Осознанное христианство. Точка входа – Ю. Белановский

Осознанное христианство. Точка входа – Ю. Белановский


Темы мис­си­о­нер­ской про­по­веди пра­во­слав­ных и под­го­товки ново­об­ра­щен­ных к кре­ще­нию и началу хри­сти­ан­ской жизни мне зна­комы с сере­дины 90‑х. До недав­него вре­мени я во мно­гом оце­ни­вал их как хре­сто­ма­тий­ные, то есть такие, где трудно ска­зать и услы­шать что-то новое.

Оглав­ле­ние

Темы мис­си­о­нер­ской про­по­веди пра­во­слав­ных и под­го­товки ново­об­ра­щен­ных к кре­ще­нию и началу хри­сти­ан­ской жизни мне зна­комы с сере­дины 90‑х. До недав­него вре­мени я во мно­гом оце­ни­вал их как хре­сто­ма­тий­ные, то есть такие, где трудно ска­зать и услы­шать что-то новое.

Послед­ние три года я вплот­ную зани­ма­юсь орга­ни­за­цией пра­во­слав­ного доб­ро­воль­че­ского слу­же­ния, изу­чаю опыт волон­тер­ских орга­ни­за­ций и осмыс­ляю жизнь пра­во­слав­ного моло­деж­ного доб­ро­воль­че­ского дви­же­ния «Дани­ловцы», кото­рое и воз­глав­ляю. И вот, как-то неожи­данно для самого себя, я уви­дел неко­то­рые ана­ло­гии между отно­ше­нием к волон­те­рам и отно­ше­нием к ново­об­ра­щен­ным хри­сти­а­нам, к тем, кто, обретя веру в Бога, все­рьез заду­мался о вступ­ле­нии в пра­во­слав­ную цер­ковь.

 

^ Добровольчество – дело серьезное

Так сло­жи­лось, что волон­тер­ство боль­шей частью – это груп­по­вое слу­же­ние, это дело волон­тер­ских сооб­ществ и орга­ни­за­ций. Это и понятно. Чтобы слу­же­ние было посто­ян­ным, тира­жи­ру­е­мым, ресурсно обес­пе­чен­ным, чтобы оно раз­ви­ва­лось, лучше всего под­хо­дит группа, где рас­пре­де­ля­ются роли и ответ­ствен­но­сти, суще­ствует среда под­держки, при­ня­тия и пони­ма­ния. Доб­ро­воль­че­ское слу­же­ние по отно­ше­нию к людям не может совер­шаться кем попало, по какой угодно моти­ва­ции, вне каких бы то ни было пра­вил. Чаще всего с учре­жде­ни­ями и непо­сред­ственно с бла­го­по­лу­ча­те­лями вза­и­мо­дей­ствуют волон­тер­ские группы, несу­щие ответ­ствен­ность за слу­же­ние, каж­дый волон­тер пред­став­ляет группу, оди­ноч­кам не дове­ряют, что в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев пра­вильно. Стать волон­те­ром – это зна­чит войти в группу, стать ее участ­ни­ком. Как пра­вило, точ­кой входа явля­ется анке­ти­ро­ва­ние и собеседование.

Суще­ствует ряд стан­дарт­ных вопро­сов, ответы на кото­рые дают хоть и поверх­ност­ное, но доста­точ­ное осно­ва­ние для раз­ви­тия собе­се­до­ва­ния в пра­виль­ном русле и после­ду­ю­щего при­ня­тия реше­ния. Глав­ная тема точки входа – прав­ди­вое обо­юд­ное зна­ком­ство, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, попытка найти ту область, где жела­ние новичка сов­па­дает с потреб­но­стью волон­тер­ской орга­ни­за­ции и в конеч­ном итоге с запро­сом от бла­го­по­лу­ча­тей. На прак­тике ста­ра­ются узнать: как чело­века зовут, где он живет, где тер­ри­то­ри­ально и какое слу­же­ние и по отно­ше­нию к кому хотел бы осу­ществ­лять, какие у него есть лич­ные, вре­мен­ные, про­фес­си­о­наль­ные и мате­ри­аль­ные ресурсы, на кото­рые он хотел бы опе­реться в слу­же­нии, каковы наме­ре­ния чело­века, как долго он соби­ра­ется помо­гать. Важно про­яс­нить вопрос: какие у начи­на­ю­щего волон­тера мотивы и запросы – лечить, помо­гать, общаться, про­фес­си­о­нально расти или что-то еще? Это все важно знать доб­ро­воль­че­ской орга­ни­за­ции, в кото­рую вхо­дит человек.

Но есть и дру­гая сто­рона этой встречи, и это не менее важно. Пред­ста­ви­тель орга­ни­за­ции, а в его лице и группа доб­ро­воль­цев должны быть честны и пред­ло­жить чело­веку неко­то­рые свои дан­ные: как офи­ци­ально назы­ва­ется орга­ни­за­ция и какими видами слу­же­ния зани­ма­ется, сколько людей в орга­ни­за­ции, какой кон­тин­гент, какова система управ­ле­ния и кто глав­ный, какие пер­спек­тивы про­фес­си­о­наль­ного обу­че­ния и роста, кто непо­сред­ственно отве­чает за кури­ро­ва­ние новичка, как можно рас­торг­нуть отно­ше­ния, каковы пра­вила слу­же­ния, и т.п.

Я хочу особо под­черк­нуть, что реше­ние о вступ­ле­нии в волон­тер­скую орга­ни­за­цию при­ни­ма­ется обо­юдно, и у каж­дой сто­роны есть свои права, обя­зан­но­сти и область ответственности.

 

^ В христианство тоже надо войти

Веро­ятно, ска­зан­ное о доб­ро­воль­цах вполне оче­видно. Для кого-то это даже про­пис­ные истины. Но в отно­ше­нии ново­об­ра­щен­ных хри­стиан нелиш­ним будет еще раз затро­нуть тему правды и обо­юд­но­сти вза­им­ного дого­вора, тему ответ­ствен­но­сти, поскольку она редко встре­ча­ется в пра­во­слав­ной мис­си­о­нер­ской и кате­хи­за­тор­ской прак­тике. Я очень далек от мысли, что там пре­об­ла­дает неправда, или есть что-то нехо­ро­шее. Про­сто так сло­жи­лось, что мно­гие вопросы в пра­во­слав­ной пост­со­вет­ской тра­ди­ции счи­та­ются такими, где мис­си­о­нер “все­гда прав”, или счи­та­ются обще­из­вест­ными и решен­ными по умол­ча­нию, а зна­чит, на прак­тике они явля­ются вопро­сами непро­го­во­рен­ными, остав­лен­ными на про­из­вол судьбы. Но при этом совер­шенно понятно, что за при­ня­тие реше­ния о начале хри­сти­ан­ской жизни кто-то все же дол­жен нести ответ­ствен­ность и, оче­видно, не мень­шую, а гораздо боль­шую, чем по отно­ше­нию к волон­теру, ведь хри­сти­а­нами ста­но­вятся навсе­гда, хри­сти­ан­ство – это образ жизни.

По ана­ло­гии со ска­зан­ным о доб­ро­воль­че­стве понятно, что при вступ­ле­нии в цер­ковь чело­век заклю­чает трой­ствен­ный союз, где есть он, цер­ковь, явлен­ная цер­ков­ной общи­ной в лице свя­щен­ника, и Бог. И каж­дый не только заклю­чает союз, но и берет обя­за­тель­ства, от испол­не­ния кото­рых зави­сит хри­сти­ан­ская жизнь ново­об­ра­щен­ного. Основ­ная ответ­ствен­ность пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров и кате­хи­за­то­ров (тех, кто отве­чает за обу­че­ние чело­века и его под­го­товку к само­сто­я­тель­ной хри­сти­ан­ской жизни) в том, чтобы помочь чело­веку осо­знать и осмыс­лить усло­вия вхож­де­ния в цер­ковь и сфор­му­ли­ро­вать вол­ну­ю­щие его лично вопросы. Усло­вия не тож­де­ственны фор­маль­ным тре­бо­ва­ниям, они отра­жают готов­ность и чело­века и церкви встре­титься. Основ­ная ответ­ствен­ность ново­об­ра­щен­ного в том, чтобы честно осмыс­лить себя и свою жизнь по отно­ше­нию к Церкви как обще­ству веру­ю­щих и Церкви как организации.

 

^ Этапы начала христианской жизни

Я не стану сей­час гово­рить о вере. На эту тему мне дово­ди­лось писать ранее. Отмечу лишь, что по моему глу­бо­кому убеж­де­нию, хри­сти­а­ни­ном можно стать только лично, без при­нуж­де­ния уве­ро­вав в Иисуса Хри­ста и стре­мясь испол­нить Его заповеди.

В этой заметке я говорю о неко­то­рых пси­хо­ло­ги­че­ских и педа­го­ги­че­ских аспек­тах при­ня­тия реше­ния о вступ­ле­нии в цер­ковь и начале хри­сти­ан­ской жизни. Пер­вый этап – зна­ком­ство с основ­ными поня­ти­ями и нор­мами хри­сти­ан­ской жизни. Зна­ком­ство не пред­по­ла­гает глу­бо­кого лич­ного иссле­до­ва­ния и при­ня­тия, оно вполне осу­ще­ствимо в рам­ках тра­ди­ци­он­ной для Рус­ской церкви лек­ци­он­ной (часто мора­ли­за­тор­ской) системы мис­си­о­нер­ства и кате­хи­за­ции (педа­го­ги­че­ское сопро­вож­де­ние ново­об­ра­щен­ного) с мини­маль­ной вза­им­ной ответственностью.

Смысл пер­вого шага – начать гово­рить на одном языке, ну или, во вся­ком слу­чае, на язы­ках настолько близ­ких, чтобы не было тра­ги­че­ских дву­смыс­лен­но­стей и про­ти­во­ре­чий. Я убеж­ден, что пред­ло­жен­ные ново­об­ра­щен­ному основ­ные поня­тия должны быть адек­ват­ными совре­мен­но­сти и по сво­ему куль­тур­ному и фило­соф­скому выра­же­нию, и по сво­ему под­бору. Понятно, что для церкви много чего важно, но чело­веку необ­хо­димо пред­ло­жить сна­чала зна­ния о том, без чего нет хри­сти­ан­ства, и в то же время ука­зать на те осно­во­по­ла­га­ю­щие вещи, кото­рые могут быть зна­чимы для него как для чело­века 21-го века. К при­меру, вопросы о монар­хии, о былой славе пра­во­слав­ных импе­рий, о рус­ских народ­ных пра­во­слав­ных тра­ди­циях, о тон­ко­стях веро­уче­ния былых ере­ти­ков, никак не отра­жен­ных в совре­мен­ной рели­ги­оз­ной кар­тине Рос­сии, вполне могут быть отложены.

Вто­рым шагом к при­ня­тию реше­ния о вступ­ле­нии в цер­ковь должно быть более глу­бо­кое лич­ное зна­ком­ство с цер­ко­вью и про­яс­не­ние отно­ше­ний «я» и «Цер­ковь как орга­ни­за­ция». Задача пред­ста­ви­те­лей Церкви – помочь чело­веку пра­вильно выстро­ить отно­ше­ния и даже гра­ницы с нею. Для пони­ма­ния этой темы обра­тимся к опыту работы с добровольцами.

Со сто­роны хри­стиан важно про­яс­нить, знает ли чело­век осо­бен­но­сти Церкви как орга­ни­за­ции, ее цели и цен­но­сти. Почему он заин­те­ре­со­вался именно пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством? Каковы ожи­да­ния ново­об­ра­щен­ного, свя­зан­ные с хри­сти­ан­ской жиз­нью? Сколько вре­мени он может уде­лять хри­сти­ан­ству и испол­не­нию фор­маль­ных тре­бо­ва­ний и, если есть жела­ние, хри­сти­ан­скому слу­же­нию? Хотел бы ново­об­ра­щен­ный перед при­ня­тием окон­ча­тель­ного реше­ния о начале хри­сти­ан­ской жизни пройти под­го­то­ви­тель­ное обу­че­ние и даже некий «тре­нинг», чтоб знать, как вести себя, как испол­нить то или иное пред­пи­са­ние? Необ­хо­димо зара­нее выяс­нить, есть ли у чело­века какие-либо огра­ни­че­ния, свя­зан­ные со здо­ро­вьем, воз­рас­том, местом и усло­ви­ями про­жи­ва­ния? Это важно выяс­нить сразу и про­го­во­рить, чтобы впо­след­ствии не нарас­тала неудо­вле­тво­рен­ность от невоз­мож­но­сти испол­нить неко­то­рые тре­бо­ва­ния, хотя, как может выяс­ниться впо­след­ствии, их можно было бы при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах и не испол­нять. Осо­бенно это каса­ется постов и гра­фика посе­ще­ния бого­слу­же­ний. Очень акту­ально для нашего вре­мени дове­ри­тельно про­го­во­рить, есть ли у чело­века спе­ци­аль­ные инте­ресы, хобби, или даже зави­си­мо­сти, кото­рые могут мешать хри­сти­ан­ской жизни. Необ­хо­димо понять и что чело­веку более важно и дорого – быть в группе еди­но­мыш­лен­ни­ков или быть самому по себе, чтоб его поменьше беспокоили?

С дру­гой сто­роны надо помочь ново­об­ра­щен­ному про­яс­нить важ­ные для него вопросы, среди кото­рых, к при­меру, могут быть сле­ду­ю­щие. С кем из пред­ста­ви­те­лей Церкви (как пра­вило, свя­щен­ни­ков) он может посто­янно кон­так­ти­ро­вать, где, на каких усло­виях, на какое время можно рас­счи­ты­вать? Будут ли учеб­ные заня­тия, зачем они, и чему будут посвя­щены? Суще­ствует ли группа под­держки начи­на­ю­щих хри­стиан, что в ней про­ис­хо­дит, и как в нее всту­пить? Что про­изой­дет, если у чело­века не будет полу­чаться, если у него будут не только дис­ци­пли­нар­ные огрехи, но он не удер­жится и согре­шит в чем-то? Может ли он в этом слу­чае обра­титься к кому-либо за под­держ­кой? Если ему все надо­ест и он захо­чет отка­заться от хри­сти­ан­ства, что ему делать? Может ли он поки­нуть кон­крет­ную хри­сти­ан­скую пра­во­слав­ную общину и перейти в дру­гую, что для этого надо сде­лать? И т. д. и т. п.

В конеч­ном итоге, прежде чем будет при­нято окон­ча­тель­ное реше­ние о вступ­ле­нии в Пра­во­слав­ную Цер­ковь и начале хри­сти­ан­ской жизни, ново­об­ра­щен­ный при­зван более глу­боко и честно осо­знать свою моти­ва­цию, уже не первую эмо­ци­о­наль­ную, но соот­не­сен­ную с тем, что ему дове­лось узнать и пере­жить; осо­знать обла­сти лич­ной ответ­ствен­но­сти как мини­мум по отно­ше­нию к семье, дру­зьям, работе (учебе); осо­знать соб­ствен­ные лич­ные, эмо­ци­о­наль­ные, вре­мен­ные, мате­ри­аль­ные и дру­гие ресурсы; осо­знать обще­ствен­ный и внут­ри­цер­ков­ный кон­текст пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ства в Рос­сии. Очень важ­ным явля­ется зна­ком­ство с раз­ными цер­ков­ными ауди­то­ри­ями и выстра­и­ва­нием не только адек­ват­ных хри­сти­ан­ских отно­ше­ний с ними, но и неко­то­рых гра­ниц: речь идет о хри­сти­а­нах вообще и при­хо­жа­нах кон­крет­ного храма, куда ходит ново­об­ра­щен­ный, о млад­ших цер­ков­ных чинах – алтар­ни­ках, чте­цах, дья­ко­нах, о женах свя­щен­ни­ков, о свя­щен­ни­ках и епископах.

 

^ Быть честным

В заклю­че­ние затрону тему правды и чест­но­сти. Она крайне важна и в кон­тек­сте зна­ком­ства ново­об­ра­щен­ных с осно­вами веро­уче­ния, и в кон­тек­сте совре­мен­ной цер­ков­ной жизни. Хри­сти­ан­ская про­по­ведь не может быть сопря­жена с неправ­дой, при­чем со всех воз­мож­ных сто­рон. Тот, кому бла­го­вест­вуют, прежде всего дол­жен знать, кто к нему обра­тился с сло­вом Божьим, как его зовут, как он сам живет по вере. Если он готов к раз­го­вору, то и сам при­зван быть искрен­ним, открыть свое имя, свою веру, свои сомне­ния или недоумения.

Бла­го­ве­стие мис­си­о­нера должно быть ясно и чисто. При этом, конечно, нельзя забы­вать о педа­го­гике – науке вос­пи­та­ния и обу­че­ния. Все люди раз­ные, каж­дый по сво­ему обра­зо­ван и вос­пи­тан, каж­дый по-сво­ему смот­рит на мир. Глав­ная цель – помочь чело­веку обре­сти дове­рие к Богу, услы­шать Его Самого и научиться испол­нять Его запо­веди. В цер­ков­ном уче­нии и в жизни Пра­во­слав­ной Церкви есть глав­ное, а есть вто­ро­сте­пен­ное, есть то, что воз­ве­щает Сам Бог, а есть то, как Божьи запо­веди пре­ло­ми­лись в чело­ве­че­ской куль­туре. Бла­гая весть иерар­хична в педа­го­ги­че­ском плане, но вера во Хри­ста и Его Цер­ковь не может быть пред­ло­жена кому бы то ни было как система с раз­ными уров­нями правды.

Ника­кие темы, важ­ные для ново­об­ра­щен­ного или акту­аль­ные и вол­ну­ю­щие мно­гих, нельзя умал­чи­вать, тем более темы ост­рые и скан­даль­ные. Любой чело­век может ничего спе­ци­ально не вызна­вать и при этом из сво­его опыта или опыта близ­ких людей знать о чем-то в цер­ков­ной жизни, что недо­стойно хри­сти­ан­ской веры. Навер­ное, с «ост­рых» тем не стоит начи­нать раз­го­вор о хри­сти­ан­ской жизни, но и ухо­дить от них, «пря­тать голову в песок», если они воз­ник­нут, не стоит. Я убеж­ден, что мис­си­о­неры и цер­ков­ные педа­гоги должны не только уметь гово­рить о про­бле­мах совре­мен­ных хри­стиан, но и в свое время наме­ренно затра­ги­вать «ост­рые» темы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки