Информация

Информа́ция — све­де­ния о пред­ме­тах, про­цес­сах, явле­ниях, силах.

Чем рели­ги­оз­ное инфор­ми­ро­ва­ние отли­ча­ется от под­линно-рели­ги­оз­ной про­по­веди?

Рели­ги­оз­ное инфор­ми­ро­ва­ния, осу­ществ­ля­е­мое в рамках пре­по­да­ва­ния таких дис­ци­плин как Рели­гио­ве­де­ние, Основы рели­ги­оз­ной куль­туры, под­ра­зу­ме­вают озна­ком­ле­ние чело­века с глав­ными поло­же­ни­ями веро­ва­ний, рели­ги­оз­ных правил и обря­дов.

Одно из важ­ней­ших отли­чий рели­ги­оз­ного инфор­ми­ро­ва­ния от хри­сти­ан­ской про­по­веди свя­зано с раз­но­стью осно­во­по­ла­га­ю­щих целей. Целям рели­ги­оз­ного инфор­ми­ро­ва­ния могут соот­вет­ство­вать самые разные задачи. Сле­до­ва­тельно, резуль­таты тоже могут быть совер­шенно раз­лич­ными.

Поло­жим, пред­ста­ви­тели ино­слав­ных кон­фес­сий могут зна­ко­миться с Пра­во­сла­вием не для даль­ней­шего при­об­ще­ния к Все­лен­ской Церкви, а для того, чтобы со зна­нием дела, лучше и эффек­тив­нее при­вле­кать на свою сто­рону колеб­лю­щихся, не стой­ких в вере хри­стиан (см.: Кон­фес­сия).

Сто­рон­ники фило­со­фии, напри­мер, могут стя­жать инфор­ма­цию о Пра­во­сла­вии для общей эру­ди­ции, с целью рас­ши­ре­ния своего фило­соф­ского гори­зонта. При этом могут и не испы­ты­вать тех душев­ных вол­не­ний, кото­рые испы­ты­вает хри­сти­а­нин, но отно­ситься к хри­сти­ан­ству как к всего лишь одному из направ­ле­ний фило­соф­ской мысли, как к гума­ни­тар­ной док­трине.

Скажем, во время стро­и­тель­ства ком­му­низма в СССР после­до­ва­тели науч­ного ате­изма изу­чали основы хри­сти­ан­ства исклю­чи­тельно с тем, чтобы успеш­ней исполь­зо­вать свои знания в деле борьбы против Христа и Его Церкви. Неко­то­рые ате­и­сты неплохо ори­ен­ти­ро­ва­лись не только в текстах Писа­ния, но и в свя­то­оте­че­ских про­из­ве­де­ниях, однако не обра­ти­лись, не изме­нили вере в мате­рию.

По боль­шому счёту прин­цип отно­ше­ния к рели­ги­оз­ному знанию как не более чем к инфор­ма­ции исполь­зу­ется и в Пра­во­слав­ных обра­зо­ва­тель­ных школах, напри­мер, с целью луч­шего осмыс­ле­ния своей веры, с целью при­об­ре­те­ния тео­ре­ти­че­ских навы­ков для борьбы с заблуж­де­ни­ями.

Совсем другое дело — под­линно-рели­ги­оз­ная, хри­сти­ан­ская про­по­ведь. Основ­ное пред­на­зна­че­ние про­по­веди — при­об­ще­ние или утвер­жде­ние чело­века в вере, спо­соб­ство­ва­ние его духовно-нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию, избав­ле­нию от греха, соеди­не­нию с Богом.

С точки зрения содер­жа­ния хри­сти­ан­ская про­по­ведь отли­ча­ется от про­стой инфор­ми­ро­ван­но­сти чисто­той изло­же­ния, точной интер­пре­та­цией фактов и дог­ма­тов (тогда как в фор­мате рели­ги­оз­ного инфор­ми­ро­ва­ния пре­по­да­ва­тель может поз­во­лить себе и весьма субъ­ек­тив­ные, далё­кие от без­упреч­но­сти тол­ко­ва­ния пре­по­да­ва­е­мых истин).

С внеш­ней сто­роны, фор­мально, хри­сти­ан­ская про­по­ведь отли­ча­ется от рели­ги­оз­ного инфор­ми­ро­ва­ния тем, что не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками тео­ре­ти­че­ски пре­по­да­ва­е­мых знаний. Достой­ный про­по­вед­ник дока­зы­вает пра­виль­ность поло­же­ний хри­сти­ан­ства и своей жизнью, и своим внут­рен­ним согла­сием с тем, о чём гово­рит.

***

свящ. Геор­гий Мак­си­мов

Мы живем во время пере­из­бытка инфор­ма­ции, и в этом смысле совре­мен­ным хри­сти­а­нам труд­нее, чем было нашим пред­кам. В старые вре­мена не было такого обилия инфор­ма­ции, кото­рая, подобно мут­ному потоку захлест­нула сейчас чело­ве­че­ство. Он изли­ва­ется на нас в интер­нете, по теле­ви­зору, по радио, из книг, из теле­фон­ных чатов и даже с реклам­ных бан­не­ров, мимо кото­рых мы идем по улице. Многое из этого потока спо­собно засо­рять, осквер­нять и соблаз­нять наш ум. Как на уровне обра­зов, так и не уровне идей и эмоций. Эти вещи не про­хо­дят бес­следно. Иногда образы, кото­рые слу­чайно попа­да­ются на глаза, застре­вают в уме на многие годы, и потом дьявол исполь­зует их для того, чтобы чело­века сму­тить.

Более того, даже если не брать в расчет гре­хов­ный кон­тент, то пере­из­бы­ток и нрав­ственно ней­траль­ной инфор­ма­ции при­во­дит к боль­шим про­бле­мам. Для них суще­ствует спе­ци­аль­ный термин: “син­дром инфор­ма­ци­он­ной уста­ло­сти”. Дока­зано, что из-за инфор­ма­ци­он­ной пере­грузки вни­ма­ние чело­века рас­се­и­ва­ется, про­ис­хо­дят резкие пере­пады настро­е­ния, нередко охва­ты­вает тре­вога, сни­жа­ется спо­соб­ность при­ни­мать обду­ман­ные реше­ния и спо­соб­ность адек­ватно оце­ни­вать полу­чен­ные све­де­ния, в неко­то­рых слу­чаях это при­во­дит к бес­сон­нице.

Так что хри­сти­а­нину очень важно соблю­дать гиги­ену ума: ста­вить гра­ницы того, что и сколько он читает, смот­рит, слу­шает. Ещё в Писа­нии гово­рится, что “много читать — уто­ми­тельно для тела” (Еккл.12:12). Понятно, что пол­но­стью закрыться от этого инфор­ма­ци­он­ного потока мы не можем, но, по край­ней мере, научиться филь­тро­вать его крайне важно.

Цитаты об инфор­ма­ции

«Сво­бода выра­же­ния мыслей и чувств, пред­по­ла­га­ю­щая воз­мож­ность рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции, явля­ется есте­ствен­ным про­дол­же­нием сво­боды миро­воз­зрен­че­ского выбора. Слово служит основ­ным сред­ством обще­ния людей с Богом и между собой. Содер­жа­ние обще­ния серьезно влияет на бла­го­по­лу­чие чело­века и меж­лич­ност­ные отно­ше­ния в обще­стве. Чело­век несет особую ответ­ствен­ность за свои слова. От слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­дишься, — гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии (Мф.12:37).
Пуб­лич­ные выступ­ле­ния и заяв­ле­ния не должны содей­ство­вать рас­про­стра­не­нию греха, порож­дать распри и нестро­е­ния в обще­стве. Слово должно сози­дать и под­дер­жи­вать добро. Осо­бенно опасно оскорб­лять рели­ги­оз­ные и наци­о­наль­ные чув­ства, иска­жать инфор­ма­цию о жизни тех или иных рели­ги­оз­ных общин, наро­дов, соци­аль­ных групп, лич­но­стей. Ответ­ствен­ность за слово мно­го­кратно воз­рас­тает в совре­мен­ном мире, пере­жи­ва­ю­щем бурное раз­ви­тие тех­но­ло­гий хра­не­ния и рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции».
Основы учения РПЦ о досто­ин­стве, сво­боде и правах чело­века

«Част­ная жизнь, миро­воз­зре­ние и воля людей не должны быть пред­ме­том тоталь­ного кон­троля. Для обще­ства опасны мани­пу­ля­ции выбо­ром людей и их созна­нием со сто­роны власт­ных струк­тур, поли­ти­че­ских сил, эко­но­ми­че­ских и инфор­ма­ци­он­ных элит. Недо­пу­стимы также сбор, кон­цен­тра­ция и исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ции о любых сто­ро­нах жизни людей без их согла­сия. В слу­чаях, когда того тре­буют защита Оте­че­ства, сохра­не­ние нрав­ствен­но­сти, охрана здо­ро­вья, прав и закон­ных инте­ре­сов граж­дан, а также предот­вра­ще­ние либо рас­кры­тие пре­ступ­ле­ний и осу­ществ­ле­ние пра­во­су­дия, сбор све­де­ний о чело­веке может совер­шаться без его согла­сия. Однако и в этих слу­чаях полу­че­ние и исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ции должно осу­ществ­ляться сооб­разно заяв­лен­ным целям и с соблю­де­нием закон­но­сти. Методы сбора и обра­ботки инфор­ма­ции о людях не должны при­ни­жать чело­ве­че­ское досто­ин­ство, огра­ни­чи­вать сво­боду и пре­вра­щать чело­века из субъ­екта обще­ствен­ных отно­ше­ний в объект машин­ного управ­ле­ния. Еще более опас­ным для сво­боды чело­века станет внед­ре­ние тех­ни­че­ских средств, посто­янно сопро­вож­да­ю­щих чело­века или неот­де­ли­мых от его тела, если их можно будет исполь­зо­вать для кон­троля над лич­но­стью и управ­ле­ния ею».
Основы учения РПЦ о досто­ин­стве, сво­боде и правах чело­века

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки