Влияние средств массовой информации на сознание людей

Влияние средств массовой информации на сознание людей

(16 голосов4.1 из 5)

Все чаще совре­мен­ные люди име­ну­ют теле­ви­зор “зомбо­я­щи­ком”. У дру­гих СМИ тоже появ­ля­ют­ся свои нели­це­при­ят­ные назва­ния.  И неспро­ста, ведь СМИ сего­дня — сред­ство для фор­ми­ро­ва­ния миро­воз­зре­ния народ­ных масс. 

Миро­воз­зре­ние помо­га­ет опре­де­лить виды путей, кото­ры­ми чело­век будет шагать в мире. Сфор­ми­ро­ван­ное миро­воз­зре­ние опре­де­ля­ет не толь­ко то, как чело­век будет вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щую его дей­стви­тель­ность, но и направ­ле­ние его актив­но­сти. Для того, что­бы сфор­ми­ро­вать миро­воз­зре­ние необ­хо­ди­мы три усло­вия, а именно:

  • инфор­ма­ция,
  • мета­фо­ра,
  • лич­ный опыт.

Гово­ря дру­ги­ми сло­ва­ми, чело­ве­ку необ­хо­ди­мо пре­по­дать нуж­ную инфор­ма­цию наи­бо­лее про­стым для него спо­со­бом с после­ду­ю­щим воз­буж­де­ни­ем в чело­ве­ке жела­ния на осно­ве полу­чен­ной ин2012.03.15 15.08.19 300x169 - Влияние средств массовой информации на сознание людейфор­ма­ции достичь прак­ти­че­ско­го зна­ния, то есть полу­чить опре­де­лен­ный лич­ный опыт. Имен­но пере­жи­ва­ние чело­ве­ком лич­но­го опы­та (или внут­рен­не­го опы­та) явля­ет­ся закреп­ле­ни­ем полу­чен­ной инфор­ма­ции. Это адек­ват­ное чув­ствен­ное состо­я­ние на осно­ве полу­чен­ной инфор­ма­ции, пре­под­не­сен­ной с помо­щью опре­де­лен­ных мета­фор. Лич­ный опыт явля­ет­ся свое­об­раз­ным свя­зу­ю­щим мате­ри­а­лом меж­ду дву­мя вели­чи­на­ми: «исти­на» и «ложь». И здесь неваж­но соот­но­сить поня­тие «исти­на» с поня­ти­ем мора­ли «хоро­шо», а поня­тие «ложь» с поня­ти­ем мора­ли «пло­хо». Здесь всё отно­си­тель­но. «Исти­на» и «ложь» суще­ству­ют в кон­крет­ном мире одно­го чело­ве­ка. Они фор­ми­ру­ют буду­щие поня­тия «хоро­шо» и «пло­хо», и с уве­рен­но­стью мож­но ска­зать, что мораль и поня­тия «исти­на» и «ложь» будут раз­нить­ся меж­ду собой у каж­до­го человека.

Для того что­бы инфор­ма­ция глуб­же про­ник­ла в чело­ве­ка, необ­хо­ди­мо повто­ре­ние чув­ствен­но­го состо­я­ния, то есть повто­ре­ние лич­но­го или внут­рен­не­го опы­та. Так, на осно­ве био­хи­ми­че­ских про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в орга­низ­ме при пере­жи­ва­нии тех или иных чувств и эмо­ций, про­ис­хо­дит про­цесс раз­ви­тия век­то­ра миро­воз­зре­ния чело­ве­ка, то есть про­цесс направ­ле­ния пути раз­ви­тия чело­ве­ка во внеш­нем мире.

Дело оста­ет­ся за малым: дать нуж­ную инфор­ма­цию с помо­щью заву­а­ли­ро­ван­ных мета­фор и поз­во­лить чело­ве­ку пере­жи­вать поло­жи­тель­ный лич­ный опыт, для того, что­бы чело­век обрел «истин­ное» сча­стье. Так мож­но лег­ко и неза­мет­но напи­сать нуж­ный жиз­нен­ный путь прак­ти­че­ски для каж­до­го кон­крет­но­го человека.

Средства массовой информации

Клю­че­вое сло­во в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции – инфор­ма­ция. Пер­вое необ­хо­ди­мое усло­вие для фор­ми­ро­ва­ния нуж­но­го миро­воз­зре­ния. Сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции рас­по­ла­га­ют тре­мя самы­ми важ­ны­ми сред­ства­ми дове­де­ния инфор­ма­ции до конеч­но­го потребителя:

  • напи­сан­ным сло­вом (газе­ты, жур­на­лы и т.п.),
  • про­из­не­сен­ным сло­вом — зву­ком (радио),
  • вос­про­из­ве­ден­ным сло­вом (теле­ви­де­ние).

То есть при­сут­ству­ет и вто­рое усло­вие фор­ми­ро­ва­ния у чело­ве­ка “необ­хо­ди­мых” ему идей и прин­ци­пов — мета­фо­ра. Интер­нет-источ­ни­ки инфор­ма­ции дела­ют эти сред­ства ещё более доступ­ны­ми и рас­про­стра­нён­ны­ми. Тре­тьим усло­ви­ем, как мы выяс­ни­ли, явля­ет­ся лич­ный опыт. И здесь вро­де чело­век оста­ет­ся один на один с собой, ведь кро­ме него никто не может пере­жить за него этот внут­рен­ний опыт.

img_kiselev_300_215Одна­ко нуж­но вспом­нить, что сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции – это «чет­вер­тая» власть. В чем заклю­ча­ет­ся эта власть? Она заклю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти управ­лять сами­ми дей­стви­я­ми чело­ве­ка — дей­стви­я­ми, кото­рые в конеч­ном ито­ге долж­ны при­ве­сти к пере­жи­ва­нию этим чело­ве­ком нуж­но­го внут­рен­не­го опы­та. И не нуж­но при­ме­нять ника­ких мето­дик зом­би­ро­ва­ния, доста­точ­но лишь гра­мот­но, мето­дич­но и посте­пен­но фор­ми­ро­вать миро­воз­зре­ние каж­до­го человека. 

К при­ме­ру, запад­ный образ жиз­ни гово­рит о том, что чело­век дол­жен быть успе­шен, что он дол­жен быть инди­ви­дуа­лен, что он дол­жен стре­мить­ся к вер­ши­нам. Сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции начи­на­ют нам в раз­лич­ных мета­фо­рах пре­под­но­сить этот сте­рео­тип. Нам гово­рят, что сна­ча­ла нуж­но полу­чить хоро­шее обра­зо­ва­ние, затем рабо­тать и наби­рать опыт, после чего устро­ить­ся в хоро­шую ком­па­нию, где нуж­но занять опре­де­лен­ное место, и толь­ко добив­шись это­го мож­но поду­мать о семье. И почти в любом запад­ном изда­нии отве­тят вам на ваш вопрос о ран­ней семье, как о гибе­ли все­го ваше­го буду­ще­го. Моло­дость – это воз­мож­ность карьер­но­го роста, сво­бод­ных отно­ше­ний, мно­же­ства новых впе­чат­ле­ний. Так пре­под­но­сят моло­дость на запа­де. Таким обра­зом, чело­век полу­ча­ет инфор­ма­цию, что пока он молод, он дол­жен рас­пре­де­лить свою жизнь меж­ду дву­мя «исти­на­ми»: рабо­той (карье­рой) и отды­хом (раз­вле­че­ни­я­ми).

Чело­век полу­ча­ет эту инфор­ма­цию посто­ян­но через жур­на­лы, газе­ты, сай­ты, кни­ги, кино, шоу и так далее. Всё это при­во­дит к тому, что он начи­на­ет совер­шать опре­де­лен­ные дей­ствия, а имен­но: идет учить­ся в хоро­шее учеб­ное заве­де­ние, затем стре­мит­ся устро­ить­ся в хоро­шую ком­па­нию, ради чего может рабо­тать 20 часов в сут­ки! Но чело­век полу­ча­ет нуж­ный лич­ный опыт, кото­рый соот­вет­ству­ет тому ожи­да­нию, сфор­ми­ро­вав­ше­му­ся у него из полу­чен­ной инфор­ма­ции, и он пере­да­ет этот опыт из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Так фор­ми­ру­ет­ся миро­воз­зре­ние целых наций. И вот люди (а не один кон­крет­ный чело­век) совер­ша­ют ряд опре­де­лен­ных дей­ствий, опи­сан­ных выше для полу­че­ния опи­сы­ва­е­мо­го лич­но­го опы­та. Поко­ле­ние за поколением.

А если посмот­реть вглубь? Оди­но­че­ство людей – это q5  roa1vY 300x218 - Влияние средств массовой информации на сознание людейдопол­ни­тель­ный доход для про­из­во­ди­те­лей быто­вой тех­ни­ки, мебе­ли, авто­мо­би­лей, для арен­до­да­те­лей и так далее. Гру­бо гово­ря, два чело­ве­ка не вме­сте, это как мини­мум два теле­ви­зо­ра, два холо­диль­ни­ка, два дива­на, две ком­на­ты и так далее. Позд­ние роды – это огром­ный плюс для част­ных кли­ник (а на запа­де систе­ма меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния част­ная), кото­рые полу­ча­ют уве­ли­чен­ные выпла­ты по меди­цин­ским стра­хов­кам за слож­ные роды (а чем стар­ше воз­раст, тем бере­мен­ность и роды про­те­ка­ют сложнее).

При­ве­ден­ный выше при­мер пока­зал нам, как с помо­щью СМИ мож­но создать нуж­ное миро­воз­зре­ние у боль­шо­го коли­че­ства людей. Но СМИ могут не толь­ко фор­ми­ро­вать устой­чи­вое миро­воз­зре­ние несколь­ких поко­ле­ний людей, но и побуж­дать людей к сию­ми­нут­ным поступ­кам, нуж­ным заказчику.

Контролировать чувства!

Чело­ве­ку при­су­щи чув­ства, эмо­ции и жела­ния. И пока он не смо­жет их кон­тро­ли­ро­вать, не поста­вит свой разум над ними, дру­гой чело­век или люди могут неза­мет­но для него вло­жить всё, что им нуж­но. И инстру­мен­том меж­ду ними ста­нут СМИ.

Автор не ста­вил целью осуж­де­ние запад­ных цен­но­стей. Любые це640.i_329bb5c2a36eee2c1a9049b2f6a9406eнно­сти — резуль­тат сво­бод­но­го выбо­ра, и в них вкла­ды­ва­ют смысл мил­ли­о­ны людей.

В этой ста­тье лишь гово­рит­ся о том, что нуж­но уметь само­му выби­рать свой путь раз­ви­тия, само­му фор­ми­ро­вать свое миро­воз­зре­ние, опи­ра­ясь на при­род­ное чутье «исти­ны» и «лжи», кото­рое порож­да­ет толь­ко неза­мут­нен­ная совесть. Ведь инстинк­тив­но малень­кий ребе­нок все­гда пра­виль­но рас­пре­де­лит поня­тия «добра» и «зла», так как его созна­ние еще не обра­бо­та­но долж­ным обра­зом. Весь­ма труд­но най­ти пра­виль­ную «исти­ну» и раз­об­ла­чить «ложь», ведь даже в древ­но­сти, когда люди поль­зо­ва­лись толь­ко уст­ным сло­вом уже было труд­но отли­чить «прав­ду» от «крив­ды», но «прав­да у каж­до­го своя», а «исти­на все­гда одна». Думай­те, ана­ли­зи­руй­те, смот­ри­те сквозь стро­ки, все­гда про­ве­ряя то, что вам гово­рят совер­шен­но чужие вам люди.

Антон Тен­син

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки