Критика церкви

AAA
(4 голоса5.0 из 5)

 

Критика церкви — 1) публичное обличение действительных или мнимых пороков отдельных членов Церкви или церковных общин; 2) анализ явлений церковной жизни и её вероучения.

Критика церкви может быть внутренней и внешней, то есть может исходить как со стороны членов Церкви, так и со стороны лиц, не входящих в число православных христиан. Отлаженный механизм внутрицерковной критики и реакции на неё со стороны священноначалия позволит нивелировать критику со стороны нецерковных СМИ, большинство из которых заинтересовано не в решении вопроса, а лишь в скандале.

Предметами критики часто бывают: нравственное состояние отдельных членов Церкви или церковных общин, высказывания церковнослужителей, аспекты взаимодействия Церкви и государства и пр. Критика может быть направлена на вероучение Церкви и на безнравственные поступки отдельных христиан.  При этом следует учесть, что христианином является не просто тот, кто лишь считает себя таковым, а тот, кто стремится исполнять заповеди и живёт духовной жизнью

Мотивы критикующих могут иметь широкий диапазон, от самооправдания собственного безбожия, злобы или одержимости, осуждения, клеветы, до: искреннего поиска ответов на волнующие вопросы, несбывшихся ожиданий, желания осмыслить (прошлое, нынешнее состояние и перспективы), желания реализовать те или иные идеи по церковному устройству, исправить ситуацию, прекратить беззаконие и святотатство.

Возможна ли для христиан критика Церкви, если её глава – Христос?

Для ответа на этот вопрос следует определиться с тем, что вкладывается в понятие церковь. Церковь с большой буквы – богочеловеческий организм, в полноте – это её Глава — Христос. Как свят Христос, так и свята Его Церковь (это один из 4-х существенных её признаков, который христиане исповедуют в Символе веры). Под церковью с маленькой буквы можно понимать христианскую общину и церковную организацию. Из этого становится очевидно, что критика Церкви нелепа, а критика церкви может иметь и добрые плоды.

Заметим, что иногда Бог обозначается в Священном Писании и Предании как Целитель (Исх.15:26), Врач (Лк.4:23), а Церковь — как врачебница (Мф.9:12). Это связано с тем, что греховность рассматривается как нравственная болезнь. Церковь же как раз и призывает в свои ряды грешников, в том числе закоренелых, с тем, чтобы они исцелялись, подобно тому, как больница привлекает, для последующего излечения, больных. Стало быть, обвинять Церковь в том, что среди её членов есть грешники — не менее нелепо, чем обвинять больницу в том, что в ней пребывают больные. 

Какая критика может служить к пользе церкви?

Конструктивная критика, которая способствует церковному благовестию, приносит добрый плод, а не отталкивает тех, кто не может разделить божественное и человеческое в церкви.
Своевременная, здравая конструктивная (даже недоброжелательная) критика может служить к пользе Церкви, способствуя улучшению внутрицерковной жизни (подобно тому, как во времена Ветхого Завета критика со стороны Божьих пророков способствовала поддержанию благочестия в среде Израильского народа).
В деле критики важен духовно-нравственный уровень тех, кто критикует. Предвзятая, огульная критика Церкви вызывает соблазны среди людей и служит к пагубе самих критиков. Наряду с теми, для кого Церковь – это мать, встречаются люди, пытающиеся оправдать своё церковное дезертирство, нарушение обетов, данных Богу.
Таким образом, если автор погряз в негативе и ему нужна грязь ради грязи – то это одно, если же он ставит своей целью не просто рассказать как всё плохо, а старается добиться чего-то конкретного и предлагает и осуществляет практические шаги к этому – то это совсем другое. При этом сам автор должен быть в первую очередь примером христианина, а уже во вторую – талантливого оратора или журналиста.
Отлаженный механизм внутрицерковной критики и реакции на неё со стороны священноначалия позволит нивелировать критику со стороны нецерковных СМИ, большинство из которых заинтересовано не в решении вопроса, а лишь в скандале.

Как христианину реагировать на критику церкви?

«Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22:28).
«Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян.23:5).
«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1Тим.5:19).

священник Димитрий Шишкин:
«Важно, кем и когда, в каких обстоятельствах высказывается критика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матерная брань пьяного, озлобленного человека (да и то еще надо посмотреть, что за человек, потому что иной матерщинник может через секунду залиться слезами горького и искреннего сокрушения), а другое – мать, потерявшая сына, с болью пришедшая в храм и столкнувшаяся с равнодушным и грубым отношением… Третье дело – это когда разумный и внимательный человек видит несовершенство или даже зло, которое, как ему кажется, относится к Церкви, и начинает задавать справедливые вопросы. И таким примеров, самых разных – великое множество. Поэтому какого-то одного «рецепта» реакции на критику не может быть, кроме разве что одного: насколько возможно быть нам причастниками Духа Христова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час просить Господа, чтобы Он Сам действовал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отношении «справедливого обличения» православных с последующим выводом о том, что нет правды в Церкви, всегда привожу слова апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим.3: 3–4).

священник Валерий Духанин:
«Важно не выходить из себя, отнестись к критику с любовью, не как к врагу. Он ругается потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, страдает он. Это подобно тому, как посочувствовать больному и помолиться о его выздоровлении. Если ты общаешься с критиком какое-то время, то рано или поздно он расположится к тебе, когда почувствует с твоей стороны не вражду, а любовь, тепло сердца».

Как христианину принимать критику в свой адрес?

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, Сына Человеческого» (Лк.6:22).

Из Древнего Патерика: Говорили об авве Агафоне: «Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», – отвечал он. Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?» «Я», – отвечал он. И еще говорят ему: «Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», – отвечал он. Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?» Он отвечал им: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога». Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание».

Об отношении церкви к клеветникам

Владимир Легойда (председатель СИНФО): Мы готовы принять с миром и объять христианской любовью всех, кто еще вчера писал клеветнические материалы о Церкви и чьего сердца сегодня коснулось раскаяние, благодать Божия. Ведь они никогда не были нашими врагами. У Церкви только один враг – тот, что в райском саду предложил Еве запретный плод, а сейчас предлагает надругаться, посмеяться над всем святым и неприкосновенным, что осталось у людей. Мира с падшим духом у Церкви не было и не будет никогда.
При этом я верю, что среди критиков действительно есть те, кто искренне хотят сделать церковную жизнь лучше. Но если главный инструментарий – это мягкое кресло перед экраном с интернет-дневником, то, увы, такое хотение едва принесет плоды. Путь к совершенствованию церковной жизни вряд ли лежит через поиск и разглашение чужих ошибок и грехов.

Куда жаловаться при бесчинстве в храме или монастыре?

В первую очередь настоятелю: устно или письменно. Если меры не будут приняты, то в епархиальное управление. Далее существует церковный суд.

***

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно» (Мф.7:1-4).

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» (Ин.8:3-9).

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6).
Свт. Иоанн Златоуст: «Свиньями Писание называет живущих в распутстве; собаками же называет необдуманно беснующихся против Господа».

***

Преподобный Паисий Святогорец, Письма:
«К сожалению в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь… Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.
Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.
Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).
Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в …
Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно».

профессор ПСТГУ Н.Гринев:
«Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку «внешнему», с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что глава Церкви – это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви».

равноапостольный Константин Великий (Феодорит. церк. ист. 1, II):
«Не надобно, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям против них, не стал грешить без страха».

священник Георгий Максимов (из дневника):
«Была в моей жизни такая история. Как-то раз довелось вечером беседовать с другом, и зашёл разговор о некоторых архиереях, и я весьма нелестно отзывался о них. Я считал это нормальным, поскольку говорил о том, что знал доподлинно и, как мне казалось, был в своих пересудах об архиерейских грехах движим заботой о благе Церкви. 
Той же ночью мне приснился сон. Как будто я должен лезть под купол старого храма, и поднялся уже очень высоко. И, оказавшись тут, стал карабкаться по балкам, которые были подгнившими. Если бы хоть одна обломилась, я бы погиб, но балки, хоть и подгнившие, держали хорошо. Внезапно я понял, что эти балки — и есть те самые архиереи, и в тот же момент будто кто-то вложил мне в голову мысль: «как же можешь ты осуждать их, если они тебя держат?»
При пересказе всё это, конечно, выглядит плоско, однако в самом сне всё было предельно ясно и сильно. Я ощутил ту живую связь с епископом, какую подразумевают слова св. Игнатия Богоносца о том, что «где епископ, там и кафолическая Церковь», — связь, которую я прежде воспринимал лишь умозрительно, как символ или как административное подчинение. Я ощутил то, что читал у св. Симеона о том, что епископ действует во всех таинствах, совершаемых его священниками, а значит, благодать Божия, которая поднимает меня через исповедь, обновляет и укрепляет через Евхаристию, подаётся именно через епископа. 
Да, подгнившие. Грехи есть. Но — слава Богу, держат. А когда ты висишь под куполом, только это имеет значение».

Клайв Льюис:
«Возьмем такой пример: старая дева искренне верит в Бога, но часто ворчит, а добрейший человек в Бога не верит. Откуда мы знаем, насколько больше ворчала бы старая дева, если бы она не верила, и насколько лучше был бы добряк, если бы он верил? Чтобы судить, надо знать, с каким сырьем возится Господь в каждом данном случае».

протоиерей Андрей Овчинников:
«Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Всё ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует зрение.
То, что критикуют, Церковью не является. Критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь».

протоиерей Павел Великанов:
«Наверное, именно в отношении Церкви та ситуация, которая в физике называется «эффектом наблюдателя», раскрывается в еще большей степени, чем когда мы имеем дело с материальным миром. Какими глазами вы смотрите на Церковь, то вы в ней и увидите. Более того, качеством этого вашего взгляда вы, так скажем, претворите небытие в бытие. 
Поэтому когда человек смотрит на Церковь хотя бы просто непредвзято, она открывается ему одним образом. Но когда человек пытается посмотреть на Церковь так, чтобы еще раз подтвердить свои заранее уже готовые решения и выводы, он их подтвердит. И совершенно по-другому Церковь открывается человеку, когда он понимает: если где-то и может быть святость, то только здесь».

свящ. Димитрий Дудко, из книги «На скрещеньи дорог — Христос»:
«Рассказал один молодой человек, как он пришел в православную церковь. 
— Ходил я по разным церквам. Бывал у католиков, те меня очень привечали, достали Библию, предложили сесть на скамейку… Бывал у баптистов, те носились со мной, как с родным, всё давали. Говорили: выбирай любую невесту… Зашел я в православный храм, там на меня сразу зашикали: то я стою не так, как надо, то я крещусь не так. Выгнали меня из храма. Почему, думаю, это так? Наверно, не просто? Я работаю в торговой сети, там, когда хороший товар привезут, целую драку устраивают. Значит в православной церкви что-то ценное. Рекламируют только, когда плохой товар. И так я стал православным христианином. Хоть и люди плохие, а товар хороший».

Рейтинг@Mail.ru

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская. Санкт-Петербург.