Критика церкви

***

Кри­тика церкви — 1) пуб­лич­ное обли­че­ние дей­стви­тель­ных или мнимых поро­ков отдель­ных членов Церкви или цер­ков­ных общин; 2) анализ явле­ний цер­ков­ной жизни и её веро­уче­ния.

Кри­тика церкви может быть внут­рен­ней и внеш­ней, то есть может исхо­дить как со сто­роны членов Церкви, так и со сто­роны лиц, не вхо­дя­щих в число пра­во­слав­ных хри­стиан. Отла­жен­ный меха­низм внут­ри­цер­ков­ной кри­тики и реак­ции на неё со сто­роны свя­щен­но­на­ча­лия поз­во­лит ниве­ли­ро­вать кри­тику со сто­роны нецер­ков­ных СМИ, боль­шин­ство из кото­рых заин­те­ре­со­вано не в реше­нии вопроса, а лишь в скан­дале.

Пред­ме­тами кри­тики часто бывают: нрав­ствен­ное состо­я­ние отдель­ных членов Церкви или цер­ков­ных общин, выска­зы­ва­ния цер­ков­но­слу­жи­те­лей, аспекты вза­и­мо­дей­ствия Церкви и госу­дар­ства и пр. Кри­тика может быть направ­лена на веро­уче­ние Церкви и на без­нрав­ствен­ные поступки отдель­ных хри­стиан.  При этом сле­дует учесть, что хри­сти­а­ни­ном явля­ется не просто тот, кто лишь счи­тает себя тако­вым, а тот, кто стре­мится испол­нять запо­веди и живёт духов­ной жизнью

Мотивы кри­ти­ку­ю­щих могут иметь широ­кий диа­па­зон, от само­оправ­да­ния соб­ствен­ного без­бо­жия, злобы или одер­жи­мо­сти, осуж­де­ния, кле­веты, до: искрен­него поиска отве­тов на вол­ну­ю­щие вопросы, несбыв­шихся ожи­да­ний, жела­ния осмыс­лить (про­шлое, нынеш­нее состо­я­ние и пер­спек­тивы), жела­ния реа­ли­зо­вать те или иные идеи по цер­ков­ному устрой­ству, испра­вить ситу­а­цию, пре­кра­тить без­за­ко­ние и свя­то­тат­ство.

***

Воз­можна ли для хри­стиан кри­тика Церкви, если её глава – Хри­стос?

Для ответа на этот вопрос сле­дует опре­де­литься с тем, что вкла­ды­ва­ется в поня­тие цер­ковь. Цер­ковь с боль­шой буквы – бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм, в пол­ноте – это её Глава — Хри­стос. Как свят Хри­стос, так и свята Его Цер­ковь (это один из 4‑х суще­ствен­ных её при­зна­ков, кото­рый хри­сти­ане испо­ве­дуют в Сим­воле веры). Под цер­ко­вью с малень­кой буквы можно пони­мать хри­сти­ан­скую общину и цер­ков­ную орга­ни­за­цию. Из этого ста­но­вится оче­видно, что кри­тика Церкви нелепа, а кри­тика церкви может иметь и добрые плоды.

Заме­тим, что иногда Бог обо­зна­ча­ется в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии как Цели­тель (Исх.15:26), Врач (Лк.4:23), а Цер­ковь — как вра­чеб­ница (Мф.9:12). Это свя­зано с тем, что гре­хов­ность рас­смат­ри­ва­ется как нрав­ствен­ная болезнь. Цер­ковь же как раз и при­зы­вает в свои ряды греш­ни­ков, в том числе зако­ре­не­лых, с тем, чтобы они исце­ля­лись, подобно тому, как боль­ница при­вле­кает, для после­ду­ю­щего изле­че­ния, боль­ных. Стало быть, обви­нять Цер­ковь в том, что среди её членов есть греш­ники — не менее нелепо, чем обви­нять боль­ницу в том, что в ней пре­бы­вают боль­ные. 

Какая кри­тика может слу­жить к пользе церкви?

Кон­струк­тив­ная кри­тика, кото­рая спо­соб­ствует цер­ков­ному бла­го­ве­стию, при­но­сит добрый плод, а не оттал­ки­вает тех, кто не может раз­де­лить боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское в церкви.

Свое­вре­мен­ная, здра­вая кон­струк­тив­ная (даже недоб­ро­же­ла­тель­ная) кри­тика может слу­жить к пользе Церкви, спо­соб­ствуя улуч­ше­нию внут­ри­цер­ков­ной жизни (подобно тому, как во вре­мена Вет­хого Завета кри­тика со сто­роны Божьих про­ро­ков спо­соб­ство­вала под­дер­жа­нию бла­го­че­стия в среде Изра­иль­ского народа).

В деле кри­тики важен духовно-нрав­ствен­ный уро­вень тех, кто кри­ти­кует. Пред­взя­тая, огуль­ная кри­тика Церкви вызы­вает соблазны среди людей и служит к пагубе самих кри­ти­ков. Наряду с теми, для кого Цер­ковь – это мать, встре­ча­ются люди, пыта­ю­щи­еся оправ­дать своё цер­ков­ное дезер­тир­ство, нару­ше­ние обетов, данных Богу.

Таким обра­зом, если автор погряз в нега­тиве и ему нужна грязь ради грязи – то это одно, если же он ставит своей целью не просто рас­ска­зать как всё плохо, а ста­ра­ется добиться чего-то кон­крет­ного и пред­ла­гает и осу­ществ­ляет прак­ти­че­ские шаги к этому – то это совсем другое. При этом сам автор должен быть в первую оче­редь при­ме­ром хри­сти­а­нина, а уже во вторую – талант­ли­вого ора­тора или жур­на­ли­ста.

Отла­жен­ный меха­низм внут­ри­цер­ков­ной кри­тики и реак­ции на неё со сто­роны свя­щен­но­на­ча­лия поз­во­лит ниве­ли­ро­вать кри­тику со сто­роны нецер­ков­ных СМИ, боль­шин­ство из кото­рых заин­те­ре­со­вано не в реше­нии вопроса, а лишь в скан­дале.

Как хри­сти­а­нину реа­ги­ро­вать на кри­тику церкви?

«Судей не зло­словь и началь­ника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28).

«Павел сказал: я не знал, братия, что он пер­во­свя­щен­ник; ибо напи­сано: началь­ству­ю­щего в народе твоем не зло­словь» (Деян.23:5).

«Обви­не­ние на пре­сви­тера не иначе при­ни­май, как при двух или трех сви­де­те­лях» (1Тим.5:19).

свя­щен­ник Димит­рий Шишкин:
«Важно, кем и когда, в каких обсто­я­тель­ствах выска­зы­ва­ется кри­тика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матер­ная брань пья­ного, озлоб­лен­ного чело­века (да и то еще надо посмот­реть, что за чело­век, потому что иной матер­щин­ник может через секунду залиться сле­зами горь­кого и искрен­него сокру­ше­ния), а другое – мать, поте­ряв­шая сына, с болью при­шед­шая в храм и столк­нув­ша­яся с рав­но­душ­ным и грубым отно­ше­нием… Третье дело – это когда разум­ный и вни­ма­тель­ный чело­век видит несо­вер­шен­ство или даже зло, кото­рое, как ему кажется, отно­сится к Церкви, и начи­нает зада­вать спра­вед­ли­вые вопросы. И таким при­ме­ров, самых разных – вели­кое мно­же­ство. Поэтому какого-то одного «рецепта» реак­ции на кри­тику не может быть, кроме разве что одного: насколько воз­можно быть нам при­част­ни­ками Духа Хри­стова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час про­сить Гос­пода, чтобы Он Сам дей­ство­вал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отно­ше­нии «спра­вед­ли­вого обли­че­ния» пра­во­слав­ных с после­ду­ю­щим выво­дом о том, что нет правды в Церкви, всегда при­вожу слова апо­стола Павла: «Если неко­то­рые и неверны были, невер­ность их уни­что­жит ли вер­ность Божию? Никак. Бог верен, а всякий чело­век лжив» (Рим.3: 3–4).

свя­щен­ник Вале­рий Духа­нин:
«Важно не выхо­дить из себя, отне­стись к кри­тику с любо­вью, не как к врагу. Он руга­ется потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, стра­дает он. Это подобно тому, как посо­чув­ство­вать боль­ному и помо­литься о его выздо­ров­ле­нии. Если ты обща­ешься с кри­ти­ком какое-то время, то рано или поздно он рас­по­ло­жится к тебе, когда почув­ствует с твоей сто­роны не вражду, а любовь, тепло сердца».

Как хри­сти­а­нину при­ни­мать кри­тику в свой адрес?

«Бла­женны вы, когда воз­не­на­ви­дят вас люди и когда отлу­чат вас, и будут поно­сить, и про­не­сут имя ваше, как бес­чест­ное, Сына Чело­ве­че­ского» (Лк.6:22).

Из Древ­него Пате­рика: Гово­рили об авве Ага­фоне: «Пришли к нему некие, услы­шав, что он имеет вели­кую рас­су­ди­тель­ность. Желая испы­тать его, не рас­сер­дится ли он, спра­ши­вают его: «Ты – Агафон? Мы слы­шали о тебе, что ты блуд­ник и гордец». «Да, это правда», – отве­чал он. Они опять спра­ши­вают его: «Ты, Агафон, кле­вет­ник и пусто­слов?» «Я», – отве­чал он. И еще гово­рят ему: «Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», – отве­чал он. Затем спро­сили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни гово­рили тебе, согла­шался, а послед­него слова не пере­нес?» Он отве­чал им: «Первые пороки я при­знаю за собой, ибо это при­зна­ние полезно моей душе, а при­зна­ние себя ере­ти­ком значит отлу­че­ние от Бога, а я не хочу быть отлу­чен­ным от моего Бога». Выслу­шав это, они поди­ви­лись его рас­су­ди­тель­но­сти и отошли, полу­чив нази­да­ние».

Об отно­ше­нии церкви к кле­вет­ни­кам

Вла­ди­мир Легойда (пред­се­да­тель СИНФО): Мы готовы при­нять с миром и объять хри­сти­ан­ской любо­вью всех, кто еще вчера писал кле­вет­ни­че­ские мате­ри­алы о Церкви и чьего сердца сего­дня кос­ну­лось рас­ка­я­ние, бла­го­дать Божия. Ведь они нико­гда не были нашими вра­гами. У Церкви только один враг – тот, что в рай­ском саду пред­ло­жил Еве запрет­ный плод, а сейчас пред­ла­гает над­ру­гаться, посме­яться над всем святым и непри­кос­но­вен­ным, что оста­лось у людей. Мира с падшим духом у Церкви не было и не будет нико­гда.

При этом я верю, что среди кри­ти­ков дей­стви­тельно есть те, кто искренне хотят сде­лать цер­ков­ную жизнь лучше. Но если глав­ный инстру­мен­та­рий – это мягкое кресло перед экра­ном с интер­нет-днев­ни­ком, то, увы, такое хоте­ние едва при­не­сет плоды. Путь к совер­шен­ство­ва­нию цер­ков­ной жизни вряд ли лежит через поиск и раз­гла­ше­ние чужих ошибок и грехов.

Куда жало­ваться при бес­чин­стве в храме или мона­стыре?

В первую оче­редь насто­я­телю: устно или пись­менно. Если меры не будут при­няты, то в епар­хи­аль­ное управ­ле­ние. Далее суще­ствует цер­ков­ный суд.

***

«Если же согре­шит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послу­шает тебя, то при­об­рел ты брата твоего; если же не послу­шает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех сви­де­те­лей под­твер­ди­лось всякое слово; если же не послу­шает их, скажи церкви; а если и церкви не послу­шает, то да будет он тебе, как языч­ник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чув­ству­ешь? Или как ска­жешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно» (Мф.7:1–4).

«Тут книж­ники и фари­сеи при­вели к Нему жен­щину, взятую в пре­лю­бо­де­я­нии, и, поста­вив ее посреди, ска­зали Ему: Учи­тель! эта жен­щина взята в пре­лю­бо­де­я­нии; а Моисей в законе запо­ве­дал нам поби­вать таких кам­нями: Ты что ска­жешь? Гово­рили же это, иску­шая Его, чтобы найти что-нибудь к обви­не­нию Его. Но Иисус, накло­нив­шись низко, писал пер­стом на земле, не обра­щая на них вни­ма­ния. Когда же про­дол­жали спра­ши­вать Его, Он, вос­кло­нив­шись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, накло­нив­шись низко, писал на земле. Они же, услы­шав то и будучи обли­ча­емы сове­стью, стали ухо­дить один за другим, начи­ная от стар­ших до послед­них» (Ин.8:3–9).

«Не давайте свя­тыни псам и не бро­сайте жем­чуга вашего перед сви­ньями» (Мф.7:6). Свт. Иоанн Зла­то­уст: «Сви­ньями Писа­ние назы­вает живу­щих в рас­пут­стве; соба­ками же назы­вает необ­ду­манно бес­ну­ю­щихся против Гос­пода».

***

свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
«Кто почи­тает свя­щен­ника, тот будет почи­тать и Бога, а кто стал пре­зи­рать свя­щен­ника, тот мало-помалу дойдет и до оскорб­ле­ний Бога. Хотя бы свя­щен­ник был и не бла­го­че­стив, но Бог, видя, что из бла­го­го­ве­ния к Нему ты почи­та­ешь даже и недо­стой­ного чести, Сам воз­даст тебе награду».

пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец, Письма:
«К сожа­ле­нию в наше время много людей, воз­му­ща­ю­щих Мать Цер­ковь… Хоро­шие дети, думаю, нико­гда не будут кле­ве­тать на свою мать. Но многие без­рас­суд­ные пра­во­слав­ные, к сожа­ле­нию, дают ере­ти­кам обилие поле­ми­че­ского мате­ри­ала, и пра­во­слав­ные города и села захва­ты­ва­ются иего­ви­стами и про­чими сек­тан­тами, кото­рые посто­янно рас­ши­ряют свою мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность.
Духов­ным, рас­су­ди­тель­ным отцам известно, что этой демо­ни­че­ской дея­тель­но­стью (выстав­ле­нием на позор клира и Церкви) они многих сде­лали иего­ви­стами. А также всему миру известно, что таким непра­во­слав­ным спо­со­бом еще ни одного иего­ви­ста не уда­лось сде­лать пра­во­слав­ным.
Благий Бог терпит нас с любо­вью и никого не выстав­ляет на позор, хотя и знает, как серд­це­ве­дец, наше гре­хов­ное состо­я­ние. Также и святые нико­гда не оскорб­ляли греш­ного чело­века перед дру­гими людьми, но с любо­вью и духов­ной дели­кат­но­стью тайным обра­зом спо­соб­ство­вали исправ­ле­нию зла. Мы же, несмотря на то, что явля­емся греш­ни­ками, делаем обрат­ное (как лице­меры).
Только чело­веку, нахо­дя­ще­муся под вла­стью демона, про­сти­тельно выстав­лять людей на позор (конечно тех людей, на кото­рых демон имеет право) перед посто­рон­ними, напо­ми­ная им об их про­шлом, чтобы поко­ле­бать немощ­ные души. Нечи­стый дух не выно­сит на свет доб­ро­де­тели людей, но лишь их немощи. Однако люди, сво­бод­ные от стра­стей и не име­ю­щие в себе зла, исправ­ляют зло добром. Если они вдруг увидят неболь­шую нечи­стоту, кото­рая не очи­ща­ется, то покры­вают ее плитой, чтобы она не вызвала чув­ства брезг­ли­во­сти у кого-нибудь дру­гого, кто ее заме­тит. Те же, кото­рые выгре­бают мусор наружу, похожи на кур, кото­рые копа­ются в …
Не явля­ется искрен­ним и прямым ни тот, кто гово­рит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее пуб­ли­кует, но тот, кто имеет любовь и истин­ную жизнь и гово­рит с рас­суж­де­нием, когда нужно и что нужно».

про­фес­сор ПСТГУ Н. Гринев:
«Допод­лин­ное пред­став­ле­ние о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Чело­веку «внеш­нему», с другим, как при­нято гово­рить сего­дня, мен­та­ли­те­том создать истин­ное пред­став­ле­ние о Церкви трудно. Внеш­ний чело­век не может верно судить о цер­ков­ной жизни. Он не пости­гает ту истину, что глава Церкви – это Хри­стос, а не пат­ри­архи или епи­скопы, кото­рые явля­ются пред­сто­я­те­лями перед Богом, сто­я­щими во главе земной части Церкви».

рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин Вели­кий (Фео­до­рит. церк. ист. 1, II):
«Не надобно, про­ступки свя­щен­ных лиц делать обще­из­вест­ными, чтобы народ, полу­чив отсюда повод к пре­ре­ка­ниям против них, не стал гре­шить без страха».

свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов (из днев­ника):
«Была в моей жизни такая исто­рия. Как-то раз дове­лось вече­ром бесе­до­вать с другом, и зашёл раз­го­вор о неко­то­рых архи­ереях, и я весьма нелестно отзы­вался о них. Я считал это нор­маль­ным, поскольку гово­рил о том, что знал допод­линно и, как мне каза­лось, был в своих пере­су­дах об архи­ерей­ских грехах движим забо­той о благе Церкви. 
Той же ночью мне при­снился сон. Как будто я должен лезть под купол ста­рого храма, и под­нялся уже очень высоко. И, ока­зав­шись тут, стал караб­каться по балкам, кото­рые были под­гнив­шими. Если бы хоть одна обло­ми­лась, я бы погиб, но балки, хоть и под­гнив­шие, дер­жали хорошо. Вне­запно я понял, что эти балки — и есть те самые архи­ереи, и в тот же момент будто кто-то вложил мне в голову мысль: “как же можешь ты осуж­дать их, если они тебя держат?”
При пере­сказе всё это, конечно, выгля­дит плоско, однако в самом сне всё было пре­дельно ясно и сильно. Я ощутил ту живую связь с епи­ско­пом, какую под­ра­зу­ме­вают слова св. Игна­тия Бого­носца о том, что “где епи­скоп, там и кафо­ли­че­ская Цер­ковь”, — связь, кото­рую я прежде вос­при­ни­мал лишь умо­зри­тельно, как символ или как адми­ни­стра­тив­ное под­чи­не­ние. Я ощутил то, что читал у св. Симеона о том, что епи­скоп дей­ствует во всех таин­ствах, совер­ша­е­мых его свя­щен­ни­ками, а значит, бла­го­дать Божия, кото­рая под­ни­мает меня через испо­ведь, обнов­ляет и укреп­ляет через Евха­ри­стию, пода­ётся именно через епи­скопа. 
Да, под­гнив­шие. Грехи есть. Но — слава Богу, держат. А когда ты висишь под купо­лом, только это имеет зна­че­ние».

Клайв Льюис:
«Возь­мем такой пример: старая дева искренне верит в Бога, но часто ворчит, а доб­рей­ший чело­век в Бога не верит. Откуда мы знаем, насколько больше вор­чала бы старая дева, если бы она не верила, и насколько лучше был бы добряк, если бы он верил? Чтобы судить, надо знать, с каким сырьем возится Гос­подь в каждом данном случае».

про­то­и­е­рей Андрей Овчин­ни­ков:
«Критик Церкви чаще всего отде­ляет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его кри­тике под­вер­га­ется исклю­чи­тельно внеш­няя цер­ков­ная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что пла­вают на поверх­но­сти. Всё ценное и важное сокрыто на глу­бине. Уви­деть глу­бину спо­со­бен не каждый, у многих просто отсут­ствует зрение.
То, что кри­ти­куют, Цер­ко­вью не явля­ется. Кри­ти­ку­ются чело­ве­че­ский фактор и наша гре­хов­ная немощь».

про­то­и­е­рей Павел Вели­ка­нов:
«Навер­ное, именно в отно­ше­нии Церкви та ситу­а­ция, кото­рая в физике назы­ва­ется «эффек­том наблю­да­теля», рас­кры­ва­ется в еще боль­шей сте­пени, чем когда мы имеем дело с мате­ри­аль­ным миром. Какими гла­зами вы смот­рите на Цер­ковь, то вы в ней и уви­дите. Более того, каче­ством этого вашего взгляда вы, так скажем, пре­тво­рите небы­тие в бытие. 
Поэтому когда чело­век смот­рит на Цер­ковь хотя бы просто непред­взято, она откры­ва­ется ему одним обра­зом. Но когда чело­век пыта­ется посмот­реть на Цер­ковь так, чтобы еще раз под­твер­дить свои зара­нее уже гото­вые реше­ния и выводы, он их под­твер­дит. И совер­шенно по-дру­гому Цер­ковь откры­ва­ется чело­веку, когда он пони­мает: если где-то и может быть свя­тость, то только здесь».

свящ. Димит­рий Дудко, из книги “На скре­ще­ньи дорог — Хри­стос”:
«Рас­ска­зал один моло­дой чело­век, как он пришел в пра­во­слав­ную цер­ковь. 
— Ходил я по разным церк­вам. Бывал у като­ли­ков, те меня очень при­ве­чали, достали Библию, пред­ло­жили сесть на ска­мейку… Бывал у бап­ти­стов, те носи­лись со мной, как с родным, всё давали. Гово­рили: выби­рай любую неве­сту… Зашел я в пра­во­слав­ный храм, там на меня сразу заши­кали: то я стою не так, как надо, то я кре­щусь не так. Выгнали меня из храма. Почему, думаю, это так? Наверно, не просто? Я рабо­таю в тор­го­вой сети, там, когда хоро­ший товар при­ве­зут, целую драку устра­и­вают. Значит в пра­во­слав­ной церкви что-то ценное. Рекла­ми­руют только, когда плохой товар. И так я стал пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. Хоть и люди плохие, а товар хоро­ший».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки