Библиотеке требуются волонтёры

Общее соборование: история смещения смысла

cвя­щен­ник Алек­сий Кнутов

Оглав­ле­ние


В послед­ние годы повсе­местно уко­ре­ни­лась прак­тика совер­ше­ния таин­ства Собо­ро­ва­ния над всеми без исклю­че­ния веру­ю­щими – боль­ными и здо­ро­выми – без какой-либо пред­ва­ри­тель­ной испо­веди, причем не только еди­но­жды в год Вели­ким постом, но и мно­го­кратно в тече­ние года. Тому, явля­ется ли данная прак­тика уко­ре­нен­ной в Цер­ков­ном Пре­да­нии и соот­но­сится ли она с самим смыс­лом таин­ства Собо­ро­ва­ния, и посвя­щена данная статья.

Собо­ро­ва­ние (или Еле­освя­ще­ние) – таин­ство, уста­нов­лен­ное для вра­че­ва­ния болез­ней. Согласно Кате­хи­зису, «Еле­освя­ще­ние есть таин­ство, в кото­ром при помазании тела елеем при­зы­ва­ется на боль­ного бла­го­дать Божия, исце­ля­ю­щая немощи душев­ные и телес­ные». Свя­щен­ное Писа­ние ясно ука­зы­вает на то, что источ­ни­ком болез­ней явля­ется гре­хов­ная при­рода чело­века (см., напри­мер: Мк. 2:3, 5).

Святые апо­столы, следуя Боже­ствен­ному при­зыву их Учи­теля: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное» (Мф. 4:17), про­по­ве­до­вали пока­я­ние и «многих боль­ных мазали маслом и исце­ляли» (Мк. 6:12–13). Содер­жа­ние Еле­освя­ще­ния наи­бо­лее полно рас­кры­ва­ется в Новом Завете апо­сто­лом Иако­вом: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал грехи, про­стятся ему» (Иак. 5:14–15). В этих словах апо­стола грех и болезнь и, наобо­рот, исце­ле­ние и про­ще­ние греха стоят в одной связи.

Поэтому изна­чально Собо­ро­ва­ние имело два аспекта, тесно свя­зан­ных друг с другом: это про­ше­ния об исце­ле­нии от болезни и о про­ще­нии грехов боль­ного.

Однако в сред­ние века в гре­че­ских церк­вях в каче­стве исклю­че­ния появи­лась прак­тика (став­шая впо­след­ствии обы­чаем) раз­де­лять эти два аспекта, а именно: совер­шать общее Еле­освя­ще­ние1 для здо­ро­вых людей в целях про­ще­ния их грехов в конце Вели­кого поста на Страст­ной неделе, в чет­верг или суб­боту. В России общее Собо­ро­ва­ние известно c XVI века. Совер­ша­лось оно в неко­то­рых кафед­раль­ных собо­рах и круп­ных мона­сты­рях также на Страст­ной неделе, воз­глав­лял его епи­скоп или игумен, и поря­док его совер­ше­ния отли­чался от Еле­освя­ще­ния, совер­ша­е­мого для боль­ных (глав­ной отли­чи­тель­ной чертой было то, что участ­ву­ю­щие пома­зы­ва­лись елеем только в конце чино­по­сле­до­ва­ния таин­ства)2.

В данной статье рас­кры­ва­ется при­чина того, почему в Церкви на ее исто­ри­че­ском пути воз­никло допу­ще­ние к Собо­ро­ва­нию здо­ро­вых людей, когда в отно­ше­нии них оно стало при­ме­няться как мини­мум в напо­ло­вину изме­нен­ном зна­че­нии. Кроме того, здесь сопо­став­ля­ется тра­ди­ция общего Еле­освя­ще­ния, воз­ник­шая в сред­ние века, и совре­мен­ная прак­тика.

Смысл этого исклю­че­ния – при­чину, по кото­рой телесно здо­ро­вые люди, вопреки пря­мому пред­на­зна­че­нию Еле­освя­ще­ния как таин­ства для боль­ных, стали при­ни­мать в нем уча­стие, – можно найти у свя­ти­теля Симеона Солун­ского: «Согре­шив, мы при­хо­дим к боже­ствен­ным мужам и, при­нося пока­я­ние, совер­шаем испо­ведь пре­гре­ше­ний; по пове­ле­нию их мы при­но­сим Богу святой елей во образ Его мило­сер­дия и состра­да­тель­но­сти, в кото­рых бли­стает боже­ствен­ный и тихий свет бла­го­дати: ибо и свет мы при­но­сим. Когда же и молитва при­но­сится, и елей освя­ща­ется – пома­зу­е­мые елеем обре­тают отпу­ще­ние грехов, как блуд­ница, кото­рая пома­зала ноги Спа­си­теля и от них прияла пома­за­ние на себя»3. В другом месте бла­жен­ный Симеон, рас­суж­дая о том, что при­сту­па­ю­щим к испо­веди пре­гре­ше­ний перед духов­ными отцами пред­пи­сы­ва­ется совер­шать дела мило­сер­дия (как, напри­мер, выкуп плен­ных, забота о боль­ных, бес­по­мощ­ных, сиро­тах), добав­ляет: «Также весьма необ­хо­димо Еле­освя­ще­ние как свя­щен­ный обряд и притом из семи таинств над боль­ными, по при­ня­тому пре­да­нию, и над всяким верным, хотя­щим при­сту­пать к Страш­ным Тайнам, осо­бенно над всяким падшим во грехи и испол­нив­шим пра­вило пока­я­ния, гото­вя­щимся к при­об­ще­нию и полу­чив­шим про­ще­ние от отца. Через этот свя­щен­ный обряд и пома­за­ние святым елеем остав­ля­ются грехи, как пишет брат Гос­по­день; этому содей­ствуют и молитвы иереев»4. Из этих сви­де­тельств сле­дует, что во вре­мена свя­того Симеона (XV в.) на Востоке счи­тали, что таин­ство Еле­освя­ще­ния совер­ша­лось не только над боль­ными, но также и над всяким веру­ю­щим, при­нес­шим пока­я­ние и желав­шим при­сту­пить к Святым Тайнам.

Важно отме­тить, что в объ­яс­не­ние этого обычая святой Симеон ссы­ла­ется не только на апо­стола Иакова, но и на пример еван­гель­ской блуд­ницы, пома­зав­шей елеем ноги Спа­си­теля и полу­чив­шей отпу­ще­ние грехов (см.: Лк. 7:36–50). Послед­ний пример ника­кого отно­ше­ния к таин­ству Еле­освя­ще­ния не имеет, а связан с соб­ственно пока­я­нием и про­ще­нием грехов блуд­ницы. Кано­нист А. Павлов, рас­смат­ри­вая эти слова свя­того Симеона, делает вывод, что в гре­че­ской Церкви в XV веке суще­ство­вала «уста­но­вив­ша­яся и дог­ма­ти­че­ски обос­но­ван­ная прак­тика, в силу кото­рой таин­ство Еле­освя­ще­ния как бы отож­деств­ля­лось с таин­ством Пока­я­ния» и в этом зна­че­нии при­зна­ва­лось необ­хо­ди­мым для гото­вя­щихся к При­ча­ще­нию и в осо­бен­но­сти для тяжких греш­ни­ков, для кото­рых оно было одним из духов­ных подви­гов, назна­ча­е­мых в каче­стве епи­ти­мии духов­ни­ком или высшей цер­ков­ной вла­стью. Этот вид епи­ти­мии εὑχέλαɩα часто упо­ми­нался в пока­ян­ных гре­че­ских номо­ка­но­нах5. Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике, напро­тив, запре­щает исполь­зо­вать Еле­освя­ще­ние в каче­стве канона6 или епи­ти­мии и пред­пи­сы­вает совер­шать это таин­ство только над боль­ными людьми согласно точ­ному смыслу слов апо­стола Иакова: «Мас­ло­освя­ще­ние не бывает за канон, разве точию за недуж­ных, по апо­столь­скому уставу» (163‑е пра­вило). Тем не менее этот обычай в гре­че­ских церк­вях был рас­про­стра­нен и локально при­сут­ство­вал, как уже ука­зы­ва­лось, и в Рус­ской Церкви.

Таким обра­зом, в литур­ги­че­ской исто­рии Еле­освя­ще­ния воз­никло два при­ме­не­ния этого таин­ства: первое – в его основ­ном зна­че­нии как таин­ства, пред­на­зна­чен­ного для боль­ных, и второе – в его факуль­та­тив­ном зна­че­нии как таин­ства, допол­няв­шего и окан­чи­вав­шего пока­я­ние здо­ро­вых людей. При­чина появ­ле­ния такого факуль­та­тив­ного зна­че­ния Еле­освя­ще­ния одна – извест­ные слова апо­стола Иакова: «и если он соде­лал грехи, про­стятся ему» (Иак. 5:15). Об этом сви­де­тель­ствует запад­ный ученый, литур­гист XVII века Иаков Гоар, долгое время живший на Востоке. Он рас­ска­зы­вает, что греки в оправ­да­ние своего обычая допус­кать на Страст­ной неделе здо­ро­вых к таин­ству Еле­освя­ще­ния при­во­дили именно эти слова апо­стола Иакова, рас­суж­дая, что раз резуль­тат этого таин­ства – отпу­ще­ние грехов, то тогда воз­можно пре­по­да­вать его всем нуж­да­ю­щимся7. Н. Крас­но­сель­цев по этому поводу писал: «Взгляд на таин­ство Еле­освя­ще­ния как на одно из средств для полу­че­ния отпу­ще­ния грехов есть взгляд весьма древ­ний и был выска­зы­ваем мно­гими отцами и учи­те­лями Церкви»8.

К концу XX века это факуль­та­тив­ное зна­че­ние Собо­ро­ва­ния, совер­шав­ше­гося ранее в каче­стве исклю­че­ния для здо­ро­вых людей на Страст­ной сед­мице, было рас­ши­рено настолько, что стало уже каче­ственно иным, совер­шенно новым обы­чаем почти всей Рус­ской Церкви. Общее Еле­освя­ще­ние стало совер­шаться в абсо­лют­ном боль­шин­стве храмов при­ход­скими свя­щен­ни­ками по тому же точно чину, что и для боль­ных, в тече­ние всего Вели­кого поста, а потом и в другие посты и даже в неко­то­рых храмах в тече­ние всего года. Где-то стало воз­мож­ным собо­ро­ваться одному и тому же чело­веку по нескольку раз в год9.

В итоге сего­дня по весьма рас­про­стра­нен­ной прак­тике участ­во­вать в общем Собо­ро­ва­нии может любой чело­век (есте­ственно, кре­щен­ный) без какой-либо под­го­товки к таин­ству: без соблю­де­ния поста, без пред­ва­ри­тель­ной испо­веди.

Что же про­изо­шло? Через факуль­та­тив­ное зна­че­ние общего Собо­ро­ва­ния как чина, зна­ме­но­вав­шего конец пока­ян­ного подвига хри­сти­а­нина, доступ к нему полу­чили здо­ро­вые люди. Среди них есть те, кото­рые не ведут созна­тель­ной духов­ной жизни, не имеют живой связи с Цер­ко­вью, не явля­ются посто­ян­ными при­хо­жа­нами. Не пони­мая зна­че­ния общего Собо­ро­ва­ния как таин­ства, завер­ша­ю­щего обя­за­тель­ное пока­я­ние (кото­рое могло у них еще даже не начаться), они собо­ру­ются, имея в виду по пре­иму­ще­ству его первое, основ­ное зна­че­ние как таин­ства для боль­ных, желая укреп­ле­ния своего здо­ро­вья. Однако это зна­че­ние Еле­освя­ще­ния к их ситу­а­ции (если они тяжело боль­ными не явля­ются) совер­шенно не отно­сится. Поэтому руко­вод­ства, запре­ща­ю­щие пре­по­да­вать это таин­ство здо­ро­вым людям, по-преж­нему сохра­няют свое зна­че­ние: «над здра­выми ника­коже дер­зати тво­рити Еле­освя­ще­ние»10.

Иерей Вадим Кор­жев­ский о таком оши­боч­ном отно­ше­нии к Еле­освя­ще­нию пишет: «Мало кто заду­мы­ва­ется о том, что уча­стие в таин­стве Собо­ро­ва­ния может иметь невер­ную моти­ва­цию, а значит, и при­вле­кать вместо бла­го­сло­ве­ния осуж­де­ние Божие, как и при уча­стии в любом другом таин­стве Церкви с несо­от­вет­ству­ю­щей каж­дому таин­ству целью… Многие к таин­ству Собо­ро­ва­ния отно­сятся как к уни­каль­ному меди­цин­скому сред­ству от всех забо­ле­ва­ний»11. И про­ис­хо­дит вся эта пута­ница из-за сво­бод­ного мас­со­вого допуска к уча­стию в общем Собо­ро­ва­нии людей без их пред­ва­ри­тель­ного пока­я­ния, испо­веди и настав­ле­ния. Напри­мер, сего­дня в опуб­ли­ко­ван­ных мате­ри­а­лах на пра­во­слав­ных сайтах можно встре­тить сле­ду­ю­щие реко­мен­да­ции по уча­стию в Собо­ро­ва­нии: «Согласно цер­ков­ной тра­ди­ции, Еле­освя­ще­ние пред­по­чти­тельно совер­шать вместе с испо­ве­дью»; «Испо­ведь, как пра­вило, про­ис­хо­дит до Cобо­ро­ва­ния, а не после»; «Без­условно, полезно и разумно будет соеди­нять таин­ство Собо­ро­ва­ния с испо­ве­дью и с при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин, потому что, по вере Церкви, в Собо­ро­ва­нии также пода­ется про­ще­ние забы­тых нами грехов, и, есте­ственно, чело­век, кото­рый поис­по­ве­до­вался, искренне очи­стил свою душу в таин­стве Пока­я­ния, тот с боль­шей для себя поль­зой и посо­бо­ру­ется»; «После Собо­ро­ва­ния веру­ю­щие ста­ра­ются испо­ве­даться (если не испо­ве­да­лись до) и при­ча­ститься»; «Нужно ли перед ним (перед Собо­ро­ва­нием. – о. А.К.) испо­ве­до­ваться?» – ответ: «Для этого нет ника­ких осно­ва­ний, связка Собо­ро­ва­ния с Испо­ве­дью воз­никла, по всей види­мо­сти, из-за связки Испо­веди с При­ча­стием…»

Как видно из этих реко­мен­да­ций, соот­но­ше­ние Испо­веди и Собо­ро­ва­ния либо не уточ­ня­ется, либо Испо­ведь перед Еле­освя­ще­нием не рас­смат­ри­ва­ется как что-то необ­хо­ди­мое, а только как жела­тель­ное либо вообще счи­та­ется чем-то совсем не обя­за­тель­ным.

При­ве­ден­ные выше факты исто­рии общего Собо­ро­ва­ния во многом объ­яс­няют необ­хо­ди­мость пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки к этому таин­ству. Тем не менее, учи­ты­вая, что прак­тика сво­бод­ного допуска к общему Собо­ро­ва­нию всех жела­ю­щих явля­ется очень рас­про­стра­нен­ной, стоит в систе­ма­ти­че­ском порядке изло­жить при­чины, по кото­рым эта пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка явля­ется важной и необ­хо­ди­мой. Поскольку в совре­мен­ных усло­виях в общем Собо­ро­ва­нии при­ни­мают уча­стие не только здо­ро­вые, но также и тяжело боль­ные люди12, ниже при­во­ди­мые рас­суж­де­ния каса­ются и тех, и других.

Аргу­менты в пользу того, что испо­ведь должна совер­шаться перед Собо­ро­ва­нием

  1. Суще­ствует общий прин­цип, по кото­рому уча­стие в таин­ствах должно пред­ва­ряться пока­я­нием (в случае с Кре­ще­нием) или совер­ше­нием таин­ства Испо­веди (во всех осталь­ных слу­чаях). Этот прин­цип зиждется на еван­гель­ском при­зыве: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное» (Мф.3:2; 4:17).

Так, перед Кре­ще­нием в созна­тель­ном воз­расте кре­ща­ю­ще­муся необ­хо­димо осо­знать свои грехи и иметь реши­мость их испра­вить. По совре­мен­ным ука­за­ниям, кате­хи­за­тору реко­мен­ду­ется с гото­вя­щимся ко Кре­ще­нию про­ве­сти «испо­ве­даль­ную беседу»13.

Перед Миро­по­ма­зы­ва­нием (в случае при­со­еди­не­ния к Пра­во­сла­вию) необ­хо­димо про­во­дить гене­раль­ную испо­ведь. Напри­мер, в руко­вод­стве по при­со­еди­не­нию рас­коль­ни­ков гово­рится, что епи­скоп или свя­щен­ник, наста­вив при­со­еди­ня­ю­ще­гося в учении пра­во­слав­ной веры, «да пове­лит ему испо­ве­дати вся грехи своя, елика от юности своея памят­ствует»14.

Необ­хо­ди­мость Испо­веди перед при­ча­ще­нием Святых Тайн Хри­сто­вых явля­ется обще­из­вест­ной исти­ной (здесь не рас­смат­ри­ва­ется более част­ный вопрос о том, нужно ли испо­ве­до­ваться каждый раз перед при­ча­ще­нием – в совре­мен­но­сти допус­ка­ются разные под­ходы).

Перед Вен­ча­нием также совер­ша­ется таин­ство Испо­веди. В 50‑й главе Корм­чей об этом гово­рится так: «Прежде Вен­ча­ния и бла­го­сло­ве­ния брач­наго да нака­жет иерей и пове­лит жениху и неве­сте испо­ведь сотво­рити всех грехов своих, и аще мощно есть при­уго­тов­ляти себе постом и молит­вами и к свя­тому При­ча­ще­нию»15.

Перед Хиро­то­нией обя­за­тельно совер­ша­ется став­лен­ни­че­ская испо­ведь16.

То же самое каса­ется и таин­ства Собо­ро­ва­ния. Про­то­и­е­рей Михаил Архан­гель­ский в своем иссле­до­ва­нии о Еле­освя­ще­нии пишет: «Пока­я­ние и испо­ве­да­ние грехов, как необ­хо­ди­мое усло­вие при­ня­тия Свя­того Духа, вообще, тре­бу­ется перед совер­ше­нием хри­сти­ан­ских таинств, напри­мер Кре­ще­ния, Миро­по­ма­за­ния, При­ча­ще­ния, Свя­щен­ства, брака и рав­ного им Еле­освя­ще­ния»17.

Таким обра­зом, Кре­ще­ние вводит чело­века в Цер­ковь, откры­вает для него другие таин­ства. Таин­ство Пока­я­ния как «второе» Кре­ще­ние воз­вра­щает в Цер­ковь чело­века, отпав­шего от нее, при­ми­ряет его с ней и с Богом. Нико­гда не испо­ве­до­вав­ши­еся, испо­ве­до­вав­ши­еся давно (больше года) отде­ляют себя от Церкви накап­ли­ва­ю­щи­мися гре­хами и неуча­стием в ее спа­си­тель­ных таин­ствах. Вер­нуть тако­вых в Цер­ковь должна, прежде всего, испо­ведь, но уж никак не Собо­ро­ва­ние. А на общих Собо­ро­ва­ниях обычно бывает немало людей, кото­рые давно не испо­ве­до­ва­лись и не имеют живой связи с Цер­ко­вью.

  1. Об обя­за­тель­но­сти совер­ше­ния испо­веди перед Еле­освя­ще­нием ука­зы­ва­ется в руко­вод­ствах по совер­ше­нию Собо­ро­ва­ния.

Напри­мер, в пре­ди­сло­вии к Еле­освя­ще­нию Треб­ника свя­ти­теля Петра Могилы гово­рится: «В‑первых, убо к совер­ше­нию Тайны сея (то есть Еле­освя­ще­ния. – о. А.К.) при­сту­пити хотя, древ­ний обычай цер­ков­ный, о иерею, сохрани: яко да боль­ный, перед при­я­тием ея, Тайною пока­я­ния очи­стит себе, сие есть испо­ве­да­нием грехов своих, и посем соверши ему тайну Еле­освя­ще­ния»18. В книге «О долж­но­стях пре­сви­те­ров» запо­ве­ду­ется: «…понеже отпу­ще­ние грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спа­си­тель­ная, не бывает без истин­ного пока­я­ния, потому боль­ной прежде Еле­освя­ще­ния да при­уго­то­вит себя истин­ным пока­я­нием и, испо­ве­дав грехи, раз­ре­ше­ние да при­и­мет»19. В иссле­до­ва­нии про­то­и­е­рея Миха­ила Архан­гель­ского ука­зы­ва­ется: «…согласно с прак­ти­кой апо­столь­скою и все­лен­ской Церкви в насто­я­щее время в нашей Церкви обя­за­тельно тре­бу­ется испо­ведь недуж­ного перед совер­ше­нием Еле­освя­ще­ния»20.

  1. Пред­ва­ря­ю­щую Еле­освя­ще­ние испо­ведь одно­значно под­ра­зу­ме­вают молитвы чино­по­сле­до­ва­ния Собо­ро­ва­ния.

Во второй молитве освя­ще­ния елея боль­ному испра­ши­ва­ется «совер­шен­ное избав­ле­ние грехов». Почему? Потому что он «первое избав­ле­ние» полу­чил в таин­стве Испо­веди. Это соот­но­ше­ние таинств Испо­веди и Еле­освя­ще­ния в отно­ше­нии отпу­ще­ния грехов кратко фор­му­ли­рует отец Михаил: в «пока­я­нии грехи отпус­ка­ются без Еле­освя­ще­ния, а в Еле­освя­ще­нии – с пред­ва­ри­тель­ным совер­ше­нием испо­веди и пока­я­ния»21.

Далее, в молитве перед вторым пома­зы­ва­нием гово­рится: «Всели в раба твоего имярек, познав­шаго своя согре­ше­ния». Когда же он осо­знал свои согре­ше­ния? Оче­видно, когда испы­ты­вал свою совесть и резуль­таты своего пока­я­ния принес в таин­стве Испо­веди, о чем и сви­де­тель­ствует свя­щен­ник, читая эту молитву, что такое пока­я­ние было при­не­сено, ибо он и узнаёт об этом соб­ственно в испо­веди. Ведь сви­де­тель­ство­ва­ние о грехах и явля­ется одним из сущ­ност­ных момен­тов таин­ства Испо­веди – испо­ведь при­но­сится Богу, а свя­щен­ник об этом сви­де­тель­ствует и читает раз­ре­ши­тель­ную молитву, бла­го­да­тью Божией раз­ре­шая каю­ще­гося от грехов. А если испо­ведь не совер­ша­ется перед Собо­ро­ва­нием (или совер­ша­ется после), то это выра­же­ние о позна­нии грехов с точки зрения совер­ши­теля Собо­ро­ва­ния ста­но­вится гада­тель­ным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё нахо­дится в тай­ни­ках души чело­века.

Та же мысль при­сут­ствует в послед­ней молитве, при чтении кото­рой на главу боль­ного воз­ла­га­ется Еван­ге­лие. Свя­щен­ник в ней молится, чтобы Бог принял боль­ного, «каю­ща­гося о своих си согре­ше­ниих». В сакра­мен­таль­ном отно­ше­нии здесь свя­щен­ник опять сви­де­тель­ствует об имев­шем место пока­я­нии чело­века.

Кроме того, в самом конце Собо­ро­ва­ния, после отпу­ста, при­сту­пив­шие к таин­ству трое­кратно испра­ши­вают у свя­щен­ни­ков про­ще­ние грехов: «Бла­го­сло­вите отцы святи…». Свя­ти­тель Симеон Солун­ский сооб­щает, что этот обряд испра­ши­ва­ния про­ще­ния есть форма утвер­жде­ния про­ще­ния, ранее уже полу­чен­ного в пока­я­нии22.

  1. Если всё-таки гово­рить о том, что в Еле­освя­ще­нии про­ща­ются «забы­тые» грехи, то это могут быть только грехи, о кото­рых чело­век не знал или забыл во время испо­веди.

Если же Еле­освя­ще­ние не пред­ва­ряет испо­ведь, то эти рас­суж­де­ния теряют свою логику. Как пишет про­то­и­е­рей Михаил Архан­гель­ский: «В пока­я­нии пода­ется отпу­ще­ние всех испо­ве­дан­ных грехов, а в Еле­освя­ще­нии, допол­ни­тельно, отпус­ка­ются и такие нрав­ствен­ные недуги, кото­рые, по нена­ме­рен­но­сти и т.п., оста­лись не испо­ве­дан­ными»23. Поэтому: «Еле­освя­ще­ние, в отно­ше­нии к отпу­ще­нию грехов, может быть названо таин­ством допол­ни­тель­ным»24.

  1. В ситу­а­ции с общим Собо­ро­ва­нием здо­ро­вых людей, как уже ука­зы­ва­лось выше, на первое место выхо­дит факуль­та­тив­ное зна­че­ние Еле­освя­ще­ния как таин­ства отпу­ще­ния грехов.

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский, опи­сы­вая обсто­я­тель­ства допуска к Еле­освя­ще­нию здо­ро­вых людей, при­но­сив­ших пока­я­ние, одно­значно пред­став­лял пома­за­ние елеем как акт, вен­чав­ший их пока­ян­ный труд. Н. Крас­но­сель­цев об этом писал: «Обряд освя­ще­ния и пома­за­ния, совер­шён­ный при ука­зан­ных усло­виях, не мог быть ничем иным, как только обря­дом, допол­няв­шим тор­же­ствен­ную обста­новку вос­со­еди­не­ния пуб­лично каяв­шихся и имев­шим про­стой исто­рико-сим­во­ли­че­ский смысл (здесь име­ется в виду пример еван­гель­ской блуд­ницы, полу­чив­шей про­ще­ние грехов после пома­за­ния елеем ног Спа­си­теля. – о. А.К.), обря­дом, отно­ся­щимся исклю­чи­тельно к обста­новке таин­ства пока­я­ния»25.

Да и само время совер­ше­ния общего Собо­ро­ва­ния в конце Вели­кого поста, на Страст­ной сед­мице, пока­зы­вает, что оно рас­смат­ри­ва­лось как акт окон­ча­ния пока­я­ния. Подвиг пока­я­ния в тече­ние Вели­кого поста неиз­бежно ока­зы­ва­ется состо­я­щим из соблю­де­ния поста и испо­веди. При таком «пока­янно-подвиж­ни­че­ском» пони­ма­нии воз­мож­ность уча­стия в Собо­ро­ва­нии здо­ро­вых людей – это всегда выход на «финиш­ную прямую» пока­я­ния, но никак не его начало. Однако сего­дня на общее Собо­ро­ва­ние при­хо­дят в нема­лом коли­че­стве люди, кото­рых редко видно или вообще нет в церкви, кото­рые, может быть, даже и не начи­нали этот подвиг пока­я­ния.

  1. Нали­чие нерас­ка­ян­ных тяже­лых грехов, пре­пят­ству­ю­щих чело­веку участ­во­вать в Собо­ро­ва­нии.

Выявить их как раз и должна испо­ведь перед Собо­ро­ва­нием, кото­рая «необ­хо­дима потому, чтобы не пре­по­дать таин­ства тому, кто не имеет права и спо­соб­но­сти к при­ня­тию его, как то: невер­ному, ино­верцу, огла­ша­е­мому, про­хо­дя­щему цер­ков­ное пока­я­ние, отступ­нику, без­бож­нику…26 Из пра­во­слав­ных не могут быть допу­щены к Еле­освя­ще­нию нерас­ка­ян­ные и оже­сто­чен­ные греш­ники»27. Допус­кать таких к Еле­освя­ще­нию, по мысли про­то­и­е­рея Миха­ила Архан­гель­ского, то же самое, что бро­сать жемчуг перед сви­ньями (ср.: Мф. 7:6)28. В каче­стве совре­мен­ного при­мера здесь можно при­ве­сти одно­вре­мен­ное заня­тие эзо­те­ри­кой и веде­ние цер­ков­ной жизни с уча­стием в таин­ствах цер­ков­ных. Слу­чаться такое сов­ме­ще­ние может либо по неве­же­ству, либо по дерз­кой гор­до­сти чело­века, нахо­дя­ще­гося в пре­ле­сти и счи­та­ю­щего, что одно дру­гому не мешает.

  1. Пас­тыр­ская целе­со­об­раз­ность.

Как уже упо­ми­на­лось, в общем Собо­ро­ва­нии часто при­ни­мают уча­стие люди нево­цер­ко­в­лен­ные. Во время испо­веди им можно дать какие-то настав­ле­ния, сори­ен­ти­ро­вать и т.д. Уча­стие же в Собо­ро­ва­нии для таких мало­све­ду­щих людей без пред­ва­ри­тель­ной испо­веди и беседы спо­собно выво­дить на первый план пре­иму­ще­ственно житей­ские сооб­ра­же­ния «пойти посо­бо­ро­ваться, чтобы не болеть».

Выводы

Для уча­стия в общем Собо­ро­ва­нии необ­хо­дима пред­ва­ри­тель­ная испо­ведь. Допу­ще­ние к Собо­ро­ва­нию без пред­ва­ри­тель­ной испо­веди явля­ется нару­ше­нием литур­ги­че­ского Пре­да­ния и иска­же­нием содер­жа­ния таин­ства Еле­освя­ще­ния в его соот­но­ше­нии с таин­ством Пока­я­ния.

Кроме испо­веди в под­го­товку к общему Собо­ро­ва­нию должно вхо­дить и соблю­де­ние Вели­кого поста, во время кото­рого совер­ша­ется Еле­освя­ще­ние. Об этом пра­вила нет, но такова сама логика, смысл совер­ше­ния Собо­ро­ва­ния в глав­ный пост Церкви. Ведь, как ука­зы­ва­лось выше, сама тра­ди­ция общего Еле­освя­ще­ния исто­ри­че­ски нераз­рывно свя­зана с завер­ше­нием Вели­кого поста, когда к нему при­сту­пали те, кто этот пост соблю­дал и нес подвиг пока­я­ния и воз­дер­жа­ния.

С точки зрения необ­хо­ди­мо­сти уста­нов­ле­ния хотя бы неко­то­рой связи совре­мен­ной прак­тики как с содер­жа­нием самого таин­ства Еле­освя­ще­ния, так и с тра­ди­цией общего Собо­ро­ва­ния, сле­дует допус­кать к нему тех, кто собо­ро­вался послед­ний раз не менее года назад (в соот­вет­ствии с недав­ним напо­ми­на­нием об этом Свя­щен­ным Сино­дом РПЦ от 25 декабря 2012 года29), соблю­дал весь Вели­кий пост, во время него хотя бы один раз испо­ве­до­вался и взял у испо­ве­ду­ю­щего свя­щен­ника бла­го­сло­ве­ние на уча­стие в этом таин­стве.

К ска­зан­ному сле­дует также доба­вить, что допу­ще­ние к уча­стию в Собо­ро­ва­нии здо­ро­вых людей – это всё-таки скорее исклю­че­ние, чем норма. Иссле­до­ва­тель исто­рии таин­ства Еле­освя­ще­ния про­то­и­е­рей Михаил Архан­гель­ский об этом писал так: «Известно, что почти нет правил без исклю­че­ний. Елео­по­ма­за­ние, совер­ша­е­мое по местам для здо­ро­вых, есть именно сде­лан­ное святою Цер­ко­вью исклю­че­ние из общего пра­вила совер­шать его только над тяжко боль­ными»30. На Руси и в гре­че­ских церк­вях общее Собо­ро­ва­ние здо­ро­вых людей совер­ша­лось только раз в году – на Страст­ной сед­мице. В совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции общее Еле­освя­ще­ние про­во­дится не только после утрени Вели­кого чет­верга, но также, как пра­вило, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова. В связи с этим, в целях сохра­не­ния факуль­та­тив­ного зна­че­ния общего Еле­освя­ще­ния для здо­ро­вых всего лишь как исклю­че­ния (а не нормы), сле­дует при­знать акту­аль­ной и очень умест­ной реко­мен­да­цию комис­сии Меж­со­бор­ного при­сут­ствия РПЦ по вопро­сам бого­слу­же­ния и цер­ков­ного искус­ства совер­шать общее Собо­ро­ва­ние только в период Вели­кого поста и, в виде исклю­че­ния, в дни пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова – тогда, когда уста­вом пред­пи­сы­ва­ется осо­бенно стро­гий пост, «но не в прочие посты и обыч­ные дни года»31. К этому можно доба­вить, что, с точки зрения пре­ем­ствен­но­сти, жела­тельно, чтобы Собо­ро­ва­ние совер­ша­лось в конце поста.

Также, в соот­вет­ствии с доз­во­ле­нием Свя­щен­ного Синода РПЦ32, пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным, для более удоб­ного и ясного раз­гра­ни­че­ния осно­ва­ний уча­стия в Еле­освя­ще­нии, совер­шать общее Собо­ро­ва­ние над боль­ными и здо­ро­выми людьми не одно­вре­менно, а в разное время и раз­ными чинами, как это было при­нято ранее в Рус­ской Церкви и про­ис­хо­дит в совре­мен­ной гре­че­ской прак­тике.

Выводы и пред­ло­же­ния, сде­лан­ные в насто­я­щей статье, не вносят ничего нового, а явля­ются лишь напо­ми­на­нием того опыта совер­ше­ния Еле­освя­ще­ния, кото­рый заклю­чен в цер­ков­ной исто­рии и Пре­да­нии. Акту­а­ли­за­ция этого опыта в совре­мен­но­сти поз­во­лит сохра­нить пре­ем­ствен­ность между прак­ти­кой (срок суще­ство­ва­ния кото­рой к тому же, как уже ука­зы­ва­лось, совсем неболь­шой – нача­лась она с конца XX века) и тра­ди­цией, помо­жет сде­лать уча­стие веру­ю­щих в таин­стве Собо­ро­ва­ния более созна­тель­ным и ответ­ствен­ным, а также устра­нит осно­ва­ния для заме­ча­ний к совер­ше­нию общих Собо­ро­ва­ний, подоб­ных тому, кото­рое сделал Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II на Епар­хи­аль­ном собра­нии г. Москвы в 2004 году33.

cвя­щен­ник Алек­сий Кнутов
28 ноября 2017 г.


При­ме­ча­ния:

1 Общее Еле­освя­ще­ние – совер­ше­ние таин­ства сразу над несколь­кими людьми.

2 Крас­но­сель­цев Н. К исто­рии пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния по поводу неко­то­рых служб и обря­дов, ныне не упо­треб­ля­ю­щихся. Мате­ри­алы и иссле­до­ва­ния по руко­пи­сям Соло­вец­кой биб­лио­теки. Казань, 1889. С. 80–83.

Далее также будут делаться ссылки на работы пре­иму­ще­ственно доре­во­лю­ци­он­ных авто­ров, поскольку тема­тика данной статьи рас­смат­ри­ва­лась в основ­ном именно ими.

3 Симеон, бла­жен­ный, архи­епи­скоп Фес­са­ло­ний­ский. Раз­го­вор о святых свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах Церкви // Писа­ния святых отцев и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. Т. 2. СПб., 1856. C. 43.

4 Симеон, бла­жен­ный, архи­епи­скоп Солун­ский. Ответы на неко­то­рые вопросы, пред­ло­жен­ные бла­жен­ному Симеону от архи­ерея // Писа­ния святых отцев и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. Т. 3. СПб., 1857. С. 204.

5 Павлов А. Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике. Его исто­рия и тексты, гре­че­ский и сла­вян­ский, с объ­яс­ни­тель­ными и кри­ти­че­скими при­ме­ча­ни­ями // Ученые записки Импе­ра­тор­ского Мос­ков­ского уни­вер­си­тета. Отдел юри­ди­че­ский. Вып. 14. М., 1897. С. 307–308.

6 В чино­по­сле­до­ва­нии испо­веди даже в совре­мен­ном Треб­нике ука­зы­ва­ется о том, что после испо­веди духов­ник назна­чает каю­ще­муся «канон», т.е. епи­ти­мью.

7 Goar J. Εὐχολόγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum… P., 1647. – Цит. по: Крас­но­сель­цев Н. Указ. соч. С. 89.

8 Крас­но­сель­цев Н. Указ. соч. С. 89. В каче­стве при­ме­ров можно при­ве­сти Ори­гена (Origenis. In Leviticum homilia II, 4 // PL. B. 12. P. 418–419) и свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста (Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский. Третья беседа о свя­щен­стве // Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский. Тво­ре­ния. Свято-Успен­ская Поча­ев­ская Лавра, 2005. Т. 1. С. 522).

9 Это про­ис­хо­дит, несмотря на не доз­во­ля­ю­щие это руко­вод­ства по совер­ше­нию Еле­освя­ще­ния и настав­ле­ния свя­щен­но­на­ча­лия. Одно из послед­них – поста­нов­ле­ние Свя­щен­ного Синода РПЦ от 25 декабря 2012 года, в кото­ром ука­зы­ва­ется: «Напом­нить архи­пас­ты­рям и пас­ты­рям о необ­хо­ди­мо­сти разъ­яс­нять зна­че­ние таин­ства Еле­освя­ще­ния пасо­мым, при­ни­ма­ю­щим в нем уча­стие, осо­бенно когда в дни Вели­кого поста оно совер­ша­ется в мона­сты­рях и на при­хо­дах при боль­шом сте­че­нии моля­щихся, и обра­щать вни­ма­ние послед­них на то, что в отсут­ствии появ­ле­ния или обостре­ния тяже­лых забо­ле­ва­ний и травм уча­стие в этом таин­стве более одного раза в год сви­де­тель­ствует о невер­ном его пони­ма­нии» (Журнал № 130 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года, п. 3 // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html.

10 Из текста «Архи­ерей­ской гра­моты» свя­щен­ни­кам. – Цит. по: Архан­гель­ский М., про­то­и­е­рей. О тайне свя­того елея. Иссле­до­ва­ние об исто­ри­че­ском раз­ви­тии чино­со­вер­ше­ния Еле­освя­ще­ния от уста­нов­ле­ния сего таин­ства до изда­ния нынеш­него его «После­до­ва­ния», с подроб­ным изъ­яс­не­нием сего послед­него. СПб., 1895. С. 83–84.

11 Кор­жев­ский Вадим, иерей. Тра­ди­ции и заблуж­де­ния. Тюмень, 2016. С. 269–270.

12 В «Настоль­ной книге для свя­щенно-цер­ковно-слу­жи­те­лей» ука­зы­ва­ется: «Боль­ной, при­ни­ма­ю­щий таин­ство, должен быть при­го­тов­лен­ным к при­ня­тию его испо­ве­дью и затем, по совер­ше­нии уже Еле­освя­ще­ния, он обык­но­венно при­ча­ща­ется Святых Таин» (Бул­га­ков С.В. Настоль­ная книга для свя­щенно-цер­ковно-слу­жи­те­лей. М., 1993. С. 1275). Мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) по поводу испо­веди боль­ных перед Собо­ро­ва­нием пишет, что «отпу­ще­ние грехов через таин­ство Еле­освя­ще­ния, назна­чен­ного соб­ственно для тяжко боль­ных, есть не что иное, как вос­пол­не­ние отпу­ще­ния грехов в таин­стве пока­я­ния – вос­пол­не­ние не по недо­ста­точ­но­сти самого пока­я­ния для раз­ре­ше­ния всех грехов, а по немощи боль­ных вос­поль­зо­ваться этим спа­си­тель­ным вра­чев­ством во всей его пол­ноте и спа­си­тель­но­сти» (Мака­рий (Бул­га­ков), мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Коло­мен­ский. Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. СПб., 1883. Т. 2. C. 474). Ведь боль­ной во время тяжкой болезни «не всегда спо­со­бен, изне­мо­гая телом и душою, при­не­сти истин­ное совер­шен­ное рас­ка­я­ние в грехах и вообще выпол­нить те усло­вия, какие тре­бу­ются от каю­ще­гося для полу­че­ния раз­ре­ше­ния от грехов; так как неко­то­рые грехи по немощи он может испо­ве­до­вать не вполне, а другие и вовсе не испо­ве­до­вать по забве­нию… то мило­серд­ный Гос­подь, соб­ственно для такого рода боль­ных, даро­вал еще особое вра­чев­ство к увра­че­ва­нию их немо­щей душев­ных в таин­стве Еле­освя­ще­ния» (Там же. С. 473, 474).

13 См., напри­мер: Мето­ди­че­ское посо­бие кате­хи­за­то­рам для про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед перед при­ня­тием таин­ства Кре­ще­ния // https://azbyka.ru/katehizacija/metodicheskoe-posobie-katexizatoram-dlya-provedeniya-oglasitelnyx-besed.shtml.

14 Бул­га­ков С.В. Настоль­ная книга для свя­щенно-цер­ковно-слу­жи­те­лей. С. 1037.

15 Корм­чая книга. Гл. 50. СПб., 2004 (Репринт с изда­ния 1650 г.). С. 1160.

16 Пись­мен­ная отметка о про­хож­де­нии став­лен­ни­че­ской испо­веди входит в обя­за­тель­ный набор став­лен­ни­че­ских доку­мен­тов, пода­ва­е­мых на рас­смот­ре­ние к пра­вя­щему епи­скопу.

17 Архан­гель­ский М., про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 234.

18 Треб­ник мит­ро­по­лита Петра (Могилы). Киев, 1996 (Репринт­ное изда­ние 1646 г.). Л. 446.

19 О долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских. М., 2004. С. 149.

20 Архан­гель­ский М., про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 235.

21 Там же. С. 236.

22 Симеон, бла­жен­ный, архи­епи­скоп Фес­са­ло­ний­ский. Раз­го­вор о святых свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах Церкви. С. 370, 376.

23 Архан­гель­ский М., про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 236.

24 Мали­нов­ский Н., про­то­и­е­рей. Пра­во­слав­ное дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. Сер­гиев Посад, 1909. Т. 4. С. 411.

25 Крас­но­сель­цев Н. Указ. соч. С. 93.

26 Архан­гель­ский М., про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 234.

27 Там же. С. 60.

28 Отец Михаил рас­суж­дает так вслед за свя­ти­те­лем Иоан­ном Зла­то­устом (Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея. Беседа 23 // Иоанн Зла­то­уст, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский. Тво­ре­ния. Свято-Успен­ская Поча­ев­ская Лавра, 2005. Т. 7. С. 271–273) и бла­жен­ным Фео­фи­лак­том Бол­гар­ским. По послед­нему, свиньи – это хотя и веру­ю­щие, но веду­щие жизнь нечи­стую (Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, бла­жен­ный. Бла­го­вест­ник. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея. М., 2004. Кн. 1. С. 76).

29 См. сноску 9.

30 Архан­гель­ский М., про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 93.

31 «Учи­ты­вая тесную связь общего Еле­освя­ще­ния с празд­но­ва­нием Пасхи, совер­ше­ние этого чина доз­во­ля­ется только в период Вели­кого поста или, в случае обос­но­ван­ной пас­тыр­ской необ­хо­ди­мо­сти (мно­же­ство жела­ю­щих) и в виде осо­бого исклю­че­ния, в дни пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова, когда устав пред­пи­сы­вает осо­бенно стро­гий пост, – но не в прочие посты и обыч­ные дни года» (Из пояс­ни­тель­ной записки комис­сии Меж­со­бор­ного при­сут­ствия РПЦ по вопро­сам бого­слу­же­ния и цер­ков­ного искус­ства, пред­став­лен­ной на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 25–26 декабря 2012 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html).

32 «В свете ска­зан­ного допус­ка­ется совер­ше­ние общего Еле­освя­ще­ния с про­чте­нием всех поло­жен­ных по чину Апо­сто­лов, Еван­ге­лий и молитв без сопро­вож­де­ния их пома­за­ни­ями, но с совер­ше­нием каждым из участ­ву­ю­щих в чине иереев одно­крат­ного пома­за­ния моля­щихся в конце после­до­ва­ния» (Журнал № 130 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html).

33 Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий II на Епар­хи­аль­ном собра­нии города Москвы 15 декабря 2004 года о прак­тике общих собо­ро­ва­ний гово­рил сле­ду­ю­щее: «В тече­ние не только Вели­кого, но и всех осталь­ных постов устра­и­ва­ются еже­не­дель­ные общие собо­ро­ва­ния. Про­дик­то­вано это чаще всего отнюдь не духов­ными потреб­но­стями при­хо­жан, а жаждой полу­че­ния допол­ни­тель­ных дохо­дов. Чтобы было больше народу, собо­руют не только боль­ных, что преду­смот­рено чино­по­сле­до­ва­нием таин­ства Еле­освя­ще­ния, а всех подряд, в том числе и малень­ких детей» // https://mospat.ru/archive/2004/12/26083/.

http://www.pravoslavie.ru

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки