Оправ­да­ние

***

Оправда́ние – 1) бого­слов­ское поня­тие, сбли­жа­ю­ще­еся по смыслу с поня­тием «Искуп­ле­ние» (Рим.5:9); 2) дей­ствие все­про­ще­ния Божия, направ­лен­ное на очи­ще­ние чело­века от скверны греха, вос­ста­нов­ле­ние, обнов­ле­ние, духовно-нрав­ствен­ное пре­об­ра­же­ние лич­но­сти (Лк.18:14); 3) аргу­мен­ти­ро­ван­ное объ­яс­не­ние чело­ве­ком моти­вов, обсто­я­тельств и целей нрав­ственно оце­ни­ва­е­мого помысла или поступка, име­ю­щее целью частич­ное или полное снятие с него ответ­ствен­но­сти, вины; 4) дей­ствие чело­века, направ­лен­ное на загла­жи­ва­ние вины перед Богом (может быть реа­ли­зо­вано только при Боже­ствен­ном уча­стии; без содей­ствия бла­го­дати чело­век не в силах оправ­даться перед Высшим Пра­во­суд­ным Судьей (Иов.9:2) (см.: Синер­гия).

Оправ­да­ние, как изгла­жде­ние греха, пред­по­ла­гает вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­ной славы. Оно совер­шится в пол­ноте в жизни буду­щего века, но начало ему пола­га­ется уже ныне, как некое само­от­кро­ве­ние Божие в чело­веке. епи­скоп Кас­сиан Без­об­ра­зов

***

Почему иудеи не могли оправ­дать себя посред­ством закона?

Вет­хо­за­вет­ный период был посвя­щен под­го­товке людей к При­ше­ствию Спа­си­теля. В этом отно­ше­нии закон играл не глав­ную спа­си­тель­ную, а вспо­мо­га­тель­ную роль.

Испол­не­ние закона спо­соб­ство­вало огра­ни­че­нию рас­про­стра­не­ния зла, влияло на нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние иудеев, а через них и на языч­ни­ков. Между тем, посред­ством закона чело­век не мог сде­латься совер­шен­ным настолько, насколько это стало воз­мож­ным после осу­ществ­ле­ния Искуп­ле­ния и обра­зо­ва­ния Церкви, во главе кото­рой встал Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Ветхий чело­век не был спо­со­бен жить по тем нормам, по кото­рым живет чело­век во Христе, Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь не имела тех бла­го­дат­ных спа­си­тель­ных средств, коими Бог наде­лил Цер­ковь Хри­стову.

Труд­ность посто­ян­ного испол­не­ния тре­бо­ва­ний вет­хо­за­вет­ного закона демон­стри­ро­вала глу­бину чело­ве­че­ской гре­хов­но­сти, вскры­вала духов­ную немощь. Так чело­век раз за разом убеж­дался, что без особой Боже­ствен­ной под­держки ему нико­гда не выбраться из про­па­сти греха. Через такую само­оценку многие люди с ещё боль­шим жела­нием чаяли встречи с обе­то­ван­ным Пома­зан­ни­ком.

К сожа­ле­нию, когда Сын Божий пришёл в мир, далеко не все иудеи выра­зили Ему при­зна­ние и покор­ность. Несмотря на знание иуде­ями той непре­лож­ной истины, что «страх Гос­по­день отго­няет грехи; не име­ю­щий же страха не может оправ­даться» (Сир.1:21), для многих из них страх перед ложно интер­пре­ти­ро­ван­ным зако­ном ока­зался выше, чем страх перед Зако­но­да­те­лем, страх Гос­по­день.

Если Гос­подь иску­пил всех людей вообще, то не сле­дует ли из этого, что все люди будут спа­сены авто­ма­ти­че­ски?

Несмотря на то, что Гос­подь пришёл ради спа­се­ния всех людей, это не повод счи­тать, что все без исклю­че­ния люди удо­сто­ятся Цар­ства Небес­ного.

Соб­ственно, неко­то­рые идео­логи про­те­стан­тизма сузили эту идею до мысли, что спа­сутся не все люди вообще, а все те, кто уве­рует в исто­рич­ность Христа и Его Боже­ствен­ное досто­ин­ство. Отча­сти это пред­по­ло­же­ние осно­вы­ва­ется на про­из­воль­ной интер­пре­та­ции сви­де­тель­ства Сына Божия о том, что веру­ю­щий в Него и в Послав­шего Его «на суд не при­хо­дит» (Ин.5:24), «имеет жизнь вечную» (Ин.6:47). Другое осно­ва­ние фун­ди­ро­вано внут­рен­ней убеж­ден­но­стью, что глав­ным моти­вом доб­ро­воль­ного шествия Иску­пи­теля на Крест­ные Стра­да­ния и смерть слу­жило реше­ние Отца пере­на­пра­вить на Сына Свой гнев, пред­на­зна­чав­шийся греш­ни­кам, и тем самым изба­вить их от спра­вед­ли­вого воз­мез­дия. Доб­ро­воль­ная Жертва Без­греш­ного Сына имела бес­ко­неч­ную цену и, стало быть, всякий, кто при­знает Христа своим Гос­по­дом и Иску­пи­те­лем, спа­сётся.

Между тем из Боже­ствен­ного Откро­ве­ния сле­дует другое. Дей­ствие Искуп­ле­ния и дей­стви­тельно было направ­лено на всех людей вообще. Однако, чтобы чело­век смог при­об­щиться к плодам Крест­ной Жертвы, необ­хо­димо дея­тель­ное уча­стие в деле Спа­се­ния. Дар Спа­се­ния вос­при­ни­ма­ется по вере, однако речь не идёт о баналь­ном согла­сии разума при­знать дей­стви­тель­ность суще­ство­ва­ния Гос­пода Иисуса Христа и Его Подвига (в эту дей­стви­тель­ность веруют даже и бесы (Иак.2:19), однако им уго­то­вано место в огне).

Для Спа­се­ния необ­хо­дима истин­ная вера, мыс­ли­мая как союз Бога и чело­века (Рим.5:1). Это — Пра­во­слав­ная вера. Она стя­жа­ется не в Церкви вообще, а в Единой и Истин­ной Пра­во­слав­ной Церкви. Именно об этой Церкви Гос­подь гово­рил, что врата ада её не одо­леют (Мф.16:18), и сле­до­ва­тельно, пред­ста­ви­тели именно этой Церкви, соблю­да­ю­щие запо­веди, станут при­част­ни­ками высших нетлен­ных Даров.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки