Оптина Пустынь

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск

Россия Калужская область Козельск

Идёт загрузка карты…
Введенская Оптина Пустынь

Введенская Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. По древнему преданию, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий.

Яндекс.Погода

В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников.

Расположение и внешний вид

Обитель находится в 2-х километрах на северо-восток от г. Козельска. Дорога к монастырю пересекает реку Жиздру и продолжается вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была выстроена небольшая ограда и четыре наугольные башни. В 2-х км. от монастыря расположена станция Тупик.

В соответствии с планом монастырь почти квадратный. По центру расположен главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно располагаются церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построена в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За рощей расположен скит, в котором совершаются круглосуточные богослужения. По информации на 2009 год в нём 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него запрещалось рубить лес, чтобы он навсегда был закрытым. Ещё сохранились домики, в которых останавливались Гоголь и Достоевский. Также сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), построенная из того самого леса, который рос на месте нынешнего скита. Нахождение мирян в скиту не благословляется.

История

События многовековой истории Оптиной пустыни сменяли друг друга. Расцвет монастыря сменялся упадком, но по великой милости Божией святая Оптина расцветала вновь и вновь. В настоящее время Оптина пустынь переживает свой расцвет наступивший после страшных событий XX-го века: закрытия монастыря, разрушения храмов. Неизменным оставалось одно: великое и святое старческое служение, которым славилась Оптина. В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников.

XV—XVIII века

Оптина Пустынь 15.jpg

По древнему преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, который был переписан с древнего синодика, позволяет говорить о том, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она была прибежищем для старцев и стариц, которые жили раздельно под управлением одного духовного отца. Соборным определением 1503 года было запрещено совместное проживание в одной обители монахам и монахиням.

Первые письменные данные об Оптиной пустыни относятся ко времени царствования Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) говорится, что монастырю дано на "свечи и ладан" для поминовения царя Феодора Иоанновича. Когда закончилось смутное временя Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, в том числе литовского разорения. В старейшей вкладной книге 1670 года имеются данные о вкладах царствующих особ.

В 1689 году началось строительство первой каменной церкви Введения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В XVIII века материальное состояние монастыря было тяжёлым. С 1704 года по указу Петра I Оптиной пустыни было предписано платить оброк государству. Деньги были необходимы для строительства Петербурга и войны со шведами. Оброк был очень тяжелым для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно сделать вывод о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в монастыре было всего 12 человек.

Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту с присоединением к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Деревянные строения за годы упразднения обители пришли в негодность.

В конце 1726 года указом императрицы Екатерины I Оптина пустынь была восстановлена. Указом архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.

В 1741 году было положено начало строительству деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм был почти готов, в том же году освящён был придел Пафнутия Боровского.

В 1764 года указом Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь пополнила число заштатных монастырей в Крутицкой епархии.

В 1768 году было завершено строительство нового соборного храма. Большую помощь в благом деле оказали вклады новых благодетелей. По отчету 1770-го года в обители числилось три монаха. В 1773 году в монастыре было только два монаха — оба глубокие старики.

Состояние монастыря изменилось в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон уделял должное внимание нуждам обители. В 1796 году он посетил Оптину, и ему очень понравилось это место. Благодаря его решению в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году в монастыре стало 12 монашествующих.

В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) уделял особое внимание нуждам возрождающейся обители.

XIX век

В 1802 году было положено начало строительству новой трехъярусной колокольни высотой 30 сажень. С двух сторон к колокольне были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году закончилось строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году началось строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью кельями. Материал необходимый для строительства храма был пожертвован надворным советником Камыниным. Храмы были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году была освящена больничная, а 23 октября 1811 года освятили и Казанскую церковь.

18 января 1809 года в соответствии с прошением игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти монашествующих.

В 1821 году в монастыре был устроен скит. В скиту селились пустынники — люди, которые множество лет провели в абсолютном уединении. Духовной жизнью монастыря стал ведать старец. В обитель потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобретал угодья, была приобретена мельница, обустроены каменные здания.

С Оптиной пустынью связаны эпизоды из жизни некоторых писателей и мыслителей России. В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время. Известно, что некоторые детали в «Братьях Карамазовых» появились благодаря впечатлению от этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

XX век

Оптина Пустынь в начале XX века

23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но некоторое время монастырь существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года сельхозартель была закрыта. Святая обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник монастырь получил новое название - «Музей Оптина пустынь».

На территории Оптиной пустыни в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. Но в ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР было размещено около 5000 польских офицеров, которых в скором времени отправили в Катынь на расстрел.

Во годы Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

Только 17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери была совершена первая Божественная Литургия.

1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

Храмы и святыни

Действующие храмы

  • Введенский собор — главный храм обители. Построенный в 1750—1771 годах собор был освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. В Введенском храме ежедневно совершаются следующие службы: полунощница, ранняя Литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя Литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху установлены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Этот храм самый большой в Оптиной Пустыни. Ежеднвно в нём совершается вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние Литургии.
  • Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для святынь: обретенных 7-10 июля 1998 г. - св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
  • Храм в честь прп. Илариона Великого. Построен в 1874 г. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: Крещение, отпевание усопших.
  • Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту. Построен в 1825 г. Престол один - в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Храм построен в 1997—2000 гг. Расположен на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
  • Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и старцев оптинских.

Восстанавливающиеся храмы

  • Храм в честь прп. Марии Египетской: В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Располагаются на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещена паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонним вход не благословляется.
  • Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. Ныне на месте их погребения построена каменная часовня.

Оптинские старцы

Прп. Амвросий Оптинский

На Поместном соборе 1988 года состоялось прославление иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Остальные старцы были прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году их прославление состоялось общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, которая была подготовлена Синодальной богослужебной комиссией.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

  • Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, которая проходила в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  • Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  • Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были восстановлены старые и построены новые храмы и здания обители. Видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  • Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются удивительным плодом его отеческой любви и дара учительного слова.
  • Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православия.
  • Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.
  • Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  • Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  • Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и преемник преподобного Амвросия, явивший собой образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
  • Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  • Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  • Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  • Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  • Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Оптинские новомученики

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, которые пострадали в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе), Никон, Севастиан (Фомин); мученик Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится по сей день. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года. Жанр книги — летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В 2007 году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого была посвящена гонениям советского периода. Готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), мученика Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

Престольные праздники

Дни памяти оптинских старцев

  • 26 декабря / 8 января — прп. Исаакия II
  • 25 января / 7 февраля — прп. Анатолия I
  • 31 января / 13 февраля — Обретение мощей прп. Исаакия I
  • 1 / 14 апреля — прп. Варсонофия
  • 29 / 12 мая — прп. Нектария
  • 9 / 22 мая — прп. Иосифа
  • 16 / 29 — прп. Моисея
  • 25 июня / 8 июня — прп. Никона
  • 27 июня / 10 июля — обретение мощей прпп. Старцев: Амвросия, Варсонофия, Льва, Макария, Иллариона, Анатолия
  • 3 / июля — перенесение мощей прп. Нектария в Оптину Пустынь
  • 30 июля / 12 августа — прп. Анатолия II
  • 7 / 20 августа — прп. Антония
  • 22 августа / 4 сентября — прп. Исаакия I
  • 7 / 20 сентября — прп. Макария
  • 18 сентября / 1 октября — прп. Иллариона
  • 3 / 16 октября — обретение мощей прп. Иосифа
  • 10 / 23 октября — прп. Амвросия
  • 11 / 24 — прп. Льва. Собор прпп. Старцев Оптинских
  • 13 / 26 декабря — обретение мощей прп. Моисея и Антония

Престольные праздники святой обители

Фото

Видео

Как добраться

Проезд:

Железной дорогой. От Москвы до Козельска прямого железнодорожного сообщения нет, поэтому можно добраться с Киевского вокзала следующими направлениями:

Москва-Калуга: №6151, №6171, №6157, №6159, №6161 отправление соответственно в 09:20, 12:20, 16:05, 18:19, 20:47. Время в пути 3~3.5 часа. Более подробно можно узнать здесь.

Калуга-Сухиничи: №6131, №6133, №6135, №6137, №6393/6395 отправление в 05:38, 08:38, 12:22, 17:10, 18:08, Время в пути ~2 часа. Более подробно можно узнать здесь.

Сухиничи-Козельск: №6416, отправление соответственно в 20.13. Время в пути 45 мин. Более подробно можно узнать здесь.

Через Козельск проходят транзитом поезда Челябинск — (Могилев, Брест, Минск, Калининград, Гомель, Витебск). Номера этих поездов — 054К, 304Б, 414Б, 426Ч, 054К, 112Б, 605Б, 425У, 413Б, 303Б. Также транзитом останавливается поезд №131У Оренбург — Брест. Расписание и маршрут следования можно узнать в кассах или здесь.

Обратно можно уехать из Козельска. Тел. автовокзала в Козельске: 8 (48442) 2-25-02.

Автобусом. От автобусной станции Теплый Стан (Москва), находящейся в 50 м. от станции метро Теплый Стан, ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва — Козельск. В метро удобнее выходить из первого вагона от центра, далее — по подземному переходу направо до конца и налево вверх. Пройдя немного вперед, после бензоколонки «ЮКОС» справа увидите автостанцию.

Рейсовый автобус отправляется ежедневно из Москвы в 07:00, 07:30, 07:50, 08:45, 09:45, 10:45, 12:00, 14:00,16:00, 17:00, 18:40. Маршрут в 18:00 ходит в понедельник, вторник, среду, четверг и субботу. Два маршрута в 12:45 и 15:00 идут до Сосенского ежедневно и заезжают на автостоянку в монастырь.

Ориентировочная стоимость билета (на 01.03.2015) составляет 600.00 руб. Время в пути 4–5 часов. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров, которые можно либо пройти пешком, либо доехать на маршрутке. Более подробную информацию можно узнать по телефону (495) 781-96-65 (справочная автовокзала) и здесь.

Также в монастырь можно приехать через паломническую службу московского подворья монастыря. Подробнее об этом можно узнать на страничке экскурсионной службы.

На личном транспорте из Москвы. Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы - и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно - по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель "Калуга-Тула"). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям на Козельск.

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот.

Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой "Калуга", здесь уходим влево.

Через несколько километров, после поворота, будет указатель.

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость был построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

Далее дорога ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.

После поворота - открывается прекрасный вид на монастырь Оптина пустынь.

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

Адрес: 249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь»

Тел.: 8 (48442) 50-139, (920) (экскурсионная служба); 8 (48442) 50-166 (дом паломника)

E-mail: palomnik@optina.ru, exursion@optina.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте монастыря.

Информация для паломников

Экскурсионная служба Оптиной Пустыни знакомит паломников с духовным наследием обители, ей преподобными старцами и будничной жизнью монастыря.

Время работы экскурсионной службы — ежедневно с 8:30 до 17:00.

Средняя продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа.

Сумма пожертвований зависит от количества экскурсантов в группе: 150–200 рублей для взрослого человека и 50 рублей для детей. Возможно также проведение индивидуальных экскурсий для небольших групп (от 1 до 10 человек), пожертвования 2000 рублей.

Приезжающим в Оптину Пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

1. Общие паломнические гостевые дома:

Восьмиместные комнаты, санузел на этаже, чайная.

Стоимость поселения: 300 рублей за ночь.

Предварительный заказ мест производится только для организованных паломнических групп по телефону (48442) 50-166.

2. Гостевые пятикомнатные домики:

Душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.

Стоимость поселения:

  • одноместная комната - 1000 рублей за ночь
  • двух-трехместная - 800 рублей за ночь с человека
  • четырехместная - 600 рублей за ночь с человека

3. Поселение в Предтеченском Скиту:

Мужчинам, приезжающим в Оптину Пустынь на длительный срок с целью проживания в монастыре и трудничества на монастырских послушаниях, после краткого собеседования предоставляется возможность поселения на территории Предтеченского Скита.

4. Гостиница для священнослужителей:

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной в юго-восточной части монастыря.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

Ссылки