Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов

Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов


Нака­нуне Сво­его воз­не­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал Своим уче­ни­кам: «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их испол­нять всё, что Я запо­ве­дал вам» Мф. 28:19–20); «идите по всему миру и про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари.

 

Нака­нуне Сво­его воз­не­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал Своим уче­ни­кам: «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их испол­нять всё, что Я запо­ве­дал вам» (Мф. 28:19–20); «идите по всему миру и про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари. Кто будет веро­вать и кре­ститься, спа­сен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16:15–16).

Эта запо­ведь — одна из самых мало­ис­пол­ня­е­мых в Пра­во­слав­ной Церкви. Ещё свя­ти­тель Нико­лай Япон­ский писал: «Шедше, научите вся языки — как будто и в Еван­ге­лии нет. Хотя слы­шат это все и знают наизусть. И нет у нас ино­стран­ных мис­сий! В Китае, Индии, Корее, здесь — моря и оке­аны язы­че­ства, все лежит во мраке и сени смерт­ной, но нам что же? Мы — собака на сене! Не моги-де кос­нуться Пра­во­сла­вия — “свято оно”! Но почему же вы не явля­ете его миру?» (Днев­ник, запись от 12 июня 1896 года).

И дей­стви­тельно, стоит заго­во­рить о внеш­ней, под­лин­ной мис­сии даже с воцер­ко­в­лён­ным чело­ве­ком, как тот, помор­щив­шись, непре­менно отве­тит, что, мол, конечно, про­по­ве­до­вать Слово Божие вся­ким папуа­сам и китай­цам — дело непло­хое, но вот нам бы сна­чала «своих» обра­тить всех ко Хри­сту, а потом уже можно поду­мать и о «чужих».

К сожа­ле­нию, гово­ря­щие так, не пони­мают или не хотят понять две вещи.

Во-пер­вых, это озна­чает, что мы созна­тельно отка­зы­ва­емся испол­нять запо­ведь Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста о про­по­веди ВСЕМ наро­дам. Слыша запо­ведь Спа­си­теля, мы думаем не о том, как её испол­нить, а о том, как обос­но­вать наше неже­ла­ние её испол­нять. Со всеми выте­ка­ю­щими для нашей духов­ной жизни последствиями.

Как известно, дорога под назва­нием «сде­лаю зав­тра» ведёт на дорогу под назва­нием «нико­гда». Говоря, что про­по­ве­дью Еван­ге­лия иным наро­дам мы зай­мёмся лишь после того, как обра­тим всех рус­ских, мы тем самым гово­рим, что не зай­мёмся ею нико­гда — ибо совер­шенно ясно, что как бы хорошо мы ни про­по­ве­до­вали «своим», они нико­гда все пого­ловно не ста­нут пра­во­слав­ными, поскольку в боль­шин­стве слу­чаев при­чи­ной их неве­рия явля­ется не недо­ста­ток све­де­ний о вере или долж­ных пра­во­слав­ных при­ме­ров, а созна­тель­ный выбор. Точно так же и во вре­мена апо­сто­лов обсто­яло дело в еврей­ском народе. Если бы апо­столы решили тогда «обра­тить сна­чала своих, а потом уже идти к чужим», то и до сих пор еврей­ский народ не был бы пого­ловно пра­во­слав­ным, а все осталь­ные народы, вклю­чая и наш, рус­ский, поги­бали бы в язычестве.

Во-вто­рых, внут­рен­няя мис­сия нико­гда не будет успеш­ной без внеш­ней. Любой «наш» невер, кото­рому ста­нут про­по­ве­до­вать Пра­во­сла­вие может с пол­ным осно­ва­нием ска­зать: «Вы меня при­зы­ва­ете жить по запо­ве­дям Хри­сто­вым? Так почему же сами их не испол­ня­ете? Хри­стос гово­рит: «про­по­ве­дуйте Еван­ге­лие всей твари», а вы не про­по­ве­ду­ете». Конечно, так ска­зать смо­жет лишь один из сотни, но осталь­ные девя­но­сто девять, хотя не смо­гут выра­зить это в сло­вах, но почув­ствуют то же самое на духов­ном уровне. Ибо кого могут обра­тить к Богу те, кто сами созна­тельно не желают испол­нять Его заповеди?

И напро­тив, если мы ста­нем про­по­ве­до­вать непра­во­слав­ным наро­дам, как тем, кото­рые живут в Рос­сии, так и тем, кото­рые живут вне её, то ста­нет резуль­та­тив­нее и внут­рен­няя мис­сия. И подвиж­ни­че­ское слу­же­ние мис­си­о­не­ров, и подвиги веры среди ново­об­ра­щён­ных ино­пле­мен­ни­ков зажгут огонь бла­го­че­сти­вой рев­но­сти во мно­гих «номи­нально пра­во­слав­ных». Так что акив­ная про­по­ведь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви среди иных наро­дов при­чи­нит не ущерб, а боль­шую пользу для рас­про­стра­не­ния веры в рус­ском народе.

Сюда же нужно отне­сти и такой «аргу­мент», что, будто бы, у нас сей­час столько внут­рен­них про­блем, что не до мис­сии, а вот когда про­блемы раз­ре­шатся, тогда уже и поду­маем… На самом деле здесь пере­пу­тана при­чина со след­ствием. Наши про­блемы явля­ются след­ствием того, что мы не живём по запо­ве­дям Хри­сто­вым, одна из кото­рых — «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа». Един­ствен­ный путь к пре­одо­ле­нию про­блем — начать жить по запо­ве­дям, в том числе и по этой. Запо­веди даны не для тех, у кого нет про­блем, а для всех, кто назы­вает себя пра­во­слав­ными христианами.

Нако­нец, с темой соблю­де­ния послед­ней запо­веди Спа­си­теля свя­зан ещё один важ­ный вопрос, непо­сред­ствен­ного каса­ю­щийся уча­сти нашего зем­ного оте­че­ства и нашего народа.

Мно­гие сто­ле­тия Пра­во­слав­ная Цер­ковь прак­ти­че­ски не зани­ма­лась мис­сией, если не счи­тать отдель­ные уси­лия Рус­ской Церкви. Для боль­шин­ства Поме­стых Церк­вей изви­ни­тель­ным обсто­я­тель­ством было турец­кое иго, кото­рое весьма затруд­няло жизнь пра­во­слав­ных хри­стиан. Однако в XIX веке Гре­ция, Бол­га­рия, Румы­ния, Сер­бия и Чер­но­го­рия полу­чили сво­боду, но, увы, эти пра­во­слав­ные народы вовсе не спе­шили поде­литься Пра­во­сла­вием с теми, кто о нём не знает.

Из-за этого ещё сто лет назад Пра­во­сла­вие было огра­ни­чено аре­а­лом ком­пакт­ного рас­се­ле­ния тра­ди­ци­онно пра­во­слав­ных наро­дов. Во всём осталь­ном мире о пра­во­слав­ной вере не знали вообще ничего. Это каса­лось даже самых обра­зо­ван­ных людей Запад­ной Европы, не говоря уже про жите­лей Азии, Африки, Южной Аме­рики и Австралии.

И в ХХ веке для чле­нов абсо­лютно всех Помест­ных Церк­вей воз­никли такие усло­вия, что им невольно при­шлось поки­нуть обжи­тые места и рас­се­литься по всем тем стра­нам, куда они не хотели ехать доб­ро­вольно. В Рос­сии это были рево­лю­ция, граж­дан­ская война и вели­кая оте­че­ствен­ная, в Сер­бии, Бол­га­рии и Румы­нии — при­ход ком­му­низма, в Гре­ции — граж­дан­ская война и эко­но­ми­че­ские про­блемы, для Антио­хий­ского и Иеру­са­лим­ского пат­ри­ар­хата — уси­ле­ние дав­ле­ния со сто­роны ино­вер­ного окружения.

Таким обра­зом минув­ший ХХ век стал веком широ­чай­шего рас­про­стр­не­ния Пра­во­сла­вия по пла­нете. Пра­во­слав­ные диас­поры появи­лись на всех кон­ти­нен­тах и в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве стран. И везде, где они появ­ля­лись, — воз­ни­кали пра­во­слав­ные храмы, а в них свя­щен­ники и епи­скопы, про­из­во­ди­лись пере­воды литур­гии на мест­ные языки, изда­ва­лась пра­во­слав­ная лите­ра­тура на язы­ках непра­во­слав­ных народов.

Так воз­никли усло­вия для того, чтобы мест­ные жители начали узна­вать о Пра­во­сла­вии, а узнав, мно­гие стали обра­щаться в истин­ную Цер­ковь Хри­стову, и обра­щать дру­гих. Бла­го­даря этому в Запад­ной Европе и Азии пра­во­слав­ными стали тысячи, в Аме­рике — десятки тысяч, а в Африке — сотни тысяч человек.

В древ­нем вари­анте жития апо­стола Фомы рас­ска­зы­ва­ется, что он, полу­чив в удел для про­по­веди Индию, никак не хотел отправ­ляться в такую далё­кую страну. И Гос­подь ему помог — про­дав в раб­ство капи­тану корабля, отправ­ляв­ше­гося в Индию. Глядя на выше­при­ве­дён­ные факты под этим же углом, скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, будто Гос­подь посред­ством скор­бей выгнал пра­во­слав­ных на про­по­ведь иным наро­дам, куда они не хотели идти доб­ро­вольно. Мы сами выну­дили Его к тому своей ленью и бездействием.

И сей­час, после паде­ния без­бож­ной вла­сти и обре­те­ния Цер­ко­вью пол­ной сво­боды в своей дея­тель­но­сти, мы имеем столько воз­мож­но­стей для успеш­ной и эффек­тив­ной внеш­ней мис­сии, сколь­ких, навер­ное, не было ни в одно из преды­ду­щих сто­ле­тий. И, однако же, мы почти ничего не делаем для внеш­ней мис­сии. Есть лишь несколько энту­зи­а­стов, кото­рые не имеют ника­кой под­держки ни со сто­роны Церкви, ни со сто­роны госу­дар­ства. Стыдно созна­вать, что Рус­ская Пра­во­слав­ной Цер­ковь, самая мно­го­чис­лен­ная из всех Помест­ных Церк­вей, уде­ляет вни­ма­ние внеш­ней мис­сии едва ли не меньше всех остальных.

Ещё более полу­тора веков назад свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский писал: «Свя­тая Цер­ковь имеет нужду в про­по­вед­ни­ках веры для воз­ве­ще­ния ее в сосед­них стра­нах — Китае, Япо­нии, Аме­рике, Тибете, Бухаре, Хиве, Кохане, Пер­сии, Тур­ции и во всех евро­пей­ских госу­дар­ствах латин­ского, люте­ран­ского и рефор­ма­тор­ского испо­ве­да­ния» (Доклад госу­дарю о при­чи­нах бед­ствен­ного поло­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви в России).

Этот импе­ра­тив нашей Церкви был выра­жен ещё в поза­про­шлом веке, и, однако же, в неко­то­рых из пере­чис­лен­ных свя­ти­те­лем Фила­ре­том стра­нах по сей день не сту­пала нога пра­во­слав­ного миссионера.

Послед­няя запо­ведь Спа­си­теля по-преж­нему оста­ётся в небре­же­нии. Как знать, не гото­вим ли мы тем самым на свою голову новые кары, кото­рые заста­вят нас отпра­виться туда, куда мы не хотим ехать по своей воле?

Конечно, не каж­дый может оста­вить всё и поехать в Африку или Азию, чтобы про­по­ве­до­вать там Пра­во­сла­вие. Это осо­бое слу­же­ние, на кото­рое может решиться лишь под­линно вели­кий духом и пре­дан­ный Богу чело­век. Но абсо­лютно каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может в меру своих сил ока­зать посиль­ную помощь тем нашим мис­си­о­не­рам, кото­рые уже тру­дятся в иных странах.

При­ме­ром в этом явля­ется свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, кото­рый, служа в Рос­сии, все­мерно под­дер­жи­вал мис­сию, жерт­вуя и для стро­и­тель­ства пра­во­слав­ного храма в Гер­ма­нии, и для пер­вого пра­во­слав­ного храма в Южной Аме­рике, и на Япон­скую пра­во­слав­ную мис­сию, и мис­си­о­не­рам в дру­гих странах.

Уже сей­час наши рус­ские мис­си­о­неры само­от­ве­женно тру­дятся в Таи­ланде, Гон­конге, Мон­го­лии, дру­гих местах. Они нуж­да­ются в нашей под­держке — как духов­ной, так и мате­ри­аль­ной. А мы нуж­да­емся в том, чтобы эту под­держку им ока­зать, ибо так мы испол­ним послед­нюю запо­ведь Спа­си­теля и смо­жем стать соучаст­ни­ками того, что Он обе­щал, говоря: «Если запо­веди Мои соблю­дете, пре­бу­дете в любви Моей» (Ин. 15:10).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • akomazo, 21.04.2017

    “…про­по­ве­до­вать Слово Божие вся­ким папуа­сам и китай­цам — дело непло­хое, но вот нам бы сна­чала «своих» обра­тить всех ко Хри­сту, а потом уже можно поду­мать и о «чужих».” — вер­ное заме­ча­ние, и оно было бы спра­вед­ли­вым, если бы все силы были бро­шены на обра­ще­ние “своих”. Ведь боль­шин­ство “своих”, даже счи­та­ю­щихся хри­сти­а­нами , в боль­шей сте­пени языч­ники, чем хри­сти­ане. Но увы, в дей­стви­тель­но­сти это только отго­ворка: внут­рен­няя мис­сия так же забро­шена, как и внеш­няя. В цер­ковь при­хо­дит тот, кто сам при­плы­вёт, а о том, чтобы их него истин­ного хри­сти­а­нина сде­лать, мало кто заботится.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки