Введение
Христианство и ислам имеют много отличий. И в этой статье мы попытаемся рассмотреть их как можно подробнее. Разумеется, у нас не хватит сил охватить все отличия и наметить все точки расхождения двух религий. Такая тема – не тема небольшой статьи, а тема большой книги. Но с Божьей помощью мы попытаемся сделать то, что в наших силах. При этом отметим важные особенности нашей работы.
Во-первых, в нашей статье не будет наивных споров о том кого больше, христиан или мусульман. Для истинно верующего такие споры неприемлемы. Все аргументы к большинству (или аргументы количественные) абсурдны в религиозных дискуссиях. Ни для одной из религий мира не будет пользы, если у нее будут миллионы сторонников, не знающих основ ее вероучения. Для нас совершенно неприемлем наивный, почти детский «аргумент к цивилизации», заключающийся в том, что все жители исламских стран мгновенно записываются в истинные мусульмане, а жители Америки или Европы в христиане. Территория той или иной религии – это человеческое сердце и человеческий ум, а не ландшафт, почва и климат или государственные границы с визовыми режимами и полицией. Поэтому если Вы искренне верите, что основной аргумент в пользу Вашей религии заключается в большинстве ее сторонников, то знайте, что такая позиция неприемлема для автора этой статьи. Аргумент религии всегда аргумент духовный. Это аргумент качественный, а не количественный. Он обращен к человеческому уму и сердцу, а не к империям, странам, цивилизациям, народам и континентам.
Во-вторых, я предвижу некоторый упрек со стороны мусульман в резкости работы. Этот упрек мне приходится слышать не первый раз, когда я начинаю последовательно и настойчиво излагать самим мусульманам основы их же вероучения. Скажу прямо, что я уже давно сталкиваюсь с двумя исламами. Один ислам – это ислам Корана и сунны. Второй ислам – это ислам «народный». Еще раз скажу, что в этой статье рассматривается не народный ислам, где Бога и саму религию каждый представляет как ему больше понравится, а ислам Корана и хадисов, акыд и калама. Отсюда и кажущаяся резкость. Ни Коран, ни хадисы не допускают бесконечное количество обтекаемых и двусмысленных формул и подходов, которые часто распространены среди простых рядовых мусульман. Но таких же подходов не допускает и христианское вероучение, с его многовековым, отточенным богословием. Поэтому за кажущейся резкостью в статье скрывается не «ненависть» или «упрек», а стремление предельно точно сравнить два учения. Если же такое сравнение Вас повергнет в шок, то это свидетельствует только о том, что Вы не уделили достаточного внимания изучению своей собственной религии.
1. Джибрилизм и Божественное Откровение Святой Троицы
Христианский монотеизм изначально возник как религия пришедшая от Самого Бога. В христианском монотеизме обретается вся полнота истинного общения Бога и человека. Христианский монотеизм основан на факте явления Самого Нетварного Создателя, а не на явлении одних тварных посредников. И этот факт несомненно привлекает людей, искренне стремящихся познать Самого Бога. Но не все люди жаждут общения с Богом, не все хотят познать Создателя. Многие желают защититься от прямого общения со Своим Творцом, поставить тварные барьеры и препятствия Его познанию. Ведь Бог Совершенен, человек же грешен. Действительно, «страшно впасть в руки Бога Живого», и «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.10:31,13). Будучи Сам Свят и Всесовершенен, Господь прямо требует от человека совершенства и святости, а не одного внешнего повиновения. «Итак будьте святы, потому что Я свят», – говорит Сам Святой Бог человеку (Лев.45:11). «Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших», – учит о Нем, Всесвятом, пророк (Иис. Нав. 24^19). Он судит не только внешние действия, но и скрытые от человеческих глаз помышления и намерения сердечные, «испытывает все сердца и знает все движения мыслей» (3Цар.28:9). Он ненавидит грех не только во внешнем поведении, но и в самой человеческой душе, требует святости даже в помыслах. Он заповедует человеку любить Себя всем сердцем, всею душою и всем разумением (Мф.22:37).
Исполнение первой и наибольшей заповеди любви к Богу немыслимо вне явления человеку Самого Бога. Ведь нельзя любить всем сердцем и умом того, кого ты не познал. И Господь Всемогущий дает человеку познать Себя, обещает явиться ему в ответ на человеческий поиск. Прежде, Он Сам призывает человека взыскать Его: «расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа Бога вашего» (1Пар.22:19). Ведь именно «Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли».
В действии благодати Своей Господь снисходит и раскрывается человеку. Так случилось с пророками и с многими святыми и истинными христианами. Откровение человеку Самого Бога – основание христианского вероучения. Откровение человеку Самого Бога – источник христианского монотеизма. Вне Божественного Откровения монотеизм превращается в наивное учение человеческое, питается гипотезами и предположениями.
Первое отличие, которое важно установить между христианством и исламом, назовем джибрилизмом. Слово это произведем от слова Джибрил, что значит на арабском Гавриил. При этом не будем спешить называть христианского архангела Гавриила Джибрилом коранического текста. Сравнивая христианство и ислам, найдем, что они разные существа.
По Корану, Мухаммед не удостоен явления Бога, не имел разговора с Создавшим мир Творцом Всемогущим, не общался с Создателем вселенной. Вседержитель мира не говорил с ним лицом к лицу, не являл Себя Сам (даже в отличие от Моисея и израильтян). Вместо Бога дан Джибрил. Путь явления Джибрила, а не Самого Владыки мира назван «прямым путем». По Корану, нет более прямого пути, чем явление посланника-ангела вместо Самого Вечного, Вездесущего и Всемогущего, Безначального и Бесконечного Бога, Создавшего мир, Сотворившего человека и всех ангелов.
Читая хадисы, человек должен уразуметь тот способ, которым Мухаммед получал откровения. В хадисах прямо сказано об этом. Мухаммед не общается с Господом Всемогущим, говорит лишь с ангелом. На вопрос аль-Хариса бин Хишама Мухаммед ответил, что сами откровения приходят ему в виде тягостного для него звона колокола и говорящего ангела в образе человека 1. Ни звон колокола (быть может, означающий шум ангельских крыльев), ни ангел в образе человека, по мнению основателя ислама, не были явлением Самого Господа Всемогущего, действием Самого Творца. Это явления и действия Джибрила, который в пещере (на горе) Хира несколько раз схватывал и сжимал основателя ислама, заставляя его напрягаться до предела 2 Джибрил вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!»; будучи же укрыт восклицает: «Я испугался за себя!» 3.
Страх основателя ислама, по его свидетельству, не страх Божий, ибо не Всемогущий Господь явился ему, а страх перед сотворенным существом, сравнимым с ним самим, таким же созданием. Ведь страх Божий не страх перед насилием ангела, человека и всякого существа сотворенного, а начало премудрости, познания Самого Всемогущего Господа, ибо Один есть Премудрый, весьма страшный, Сидящий на престоле Своем, Господь (Сир.1:7). И в страхе Господнем нет недостатка, нет надобности искать при нем помощи, ибо страх Господень – как благословенный рай, услаждает сердце и наставляет на пути любви (Сир.40:12-13; 27-28).
Каковы же свойства Джибрила? Коран и хадисы так описывают его. С боевым оружием он сражается на коне в битве при Бадре 4. После битвы у рва голова его покрыта пылью, и он не снимает оружие, хотя основатель ислама уже снял 5. Он сам (или его скакун) оставляет явные, доступные для людей следы на земле (20:96, Кул. 20:96, Кр. 6). По словам Умара бин аль-Хаттаба, люди видели его как разговаривающего с ними обычного человека, отличающегося только одеждой и цветом волос, и лишь слова основателя ислама позволили узнать в нем ангела 7. Со слов Усамы бин Зайда, женщина (Умм Салама) воспринимает Джибрила как обычного человека, видя в нем Дихйа бин Халифа аль-Кальби, товарища основателя ислама 8.
Только через Джибрила, а не прямо, через Самого Всемогущего Господа приходят основателю ислама аяты. Джибрил, а не Сам Всеведущий Господь, низводит Коран Мухаммеду. Джибрил, а не Сам Всеведущий Господь, читает вместе с ним Коран и учит пониманию. Один ангел Джибрил, а не непосредственно и прямо Создавший всю вселенную и ангелов Бог, учит последователей Мухаммеда религии, что отражено в его словах: «Поистине, это – Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!» 9.
Джибрил повелевает ангелами и ангелы подчиняются ему. Его близость к Аллаху превосходит близость всех существ. Если Аллах испытывает любовь к человеку, то вначале обращается к Джибрилу с просьбой полюбить человека 10. Когда же Джибрил полюбит человека, то уже он обращается ко всем обитателям небес с призывом любить человека, а его обращение склоняет к человеку небесный и земной мир. Со слов Абдуллаха бин Масуда, Мухаммед видел Джибрила, который имел 600 крыльев 11, что явно превосходит число крыльев простых ангелов. Весь духовный путь Мухаммеда точно подытожила Аиша: «Великую ошибку совершает тот, кто утверждает, будто Мухаммед видел своего Господа, но он видел Джибрила в его истинном образе и обличье, и он закрывал собой весь горизонт» 12. Но самое важное, что Мухаммед видит Джибрила, который восседает на троне, восседает на троне между небом и землей 13, хотя восседание на троне свойственно уже не ангелу, вестнику сотворенному, а Создавшему мир и ангелов Богу.
Возведение Джибрила на трон, провозглашение его единственным и неповторимым носителем откровения, ниспослать которое Всемогущий, Вездесущий и Всесильный Бог не в силах Сам, позволяет назвать ислам религией Джибрила, джибрилизмом. Но джибрилизм нарушает истинный Таухид, подрывает учение о Едином Вездесущем и Всемогущем Господе. Истинный Таухид есть ведь Таухид Самого Господа, а не существ тварных: «Ты, Господи, Един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6). Созданные Единым Всемогущим Богом небесные ангельские воинства такие же творения как и мы, они поклоняются Богу! Неужели они могут знать Его лучше Него Самого?
Познать Нетварного Бога Единого сможем мы если Он, Всемогущий и Вездесущий, откроется нам созданиям Своим Сам. Основанием знания о Боге Едином не могут служить знания одного сотворенного существа, ангела. Основанием знания о Боге Едином может быть лишь Откровение Самого Бога Единого, в котором Всемогущий и Вездесущий Господь Сам являет Себя людям, нисходит к ним. Истинное Вахй, Божественное Откровение есть Откровение Самого Господа.
Издревле Господь обращался и говорил пророкам Своим Сам, Сам являлся Своим праведникам. Если же и были ангелы сотворенные в качестве слуг-помощников, то разве могли они заменить действие Божественное, могли встать на место Самого Всемогущего Бога, обращающегося к человеку?
Все пророки пророчествовали не через ангелов, хотя многие сотворенные святые ангелы, как и сотворенные святые люди, по воли Всемогущего оказывали содействие им в служении пророческом. Все пророки пророчествовали по действию Самого Господа, по Его действию Свыше. Они пророчествовали от Самого Всемогущего и Вездесущего Бога, возвещали истину Самим Духом Божьим, будучи наставляемы Духом Господним Святым.
Господь несравним с созданиями Своими, Он безмерно превосходит их. «Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете, но и затем Он будет превосходнее», – говорит Писание (Сир.43:32). Он не является чем-либо из этого мира. Господь Всемогущий не есть вещественное тело и плоть, но Дух Чистейший, Всесвятой и Всеправедный, Всесовершенный. Он – Невещественный Творец вещества. Все в мире ограничено, имеет предел, вещественно, тварно. Только Он Нетварный есть Дух Неограниченный, Беспредельный и Вездесущий. Все вещественное имеет предел, а Он – Дух Беспредельный. Все вещественное ограничено, а Он – Дух не ограниченный ничем и никем из созданий. Все вещественное имеет место свое, а Он же – Дух Вездесущий, нигде не вмещаясь, везде пребывает.
О Божественном Духе прекрасно сказал Соломон: «Нетленный Твой Дух во всем пребывает», «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем.1:7). Его воспел Давид: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс.138). О Нем возвышенно говорит Елиуй: «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:3-4).
Может ли человек знать о Боге без Него Самого, может ли он пророчествовать без Духа Божьего? Может ли ангел созданный, тварный заменить Дух Вечный Несозданый Божий? Но кто из творений совершенно познал Бога? «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его?» (Ис.40:12-14). Может быть это ангел сотворенный? Но ангел сотворенный знает о Боге только от Божественного Духа, как и человек, а не своим умом познает Несотворенного Создателя. Никто из созданий не познает Бога без действия Его Святого Духа. «Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, – говорит о человеке Соломон. – Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Духа Твоего?» (Прем.9:16,17).
Если воли человека никто не знает кроме самого человека, то тем более воли Бога никто не знает, кроме Самого Духа Божьего и тех, кому Он хочет открыть. Так неужели ангел тварный заменит Единого Вечного Бога?
Господь не ангел, ибо ангел есть существо тварное, ограниченное, имеющее образ и вид. Истинно сказал о Себе Сам Бог: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?». «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, – восклицает пророк, – Кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени» (Ис.40:25,26). Называющий ангелов по имени отличен от них, существ сотворенных. Если ангела назовем бестелесным, тела лишенным, то только в сравнении с телом человеческим, грубым. Но в сравнении с Господом Всемогущим, Который Несравним ни с кем из созданий Своих, ангел имеет тело, вещественен, наделен обликом и видом. Ангел, как и душа человеческая, не Дух Всесвятой, Совершенный, Беспредельный и Вездесущий. Ангел, как и душа человеческая, дух несовершенный, ограниченный, тварный. Называем же «духом» ангела или душу человеческую условно, ибо созданы они по образу Всемогущего Совершенного Духа. Будучи образом Его, они не во всем с Ним совпадают, а лишь слабо являют непостижимое Его Совершенство.
Бог есть Дух Вездесущий, власть Его на всяком месте. Так неужели нет этой власти в душе человеческой, в человеческом сердце? Он, Вездесущий не ограничен ничем, может действовать как пожелает. В сердца человеческие Он проникает совершенно свободно, не имея пределов и преград Своим наставляющим действиям.
Духом Божьим, а не своими силами пророчествовали пророки. Духом Божьим пророчествовал Моисей. «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых. Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них». И свершил Моисей повеление Господне, и Господь «взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ.11:17-25). И возревновал Моисей о всем народе и сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ.11:29). Духом Божьим пророчествовал царь Давид, сказав: «Дух Господень говорит во мне, и Слово Его на языке у меня» (2Цар.23:2). О Гофонииле сказано: «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля». Говорит Писание: «И Дух Господень объял Гедеона»; «И был на Иеффае Дух Господень»; «почивал Дух Господень на Давиде»; «сошел Дух Божий на Саула, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме»; «Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать»; «Тогда на Иозиила, сына Захарии, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания». И таких мест в Писании множество.
Пророк Неемия говорит: «Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим через пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов» (Неем.9:30).
«Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа», – пророчествует Захария, к которому также обратился Бог (Зах.7:11,12). «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его», – говорит пророк Михей (Мих.3:8). Так говорит пророк Иезекииль: «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь…» (Иез.11:5). И еще свидетельствует, что видел видения не своими силами, но Духом Божьим (Иез.11:24).
Как же Дух Всесвятой, Вездесущий и Всесовершенный обращался к пророкам? Но неужели Дух Всесвятой, Вездесущий и Всесовершенный есть дух бессловесный? Нет! Он имеет совершенно духовное Слово неподобное человеческой и ангельской речи.
Слово Божье Всесвято, Всеправедно и Всесовершенно. Им, Всемогущим Словом Своим, Господь утвердил все мирозданье. «Слово Мое, Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я посылаю Его» (Ис.55:11). О Слове Бога сказал Давид: «Словом Господа сотворены небеса» (Пс.32:6). «Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело, вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным», – говорит о творении мира Словом Божьим Ездра (3Ездр.6:43,44). Как поэтично и вместе с тем страшно описано Соломоном Слово Всемогущего Бога при наказании Египта! «Ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли Всемогущее Слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью» (Прем.18:14). Неужели же Слово Его преходяще, невечно? Слово Создателя не может быть преходяще, но в веках, нерушимо. Не изменит Слово Его ничего из тварного мира. Слово Его есть Слово Вечного Бога и всегда в Нем пребывает.
Обращаясь к пророку Бог обращается со Своим повеленьем. Так неужели Господь Всемогущий Разума не имеет? Но мысль таковая было бы тяжким богохульством, ибо Божественный Разум продумал весь план мирозданья. Как мы видим весь мир разумно, прекрасно устроен. Всюду находим печать Ума Бесконечного Бога. Разум Его Всеведущ, знает будущее, настоящее и прошедшее, Высочайше Премудр, Он, Творец и Источник всех разумов тварных.
О Божественном Разуме сказано в Писании: «Велик Господь наш и велика крепость Его, и Разум Его неизмерим» (Пс.146:5). Он Разумом Своим распростер небеса и основал землю (Иер.10:12,13. Притчи 3:19).
Вечный Божественный Разум от века порождает Божественное Слово. Да не испугает читающего глагол «рождает», ибо речь идет совсем не о телесном рождении, а об акте духовном. Ум человеческий, будучи образом Ума Божественного, тоже непрестанно рождает в себе внутреннее слово (мысль). Без внутреннего слова (мысли) ум человеческий не существует. Так и Божественный Ум, наш Первообраз, не остается без Слова, но постоянно его порождает. Но чтоб простецам было понятно Бог применяет сравненье. Свой Ум называет Он Отцом, а Слово Сыном. Потому говорим мы Отец в вечности Сына рождает. Учение о Едином Боге немыслимо без учения о Божественном Духе, Божественном Уме и Божественном Слове. Это учение и названо учением о Святой Троице.
Учение о Пресвятой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Святой Троице величайший христианский учитель св. Григорий Богослов 14. Слово на греческом значит Логос, потому и Слово Божье Логосом названо. «Высокий Логос Ума, следуя Великому Уму основал мир, который до того не существовал. Он сказал – и совершилось все, что Он хотел», – учит св. Григорий 15. «Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет. Тобою все живет», – воспевает он Вечного и Бесконечного Бога 16.
Св. Максим Исповедник так говорит о Пресвятой Троице: «Если Слово предшествует творению сущих, то не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним» 17. Если Божественный Ум от века Божественное Слово рождает, то Дух в вечности от Божественного Ума исходит. Это учение и названо учением о рождении Слова и исхождении (извождении) Святого Духа. Так говорит о Боге св. Иоанн Дамаскин: «Он – Ум, Бездна разума, Родитель Слова и через Слово Изводитель Духа, Который Его открывает» 18. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице», – говорит св. Григорий Синаит 19. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский 20.
Читая Коран, находим, что учение о Святой Троице там подлежит искажению. Мухаммед не знал христианского учения и приписал христианству свои представления. Он наивно полагал, что Троица – это Мария, Иисус и Аллах, или, что также грубо, Троица, где Аллах есть третий из трех. Такое учение есть прямое искажение христианства, ибо христиане никогда не учили об этом.
Христианское учение о Святой Троице – священный меч монотеизма, ибо им ниспровергается все языческое заблуждение. Воистину, христианам не надо было вести джихад, ибо их джихад – учение о Пресвятой Троице, которое как меч обоюдоострый поражает заблуждения язычников, рассекает их учения явные и тайные, и они становятся безответны перед Богом Всемогущим.
Бог един и имеет три Ипостаси. Если отнимем хоть Одну из Них, то станем язычниками.
Если скажем, что Господь не есть Ум (Отец), то припишем Богу безумие, будем считать Его неразумной силой. Но сам таковой человек есть безумец. Он приравнивается к грубейшим язычникам, приписывая Богу качества не имеющей разума безличной природы, животных и растений, вещей. Отрицающий Вечный Ум Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись идолам, лишенным разума.
Если скажем, что Господь не есть Слово (Сын), то также впадем в страшное богохульство, уподобимся грубейшим язычникам, поскольку низведем Бога до бессловесных животных и всей тварной природы. Так представляли Бога грубейшие политеисты, приписывая ему качества бессловесной природы – животных и растений, вещей. Отрицающий Вечное Слово Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись бессловесным идолам, истуканам.
Если скажем, что Господь не есть Дух Чистейший и Невещественный, то будем думать, что Он состоит из вещества, есть часть тварного мира. Так представляли Бога все язычники, наделяя Создателя мира вещественными, телесными атрибутами. Все языческие боги были телоподобны, имели руки, ноги, телесность. Отрицающий Вечный Дух Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись материальным идолам.
Всякое отрицание Пресвятой Троицы есть заблуждение, неверие. Всякое отрицание Пресвятой Троицы ведет к язычеству, антропоморфизму. Истинно Авраам был благочестивым, ханифом. Истинно Авраам был ханифом Святой Троицы, Которая ему, благочестивому, и явилась Сама, о чем ясно книга Бытия повествует.
Завершая разбор мусульманского джибрилизма, напомним, что на языке арабском есть слово ширк, означающее многобожие, неверие. Оно восходит к слову «шарик», что значит товарищ. Грехом же считается придание Господу равных. Придание же Джибрила Аллаху как царя откровений есть нарушение монотеизма. Такое придание есть нарушение Таухида в господстве. Ведь ангел есть только раб Всевышнего Бога, дух сотворенный. Если же раб восседает на троне и дает откровение, то это изменяет сам принцип таухид ар-рубубийа. Ведь истинный монотеизм есть Таухид в управлении, владении. Господь как Царь, всей вселенной владеет и нет Ему равных. Значит и в откровении остается Он Господином. Сам человеку Он Могущественный может и должен являться. Если же нет, то нарушается справедливость, тварь за Творца говорить и ручаться не может.
В Книге пророка Даниила находим упоминанье об ангеле Гаврииле. Но это упоминанье разнится с исламом. Здесь ангел толкует лишь данное Богом пророку Откровение, а имя ангела лишь дважды встречаем. Но наряду с ангелом тварным, пророк Даниил ведет беседы и с почившими праведниками святыми (напр. Дан.8:13-15) Они также ему помогают уразуметь Откровение Всемогущего Бога. Явление же Бога пророку в видении, как и все откровения от Бога, ангел или святые заменить не в состоянии. Если же ангел становится на место Бога, садится на трон, начинает учить человека, то принять учение его невозможно, ибо престол Творца он восхитил. Таким ангелом может быть и ангел падший, выдающий себя за ангела света, о чем нам сказали апостолы: «Потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.14:15).
2. Антропоморфизм и учение о Боге как Духовном Существе
Второе отличие от христианского монотеизма находим в антропоморфизме или уподоблении. Отметим, что христианин на антропоморфизм будет смотреть по другому, иначе. С точки зрения строгого и последовательного христианского монотеизма, ислам две формы антропоморфизма содержит:
- антропоморфизм как придание Богу атрибутов тела.
- антропоморфизм как придание Богу атрибутов книги (Корана), ведь книга – плод рук и дел человеческих.
Для первого вида антропоморфизма приведем несколько хадисов. Например, со слов Абу Саида аль-Худри передают, что основатель ислама сказал: «Господь наш обнажит Свою голень, и склонятся в земном поклоне перед Ним все верующие мужчины и женщины» 21. Со слов Абу Хурайры передают, что основатель ислама сказал о молитве: «Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!” 22». Со слов Абу Хурайры передают, что основатель ислама сказал о сотворении мира: «Когда Аллах создал всё сущее, Он сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на Троне предписав Себе (следующее): «Поистине, милосердие Моё будет преобладать над гневом Моим»» 23. Например в Коране сказано: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием. Аллах знает также их [земное] местопребывание и [конечное] пристанище. И все это [записано] в ясном Писании. Он – Тот, Кто создал, пока Его трон покоился на воде, небеса и землю за шесть дней» (11. Худ, 8-9. Осм.).
Антропоморфных хадисов, как и коранических аятов, множество. Ислам очень сильно выиграл бы в глазах христианства, если признал их аллегорическое и символическое толкование. Однако ислам не пошел и не мог пойти по этому пути, из-за чего до нынешнего времени различные исламские богословские направления продолжают обвинять друг друга в антропоморфизме, такое обвинение (как и оправдания) становится своеобразной «нормой» исламского богословия.
Становление ислама тесно связано с антропоморфизмом. Ислам – это попытка очистить антропоморфный культ Аллаха от языческих «сотоварищей», богов иных. В доисламской Аравии существовала вера в Аллаха, он был верховным богом языческого пантеона. Мекканцы считали, что у Аллаха были три дочери – ал-Лат, ал-Узза и Манат. Это очень точно разъяснил сам основатель ислама. Когда он подвергся влиянию политеистов, то всего лишь приписал Аллаху сотоварищей в лице ангелов-посредников в виде ал-Лат, ал-Уззы и Манат 24. Но, очищенный от дочерей, культ Аллаха остался по сути антропоморфным. В нем не было самого главного, что необходимо Строгому и Истинному Таухиду. В нем не было учения о совершенной духовности Бога, представлений о Боге как Духе. Таких представлений в исламе нет и до сих пор.
В Коране есть один единственный аят, который пытается объяснить, что такое дух. Но смысл этого аята в том, что он называет дух тварным и ничего не разъясняет: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного» (17: 87. Кр.). Этот текст ведет в исламе к прямому ангело-поклонничеству. В согласии с ним, ислам вводит учение о творении человеческих душ (а затем и тел) ангелами. В хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух» 25. Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями» 26. Здесь ангел, вопреки монотеистическим представлениям о Боге как Всемогущем Творце живых существ, уже творит и человеческое тело. Это уже прямое нарушение учения о Боге как Творце мира!
Появление ислама сразу же вызвало к жизни самый страшный антропоморфизм. Ранние антропоморфисты («ал-мушаббиха» – уподабливающие) прямо уподобляли сущность Аллаха и его атрибуты («сыфаты») сотворенному. Ими были не некие «еретики-отщепенцы», а мусульмане традиционалисты, принадлежащие к самой умме. Например, последователи Хишаама ибн ал-Хакама учили, что Бог имеет тело («джисм»), характеризующееся не только длиной и шириной, но даже цветом, вкусом и запахом, размер же Аллаха равен 7 пядям. Последователи Юнуса ибн Абдур-Рахмана ал-Кулями считали, что Аллах переносится на троне ангелами, подобно тому как гуся несут лапки его ног, хотя гусь массивней своих лап. Следуя Хишааму ибн Салиму ал-Джаваалиики, верхняя часть тела Аллаха полая, а нижняя плотная, волосы же его черны. По мнению Дауда аль-Джавариби, Аллах есть тело, плоть и кровь, у него есть органы: рука, нога, голова, язык, два глаза, два уха. Последователи Мухаммеда ибн Каррама спорили о том, какой именно части трона касается Аллах и сколько места на нем занимает. Последователи Зурары ибн Аааяна утверждали созданность части атрибутов Аллаха во времени. Мудар аль-Асади, Кахмас ат-Тамими и Ахмад аль-Худжейми допускали прикосновение к Аллаху, рукопожатие с Аллахом, объятие с Аллахом. И таких примеров множество.
Антропоморфизм не мог не вызвать ответную реакцию. Но эта реакция также была обречена на неудачу, поскольку ислам не знал учения о Боге как совершенно духовном Существе, лишенном вещества, субстрата. Рационалистическое движение мутазилитов требовало радикально отказаться от ташбиха, уподобления. Радикальный же отказ мог получиться только при признании Бога Духом, Совершенно Духовным Словом и Совершенно Духовным Умом. Если же не признавать христианскую Троицу, то пантеизм неизбежен.
Вначале мутазилиты различали истинные и иносказательные атрибуты. Затем они пришли к одному атрибуту – знанию. Но, устраняя атрибуты, они потеряли Сам Субъект атрибутов, Бога, ибо кроме имен и атрибутов ислам не имеет никакого учения о Творце. Если знание Бога, по словам мутазилита Абу Худайлы ал-Аллафа, есть Бог, то, следовательно, воля Бога уже есть мир, а значит мир извечен. Разработанное мутазилитами учение о творении мира тоже содержало пантеизм, ибо фактически отрицало творение мира из небытия. Так, исламское богословие стало перед выбором – открытый антропоморфизм или пантеизм.
Оба пути, ранних антропоморфистов и мутазилитов, вели к отказу от монотеизма. Тогда исламское богословие сделало иной шаг, который, возможно, не имеет аналогов в мировой теологической мысли. Этот шаг выразился в ограничении самого человеческого мышления об антропоморфных атрибутах, хадисах и аятах, в запрете всякого размышления и истолкования. Этот подход требует буквального понимания антропоморфизмов (понимать текст буквально, «не задавая вопроса «как» – би-ла кайфа), но запрещает их толковать аллегорически и рационально, представлять их и вообще размышлять о них. С точки зрения христианина, такой подход есть поздний (в противовес раннему) антропоморфизм, то есть антропоморфизм более зрелый, узаконенный. С точки зрения христианина, такой подход совсем не преодоление антропоморфизма.
Вот как формулирует подход би-ла кайфа в своей акыде Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал: «Хадисы должны просто приниматься на веру без вопросов «почему» или «как»… Если, не зная толкования хадиса, человек уразумеет его, то это будет достаточным и правильным, и он должен веровать в этот хадис и принимать его целиком и полностью. … Даже если хадисы эти вызовут неприязнь услышавшего их человека, он все равно должен верить в них, не выбрасывая из них ни единой буквы». При этом сказано, что не следует «изучать искусство спора – диалектику». Даже вопрос о принадлежности к суннизму решается на основании отрицания диалектики, поскольку «предосудительно и запрещено обсуждать вопросы, касающиеся предопределения, лицезрения и Корана, а также иных преданий сунны» 27.
Чтобы понять как принцип понимания «без вопросов «почему» или «как»» выглядит на практике приведем текст из словаря арабских и теологических терминов: «Имена и качества всевышнего Аллаха необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах, не отказываясь от их истинного значения, не истолковывая их вопреки их истинному значению, не уподобляя их именам и качествам творений и не придавая им материальную форму.
Например, всевышний Аллах сказал: «Милостивый вознесся на трон» (20:5). А Пророк Мухаммад поведал о том, что Аллах спускается на первое небо во время последней трети ночи, а также в день, когда паломники собираются в долине Арафат. Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах вознесся на Трон и спускается на первое небо, и не имеют права истолковывать коранические аяты и достоверный хадисы вопреки их истинному значению, сравнивать вознесение и нисхождение Аллаха с движениями Его творений, спрашивать о том, как Аллах это делает, или представлять себе это.
Всевышний Аллах также сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворили своими обеими руками?» (38:75). Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах обладает двумя руками, но не имеют права сравнивать божественные руки с руками Его творений или представлять их себе. Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, Он – слышащий, видящий» (42:11) 28.
Так! Несмотря на то, что Аллах обладает двумя руками, его божественные руки нематериальны, хотя это именно божественные руки, ведь истинное значение текста «руки». Несмотря на то, что Аллах спускается на первое небо, это не движение творений, хотя Аллах именно спускается на первое небо, ведь истинное значение текста «спускается». Аллах не подобен ничему из творений, но Аллах имеет руки и спускается, хотя делает это не так, как творения, то есть так, как и представить творениям нельзя. Но если это и представить творениям нельзя, то возникают два серьезные замечания.
Во-первых, в самом тексте (аяты, хадисы) должна быть оговорка, что это представить нельзя, это выше воображения, выше действий творений. Но даже в самих текстах (аяты, хадисы) нет никаких оговорок, их толкование с такими оговорками – это явное нововведение, бида, изобретено впоследствии.
Во-вторых, ели же бы такие оговорки и были, то они только ухудшат ситуацию с пониманием. Тогда надо обязательно верить в «неподобные творениям руки» и «несравнимое с творениями спускание». Здесь получается замкнутый круг, из которого уже нет выхода. Мы должны верить в «несозданные руки», именно руки. Мы должны верить в «несозданное спускание», именно спускание, а дальше в глаза, уши, ноги…
Но может быть такое учение случайно, может быть оно не вытекает из сути ислама? И вот пред взором строгого монотеиста предстает более странное учение, учение об атрибутах.
Воистину, да простят меня все верующие мира, это учение есть кошмарный сон строгого монотеиста! Ведь, следуя исламу, атрибуты Аллаха изначальны и вечны и неповторимы, от недостатков свободны. Но как же тяжело развитому, образованному мусульманину читать о таких атрибутах! Сколько усилий надо прилагать, чтобы хоть как-то защитить это знание!
Обычно выделяют четырнадцать атрибутов. Среди них находим «атрибуты самости» или атрибуты сущности (сыфат-и затиййа). К ним отнесены существование, безначальность, вечность, единственность, неподражаемость, самодостаточность (постоянство). Затем находим атрибуты проявления или доказательствам сущности (сыфат-и субутиййа – «утвержденностные атрибуты»). К ним относятся атрибуты жизни, знания, слуха, зрения, воли, мощи, слова и способности создавать.
Атрибуты зрения и слуха, как правило, поясняются следующим образом. Зрение и слух Аллаха не таковы как зрение и слух творений, ибо Аллах может видеть в самую тёмную ночь чёрного паука, взбирающегося на чёрный камень и слышать его шаги. Творения Аллаха, в том числе и люди, слышат не все звуки, они не слышат далекие или слишком тихие звуки. Одни звуки (более сильные) не дают им слышать другие (более слабые), одни творения слышат хорошо, другие хуже. Аллах же не имеет этих недостатков. Он одинаково, в совершенстве слышит все звуки.
Введение атрибутов слушания и зрения есть дискредитация монотеизма. Такие атрибуты свидетельствуют, что религия не обладает истинным монотеистическим знанием!
Атрибуты слуха и зрения, как бы мы их не понимали, сами по себе не могут быть вечными, нетварными, лишенными недостатков. Атрибуты слуха и зрения – атрибуты вещественного мира, ангельского или человеческого. Сравнения же с пауком прямо свидетельствует против их несозданности. Сотни зверей в этом мире могут разглядеть паука ночью даже на самом темном камне! Данные сравнительной офтальмологии говорят о том, что, в отличие от человека, который видит лучше при более ярком освещении, уже для собак нет никакой зависимости от яркости или затененности! Ночное видение кошки превосходит ночное видение собаки. Ее глаз способен видеть, когда уровень освещения в шесть раз ниже лимита человеческого глаза. Но сова и летучая мышь видят еще сильнее. Их ночное видение намного превосходит человеческое и они ночью ловят насекомых. Причем, зрение летучей мыши совсем не такое как зрение у животных и человека! Летучая мышь видит не оптически, глазами, а с помощью ультразвуковой локации, что позволяет ей заметить ночью самое мельчайшее насекомое. К тому же и сам человек может наблюдать паука в темную ночь на темном камне с помощью прибора ночного видения, а с помощью иных приборов может уже видеть и слышать, что происходит за кирпичными стенами. Что же касается слуха, то верхний предел человеческого слуха равен 20 000 Гц, обычной мыши 90 000 Гц, летучей мыши 120 000 Гц.
Итак, атрибуты слышания и видения не просто антропоморфны, но и зооморфны, подобны животным. И никакие ссылки на их «непохожесть», «несравнимость» не могут это отменить. Атрибуты слуха и зрения прямо противоречат монотеизму. Если мы скажем, что Аллах совершенно слышит все звуки, а создания нет, то это будет говорить только о том, что у него совершенный слух. Ведь слышит он все равно звуки, которые суть упругие волны, распространяющиеся в телах вещественных и тварных. Но тогда надо сказать, что и обоняние у него также совершенно, его нюх и чутье превосходят нюх и чутье всего сотворенного мира, ибо он ощущает все запахи, а творения нет. Такой подход не чистый монотеизм, а антропоморфизм и зооморфизм.
Но может быть христиане развивают схожее учение?
Христианский монотеизм более древний. Он учит совсем по другому. Для сравнения откроем книгу о догматическом богословии православного ученого архиепископа Макария. Какие же Божественные атрибуты он выделяет? Их также четырнадцать. Среди них находим Беспредельность, Самобытность, Независимость, Неизмеримость и Вездеприсутствие, Вечность, Неизменяемость, Всемогущество, Всеведение, Высочайшую премудрость, Высочайшую свобода, Совершеннейшую святость, Бесконечную благость, Бесконечное правосудие. Почему же здесь нет слуха и зрения?
Это очень подробно разъясняет сам автор. Говоря о Боге, он говорит, что речь идет не о веществе и теле, а о Духе. Все атрибуты Божественной сущности свидетельствуют о ее совершенной духовности. Например, Беспредельность. «Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», – учит Макарий 29. Например, Неизмеримость и Вездеприсутствие. «Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он, как Дух Чистейший и притом Беспредельный во всех отношениях, не подлежит в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a Вездеприсутствие – в том, что, наполняя собою все, Он естественно находится во всяком месте», – учит Макарий 30. Все атрибуты Бога совершенно духовны, ибо совершенно духовен Сам Бог! Все атрибуты Бога принадлежат Божественному Духу, Божественному Уму и Божественному Слову.
Если же архиепископ Макарий говорит о Всеведении, то он прямо говорит, что Бог знает все без пособий чувств, которые передают нам впечатления от предметов, без посредства воображения, представляющего нам образы предметов, без посредства памяти, сохраняющей и оживляющей для нас прежние образы. Более того, как последовательный монотеист он учит, что Господь знает все и без человеческого рассудка, который вначале вникает в предмет, а затем уже делает выводы. Всецело духовному Уму Божьему не нужно постигать тварный предмет, Он знает Его непосредственно, ибо идеи (планы, замыслы) всех тварных существ содержатся в Его Вечном Уме Всеведущем.
Здесь нам скажут, что в Библии также встречаются антропоморфизмы. Да, они встречаются, ибо ими передается отношение Бога к человеку. Однако, в отличие от ислама, Церковь всегда настаивала на символическом, а не наивном, буквальном, антропоморфном понимании таких мест Священного Писания, ибо в том же Священном Писании содержалось строгое монотеистическое учение о совершенной духовности Бога. Издревле христианство учило, что часть знания о Своем Духовном Бытии Бог передал «посредством образов, типов и символов, нам сообразных», чтобы людям было легче постичь живое отношение к ним Божества 31. Но в своем учении Церковь всегда категорически утверждала, что это знание было лишь приспособлено к человеческой немощи, чтобы человек лучше понял Божественные действия, а не отражало Бога как Он есть!
Это учение Христианство пронесло сквозь тысячелетия, утвердив его в проклятии всех, кто верит, что Бог не есть Дух! 32. А утверждения о том, что Бог духовен почему-то невозможно обнаружить ни в одной мусульманской акыде! Ссылки же на бестелесность Бога сами по себе ничего не говорят, поскольку в нашем мире присутствуют не только грубые вещественные, но и тонкие вещественные явления (даже не тела, например, волны), не воспринимаемые человеческими органами чувств. Даже язычники не верили в грубое тело своих богов, но приписывали Зевсу, Афродите тонкую телесную сущность. В этом смысле становится вообще неясным в какого именно Бога верят мусульмане. Христианские же Символы Веры всегда, сквозь века, провозглашали Бога Единым Духовным Существом.
Теперь скажем о книге. Следуя исламу, необходимо верить в несотворенность Корана. Подчеркнем, что на какие бы уловки не пускался в данном вопросе образованный мусульманин, он все равно останется перед грубым антропоморфным утверждением – Коран вечен. Это объясняется очень просто. В исламе нет учения о Божественном Слове как Боге, Особой Божественной Ипостаси. Ведь если признать Божественное Слово Самим Богом, то любой священный текст может быть только тварным. Даже если его изначальные смыслы божественны, нетварны, то они остаются в Самом Боге, а не превращаются в тварную книгу. Ведь смыслы есть мысли («смыслы» означают «мысли», «мышление») чьего-то ума. Для сравнения, человеческие мысли есть внутренние слова человеческого ума, которые он сам себе произносит. Человек может выразить свое мышление (внутреннее слово) в книге, но его мышление всегда останется при нем, а не станет от этого книгой. Если другой человек захочет в совершенстве уразуметь мысли автора книги, то одной книги уже недостаточно, надо обратиться к самому автору. Если же он умер, то дать точную интерпретацию смыслов книги уже невозможно. Поэтому существуют целые науки о понимании текстов (например, герменевтика). Чтобы точно уразуметь содержание книги, надо иметь ее автора рядом, чтобы он тебе лично объяснял ее смысл.
Но Бог не умирает, Он Вечно Живой, поэтому для разъяснения Библии надо обращаться к Нему Самому. Божественная Мысль – Мысль Вечного Божественного Ума, Его Нетварная Речь, Несозданное Слово. Несозданная Речь Бога и есть Сам Бог, а значит тварный текст остается тварным текстом, а Нетварный Бог остается Нетварным Богом. Поэтому Библия христиан тварна, хотя и дана по вдохновению свыше от Нетварного Божественного Слова. Чтобы понять Священное Писание христиан необходимо Божественное действие Святого Духа, просвещение Свыше от Самого Бога. Без Божественного просвещения одни человеческие усилия в чтении недостаточны. Много атеистов читало Священное Писание, но не они не смогли уразуметь, ибо одного человеческого ума здесь мало. Итак, недостаточно просто читать Библию, но надо просить у Бога даровать вразумляющую Божественную благодать Святого Духа на ее понимание. Только через действие Божественной благодати человек уразумеет Писание, и только через действие Божественной благодати может стать христианином.
Это и есть истинный монотеизм. В противном случае надо верить в мусульманскую «Мать книги», то есть придавать Богу сотоварищей. Такая вера – не монотеистическая. Она широко распространена, например, в индуизме, где Веды существуют вечно. Поэтому тезис многих мусульманских акыд «Коран – несотворенная речь Божья» есть положение языческого миропонимания, а не монотеистического миросозерцанья. Последовательный и строгий монотеист всегда способен отделить тварную книгу от Вечного Нетварного Бога.
3. Учение о тварном ходатае и учение о Воплотившемся Нетварном Слове
Помимо антропоморфизма ислам и христианство отличают представления о ходатае. Это учение о посреднике и печати пророков. Мусульманское учение здесь также входит в категорическое противоречие с монотеизмом. Рассмотрим его подробнее.
Акыда ат-тахавийя (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави) утверждает: «Любое притязание на пророчество после него (Мухаммеда) – ложь и обман» (§31). Но эта же акыда почему-то учит, что Бог есть Бог Живой и никогда не умрет, вечно в действии и никогда не спит (§10). Давайте вдумаемся в эти положения.
Если Бог есть истинно Вечно Живой Бог, то остается неясным почему после простого смертного человека любое пророчество прекращено и объявлено ложью и обманом. Возможны два ответа:
- этот пророк не простой смертный, а Сам Бог, ибо только Сам Бог может остановить пророчества и стать Завершением, Концом всех пророчеств.
- этот человек простой смертный, но он обладает магической силой, способной остановить Вечно Живого Бога, заставить Его «замолчать».
Первый ответ отрицают сами мусульмане, указывая, что Мухаммед не Бог. Второй ответ противоречит монотеизму, ибо в согласии с той же акыдой «нет ничего, что может превозмочь Его» (§3). Однако мусульмане становятся именно на второй путь, нарушая монотеизм.
Напомним, что основателю ислама не было Откровения от Самого Бога. Это его искреннее убеждение и убеждение его сподвижников. Даже Моисей, по вероучению ислама, разговаривал с Богом лицом к лицу. Однако не Моисей, а Мухаммед объявлен предстателем за все человечество. Вера в ходатайство Мухаммеда за верующих в Судный день – незыблемая часть ислама. Странно, но именно по ходатайству Мухаммеда люди попадут в рай. Здесь кроется серьезное противоречие. Мухаммед – человек простой, смертный. Как бы мы не прославляли Мухаммеда, но он всего лишь человек, от других людей не отличный. Он всего лишь такая же тварная сущность, как и все люди. Как же он может встать между Богом и человеком?
Бог же есть Властелин Судного дня. И вот Нетварный Властелин Судного дня делит Свою Нетварную власть с простым смертным, который даже не достоин общения с Ним. Такое разделение власти есть нарушение Единобожия, противоречит монотеизму. Получается, что Бог имеет очередного смертного сотоварища.
Пытаясь обосновать избранность Мухаммеда, мусульмане начинают величать его «лучшим из людей» и «самым благородным» из посланников. Но сколько бы простой тварный человек не был «лучшим» и «благородным», пред Единым Всемогущим Создателем равны все смертные люди. Такое превознесение есть простое человеко-поклонничество. Но может быть христиане тоже рассчитывают на ходатайство простого смертного?
Вот как христианский святой Иоанн Богослов описывает видение Ходатая и Предстателя за людей:
…глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр. 1).
Христиане верят в Ходатая, Который говорит о Себе: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 22.). Христианский Ходатай бесконечно выше простого человека. Христианский Ходатай есть Совершенный Бог и вместе с тем совершенный человек. Христианский Ходатай – Богочеловек Иисус Христос.
На такого Ходатая и Предстателя нам указывает сам Коран. В самой книге мусульман мы обнаруживаем Пророка, Который отличается от всех пророков и всех людей. Если Моисей выше Мухаммеда тем, что общался с Богом, то этот Пророк бесконечно превосходит самого Моисея. Этот Пророк настолько велик, что назван Словом Божьим, Мессией и даже Духом Божьим (33). Такие эпитеты не прилагаются ни к Моисею, ни к Мухаммеду. Об этом Пророке пишется, что Он родился чудесным образом, непорочно, а также говориться, что Он живым вознесся на небо. Так может это не просто пророк?
Если бы ислам был строгим монотеизмом, то он признал, что Печатью пророков может быть только Сам Всемогущий Бог. Завершением пророчества, Посредником и Ходатаем может стать только Само Нетварное Слово Божье, а не простые смертные люди. Этому твердо и последовательно, сквозь тысячелетия, учит христианство. Завершением пророчества, Посредником и Ходатаем в христианстве является не простой смертный, а Сам Воплотившийся Бог, Божье Слово. Все пророки пророчествовали до Иисуса Христа и О Нем. Он, Воплотившийся Бог, а не Наум, Неемия или кто-то еще из смертных есть Венец всех пророчеств. Только в Нем Боге Всемогущем происходит завершение всей пророческой миссии. С Его явлением ветхозаветные пророки умолкли, ибо человечеству явился Сам Господь.
Подводя итоги нашему исследованию скажем, что ислам и христианство отличают пять основных положений.
Ислам учит, что
- необходимо верить в пророка, который никогда лично не общался с Богом.
- необходимо верить в пророка, который не учил, что Бог есть Дух, обладает Словом и Умом.
- необходимо верить в пророка, который учил о Боге, обладающем телесными атрибутами
- необходимо верить пророку, который считал, что Коран совечен Богу.
- этот пророк лучше любого человека и будет ходатайствовать за тебя перед Богом.
Христианство учит, что
- необходимо верить в пророков, святых, апостолов, которые лично общались с Богом, следовательно сможешь общаться с Ним и ты.
- необходимо верить в пророков, святых, апостолов, которые учили, что Бог есть Дух, обладает Словом и Умом, Которого можешь познать и ты.
- необходимо верить в пророков, святых, апостолов, которые учили, что Бог духовен и не имеет тела, Он – Вездесущий Дух Святой, Который может обитать в любом месте, даже в человеческом сердце, а значит и в твоем сердце тоже.
- необходимо верить в Священное Писание, которое не заменяет Самого Живого Бога, а только данная Им книга.
- Ходатаем за тебя на Страшном Суде будет Сам Святой Господь, к Которому ты можешь обратиться за помощью уже сейчас, а не простой смертный.
Какое учение лучше выражает суть монотеизма пусть определит читатель.
Примечания:
1 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 2. (2).
2 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 3. (3).
3 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 3. (3).
4 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 66. Книга военных походов. Хадис 1529. (3995).
5 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 58. Книга джихада. Хадис 1161. (2813).
6 Здесь и далее Кр. означает перевод Крачковского, Кул. – Кулиева, а Осм. – Османова.
7 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 60.
8 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 63. Книга о похвальных качествах. Хадис 1444. (3633).
9 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 60.
10 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1295. (3209).
11 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1304. (3232).
12 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1306. (3234).
13 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 4.
14 Сл. 12,1,1-2,1; SC (Sources Chretiennes) 405, 348-350 = 1.199.
15 PG (Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.-P. Migne). 37,451-452 = 2.33. Тот же текст в PG 37,528-539 = 2.135.
16 PG 37,1325-1327 = 2.97.
17 Прп. Максим Исповедник. Различные богословские и домостроительные главы. § 3.
18 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XII.
19 Св. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Добр. Т. 5. § 32.
20 Св. Никита Студийский. Третья сотница умозрительных глав сотница о любви и совершенстве жизни Добр. Т. 5. § 5.
21 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 67. Книга толкования Корана. Хадис 1711. (4919).
22 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 97. Книга единобожия. Хадис 2129. (7405).
23 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 419.
24 Эту историю можно обнаружить в ранних биографиях Мухаммеда, в работах Ибн Исхака, ал-Вакиди, Ибн Саада, ал-Балазури, ат-Табари и аз-Замахшари.
25 Вероучение имамов прошлого в совокупном изложении собрал и прокомментировал Абдалла бен Абд аль-Мухсин ат-Турки. перевод с арабского А.В. Смирнова. VI. Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Примечания. 51.
26 См.: Сорок хадисов Имама Ан-Навави. Полный вариант. Хадис 4. Стадии творения человека и зvавершение этого творения. Комментарии. 3.
27 Вероучение имамов прошлого в совокупном изложении собрал и прокомментировал Абдалла бен Абд аль-Мухсин ат-Турки. перевод с арабского А.В.Смирнова. VI. Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал.
28 Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право. Составитель Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани. Автор комментария Сафий Ар-Рахмана Аль-Мубаракпури. Словарь арабских и теологических терминов. Таухид.
29 См.: Митр. Макарий. Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19.
30 См.: Митр. Макарий. Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19.
31 См.: Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом.
32 В первую неделю великого поста, мы слышим следующие слова Церкви: «учащим что Бог не Дух, но плоть – анафема».
33 См.: 3:40. (45). – 42. (46). 2:254. (253). 5:109. (110). Кр.