Сомне­ния

***

Сомне́ния — 1) рас­су­ди­тель­ная осто­рож­ность в отно­ше­нии пред­ме­тов веры;

2) состо­я­ние оза­бо­чен­но­сти, свя­зан­ное с труд­но­стью нрав­ствен­ного выбора;

3) (аскет.) состо­я­ние сму­ще­ния, утраты стой­ко­сти в подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти, вызван­ное дей­ствием демо­ни­че­ских сил;

4) неуве­рен­ность, коле­ба­ния отно­си­тельно того или иного вопроса;

5) обос­но­ван­ная или необос­но­ван­ная подо­зри­тель­ность, недо­ве­рие кому-либо. 

***

Хри­сти­а­нин и сомне­ния

Сергей Худиев

Я хотел бы начать с раз­об­ла­че­ния одного мифа. Это миф о том, что верный хри­сти­а­нин не может испы­ты­вать сомне­ний. Сомне­ния якобы несов­ме­стимы с верой. Под вли­я­нием этого мифа хри­сти­ане часто ста­ра­ются подав­лять или пря­тать свои сомне­ния – как будто речь идет о чем-то настолько постыд­ном, что это надо спря­тать и от себя самого. На самом деле сомне­ния не сле­дует ни отри­цать, ни тем более пря­тать. Сле­дует посту­пать ровно наобо­рот. Их надо вытас­ки­вать на поверх­ность, четко про­го­ва­ри­вать, ясно осо­зна­вать. То, что Вы столк­ну­лись с сомне­нием – часть Божи­его замысла о Вас, и Он хочет сде­лать это частью Вашего духов­ного роста. Мы воз­рас­таем в вере в том числе и через сомне­ния.

Первое, что сле­дует сде­лать с сомне­нием – это четко его сфор­му­ли­ро­вать

В чем именно я сомне­ва­юсь? Почему? У К. С. Льюиса в «Пись­мах Бала­мута» есть очень верное наблю­де­ние, что враг стре­мится не вну­шать нам опре­де­лен­ные мысли, а отвле­кать нас от мыслей. Сомне­ние часто при­хо­дит не в форме внятно сфор­му­ли­ро­ван­ного воз­ра­же­ния, а в форме неопре­де­лен­ного чув­ства «так не бывает», или еще лучше «но все же вокруг знают, что так не бывает». Хоро­ший пример – выска­зы­ва­ние ате­и­сти­че­ского мыс­ли­теля Джу­ли­ана Хаксли: «Для интел­ли­гент­ного, обра­зо­ван­ного чело­века скоро станет так же невоз­можно верить в какого-то бога, как невоз­можно сейчас верить, что земля плос­кая, что мухи само­за­рож­да­ются, что болезнь – это боже­ствен­ная кара, а смерть – резуль­тат кол­дов­ских про­ис­ков. Боги-то, конечно, выжи­вут – они еще при­го­дятся и для обес­пе­че­ния чьих-то денеж­ных инте­ре­сов, и для успо­ко­е­ния туго­ду­мов, и в каче­стве мари­о­не­ток для поли­ти­ков, и для уте­ше­ния несчаст­ных и неве­же­ствен­ных душ».

В этой цитате нет каких-либо аргу­мен­тов, а есть реши­тель­ное заяв­ле­ние, что для интел­ли­гент­ного, обра­зо­ван­ного чело­века скоро будет невоз­можно верить в Бога – под стра­хом зачис­ле­ния в «туго­думы и несчаст­ные и неве­же­ствен­ные души». Она апел­ли­рует к тому же чув­ству «все вокруг знают».

В этом случае мы должны поста­вить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о пред­рас­суд­ках эпохи или о чем-то дей­стви­тельно обос­но­ван­ном? Почему, соб­ственно?

Рудольф Бульт­ман, напри­мер, пишет: «Нельзя поль­зо­ваться элек­три­че­ством и радио и в случае болезни при­бе­гать к помощи совре­мен­ных меди­цин­ских и кли­ни­че­ских откры­тий, и в то же время верить в ново­за­вет­ный мир духов и чудес».

Это не аргу­мен­та­ция – в самом деле, каким обра­зом элек­три­фи­ка­ция всей страны опро­вер­гает ново­за­вет­ные рас­сказы об изгна­нии бесов? Это апел­ля­ция к тому, во что при­нято верить или не верить в нашей куль­туре, или, вернее, в том куль­тур­ном слое, к кото­рому при­над­ле­жал Бульт­ман. За пре­де­лами этого слоя мил­ли­оны «совре­мен­ных людей» верили в пре­вос­ход­ство арий­ской расы, а другие мил­ли­оны – в тор­же­ство ком­му­низма во все­мир­ном мас­штабе. Мифы ХХ века ока­за­лись гораздо страш­нее, чем мифы пер­вого, а раз­но­об­раз­ных бес­но­ва­тых раз­ве­лось гораздо больше, чем во вре­мена Нового Завета.

Нередко сомне­ния апел­ли­руют не к аргу­мен­там, а именно к взгля­дам на мир, харак­тер­ным для нашей куль­туры. Взгля­дам, в кото­рые впи­сы­ва­ется диа­гно­стика кармы, но никак не впи­сы­ва­ется Непо­роч­ное Зача­тие.

Очень часто сомне­ния уми­рают просто при попытке выта­щить их из обла­сти смут­ных ощу­ще­ний в область четко сфор­му­ли­ро­ван­ных аргу­мен­тов. Поэтому первое, что нужно сде­лать – это четко сфор­му­ли­ро­вать, в чем именно Вы сомне­ва­е­тесь.

Сомне­ния и духов­ный рост

Однако иногда хри­сти­а­нину при­хо­дится иметь дело и с вполне внят­ными аргу­мен­тами против того, во что он верит. Иногда в такой ситу­а­ции воз­ни­кает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устра­нить все сомне­ния каким-нибудь сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом? Я уверен, Он не делает это с опре­де­лен­ной целью. Я бы срав­нил это с про­цес­сом ковки – надо очень долго сту­чать по железу, чтобы выбить из него все при­меси.

Сомне­ния играют роль ударов куз­неца, они раз­би­вают шлак, чтобы осво­бо­дить сталь. Они помо­гают опре­де­литься с тем, во что Вы верите – и почему.

А может, в это дей­стви­тельно не стоит верить?

В то время как Еван­ге­лие – истина, неко­то­рые пред­став­ле­ния хри­сти­а­нина вполне могут быть оши­боч­ными; про­цесс духовно роста вклю­чает в себя также избав­ле­ние от каких-то оши­боч­ных взгля­дов. Эти пред­став­ле­ния могут быть нам дороги, они могут свя­зы­вать нас с нашей общи­ной, их пере­смотр может быть болез­нен­ным делом – но нам сле­дует отда­вать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомне­ниях в вере как тако­вой.

Хри­сти­ан­ская вера – это опре­де­лен­ное отно­ше­ние к Лич­но­сти и дея­ниям Иисуса Христа, о чем было ска­зано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отно­ше­ние накла­ды­ва­ется еще что-то – опре­де­лен­ные пред­став­ле­ния, кото­рые не коре­нятся в самом Еван­ге­лии, но в созна­нии «срос­лись» с ним. Напри­мер, во время рево­лю­ции боль­ше­вики пуб­лично вскры­вали раки с мощами святых и иногда обна­ру­жи­вали там истлев­шие кости. Это было страш­ным ударом для неко­то­рых людей и побу­дило их отойти от Церкви. Однако вера в нетлен­ность мощей никак не явля­ется необ­хо­ди­мым эле­мен­том Еван­ге­лия; Писа­ние нигде не обе­щает, что тела всех бла­го­че­сти­вых хри­стиан после смерти не будут истле­вать. То, что тела неко­то­рых святых истлели, никак не под­ры­вает ни Еван­ге­лия, ни даже веры в их личную свя­тость. Другой пример – случай, о кото­ром я прочел в одной кре­а­ци­о­нист­ской книге. Автор гово­рил о неком бла­го­че­сти­вом юноше из аме­ри­кан­ских южных бап­ти­стов, кото­рый попал в уни­вер­си­тет и был там научен теории эво­лю­ции. Поскольку его новые взгляды резко рас­хо­ди­лись с тем, что ему вну­шали раньше как бого­от­кро­вен­ную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обя­за­тельно. Есть хри­сти­ане, счи­та­ю­щие, что Бог творил, направ­ляя про­цесс эво­лю­ции – отец Алек­сандр Мень, напри­мер; и отказ от тол­ко­ва­ния Шестод­нева именно как кален­дар­ной недели совер­шенно не тре­бует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того моло­дого чело­века – как и для автора книги – вера во Христа жестко увя­зы­ва­лась с опре­де­лен­ным истол­ко­ва­нием книги Бытия, при­ня­тым в его общине. Можно при­ве­сти пример, сму­ща­ю­щий многих пра­во­слав­ных хри­стиан. Собы­тие, кото­рое мы отме­чаем в празд­ник вве­де­ния Бого­ро­дицы во Храм, исто­ри­че­ски никак не засви­де­тель­ство­вано, однако это отнюдь не под­ры­вает веру в то, что Сын Девы – вопло­щен­ный Бог.

Во всех этих слу­чаях нам надо просто отде­лять Еван­ге­лие как тако­вое от наших личных взгля­дов (или взгля­дов, рас­про­стра­нен­ных в наших общи­нах). Наши взгляды вполне могут ока­заться оши­боч­ными, и это не ставит под вопрос Еван­ге­лие.

Сомне­ния, порож­ден­ные непо­ни­ма­нием

Другой тип сомне­ний может быть связан с недо­по­ни­ма­нием того, чему же в данном вопросе учит хри­сти­ан­ство. Этот тип сомне­ний осо­бенно пло­до­тво­рен, поскольку побуж­дает нас разо­браться с содер­жа­нием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы дока­зать нашу веру? Оста­ется ли она обос­но­ван­ной? Что озна­чает и чего не озна­чает вера во все­мо­гу­ще­ство Бога? Как соот­но­сятся Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­рода Христа? Можно, кон­чено, ска­зать «а я заткну уши, подавлю сомне­ния и буду просто верить», но тогда мы упу­стим воз­мож­ность тща­тельно разо­браться и усво­ить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отве­чать на труд­ные вопросы – это отказ от роста.

Сомне­ния, свя­зан­ные с лож­ными ожи­да­ни­ями

Оче­видно, что вера при­но­сит многие блага уже в земной жизни, а послу­ша­ние запо­ве­дям избав­ляет нас от скор­бей, вызы­ва­е­мых нашим соб­ствен­ным без­рас­суд­ным пове­де­нием. Многие хри­сти­ане могут засви­де­тель­ство­вать – и с радо­стью делают это – как они осво­бо­ди­лись от хими­че­ской зави­си­мо­сти или вос­ста­но­вили отно­ше­ния с близ­кими, или порвали с пре­ступ­ным миром и вер­ну­лись к чест­ной жизни. Мы должны сви­де­тель­ство­вать об этих пре­крас­ных про­яв­ле­ниях мило­сти Божией. Но мы не должны созда­вать впе­чат­ле­ние, что земная жизнь хри­стиан вообще будет без­об­лач­ной. Ни Гос­подь, ни Апо­столы этого не обе­щали. Напро­тив, как гово­рит Спа­си­тель, в мире будете иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир (Ин. 16:33), а Апо­столы учили, что мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие (Деян. 14:22).

Можно быть верным, угод­ным Богу хри­сти­а­ни­ном и тер­петь скорби. Апо­стол Павел – избран­ный сосуд Хри­стов, чтобы воз­ве­щать имя Его перед наро­дами и царями и сынами Изра­и­ле­выми (см. Деян. 9:15) – стра­дал от тяжкой болезни (2Кор. 12:7), небла­го­дар­но­сти уче­ни­ков, жесто­ких пре­сле­до­ва­ний со сто­роны неве­ру­ю­щих иудеев и языч­ни­ков (2Кор. 11), многих других труд­но­стей и опас­но­стей – в том числе опас­но­сти от «лже­бра­тий».

Такая ересь как «тео­ло­гия про­цве­та­ния» (про­по­ве­ду­е­мая неко­то­рыми из хариз­ма­ти­ков; ее также оши­бочно при­пи­сы­вают каль­ви­ни­стам) обе­щает здо­ро­вье и про­цве­та­ние всем, кто уве­рует. Уве­руйте, и Вы будете все в шоко­ладе… Что потом вызы­вает горь­кий вопрос – я уже месяц как уве­ро­вал, почему я до сих пор не в шоко­ладе? (Другой вари­ант «я про­бо­вал это, и это не рабо­тает»).

Сама по себе эта ересь не очень рас­про­стра­нена, но само «ожи­да­ние шоко­лада» от обра­ще­ния встре­ча­ется нередко. Однако жизнь хри­сти­а­нина может оста­ваться труд­ной и тре­бу­ю­щей усилий; хри­сти­а­нин может столк­нуться с бед­но­стью, болез­нью, пре­да­тель­ством и неспра­вед­ли­во­стью.

Люди, кото­рые верят в то, что Бог не допу­стит им ника­ких непри­ят­но­стей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог нико­гда не обещал. Бог обещал другое – что любя­щим Бога, при­зван­ным по Его изво­ле­нию, все содей­ствует ко благу (Рим. 8:28).

На небе­сах мы будем совер­шенно счаст­ливы и избав­лены от всякой скорби; однако Писа­ние никоим обра­зом не обе­щает, что наш путь туда будет ком­форт­ным.

Сомне­ния, свя­зан­ные с разо­ча­ро­ва­нием в людях

Этот тип сомне­ний, кажется, легче всего опро­верг­нуть, но именно им чаще всего объ­яс­няют свое реше­ние люди, поки­нув­шие Цер­ковь. Это сомне­ния в людях. Я‑то верил, что отец Онуф­рий ходя­чий пате­рик и собе­сед­ник анге­лов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу под­свеч­ник, про­из­нес небла­го­че­сти­вое слово. Все, конец, вера раз­ру­шена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожи­да­ния, свя­зан­ные с людьми. Даже верные хри­сти­ане могут про­яв­лять сму­ща­ю­щие сла­бо­сти. Цер­ковь состоит из греш­ни­ков, между кото­рыми, в силу обо­юд­ной гре­хов­но­сти, воз­ни­кают непо­ни­ма­ние и кон­фликты.

Гос­подь вовсе не обе­щает, что в Церкви мы будем насла­ждаться несму­ща­е­мым миром с людьми. В Мф. 18:5 Он гово­рит о том, как мы должны раз­ре­шать кон­фликты между бра­тьями – то есть Он исхо­дит из того, что такие кон­фликты будут про­ис­хо­дить. Более того, в Церкви могут быть и «дела­ю­щие без­за­ко­ние», кото­рые могут про­по­ве­до­вать от Его имени, хотя Он нико­гда не знал их (Мф 7:22).

Итак, что же делать, если вы стал­ки­ва­е­тесь с сомне­ни­ями? Попро­буйте поста­вить вопрос «для чего мне это попу­щено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомне­ния?».

***

«…вера, про­шед­шая через рели­ги­оз­ное сомне­ние, при­об­ре­тает кре­пость несо­мнен­но­сти после сомне­ния: она ста­но­вится насы­щен­ной удо­сто­ве­ре­нием и при­об­ща­ется к рели­ги­оз­ному покою и рели­ги­оз­ному рав­но­ве­сию достиг­шего духа. Такая вера не стра­шится ни слова, ни спора, ни кри­тики, ни упрека в «субъ­ек­ти­визме», ибо она, пройдя путь пред­мет­ного иска­ния и нахож­де­ния, иску­си­лась и в опыте и «методе». И потому она встре­чает кри­тику спо­кой­ным и бла­го­же­ла­тель­ным пред­ло­же­нием: «Испы­туем же Пред­мет еще раз сов­местно!».
Ильин И.А. Акси­омы рели­ги­оз­ного опыта

Сомне­ние есть земной дух от диа­вола и силы не имеет.
пас­тырь Ерма

Кто уве­ро­вал в Бога, тот должен не коле­баться сомне­нием, что потер­пит лише­ние во время своего слу­же­ния. Мало­вер­ный же, не имея твер­дого упо­ва­ния на Бога, осуж­да­ется как невер­ный.
прп. Ефрем Сирин

Сердце, сомне­ва­ю­ще­еся в том, что Бог может даро­вать про­си­мое, нака­зы­ва­ется за сомне­ние: оно болез­ненно томится и стес­ня­ется от сомне­ния. Не про­гнев­ляй же Все­дер­жав­ного Бога ни тению сомне­ния, осо­бенно ты, испы­тав­ший на себе Божие все­мо­гу­ще­ство многое мно­же­ство раз. Сомне­ние – хула на Бога, дерз­кая ложь сердца, или гнез­дя­ще­гося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядо­ви­той змеи, или нет, – что я говорю, пре­не­бре­гай им, не обра­щай на него ни малей­шего вни­ма­ния. Помни, что Бог во время про­ше­ния твоего ожи­дает утвер­ди­тель­ного ответа на вопрос, внут­ренне Им тебе пред­ла­га­е­мый: веру­еши ли, яко могу сие сотво­рити? Да, ты должен из глу­бины сердца отве­тить: верую, Гос­поди! [cр. Мф. 9, 28] И тогда будет по вере твоей.
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Во время скорб­ных обсто­я­тельств, когда обсту­пят, окру­жат сердце помыслы сомне­ния, мало­ду­шия, неудо­воль­ствия, ропота, должно при­ну­дить себя к частому, неспеш­ному, вни­ма­тель­ному повто­ре­нию слов: слава Богу!
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Други разума, не охотно пока­ря­ю­ща­гося вере! Не пре­граж­дайте вере пути к бла­го­дати Божией муд­ро­ва­ни­ями чело­ве­че­скими. Не уби­вайте в себе истины веры сомне­нием; не рас­се­кайте ее изыс­кан­ными и истя­за­тель­ными вопро­ше­ни­ями, холод­ным раз­дроб­ле­нием мерт­вых поня­тий.
свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский

***

См. ПЕЧАЛЬ, УНЫНИЕ, ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ, ВОЛЯ, НЕВЕ­РИЕ, МАЛО­ВЕ­РИЕ,РАЦИ­О­НА­ЛИЗМ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки