Симон, архиепископ Рязанский и Зарайский (Лагов Стефан)
Родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды в семье монастырского крестьянина.
В 1736 году за хороший голос Стефан был взят певчим в хор епископа Вологодского Амвросия (Юшкевича; † 1745).
В 1740 году Стефан был определён архиепископом Амвросием для обучения в Новгородскую духовную семинарию.
В 1754 году по окончании семинарии Стефан начал педагогическую деятельность в Московской духовной академии.
С 1755 года – учитель Новгородской духовной семинарии.
С 1757 года – вице-префект Новгородской духовной семинарии.
10 апреля 1758 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
28 апреля 1758 года назначен префектом семинарии.
В январе 1759 года возведён в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря.
С 22 апреля 1759 года – вице-ректор Новгородской духовной семинарии.
8 ноября 1759 года того же года назначен ректором.
В августе 1761 года определён архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря и вскоре назначен членом Святейшего Синода.
28 октября 1764 года переведён в Московский Новоспасский монастырь.
6 сентября 1769 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого.
31 марта 1778 года переведён епископом Рязанским и Шацким.
После кончины епископа Тамбовского Феодосия (Голосницкого;
1786) в течение полутора лет управлял Тамбовской епархией.
С 16 октября 1799 года именовался Рязанским и Зарайским.
6 ноября 1792 года возведён в сан архиепископа.
Скончался 17 января 1804 года.
Архиепископ Симон – замечательный церковный деятель, сверстник и друг святителя Тихона Задонского (Соколова; † 1783, память 13/26 августа). Воспитанные в одной семинарии, вместе в один день постриженные в монашество и долгое время служившие при Новгородской духовной семинарии, они обладали и многими сходными чертами характера. И тот, и другой проявляли особую заботу о просвещении народа и священников, о повышении нравственного уровня и общественного положения духовенства. Так же как и святитель Тихон, архиепископ Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостью, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть не узнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся. Память о нём свято хранится на месте его служения. Отдавая дань духу времени, архиепископ Симон вынужден был иногда устраивать пышные торжества. Один из таких праздников был устроен им по случаю заключения мира с Турцией в 1777 году, а другой – по случаю рождения великого князя Александра Павловича.
Умный и энергичный, архиепископ Симон за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий.
Он был выдающимся церковным проповедником. Проповедь для него была главным орудием борьбы с расколом, а послания к духовенству или ко всей пастве – любимой формой учительства. По его просьбе учителя Рязанской семинарии составили для духовенства его епархии «Наставление о состязании с раскольниками», которое вышло в свет в Москве в 1807 году. Наряду с множеством проповедей он написал «Увещательное послание» к рязанским старообрядцам (1798), изданное лишь в 1852 году. Преосвященный обязывал священнослужителей произносить в церкви проповеди. Для приобретения опыта проповедничества он учредил методическое толкование катехизиса.
Труды:
Краткое поучение, како подобает стоять в церкви Божией. 1787.
О Пасхалии. 1799.
Увещательное послание 1798 года к рязанской пастве против раскольников. СПб., 1852.
Наставление о состязании с раскольниками. М. 1858.
Поучение костромской пастве. 1776.
Новое собрание поучений. 1778–1796.
Слова и речи, говорённые в Рязани (1779–1781).
Литература:
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. № 124.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 57, 60, 145, 417, 849.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1403, 1411.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 124.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 399.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 135.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 387–388.
Исторический вестник. СПб., 1880, февраль, стр. 646–647.
Исторический вестник. СПб., 1888, июль, стр. 202–203.
Православный собеседник. Казань. 1875, ноябрь-декабрь, стр. 354–411.
Православный собеседник. Казань. 1898, октябрь, стр. 408.
Православный собеседник. Казань. 1909, июль-август, стр. 212, 224, прим.
Православный собеседник. Казань. 1912. октябрь, стр. 578.
Странник. СПб., 1870, ч. 2, стр. 73–120, 155–193.
Русский архив. М. 1900. Кн. 3. № 1, стр. 429.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под ред, стр.Н. Южакова. СПб., 1900–1905, т. 17, стр. 388.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1973.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 29 (кн. 58), стр. 937–938.
Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, – Т. 18, стр. 499.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 195, 302, 306, 560; т. 8, ч. 2, стр. 159, 430.
Кученкова В.А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998, стр. 11–13.