться и людям, несу­щим весть Хри­стову, ибо честь, ока­зы­ва­е­мая им, при­над­ле­жит лишь Христу”.

И этот муче­ник за Христа, нося­щий на теле раны от пыток, этот мудрый и крот­кий апо­стол просит нас об одном, как и Апо­стол Павел: “Духа не уга­шайте ” Во всех своих речах он просит, чтобы люди еже­днев­ным обще­нием со Хри­стом дали раз­го­реться той искре Божьей, кото­рая есть в каждом из нас.

В 1929–30 гг. Саду Сундар-Синг принял, по-види­мому, муче­ни­че­скую смерть во время одного из своих мис­си­о­нер­ских путе­ше­ствий по Гима­лаям или Тибету.

Ниже поме­щено несколько про­по­ве­дей Саду Сундар-Синга, про­из­не­сен­ных им во время посе­ще­ния Европы (часть 1), а также его заметки и наблю­де­ния, сде­лан­ные во время его мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти (часть 2).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки