святитель Амвросий Медиоланский

ГЛАВА XXXV. О храбрости, которая проявляется или на войне, или в житейском быту; из них первая без справедливости и благоразумия не считается даже добродетелию; вторая же по преимуществу сказывается в терпении

175. В трактате о справедливости мы достаточно сказали о природе и значении честнаго. Теперь мы будем говорить о храбрости295, которая, как бы возвышаясь над другими добродетелями, проявляется (dividitur) или в военных подвигах, или житейских делах. Но военныя дела представляются чуждыми нашему сану, потому что мы по долгу нашему заботимся больше о душе, чем о теле, и наша деятельность имеет в виду не войны, а дела мира. Праотцы же наши, напр. Иисус Навин, Иеровоам, Самсон, Давид снискали себе великую славу своими военными подвигами.

176. Но хотя храбрость и превосходит другия добродетели, однако она никогда не остается без спутников, (т. е. без других добродетелей), ибо она не доверяет даже себе самой; ведь храбрость без справедливости296 есть повод (materia) к (допущению) неправды. Чем кто сильнее, тем он скорее притесняет более слабаго; в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет?

177. Никогда Давид не предпринимал войны, если только не вызывался (на то самими врагами). В сражении же благоразумие у него шло рука об руку (comitem) с храбростию. И намереваясь сразиться в поединке с Голиафом, человеком исполинскаго роста297, он отказался от отягощавшаго его оружия (I Цар. XVII, 39), ибо добродетель больше доверяет298 своим собственным силам, чем чужим доспехам. Потом, издали, – чтобы удар был сильнее, – он камнем поразил врага. А после того он никогда не начинал войны иначе, как по испрошении совета (II Цар. V, 19 и сл.) от Господа (consulto Domino). И потому во всех сражениях он остался победителем, и до самой глубокой старости сохранил воинскiй пыл, (как это было) в предпринятой им войне против филистимлян299, когда он принимал участие в походе вместе с (своими) храбрыми (ferocibus) войсками, – жаждал славы и не заботился о собственной жизни (II Цар. XXI, 15 и сл.).

178. Но славна не только эта храбрость, – мы знаем еще о славной храбрости тех, которые через веру величием (своего) духа «заградили уста львов, угасили силу огня, избегли острия меча, из слабых сделались храбрыми (convaluerunt de infirmitate fortes)»300 (Евр. XI, 33–34), которые без чужой помощи (comitatu) и без содействия легионов, только (nuda) силою (своего) духа одержали не общую многим, а им исключительно принадлежащую победу над неверными (singularem de perfidis triumphum). Сколь не победим Даниил, который не устрашился рыкающих вокруг него львов. Ревели звери, а он обедал (XIV, 38).

* * *

295

Cic. De off. I, 18, 61: Intellegendum autem est, cum proposita sint genera quattuor, e quibus etc.

296

Cic. De off. I, 19, 62: Sed ea animi elatio, quae cernitur in periculis et laboribus etc.

297

Mignë immani mole corporis virum; Krab.: immanem mole corporis virum.

298

Mignë nititur; Krab.: innititur.

299

В тексте: исполинов titanas.

300

Текст св. Амвросия в конце несколько отличен от текста греческаго и Вудьгаты. В первом читаем: ένεδυναμώθησαν άπο άσθενείας, έγενήθησαν ισχυροί έν πολέμφ. В Вульгате: convaluerunt de infirmitate, fortes facti sunt in bello. Св. Амвросий из двух предложений сделал, повидимому, одно.



Источник: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministorum). / пер. с латин. Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева. – Москва- Рига: Благовест. 1995. – 412 с. / Об обязанностях священнослужителей. Книга 1. – 33-203 с.

Вам может быть интересно:

1. Об обязанностях священнослужителей. Книга 2 святитель Амвросий Медиоланский

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Священник, священство схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Священник святитель Григорий Богослов

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Зина – муч. профессор Александр Павлович Лопухин

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иона, Иеромонах митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Библейская энциклопедия – Сефа архимандрит Никифор (Бажанов)

7. Письма – 308. Соединять ум с сердцем при молитве тебе еще рано. Молись со вниманием, удерживай помыслы свои от скитания преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Послания – Послание 30(89). К Симеону, монаху преподобный Феодор Студит

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского – Совершенство преподобный Макарий Великий, Египетский

10. Толкование на пророка Иеремию – Глава 39 блаженный Феодорит Кирский

Комментарии для сайта Cackle